<< Пред.           стр. 13 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 Анализ различных описаний процессов творчества, процессов решения сложных задач выбора приводит к следующему выводу: творческий процесс состоит из трех этапов.
  Первый этап - сознательная работа по предварительной постановке задачи, т.е. по характеристике множества допустимых альтернатив и оценке концепции выбора. Если поставленная задача оказывается чрезмерно сложной и не поддается за обозримое время логическому решению известными методами, сознательные размышления над задачей прекращаются. Кажущийся отдых обычно заполняется бессознательной работой.
  Второй этап - это работа подсознания, корректирование (упрощение) постановки и поиски подходов к решению. В зависимости от сложности проблемы для разных профессионалов она длится дни, недели, месяцы. В литературе обсуждаются случаи, когда второй этап длился годы.
  Работа подсознания приводит через некоторое время к внезапному озарению, к тому, что люди искусства называют вдохновением. Из комбинаций альтернатив, формируемых механизмом подсознания, в поле зрения попадают лишь наиболее близкие к решению задачи, глубоко воздействующие на органы чувств. Эстетические чувства гармонии знакомы всем творческим работникам, авторам открытий и изобретений.
  Третий этап творчества - сознательное осмысливание интуитивно полученных выводов. Этот этап базируется на гипотезе Пуанкаре:
  Среди многочисленных комбинаций, образованных нашим подсознанием, большинство безынтересно и бесполезно и потому они не способны воздействовать на наше эстетическое чувство; они никогда не будут нами осознаны. Только некоторые являются гармоничными и поэтому одновременно красивыми и полезными. Они способны возбудить нашу специальную геометрическую интуицию, которая привлечет к ним наше внимание и таким образом даст им возможность стать осознанными.
  До сих пор неизвестны механизмы подсознания и озарения, обусловливающие интеллектуальную и эмоциональную компоненты творческой деятельности. Изучение этих механизмов - актуальнейшая задача. Ее анализ наметит пути повышения эффективности науки и творческих возможностей человека. Совместная работа нейрофизиологов и математиков в этом направлении сулит прорывы в естествознании, технике и социальных науках.
 
 
 267
 
  По мнению ученых, аппарат подсознания в познавательной деятельности человека проявляет себя активнее в творческих процессах, нежели его сознание.
  Постановка и решение задач управления - результат взаимодействия логики и интуиции. Интуиция играет роль в выборе рациональной постановки задачи. Процесс решения поставленной задачи определяется главным образом логикой. Логическое и интуитивное соображения, используемые в каждой проблемной области, - это знания, они, следовательно, могут быть представлены в виде соответствующих функций выбора. Интуитивные решения - результат озарения, для которого пока не ясны подходы, позволяющие его вызвать или ускорить.
  Уравновешивание и формализация механизмов подсознания и взаимодействия подсознания и сознания - актуальнейшая задача. Решение ее потребует значительных усилий и времени главным образом из-за трудностей в организации согласованной работы профессионалов различных специальностей. Однако уже современные методы пополнения и синтеза знаний позволяют при правдоподобных предположениях о свойствах функции выбора механизма подсознания сделать шаг в разработке систем поддержки творческих процессов в различных проблемных областях.
 9.6. Технологизация и эффективность
  Технологизация в менеджменте исходя из условий его конкурентоспособности должна способствовать формированию таких технологий управления, которые были бы оптимальны по критериям эффективности их создания и применения.
  Возникновение древнейших технологий - это процесс, который нам трудно понять. Их прикладной характер и целенаправленная структура не подлежат сомнению, а между тем у них не было индивидуальных создателей или изобретателей. "Теоретической базой" пратехнологии служил миф или суеверие, и о технических замыслах древних обществ можно говорить лишь в переносном смысле. Процесс рождения новых технологий был чрезвычайно медленным, превышающим по длительности жизнь многих поколений и напоминающим ползучий переход от одной технологии (способу производства) к другой, когда происходившие на протяжении жизни отдельных поколений перемены практически равнялись нулю. Этот тип становления технологий
 268
 
 не исчез окончательно и, подталкивая человечество, отнюдь не является результатом чьего-либо сознательного намерения.
  О праначалах эволюции мы ничего не знаем наверняка. Но главные закономерности биологической и технологической эволюции изобилуют поразительными совпадениями: львиная доля нарождающихся технологий в техноэволюции развивалась, имитируя по подобию биологические аналоги природы (прочность, конструкции, формы и др.). Чаще всего невозможно определить, в какой мере данная форма продиктована стремлением конструктора, а в какой - спросом потребителя. Мы встречаемся здесь с циклическими процессами, в которых причины становятся следствиями, а следствия - причинами, где действуют многочисленные обратные связи. Отличает их то, что человек свободен в выборе материала технологии, а эволюция (природа) обречена всегда иметь дело с тем, что ей дано. Но эволюция сумела выжать из столь ограниченного исходного материала буквально все, что было возможно. В результате "технология" живой материи по сей день побивает нашу человеческую, инженерную технологию, поддерживаемую всеми ресурсами коллективно добытого теоретического знания.
  Эволюция технодинамики выявила определенные соотношения, по которым общество может предвидеть и выбирать направления развития технологий, вытекающих из их сущности. Таким соотношением, как показывает практика, стала величина затрат живого или прошлого (овеществленного) труда, исчисленная на единицу продукции, т.е. удельная величина.
  Методически правомерно рассматривать живой и прошлый (овеществленный) труд в технологических процессах, а также их сумму как непрерывные функции, изменяющиеся во времени. Изменение такого соотношения обусловлено процессом роста производительности труда, отражающего прогрессивность технологий, их эффективность. Анализ показывает следующее:
 • рост производительности труда может осуществляться за счет увеличения прошлого труда при снижении живого, но рост производительности при этом ограничен;
 • рост производительности труда может происходить при снижении прошлого труда, при этом рост производительности труда неограничен.
  Наблюдаемые явления свидетельствуют о наличии таких элементов в структуре технологического процесса, которые влияют на его результат.
 
 269
 
  Каждая технология для своего осуществления нуждается в обеспечении кадрового потенциала предприятия, т.е. в наличии определенного уровня знаний, умений, навыков поведения персонала, занятого в их обслуживании и процессом использования.
 Источник формирования кадрового потенциала - трудовые
 ресурсы.
  Трудовые ресурсы - потенциально трудоспособное население, которым располагает общество.
  Работа - целесообразная функциональная деятельность человека (труд) за вознаграждение по созданию в единицу времени полезного продукта (товара, услуги).
  Выделение таких элементов позволяет определить принципиальный тип технологических решений, наиболее характерных для изменения типа самих элементов структуры.
  Элементами могут быть технологические этапы, фрагменты, операции, т.е. значительные части технологического процесса, выполняемого на одном рабочем месте при постоянстве предмета труда, орудий труда и характера воздействия на предмет труда. Такое представление элементов технологии позволяет выделить из любого технологического процесса элементы, совершенствование которых связано с новыми альтернативными принципиальными типами управленческих (технических) решений. Различают следующие пути технологического развития:
 • процессный путь - совершенствование технологического процесса как заданной динамики совокупного труда;
 • рационалистический путь - за счет аппаратной интенсификации операций технологии (рационалистические);
 • эвристический путь - принципиально не ограниченный условиями процессного и аппаратного развития (замена процесса).
  Место выявленных путей развития технологических процессов в общей схеме воспроизводства социально-экономических систем показано на рис. 9.3.
  Пути развития производственных технологий определяются по экономическим критериям. Основа оценок эффективности - анализ динамики трудовых затрат при развитии технологий.
  Технодинамический процесс, как и любая другая динамическая система, развивается в определенных направлениях, вытекающих из его природы.
  Из принятого определения развития технологического процесса следует, что пути этого развития должны вытекать из воз-
 270
 
 можных вариантов динамики живого и прошлого труда и принципиальных технических возможностей их обеспечения.
 
  Методически правомерно рассматривать живой и прошлый труд в технологических процессах, отнесенные к единице продукции, а также их сумму как непрерывные функции, изменяющиеся во времени. Такие функции будут характеризовать усредненные значения рассматриваемых величин. Обозначим: Tg - затраты живого труда в единице продукции, Тр - затраты прошлого труда в единице продукции.
  Изменение живого и прошлого труда обусловлено процессом роста производительности труда. Оно может идти различными путями, которые и определяют варианты развития технологических процессов. По К. Марксу,
  ... повышение производительности труда заключается именно в том, что доля живого труда уменьшается, а доля прошлого труда увеличивается, но увеличивается так, что общая сумма труда, заключающаяся в товаре, уменьшается, что, следовательно, количество живого труда уменьшается больше, чем увеличивается количество прошлого труда.
 
 271
 
  Варианты развития технологических процессов согласно определению характеризуются изменением как доли, так и абсолютных значений величины живого и прошлого труда в единице продукции. Анализируя определение, получаем три следующих основных условия, при которых оно справедливо:
 
 Разделим первую функцию на вторую. Получим функцию Tg/Tp.
  Эта функция убывающая, так как представляет собой отношение убывающей функции и возрастающей. Производная от этой функции будет меньше нуля, т.е. первые два условия эквивалентны требованию
 
  Первый вариант предполагает убывание затрат как живого, так и прошлого труда. Такой тип развития реальных технологических процессов не связан с ограничениями, накладываемыми на динамику удельных долей живого и прошлого труда, так как вне зависимости от того, будет ли уменьшаться доля живого труда или даже увеличиваться, это развитие экономически высокоэффективно .
 
 
 272
 
 Вариант такого развития представлен на рис. 9.4, б. Сумма затрат живого и прошлого труда в данном случае может стремиться к нулю, т.е. этот вариант соответствует возможности неограниченного развития всего технологического процесса.
 Во втором варианте требования (9.1) и (9.2) могут выполняться лишь до определенного момента времени f, после чего суммарные затраты живого и прошлого труда начнут возрастать. Вариант такого рода развития представлен на рис. 9.4, в, рост производительности идет только до момента времени f, т.е. это вариант ограниченного развития. Таким образом,
  повышение производительности совокупного труда может происходить в двух случаях.
  В первом случае рост производительности осуществляется за счет увеличения прошлого труда при снижении живого. Рост производительности ограничен.
  Во втором случае рост производительности труда происходит при снижении прошлого труда. Здесь развитие неограниченное.
  Для того чтобы определить и оценить реальные направления развития технологических процессов, необходимо рассмотреть, какими техническими решениями, уменьшающими затраты совокупного труда на единицу продукта, должны обеспечиваться выявленные варианты динамики живого и прошлого труда.
  В структуре технологического процесса имеются элементы, изменения которых по-разному влияют на результат технологического процесса, причем характер влияния соответствует вариантам динамики трудовых затрат. Выделение этих элементов позволяет определить принципиальный тип технических решений, наиболее характерный для изменения каждого типа элементов структуры (рабочий ход, технологический переход, вспомогательный ход, холостой ход и т.п.).
  Объекты технологизации выступают как социальные отношения (процессы) и как система инструментальных технических средств. Технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной степени мерой развития человека. Технология выступает в виде стандартов, запретов, правил, норм, а также апробированных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов.
 273
 
 
  По мере расширения прикладных функций научного знания проявляется возможность технологизировать те виды деятельности, которые прежде были этому недоступны. Поэтому в последнее время получили распространение такие термины, как
 274
 
 "технология управления", "технология общения" и др. Объектом технологизации могут стать самые разные сферы человеческой деятельности, в том числе межличностные отношения Через призму технологизации можно рассмотреть всю совокупность используемых обществом средств эффективного функционирования от высших органов власти до специфических социальных институтов.
  Технолог - это импресарио и интерпретатор знаний, в которые ему надо вложить свой ум, опыт, умение и навыки Он апеллирует и к предметной сфере своей науки, и к широкому практическому опыту, к уже достигнутому уровню технологии к квалификации других специалистов, тех, кто, как ожидается будет использовать созданную им технологию.
  Критерии эффективности разработанной технологии: простота, гибкость, надежность, экономичность, удобство эксплуатации
  Технологизация как процесс не предсказуема, что обусловлено свойством неопределенности формируемого продукта содержание которого, с одной стороны, уточняется по ходу разработки, а с другой - позволяет познать другие побочные эффекты и проявления технологии.
  Последствия процесса создания технологий образно выразил С. Лем:
  Технология - это обусловленные состоянием знаний и общественной эффективностью способы достижения целей поставленных обществом, в том числе и таких, которые никто приступая к делу, не имел в виду. Порой, и довольно часто' путь технологии открывал случай: искали когда-то философский камень, а нашли фосфор. Однако роль намерения, роль сознательно поставленной цели в совокупности действий приводящих к созданию технологий, растет по мере прогресса науки. Правда, случайности могут достигать затем апокалиптических размеров.
  Применимы ли эти слова С. Лема к современным условиям развития экономики, определить однозначно нельзя но возможности бурно прогрессирующих информационных технологии создают непредсказуемые в начале века условия для функционирования общества. Если для развития технологий это явление типично, то в деятельности людей ничего нельзя предвидеть и предугадать абсолютно, так как синергия технологизации непредсказуема и неисчерпаема.
 275
 
 Выводы
 1. Технология - это совокупность приемов и способов обработки и переработки различных сред. Понятие технологии рассматривается в связи с конкретной областью применения.
 2. Все технологии являются производственными и объектно-ориентированными.
 3. Язык описания технологии - средство изображения интеллектуальной сущности технологии для ее анализа, сохранения и представления для имущественной принадлежности автора.
 4. Инновационный менеджмент связан с развитием и совершенствованием технологий.
 5. Технологизация - способ самопознания общества, применяемый в процессах его деятельности путем распространения технологий на элементы системы менеджмента и практики.
 6. Пространство технологий - совокупность технологий конкретного объекта технологизации.
 7. Управление - достижение гармонии в настройке взаимодействия конгломерата технологий объекта управления.
 Вопросы для повторения
 1. Дайте определение технологии.
 2. Назовите виды продукта в зависимости от возможностей использования потребителем.
 3. Перечислите характерные признаки сложных систем.
 4. Охарактеризуйте среду описания технологий.
 5. Какую роль играет инновационный менеджмент в производственных технологиях?
 6. В чем особенности технологии производства энергетического продукта?
 7. Почему возникает двойственность толкования природы процесса
 познания?
 8. Раскройте содержание цикличности в технологии исследования.
 9. В чем сущность эндогенных и экзогенных факторов технологических изменений?
 10.Назовите различия и сходства понятий аксиоматической и профессиональной технологии.
 
 
 
 278
 
 АНАЛИЗ СПРОСА НА НАУЧНО- ГЛАВА 10
 ТЕХНИЧЕСКУЮ ПРОДУКЦИЮ
 10.1. Портфель проектов
  Управление научными исследованиями и разработками осуществляется в рамках постоянно меняющихся условий. Это обусловливает необходимость непрерывного совершенствования программ НИОКР. В любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема и придется отложить или даже прекратить работу по проекту. Могут измениться требования потребителей и спрос, в связи с чем потребуется провести переоценку жизнеспособности проекта.
  Управляя программой НИОКР, менеджер должен помнить, что имеет дело с управлением динамичным проектом. Система планирования и управления должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать необходимые модификации.
  Эффективность НИОКР выявляется на рынке. Она зависит от того, насколько при постановке цели учтена рыночная потребность.
  Основные характеристики сегмента рынка представлены четырьмя взаимосвязанными переменными:
 1) размер рынка;
 2) допустимая цена;
 3) требования к технической эффективности;
 4) время.
  Большинство научных продуктов может предлагаться в формах, различающихся по эффективности, цене и дате первого появления на рынке. Важно определить, какой уровень технической эффективности потребует конкретный рыночный сегмент с наибольшей вероятностью. Научно-технические работники могут стремиться к очень высокому уровню параметров нового изделия, что, безусловно, ведет к техническим идеям, но не всегда соответствует реальным требованиям потребителей. Кроме того, из-за этого может произойти завышение затрат на НИОКР и производство, а также увеличится время разработки. Все это ведет к снижению потенциальной прибыльности продукта.
 
 277
 
 
  В современных условиях разработку проекта необходимо сфокусировать на конкретных рыночных потребностях.
  Выбор проекта связан с активным поиском альтернативных решений. Механизм управления процессом НИОКР наглядно представлен на рис. 10.1.
 
 Рис. 10.1. Механизм управления процессом НИОКР
  Портфель НИОКР может состоять из разнообразных проектов: крупных и мелких; близких к завершению и начинающихся. Однако каждый проект требует выделения дефицитных ресурсов в зависимости от его особенностей (сложности, трудоемкости и т.п.).
  Портфель должен иметь определенные контуры, быть стабильным, чтобы рабочая программа могла осуществляться равномерно.
 
  Количество проектов, находящихся в портфеле в конкретный период времени, зависит от размеров проектов, которые измеряются общим объемом ресурсов, необходимых для разработки, и затратами на реализацию одного проекта.
  Если, например, на проведение НИОКР выделено 4000 д.е., а затраты на реализацию одного проекта составляют 2000 д.е., то в портфеле могут быть два проекта.
  Таким образом, число проектов в портфеле (л) определяется следующим соотношением:
 
  Руководителю необходимо решить, каким количеством проектов он может одновременно управлять, если
 • сконцентрирует усилия на нескольких проектах;
 • распределит имеющиеся ресурсы на большее число проектов.
 278
 
 Портфель, состоящий в основном из крупных проектов, более рискован по сравнению с портфелем, где ресурсы распределены между небольшими проектами. По мнению специалистов, только 10% всех проектов являются полностью успешными. Это означает, что существует только 10%-ная вероятность эффективного завершения каждого проекта из портфеля. С ростом количества проектов повышается вероятность того, что хотя бы один из них окажется успешным.
  Преимущество небольших проектов в том, что они легче адаптируются друг к другу в отношении соответствия наличным ресурсам. Крупный проект требует большого объема дефицитных ресурсов.
  Однако небольшие проекты (требующие относительно небольших затрат на НИОКР) обычно реализуются в новых продуктах, имеющих скромный потенциал по объему продаж (и потенциал прибыли). Портфель небольших проектов может привести к равномерному потоку нововведений, большая часть из которых обладает ограниченным рыночным потенциалом, что нежелательно с позиций номенклатуры продукции, формируемой отделами маркетинга.
  Рассматривая тот или иной проект на предмет включения в портфель, необходимо учитывать возможное качество управления и последствия перераспределения затрат на проекты.
  Для примера оценим два портфеля, состоящие из двух проектов (табл. 10.1). Оба портфеля небольшие.
 
 
 
 
 
  Рассмотрим некоторые направления изучения спроса на продукцию, являющуюся результатом инновационной деятельности.
 10.2. Значение и задачи анализа спроса на инновации
  Анализ спроса на научно-техническую продукцию - одно из важнейших направлений в деятельности организаций, занимающихся НИОКР.
  В условиях рыночной экономики анализ спроса на научно-техническую продукцию имеет первостепенное значение. Анализ спроса на нововведение проводится в следующих направлениях:
  1) анализ потребности в выпускаемом и (или) реализуемом новшестве или новой услуге;
  2) анализ спроса на нововведения и связанные с ним услуги и влияние на них различных факторов;
  3) анализ влияния спроса на результаты деятельности предприятия;
  4) определение максимальной возможности сбыта и обоснование плана сбыта с учетом решения первых трех задач, а также производственных возможностей фирмы.
  Особенности развития нововведений и различие их видов во многом предопределяют специфику анализа спроса на них в каждом конкретном случае.
  Прежде всего необходимо уточнить, к каким нововведениям - базисным или усовершенствованным - относится продукция, спрос на которую подлежит изучению. Такую идентификацию можно осуществить двумя способами:
  1) с помощью построения кривых жизненных циклов продукции на основе данных об объемах длительности ее предложения или сбыта на рынке. Если цикличная волна укладывается в более высокую и срок жизни продукции невелик относительно "большой" волны, речь идет об эволюционных или частичных нововведениях (см. рис. 10.2).
  2) предприятие, производящее инновационную продукцию, проводит сравнительный анализ параметров ранее производимой и новой продукции по определенной схеме. При этом выявляются:
 • наличие в конструктивной разработке нового изделия по сравнению со старым принципиально иных подходов, например неизвестных законов и закономерностей;
 
 
 282
 • количество новых деталей, узлов в изделии или операций в технологии;
 • дополнительная сумма затрат на изменение изделия и ее доля в затратах на новое изделие.
 
  В результате такого анализа новую продукцию можно сгруппировать в три группы:
 1) ранее не существовавшая (например, лазерные диски);
  2) производившаяся ранее, но существенно измененная по материалу или конструкционному решению (например, электрочайник с элементом питания, вмонтированным в подставку);
  3) получившая только новое оформление (например, зубная паста в аэрозольном исполнении).
  Инновационная продукция весьма разнообразна по формам. Она может иметь натурально-вещественную форму (например, станки, товары для населения) или не иметь ее (ноу-хау, патенты, лицензии), различаться по назначению (для целей производства или конечного потребления), видам продукции и т.д. Вследствие этого анализ спроса и создание информационной базы для его проведения имеют специфику в каждом конкретном случае.
 283
 
 10.3. Сущность спроса и способы его представления
  Спрос отражает объем продукции, который потребитель хочет и в состоянии приобрести по некоторой из возможных цене в течение определенного времени на конкретном рынке. Из этого определения видны основные направления анализа спроса:
 • объем спроса;
 • наличие потенциальных покупателей;
 • потребность в товаре;
 • возможность приобретения товара;
 • цена предлагаемой продукции;
 • время реализации (предложения для реализации) продукции на рынке;
 • направления, рынки сбыта продукции.
  Например, выражение "спрос на новую модель телевизоров составил 20 штук" не только не позволяет провести анализ спроса на новый товар, но может затушевать и даже исказить истинное положение дел у производителя и продавца. Конкретизировав вид телевизоров и добавив место и время реализации, можно получить достаточно точную характеристику фактического спроса: "Спрос на новую модель телевизоров марки Р51ТЦ-445ДСА2 по цене 375 тыс. ден. ед. составил в последнюю неделю января 1994 г. в Москве в магазине "Электроника" 20 штук".
  Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения продукции при разных ценах и равных прочих условиях. Его можно представить одним из трех способов.
 1. В виде таблицы (табл. 10.3).
 
 2. Графически. Спрос в этом случае изображается в виде графика, показывающего количество продукции, которое потребители готовы, хотят и в состоянии купить по некоторой цене. Перенесем данные табл. 10.3 на график рис. 10.3.
 
  Для построения кривой отложим на оси абсцисс точки, отражающие количество товара, на которое предъявлен спрос, а на оси ординат - соответствующую ему цену. Данная кривая позволяет графически отобразить функцию спроса от цены.
 3. Аналитически. Например, выражение:
 
 
 
  Табличный и графический способы отображения спроса являются инструментами его предварительного и оперативного анализа. В таблице можно, во-первых, представить ранжированный ряд значений цены продукции в порядке ее возрастания или Убывания и соответствующее ей число единиц товара, на которое предъявлен спрос. При большом числе значений цены, частом ее колебании или большом разбросе в количестве проданных единиц продукции целесообразно тщательнее прослеживать тенденцию спроса, группировать значения цены и представлять Данные в виде интервального ряда показателей.
 285
 
  Графическое изображение спроса дает возможность увидеть направления его изменения, что широко применяется для прогнозирования спроса, определения типа товаров, по которым он изучается, расчета степени гибкости спроса по отношению к основным, влияющим на него факторам. Таким образом, этот метод в значительной степени применяется как инструмент качественного анализа, позволяющий наглядно отобразить тенденцию изменения спроса под действием различных факторов.
  Аналитический метод анализирует сложившуюся тенденцию спроса на основные товары и прогнозирует ситуацию на перспективу. Он применяется в качестве инструмента предварительного и последующего анализов.
  Следует различать изменение величины спроса и изменение спроса. Величина спроса выражается в конкретных количественных показателях продукции, на которую предъявлен спрос. Ее изменение возникает под действием цены. Графически это означает передвижение точки на кривой спроса без изменения положения самой кривой. Например, на графике рис. 10.4 показано, что при снижении цены с Р\ до Р2 величина, или объем спроса, увеличивается с Q\ до Q2.
 
 
 Воздействие на спрос, помимо цены, других факторов вызывает сдвиг линии спроса от DD до D\D\ таким образом, что при сохранении цены на уровне Р\ происходит увеличение спроса с величины Q\ до ??з, а при снижении цены до уровня Р2 спрос возрастает с Q2 до Q$. Смещается положение спроса, которое и называется изменением спроса.
  Важнейшее свойство спроса заключается в обратной (отрицательной) зависимости между ценой продукции и спросом на нее при неизменности всех прочих факторов. Эта зависимость называется законом спроса. Иначе говоря, при прочих равных условиях снижение цены приводит к увеличению величины спроса и, наоборот, рост цены ведет к снижению величины спроса на продукцию.
 В основе закона спроса лежит:
  1) психология покупателя, которая заключается в том, что большие объемы конкретного товара покупаются по более низкой цене, чем по высокой. Подтверждением этого служит кривая спроса;
  2) потребление подчиняется принципу убывающей предельной полезности, в соответствии с которым последующие единицы конкретного товара приносят все меньше и меньше удовлетворения. Например, второй телевизор в доме менее полезен, чем первый, так как основные потребности удовлетворены, третий еще меньше и т.д., поэтому покупатель приобретает дополнительные единицы при условии снижения их цены;
  3) действие закона спроса связано с эффектом дохода, выражающимся в возможности для покупателя при постоянном доходе и прочих равных условиях приобрести больше данного товара. И напротив, более высокая цена приводит к снижению покупательского спроса.
  С эффектом дохода связан эффект замещения. Он заключается в том, что высокие цены на товар побуждают покупателя заменять его приобретение покупкой более дешевых аналогичных по назначению товаров.
  Причины, вызывающие действие закона спроса, особенно актуальны при производстве и предложении к реализации новой продукции. При высокой цене на нее, наличии у покупателя и на рынке аналогичной по назначению продукции, а также снижении реальных доходов как населения, так и производственных предприятий - потребителей продукции производственно-технического назначения спрос на новую продукцию может не
 287
 
 
 
 возникнуть или опуститься ниже критической величины, покрывающей затраты на ее производство, которые на начальном этапе производства обычно достаточно высоки по сравнению с затратами на производство традиционной продукции.
 10.4. Факторы спроса
  Для управления спросом предприятию - производителю новой продукции необходимо знать факторы, воздействующие на величину и характер спроса и называемые детерминантами спроса. Детерминанты, влияющие на спрос на нововведения, значительно отличаются от факторов спроса на традиционно предлагаемую потребителям продукцию.
  Все факторы спроса на новую продукцию можно разделить на внутренние, относящиеся к деятельности объекта анализа, и внешние, связанные в основном с особенностями функционирования внешней среды (табл. 10.4).
 
 
 Рассмотрим влияние наиболее важных внутренних факторов, которые в совокупности характеризуют производственно-торговую стратегию производителя.
  1. Если предприятие производит новую технику, то для ее распространения на рынке огромное значение имеют конструктивные особенности предлагаемого образца. Если он не отвечает отраслевым стандартам, то усложняется его послепродажное обслуживание и исключается возможность использования в качестве комплектующего. Следствием этого будет отсутствие спроса на данную продукцию или низкий уровень его.
  2. Аналогично стандартам на обеспечение спроса на новую продукцию конечного бытового потребления (одежду, обувь, мебель и т.п.) влияет мода. Если ее действие не учтено, новая продукция не найдет спроса.
  3. Не менее важным фактором спроса является качество новой продукции. Безотказность работы новой техники, технологии, отсутствие явных и скрытых дефектов в товарах народного потребления способствуют спросу на них, и, наоборот, обнаружение брака в процессе эксплуатации новой продукции снижает спрос на нее.
  4. Фактором, содействующим спросу, являются условия продажи, в частности обеспечение гарантийного и сервисного обслуживания новой продукции. В отношении новой техники и тех-
 289
 
 нологии - это установка, наладка, обслуживание, обеспечение запасными частями, создание специализированных мастерских и мобильных бригад по ее обслуживанию и ремонту.
  5. Между величиной расходов на научные исследования и разработки, появлением новой продукции, ускорением внедрения ее в производство и возникновением спроса на нее существует прямая связь. Чем выше расходы на научные исследования и разработку фирмы-поставщика, тем в конечном итоге быстрее распространяется новая продукция.
  6. Высокий технический уровень предприятия-изготовителя обеспечивает быстрый переход к качественно новой ступени производства, позволяющий ускорять предложения рынку принципиально новой продукции как технического назначения, так и личного потребления, стимулируя возникновение спроса на нее.
  7. В свою очередь высокий технический уровень предприятия-производителя влияет на скорость освоения новой продукции, что в условиях инфляции, тормозящей инновационный процесс, имеет огромное значение. Одновременно скорость освоения в условиях рыночной конкуренции стимулирует производство и предложение новой продукции. Стратегия опережения направлена на удовлетворение неудовлетворенного рыночного спроса, позволяющего завоевать новый сегмент рынка, увеличить объем производства и снизить затраты на новую продукцию.
  8. Стимулирующее воздействие на спрос оказывает транснациональный уровень отрасли (фирмы). Чем он выше, тем шире внешняя интеграция отрасли, на большее количество заграничных рынков выходит новая продукция, ускоряется ее распространение и увеличивается спрос на нее.
  9. Одним из наиболее важных факторов спроса является устанавливаемая цена на новую продукцию. Скидки к цене и иные ценовые льготы способствуют продвижению нового товара на рынки. Кроме того, цена в этом случае может использоваться в качестве барьера для проникновения на рынок новых фирм.
  10. Для признания нового изделия (технологии) рынком и,
 следовательно, обеспечения спроса на него большое значение
 имеет выбор наиболее авторитетного покупателя, создающего "ав-
 торитетное мнение" о данной продукции. Такая сбытовая стра-
 тегия называется "стратегией светила". Причем первые покупа-
 тели пользуются льготными условиями приобретения товара,
 способствуя своим авторитетом повышению спроса на него, в
 отличие от тех, которые приобретают его не в числе пионеров.
 290
 
 
  11. Выбор рыночного сегмента способствует не только целенаправленному формированию спроса на новую научно-техническую продукцию, но и учету производителем ее конструктивной специфики, присущей конкретному потребителю (предприятию, отрасли и т.д.), оформлению, уровню цен, а в конечном счете - повышению спроса.
  12. Огромную важность для распространения новой научно-технической продукции имеют коммуникационные факторы. Фирмы, отрасли, производящие новую продукцию, могут характеризоваться открытостью или закрытостью контактов в информационном отношении. В первом случае они активно участвуют в научно-технических семинарах, симпозиумах, демонстрируют свои разработки и достижения. Таким образом, еще до выведения новой продукции на рынок они знакомят с ней потребителя, формируя у него спрос. Во втором - при отсутствии предварительной информации о новом товаре ее появление на рынке может быть встречено потребителем настороженно и процесс формирования спроса будет слишком длителен, что в свою очередь отразится на затратах и финансовых результатах фирмы-производителя.
  13. Близко к коммуникационному стоит рекламный фактор: высокий уровень затрат на рекламу в общих расходах на производство и реализацию новой продукции способствует формированию и повышению спроса на нее, и наоборот.
  14. Один из наиболее важных внутренних факторов спроса на научно-техническую продукцию - уровень профессиональной подготовки персонала предприятия-производителя. Чем выше образовательный и профессиональный уровень инженерных и рабочих кадров, тем выше качество разработки и готовой продукции, а чем выше уровень служащих, тем больше гарантий в изготовлении продукции в соответствии с опытным образцом (по дизайну, материалу и т.п.) и сбыте в запланированном объеме, обеспечиваемом персоналом службы маркетинга (сбыта).
  Рассмотрим теперь внешние детерминанты спроса, значительная часть которых характеризует среду обитания предприятия, производящего и (или) реализующего новую научно-техническую продукцию.
  1. Если общеэкономическое состояние государства стабильно, уровень инфляции невысок, то не нарушается процесс обновления технической базы производственных предприятий - основных потребителей новой научно-технической продукции, и на
 
 291
 
 нее постоянно существует спрос, стимулирующий научно-технический прогресс в обществе. Экономическая дестабилизация общества делает невозможным вложение средств в технико-технологические инновации из-за их быстрого обесценения и ухудшения финансового состояния предприятий - пользователей нововведений. Следствием этого является падение спроса на новую продукцию производственного назначения.
  Одновременно по той же причине среди определенных групп потребителей может возникнуть и увеличиться спрос на новую бытовую технику, приобретение которой связано с попыткой вложить обесценивающиеся деньги в товары длительного пользования. Это необходимо учитывать производителям при разработке производственной программы и проведении рекламной кампании. Даже незначительные, но активно рекламируемые усовершенствования бытовой техники вызывают в условиях инфляции неадекватно высокий спрос на нее.
  2. Особенности политической обстановки имеют огромное значение для предприятий, производящих научно-техническую продукцию. Если для поставки новой научно-технической продукции и товаров бытового назначения в конфликтные регионы политическая нестабильность является тормозом, то для сбыта военно-технической продукции она же будет стимулом, порождая и стимулируя спрос на новые виды техники, т.е. данный фактор может действовать разнонаправленно.
  3. Важное значение для стимулирования разработки, предложения и спроса на инновационную продукцию имеет правовое обеспечение хозяйственной деятельности. Если наука и научное обслуживание, производство и вложение средств в техническое перевооружение субъектов рыночной экономики пользуются налоговыми льготами, это служит мощным фактором, стимулирующим разработку и внедрение научно-технических нововведений, т.е. спрос на них даже в условиях инфляции.
 
  4. Неблагоприятная экологическая обстановка в регионе и ужесточение мер ее государственного регулирования служат стимулом спроса на новую продукцию как производственного, так и бытового потребления. Причем урбанизация, вызывающая ухудшение экологии, с течением времени будет все больше стимулировать спрос на средства защиты как окружающей среды, так и населения от ее вредного воздействия.
  5. Одним из факторов спроса на новые изделия и технологии является сам технический прогресс и в связи с его ускоре-
 
 292
 
 нием быстрое моральное старение большого числа видов продукции. Если в сфере производственного потребления обновление техники несколько тормозится наличием нормативной базы на списание основных средств, то в сфере личного потребления это происходит более активно при одновременном действии фактора моды. Таким образом, закономерность научно-технического цикла, периодичность вследствие ее действия, переход к качественно более высокому техническому уровню создают возможность производства принципиально новой научно-технической продукции для сфер производственного и личного потребления, стимулируя положительную динамику спроса на нее.
  6. Фактор - соотношение на рынке старой и новой продукции - частично порождается действием предыдущего. Поскольку спрос на продукцию, предлагаемую на рынке длительное время, постепенно затухает, это затухание вызывает спрос на ее новые виды, что приводит к цикличности спроса и стимулирует обновление продукции.
  7. Важное, стимулирующее спрос действие оказывает повышение эффективности работы потребителя нововведений, повышение фондоотдачи, снижение материалоемкости и трудоемкости, опережение конкурентов по качеству, времени выпуска новой продукции и другим показателям.
  8. Одним из факторов спроса на новую продукцию является действенность рекламы, на которую в свою очередь влияет ее вид и форма, место и время проведения, продолжительность рекламной кампании, а также психологическое восприятие рекламы потребителем нововведения.
  9. Доходы потребителей - фактор, прямо влияющий на характер спроса: чем они выше, тем больше спрос. Причем это касается спроса на нормальные товары или товары высшей категории, к которым относится и спрос на научно-техническую продукцию. (В отличие от нововведений при повышении доходов падает спрос на товары низшей категории.)
  10. Наличие на рынке "старых" товаров аналогичного назначения является фактором, снижающим спрос на новую продукцию. Следовательно, производитель должен для формирования спроса на нее при выходе на рынок установить цену ниже, чем цена товаров-заменителей. То есть наличие товаров-заменителей оказывает на спрос на новые товары обратное влияние.
  11. Укрупненным фактором, аккумулирующим действие многих предыдущих факторов, таких, например, как политический,
 293
 
 экономический, правовой, неопределенность спроса на продукцию конечного, особенно бытового потребления, является неопределенность самой научно-технической продукции. Данный фактор понижает спрос, причем он действует постоянно и порождается самой сущностью инноваций.
  Классификация факторов спроса позволяет не только выделить те, которые способствуют его формированию, но и ранжировать их по степени наибольшего влияния на результативный показатель.
 10.5. Виды спроса на новую продукцию
  В зависимости от целей и задач анализа классификация видов спроса на нововведения может быть построена по различным основаниям.
  Если предприятие выпускает продукцию широкого ассортимента по назначению, то необходимо в его структуре выделить новую продукцию производственного и непроизводственного назначения, так как спрос на эти группы имеет некоторые различия. В рамках таких групп спрос можно подразделить по формам образования, направлению изменения, степени удовлетворения и др.
  Очень важна для анализа спроса на новую продукцию его дифференциация по формам образования, отражающая стадии жизненного цикла продукции. При этом различают:
  1. Потенциальный спрос, возникающий на стадии разработки и подготовки новой продукции к выходу на рынок. Его повышению способствует открытая коммуникация фирмы-производителя.
  2. Формирующийся спрос, складывающийся на этапе выхода новой продукции на рынок.
  3. Развивающийся спрос - на этапе утверждения новой продукции на рынке.
  4. Сформировавшийся спрос, соответствующий стадии зрелости научно-технической продукции.
  Самым неприятным моментом для производственного предприятия может быть появление взамен сформировавшегося спроса в четвертой группе - затухания спроса, начавшегося до момента перехода продукции из категории новой в производимую.
  Следующая группировка видов спроса характеризует состояние рынка анализируемого товара. В этом случае выделяют:
 
 
 
 294
 
 1. Отрицательный спрос - отражает факт "недолюбливания" товара потенциальными потребителями, которые стараются избежать его покупки. Важно проанализировать причины такого отношения и постараться изменить его с помощью изменения товара, цены, упаковки, применения методов регулирования спроса. Например, можно вспомнить период времени, когда при появлении на рынке СВЧ-печи (микроволновые) не пользовались спросом в нашей стране. Для этого было много причин: высокая цена, отсутствие достаточной информации о товаре, появившиеся в печати сведения о "вредности" пищи, приготовленной в СВЧ-печах. Постепенно эти проблемы были решены: снизилась цена, появилась информация о преимуществах, а иногда и незаменимости микроволновых печей газовыми и электрическими плитами; стали публиковаться рецепты приготовления пищи в СВЧ-печах; появилась специальная посуда для них; были внесены конструктивные изменения, соответствующие требованиям безопасности для здоровья. В результате данная продукция в определенный период стала пользоваться даже чрезмерным спросом.
  1. Отсутствие спроса - наблюдается в двух случаях: когда потребители, на которых ориентировано производство данной продукции и (или) ее реализация, не заинтересованы в ней или не знают о ней. Отсутствие заинтересованности может быть связано не столько с продукцией как таковой, сколько, например, с местом ее реализации. В частности, покупатели магазина "Электроника" приходят туда, как правило, для покупки сложной бытовой техники и не заинтересованы в покупке детских игрушек, хозяйственных товаров и многих других новых товаров, производимых предприятиями отечественной электронной промышленности. Отсутствие информации у потенциального покупателя о товаре, его производителе и месте продажи лишает производителя новой продукции возможности увеличить ее изготовление и сбыт.
  Учитывая свою обоюдную заинтересованность, производители и продавцы новой продукции должны организовать рекламную кампанию таким образом, чтобы потребитель знал, где можно приобрести необходимый ему товар, где реализуются изделия конкретного предприятия-изготовителя. В рекламе же торгового предприятия должна присутствовать емкая информация об ассортименте реализуемых, особенно новых товаров. Важно также подчеркнуть преимущества новой продукции и выгодность ее перед другими товарами: по цене, надежности, про-
 
 295
 

<< Пред.           стр. 13 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу