<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 Перевод и научно-техническое
 редактирование выполнены ВНИИСертификации
 Госстандарта России
 
 ИСО/ПМС 19011:2002
 
 
 
 
 
 
 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АУДИТУ
 СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
 И/ИЛИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
 (Пересмотр ИСО 10011-1:1990, ИСО 10011-2:1991, ИСО 10011-3:1991,
 ИСО 14010:1996, ИСО 140011:1996 и ИСО 14012:1996)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Москва 2001
 Перевод и научно-техническое
 редактирование выполнены
 ВНИИСертификации
 Госстандарта России
 
 ИСО/ПМС 19011:2002
 
 
 ИСО/ТК 176/ПК 3
 ИСО/ТК 207/ПК 2
 
 
 
 
 
 
 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АУДИТУ
 СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
 И/ИЛИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
 (Пересмотр ИСО 10011-1:1990, ИСО 10011-2:1991, ИСО 10011-3:1991,
 ИСО 14010:1996, ИСО 140011:1996 и ИСО 14012:1996)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Москва 2001
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  (c) Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС) Госстандарта России
 КОПИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТА НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ
  Только приобретение документа по абонементу ВНИИС обеспечит получение актуализированной версии
 СОДЕРЖАНИЕ
 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 5
 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 5
 3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 5
 4 ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА 7
 5 УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ АУДИТА 8
  5.1 Общие положения 8
  5.2 Цели и объем программы аудита 10
  5.2.1 Цели программы аудита 10
  5.2.2 Объем программы аудита 11
  5.3 Ответственность за управление программой аудита, ресурсы
 и процедуры 11
  5.3.1 Ответственность 11
  5.3.2 Ресурсы 12
  5.3.3 Процедуры 12
 5.4 Внедрение программы аудита 12
 5.5 Записи программы аудита 13
 5.6 Мониторинг и анализ программы аудита 13
 6 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ АУДИТА 13
 6.1 Общие положения 13
 6.2 Инициирование аудита 15
  6.2.1 Назначение руководителя группы по аудиту 15
  6.2.2 Определение целей, области и критериев аудита 15
  6.2.3 Определение возможности проведения аудита 16
  6.2.4 Формирование группы по аудиту 16
  6.2.5 Предварительный контакт с проверяемой организацией 17
 6.3 Предварительный анализ документов 17
 6.4 Подготовка к проведению аудита "на месте" 18
  6.4.1 Подготовка плана по аудиту 18
  6.4.2 Распределение обязанностей между членами группы
 по аудиту 19
  6.4.3 Подготовка рабочих документов 19
 6.5 Проведение аудита "на месте" 19
  6.5.1 Предварительное совещание 19
  6.5.2 Обмен информацией во время аудита 21
  6.5.3 Роль и ответственность сопровождающих лиц
 и наблюдателей 21
  6.5.4 Сбор и проверка информации 22
  6.5.5 Наблюдения аудита 24
  6.5.6 Подготовка заключения по результатам аудита 24
  6.5.7 Проведение заключительного совещания 25
 6.6 Подготовка, утверждение и рассылка отчета по аудиту 25
  6.6.1 Подготовка отчета по аудиту 25
  6.6.2 Утверждение и рассылка отчета 26
 6.7 Завершение аудита 26
  6.7.1 Хранение документов 26
  6.7.2 Окончание аудита 27
 6.8 Проведение последующих аудитов 27
 7 КОМПЕТЕНТНОСТЬ АУДИТОРОВ 27
 7.1 Общие положения 27
 7.2 Знания и навыки 29
  7.2.1 Общие знания и навыки аудиторов систем менеджмента
 качества и/или охраны окружающей среды 29
  7.2.2 Общие знания и навыки руководителей групп аудиторов 30
  7.2.3 Специальные знания и навыки аудиторов системы
 менеджмента качества 30
  7.2.4 Специальные знания и навыки аудиторов системы
 менеджмента охраны окружающей среды 31
 7.3 Личные качества 32
 7.4 Образование, практический опыт, обучение аудиту и опыт
 проведения аудита 32
  7.4.1 Аудитор 32
  7.4.2 Руководитель группы по аудиту 33
  7.4.3 Аудиторы, осуществляющие аудит обеих систем -
 менеджмента качества и охраны окружающей среды 33
 7.5 Поддержание повышения уровня 34
  7.5.1 Постоянный рост профессионализма 34
  7.5.2 Поддержание компетентности в проведении аудитов 34
 7.6 Процесс оценивания аудитора 34
  7.6.1 Этапы оценивания 34
  7.6.2 Начальный процесс оценивания 35
  7.6.3 Определение соответствующего уровня знаний и навыков 37
  7.6.4 Определение требований к образованию, опыту работы,
 обучению аудиторов и опыту аудита 37
  7.6.5 Методы оценивания 38
  7.6.6 Завершение оценивания 38
 
 ПРОЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ИСО/ПМС 19011:2002
 
 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА
 КАЧЕСТВА И/ИЛИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
 
 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
 
  Настоящий Международный Стандарт содержит рекомендации по принципам аудита, управлению программами аудитов, проведению аудитов систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды, а также компетентности аудиторов в проведении этих аудитов.
  Это относится ко всем организациям, которым необходимо проводить внутренние и/или внешние аудиты систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды и управлять ими.
  В принципе, возможно применение настоящего Международного Стандарта к другим видам аудита, но в таких случаях необходимо уделить особое внимание определению компетентности членов группы по аудиту.
 
 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
 
  Указанный ниже нормативный документ содержит положения, которые посредством ссылок в этом тексте составляют положения настоящего Международного Стандарта. Для жестких ссылок с указанием даты и номера издания последующие поправки или пересмотры любых этих публикаций не применимы. Однако сторонам соглашений, базирующихся на настоящем Международном Стандарте, рекомендуется изучить возможности применения самого последнего издания указанного ниже нормативного документа. Для ссылок без указания даты необходимо использовать самое последнее издание этого нормативного документа. Комитеты - члены ИСО и МЭК ведут перечни действующих международных стандартов.
  ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
 
 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
 
  В настоящем документе используются термины и определения, данные в ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001 за исключением п.п. 3.12, 3.13.
 
  3.1 Аудит (проверка): систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) (3.3) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки) (3.2).
  Примечание - Внутренние аудиты (проверки), иногда называемые "аудиты (проверки) первой стороной", проводятся обычно самой организацией или от ее имени для внутренних целей и могут служить основанием для принятия декларации о соответствии.
  Внешние аудиты (проверки) включают в себя аудиты, обычно называемые "аудиты (проверки) второй стороной" или "аудиты (проверки) третьей стороной".
  Аудиты (проверки) второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например, потребителями или другими лицами от их имени.
  Аудиты (проверки) третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями. Эти организации осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям, например, требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001.
  3.2 Критерии аудита (проверки): совокупность политики, процедур или требований, которые применяются в виде ссылок.
  3.3 Cвидетельства аудита (проверки): записи, изложение фактов или другой информации, связанной с критериями аудита (проверки) (3.2), которые могут быть перепроверены.
  Примечание - Свидетельство аудита (проверки) может быть качественным или количественным.
  3.4 Наблюдение(я) аудита (проверки): результат оценки свидетельства аудита (проверки) (3.3) в зависимости от критериев аудита (проверки) (3.2).
  Примечание - Наблюдения аудита (проверки) могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита (проверки) или на возможности улучшения.
  3.5 Заключение(я) по результатам аудита (проверки): выходные данные аудита (3.1), предоставленные группой по аудиту (проверке) (3.9) после рассмотрения целей аудита и всех наблюдений аудита (3.4).
  3.6 Заказчик аудита (проверки): организация или лицо, заказавшие аудит (проверку) (3.1).
  3.7 Проверяемая организация: организация, подвергающаяся аудиту (проверке) (3.1).
  3.8 Аудитор: лицо, обладающее компетентностью (3.14) для проведения аудита (проверки) (3.1).
  3.9 Группа по аудиту (проверке): один или несколько аудиторов (3.8), проводящих аудит (проверку) (3.1).
  Примечания
  1 Один из аудиторов в группе по аудиту (проверке), как правило, назначается руководителем группы по аудиту.
  2 В группу по аудиту могут входить стажеры и, в случае необходимости, технические эксперты (3.10).
  3 В работе группы могут принимать участие наблюдатели, не имеющие полномочий членов группы по аудиту.
  3.10 Технический эксперт: лицо, обладающее специальными знаниями или опытом применительно к объекту, подвергаемому аудиту.
  Примечания
  1 Под специальными знаниями или опытом подразумеваются знания или опыт применительно к организации, процессу или деятельности, подвергаемым аудиту (3.1), а также знание языка и культуры страны, где проводится аудит.
  2 Технический эксперт не имеет полномочий аудитора (3.8) в группе по аудиту (проверке) (3.1).
  3.11 Программа аудита (проверки): совокупность одного или нескольких аудитов (проверок) (3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.
  3.12 План аудита: описание деятельности "на месте" и соглашений на проведение аудита (3.1).
  3.13 Область аудита: глубина и границы аудита (3.1).
  Примечание - Область аудита обычно включает в себя описание местонахождения, организационной структуры, видов деятельности и процессов организации, а также указание необходимого периода времени.
  3.14 Компетентность: выраженная способность применять свои знания и умение.
 
 4. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА
 
  При проведении аудита необходимо руководствоваться рядом принципов. Они делают аудит эффективным и надежным инструментом поддержания политики менеджмента и управления, обеспечивая информацией, на основе которой менеджмент может улучшать свои характеристики. Строгое соблюдение этих принципов является предпосылкой для объективных заключений по результатам аудита, так что аудиторы, работающие независимо друг от друга, сделают такие же заключения при подобных обстоятельствах.
  Следующие принципы имеют отношение к самим аудиторам:
  Этичное поведение - основа профессионализма
  Доверие, честность, конфиденциальность и вежливость очень важны при проведении аудита.
  Беспристрастность - обязательство по предоставлению правдивых и точных отчетов
  Наблюдения аудитов, заключения по результатам аудита и записи отражают правдиво и точно деятельность по аудиту. Существенные помехи, выявленные во время аудита, а также неразрешенные проблемы или разногласия между группой аудиторов и проверяемой организацией отражаются в отчетах.
  Профессиональная осмотрительность - прилежание и здравый смысл при проведении аудита
  Профессиональная осмотрительность аудиторов соответствует важности выполняемого задания и доверительности со стороны клиентов и других заинтересованных сторон. Необходимая компетентность является важной предпосылкой.
  Следующие принципы относятся к процессу аудита:
  Аудит должен быть независимым и систематическим, и эти характеристики связаны со следующими принципами проведения аудита:
  Независимость - основа беспристрастности и объективности заключений аудита.
  Аудиторы независимы в своей деятельности и свободны от предубеждений и конфликта интересов. Аудиторы поддерживают объективное мнение во время всего процесса аудита с целью обеспечения того, что в основе наблюдений и заключений находится только свидетельство.
  Свидетельство - разумная основа для достижения надежных и воспроизводимых заключений в процессе систематического аудита.
  Свидетельство аудита проверяемо. Оно основывается на выборках существующей информации, поскольку аудит осуществляется в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами. Соответствующее использование выборок связано с доверием, которое имеет место при заключении аудита.
  Рекомендации в следующих разделах Международного Стандарта основываются на вышеуказанных принципах.
 
 5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ АУДИТА
 
  5.1 Общие положения
 
  Организация, которой необходимо провести аудит, должна внедрить и поддерживать эффективную и результативную программу аудита. Цель программы аудита - спланировать вид и количество аудитов, идентифицировать и обеспечить ресурсами, необходимыми для их проведения.
  Программа может включать в себя аудиты, цель которых различна. В зависимости от размера, направленности, сложности проверяемой организации программа может предусматривать один, несколько и много аудитов, а также совместные и комплексные аудиты.
  Высшему руководству организации предоставляются полномочия по управлению программой аудита. Управление программой аудита предусматривает:
 a) определение целей и объема программы аудита;
 b) определение ответственности, ресурсов и процедур;
 c) обеспечение внедрения программы;
 d) отслеживание и анализ программы;
 e) поддержание записей программы аудита.
  Рис.1 иллюстрирует применение цикла "Планирование - Осуществление - Проверка - Действие" к управлению программой аудита.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Примечание - Цифры в скобках указывают соответствующий раздел Международного Стандарта.
  Рис 1
  Если организация работает с системами менеджмента качества и охраной окружающей среды, то возможно, что программа аудита будет предусматривать комплексные аудиты. В этих случаях необходимо обратить внимание на компетентность группы аудита.
  Две или более проверяющие организации могут сотрудничать, осуществляя совместный аудит. В этом случае необходимо обратить внимание на разделение ответственности и обеспечение дополнительными ресурсами. Группы аудита должны иметь дополнительную компетентность и соответствующие процедуры. Прежде чем начнется аудит, необходимо достичь соглашения по этим вопросам.

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу