<< Пред.           стр. 14 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 стоте пользования, возможности гарантийного и ремонтного обслуживания и т.д. В противном случае наступит момент, когда торговому предприятию придется пересмотреть свою ассортиментную политику, отказавшись от необходимой потребителю продукции, а предприятию-изготовителю не удастся вывести на рынок новый товар в запланированном объеме. Уход же и повторный возврат на рынок, как известно, требуют очень больших усилий и не всегда приводят к успеху.
  3. Скрытый спрос - отражает невозможность удовлетворения потребителей за счет имеющихся на рынке товаров и услуг. Это наиболее благоприятная рыночная ситуация для производителя новой и особенно научно-технической продукции. Как правило, такая ситуация возникает в следующих случаях:
 • предприятия-производители не имеют информации о возникшем спросе. Это достаточно легко восполнить с помощью специально организованных обследований, позволяющих более точно прогнозировать потребность в конкретных видах продукции и объем этой потребности;
 • предприятие-производитель знает о возникшем спросе на продукцию, но не торопится удовлетворить его. Если причина этого в низкой деловой активности специалистов, то следует пересмотреть кадровую политику, систему стимулирования труда. Если же причина заключается в отсутствии финансовых возможностей, свободных производственных мощностей, материальных или трудовых ресурсов, то это наиболее сложная ситуация. Следует просчитать возможные варианты загрузки мощностей, затрат и замены материалов; проанализировать сравнительную выгодность собственного производства или приобретения комплектующих, привлечения и стимулирования работников, цену кредита, увязав этот анализ с величиной объема продаж, позволяющего реализовать новую продукцию, покрыть затраты на ее производство и реализацию и получить желаемую прибыль.
  Осуществленные меры позволяют предприятию вовремя выйти на рынок с новой продукцией, опередив возможных конкурентов, и завоевать рыночный сегмент.
  4. Нерегулярный спрос - характеризуется возникновением колебаний спроса в течение определенных промежутков времени: в течение дня, недели, месяца, года. Суточные колебания наиболее характерны для предприятий пищевой промышленности. Прочие могут возникать в любой отрасли.
  Зная временные колебания спроса, необходимо предлагать потребителю нововведения во время пика спроса на продукцию
 296
 
 аналогичного назначения, что позволит ускорить их выведение на рынок и вызовет спрос на соответствующие товары.
  5. Полноценный спрос на нововведения - означает их адекватность желаниям потребителя, соответствие спроса и предложения и переход нововведения в стадию зрелости, т.е. наиболее предпочтительную ситуацию для производителя продукции.
  6. Чрезмерный спрос - возникает, когда величина спроса больше величины предложения. Это весьма благоприятная ситуация для разработчиков и производителей новой продукции, способствующая ее выведению на рынок, формированию спроса на ее конкретные виды и позволяющая опередить конкурентов.
  Если же ценовая стратегия производителя-монополиста направлена в сторону повышения цен, то приток новых, заинтересованных в прибыли производителей позволит быстро насытить рынок, и спрос будет удовлетворен.
  Следовательно, очевидно, что производителю новой продукции выгоднее избрать стратегию опережения и предложить более дешевое нововведение аналогичного назначения.
  7. Нерациональный спрос - к нему относят спрос на товары,
 вредные для здоровья. Поскольку большая часть нововведений
 характеризуется неопределенностью в этой области, необходимо
 во избежание возникновения данной категории и одновременно
 затухания спроса рекламировать отличительные положительные
 качества новой продукции. В противном случае продукция не
 перейдет в стадию зрелости, производитель не возместит затрат
 на разработку, а конкуренты используют его просчеты.
  Если предприятие выпускает модификации продукции, например, для различных климатических зон, то оно должно изучить спрос по принципу географического сегмента.
  Анализ спроса по потребителям позволит не только определить степень его удовлетворения, но и учесть их желание при создании новой продукции. Анализ спроса по месту приобретения дает возможность оценить эффективность и целесообразность используемого канала товародвижения, что особенно актуально при реализации новой продукции для населения. Интересен анализ спроса по намерениям покупателей. Он учитывает их требования еще на стадии разработки продукции, что предотвращает ее техническую неопределенность.
  Все эти ошибки принимаются во внимание при проектировании новой продукции и планировании производственной про-
 297
 
 
 
 граммы, в нее не включаются те виды нововведений, которые не будут пользоваться спросом.
 10.6. Методы анализа спроса
  Анализ спроса на нововведения по времени проведения может быть предварительным, текущим и последующим относительно периода, когда продукция считается новой.
  Предварительный анализ спроса на новую научно-техническую продукцию - один из наиболее важных, поскольку на его базе разрабатывается производственная программа и строится стратегия продвижения на рынке новой продукции.
  Предварительный анализ проводится на базе данных, получаемых с помощью специальных выборочных обследований, проводимых в сфере потребления инноваций, если продукция находится в стадии подготовки опытного образца, запуска в производство, а иногда на этапе выведения ее на рынок.
  Выборочные обследования в сфере потребления могут быть проведены в виде анкетирования, например, по следующей форме:
 
 
 Если информация о продукции уже имеется у потребителя и начато ее производство, то для изучения спроса используются данные журналов учета спроса или заказов на новую продукцию. Они составляются, например, по форме табл. 10.5.
 
 
 
 
 
  Если коэффициент ценовой эластичности меньше единицы, это свидетельствует об относительно неэластичном спросе. При Ер = 1 эластичность спроса единична. Это случается, когда процентное изменение спроса равно процентному изменению цены. Если коэффициент ценовой эластичности спроса больше единицы, спрос относительно эластичен. При коэффициенте эластичности спроса по цене, стремящемся к бесконечности, спрос считается абсолютно эластичным. Это
  300
 
 происходит в том случае, когда при неизменной цене спрос неограниченно растет, что является следствием действия неценовых его факторов: моды, рекламы, ожидания роста цен, экологической обстановки и др.
  Для характеристики ценовой эластичности спроса можно использовать и графический метод. Тогда абсолютно неэластичный спрос будет выглядеть в виде прямой, параллельной оси ординат (рис. 10.5, а), абсолютно эластичный - в виде прямой, параллельной оси абсцисс (рис. 10.5, б). В общем случае чем больше угол наклона кривой спроса, тем эластичнее спрос (рис. 10.5, в).
 
 При анализе спроса на нововведения интересно изучить влияние на него доходов потребителей. В зависимости от назначения продукции - производственно-технического или бытового - будет различаться информационная база анализа. В первом случае могут быть использованы данные официальной отчетности предприятий, во втором - публикуемые и предоставляемые по запросам данные Госкомстата.
 Формула коэффициента эластичности спроса по доходу имеет вид:
 
 
 
 
  Коэффициент эластичности спроса по доходу может быть как положительным, так и отрицательным (для товаров низшей категории). Важность его значения для предприятий, производящих научно-техническую продукцию, заключается в том, что с его помощью осуществляется их отнесение к определенной группе по уровню развития.
  Чем выше эластичность спроса по доходу, тем эффективнее развивается предприятие. Если динамика данного показателя положительна и растет приблизительно одинаковыми темпами, то можно говорить о стабильном развитии предприятия.
  Постоянная величина коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о состоянии застоя на предприятии, производящем научно-техническую продукцию.
  Значение коэффициента перекрестной эластичности особен-но велико для анализа спроса на новую стандартизованную научно-техническую продукцию и требует постоянного анализа динамики цен на основной товар.
  Для изучения чувствительности спроса можно также использовать соотношение темпов изменения спроса и влияющих на него факторов, представленное в виде динамического ряда. Подобные ряды позволяют построить график изменения кривой спроса под действием какого-либо фактора, вычислить показатели рядов динамики: темпы прироста, средние темпы роста и
 302
 
 прироста, абсолютные значения одного процента изменения спроса за период, а также провести корреляционный анализ влияния факторов на изменение спроса и спрогнозировать его развитие на ближайшую перспективу.
  Представляет интерес структурный анализ спроса, проводимый с помощью специальных таблиц, строящихся по каждому факторному признаку - направлению анализа: например стадиям ЖЦ новой продукции (причем они заканчиваются переходом к стадии зрелости) - см. табл. 10.7, распределению по потребителям новой продукции - см. табл. 10.8, по планируемым каналам ее реализации - см. табл. 10.9.
  Подобные таблицы могут быть построены при анализе опроса вследствие изменения любого из факторов (см. табл. 10.4). Они служат инструментом оперативного принятия управленческого решения и являются базой для дальнейшего углубленного анализа влияния факторов на величину и характер спроса.
  По данным подобных таблиц можно вычислить показатели стабильности спроса общие и в каждой подгруппе. Если, например, наибольший процент опроса продукции А (по данным табл. 10.8) в динамике приходится на какое-либо предприятие (или их группу), то можно говорить о стабильности спроса в отношении этого потребителя.
 303
 
 
 
 
 
 
 
 Можно определить и показатели интенсивности спроса по данным таблиц 10.7-10.9. Если в динамике темпы роста по ассортиментным позициям растут по этапам жизненного цикла, потребителям или каналам сбыта, то спрос является интенсивным; если эти темпы роста близки к единице, то спрос стабилизировался в отношении рассматриваемого аспекта; если темпы роста меньше единицы, то следует говорить о его сокращении. Анализ спроса на нововведения имеет огромное значение, поскольку от результатов зависит точность разработки производственной программы предприятия, стратегия и объем реализации продукции и, следовательно, финансовые результаты деятельности.
 Выводы
  1. Эффективность НИОКР зависит от того, насколько учтена рыночная потребность в научно-технической продукции.
  2. Формирование портфеля заказов предполагает проведение работы с потенциальными потребителями результатов НИОКР.
  3. Особенности нововведений предопределяют специфику анализа
  спроса.
  4. Необходимо прежде всего уточнить, к каким нововведениям - базисным или усовершенствованным - относится продукция, спрос на которую подлежит изучению.
  5. Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения продукции при разных ценах и равных прочих условиях.
  6. Все факторы спроса на новую продукцию можно разделить на внутренние и внешние.
  7. По формам образования различают потенциальный, формирующийся, развивающийся и сформировавшийся спрос.
  8. В зависимости от состояния рынка выделяют отрицательный спрос, отсутствие спроса, скрытый спрос, нерегулярный спрос, полноценный спрос, чрезмерный спрос, нерациональный спрос.
  9. Структурный анализ спроса производится с помощью специаль-
 ных таблиц, строящихся по каждому факторному признаку.
  Вопросы для повторения
 1. Что необходимо учесть менеджеру при управлении программой НИОКР?
 2. Как строится механизм управления процессом НИОКР?
 3. Перечислите основные направления анализа спроса на нововведения.
 4. Какие факторы следует учесть при анализе спроса?
 5. Какие виды спроса различают в зависимости от форм образования?
 6. Как проводится структурный анализ спроса?
 
 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГЛАВА 11
  ИННОВАЦИИ
 
 11.1. Эффективность использования инноваций
  После того как инновационный проект отобран, начинается следующий этап - использование инноваций.
  Значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Не менее важна она и для переходной экономики.
  В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта (табл. П.1).
  В зависимости от временнбго периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.
 
 
 
 
 
 
 
 307
 
 
 
 
  Продолжительность принимаемого временнбго периода зависит от следующих факторов:
 • продолжительности инновационного периода;
 • срока службы объекта инноваций;
 • степени достоверности исходной информации;
 • требований инвесторов.
  Выше отмечено, что общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат.
 
 ных, так и в денежных величинах, и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве - это всегда отношение.
  В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой - сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций. Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.
  Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.
 11.2. Общая экономическая эффективность инноваций
 Для оценки общей экономической эффективности инноваций
 может использоваться система следующих показателей:
 1) интегральный эффект;
 2) индекс рентабельности;
 3) норма рентабельности;
 4) период окупаемости.
  1. Интегральный эффект (Эинт) представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному, году, т.е. с учетом дисконтирования результатов и затрат:
 308
 
 Интегральный эффект называют также чистым дисконтированным доходом, чистой приведенной или чистой современной стоимостью, чистым приведенным эффектом.
  2. Индекс рентабельности инноваций (Уд). Рассмотренный выше метод дисконтирования - метод соизмерения разновременнь'гх затрат и доходов, он помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, в котором суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно. В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности.
  В качестве показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Он имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.
  Индекс рентабельности представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Расчет индекса рентабельности (Jg) ведется по формуле:
  В числителе этого выражения - величина доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величина инвестиций в инновации, дисконтированных к моменту начала процесса инвестирования.
  Другими словами, здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.
 309
 
 
 
 
  Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.
  Показатель нормы рентабельности имеет другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций.
  За рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют в качестве первого шага количественного анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается величиной не ниже 15-20%. Норма рентабельности определяется аналитически как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций.
  Получаемую расчетную величину Ер сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины. Если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение Ер указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным.
 
  310
 
 В случае когда имеется финансирование из других источников, то нижняя граница значения Ev соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая взвешенная величина плат за пользование авансируемым капиталом.
  Например, для реализации крупного изобретения потребовалось привлечь долгосрочные кредиты, акции и часть госбюджетных ассигнований. Доля перечисленных источников и годовое начисление на них представлены в табл. 11.2.
  Цена авансируемого капитала, соответствующая min Ер, составляет (12 • 40 + 15 • 40) = 10,8%, или * 0,08.
  4. Период окупаемости (То) является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в отечественной практике показателя "срок окупаемости капитальных вложений" он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.
  Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском, и этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены. Такой подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции.
  Наконец, ориентация на показатель "период окупаемости" часто выбирается в тех случаях, когда нет уверенности, что инновационное мероприятие будет реализовано, и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.
 311
 
 
 
 
 
 
 
 Выводы
 1. Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экономический эффект.
 2. В зависимости от временнбго периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.
 3. Эффективность определяют через соотношение результата (эффекта) и затрат.
 Вопросы для повторения
 1. Перечислите основные виды эффекта.
 2. В чем заключается сущность метода приведенных затрат?
 3. Дайте определение показателя "период окупаемости".
 4. Каково различие понятий абсолютного и сравнительного эффекта, абсолютной и сравнительной эффективности?
 5. Назовите систему показателей для оценки общей экономической эффективности инноваций.
 6. В чем особенность индекса рентабельности?
 7. Что положено в основу определения интегрального эффекта?
 
 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ГЛАВА 12
 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 12.1. Характеристика результатов инновационной деятельности
  В первых главах мы дали определение инновационной деятельности, из которого следует, что в результате этой деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.
  Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например, ноу-хау).
  Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. Оно предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача Всемирной организации интеллектуальной собственности - содействовать ее охране.
  В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:
 • Закон "Об авторском праве и смежных правах" (от 9 июля 1993 г. № 53-53-1);
 • Патентный закон Российской Федерации (от 23 сентября 1992 г. № 3518-1);
 • Закон "О правовой охране топологий интегральных микросхем" (от 23 сентября 1992 г. № 35.26-1);
 • Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" (1992);
 • Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (от 23 сентября 1992 г. № 35-20-1);
 315
 
 . "Закон о науке и государственной научно-технической политике" (от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ);
 • Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации (1992).
  В Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны (ст. 139).
  Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов.
  Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства.
  Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.
  Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями.
 Инновационный менеджер должен владеть ситуацией на рынке
 инновационной продукции.
  Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве).
  Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера.
  В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляются Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, содержащая сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, сведения об объеме и сроках охраны.
 Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 138) установлено средство индивидуализации продукции - товарный знак. В Законе Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара" дается следующее определение:
  товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак (ТЗ)) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товаров) других юридических или физических лиц.
 316
 
 Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.
  Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются.
  Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для покупателей новшеств. Они указывают, кто несет ответственность за определенный товар.
  Однородная продукция может выпускаться разными производителями, распространяться разными продавцами. Причем и производители и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром, основанием при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.
 Товарный знак выполняет следующие функции:
 • служит ориентиром при выборе товара;
 • указывает на наличие соответствующего качества товара;
 • выделяет товар из однородных товаров других производителей;
 • показывает источник происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве;
 • рекламирует товар, обеспечивая производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;
 • позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.
  Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (составной частью интеллектуальной собственности).
  Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау (знаю, как), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, получившему их.
  Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству из-
 
 317
 
 
 
 делий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и других, а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.
  Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 139). Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями.
  Следствием инновационной деятельности являются новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия - промышленные образцы.
  Промышленные образцы отражают единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности. Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией. Лицензии различаются по:
 • характеру и объему прав;
 • наличию правовой охраны;
 • способам передачи и условиям использования и другим признакам (рис. 12.1).
 
 Материальные результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации.
  Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные.
  Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.
 12.2. Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности
  Результаты инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках могут быть представлены путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказаний научно-технических услуг, новых технологий. Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок.
  Передача технологий может происходить как в пределах одной страны, так и на международном уровне.
  Лицензионная торговля - основная форма международной торговли. Она охватывает сделки с ноу-хау, с патентами на изобретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего ноу-хау.
  Один из факторов быстрого развития лицензионной торговли - высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется и тем, что они менее рискованны по сравнению с прямым инвестированием.
  Организационные формы и практика продажи лицензий на внешнем рынке могут быть различны. Так, промышленные фирмы для осуществления операций по продаже лицензий создают лицензионные (патентные) отделы, отделения заграничного лицензирования и дочерние компании по заграничному лицензированию. В крупных компаниях, выполняющих в большом объеме научно-исследовательские работы и патентующих свои изобретения, образуются лицензионные отделы (секторы), выполняющие следующие функции:
 • изучение торговли патентами и лицензиями;
 • сбор и предоставление информации техническим службам, производственным отделениям и отделам, экономическим службам;
 
 319
 
 • выявление фирм, проявляющих интерес к покупке лицензий;
 • обеспечение патентной охраны результатов научных исследований и технических достижений своей фирмы;
 . проведение операций по купле-продаже патентов и лицензий.
 Работники лицензионного отдела выезжают на предприятия лицензиата и изучают его возможности по организации выпуска лицензируемой продукции; определяют на месте потребности лицензиата в сырье, материалах, оборудовании, квалифицированной рабочей силе; проверяют состояние предприятий, методы работы, качество выпускаемой продукции.
  Лицензионные отделы могут быть встроенными и самостоятельными. Встроенные отделы (секторы) входят обычно в юридическую службу (отдел), техническую службу (отдел) или в общеэкономическую службу (отдел). Самостоятельный лицензионный отдел находится в ведении одного из членов высшего руководства фирмы (президента, генерального директора, помощника президента). Самостоятельные отделы могут быть централизованными и децентрализованными.
  Отделения заграничного лицензирования создаются, как правило, в крупных фирмах или компаниях. В отличие от отделов отделения имеют хозяйственную самостоятельность. Политику в области лицензирования разрабатывает руководство фирмы (президент, вице-президент, правление директоров), а также руководство дочерних фирм и отделений по экспортным операциям.
  Основная функция дочерних компаний по заграничному лицензированию состоит в осуществлении операций по продаже лицензий.
  Специализированные фирмы, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность как коммерческую, занимаются скупкой патентов и идей, их доработкой и разработкой и выступают на рынке с широким ассортиментом научно-технических знаний, имеющих разную степень готовности для непосредственного промышленного применения.
  Посредниками в торговле патентами и лицензиями выступают лицензионные, или патентные, агенты (брокеры). Их услугами пользуются индивидуальные патентообладатели, мелкие и средние фирмы, а также крупные фирмы, не осуществляющие в больших масштабах научно-исследовательские работы.
  Отношения между продавцом (лицензиатором) или покупателем лицензий (лицензиатом), с одной стороны, и агентом - с
 
 
 320
 
 другой, регулируются на основе лицензионного агентского соглашения.
  В международной торговле широко распространены лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними ноу-хау. Возможны беспатентные изобретения и ноу-хау.
  Лицензионные соглашения, помимо передачи технических знаний, могут предусматривать оказание лицензиатором инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, поставки оборудования и т.п. Лицензионные соглашения отражают целый комплекс взаимоотношений, связанных с организацией производства лицензируемой продукции или с использованием лицензируемого процесса. Кроме научно-технических аспектов комплекс отражает финансовые отношения, производственные отношения по реализации продукции и др.
  Типовые лицензионные соглашения разрабатываются различными организациями (комиссиями ООН, отраслевыми ассоциациями промышленных фирм и др.). Типичными являются соглашения, предоставляющие лицензиату право на запатентованное изобретение или технологический процесс вместе с техническими знаниями, опытом, ноу-хау, а также с правом использования товарного знака.
  В качестве возмещения за использование предмета соглашения лицензиат уплачивает определенное вознаграждение. Различают:
 • лицензионные вознаграждения, размер которых определяют на основе фактического экономического результата использования лицензии (это могут быть периодические процентные отношения, участие в прибылях);
 • лицензионные вознаграждения, размер которых непосредственно не связан с фактическим использованием лицензий, а заранее устанавливается и указывается в договоре с учетом возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии (первоначальный платеж наличными; паушальный платеж; передача ценных бумаг лицензиата; передача встречной технической документации).
  Периодические процентные отношения или текущие отношения (роялти) устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок (в процентах) и выплачиваются лицензиатом через определенные промежутки времени (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате).
 321
 
 Принципы расчета процентных отношений следующие:
 • со стоимости производимой по лицензии продукции;
 • с суммы продаж лицензируемой продукции;
 • с единицы выпускаемых или реализуемых изделий в виде процента к цене или себестоимости;
 • на специально обусловленной базе (например, с установленной мощности запатентованного оборудования, с объема переработанного по запатентованному способу сырья и т.п.). Ставки текущих отчислений дифференцированы в зависимости от вида лицензии, срока действия соглашения, объема производства лицензируемой продукции, ее реализационных цен, экспортных или внутренних продаж.
  В лицензионное соглашение включается оговорка о минимальной сумме вознаграждения, которая в любом случае должна быть выплачена лицензиатом. Уровень ставок текущих отчислений в современной практике колеблется от 2 до 10%. Чаще встречаются ставки в 3-5%.
  Твердо зафиксированная в соглашении сумма лицензионного вознаграждения называется паушальным платежом. Этот платеж устанавливается в следующих случаях:
 • при передаче лицензии вместе с поставками оборудования (эта сделка носит единовременный характер, что требует единовременного определения ее стоимости);
 • при продаже лицензии на базе секрета производства (как гарантия от убытков в случае его разглашения);
 • когда в стране лицензиата имеются затруднения в отношении перевода прибылей и др.
  Паушальный платеж может производиться в разовом порядке и в рассрочку (например, 50% - после подписания соглашения; 40% - после поставки оборудования и передачи технической документации; 10% - после пуска оборудования).
  Первоначальный платеж наличными предусматривает оплату лицензиатом установленной в соглашении суммы в виде единовременного взноса или по частям в течение установленного в соглашении срока или по выполнении определенных условий.
  В настоящее время наметилась тенденция к сокращению срока действия лицензионных соглашений, что связано с быстрым моральным старением машин и оборудования и государственным регулированием лицензионных сделок во многих промышленно развитых странах, не допускающих длительных сроков их действия. Наиболее распространены соглашения со сроком действия 5-10 лет.
 322
 
 Результаты инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицензионной продажи ноу-хау, - специфический товар мирового рынка.
 Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:
 • потребительной стоимости;
 • труда по созданию;
 • процесса потребления технологических знаний. Технологические знания являются нематериальным продуктом,
 его полезность не определяется формой материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она заключается в создании условий для повышения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.
  Каждое новое техническое решение, относящееся к производству, является уникальным и неповторимым, поэтому каждый отдельный технологический товар нельзя непосредственно связывать с другим товаром, хотя последний может относиться к той же отрасли производства. Сравнивать технологии можно только через полезный эффект от их использования.
  Затраты труда на производство нематериального продукта отличаются от затрат труда на производство материальных носителей знаний. Прежде всего труд по созданию новой технологии как один из видов научного труда носит творческий характер. Затраты труда по созданию технологии отличаются от затрат труда по ее непосредственному внедрению в производство. Последние включают работы по проектированию и строительству предприятий, обучение персонала, организацию и управление и др.
  Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологии предопределяет особенности потребления этого товара. Технологические знания используются в производственном процессе, однако характер их потребления обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, создаваемый с помощью этих знаний.

<< Пред.           стр. 14 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу