<< Пред.           стр. 1 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 С.А. Бартенев
 ИСТОРИЯ
 ЭКОНОМИЧЕСКИХ
 УЧЕНИЙ
 в вопросах и ответах
 
 
 
 
 
 
 
 
 Предисловие
 Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, изу­чающих курс истории экономических учений. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель – помочь сту­дентам прежде всего систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения (вопросы и ответы) он дает общую канву изучаемо­го курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, про­следить их внутреннюю связь, уяснить логическую последователь­ность экономических концепций, теорий, школ.
 Особого внимания заслуживают Приложения: синхронистические таблицы, схемы, сведения об известных экономистах, библиография. Они помогут составить относительно цельное представление о пред­мете и укажут источники дополнительных сведений.
 При работе с учебным пособием следует иметь в виду, что кон­спект, даже самый лучший, ни в коем случае не заменяет творческую, самостоятельную работу, штудирование учебников, изучение перво­источников. Его задача – гораздо скромнее: это лишь вспомогатель­ный инструмент для неленивого и любознательного студента, кото­рый приступил к освоению сокровищницы мировой экономической мысли.
 Курс истории экономических учений – один из первых, которые изучают будущие экономисты, финансисты, менеджеры. Он заклады­вает основы экономического образования, профессионального взгляда на явления и процессы, протекающие в реальной жизни. Особенность курса – огромный фактический материал. Конечно, очень важно твердо знать ключевые имена, теории, концепции. Но еще важнее по­нять логику их возникновения и развития, их взаимосвязь.
 
 
 
 Программа курса «История экономических учений»
 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
 Предмет истории экономических учений.
 Чем обусловлен интерес к истории экономической мысли? Цель и задачи курса; его практическое значение. Основные этапы развития экономической теории.
 Чем обусловливается наличие различных школ и концепций? Преемственность взглядов и теорий. Связь современных концепций с предшествующими взглядами и разработками. Развитие отечествен­ной экономической мысли.
 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
 Экономическая мысль как одна из форм представлений о процес­сах общественного развития. Возникновение термина «экономика». Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Экономи­ческие взгляды Аристотеля. Учение о богатстве в натуральной форме и в денежной форме – «хрематистике». Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства.
 Экономическая мысль средневековья. Фома Аквинский о богатст­ве и «справедливой цене». Взгляды на ссудный процент; оценка рос­товщичества.
 Экономические вопросы в Русской Правде.
 3. ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ:
 МЕРКАНТИЛИЗМ, ФИЗИОКРАТЫ
 Меркантилизм – первая школа экономической теории. Две стадии развития меркантилизма. Доктрина торгового баланса. Особенности меркантилизма в отдельных странах. Обоснование протекционизма. Т. Мэн. А. Монкретьен.
 Меркантилистские взгляды российских авторов. И.Т. Посошков: «Книга о скудости и богатстве».
 Экономическая школа физиократов. П. Буагильбер о определяю­щей роли сельского хозяйства. Учение о чистом продукте. Ф. Кенэ: анализ воспроизводства в «Экономической таблице». Физиократы против государственного вмешательства в экономику.
 4. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
 Возникновение классической школы. Ее основные особенности. «Политическая арифметика» У. Петти; его экономические взгляды.
 Книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит об источниках роста богатства, экономических за­конах, роли государства. Учение о разделении труда, обмене, деньгах. Различные трактовки стоимости. А. Смит о капитале и его структуре. Формирование экономической науки как системы.
 Д. Рикардо и его экономические взгляды. Книга Д. Рикардо «На­чала политической экономии и налогового обложения». Развитие тру­довой теории стоимости. Проблема распределения доходов. Теория ренты. Динамика заработной платы и прибыли.
 Теории внешней торговли А. Смита и Д. Рикардо.
 Дж. С. Милль, его вклад в экономическую науку. Вопросы методо­логии. Система законов.
 Последователи и оппоненты классической школы. Ж.-Б. Сэй: тео­рия трех факторов производства. Т. Мальтус: «Закон народонаселе­ния».
 Значение идей классической школы для современности.
 5. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
 Австрийская школа в политической экономии. Ее представители: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. Субъективно-психологическая концепция стоимости и цены товара. Оценка полезности товара. По­лезность благ и поведение потребителей. Е. Бем-Баверк о проценте и капитале. «Закон издержек производства» Ф. Визера.
 Законы Г. Госсена. Анализ потребительского спроса.
 Формирование маржиналистской теории.
 Теория предельных величин как методологическая основа эконо­мического анализа в различных сферах.
 6. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. А. МАРШАЛЛ. ДЖ. Б. КЛАРК
 А. Маршалл – родоначальник «экономикса». А. Маршалл о взаи­мосвязи спроса и предложения. Теория цены. Теория эластичности спроса. Разграничение краткосрочного и долгосрочного периодов. Проблема внутренней и внешней экономии.
 А. Пигу: «Экономическая теория благосостояния».
 Теория предельной производительности труда и капитала Дж. Б. Кларка. Концепция статики и динамики. Становление факторного анализа.
 7. ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
 Л. Вальрас: модель общего экономического равновесия. Условия равновесия. Взаимосвязь рынков. Рынок факторов производства (производительных услуг) и рынок потребительских продуктов.
 Критерий эффективности производства по В. Парето (оптимум Парето). Распределение населения по величине получаемого дохода.
 8. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА. ВЗГЛЯДЫ МОЛОДОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
 Нетрадиционные направления в экономической науке. Ф. Лист: наука о национальном хозяйстве. Обоснование государственного про­текционизма.
 Влияние на экономику морали, права, обычаев, политики.
 Молодая историческая школа, ее представители: Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер. Обоснование роли государственно-правового ре­гулирования. Регулирование условий труда, пенсионного обеспечения.
 М. Вебер: «Протестантская этика и дух капитализма».
 9. АМЕРИКАНСКИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
 Основоположник институционализма Т. Веблен. Работа Т. Веблена «Теория праздного класса». Институционализм: предмет исследо­вания, методология. Дж. Коммонс и его взгляды. У. Митчелл о теории циклов.
 Критика неоклассиков. Влияние институционализма на развитие экономической науки.
 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ
 Французские мыслители А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Эко­номические взгляды Сен-Симона. «Парабола Сен-Симона» – теория индустриализма. Критика капитализма.
 Теория недопотребления Симонда де Сисмонди.
 11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К. МАРКСА
 Создатели марксистской теории – К. Маркс и Ф. Энгельс. К. Маркс о движущих силах и тенденциях общественного развития. Разработка экономической теории в «Капитале». Теория прибавочной стоимости. Решение проблем распределения и социальной справедли­вости в трудах К. Маркса. Всеобщий закон капиталистического на­копления. Марксова схема воспроизводства общественного продукта.
 К. Маркс об экономических предпосылках революции и принци­пах построения будущего общества.
 12. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В РОССИИ. ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ СОЦИАЛИЗМА
 Распространение социалистических идей в России. Основные на­правления марксистских течений. Изложение экономической теории К. Маркса в книге Н.И. Зибера. Экономические воззрения Г.В. Плеха­нова. «Легальные марксисты»: П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский.
 В.И. Ленин как экономист и политик. Разработка экономических проблем в работах Ленина.
 Проблемы переходного периода. Формирование политической экономии социализма как системы взглядов. Выход в свет учебника «Политическая экономия». Проблемы эффективности и совершенст­вования хозяйственного механизма.
 13. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
 Экономические взгляды Э. Бернштейна. «Организованный капи­тализм» Р. Гильфердинга и К. Каутского. К. Реннер: программа посте­пенной социализации.
 Эволюция взглядов социал-демократии после Второй мировой войны. Социал-реформизм как исходная платформа современной со­циал-демократии. Концепции «третьего» пути и демократического со­циализма. Приоритет защиты социальных интересов лиц наемного труда. Антикризисные программы.
 14. ДЖ. М. КЕЙНС: ТЕОРИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СПРОСА
 Книга Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Сущность теории эффективного спроса. Критика Кейнсом представителей классического и неоклассического направлений. Ос­новной психологический закон. Значение инвестиционного спроса. Сбережения и инвестиции, их взаимосвязь.
 Рецепты Дж. М. Кейнса. Механизм регулирования национальной экономики. Регулирование спроса через бюджетную политику. Тео­рия предельной склонности к потреблению и мультипликатор.
 Превращение кейнсианства в ведущее направление западной эко­номической теории.
 15. НЕОКЕЙНСИАНСТВО И ПОСТКЕЙНСИАНСТВО. ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
 Основные направления кейнсианства в послевоенный период. Неокейнсианство: теории цикла и экономического роста. Посткейнсианство. Дж. Робинсон, П. Сраффа («левое» кейнсианство). «Теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон. Теория монополисти­ческой конкуренции Эд. Чемберлина.
 Модель IS–LM Дж. Хикса, ее роль.
 Модель экономического роста Р. Харрода и Е. Домара.
 Инновации как фактор экономического роста. Теория экономичес­кого развития Й. Шумпетера.
 16. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МОНЕТАРИСТОВ. М. ФРИДМЕН
 Исходные положения монетаристской теории. Уравнение обмена И. Фишера. Количественная теория денег М. Фридмена. Спрос на деньги и предложение денег. Стабилизирующая роль денег.
 Инструменты и методы монетаристской политики. «Денежное пра­вило» Фридмена. Монетаристские рецепты регулирования инфляции.
 Монетаризм в деятельности российских реформаторов.
 17. НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ. БОРЬБА И СИНТЕЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
 Идея и основные компоненты «неоклассического синтеза». П. Самуэльсон о синтезе подходов и концепций. Сочетание кейнсианских и монетаристских подходов. Математизация экономических исследова­ний. Расширение проблематики.
 Борьба и синтез направлений в экономической науке в США. Раз­витие экономической науки во Франции. Теоретические разработки М. Алле. Разработка национальной модели управления в японской экономической мысли.
 Концепция нулевого экономического роста.
 18. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО
 Экономическая и социальная философия неолиберализма. Ф. Хайек: философия экономической свободы. Его концепция «спон­танного порядка». Роль цен и конкуренции.
 Теория экономических порядков В. Ойкена; основные положения, выводы. Учение о двух основных видах хозяйства. В. Ойкен о теоре­тических основах и принципах экономической политики.
 Социальное рыночное хозяйство. Предпосылки и уроки реформы Л. Эрхарда. Неолиберализм французских экономистов.
 19. СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
 Дж. Гэлбрейт: технологический детерминизм. Р. Коуз: теория прав собственности.
 Общественные цели и мотивы производства по Дж. Гэлбрейту. Теория побудительных мотивов. Роль техноструктуры в обществен­ном развитии.
 Школа трансакционной экономики о взаимодействии экономичес­кой и правовой систем. «Теорема Коуза».
 Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена.
 Постиндустриальное общество и общество «третьей волны».
 20. ШВЕДСКАЯ (СТОКГОЛЬМСКАЯ) ШКОЛА
 Возникновение шведской школы (20-е гг.). Шведские экономисты об использовании экономических рычагов для регулирования воспро­изводства. К. Виксель: регулирование экономики через банковский процент.
 Г. Мюрдаль об «ожидаемых» и «реализуемых» параметрах эконо­мических переменных (например, цен). Социальные аспекты транс­формации экономики стран «третьего мира».
 Шведская модель рыночной экономики. Споры между социал-де­мократами и консерваторами.
 21. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ
 Теория экономики предложения; исходные положения. Проблемы инфляции и экономического роста. Рекомендации в области налого­вой политики. Кривая Лаффера и практика налогообложения. Ис­пользование рекомендаций теории предложения в рейганомике и тэтчеризме.
 Основные положения теории рациональных ожиданий. Прогнозы фирм и «нейтрализация» экономической политики правительства.
 22. ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
 Модель Э. Хекшера – Б. Олина. Использование факторных пре­имуществ во внешнеторговой стратегии.
 Парадокс В. Леонтьева. Неоднозначная роль факторов производства. Теория конкурентных преимуществ. «Национальный ромб» М. Портера и рецепты сохранения и наращивания конкурентных пре­имуществ во внешней торговле.
 23. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО
 М.И. Туган-Барановскнй: «Русская фабрика в прошлом и на­стоящем». Полемика с народниками. Вопросы теории циклов и кризисов.
 М.И. Туган-Барановский о зависимости между ценностью блага и его трудовой стоимостью («теорема Туган-Барановского»). Социаль­ная теория распределения. Учение о природе кооперации и ее формах. Выводы ученого о системе государственного социализма и централи­зации управления.
 Экономические взгляды и практические мероприятия С. Ю. Витте.
 24. ВЕДУЩИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (20-30-е гг.)
 А.В. Чаянов и формирование российской школы экономистов-аг­рарников. Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства. Разработка теории кооперации.
 Вклад Н.Д. Кондратьева в теорию конъюнктуры, вопросы эконо­мической статики и динамики. Разработка теории больших циклов (длинных волн). Значение теории больших циклов.
 Л.Н. Юровский: «Очерки по теории цены». Проблема динамичес­кого равновесия и проведение денежной реформы.
 А.А. Богданов: «Краткий курс экономической теории». «Тектология» – системный подход к изучению экономики. Универсальные «тектологические законы» и их применение.
 Роль А.А. Богданова в разработке теоретических основ кибер­нетики.
 25. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Л.В. КАНТОРОВИЧ: ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
 Вклад российских ученых в разработку математических методов экономического анализа. В.К. Дмитриев – один из первых экономис­тов-математиков в России. Его метод исчисления полных затрат труда на производство продукции.
 Теоретические разработки Е.Е. Слуцкого. Работы экономистов-ма­тематиков в 20–30-е гг. Российская основа метода «затраты–выпуск» В. Леонтьева. Разработка балансовых методов анализа экономики.
 Разработка Л. В. Канторовичем метода линейного программиро­вания.
 26. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
 Состояние экономической науки: общая оценка. Трансформация идей «государственного социализма». Экономические дискуссии послевоенного периода. Подготовка и издание учебника по полити­ческой экономии.
 Формирование основных школ в отечественной экономической науке. Негативные последствия догматизма, отрыва от практики.
 Создание основ системы оптимального функционирования эконо­мики (СОФЭ). Разработка Комплексной программы научно-техни­ческого прогресса. Проблема реализации теоретических моделей и разработок.
 27. ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
 Разработка и обоснование теоретических основ экономической по­литики. Научные дискуссии и официальные трактовки. Разработка программ перехода к рыночной экономике. Модели социально-эконо­мического развития.
 Теоретические модели и экономические реформы. Споры о путях выхода из трансформационного кризиса. Проблема стабилизации фи­нансов и производства.
 
 
 
 ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
 1. Каков предмет курса «История экономических учений»?
 История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Курс не ограничивается изучением ис­точников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся эко­номистов; он стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.
 Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются ме­тоды экономических исследований.
 Изучая эволюцию экономических концепций, мы стремимся уяс­нить, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.
 История экономических учений помогает понять общую направ­ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее гене­ральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, при­нятием стратегических и оперативных решений.
 Литература
 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994. – Введение; Методологический постскриптум.
 Гусейнов Р. М. История экономических учений: Учебное пособие. – Новоси­бирск: НГАС, 1994. – Введение.
 История экономических учений: Учебное пособие / И. П. Павлова, Е. А. Вла­димирский, А. А. Оводенко и др. – СПб.: СПб. ГААП, 1996. – Предмет истории экономических учений.
 Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Предисловие.
 Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Предисловие автора; Заключение.
 2. Чем полезен курс «История экономических учений» ? Каково его место в системе экономических знаний?
 Некоторые экономисты считают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого. Они считают, что эти теории и взгляды «оброс­ли ракушками», потеряли свою значимость, поэтому на знакомство с ними не следует тратить время.
 Тех, кто придерживается подобного, сугубо негативного мнения, сравнительно немного. Абсолютное большинство специалистов его не разделяют.
 Почему же экономисту полезно, а подчас просто необходимо зна­комиться с историей возникновения и развития экономической мысли, с теоретическими разработками и концепциями, создававши­мися и имевшими хождение еще сто, двести и более лет тому назад?
 Во-первых, история экономических учений представляет собой как бы ступени познания экономической науки. Знакомство с ней по­могает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических кате­горий, законов, концепций.
 Изучение истории экономической науки помогает проникнуть в лабораторию экономического мышления. Это своего рода стартовая площадка, вводный курс экономической теории.
 Во-вторых, знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теорети­ческих взглядов и концепций с условиями и причинами их возникно­вения, потребностями экономической практики, интересами различ­ных социальных групп, стран, народов. Важно уловить последователь­ность, понять причины эволюции научных положений, идей, уяснить их связи с происходящими изменениями в экономической практике.
 В-третьих, обращение к истории экономической мысли способст­вует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенство­вания.
 Как считают многие авторитеты, основы наших сегодняшних представлений «сидят в прошлом». И эти представления и идеи про­шлого не принадлежат исключительно истории; они несут элементы наших сегодняшних и нередко завтрашних, будущих взглядов.
 Мы обращаемся к концепциям, положениям, заключениям, если угодно, к ошибкам и заблуждениям экономистов и политиков про­шлого уже потому, что хотим глубже понять и осмыслить наши сегод­няшние проблемы, освободиться от устаревшего и наносного, сохра­нить и использовать все полезное. Для этого недостаточно знакомства с какой-либо одной концепцией или системой взглядов, как бы попу­лярны они ни были.
 Экономические школы и теории так или иначе отражают слож­ность и противоречивость хозяйственной практики. Они, эти школы и теории, развиваются, переживают периоды популярности, эволюции, трансформации. Вместе с тем экономические учения сами «выходят» из прошлого, органично сохраняя связь с патриархами экономической науки, порой весьма прочно и в то же время противоречиво.
 Литература
 Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Предисловие; гл. 1.
 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994. – Введение.
 Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Предисловие.
 Негиши Т. История экономической теории: Учебник. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995. – Предисловие; гл. 1.
 Pих A. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996. – Т. 2, Предисловие.
 Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Заключение.
 3. Под влиянием каких факторов трансформируются взгляды и концепции экономистов?
 Отвечая на этот и подобные вопросы, важно избежать двух край­ностей.
 С одной стороны, нельзя признать правомерным проведение пря­мой и непосредственной связи между изменением социально-эконо­мических условий и отражением этих условий и соответствующих ин­тересов в экономических теориях и концепциях. Эта связь существу­ет, но она не носит прямого, «жесткого» характера.
 С другой стороны, при рассмотрении объективных основ появле­ния той или иной концепции не следует абсолютизировать значение какого-либо одного фактора. Взаимосвязь экономической реальности с теоретическими обобщениями весьма многогранна, противоречива, изменчива. Да и сами теории, в том числе взгляды теоретиков, при­надлежащих к одной школе, далеко не однозначны.
 Попытаемся выделить лишь наиболее существенные факторы, под воздействием которых формируются и эволюционируют экономичес­кие взгляды и концепции.
 Вполне очевидно, что появление тех или иных идей и положений так или иначе связано с объективными условиями, потребностями и интересами живой экономической практики. К примеру, своей попу­лярностью, возникшей во второй половине 70-х гг., монетаризм обя­зан обострившейся инфляции, проблему которой стремились разре­шить представители этой школы. Не следует лишь упрощать и абсо­лютизировать потребности и нужды практики.
 На формирование и развитие экономических теорий воздействуют также:
 – труды и взгляды представителей более ранних концепций, их подходы, терминология, проблематика;
 – взаимовлияние национальных школ;
 – развитие смежных разделов экономической науки – статистики, математики, демографии, социологии и др.;
 – совершенствование методов научного исследования;
 – расширение (изменение) тематики и взглядов на предмет эконо­мической науки;
 – взаимосвязь и согласование отдельных разделов экономической теории, наличие или, напротив, отсутствие внутренней логичности, сопряженности экономических законов и категорий.
 На развитие и содержание экономической науки воздействуют многие тесно взаимосвязанные факторы. Эволюция экономических взглядов и концепций протекает под влиянием практических нужд и потребностей, в процессе сопоставления и уточнения различных под­ходов, позиций, методов, при известной консервативности и несо­мненной преемственности знаний и выводов.
 Литература
 
 Барр Р. Политическая экономия. В 2 т. М.: Международные отношения, М.: Дело Лтд, – 1994. – T. 1, темы I – III.
 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. 1994. – Введение; гл. 17.
 Брагинский С. В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные во­просы, пути обновления. – М.: Мысль, 1991.
  Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произ­ведения. – М.: Экономика, 1993. – Гл. 24.
  Самуэльсон П. Экономика. В 2 т. – М.: Алгон, 1992. – Т. 2, гл. 40, 41.
 4. Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции – общее и различия.
 В древности экономической науки как таковой еще не было. В тру­дах мыслителей, записках, трактатах содержатся практические реко­мендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Лите­ратурные источники, созданные за несколько сот лет до нашей эры, представляют конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе; своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже. Что касается самого термина «экономика» («домовод­ство»), то он пришел к нам из древнегреческого (oikos – дом, хозяйст­во; nomos – закон, правило).
 В широком смысле истоки современной цивилизации мы находим в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого – Древнего Востока, Древнего Рима, Древней Греции. И потому их взгляды, наблюдения, мнения представляют интерес и сегодня.
 Выразителем интересов крупного хозяйства, основанного на труде рабов, был Катон Марк Порций (234–149 до н.э.), автор трактата «о земледелии». Катон – военачальник, квестор, консул в Испании. Талантливый оратор и наблюдательный историк, он досконально знал сельское хозяйство. Из земледельцев, как утверждал Катон, «выходят самые верные люди и самые стойкие солдаты. И доход этот самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти».
 Трактат содержит 162 главы. Главы напоминают страницы запис­ной книги, которую вел хозяин рабовладельческого имения. Из нее мы узнаем, как приобретать имение («не бросайся на покупку – не жалей своего труда на осмотр и не считай, что достаточно один раз обойти его кругом»), как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчи­тать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу» («хозяину любо продавать, а не покупать»). Катон пишет об обязан­ностях вилика (управителя), об организации труда рабов, об уходе за посевами и скотом, о постройках и сельскохозяйственных орудиях.
 Знакомясь с трактатом, можно получить представление и о хозяй­ственной жизни страны, о «шкалах земельной доходности», о значе­нии земледелия и торговли, о даче денежных ссуд и сбережении иму­щества («смотри, чтобы тебе не просчитаться на имении»).
 О характере экономического строя Древней Греции узнаем из тру­дов Ксенофонта Афинского (444–356 до н.э.). Своеобразны названия его трудов: «Домострой», «Экономикос». Трактат Ксенофонта «О зем­леделии» – настоящая сельскохозяйственная энциклопедия, в ней 12 томов. И у греков сельское хозяйство – наиболее ценимая сфера деятельности. Ремеслом занимаются рабы и иностранцы (плотники, кузнецы, сапожники, сукновалы). Интенсивно развита в Древних Афинах торговля. Источники государственных средств – налоги, пошлины, дань с колоний, доходы от внешней торговли. Денежное богатство Афин – основа их военного могущества.
 Согласно Ксенофонту, хороший хозяин дома тот, кто умело ведет сельское хозяйство, держит запасы на целый год, мелет хлеб на ручных мельницах, заставляет печь дома хлеб, при участии хозяйки прясть шерсть, ткать пряжу, изготовлять одежду для господ и рабов. Покупки на рынке не играют важной роли. Всю работу в домашнем хозяйстве и в поле исполняют только рабы.
 «Домоводство», по словам Ксенофонта, наука об управлении хозяйством, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство. Важно «не только справляться со своим хозяйством, но и иметь излишек, чтоб и родной город украсить, и друзьям облегчать нужду».
 Таким образом, основная форма экономического мышления древ­них римлян и греков – это система взглядов на ведение частного ра­бовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических ре­комендаций. У греков в отличие от римлян больше внимания уделяет­ся вопросам хозяйственной этики.
 Литература
 Агапова И.И. История экономических учений. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция I.
 Античный способ производства в источниках. – Л.: 1933.
 Катон М.П. Земледелие. – М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
 Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. – М. – Л.: Academia, 1935.
 Лурье С.Я. История античной общественной мысли. – М. – Л.: Госиздат, 1929.
 Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 1.
 5. Как решает проблему «справедливой цены» Аристотель в дошедшем до нас трактате?
 Аристотель, живший в Афинах за триста с лишним лет до нашей эры, стоял у начала начал экономической науки. Он, естественно, не мог претендовать на создание системы. У него отсутствуют привыч­ные теперь термины. Но он сумел нащупать и наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.
 Одна из проблем – стремление понять, что лежит в основе обмена продуктами? Чем определяются отношения обмена? К примеру, обме­на «продукта» деятельности врача и земледельца – людей, заинтере­сованных во взаимном обмене, но «не одинаковых и не равных»?
 По мнению Аристотеля, основой обмена может служить заинтере­сованность членов общества в том, что подвергается обмену. Измери­телем неоднородной продукции служат деньги. Связующей основой является потребность. «В качестве же замены потребности, по согла­шению (между людьми), возникла монета».
 Обмен, как утверждает Аристотель, должен происходить по «спра­ведливой цене» в соответствии с разумным размером личных потреб­ностей. Производство необходимых для жизни продуктов и их спра­ведливый обмен – естественная сторона хозяйственной деятельности, именуемой «экономика». В противоположность ей деятельность, на­правленная на обогащение, «искусство наживать состояние», заслу­живает осуждения. Аристотель именует ее «хрематистикой» (от греч. chremata – имущество, богатство).
  Литература
 Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 4-е изд. – М.: Политиздат, 1985. Гл. 1.
  Античный способ производства в источниках. – Л., 1933.
 Левита Р. История экономических учений. – М.: Catallaxy, 1995. – Гл. 1.
  Лурье С. Я. История античной общественной мысли. – М. – Л.: Госиздат, 1929.
 Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 2.
 Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций, – М.: Владос, 1997. – Гл. 2.
 6. Фома Аквинский о «справедливой» цене и богатстве.
 Итальянский епископ Фома Аквинский (1225–1274) – автор об­ширного сочинения по теологии, суммировавшего канонические взгляды католической церкви. Определенное место в этих канонах за­нимают экономические воззрения, опирающиеся прежде всего на труды Аристотеля.
 В период средневековья шли споры о том, какую цену следует счи­тать «справедливой».
 По утверждению Фомы Аквинского, «справедливая» цена должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и из­держек». Во-вторых, «справедливой» является цена, обеспечивающая участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, дру­гой – церковнослужителю, третий – феодалу.
 В цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку това­ров, а также страховка на случай возможных утрат товара.
 Каноник признает справедливым получение надбавки к первона­чальной цене и прибытка, возникающего в результате участия в созда­нии продукта сил природы. Люди неодинаковы по своему положению и характеру занятий. Получение владельцем земли рентного дохода позволяет ему заниматься умственным трудом в интересах общества, во имя «спасения остальных». Тот, кому предназначено заниматься физическим трудом, обязан трудиться.
 Фома Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Но денеж­ные займы на содержание наемной армии, государственные нужды до­пустимы. В этом случае взимание процента – компенсация за риск потери денежной ссуды.
 Деньги возникают в результате договоренности, для удобства об­мена. Создаются деньги по указанию королевской власти; она чеканит монету и обозначает ее ценность. Фома Аквинский выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Кано­ник – сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.
 Канонические рецепты и предписания определяют этику поведе­ния (это – «греховно», а это – «угодно Богу»). Они соответствуют сословной иерархии, интересам церковной и королевской власти.
 Литература
 Античный способ производства в источниках. – Л.: 1933.
 Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Марк­са. 4-е изд. – М.: Политиздат, 1985.
 Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 3.
 Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос, 1997 – Лекция 4.
 7. Установление прав и норм хозяйственных отношений в Русской Правде.
 1. Русская Правда – сборник установлений правды, закона. Своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных от­ношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения Правды, свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси.
 Сохранилось несколько вариантов Русской Правды, «краткой» и «пространной»: первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. Правда складывалась при Ярославе (978–1054) и его преем­никах, детях, внуке – Владимире Мономахе (1053–1125). «Поуче­ние» Мономаха – яркий литературный памятник, наставления и ком­ментарий к Правде.
 2. Русская Правда устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Она не признает решения судебных споров с помощью кровавого поединка («у кого меч острее, тот и берет верх»). Большинство статей Пространной Правды посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений – праву собственности, принципам наследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов («...за ссуду меда и жита возмещать надобно с надбавкой»).
 Господин имеет право бить смерда «за дело», но не «без вины». «Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить как собаку; если же продержат пойманного вора до рассвета, то долж­ны вести его на княжий двор, в суд». «Аще кто без повеления на чужом коне ездит, да ся тепет по три краты», т.е. получит три удара в качестве наказания.
 Как письменный свод древнерусского права Русская Правда упо­рядочивает систему имущественных отношений, долговых обяза­тельств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп, «верви» (общины).
 3. Русская Правда не только памятник права, но и источник сведе­ний о нормах хозяйственной жизни, экономических отношениях. Из нее мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках Правды есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заем.
 Русская Правда позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой – «княжие люди» (дружина князя); затем идут «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); на нижней ступени – «холопы», за которых отвечает их гос­подин. За нанесение увечья или убийство холопа полагается нести возмещение как за истребление или порчу чужого имущества. Холоп, ударивший свободного, может быть подвергнут побоям, или его хозя­ин должен уплатить пеню в виде возмещения.
 Литература
 История русской экономической мысли / Под ред. А. И. Пашкова. – М.: Гос­политиздат, 1955. – Т. 1, Гл. 1.
 Карамзин Н. М. История государства Российского. – М.: Книга, 1998. – Книга 1, т. II, гл. III.
 Ключевский В. Курс русской истории. – М.: Соцэкгиз, 1937. – Ч. 1, лекции XIII-XV.
 Русская Правда. – М. – Л.: 1947. – Т. 1, 2.
 Пресняков А. Княжое право в древней Руси. – СПб.: 1909.
  Святловский В. В. История экономических идей в России. – П.: 1923. – Т. 1.
 Струмилин С. Г. Договор займа в древнерусском праве. – М.: 1929.
 8. Назовите отличительные черты меркантилизма – одной из первых экономических школ.
 Меркантилизм – это и экономическая концепция, и сфера эконо­мической политики, возникшая в XVI в. – в эпоху великих географи­ческих открытий, развития торгового капитала. Авторы подобных экономических воззрений публикуют свои трактаты в Англии, Фран­ции, Голландии, т.е. в странах, переживавших с конца XV в. промыш­ленный расцвет.
 Воззрения меркантилистов – это еще не система взглядов, не за­конченная экономическая теория, а отдельные наблюдения, догадки, выводы, вкрапленные в трактаты с практическими рекомендациями в адрес государей и властителей.
 Заслуга представителей этой школы, прежде всего, в постановке проблемы, которой должна заниматься экономическая наука: что такое богатство, каковы его источники?
 Специфическая форма богатства, по их мнению, деньги в виде дра­гоценных металлов (золота, серебра). Именно деньги есть истинное богатство. «Нация, которая имеет больше денег, сильнее и богаче». Деньги представляют богатство не в виде недвижимого сокровища, а в форме капитала, находящегося в постоянном движении.
 Источником притока богатства, средством умножения денег слу­жит внешняя торговля. «Обычным средством для увеличения нашего богатства и денег является внешняя торговля», – утверждает Томас Мэн, главный труд которого так и называется: «Богатство Англии – во внешней торговле».
 Отсюда вытекает одна из ведущих идей меркантилистов: чтобы привлечь в страну деньги, торговля с другими странами должна да­вать активный баланс. Государству и его гражданам надлежит как можно больше товаров вывозить за границу и как можно меньше покупать заморских товаров. Умножению богатства нации способ­ствует не только выгода внешнеторговых связей, но и развитие соб­ственной промышленности, ремесленного и мануфактурного произ­водства.
 Меркантилисты, как правило, сторонники сильной государствен­ной власти. Они ратуют за поддержку торговли, ремесел. Не одобряют мелочную регламентацию.
 Имеет место известное различие во взглядах между представите­лями раннего (XV–XVI вв.) и позднего (XVII в.) меркантилизма.
 Первая, ранняя форма меркантилизма сосредоточивала усилия по­литики на привлечении в страну денег, золота, серебра (политика де­нежного баланса). В дальнейшем взгляды становятся более конструктивными. Поздний меркантилизм обосновывает более гибкую поли­тику. Его представители выступают за развитие производства, особен­но экспортных отраслей, обосновывают необходимость положитель­ного торгового баланса.
 Стремление иметь активный торговый баланс порождает требова­ние проводить протекционистскую политику. Такая политика служит инструментом борьбы с другими странами, средством усиления поли­тической и военной силы.
 Несмотря на некоторую общность идей меркантилизм был не­однороден. Концепции и рекомендации представителей этого течения зависели от конкретных условий, особенностей хозяйственного разви­тия, внешнеторговых связей отдельных стран.
 Литература
 Агапова И. И. История экономических учений. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция II.
  Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Марк­са. 4-е изд. – М.: Политиздат, 1985. – Гл. 2.
 Кейнс Дж. М. Заметки о меркантилизме, законах против ростовщичества, деньгах, оплаченных марочным сбором, и теориях недопотребления // Из­бранные произведения. – М.: Экономика, 1993
 Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 7.
  Меркантилизм / Под ред. И. Т. Плотникова. – Л:. Соцэкгиз, 1955.
 Негиши Т. История экономической теории. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995. – Гл. 1.
 
 
 9. Обрисуйте кратко существо взглядов представителей школы физиократов.
 Физиократия (от греч. physis – природа, kratos – власть) означает власть природы. Так именовали школу французских экономистов, ос­новная идея которых заключалась в том, что ведущую роль в экономи­ке играет сельское хозяйство. Только там происходит увеличение бо­гатства, приращение материи.
 Физиократы были не согласны с концепциями меркантилистов. Они считали, что естественными законами управляет принцип естест­венного порядка. Эти законы имеют место в природе, действуют в живом организме, в мире животных. Основа естественного порядка – уважение права собственности и власти.
 В условиях естественного порядка особую роль играет земля. Земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты. Земледелец собирает хлеба больше, чем он посеял зерен. Поэтому только в земледелии, только в этой специфической отрасли существует «чистый продукт». В других сферах народного хозяйст­ва чистый продукт не создается. Ремесленник лишь меняет форму продукта, производимого в сельском хозяйстве. То, что физиократы называли «чистым продуктом», позже получило название «рента».
 В соответствии с концепцией чистого продукта физиократы дели­ли все общество на производительный класс (земледельцы), непроиз­водительные классы (ремесленники, торговцы, чиновники) и класс собственников. Доходы, получаемые собственниками земли, это воз­награждение за их прошлые затраты – освоение и улучшение земель­ных угодий.
 К школе физиократов относят Анн Роберта Тюрго, Пьера Буагильбера, Франсуа Кенэ – автора знаменитой «Экономической таблицы».
 Литература
 Агапова И. И. История экономических учений. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция II.
 Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Марк­са. 4-е изд. – М.: Политиздат, 1985. – Гл. 7 и 8.
 Барр Р. Политическая экономия. В 2 т. – М.: Международные отношения, 1994. – T. 1, тема 1, гл. 2.
 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994. – Гл. 1.
 Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 10.
 10. В чем смысл и значение «Экономической таблицы»-Ф. Кенэ?
 Франсуа Кенэ – глава школы физиократов – попытался предста­вить картину кругооборота товаров и денег в масштабе национального хозяйства. Он исходил из деления общества на три класса: землевла­дельцев, фермеров и ремесленников – в соответствии с их участием в воспроизводственном процессе. Кенэ впервые в истории предложил общую схему, абстрагируясь от некоторых реальных моментов и отно­шений. В его схеме доходы полностью расходуются, накопление отсут­ствует, не учитываются обмен внутри классов, внешнеторговые связи.
 Главное в таблице Кенэ не арифметические расчеты, иллюстри­рующие движение продуктовых и денежных потоков, а графический анализ общей картины воспроизводства, в котором отдельные акты производства и обмена представлены в виде зигзагообразной схемы («зигзаги» – потоки товаров и денег от одного класса к другому).
 В таблице Кенэ фигурируют продукты, «авансы» (издержки) на основной и оборотный капитал, денежные средства. Схема демонстри­рует, откуда возникают доходы, где создается совокупный и чистый продукт, как он распределяется, каким образом возмещаются издерж­ки (на технику, арендную плату, улучшение земли, семена и т.д.).
 Исходный момент «воспроизводственного анализа» – годовой урожай, его перераспределение в натуре и деньгах между произво­дителями (фермерами), землевладельцами и ремесленниками (пос­ледние только меняют форму продукта). Чистый продукт, как это следует из доктрины физиократов, образуется только в сельском хозяйстве.
 Таблицу Кенэ можно прокомментировать следующим образом. Деньги в виде 2 млрд ливров имеются у землевладельцев. Это арендная плата фермеров за пользование землей. Обмен происходит между землевладельцами (2 млрд ливров), фермерами (продовольст­вие на 2 млрд ливров и сырье на 1 млрд ливров) и ремесленниками (промышленные изделия на 2 млрд ливров). Землевладельцы закупа­ют продовольствие и промышленные изделия на 2 млрд ливров, ре­месленники – продовольствие на 1 млрд ливров и сырье на 1 млрд ливров. Фермеры приобретают промышленные изделия на 1 млрд ливров и выручают деньги в сумме 2 млрд ливров, продавая ремеслен­никам и землевладельцам продовольствие. Затем они уплачивают землевладельцам в виде арендной платы 2 млрд ливров, и все начина­ется снова. Эти 2 млрд ливров и есть чистый продукт, который образу­ется в сельском хозяйстве и поступает затем на содержание землевла­дельцев, церкви, армии и государства.
 Заслуга Ф. Кенэ в том, что он создал первую макроэкономическую картину взаимосвязи трех основных классов (отраслей). В «Экономи­ческой таблице» он представил схему движения продукта в виде годо­вого оборота в масштабе всего общества. Идея Кенэ позже получила развитие в схемах воспроизводства, принципах исчисления общест­венного продукта, в моделях народнохозяйственного баланса.
 Литература
 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994. – Гл.1.
 Дроздов В. В. Франсуа Кенэ. – М.: Экономика, 1988.
 Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. – М.: Экономика, 1995. – Гл.1.
 Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. – М.: 1960.
 Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до
 профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 12.
 Негиши Т. История экономической теории: Учебник. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995. – Гл. 2.
 11. По мнению меркантилистов, положительный торговый баланс способствует умножению богатства нации. Насколько справедливо данное утверждение?

<< Пред.           стр. 1 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу