<< Пред. стр. 10 (из 27) След. >>
* сложен;* требует привлечения специалистов разных профилей;
* имеет высокий приоритет.
Проект нацелен на достижение в течение установленного времени и при
использовании ограниченных ресурсов конкретно поставленной цели, которая
настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации:
* создания проектной группы или образования творческого коллектива;
* управления (как обеспечить выполнение проекта с учетом требований к
качеству, издержками и сроками).
Многие проекты могут осуществляться наряду с обычной повседневной
деятельностью. Вместе с тем реализация проекта нередко требует организации
рабочей группы (подробнее об этом будет сказано в главе VII).
5.2. Оформление инновационных проектов
Любой инновационный проект нуждается в финансировании. Проекты могут
финансироваться по линии Государственной научно-технической программы, путем
получения грантов (Российский фонд фундаментальных исследований; Российский
гуманитарный научный фонд; конкурсный центр по экономике Министерства общего
и профессионального образования; Российская программа экономических
исследований и др.).
Каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой
аннотацией. В проекте указывается число исполнителей; сроки выполнения (год
начала и год окончания); объем финансирования в расчете на год. Важное
значение придается информации о руководителе и основных исполнителях
проекта, организации, через которую осуществляется финансирование;
организации, в которой выполняется работа.
В информации о руководителе проекта и основных исполнителях (на каждого
человека отдельно) указывается полностью Ф.И.О., дата рождения, ученая
степень, год присуждения ученой степени; ученое звание; год присуждения
ученого звания; полное и сокращенное название организации; должность;
область научных интересов (ключевые слова, но не более 15); общее число
публикаций; адресные данные и др.
В проекте должно быть указано полное и сокращенное название организации,
через которую производится финансирование, и организации, в которой
выполняется работа (кроме адресных данных, бюджетный счет, наименование
банка, БИК, телефон руководителя, телефон бухгалтерии и др.).
Далее следует содержание проекта в соответствии с пунктами, изложенными
выше.
Если проект представляется на конкурс, оформляется соответствующая
заявка. Условия конкурсов публикуются в печати (главным образом, газете
"Поиск").
Должна быть обоснована смета расходов на выполнение проекта:
Общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:
* заработная плата (не более 50% общего объема);
* начисления на заработную плату;
* приобретение оборудования и материалов;
* услуги сторонних организаций (в том числе на издание трудов по данному
проекту);
* командировочные расходы;
* экспедиционные расходы;
* накладные расходы (не более 20% общего объема).
В общем виде смета расходов может быть оформлена с выделением прямых и
накладных расходов по схеме:
Схема 4.1.
Утверждаю
Руководитель организации
Смета затрат на выполнение проекта
____________________________________________
наименование проекта
Сроки выполнения ____________ _____________ начало окончание
Статьи
Всего
В т.ч. на
В т. ч. по кварталам
затрат
... год
1
2
3
4
Прямые расходы
Заработная плата
Начисления на заработную плату
Материалы
Спецоборудование для научных работ
Научные командировки
Услуги сторонних организаций
Прочие
Итого
Накладные расходы,
в т. ч. заработная плата
Всего расходов, в т. ч. заработная плата
Итого по проекту
______________________
Руководитель проекта
Главный бухгалтер
Проведение работ осуществляется в соответствии с договором с
финансирующей организацией и техническим заданием.
В техническом задании указываются тема работы (название проекта, год,
организация, в которой выполняется работа, исполнители, руководитель темы,
сроки выполнения, стоимость работ, цель работы, имеющийся научный задел,
ожидаемые результаты, их научно-техническая и практическая ценность,
содержание работы (этапы), наименование этапов, сроки их выполнения,
стоимость, результат и вид отчетности, перечень представляемой научной,
технической и другой документации по окончании работ, рекомендации по
использованию результатов.
Особое внимание нужно обратить на характеристику ожидаемых результатов и
оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения должна
обеспечивать экспертизу результатов.
Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия (промежуточного,
годового этапа и т.п.).
Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую
экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему
финансирования проекта.
5.3. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок
Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную
роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления
исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов
по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих
кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по
развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению
социальных программ, международного сотрудничества.
Конкретные приоритетные направления развития науки и техники
детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят
межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих
областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их
влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни,
улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития
науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня
утверждается Правительственной комиссией по научно-технической политике.
Финансирование работ, выполняемых программ направлен на развитие
исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого
термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса,
Мирового океана, генетики. Можно также выделить программы создания
технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных
технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того,
государственные научно-технические программы предусматривают создание новых
лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение
социальных проблем.
Действующие государственные научно-технические программы представляются
для утверждения в Правительство РФ в виде: самостоятельной программы
федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической
программы, сформированной на базе нескольких государственных
научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой
программы.
Особыми объектами науки федерального значения является Государственный
научный центр. Статус государственного научного центра присваивается
Постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим
учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование
и высококвалифицированные кадры. Результаты их научных исследований получили
международное признание. Такие организации пользуются особой поддержкой.
Отметим, что присвоение организации статуса Государственного научного центра
не означает изменения ее организационно-правовой формы.
Государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на
добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных
изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ,
финансируемых из средств федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и
др.
К началу 1996 г. в России было свыше 60 государственных научных центров.
Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является
федеральная научно-техническая программа.
Федеральная научно-техническая программа содержит увязанный по ресурсам,
исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок,
а также мероприятий по их осуществлению.
Целями федеральных научно-технических программ являются: получение новых
знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решение
научно-технических проблем; создание конкурентоспособной техники,
технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и
практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий,
развитие научно-технического и экспортного потенциала России.
При этом необходимо соблюдение следующих условий:
* существенная значимость для крупных структурных изменений, направленных
на формирование нового технологического уклада;
* принципиальная новизна и взаимоувязанность программных мероприятий
(проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных
научно-технических достижений.
В качестве государственного заказчика выступает Комитет по науке и
технологиям РФ.
Руководство программой осуществляет научный совет. Научный совет отвечает
за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и
комплексность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет
организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных
результатов.
В настоящее время в России действует 41 государственная
научно-техническая программа. Среди государственных научно-технических
программ можно выделить: создание высокоэффективных процессов производства
для агропромышленного комплекса; экологически чистых и ресурсосберегающих
технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и
оборудования для строительства и транспорта. Ряд крупных проектов по
приоритетным направлениям развития науки и техники осуществляется целевым
назначением Комитетом по науке и технологиям РФ из средств федерального
бюджета.
Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются:
информационные технологии и электроника, производственные технологии
(лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые
материалы и химические продукты, технологии живых систем (например,
биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное
природопользование. В рамках этих направлений выделены 77 критических
технологий.
Разработка перечисленных направлений связана с осуществлением
государственных научно-технических программ, программ государственных
научных центров, важнейших народнохозяйственных программ и проектов,
международных и региональных программ и проектов.
Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс
взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий,
обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем
развития науки и техники.
Программы отбираются исходя из социально-экономических приоритетов,
прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.
Федеральные научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный
(пятилетний период) в соответствии с федеральным законом "О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской
Федерации".
Программы относятся к федеральному уровню при наличии следующих условий:
* соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным
направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;
* значимость (существенная) решаемой проблемы для экономики, социальной
сферы, экспорта, развития науки и техники;
* невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования
действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;
* принципиальная новизна и технологическая прогрессивность
научно-технических результатов;
* возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе
экономики и повышение эффективности производства;
* достаточность (полнота и взаимоувязанность) системы программных
мероприятий для решения поставленных задач;
* реальность решения проблемы, исходя из возможностей имеющегося задела,
наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов.
5.4. Управление проектом
Управление проектом является сложной задачей. Рабочая группа, созданная
для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых
существующими функциональными подразделениями.
Между рабочей группой и всей организацией существует устойчивая связь,
так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с
существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в
имеющуюся структуру. Например, введение дистанционной системы образования в
вузе должно происходить в сотрудничестве с деканатами, кафедрами и другими
подразделениями.
Каждый член рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей
(руководителя группы и руководителя функционального подразделения). Для
управления проектом может быть выделен руководитель. Структура группы по
проекту зависит от сложившейся ситуации. Если, например, проект не является
сложным (модификация продукта), то создается ограниченная рабочая группа, в
состав которой входят отделы разработки новой продукции, производства,
маркетинга и обслуживания. Такая группа подчиняется руководителю
соответствующего отдела.
Если же речь идет о радикальных нововведениях, в составе группы могут
быть выделены: технический ("рабочий") руководитель, решающий, что и когда
должны делать сотрудники; научный ("профессиональный") руководитель,
отвечающий за качество выполнения работы; руководитель-организатор,
обеспечивающий личные интересы сотрудников (зарплата и т.п.).
Руководители образуют координационную группу, в задачи которой входит:
* определение цели проекта;
* назначение руководителей рабочих групп;
* создание рабочих групп;
* постановка задачи;
* контроль за реализацией проекта (качество, время, расходы);
* принятие решения о продолжении;
* роспуск рабочих групп.
Рабочие группы отвечают за выполнение своей части проекта; планирование и
контроль, составление отчетов для координирующей группы и всей организации.
При отборе кандидатур в рабочую группу руководствуются следующими
критериями:
* компетентность и опыт;
* наличие специальных знаний в проблемной области;
* возможность привлечения к работе;
* власть и авторитет в организации;
* способность разрешать конфликтные ситуации;
* отношение к делу;
* личный интерес и мотивация.
Надо учитывать, что руководитель проекта играет решающую роль в
организации работы. Поэтому по своим личным качествам, способностям и