<< Пред.           стр. 9 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 поколений техники.
  Однако определяющим в формировании конкурентоспособной научно-технической
 политики предприятия (фирмы) служит то обстоятельство, что средства в
 развитие и освоение продукта нужно вкладывать значительно раньше, чем будет
 получен реальный эффект в виде завоеваний прочный позиций на рынке. Поэтому
 стратегическое планирование научно-технической политики требует достоверного
 выявления и прогнозирования тенденций развития каждого поколения
 соответствующей техники на всех стадиях его жизненного цикла. Необходимо
 знать, в какой момент предлагаемое к освоению поколение техники достигнет
 максимума развития, когда к этой стадии придет конкурирующий продукт, когда
 целесообразно начать освоение, когда - расширение, а когда наступит спад
 производства.
  Полный цикл жизни отдельного поколения техники (от первых научных
 разработок принципа действия до снятия с промышленного производства) в
 условиях рыночной экономики, как правило, формируется разнонаправленными
 усилиями множества предприятий и фирм. Он охватывает как минимум три частных
 цикла: научный, изобретательский и производственный. Названные циклы на
 протяжении жизни одного поколения техники друг за другом последовательно, но
 с некоторым взаимным наложением во времени.
  Многочисленными исследованиями доказано, что между этими циклами имеется
 статистическая связь через временной лаг, равный определенному
 средневероятному промежутку времени. Этот лаг располагается между моментом
 появления технического решения (либо между моментом оформления, регистрации
 технической идеи, проекта и т.д., например, получением патента на
 изобретение) и моментом максимального объема использования этой идеи,
 проекта и т.д. в промышленности. В связи с этим научно-техническая политика
 предприятия (фирмы) должна тщательно отслеживать отечественные и мировые
 тенденции развития науки и техники. Чтобы успешно решить эту задачу, нужно
 уметь анализировать потоки документов (информации).
  Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных
 тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов в
 конечном счете можно свети к следующим пяти методам:
  1. Метод структурно-морфологического анализа
  Этот метод предназначен для выявления внутреннего состава предметной
 области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей,
 технических решений и т.п.), что позволяет обоснованно формировать стратегию
 НТПл на подотраслевом уровне.
  2. Метод определения характеристик публикационной активности
  Его специфика связана с тем что поток документов ведет себя как система,
 подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на
 каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной
 стране. Это дает возможность предлагать корректные рекомендации по
 формированию НТПл на отраслевом уровне.
  3. Метод, базирующийся на выявлении
  групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой
 мощности, или просто метод патиентов-аналогов. Его сущность исходит из того,
 что фирмы патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую
 значимость. Поэтому, выявляя направления, в которых мощность
 патиентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать
 направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного
 потенциала.
  4. Метод терминологического и лексического анализа
  Терминологический анализ базируется на предположении о том, что при
 использовании исследователями идей из других областей знаний происходит
 смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными
 сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими методами.
 Поэтому метод терминологического анализа позволяет выявить зарождение
 принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность
 ожидаемых изменений. Лексический анализ текстов аналогичен
 терминологическому анализу; различие лишь в том, что рассматриваются не
 конкретные термины, а словосочетания (лексические единицы).
  5. Метод показателей
  основывается на том, что каждая техническая система описывается набором
 показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются,
 что отражается в документах. Изучая динамические характеристики показателей
 технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях,
 имеющихся в мировой и отечественной практике и научных изысканиях.
  Общая последовательность подготовки исходной информации для принятия
 управленческих решений по формированию научно-технической политики состоит
 из нескольких блоков. Первый - разработка морфологической классификации
 предметной области. Такая классификация представляет собой формализованную
 таблицу, в которой технологическая (техническая) цепочка производства
 разбита на элементы по определенным аспектам (операция, принцип действия,
 используемые материалы и т.д.). Причем для каждого элемента формируется
 перечень возможных альтернативных способов осуществления. В самом упрощенном
 виде морфологическая классификация представляет собой таблицу, в которой
 возможны любые сочетания между вариантами аспектов деления.
  Второй блок - разработка рубрикатора предметной области, например, в
 терминах Международной классификации изобретений. Рубрикатор представляет
 собой набор рубрик, по которым из разных источников производится отбор
 документов по интересующей проблематике. Соответственно третий, четвертый и
 пятый блоки - информационный поиск исходной информации; анализ полученных
 результатов; определение рекомендаций по формированию научно-технической
 политики предприятий (фирм) для лиц, принимающих решения.
  Проведенные исследования и полученные благодаря им результаты позволяют
 выявить моменты развития и смены поколений техники, определить намечающиеся
 тенденции, прогнозировать дальнейшие изменения в технике и технологиях с
 целью оптимизации научно-технической политики. Все это служит основой для
 выработки рекомендаций относительно инвестиционной политики и планирования
 вложений ресурсов.
  Направления выбора инновационной стратегии с учетом рыночной позиции
 (контролируемая доля рынка и динамика его развития, доступ к источникам
 финансирования и сырья, позиции лидера или последователя в отраслевой
 конкурентной борьбе) показаны на схеме:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 4.5. Направления выбора инновационной стратегии
  Выбор стратегии осуществляется по каждому направлению, выделенному при
 постановке цели. Упрощенная модель выбора разработана Бостонской
 консультативной группой и предназначена для выбора стратегии в зависимости
 от доли рынка и темпов роста в отрасли:
 
 
 
 
 
 
 
  В соответствии с этой моделью фирмы, завоевавшие большие доли рынка в
 быстрорастущих отраслях ("звезды"), должны выбирать стратегию роста. Фирмы,
 имеющие высокие доли роста в стабильных отраслях ("дойные коровы"), выбирают
 стратегию ограниченного роста. Их главная цель - удержание позиций и
 получение прибыли. Фирмы, имеющие малую долю рынка в медленно растущих
 отраслях ("собаки") выбирают стратегию отсечения лишнего.
  Для предприятий, слабо закрепившихся в быстрорастущих отраслях, ситуация
 требует дополнительного анализа, так как ответ неоднозначен.
  Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей
 продукция / рынок:
  Таблица 4.1.
  Матрица продукция / рынок
 
 
  Продукция, выпускаемая в настоящее время
  Новая продукция, связанная с выпускаемой
  Совершенно новая продукция
  Имеющийся рынок
  90%
  60%
  30%
  Новый рынок, но связанный с имеющимся
  60%
  40%
  20%
  Совершенно новый рынок
  30%
  20%
  10%
 
  Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать 4 фактора:
  1. Риск. Какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из
 принимаемых решений?
  2. Знание прошлых стратегий и результатов их применения позволит фирме
 более успешно разрабатывать новые.
  3. Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были
 предложены к осуществлению в неподходящий момент.
  4. Реакция на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами
 компании, но часто владельцы могут оказывать силовое давление на его
 изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор.
  Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз,
 снизу вверх и с помощью консультативной фирмы. В первом случае
 стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ
 спускается по все уровням управления.
  При разработке "снизу вверх" каждое подразделение (служба маркетинга,
 финансовый отдел, производственные подразделения, служба НИОКР и т.д.)
 разрабатывает свои рекомендации по составлению стратегического плана в
 рамках своей компетенции. Затем эти предложения поступают руководству фирмы,
 которое обобщает их и принимает окончательное решение на обсуждении в
 коллективе. Это позволяет использовать опыт, накопленный в подразделениях,
 непосредственно связанных с изучаемыми проблемами и создает у работников
 впечатление общности всей организации в разработке стратегии.
  Фирма может воспользоваться и услугами консультантов для исследования
 организации и выработки стратегии.
  Резюме
  Разработка стратегии включает постановку цели, придание формы, оценку,
 контроль.
  Многие идеи возникают после идеи, связанной с новшеством.
  Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей
 продукт-рынок.
  Вопросы для повторения
  1. Из каких принципов нужно исходить для достижения цели?
  2. Раскройте фазы стратегического планирования
  3. Назовите типы инновационных стратегий.
  4. Раскройте направления выбора инновационной стратегии.
 
  ГЛАВА V. УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТОМ
  5.1. Понятие исследовательского проекта и его содержание
  Под исследовательским проектом мы понимает выполнение исследований и
 разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических
 задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое
 значение. В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные
 технические, экономические или технологические решения.
  Различают: инициативные научные проекты; проекты развития
 материально-технической базы научных исследований; проекты создания
 информационных систем и баз данных (ИС и БД); издательские проекты, проекты
 организации экспедиционных работ и др.
  Исследовательские проекты могут выполняться различным числом участников.
 Они являются одной из форм инновационного проекта.
  Инициативные проекты, как правило, осуществляются небольшими (до 10
 человек) научными коллективами или отдельными учеными.
  Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1, 2 или 3 года.
  Инициативный проект имеет следующее содержание:
  * фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;
  * конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой
 направлен проект;
  * предлагаемые методы и подходы (с оценкой степени новизны), общий план
 работ на весь срок выполнения работы;
  * ожидаемые научные результаты (развернутое описание с оценкой степени
 оригинальности);
  * современное состояние исследований в данной области науки, сравнение
 ожидаемых результатов с мировым уровнем;
  * имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту,
 полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности);
 разработанные методы (с оценкой степени новизны);
  * список основных публикаций, наиболее близко относящихся к предлагаемому
 проекту;
  * перечень и характеристика имеющегося оборудования.
  Проект развития материально-технической базы научных исследований
 включает:
  * фундаментальные проблемы, для решения которых будет использовано
 дорогостоящее оборудование;
  * сферу применения оборудования (подразделение, организация и т.п.);
  * общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования;
  * имеющийся задел по предлагаемому проекту;
  * перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование
 необходимости приобретения нового оборудования;
  * наличие контракта на приобретение (или изготовление дорогостоящего
 оборудования).
  Проект создания информационных систем и баз данных отражают:
  * область знания, в которой должна применяться создаваемая ИС или БД;
  * фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо
 создание ИС и БД, а также круг пользователей и предполагаемое их число;
  * конкретную фундаментальную задачу, на решение которой направлен проект;
  * предлагаемые методы и подходы;
  * общий план работ на весь срок выполнения проекта;
  * ожидаемые результаты;
  * современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, сравнение с
 мировым уровнем, наличие отечественных или зарубежных аналогов;
  * имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации
 аналогичных проектов, описание созданных ранее ИС, основные публикации);
  * наличие лицензионных программных средств у разработчиков ИС;
  * перечень дорогостоящих программных и аппаратных средств, которые
 необходимо дополнительно приобрести для успешного выполнения проекта;
  * способы предоставления ИС научной общественности (отчуждаемые; требуют
 наличия лицензионных программных средств у пользователя;
 телекоммуникационный доступ, другие способы);
  * стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый объем оперативной
 памяти - кбайт); требуемый объем памяти НЖМД (мбайт) для программы и
 отдельно для БД; предполагаемые аппаратные и операционные платформы,
 программные средства, необходимые для функционирования ИС);
  * функциональные характеристики (тип ИС, количество выходных форм,
 источник данных в ИС, число полей, число записей или объектов; способы
 представления документа; организация и режим поиска);
  * дополнительные возможности (сеть передачи данных, каналы связи,
 возможности последующего развития ИС, способы предоставления информации из
 ИС).
  В издательском проекте показывается:
  * фундаментальная научная проблема на анализ и обобщение результатов
 которой направлен проект;
  * конкретная фундаментальная задача в рамках данной проблемы;
  * план-проспект (структура и содержание) издания, объем издания в
 авторских листах (один авторский лист равен 4000 знаков) и предполагаемый
 тираж;
  * современное состояние публикаций в данной области науки;
  * степень оригинальности предлагаемого издания (по содержанию, структуре,
 уровню анализа и обобщения, методике изложения);
  * имеющийся у автора (авторского коллектива ) научный задел;
  * полученные ранее результаты и разработанные методы;
  * список публикаций автора (авторского коллектива), наиболее близко
 относящихся к данному проекту.
  Проект проведения экспедиционных работ раскрывает:
  * фундаментальную научную проблему, на решение которой он направлен;
  * формулировку конкретно решаемой задачи; общий план работ;
  * имеющийся задел по предлагаемому проекту (полученные ранее результаты,
 обосновывающие необходимость проведения экспедиционных работ);
  * перечень имеющегося и необходимого оборудования.
  Проекты создания центров коллективного пользования (ЦКП) отражают:
  * область знаний, при решении фундаментальных проблем которой
 предполагается использовать комплекс оборудования;
  * перечень имеющегося оборудования, техническое состояние, основные
 характеристики;
  * имеющийся опыт по научно-методическому использованию комплекса
 оборудования для фундаментальных исследований;
  * основные направления научно-методического развития комплекса, а также
 перечень необходимого оборудования и материалов, обеспечивающих устойчивую
 работу комплекса.
  Рассмотренные проекты характерны для проведения научных исследований по
 математике; информатике; механике, физике; астрономии; химии; биологии и
 медицине; науки о земле; гуманитарных и общественных наук.
  Для исследовательского проекта характерно следующее:
  * не повторяется;
  * имеет заранее сформулированную цель;
  * имеет определенное начало и конец;
  * ограничен во времени и средствах;

<< Пред.           стр. 9 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу