<< Пред. стр. 11 (из 27) След. >>
полномочиям он должен иметь авторитет в глазах руководителей функциональныхподразделений.
В практике менеджмента применяется много методик управления рабочей
группой. Среди них: планирование (особенно планирование бюджета и контроля
за затратами; управление информационными потоками и т.п.). Однако эти
методики не являются специальными для рабочей группы, они применяются для
управления любыми процессами. Универсальной является процедура организации
совещаний по проекту, принятия решений и т.п.
Специфическими инструментами управления проектом являются:
1. Определение проекта и постановка задачи.
2. Установление промежуточных этапов (разделение проекта на отдельные
фазы
Они взаимосвязаны и не могут эффективно функционировать изолированно.
Четкая формулировка проблемы и постановка задачи важна для:
* осмысления проекта и установления этапов выполнения;
* выделения важнейших проблем;
* создания модели обмена информацией;
* определения ожидаемых результатов;
* разработки рекомендаций после завершения работ.
В современном менеджменте действуют девизы: Семь раз отмерь, один раз
отрежь! Подумай, прежде чем делать!
В этапах выполнения проекта принимаются решения:
* нужно продолжать или скорректировать задания;
* не надо ли уточнить последний этап;
* форма завершения последнего этапа.
Подразделение на этапы позволяет контролировать ход выполнения проекта.
Наглядно этапы прохождения проекта представлены на схеме:
Схема 5.2. Этапы прохождения проекта
Все разделение проекта на этапы должно быть тщательно продумано. Одной из
причин неудач в реализации проекта является нечеткая организация
сотрудничества и согласованности внутри рабочей группы, а также между
рабочей группой и организацией.
Резюме
В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические,
экономические или технологические решения. Проекты могут финансироваться по
линии государственной научно-технической программы, путем получения грантов.
Каждый проект оформляется с учетом определенных требований, имеет четкое
название, сопровождается краткой аннотацией, в проекте указывается число
исполнителей, сроки выполнения, потребность в финансировании в расчете на
год, информация о руководителях и основных исполнителях.
Приоритетные направления исследований и разработок реализуют в виде
крупных межотраслевых проектов. Приоритетными направлениями развитии науки и
техники в России являются: информационные технологии и электроника,
производственная технология, новые материалы и химические продукты,
технология живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и
рациональное природопользование. Для управления проектом создается рабочая
группа.
Вопросы для повторения
1. Что понимается под исследовательским проектом?
2. Дайте определение инициативного проекта и раскройте его основное
содержание.
3. Какие цели преследует проект развития материально-технической базы и
научных исследований?
4. Раскройте содержание проекта создания информационных систем и баз
данных.
5. Раскройте содержание издательского проекта.
6. Какие требования предъявляются к оформлению инновационных проектов?
7. Кем присваивается статус государственного научного центра?
8. По каким критериям программа относится к федеральному уровню?
9. Как осуществляется управление рабочей группой?
ГЛАВА VI. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
6.1. Персонал научных организаций
Hаука - система знаний о закономерностях развития природы, общества и
мышления, отдельная отрасль таких знаний.
Научные работники - лица систематически занятые научной или
научно-педагогической деятельностью в научных учреждениях, высших учебных
заведениях, на предприятиях и в организациях. К ним относятся все лица,
имеющие ученую степень или ученое звание, независимо от места и характера их
работы; лица, ведущие научно-исследовательскую работу в научных учреждениях
и научно-педагогическую работу в высших учебных заведениях, независимо от
наличия ученой степени или звания, а также специалисты промышленных
предприятий, проектных, проектно-конструкторских и проектно-технологических
организаций, не имеющие ученой степени или звания, но ведущие научную
работу. В числе научных работников не учитываются техники и лаборанты, не
имеющие высшего образования, аспиранты и стажеры-исследователи, а также лица
из состава научно-вспомогательного персонала, привлекаемые для выполнения
лишь опытных и экспериментальных работ.
В науке больше, чем в любой другой сфере деятельности, успех зависит от
индивидуальных способностей научных работников и степени их подготовки. Это
усложняет процесс управления в научных учреждениях. К тому же в нашей стране
в последнее время зачастую сами сотрудники ищут источники финансирования.
Сейчас такими источниками являются в основном гранты фондов и зарубежные
контракты. За счет тех же фондов возросло число поездок на зарубежные
конференции.
Вообще по мере развития научно-технического прогресса и усложнения труда,
что приводит к повышению квалификации работников, возникают проблемы,
связанные с управлением персоналом. Возрастает роль мотивации персонала,
который в процессе творческой деятельности становится саморегулируемой
системой, на него можно влиять только лишь косвенно, предпочитая вместо
администрирования реализацию стилей руководства, предполагающих соучастие,
признание личных заслуг конкретных специалистов, гласность результатов
деятельности, предоставление информации для самооценки.
Растут затраты, связанные с обучением и переобучением персонала,
удлиняются сроки обучения персонала, усложняется функция контроля,
появляется возможность внедрения нетрадиционных типов расписания работы и т.
д. Кроме того, даже в условиях очень высокой безработицы практически
невозможно найти нужного квалифицированного работника, а тем более ученого.
Особые требования предъявляются и к работникам кадровых служб научных
учреждений. По своим функциям кадровые службы давно переросли отделы по
хранению кадровой документации, с которой их деятельность начиналась.
Основным содержанием их работы становится: планирование потребностей в
персонале, активные методы набора и найма, управление потерями, анализ
текучести, развитие кадров ( подготовка и повышение квалификации,
планирование карьеры). Учет и делопроизводство не должны занимать более 10 %
фонда рабочего времени кадровых служб. Соответственно меняется и состав
кадровых служб. Если раньше преобладал конторский персонал в задачу которого
входило получение, обработка и хранение информации о персонале, то в
настоящее время в кадровых службах возрастает численность психологов,
специалистов в области методов оценки и обучения, консультантов по
планированию карьеры и т.д.
Технический прогресс является результатом деятельности прежде всего
личностей. У истоков почти каждого открытия стояли личности и
индивидуальная, а не групповая деятельность. Это обусловливает необходимость
системы обеспечения индивидуального труда, при котором специалист становится
участником постановки задач, составления плана работ, их оценки. С другой
стороны специфической особенностью научной деятельности в настоящее время
является ее коллективный характер. Это предопределяет необходимость
сочетания в научных коллективах работников разных специальностей.
Одновременно необходимо обращать внимание на проблемы психологической
совместимости специалистов, работающих в коллективе; на проблемах выбора
лидера, стилей руководства и т.д. Одновременно следует отметить, что по мере
развития опытно-экспериментальной базы должна возрастать численность
среднего технического, научно-вспомогательного персонала и служащих,
приходящихся на одного научного работника. Методы управления этой категорией
работников должны отличаться от методов управления собственно научными
работниками.
В данном случае методы управления этими работниками практически не
обладают какой-либо спецификой по сравнению с управлением персоналом на
промышленных предприятиях, фирмах и т.д.
6.2. Мотивация персонала
По мере развития научно-технического прогресса управлять человеком извне
становится все сложнее. Результат деятельности все в большей степени
начинает зависеть от воли и возможностей работника, определяемых
квалификацией. В этих условиях каждый человек сам должен определять свое
поведение.
В данном случае мотивация и квалификация становятся основной, центральной
проблемой управления персоналом, а создание условий для более полного
выявления его трудового потенциала приобретает ключевое значение для
жизнеспособности фирм.
Что касается лиц, занятых научной деятельностью, то вопросы мотивации для
них играют значительно большую роль, чем для других работников.
Разумеется, что для научных работников совершенно неприемлемыми являются
принципы, разработанные Тейлором.
Кроме того, труд работников, занятых научной деятельностью сложно
нормировать, а также усложняется процесс контроля над этими работниками.
Так, например, практически теряет смысл визуальное наблюдение за этими
работниками ( что имеет смысл в случае с рабочими, занятыми каким-либо
неквалифицированным ручным трудом, например), контроль начала и окончания
работы и т.д.
Мотивация (Motivation) - позиция, предрасполагающая человека действовать
специфическим целенаправленным образом. Это внутреннее состояние,
определяющее поведение человека.
Когда речь идет о мотивации, предполагается выделять две группы факторов
(двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга. Предложена во второй
половине 50-х гг.):
* гигиенические (внешние по отношению к работе),которые снимают
неудовлетворенность работой;
* факторы мотивации (внутренние, присущие работе).
К первой группе факторов обычно относят такие, как нормальные условия
труда, достаточная заработная плата, уважительное отношение начальника и
т.д. Эти факторы автоматически не определяют положительную мотивацию.
Вторая группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может
мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение.
Интерес, с точки зрения выделения факторов-мотиваторов, представляет
теория человеческих потребностей, предложенная в 40-е гг. Абрахамом Маслоу.
Он указывал, что после удовлетворения очередной потребности ее влияние на
поведение человека прекращается. В то же время, для того, чтобы следующий
более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение
человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня
полностью. Люди начинают искать свое место в сообществе задолго до того, как
будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены
физиологические потребности. Какая-то потребность доминирует, но
деятельность стимулируется не только ею (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Иерархия потребностей по Маслоу
Первичные потребности часто удовлетворяются с помощью денег. Но деньги
побуждают к действиям (по оценкам западных специалистов) 30-50 % работников.
Остальных побуждают к действию более возвышенные потребности: в знаниях,
авторитете, творчестве. Людьми движут нравственные идеалы, великие цели,
моральные убеждения, привычки, традиции, мода и т.д. Последние факторы часто
имеют определяющее значение для ученых.
Вместе с тем преуменьшать роль денег все же не следует. Особенно в том
случае, когда заработная плата является чрезмерно низкой и составляет
незначительную часть от прожиточного минимума. В этом случае деньги
побуждают к действию большее число работников и становятся одним из главных
факторов мотивации, другие же факторы мотивации играют определенное значение
только лишь для узкого круга ученых.
Так, проф. В. А. Ядов отмечает, что можно выделить несколько групп
ученых, исходя из деления по типам мотивации: "Одну образуют подлинные
энтузиасты, ученые классического типа, для которых сам процесс познания
представляет самоценность и способ реализации.
Вторая, наиболее распространенная "фракция" - это вполне профессиональные
и компетентные работники, которые трезво смотрят на жизнь и организацию
науки, ее функции в обществе. Они достаточно реалистичны и стремятся
сочетать научное творчество с заслуженными материальными благами, которые
должны стимулировать эффективную работу ученых. Это преимущественно
инструментальная мотивация вполне соответствует отношению к труду как к
средству достижения других жизненных целей, а не как к самоценной
деятельности.
Третья "фракция" научного сообщества образуется из честолюбивых,
инициативных и достаточно прагматичных ученых, которые обеспокоены
достижением высокого положения в официальной структуре. Все это само по себе
не предосудительно, но известно немало примеров извращенной или превращенной
мотивации этого типа со стремлением к монопольному положению в науке,
использованию "вненаучных" методов достижения личных целей".
Резкое изменение экономической ситуации в нашей стране, возникновение
рыночных отношений повлияли на изменение в системе ценностей. Так,
возникновение новых и более широких возможностей приводит к увеличению роли
денег. Это, очевидно, не могло не повлиять на совокупность мотивационных
установок ученых, когда на первый план выходят материальные потребности, а
профессиональные интересы занимают второстепенные места.
За рубежом также отмечается, что материальные потребности играют у ученых
важную роль среди других потребностей.
Так, например, руководство итальянской фирмы "Оливетти" подчеркивает, что
для управления "смертельная ошибка считать, что творческие люди не
беспокоятся о зарплате".
Поэтому в наукоемких фирмах разрабатываются различные системы должностей
и званий для научно-технического персонала. В фирмах Западной Европы все
более активно используется американский опыт по разграничению научных и
научно-административных функций работников в сфере НИОКР. В связи с этим
используются специфические схемы развития карьеры персонала с
соответствующими системами окладов.
Искусство управления играет важную роль в результативности организации.
Обычно учет факторов, определяющих положительную мотивацию, приводит к росту
производительности труда. Вместе с тем не всегда факторы производительности
связаны с удовлетворенностью работой. Иногда люди удовлетворены работой
потому, что мало загружены или практически не работают.
Современные теории мотивации подразделяются на две категории:
содержательные и процессуальные.
Содержательные основываются на том, что существуют внутренние побуждения,
которые заставляют человека действовать.
В процессуальных теориях мотивации поведение личности определяется не
только потребностями, но является также функцией его восприятия и ожидания,
связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного ими типа
поведения.
Наиболее известными теориями этого типа являются теория ожиданий, теория
подкрепления, теория справедливости, модель Портера-Лоулера.
Простое уравнение действенности имеет вид:
действенность = f ( способность (умение) * мотивация).
Теория ожиданий пытается сосредоточить внимание на том, почему люди
выбирают определенную линию поведения, и объяснить такой выбор. Эта теория
ассоциируется с работами Виктора Врума.
Теория исходит из предположения, что во многих случаях или ситуациях люди
сознательно оценивают альтернативные линии поведения и выбирают ту, которая,
по их мнению, приводит к нужным для них результатам.
Указанная теория включает три главные переменные:
Ожидание ("затраты труда" - "результат");
Валентность ("результат" - "вознаграждение");
Инструментальность ("исполнение" - "результат").
Ожидание - это предполагаемая взаимосвязь между действиями и
результатами, причем под действием понимается сознательное поведение,
контролируемое человеком, а под результатом - будущие события, которые могут
и не находиться под контролем человека, т. е. их появление носит
вероятностный характер. Ожидание варьирует от 0 до 1.
Если у человека нет определенного представления о возможности завершить
данную работу вовремя, то ожидание близко к 0, если он уверен, то равно 1.
Валентность - сила предпочтения человека в отношении данного результата.