<< Пред. стр. 6 (из 8) След. >>
.
Матричная модель ФС СУ.
п/с
п/с Функциональные подсистемы Обеспечивающие подсистемы Целевые подсистемы
Функциональны подсистемы :
1. подсистема управления технической подготовкой производства, УТПП
2. технико-экономическое планирование, ТЭП
3. оперативное управление производством, ОУП
4. управление сбытом и финансовой деятельностью
5. управление материально-техническим снабжением
6. управление организацией труда и з/п, УОТиЗП
7. управление персоналом, УП
8. управление маркетингом, УМ
Обеспечивающие подсистемы :
1. информационное обеспечение, ИО
2. техническое обеспечение, ТО
3. программное обеспечение, ПО
4. организационно-экономическое обеспечение, ОЭО
5. правовое обеспечение, ПрО
Целевые подсистемы :
1. управление основным производством, УОП
2. управление вспомогательным производством, УВП
3. управление качеством, УК
4. управление социальным развитием коллектива, УСКР
5. управление охраной окружающей среды, УООС
Классификация функций по следующим признакам :
1. по зависимости от объекта управления :
* основные :
* прогнозирование
* планирование
* организация
* контроль
* координация
* учет Осуществляются в каждой производственной системе; инвариантны к конкретным Ф подсистемам; обеспечивают управляемость * конкретные : постоянно действующие операторы; предназначены для изменения значения одного выходного параметра объекта управления
2. по признаку содержания управленческого труда :
1.) управление технической подготовкой производства, УТПП
2.) технико-экономическое планирования, ТЭП
3.) оперативное управление производством, ОУП
4.) управление сбытом и финансовой деятельностью
5.) управление материально-техническим снабжением
6.) управление организацией труда и з/п, УОТиЗП
7.) управление персоналом, УП
8.) управление маркетингом, УМ
3. по признаку объекта управления :
* управление предприятием в целом
* управление подразделением
* управление цехом
* управление бригадой
* управление участком
* управление рабочим местом
4. по видам деятельности :
* экономические или хозяйственные
* социальные
* организационные
5. по признаку однородности работ :
* общие : линейные функции линейного руководства
* специальные : по отдельным сторонам деятельности
* обслуживающие
6. по целям деятельности :
* управление основным производством, УОП
* управление вспомогательным производством, УВП
* управление качеством, УК
* управление социальным развитием коллектива, УСКР
* управление охраной окружающей среды, УООС
Функция управления - относительно обособленное направление управленческой деятельности, осуществляющее управленческое воздействие.
Цель анализа функциональной структуры СУ :
1. выявление возможностей концентрации однородных работ в рамках определенных подразделений
2. углубленная специализация функциональных служб
3. рационализация разделения труда между функциональными подразделениями разных иерархических уровней
Функциональные подсистемы характеризуются :
1. специфическим объектом управления (процессом управления)
2. специфическим субъектом управления (осуществляет координацию управления)
3. входами и выходами
4. внутренней, сравнительно замкнутой информационной системой
5. особый круг задач, решаемых в данной подсистеме
Вопрос 2 : Последовательность анализа функций.
Последовательность анализа функций :
1. определяется полнота охвата функций всеми подразделениями СУ
Работа, i УТПП ТЭП ОУП 1 + + + 2 3 4
2. степень соответствия структуры функциональных служб содержанию работы СУ
3. уровень концентрации работ в функциональных подразделениях
- трудоемкость работ j-го подразделения
4. уровень специализации работ функциональных подразделений =
трудоемкость по i-ой функции в j-ом подразделении общая трудоемкость по i-ой функции в СУ
==>
5. соотношение централизованного и децентрализованного выполнения работ в функциональном подразделениях
6. степень соответствия функциональной подсистемы общим критериям построения системы управления (централизация, концентрация, специализация, гибкость, прямоточность, информационная обеспеченность, экономическая эффективность)
Эффективность административно-технического персонала :
;
7. сопоставление действующей функциональной структуры с регламентируемой (типовые, стандартные структуры)
Вопрос 3 : Методы и показатели функционального анализа.
Показатели функционального анализа :
1. коэффициент полноты охвата функций управления :
- количество работ проводимых в аппарате управления соответственно фактически и по нормативу.
2. коэффициент неполноты выполняемых фунций :
; Rн - количество работ, незакрепленных ни ха одним подразделением
3. коэффициент дублирования работ
; RД - количество работ, закрепленных за несколькими подразделениями
Особым направлением анализа ФС является изучение организации работ по обслуживанию функционального аппарата управления.
I вид структуры II вид структуры III вид структуры
Лекция 14 08.05.97
Исследование управления посредством
социально-экономического эксперимента
План.
1. Понятие и виды экспериментов в ИСУ.
2. Социально-экономический эксперимент как инструмент поиска новых средств достижения поставленных целей.
3. Социологические исследования и тестирование в управлении.
Вопрос 1 : Понятие и виды экспериментов в ИСУ.
Принцип Питера Л. : порочность иерархической системы. В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности.
Законы группового поведения :
1. закон неопределенного оптимума - восприятие людьми внешних воздействий различно и часто непредсказуемо, например, управляющий и работник
2. закон неадекватности отображения человека человеком - человек не может постичь другого человека
3. закон неадекватности самооценки - человек сам себя не познает до конца
4. закон расщемления смысла управленческой информации - то, что разработано на верхнем управленческом уровне (приказы), имеет тенденцию изменяться по мере снижения от одного иерархического уровня до другого
5. закон самосохранения - ведущим мотивом социального поведения человека является сохранение личного статуса, достоинства, уважения и т.д.
6. закон компенсации - поддерживает человека на определенном уровне, компенсируя его психологические, социальные и умственные недостатки
Эксперимент - пробы, опыт, общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных связях между явлениями и процессами.
Эксперимент - критерий истинности гипотез.
Социальный эксперимент - метод научного познания, основанный на создании специальных для изучения изменения характеристик социального объекта под управляющим воздействием.
Если соц. эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то они в комплексе представляют собой соц-экономический эксперимент.
Управленческий эксперимент - пробное внедрение управленческого нововведения с целью оценки возможный последствий.
Вопрос 2 : Социально-экономический эксперимент как инструмент поиска новых средств достижения поставленных целей.
Социально-экономический эксперимент ставит задачи :
1. отработка более действенных методов или систем материального стимулирования и мотивации
2. уточнение распределения прав и ответственности в СУ
3. совершенствование порядка взаимодействия действий в СУ
4. задачи коммуникации или смыслового взаимодействия
5. задачи инженерной психологии - возможности и потенциал органов человеческих чувств
6. задачи взаимодействия человека и машины
7. задачи нововведения и проблемы их внедрения
Схемы постановки эксперимента :
I. Классическая схема постановки соц-экон эксперимента
Подразделение Результат функционирования подразделения Зафиксированные до эксперимента после эксперимента изменения 1. Экспериментирующее Э - текучесть кадров Э' Э' - Э 2. Контрольное (работает без эксперимента) К К' К' - К Эффект эксперимента (Э' - Э) - (К' - К)
II. Корректирующая схема постановки соц-экон эксперимента или квази-эксперимент
Основные характеристики корректируемого эксперимента :
1. вводится усиление контроля путем введения двух групп подразделения, экспериментирующих и сравнения - для улавливания искажающего эффекта, на который воздействует сам процесс доэкспериментного измерения.
2. оба эти подразделения не подвергаются измерениям, что позволяет получить эффект в чистом виде
3. при расчете эффекта за основу берется значение параметров второго экспериментального подразделения после внедрения управленческого нововведения
4. данные о первоначальных параметрах второго подразделения приравниваются к среднеарифметическому значению первых двух групп, тогда искажающий эффект измеряется разницой изменений в параметрах первой и второй группы сравнения
Схема корректируемого эксперимента.
Подразделение Результат функционирования подразделения до эксперимента после эксперимента 1-я группа Экспериментальное подразделение №1.
Группа сравнения №1. Э1
C1 Э1'
C1' 2-я группа Экспериментальное подразделение №2.
Группа сравнения №2. -
- Э2'
C2' Эффект эксперимента Э2' - (Э1 + С1)/2 Искажающий эффект измерения (С1' - C1) - [ C2' - (Э1 + С1)/2 ]
Вопрос 3 : Социологические исследования и тестирование в управлении.
Социологические исследования проводятся с целью выявления социальных последствий управленческих нововведений.
Гальтон (в 1870-ых годах на основании проделанных социологических экспериментов предложил теорию группировки идей по качеству интеллекта.
На основе этой теории можно тест (?).
Ревизия тестов - выправление фактической кривой распределения по тесту в соответствии с нормальным законом распределения.
Лекция 15 13.05.97
Оценка потенциала или рейтинга СУ
План.
1. Основные показатели СУ фирмой
2. Порядок оценки рейтинга СУ
3. Анализ рейтинга и выработка рекомендаций по его повышению
Вопрос 1 : Основные показатели СУ фирмой.
Если FC' велики, то организация работает неэффективно.
Уничтожение бюрократии достигается изменениями в правилах управления, а не заменой менеджеров и управляющих.
Рейтинг СУ - интегральная оценка СУ, отражающая организационно-техническое исполнение СУ.
Задачи, решаемые при оценке рейтинга :
1. определение того, насколько данная СУ удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней (оперативность, гибкость, эффективность)
2. на сколько уровень ее научно-технического исполнения отвечает современным возможностям
3. выявление соответствия подсистем и компонентов создаваемой или действующей СУ сформированным на данном этапе развития в соответствии базовым показателям (?)
Требования, предъявляемые к показателям :
1. каждый показатель должен характеризовать совокупность элементов, от которой зависит рейтинг системы
2. каждый показатель должен поддаваться количественной оценке
3. число показателей для определения рейтинга должно быть ограничено
4. для измерения значений показателей должна применяться безразмерная шкала (?)
5. показатели должны стимулировать внедрение наиболее эффективных вариантов СУ
Ri - группы показателей
1. R1 - уровень принимаемых управленческих решений
2. R2 - уровень используемой информационной базы
3. R3 - уровень обеспечивающих подсистем
4. R4 - уровень функциональных структур СУ
5. R5 - уровень технологии принятия решений
6. R6 - уровень социальной базы СУ