<< Пред.           стр. 3 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 * инициация, рекомендация или обеспечение решениями через установленные каналы передача информации,
 * верификация внедрения решений,
 * развитие и внедрение программы улучшения качества.
 
 
 ИСО 9001:2000 -Системы менеджмента качества - Требования
 
 5.6.2 Ответственность и полномочия
 Роли сотрудников и их взаимосвязи, а также ответственность и полномочия персонала должны быть установлены для того, чтобы способствовать эффективному менеджменту качества, и должны быть доведены до соответствующих уровней организации. Организационная свобода, необходимая для выполнения задач, влияющих на качество, должна быть определена.
 
 5.6.3 Представитель руководства
 
 Представитель руководства должен быть членом высшего руководства или быть назначен высшим руководством с целью координации деятельности в области качества и продвижению осознания нужд и ожиданий заинтересованных сторон.
 
 Представитель руководства должен отчитываться перед высшим руководством и иметь связь со всеми уровнями относящегося к делу менеджмента.
 
 ИСО 9001:2000 - Системы менеджмента качества - Требования
 
 5.6.3. Представитель руководства
 Высшее руководство должно уполномочить одного (или несколько) из своих членов, который (ые), независимо от других обязанностей, должен (ы) иметь определенные полномочия для:
 a) обеспечения уверенности в том, что система менеджмента качества внедрена и поддерживается в рабочем состоянии в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта;
 b) доклада высшему руководству о функционировании системы менеджмента качества, включая вопросы, связанные с необходимостью улучшения;
 c) обеспечения понимания требований заказчика во всей организации.
 
 Примечание: Ответственностью представителя руководства обычно является также осуществление связи с внешними сторонами по вопросам, относящимся к системе менеджмента качества.
 
 
 
 5.6.4 Передача информации
 
 Передача требований качества, задач и достижений является ответственностью руководства. Это должно распространяться на все заинтересованные стороны организации, включая заказчиков и поставщиков. Последствия неадекватной передачи информации должны быть определены руководством в терминах воздействия на выполнение работ и необходимых действий.
 
 В контексте организации заинтересованными сторонами могут быть заказчики и поставщики организации, поставляющей продукт и/или услугу или внутренние заказчики и поставщики для субпроцессов или поддерживающих процессов. Достижение целей качества должно быть неотъемлемой частью удовлетворенности заказчика и соответствующая оценка и передача информации является ответственностью руководства
 
 Способы передачи информации могут включать:
 * инструктивные совещания в командах,
 * наглядные деятельности руководства,
 * доски объявлений,
 * аудио-видео и электронные средства.
 
 ИСО 9001:2000 - Системы менеджмента качества - Требования
 
 5.6.4 Внутренние взаимосвязи
 Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры по осуществлению внутренних взаимосвязей между различными уровнями и функциями, касающихся системы менеджмента качества и ее эффективности.
 
 5.6.5 Документация и отчетность
 
 Первичной задачей документации качества является выражение политики качества и описания системы менеджмента качества. Это является базисом для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы.
 
 Для эффективной работы системы менеджмента качества должна быть введена в действие соответствующая документация. Документация становится наиболее эффективной, когда текущая и точная информация поступает туда, куда это надо и когда это необходимо (см.6.3).
 
 Для гарантии того, что устаревшая документация быстро устраняется из всех точек издания и пользования или другим образом предотвращается от ненамеренного использования, должны быть предусмотрены и внедрены процедуры управления документации.
 
 Система менеджмента качества должна требовать, чтобы поддерживалась в рабочем состоянии достаточная отчетность для демонстрации соответствия требованиям и подтверждение эффективности работы системы менеджмента качества. Анализы отчетов о качестве являются важными входными данными для корректирующих действий и улучшений.
 
 ИСО 9001:2000 - Системы менеджмента качества - Требования
 
 5.6.5 Руководство по качеству
 Организация должна разработать руководство по качеству.
 Руководство по качеству должно включать:
 а) описание элементов системы менеджмента качества и их взаимосвязей (а также все сокращения области применения настоящего международного стандарта - см. 5.5.2),
 b) общесистемные процедуры или соответствующие ссылки на них.
 Примечание: Руководство по качеству не обязательно излагать в одном изданном документе.
 ИСО 9001:2000 - Системы менеджмента качества - Требования
 
 5.6.6 Управление документами.
 Организация должна установить процедуры на уровне системы менеджмента качества для управления документами, необходимыми для функционирования системы менеджмента качества. Эти процедуры должны обеспечить уверенность в том, что:
 a) документы проверены на адекватность до их применения;
 b) документы подвергаются ревю, при необходимости уточняются и переутверждаются;
 c) соответствующие версии документов находятся в тех местах, где осуществляется деятельность, имеющая существенное значение для эффективности функционирования системы менеджмента качества;
 d) устаревшие документы изъяты из всех мест их рассылки и применения или предприняты другие методы управления, предотвращающие их непреднамеренное использование;
 e) любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей или в целях сохранения знаний, должным образом идентифицированы.
 
 Должен быть составлен специальный перечень или применяться другая эквивалентная процедура управления, идентифицирующая статус текущей ревизии документов и способная предотвратить использование недействительных и/или устаревших документов.
 
 Документы должны быть разборчивыми, легко распознаваемыми и восстанавливаемыми. Соответствующие документы внешнего происхождения должны быть идентифицированы и зарегистрированы (см. 5.6.7.).
 
 Примечание: Документы могут быть в любой форме и на любом типе носителя.
 
 ИСО 9001:2000 - Системы менеджмента качества - Требования
 
 5.6.7 Управление отчетами
 Для демонстрации соответствия требованиям и эффективности функционирования системы менеджмента качества должны вестись подходящие для организации отчеты о качества. Организация должна создать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры общесистемного уровня по идентификации, хранению, сбору, обеспечению сохранности, установлению времени и места хранения отчетов о качестве.
 
 5.7 Менеджмент ревю
 
 Система менеджмента качества должна подвергаться постоянным ревю, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность. Такие ревю должны проводиться высшим руководством в определенные или подходящие временные промежутки и должны адресоваться к вопросам выполнения политики качества организации и поставленных задач.
 
 Менеджмент ревю должно устанавливаться в контексте с циклами стратегического планирования организации.
 
 Все имеющиеся отношения к рассмотрению менеджеры, должны быть постоянными участниками в этих ревю. Может быть также полезным пригласить людей от других уровней управления и функций присутствовать на этих ревю.
 
 Сначала ревю должно состоять из структурной исчерпывающей оценки выполнения работ.
 
 Менеджмент ревю должно включать в качестве входных элементов:
 * выполнение ежедневных рабочих процессов,
 * результаты выполненных работ по улучшению для достижения целей и организационных политик,
 * результаты аудитов системы менеджмента качества, включая внутренние аудиты, аудиты заказчика и третьей стороны,
 * самооценку организации,
 * измерения удовлетворенности заказчика,
 * измерение выполнения нужд и ожиданий других заинтересованных сторон,
 * оценку места на рынке, включая выполнения работ конкурентами,
 * результаты деятельности по бенчмаркингу (benchmarking),
 * выполнение работ поставщиками,
 * изменение взятых первоначальных обязательств, проистекающих из новых технологий, результатов исследования и развития, концепций качества, финансовых, социальных, окружающих условий и юридических или нормативных изменений,
 * нужд или благоприятных возможностей для улучшения.
 
 Процесс рассмотрения должен приводить к:
 * проверке целостности и достижимости политики качества и целей качества,
 * модернизации политик и целей при необходимости,
 * планам улучшения для повсеместной эффективности и продуктивности,
 * измерениям роста удовлетворенности, касающейся заинтересованных сторон,
 * модернизации системы менеджмента качества,
 * определению, обеспечению и размещению необходимых ресурсов для улучшения,
 * планам улучшения использования ресурсов.
 
 Наблюдения, рекомендации и выводы, полученные в результате такого ревю, должны быть зарегистрированы для поддержки необходимых действий.
 
 Процесс менеджмента ревю должен быть оценен на предмет его эффективности и при необходимости улучшен.
 
 
 
 
 
 ИСО 9001:2000 - Системы менеджмента качества - Требования
 
 5.7. Менеджмент ревю
 Организация должна создать процедуру общесистемного уровня по проведению менеджмент ревю. Высшее руководство должно через установленные периоды времени проводить ревю системы менеджмента качества для обеспечения уверенности в сохранении ее пригодности, адекватности и эффективности. По результатам ревю должна проводиться оценка необходимости внесения изменений в систему менеджмента качества организации, включая политику и цели в области качества.
 
 Менеджмент ревю должно включать периодический анализ текущей деятельности и возможностей для улучшения на основе:
 a) результатов аудитов;
 b) обратной связи с заказчиком;
 c) результатов анализа выполнения процессов и соответствия продукции;
 d) статуса предупреждающих и корректирующих действий;
 e) результатов деятельности по итогам предшествующих менеджмент ревю;
 f) изменившихся обстоятельств.
 
 Деятельность, осуществляемая по результатам менеджмент ревю, должна включать мероприятия, связанные с:
 a) улучшением системы менеджмента качества;
 b) аудитами процесса, продукции и/или услуги;
 c) ресурсными потребностями.
 
 Результаты менеджмент ревю должны быть зарегистрированы (см. 5.6.7.).
 
 
 6. Управление ресурсами
 6.1 Общие указания
 6.1.1 Введение
 
 Организация должна создать и внедрить планы развития ресурсов, базирующихся на ее долгосрочных перспективах.
 
 Это может также включать в себя согласие и вовлечение людей и поставщиков в стратегию организации.
 
 Ресурсы, существенные для внедрения и достижения целей и политики организации должны быть определены и представлены в распоряжение. Они могут включать людей, поставщиков, информацию, инфраструктуру, рабочие окружающие условия и финансовые ресурсы.
 
 Следует уделять внимание продуктивности и своевременности применения ресурсов с точки зрения благоприятных возможностей и ограничений. Следует принимать во внимание использование ограниченных натуральных ресурсов и воздействие ресурсов на окружающую среду.
 
 Ресурсы должны приниматься во внимание в обоих случаях, как для организации с непрерывным (серийным) изготовлением, так и для организаций, работающих по проектам.
 
 6.1.2 Результаты, которые должны учитываться
 
 Требования для всех ресурсов должны быть определены в реальных терминах, во всяком случае, нематериальныые ресурсы, такие как знания должны быть также учтены.
 
 Ресурсы, необходимые для предоставления возможности и содействия проведению изменений должны учитываться при осуществлении постоянного улучшения.
 
 Планирование будущих ресурсов должно быть частью менеджмент ревю.
 
 6.1.3 Дополнительная информация
 
 ИСО/DIS 10015: Менеджмент качества - Руководство по обучению.
 ИСО 14001: Системы управления окружающей средой - Спецификация и руководство по использованию.
 
 
 
 ИСО 9001:2000 - Системы менеджмента качества - Требования
 
 6.1 Общие требования
 Организация должна определить и своевременно обеспечить выделение на постоянной основе ресурсов, необходимых для создания и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества.
 
 6.2 Люди
 
 6.2.1 Вовлечение людей
 
 Когда речь идет о процессе найма, аттестации и обучения, то он должен быть направлен на необходимость поощрения вовлечения личностей. Должно быть обращено внимание на выдаче людям полномочий и определении прав.
 
 Для того чтобы управлять и развивать вовлечение своих людей, организация должна:
 
 * управлять развитием навыков и карьерой путем найма, продолжительного обучения, командной работы и представления благоприятных возможностей для продвижения
 * управлять выполнением работ, направленных на достижение целей организации, путем установления индивидуальных и коллективных задач и оценки их результатов,
 * поддерживать вовлечение в принятие решений и поощрять путем признания и наград за выполнение работ,
 * гарантировать социальный диалог посредством постоянного исследования нужд своих сотрудников,
 * использовать информационную систему, облегчающую получение предложений и мнений людей.
 
 Люди в организации должны быть заинтересованы в осознании важности решения задач, за которые они ответственны.
 
 Каждый процесс должен быть определен в терминах ролей и ответственностей. Это может обеспечить благоприятные возможности для идентификации нужд людей, относящихся к их способности. Следует признать, что некоторые процессы могут выходить за пределы организации, например, к поставщикам и заказчикам.
 
 Люди, нанятые на временную работу или на работу по совместительству, должны быть нацелены на обеспечение успешного решения задач качества организации.
 
 ИСО 9001:2000 - Системы менеджмента качества - Требования
 
 6.2.1 Назначение персонала
 Организация должна проводить назначение персонала с целью обеспечения уверенности в том, что те, кто имеет обязанности, определенные системой менеджмента качества, являются компетентными для осуществления своей деятельности (на основе соответствующего образования, подготовки, мастерства или опыта).
 
 6.2.2 Умение и обучение
 6.2.2.1 Умение (компетенция)
 
 Уровень компетенции, необходимый для решения текущих и будущих задач должен быть идентифицирован и определен в условиях отбора, найма, квалификации и обучения.
 
 Входные данные для этой деятельности могут проистекать из разнообразных внешних и внутренних источников, таких как:
 * будущих требований, относящихся к стратегическому и рабочему планированию,
 * оценки компетентности работника выполнять определенные деятельности,
 * законодательства, нормативов, стандартов и директив, воздействующих на организацию, ее деятельность и ее ресурсы.
 
 Должен быть разработан и внедрен план по удовлетворению идентифицированных нужд. Требования к компетенции должны быть документированы. Документация должна периодически подвергаться ревю, когда выдаются рабочие задания и когда оценивается выполненная людьми работа.
 
 6.2.2.2 Обучение
 
 Организация должна анализировать развитие нужд всех работников. Результатом этого должна явиться разработка планов по обеспечению работников соответствующими знаниями, вместе с навыками и опытом, ведущими к компетенции.
 
 Обучение, направленное на достижении целей и политик организации, должно быть представлено всем работникам. Оно должно включать осознание последствий для продукта и/или услуги, если задание выполнено неправильно.
 
 Увеличение компетенции посредством обучения, образования и построения опыта должно быть направлено на:
 * техническое и технологическое знание,
 * знание рынков и потребностей и ожиданий заказчика,
 * установленные законом и нормативные требования,
 * внутренние стандарты,
 * рабочие процедуры.
 
 Увеличение осознания и вовлечения должно быть направлено на:
 * предвидение будущего,
 * организационные политики и цели,
 * организационные изменения и развитие,
 * как инициировать и внедрить улучшающие действия,
 * творчество и инновации,
 * вводящие программы для новых людей,
 * периодическое обновление программ для уже обученных людей.
 
 Планы обучения должны включать:
 * задачи обучения,
 * обучающие программы и методы,
 * необходимые ресурсы обучения,
 * идентификация необходимой поддержки,
 * оценка обучения в границах увеличенной компетенции людей.
 
 
 
 ИСО 9001:2000 - Системы менеджмента качества - Требования
 
 6.2.2 Компетентность, подготовка кадров, квалификация и осведомленность
 Организация должна создать и поддерживать в рабочем состоянии общесистемные продукты по:
 a) определению потребностей в компетентном персонале и в подготовке персонала;
 b) обеспечению подготовки персонала в соответствии с идентифицированными потребностями;
 c) оценке через установленный период времени эффективности подготовки кадров;
 d) ведению соответствующих отчетов об образовании кадров, их подготовке, уровне мастерства и опыта (см.5.6.7).
 
 Организация должна создать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, обеспечивающие осознание работниками каждой соответствующей функции и уровня:
 a) важности соответствия с политикой качества и с требованиями системы менеджмента качества;
 b) важности влияния их деятельности на качество - фактическое или потенциальное;
 c) выгоды от улучшения работы персонала;
 d) своей роли и ответственности в достижении соответствия политике качества и процедурам, а также требованиям к системе менеджмента качества;
 e) потенциальных последствий отклонений от установленных процедур.
 
 6.3. Информация
 
 Информация является фундаментальным ресурсом для управления качеством и принятия фактического решения. Управление информацией включает понимание использования и важности информации и определяет базу знаний организации.
 
 Для максимальной выгоды, организация нуждается в управлении, как внутренними информационными ресурсами, так и теми, которые представляют потенциальную ценность для организации. Организация должна ставить перед собой цель постоянного развития и поддержания своей базы знаний.
 
 Организация использует информацию для:
 * приобретения и распределения данных и знаний,
 * улучшения процессов, продуктов и/или услуг,
 * коммуникации,
 * процессов, включающих управление,
 * принятия решения.
 .
 Должен быть процесс для идентификации внутренних и внешних источников информации. Система менеджмента качества должна обеспечивать действенность, адекватность и пригодность для использования информации, включая хранение, защиту, восстанавливаемость, размещение. Следует озаботиться обеспечением соответствующей достоверности и сохранения конфиденциальной информации. Для использования в процессе управления информации, задействуются различные средства ее передачи.
 
 Соответствующие работники должны иметь своевременный доступ к информации, для того, чтобы решать задачи организации.
 
 Процессы управления информацией должны быть оценены на их эффективность и продуктивность и все улучшения должны быть внедрены.
 
 ИСО 9001:2000 - Системы менеджмента качества - Требования
 
 6.3. Информация
 Организация должна установить информацию, которая необходима для управления процессами, а также для обеспечения уверенности в соответствии продукции и/или услуги. Общесистемные процедуры по управлению информацией должны обеспечить уверенность в доступности и сохранности информации.
 Примечание: Типичными видами информации являются: знания и/или опыт относительно процесса, продукции и/или услуги; данные от поставщиков и заказчиков.
 
 6.4 Инфраструктура
 
 Для обеспечения основного фундамента для проведения операций, необходима инфраструктура. Инфраструктура может включать завод, рабочее место, машины, программное обеспечение, инструменты и оборудование, услуги, коммуникации, транспорт и помещения, зависящие от продуктов и/или услуг организации.
 
 Организация должна определить и обеспечить инфраструктуру, детально определенную в таких терминах, как задачи, функции, выполнение работ, пригодность, стоимость, надежность и безопасность.
 
 Должен существовать процесс для того, чтобы развивать и внедрять программы технического обслуживания и обеспечивать постоянство инфраструктуры для выполнения установленных требований. Эта программа должна детально определять тип и частоту технического обслуживания, проверку работы каждого элемента инфраструктуры, основываясь на его критичности и используемости.
 
 Организация должна оценить инфраструктуру по отношению требований всех заинтересованных сторон. Следует принимать во внимание проблемы окружающей среды, связанные с инфраструктурой, такие как сохранность, загрязнения, отходы и переработка для минимизации воздействия на окружающую среду.