<< Пред.           стр. 1 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

  ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
 
  УЧЕБНИК
 
  под редакцией Действительного члена международной Академии
 информатизации, доктора экономических наук, профессора Ильенковой С.
 
  Базовый профессиональный курс управления инновационной деятельностью,
 охватывает проблемы оформления инновационных проектов, анализа спроса на
 научно-техническую продукцию, оценки эффективности инноваций.
 
  ВВЕДЕНИЕ
  Появление в учебных планах российских вузов дисциплины "инновационный
 менеджмент" продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их
 воплощение в новых ... и технике является основой экономического развития.
  Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление
 инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих
 единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется
 реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления
 инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во
 времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях
 или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер.
 Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и
 управления экономикой.
  Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения
 анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты,
 занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений
 - инновационные менеджеры.
  Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и
 экономико-психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические
 знания.
  Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса,
 стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
  Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм,
 заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений,
 конкурирующих друг с другом. Поэтому существует рыночный отбор нововведений,
 в котором участвуют инновационные менеджеры.
  Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных
 структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские
 организации, конструкторские бюро и др.),выполняя функции создания
 творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование
 портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют
 научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны
 обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также
 быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность
 нововведений.
  Новый сложный этап реформирования экономики России требует подготовки
 специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления
 научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на
 рынке нововведений.
  В современных условиях существуют проблемы финансирования инновационной
 деятельности, проводятся конкурсы грантов. Участие в конкурсе может принести
 успех при условии правильного оформления конкурсных документов.
  Отечественная школа инновационного менеджмента уже имеет несомненные
 достижения, чему в определенной степени способствовало учебное пособие,
 подготовленное коллективом ученых ГАУ (менеджмент организации. Под ред.
 д.э.н. проф. Румянцевой З. П., д.э.н. проф. Соломатина Н. А., 1995 г.).
  Предлагаемый вниманию читателей учебник "Инновационный менеджмент"
 соответствует требованиям подготовки специалистов в области менеджмента. Его
 цель - обобщить достижение мировой и отечественной науки и практики
 управления инновационными процессами, оказать помощь студентам, аспирантам,
 молодым ученым, руководителям научно-исследовательских организаций и других
 структур экономики России в освоении инновационного менеджмента.
  В учебнике нашли отражение проблемы, связанные с инновациями
 материального и нематериального характера, а также организационного;
 показаны особенности управления исследовательскими проектами; изложены
 вопросы управления созданием и освоением новой техники и технологии;
 изложена методика анализа спроса на научно-техническую продукцию;
 рассмотрены направления оценки эффективности инноваций и инновационной
 деятельности.
  В написании учебника участвовали ученые кафедры менеджмента и статистики
 фирм Московского Государственного Университета экономики, статистики и
 информатики (МЭСИ); центра исследований и статистики науки Комитета по науке
 и технологиям РФ, Новомосковского института Российского
 химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева, Финансовой
 академии при Правительстве России.
  Авторы заранее благодарны всем, кто сочтет целесообразным дать свои
 предложения и замечания по совершенствованию учебника.
 
  ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
  1.1. Понятие инновации и инновационного процесса
  В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как
 превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный,
 воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в
 нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических
 исследований НТП.
  Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике
 России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий:
 "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное
 решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомим читателей с
 различными взглядами на ее сущность.
  В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку
 содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические,
 экономические, организационные, управленческие и др.
  Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и
 локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и
 подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в
 основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э.,
 Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в
 зависимости от объекта и предмета своего исследования.
  Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором
 изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон
 считает, что инновация -- это совокупность технических, производственных и
 коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных
 промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это
 такой общественный - технический - экономический процесс, который через
 практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по
 своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на
 экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести
 добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую
 научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную
 предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент
 динамизации экономического развития.
  В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют
 понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в
 Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
  Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций -
 рекомендации международных организаций в области статистики науки и
 инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной
 экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат
 инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или
 усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или
 усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической
 деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
  Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
  Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое
 содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной
 деятельности является функция изменения.
  Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
  1. Использование новой техники, новых технологических процессов или
 нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).
  2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
  3. Использование нового сырья.
  4. Изменения в организации производства и его материально-технического
 обеспечения.
  5. Появление новых рынков сбыта.
  Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы
 он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и
 использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и
 транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
  В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции
 признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо
 выраженные стадии.
  Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В
 последнем случае инновация представляется как конечный результат
 научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный
 круг проблем.
  Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и
 близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и
 распространением инноваций.
  Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как
 жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
  Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав
 новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
  Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения
 выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по
 мере практического применения превращаются в научно-технические инновации.
 Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового
 знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации
 (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и
 научно-технических разработок в процессе производства с целью их
 коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов
 потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая
 новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по
 отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения
 которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный
 результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве
 особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией
 новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в
 производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных
 потребностей.
  Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с
 учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три
 свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость,
 коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно
 сказывается на инновационном процессе.
  Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость,
 осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два
 момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые
 технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы
 труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию",
 превращающую их в источник дохода.
  Следовательно, научно-технические инновации должны: а) обладать новизной;
 б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.
  Распространение нововведений, как и их создание является составной частью
 инновационного процесса (ИП).
  Различают три логических формы инновационного процесса: простой
 внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и
 расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества
 внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает
 непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном
 процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма
 инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя
 новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный
 процесс проявляется в создании все новых и новых производителей
 нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует
 через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств
 выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует
 как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и
 потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является
 технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться
 в одном хозяйственном субъекте.
  По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его
 органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения.
 Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований,
 опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта,
 организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется
 полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой
 реализации.
  На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между
 производителями нововведения (НВ), а также между производителями и
 потребителями.
  В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные
 характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность
 нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и
 широту диффузии НВ в рыночной экономике.
  Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение
 передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во
 времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п.,
 являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными
 словами диффузия - это распространение уже однажды освоенной и
 использованной инновации в новых условиях или местах применения.
  Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость
 которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей
 восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к
 практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что
 хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде,
 проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к
 их усвоению.
  В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ
 определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом
 передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами
 самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с
 традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и
 технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.
  Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее
 взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением,
 существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно
 теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного
 увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании
 более высокой прибыли.
  Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы;
 ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой,
 относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной
 движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из
 хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных
 преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять
 одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.
  Нужно исходить из того, что внедрение НВ является трудным и болезненным
 процессом для любой организации.
  Во всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым
 субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые
 предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно,
 так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая
 фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем
 все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов
 принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина
 неопределенности связана с самыми новыми технологиями .На ранних стадиях
 диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной.
 Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и
 использования НВ. Однако со снижением неопределенности и риска применения
 новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и
 снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от
 использования любого нововведения - временна и снижается с приближением
 предела его распространения.
  Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов,
 так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые
 технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора.
 Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии с большим
 числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий
 определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних
 реципиентов будет большим по сравнению с выполнением последующих.
  Вместе с тем трудно оценить относительные преимущества НВ в ранней фазе
 их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой
 ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет
 выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить
 конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс
 последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые
 будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта,
 когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и
 их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие
 реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности
 альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми
 альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.
  Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.
  Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует
 хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники.
 Можно отметить, что инновация - это такой технико-экономический цикл, в
 котором использование результатов сферы исследований и разработок
 непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые
 оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это подтверждают
 различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И.
 Шумпетера и др.).
  По мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается на
 отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде
 функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения
 труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично
 воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно
 проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как

<< Пред.           стр. 1 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу