<< Пред.           стр. 2 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 предпосылки возникновения новой техники, то есть повышается технологический
 уровень инновационной системы и ее составных элементов, повышается тем самым
 восприимчивость к инновациям.
  В общем виде ИП можно представить в развернутом виде так:
  ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,
  где
  ФИ - фундаментальное (теоретическое) исследование;
  ПИ - прикладные исследования;
  Р - разработка;
  Пр - проектирование;
  С - строительство;
  ОС - освоение;
  ПП - промышленное производство;
  М - маркетинг;
  Сб - сбыт.
  Схема 1. Модель инновационного процесса
  Анализ этой формулы требует абстрагирования от факторов обратной связи
 между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который
 может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз
 (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д.
  Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое
 исследование), что связано с понятием научная деятельность. Разумеется,
 каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной
 деятельностью, связанной с ФИ.
  Что же представляет собой научная работа, от развития которой зависит
 появление новшеств? Научная работа - исследовательская деятельность,
 направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных
 сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной,
 оригинальностью, доказательностью.
  Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к
 ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и
 стандартными приемами.
  Рассматривая ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить
 исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку
 новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области
 теории вопроса.
  Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением
 конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом
 инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических
 исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом
 предыдущих знаний о предмете.
  Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных
 исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по
 схеме 2:
 
 
 
 
 
 
 
 
  Схема 2. Развитие ФИ
  Только некоторые фундаментальные исследования воплощаются в ПИ - Р - ПР и
 т. д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь
 отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом не
 все применяются на практике. Цель ФИ - познание и развитие процесса(теории
 вопроса).
  Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это -
 "овеществление знаний", их преломление в процессе производства, передача
 нового продукта, технологической схемы и т. д.
  В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования,
 что плавно переходит в фазы. Проектирование (Пр), строительство (С),
 освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М - Сб) связаны с
 коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.
  Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями
 инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую
 деятельность.
  Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм
 управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми
 этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
  Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны:
  * постановка цели и выбор стратегии
  * четыре цикла.
  Сказанное наглядно представлено на схеме 3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Планирование: составление плана реализации стратегии.
  2. Определение условий и организация: определение потребности в
  ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла,
  постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
  3. Исполнение: осуществление исследований и разработок,
  реализация плана.
  4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий,
  накопление опыта. Оценка эффективности инновационных
  проектов; инновационных управленческих решений; применения
  новшеств.
  1.2. Научно-техническая и инновационная деятельность
  Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым
 условием развития инновационных процессов и управление этой областью
 является одной из задач инновационного менеджера.
  Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием,
 распространением и применением научно-технических знаний. Она включает:
 научные исследования и разработки; научно-техническое образование и
 подготовку кадров; научно-технические услуги.
  Научные исследования и разработки представляют собой творческую
 деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке,
 природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.
  Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные
 исследования, прикладные исследования, разработки.
  Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические
 исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут
 быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о
 проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.
  В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют
 целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой
 оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей
 использования результатов фундаментальных исследований; новых методов
 решения тех или иных проблем.
  Разработки - это работы, направленные на создание новых продуктов или
 устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или
 усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть
 связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или
 технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового
 объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы
 знаковых средств (проектные работы); технологических процессов, то есть
 способов объединения физических, химических, технологических и других
 процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный
 полезный продукт (технологические работы); созданием опытных образцов
 (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого
 новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных
 и накопления опыта . (это находит отражение в технической документации по
 применению нововведений).
  Таким образом, научные исследования и разработки включают:
  * конструкторские работы;
  * проектные работы;
  * технологические работы;
  * создание опытных образцов;
  * проведение испытаний.
  Для изучения рынка новшеств инновационный менеджер должен учитывать, что
 статистическая информация о научных исследованиях и разработках дается не
 только по видам работ, но и по секторам науки, социально-экономическим целям
 и отраслям науки.
  Рассмотрим теперь понятие научно-технической услуги.
  Научно-технические услуги охватывают деятельность, связанную с научными
 исследованиями и разработками и способствующую распространению и применению
 научно-технических знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься:
  * научные организации в качестве неосновной деятельности;
  * самостоятельные организации, созданные для этих целей ( институты
 научно-технической информации, библиотеки, архивы и др.).
  К научно-техническим услугам относятся: предоставление научно-технической
 информации; перевод, редактирование и издание научно-технической литературы;
 изыскания (геологические, гидрологические, топографические и др.); разведка
 полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях;
 испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовка и
 реализации конкретных проектов (кроме научных исследований и разработок,
 обычных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность.
  Научные исследования и разработки отличаются от других видов деятельности
 наличием в них значительного элемента новизны.
  Объектами управления в инновационном менеджменте является процесс
 внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования
 научных исследований и разработок.
  Инновационная деятельность - понятие более широкое. Она включает
 научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую
 и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные
 исследования и разработки, являясь источником новых идей , осуществляются на
 различных этапах инновационного процесса.
  В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной
 деятельности:
  * инструментальная подготовка и организация производства (приобретение
 производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в
 процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества
 изготовления нового продукта или применения нового технологического
 процесса);
  * пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие
 модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала
 для применения новых технологий и оборудования, а также пробное
 производство, если предполагается доработка конструкции;
  * маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом
 нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка,
 адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
  * приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов,
 лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг
 технологического содержания;
  * приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему
 технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или
 процессных инноваций);
  * производственное проектирование (подготовка планов и чертежей,
 предусмотренных для определения производственных процедур, технических
 спецификаций, эксплуатационных характеристик).
  Источниками финансирования науки и инноваций в России являются
 собственные средства организаций (предприятий), выполняющих научные
 исследования и разработки или осуществляющих инновации; средства бюджета, в
 том числе федерального (для научных исследований и разработок), бюджетов
 субъектов федерации и местных бюджетов, получаемые организацией
 непосредственно или по договорам с заказчиком; средства внебюджетных фондов
 (фонда стабилизации экономики, фонда регионального развития, отраслевых и
 межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и
 опытно-конструкторских работ, российского фонда технологического развития и
 др.); иностранные источники (средства, получаемые от юридических и
 физических лиц, находящихся вне политических границ государства, а также от
 международных организаций).
  Выше было сказано, что инновация является результатом инновационной
 деятельности.
  Перейдем к более подробному изложению сущности инноваций и инновационной
 деятельности.
  Резюме
  Инновационным процессом называется подготовка и осуществление
 инновационных изменений.
  ИП состоят из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое.
  Результатом ИП является инновация как реализованное использованное
 изменение.
  Большое значение для осуществления инновационных процессов имеет
 диффузия, то есть распространение во времени уже однажды освоенной и
 использованной инновации в новых условиях или местах применения.
  ИП имеет циклический характер.
  Вопросы для повторения
  1. Дайте определение инновации.
  2. На какие группы делятся субъекты инновационного процесса?
  3. Дайте определение научной работы.
  4. Расскажите о циклах инновационного менеджмента.
  5. Что понимают под научными исследованиями и разработками?
 
  ГЛАВА II. ВИДЫ ИННОВАЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО
 МЕНЕДЖМЕНТА
  2.2. Виды инноваций и их классификация
  Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии
 длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и
 использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные
 видоизменения в продуктах и технологических процессах (например,
 эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или
 внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное
 исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры,
 свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и
 компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства
 не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке
 продуктов, с цель. Удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов
 предприятия.
  Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с
 рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
  В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на
 продуктовые и процессные.
  Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых
 полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
 Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые
 технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых
 организационных структур в составе предприятия (фирмы).
  По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире;
 новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы
 предприятий).
  Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
  1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании
 сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии,
 информация и др.);
  3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой,
 производственной, технологической).
  В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
  * радикальные (базовые);
  * улучшающие;
  * модификационные (частные).
  Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата
 стадий жизненного цикла.
  Российскими учеными из научно-исследовательского института системных
 исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с
 учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
  * технологические;
  * производственные;
  * экономические;
  * торговые;
  * социальные;
  * в области управления.
  Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:
  1. По распространенности:
  * единичные
  * диффузные.
  Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых
 условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии
 происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе
 всей экономики.
  2. По месту в производственном цикле:
  * сырьевые
  * обеспечивающие (связывающие)
  * продуктовые
  3. По преемственности:
  * замещающие
  * отменяющие
  * возвратные
  * открывающие
  * ретровведения
  4. По охвату:
  * локальные
  * системные
  * стратегические
  5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

<< Пред.           стр. 2 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу