<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  В 1802 г. началась министерская реформа. В соответствии с царским манифестом "Об учреждении министерств" вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Министерства управлялись по принципу единоначалия. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Министры должны были ежегодно представлять в сенат отчет о своей деятельности, но фактически они были ответственны перед императором.
  Министры и товарищи министров (помощники) назначались императором, другие высшие чиновники - императором по представлению министра, низшие назначались министрами. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии.
  Для решения межведомственных вопросов одновременно с созданием министерств был образован Комитет министров. Председательствовал на его заседаниях император. В состав Комитета входили министры, главноуправляющие на правах министров, председатель Государственного совета, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие чиновники в соответствии с назначением императора.
  В 1812 г. было принято Учреждение Комитета министров. В соответствии с этим актом Комитет министров являлся центральным органом управления общей компетенции, в которую входили рассмотрение вопросов управления государством, проектов законов, материалов в отношении должностных лиц, заслушивание ежегодных отчетов министров и т. д.
  С усилением роли канцелярии значение Комитета министров стало падать.
  В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции. Палата гражданского суда также выполняла некоторые нотариальные функции.
  С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т. д. Среди других ведомственных судов можно отметить: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, духовные и волостные крестьянские суды. В столицах были созданы надворные суды, рассматривавшие дела всех сословий.
  В 1802 г. было образовано Министерство юстиции, на которое возлагалось судебное управление.
  В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, состоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерством внутренних дел.
  В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Исполнительным органом Третьего отделения был созданный в 1827 г. жандармский корпус.
  В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы - станы была реорганизована система полицейских органов. Появилась полицейская должность станового пристава. Он назначался губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством. Становой пристав подчинялся земскому исправнику, нижнему земскому суду и уездному полицейскому управлению. В своей деятельности он опирался на сельскую выборную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность станового пристава была ликвидирована в 1917 г.
  Армия строилась на организационно-правовых началах, заложенных еще Петром I. Передовые военные идеи развивались такими полководцами, как Румянцев, Суворов, Кутузов. Русская армия в этот период оставалась одной из самых сильных в Европе. После Отечественной войны 1812г. российский император Александр I возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав.
 
 23. Общественный строй в период становления капиталистических отношений в России (начало XIX в.)
  Во второй половине XVIII - начале XIX в. шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который привел к изменению классовой структуры российского общества. Зарождались новые классы - буржуазия и пролетариат. Все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.
  Господствующим классом являлось дворянство. Экономическое и политическое могущество дворян основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян, живших на принадлежавших дворянам землях. Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. Представители дворянского сословия занимали все важные должности в органах государственного управления. Феодальное государство стремилось усилить позиции дворян.
  Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Дворянство обладало такими привилегиями, как свобода дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства.
  Среди личных прав дворян можно отметить: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний и т. д. К имущественным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; право иметь в городах фабрики и заводы; право вести торговлю наравне с купечеством и др.
  С увеличением земельного ценза на выборах усилились роль крупных землевладельцев в дворянских сословных органах и их влияние на местное управление.
  С 1798 г. военнослужащие, не являвшиеся дворянами, не представлялись к офицерскому званию, а все офицеры-недворяне были уволены с военной службы.
  Духовенство по-прежнему делилось на "черное" (монашеское) и "белое" (приходское). В развитии правового положения духовенства необходимо отметить два следующих момента.
  С одной стороны, представители духовенства получили большие привилегии: они и их дети были освобождены от телесных наказаний, дома духовенства освобождались от поземельного сбора, от постоя и т. д.
  С другой стороны, самодержавие старалось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах.
  Наиболее преданных служителей церкви власть стремилась привязать к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Таким образом самодержавие хотело превратить духовенство в немногочисленную и управляемую социальную группу.
  Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных.
  В 1801 г. был принят Указ, в соответствии с которым купцам, мещанам и всем крестьянам (помещичьим крестьянам - Указом 1803 г.) было предоставлено право покупать земли.
  В соответствии с Указом 1803 г. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. До крестьянской реформы 1861 г. вольными хлебопашцами стали около 112 тыс. человек.
  В 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они были обязаны заниматься сельским хозяйством и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить в город, их жизнь регламентировалась Воинским уставом.
  В целях развития промышленности в 1818г. был издан Указ, который разрешил всем крестьянам учреждать фабрики и заводы.
  В 1842 г. был принят Указ об обязанных крестьянах. В соответствии с этим актом помещики могли предоставлять крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности.
  В 1847 г. для управления государственными крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ. Также было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы государственных крестьян и регламентированы органы крестьянского самоуправления: волостной сход, волостное управление, сельский сход, сельский староста.
  Первая половина XIX в. характеризуется бурным ростом городов: увеличивается численность городского населения, усиливается процесс его расслоения.
  В 1832 г. было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. Почетным гражданам предоставлялись некоторые привилегии: они не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний.
  Вследствие заинтересованности государства в развитии торговли и промышленности особыми правами наделялось богатое купечество. Купечество разделялось на две гильдии: в первую гильдию входили оптовые торговцы, во вторую гильдию - розничные.
  Группу цеховых составлял и ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Цехи имели свои органы управления.
  Рабочие люди, к которым относились лица, не принятые в состав мещанских обществ, составляли самую низшую группу городского населения.
  В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности, жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др. Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т. д.
  Горожане имели свой сословный суд.
 
 24. Развитие права в России в первой половине XIX в.
  Развитие гражданского права происходило на основе кодификации норм права. В 1832 г. был опубликован Свод законов Российской Империи, введенный в действие в 1835 г. В 1854 г. вышло второе издание Свода законов, в 1857 г. - третье. Свод законов состоял из 15 томов, 8 разделов. Гражданское законодательство было систематизировано в т. X Свода законов.
  Система вещного права состояла из права собственности, права владения, права на чужую вещь, залогового права.
  Имущество разделялось на движимое и недвижимое. Владение имуществом могло быть законным либо незаконным. По Своду законов всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому.
  Сервитутные права включали: ограничение в праве собственности, установленное законом в пользу всех без изъятия; ограничение в праве собственности в пользу какого-либо определенного лица.
  В Своде законов был специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон.
  Предметом договора могли быть как имущество, так и действия лиц. Цель договора не могла противоречить закону и общественному порядку. Договоры можно было заключать в письменном или устном виде, для некоторых договоров требовался нотариальный или крепостной порядок.
  Закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад. Различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда.
  Подробно регламентировалось семейное право.
  Юридические последствия имел только церковный брак. Для заключения брака требовались достижение брачного возраста (16 лет для невесты, 18 - для жениха), согласие вступавших в брак, наличие свободы воли и сознания. Заключение брака также зависело от согласия родителей, опекунов, попечителей и других лиц (военное или гражданское начальство, владелец помещичьих крестьян и т. д.).
  Препятствиями к браку были: состояние в другом браке, духовный сан, монашество, различие вероисповеданий, родство, осуждение на безбрачие.
  Расторжение брака производилось в исключительных случаях и только церковью.
  Социальный статус жены определялся статусом мужа. Жена была обязана повиноваться мужу, при этом она не освобождалась от обязанностей в отношении своих родителей. Нарушившая супружескую верность жена могла быть подвергнута тюремному заключению.
  Имущество супругов было раздельным. Приданое жены, а также приобретенное ею имущество признавались ее собственностью. Своим имуществом супруги могли распоряжаться самостоятельно и независимо друг от друга.
  Закон делил детей на законных и незаконнорожденных. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и права наследования его имущества.
  В случае неповиновения дети могли быть заключены в тюрьму. В имущественных отношениях родителей и детей действовал принцип раздельности имущества.
  Для наследственного права рассматриваемого периода характерно расширение завещательной свободы. Принадлежащее наследователю имущество можно было завещать кому угодно. Недействительными признавались завещания, сделанные безумными, умалишенными, самоубийцами, несовершеннолетними, монахами и лицами, по суду лишенными прав состояния. Не могли завещаться родовые майоратные и заповедные имения.
  Завещание составлялось в письменной форме в присутствии свидетелей. Закон различал нотариальные и домашние завещания. В некоторых случаях допускался упрощенный порядок составления завещания.
  При отсутствии завещания существовал следующий порядок наследования по закону: к наследству призывались все кровные родственники. Ближайшими родственниками были наследники мужского пола по нисходящей линии (дети, внуки, правнуки). При отсутствии сестер братья поровну делили имущество родителей. Если не было сыновей и внуков, наследство делилось поровну между дочерьми. При наличии сыновей и дочерей последние получали 1/14 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества. Все остальное делилось поровну между сыновьями. Переживший супруг наследовал 1/7 часть недвижимого и 1/14 часть движимого имущества. Если у умершего не было наследников или никто не вступил в наследство в течение десяти лет со дня вызова к наследству, имущество признавалось выморочным и поступало государству, дворянству, губернии, городу или сельскому обществу.
  В 1832г. был опубликован Свод законов Российской Империи, введенный в действие в 1835 г. Нормы уголовного права были систематизированы в кн. 1 т. XV Свода законов. Книга состояла из разделов, глав и статей; всего было 765 статей. Впервые были выделены Общая и Особенная части.
  В 1845 г. императором Николаем I был утвержден новый уголовный кодекс - Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Кодекс был введен в действие в 1846 г. Уложение также состояло из разделов, глав и статей. Общее количество статей - 2224.
  В соответствии со ст. 4 Уложения под преступлением понималось как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исполнительного законом предписано.
  В Уложении 1845 г. устанавливались формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.
  Уложение вводило следующие основания, устраняющие уголовную ответственность: случайность, малолетство, безумие, сумасшествие, беспамятство, ошибка, принуждение, непреодолимая сила и необходимая оборона.
  Субъективная сторона выражалась в совершении преступления умышленно либо по неосторожности.
  Уложение устанавливало виды соучастия в преступлении: по предварительному сговору участников и без предварительного сговора. Соучастники делились на зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей и укрывателей.
  Система преступлений стала более сложной. Можно выделить следующие виды преступлений: преступления против веры, государственные преступления, преступления против порядка управления, должностные преступления, имущественные преступления, преступления против благочиния, преступления против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц и др.
  Система наказаний состояла из уголовных и исправительных наказаний. Наказания подразделялись на главные, дополнительные, заменяющие.
  К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ. Лишение всех прав состояния означало: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.
  К исправительным наказаниям относились: лишение всех особенных прав и преимуществ, ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в тюрьме, крепости, смирительном или работном доме, арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания, внушения. Лишение всех особенных прав и преимуществ состояло в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном.
  Судебный процесс носил инквизиционный характер. Решающая роль отводилась полиции - на нее возлагалось следствие и исполнение приговора.
  Следствие разделялось на предварительное и формальное. Основаниями для возбуждения дела служили: донос, жалоба отдельных лиц, инициатива государственных органов (прокурора, стряпчих, полиции). После окончания следствия дело передавалось в суд.
  На судебном заседании один из членов суда либо секретарь докладывали дело. Свидетели и эксперты в суд обычно не вызывались. Обвиняемому не принадлежала активная роль в судебном процессе, он был его объектом.
  Доказательства подразделялись на совершенные и несовершенные. К совершенным доказательствам относились: собственное признание обвиняемого, письменные доказательства, заключение медицинских экспертов, абсолютно одинаковые показания двух свидетелей. Несовершенными доказательствами были: внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями, оговор посторонних лиц, повальный обыск, показания одного свидетеля, улики.
  По тяжким уголовным делам суд первой инстанции составлял "мнение" и направлял его для утверждения и вынесения приговора в палату уголовного суда. Дела по незначительным преступлениям рассматривались в сокращенном составе полицейскими чиновниками.
 
 25. Крестьянская реформа в России в 1861 г.
  Среди причин проведения буржуазных реформ, главной из которых была крестьянская реформа, можно отметить следующие:
  во второй половине XIX в. в России продолжали развиваться капиталистические отношения;
  крепостное право сдерживало дальнейшее развитие экономики и промышленности;
  социальные противоречия вели к усилению крестьянского движения;
  поражение России в Крымской войне, показавшее всю глубину отставания России от буржуазной Европы, нанесло еще один удар по феодально-крепостническому строю.
  Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 г. По указанию императора Александра II был образован Секретный комитет по крестьянскому делу, преобразованный в 1858 г. в Главный комитет по крестьянским делам. В своей деятельности Главный комитет опирался на дворянские губернские комитеты, где также разрабатывались проекты крестьянской реформы. Все выработанные проекты были рассмотрены к 1860 г. специальными редакционными комиссиями, которые передали материалы в Главный комитет.
  19 февраля 1861 г. император Александр II издал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и утвердил: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, Положение об устройстве дворовых людей, Положение о выкупе земли, Положения о местных учреждениях по крестьянским делам, четыре местных Положения о поземельном устройстве крестьян в губерниях России, различные правила для некоторых местностей и категорий крестьян - в общей сложности 18 актов.
  Их главными идеями были следующие: крестьяне получали личную свободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в их пользование.
  Крестьяне получили личную свободу и наделялись землей в личное пользование. Размер земельного надела устанавливался по добровольному соглашению крестьянина и землевладельца, при его отсутствии наделение землей осуществлялось на основе местных положений в зависимости от типа земли (черноземная, нечерноземная, степная: от 0,9 до 12 десятин).
  Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного владения, крестьяне платили ему оброк и несли барщину. При желании они могли выкупить свою усадьбу, но полевые угодья могли быть выкуплены только по согласию с помещиком. Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.
  Выкупая усадьбу или землю, крестьяне пользовались казенной ссудой. 20-25% выкупной суммы вносили сами крестьяне, а 75-80% суммы выплачивало государство. Сумма, полученная помещиком из царской казны, ложилась на крестьян в виде казенного долга, который погашался вместе с процентами (6%) в течение 49 лет. Выкупив землю, крестьяне выходили из состояния временнообязанных.
  Таким образом, крестьяне становились свободными. Они могли самостоятельно выступать в суде, подавать жалобы, участвовать в выборах органов самоуправления. Крестьяне могли: приобретать недвижимое и движимое имущество на праве собственности, заключать договоры, заниматься торговлей и др. Вместе с тем крестьяне продолжали нести ряд государственных натуральных повинностей, платить подушную подать, подвергались телесным наказаниям и т. д.
 
 26. Земская и городская реформы в России второй половины XIX в.
  Земская реформа 1864г. была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях; принятого 1 января 1864 г.
  В ходе реформы создавались органы местного самоуправления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; мероприятия по благотворительности; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры и др.
  Губернские и уездные земские собрания, а также земские управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года.
  Выборы проходили по трем избирательным куриям:
  курия уездных землевладельцев состояла главным образом из дворян-помещиков, для участия требовался высокий имущественный ценз;
  городская курия, для участия в которой необходимо было отвечать достаточно высокому имущественному цензу;
  сельская курия, для участия в которой имущественный ценз не был установлен, введена следующая система выборов - крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.
  Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политической жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократического общественных направлений.
  Однако реформа не сформировала централизованной системы управления. Деятельность земских органов контролировалась губернаторами и Министерством внутренних дел, которые могли отменять любые их решения. Отсутствие достаточных материальных ресурсов усиливало зависимость земств от правительственных органов.
  Городская реформа 1870г. была проведена на основе Городового положения, принятого 16 июля 1870 г.
  Положение предусматривало создание следующей системы органов городского самоуправления; городское избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.
  Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Споры между думой и управой разрешал губернатор.
  Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов (на право торговли, на содержание трактиров, постоялых дворов и т. д.), о приобретении городской недвижимости, ведении местных хозяйственных дел и др.
  Выборы в Городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости. В соответствии с ними все городские избиратели делились на три группы, каждая из которых избирала треть состава городской думы. Избирательным правом обладали лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями, и другие мелкие собственники, занимающиеся промыслами, торговлей и т. п. Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Голосование было тайным.
  Создание новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-промышленном развитии городов, системе здравоохранения и народного просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни. Вместе с тем органы городского самоуправления, как и земские органы, находились под постоянным контролем государственных административных и полицейских учреждений.
 
 27. Судебная реформа в России в 1864 г.
  Система судоустройства России до середины XIX в. строилась в соответствии с Учреждением о губерниях 1775 г. Судебные функции осуществляли как сложная система сословных судов, так и административные органы. В судопроизводстве продолжала использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложены на полицейские органы.
  Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство различных сословий, и 20 ноября 1864 г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы - основные акты судебной реформы:
  Учреждения судебных установлений;
  Устав уголовного судопроизводства;
  Устав гражданского судопроизводства;
  Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
  Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустройства и судопроизводства:
  • отделение суда от администрации;
  • создание четкой системы судебных инстанций;
  • отделение предварительного следствия от судебного;
  • несменяемость судей и следователей;
  • создание всесословного суда;
  • равенство всех перед судом;
  • введение присяжных заседателей;
  • установление прокурорского надзора.
  Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.
  Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и военные суды.
  К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.
  Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Список кандидатов в мировые судьи санкционировался губернатором.
  Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ (уезд и входящие в него города).
  Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов.
  Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде являлись: жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным.
  К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.
  Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назначаемые императором по представлению министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд требований: имущественный и образовательный ценз, стаж работы, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.
  Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела (в том числе с участием присяжных заседателей).
  Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели.
  Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.
  Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и другие преступления).
  Судебные палаты учреждались по одной на несколько губерний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов - гражданского и уголовного, которые возглавляли председатели. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.
  При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные.
  Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов государства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и другие преступления). Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем Государственного совета.
  Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения. Для замещения прокурорских должностей кандидат должен был отвечать ряду требований (политическая благонадежность и т. д.).
  Судебной реформой учреждались:
  - адвокатура (присяжные поверенные) - для защиты обвиняемые в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе;
  - нотариат - для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение, и т. д.
 
 28. Полицейская и военная реформы в России во второй половине XIX в.
  В1862г. были приняты Временные правила обустройстве полиции. В соответствии с ними создавались единые уездные полицейские управления, объединявшие городничего, его канцелярию и земского исправника с земским судом. Полицейские управления возглавлялась исправником.
  Уезды делились на более мелкие административно-территориальные единицы - станы, полицейские функции в которых возлагались на станового пристава. В осуществлении своей деятельности он опирался на полицейских урядников, должность которых была введена в 1878 г.
  В городах управы благочиния заменялись канцеляриями градоначальников, полицмейстеров и обер-полицмейстеров. В их подчинении находились городовые, участковые и околоточные надзиратели, частные приставы. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору.
  В 1880 г. в состав единой полицейской системы были включены губернские жандармские управления.
  Возглавлял полицейскую систему министр внутренних дел.
  В ведении полиции находились: проведение дознания, уголовный розыск, надзор за ссыльными, борьба с пожарами и др. В целом функции и права полиции не были четко определены законом.
  Полиция применяла следующие меры пресечения: отобрание вида на жительство, установление надзора, залог, передача на поруки, домашний арест, взятие под стражу.
  Поражение в Крымской войне 1853-1856гг. показало полную непригодность вооруженных сил России.
  Начало военной реформе было положено в 1864 г.: был сокращен срок службы рекрутов до 15 лет, улучшено техническое оснащение армии и т. п. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась.
  1 января 1874 г. был принят Устав о воинской повинности. Вместо сословной рекрутской повинности вводилась всеобщая воинская повинность для всего мужского населения. Призыв на военную службу проводился ежегодно по жребию среди лиц, достигших 21 года. Не вытянувшие жребий зачислялись в ополчение и участвовали только в учебных сборах.
  Срок службы для пехотинцев устанавливался в 6 лет, для моряков - 7 лет. Отслужившие зачислялись в запас: на 9 лет - для лиц, проходивших службу в сухопутных войсках, и на 3 года - для проходивших службу на флоте. Для лиц, получивших высшее образование, срок действительной службы сокращался до полугода, среднее образование - до полутора лет.
  Офицерский корпус комплектовался лицами, получившими специальное образование в военных или юнкерских училищах и, как правило, принадлежавшими к дворянскому сословию.
  В 1863-1864 гг. с созданием новых пограничных округов, подчинявшихся военно-окружному управлению во главе с командующим войсками военного округа, была упорядочена пограничная служба.
  В результате реформы вооруженные силы России превратились в армию буржуазного типа, сохранившую, однако, некоторые феодальные пережитки (дворянский офицерский корпус, система обращения офицеров с солдатами, телесные наказания и др.).
 
 29. Контрреформы в России в 1880-1890-х гг.
  С середины 70-х гг. XIX в. вновь возрастает крестьянское движение. 1 марта 1881 г. народовольцами был убит император Александр II. Царское правительство перешло к реакционной политике.
  Контрреформы 1880-1890гг. в России - это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.
  Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране при посягательствах против государственного строя или безопасности отдельных лиц состояния усиленной или чрезвычайной охраны. При этом вся полнота власти передавалась генерал-губернатору, расширялись права полиции и жандармерии, ограничивались права граждан, применялись карательно-репрессивные меры против правонарушителей и т. д.
  В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации.
  Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции: осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления, руководство полицией, надзор за деятельностью волостных судов и др.
  Кандидаты на должность земского начальника должны были соответствовать ряду требований: иметь высшее образование, стаж работы, высокий имущественный ценз, звание потомственного дворянина. Назначение осуществлялось губернатором и подлежало утверждению министром внутренних дел.
  Положение нанесло серьезный удар по системе мировых судов, их численность стала сокращаться, и к 1913 г. они исчезли совсем.
  В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомственные и личные дворяне. Одновременно с этим во второй, городской, курии имущественный ценз был значительно повышен. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось. • Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся губернатором и губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления.
  В 1892г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии.
  Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Таким образом, в городских думах увеличивалось представительство дворянства и крупной буржуазии.
  Усиливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления: решения городских дум подлежали утверждению губернскими правлениями.
  Для малых городов Положением устанавливалось "упрощенное управление": сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту.
  С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии. Определенную роль сыграло примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее случаи, при которых административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков.
  Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров.
  В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов. Собранные материалы передавались министру юстиции, который направлял их в судебные инстанции или принимал меры к решению дела в административном порядке.
  С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием сената с участием сословных представителей.
  В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати, в 1874 г. из ведения общих судов - дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. - дела о противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суды. В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать "деликатные" и "секретные" дела при закрытых дверях.
 
 30. Развитие системы права в России в конце XIX - начале XX в.
  Главным источником гражданского права оставался Свод законов Российской Империи. В конце XIX в. был подготовлен проект гражданского уложения, однако он не был утвержден - попытка кодификации гражданского права не увенчалась успехом.
  В гражданском праве сложилось понятие юридического лица. Сначала оно применялось только к государству, монастырям и учебным заведениям. С развитием товарно-денежных отношений на первый план стали выдвигаться купеческие и промышленные организации. Все юридические лица разделялись на публичные, частные, соединения лиц и учреждения. Правоспособность юридических лиц зависела от целей их деятельности.
  Все вещи по закону делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприобретенные. Также существовало деление вещей на главные и принадлежности, раздельные и нераздельные, потребляемые и непотребляемые, заменимые и незаменимые, тленные и нетленные, изъятые из оборота и не изъятые из него.
  Закон определял собственность следующим образом: "Власть, установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно". Срок исковой давности для защиты права собственности устанавливался в десять лет.
  Обязательственное право регламентировало следующие виды договоров: подряда, поставки, казенного подряда, имущественного найма, займа, ссуды, товарищества (полного, на вере, на паях) и др. Основаниями для возникновения обязательств были: договор, правонарушение и другие юридические факты.
  Основными средствами обеспечения обязательств являлись задаток, залог, неустойка и поручительство.
  Договоры могли заключаться в домашнем, нотариальном и крепостном порядке.
  Наследственное право регламентировало наследование как по завещанию, так и по закону.
  Принадлежащее наследователю имущество можно было завещать любому. Недействительными признавались завещания, сделанные безумными, умалишенными, самоубийцами, несовершеннолетними, монахами и лицами, по суду лишенными прав состояния. Не могли завещаться родовые майоратные и заповедные имения. Для завещания была обязательна письменная форма. Закон различал нотариальные и домашние завещания.
  При отсутствии завещания или его недействительности вступало в силу право наследования по закону. К наследству призывались все кровные родственники, однако ближайшие устраняли дальнейших. Ближайшими наследниками были нисходящие: дети, внуки и правнуки. Супруги наследовали друг после друга в размере 1/7 недвижимого и 1/8 движимого имущества. При отсутствии сестер братья поровну делили имущество родителей. При наличии сыновей и дочерей последние получали по 1/14 недвижимого и по 1/8 движимого имущества. Все остальное делилось поровну между сыновьями.
  Усыновленные наследователи получали только благоприобретенное имущество, незаконнорожденные устранялись от наследства.
  Имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи, а надельную землю - лица, приписанные к сельскому обществу. К наследованию в крестьянских семьях допускались усыновленные, приемыши и незаконнорожденные дети.
  В семейном праве церковь регулировала личные отношения в семье - заключение, расторжение брака и иные, государство - имущественные отношения.
  Единственной формой брака был церковный. Для заключения брака требовалось достижение брачного возраста (16 лет для невесты, 18 - для жениха), согласие вступавших в брак, согласие родителей, наличие свободы воли и сознания. Заключению брака предшествовало обручение. Расторжение брака производилось церковными органами и только в исключительных случаях.
  Жена была обязана во всем подчиняться мужу, так же как и дети - отцу.
  Закреплялся принцип раздельности имущества супругов, родителей и детей.
  Основными источниками уголовного права были следующие нормативно-правовые акты: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (редакции 1857,1866,1885 гг.), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864г.), Военно-уголовный кодекс (1875 г.), Военно-морской устав (1886 г.).
  Закон разделял преступления на следующие категории:
  • тяжкие преступления (карались смертной казнью, каторгой, ссылкой на поселение);
  • преступления (в виде наказания назначались заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом);
  • проступки (совершившие их лица подвергались аресту или штрафу).
  Закон устанавливал основания, устраняющие уголовную ответственность: совершение деяния во исполнение закона или приказа, с дозволения власти, осуществляя профессиональные обязанности, в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны.
  Субъективная сторона выражалась в совершении преступления умышленно либо по неосторожности.
  Можно выделить следующие виды преступлений: преступления против веры, государственные преступления, преступления против порядка управления, должностные преступления, имущественные преступления, преступления против благочиния, преступления против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц и др.
  Виды соучастия по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных делились на:
  • скоп, состоявший из главных виновников и участников, образовывающийся в момент совершения преступного действия (так называемые "действия скопом");
  • сговор, в котором участвовали зачинщики, сообщники, подстрекатели и пособники;
  • шайку, в состав которой входили главные виновные, сообщники и пособники.
  Система наказаний состояла из уголовных и исправительных наказаний.
  К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ. Лишение всех прав состояния означало: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.
  К исправительным наказаниям относились: лишение всех особенных прав и преимуществ, ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в тюрьме, крепости, смирительном или работном доме, арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания, внушения. Лишение всех особенных прав и преимуществ состояло в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном. Наказания подразделялись на главные, дополнительные, заменяющие:
  • главные - смертная казнь, поселение, заключение в исправительный дом, крепость, тюрьму, арест, штраф;
  • дополнительные - лишение всех или особенных прав состояния, звания, титулов, семейных прав, права на участие в выборах, права заниматься определенной деятельностью, помещение в работный дом, конфискация имущества;
  • заменяющие - принудительное лечение, опека. Уголовная ответственность наступала с семи лет, с 1903 г. - с десяти.
  В 1903 г. императором был утвержден проект нового Уголовного уложения; постепенно в действие вводились отдельные его главы и статьи. Уложение состояло из 37 глав и 687 статей.
  Новое, Уложение сохранило разделение на Общую (72 статьи) и Особенную части (615 статей). В Общей части давались понятия преступления, умысла, неосторожности, приготовления, покушения, соучастия. Особенная часть Уложения включала нормы, предусматривающие ответственность за религиозные, государственные, должностные и другие преступления.
  Впервые Уложение определяло пространство действия закона - вся территория России. Закон одинаково распространялся на всех лиц, на ней пребывающих.
  Под преступлением Уложение 1903 г. понимало: "Деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания".
  Субъектом преступления признавалось вменяемое физическое лицо, достигшее десятилетнего возраста.
  Субъективная сторона выражалась в совершении преступления умышленно либо по неосторожности.
  Приготовление и покушение на преступление наказывались в случаях, установленных законом (в основном к тяжким преступлениям). Добровольный отказ от преступления устранял применение наказания.
  Соучастниками признавались лица, действующие заведомо сообща или согласившиеся на совершение деяния, учиненного несколькими лицами. Закон давал определение исполнителя, подстрекателя и пособника.
  Уложение 1903 г. упрощало систему наказаний. Все наказания делились на главные, дополнительные и заменяющие.
  Судебный процесс в конце XIX - начале XX в. включал следующие принципы и институты, выработанные в ходе судебной реформы 1864 г.: бессословность суда, равенство сторон, обеспечение защиты, участие присяжных заседателей, свободная оценка доказательств, презумпция невиновности, отделение суда от администрации.
  Следственными органами были земские суды, следователи и уездные полицейские управления. Надзорные функции осуществляли прокуроры, судебные палаты и губернские правления.
  В мировом суде рассмотрение дел осуществлялось в упрощенном порядке. Процесс не делился на стадии. В мировом суде допускалось примирение сторон, и сам судья должен был способствовать этому. В качестве доказательств использовались: показания истцов, ответчиков, потерпевших, свидетелей; письменные доказательства; присяга; показания окольных людей и др.
  В общих судах уголовный процесс включал семь стадий: дознание, предварительное следствие, подготовительные действия, судебное следствие, вынесение приговора, исполнение приговора, пересмотр приговора.
  Основаниями к возбуждению уголовного дела являлись: жалобы частных лиц; сообщения полиции и других государственных органов; явка с повинной; усмотрение следователя или прокурора.
  Предварительное следствие возлагалось на следователей, надзор осуществляли прокуроры или члены судебных палат, дознание по полицейским делам вели жандармы. Собранные материалы передавались прокурору, который составлял обвинительное заключение и направлял его в судебную палату или в окружной суд.
  В судебном заседании присутствовали члены суда, секретарь суда, в суде присяжных - двенадцать постоянных и двое запасных заседателей. Права судей и присяжных заседателей были равными. Законом регламентировались основания, по которым допускался отвод судей.
  Судебное следствие начиналось с оглашения обвинительного заключения, затем производился допрос обвиняемого, свидетелей, осуществлялась проверка других доказательств. Обвинение поддерживал прокурор, защиту осуществлял сам подсудимый или защитник.
  Вынесению приговора предшествовал вердикт присяжных о виновности или невиновности подсудимого. После вынесения обвинительного вердикта прокурор давал заключение о мере наказания. Защитник выдвигал возражения, затем последнее слово предоставлялось подсудимому. Вопрос о мере наказания решался коронным судом. Если суд признавал, что присяжными осужден невиновный, дело передавалось на слушание нового состава присяжных, и их решение было окончательным.
  Приговоры окружных судов без участия присяжных могли быть обжалованы в апелляционном порядке в судебную палату. Приговоры окружных судов с присяжными заседателями и приговоры судебных палат могли быть обжалованы или опротестованы в кассационном порядке в сенат.
  Приговоры сената, Особого присутствия сената и Верховного уголовного суда могли быть отменены только помилованием императора.
  Исполнение вступивших в законную силу приговоров возлагалось на полицию.
  Гражданский процесс основывался на принципах устности, публичности и состязательности.
  Гражданские дела начинались с подачи искового заявления, на которое ответчик мог дать свои возражения. Разрешалось представительство - стороны могли привлекать адвокатов и законных представителей. Доказывание по выдвинутым требованиям возлагалось на заинтересованную сторону. Допускалось примирение сторон.
  По окончании разбирательства дела суд оглашал резолютивную часть решения, окончательное решение сообщалось в течение двух недель. Решение могло быть обжаловано в судебную палату, срок обжалования устанавливался в четыре месяца.
 
 31. Становление конституционной монархии в России (конец XIX - начало XX в.)
  Перед Россией на рубеже XIX-XX вв. встала проблема реформации всех сфер жизни, от экономики до государственного строя. Ее предстояло проводить на огромной территории, в стране с устойчивыми традициями и феодальными пережитками.
  Возникли и получили развитие монополии в промышленной и банковской сфере. Характерной особенностью русского капитализма являлось то, что отечественное производство в значительной степени основывалось на иностранных капиталах. Крупнейшие монополистические объединения действовали при участии англо-французских финансовых кругов.
  Также следует отметить сильное отставание социально-экономического развития деревни. Сохранялись полукрепостнические методы эксплуатации крестьян, непомерно высокие платежи и т. д.
  Дворянство, бывшее главной опорой самодержавия, теряло монополию на власть. На ведущую политическую роль стала претендовать буржуазия.
  К началу XX в. в России обострились национальные и национально-религиозные противоречия. Нарастала социальная напряженность: расширялось рабочее движение, происходили крупные крестьянские выступления. Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. способствовало нарастанию революционных настроений.
  На пути конституционного строительства в России важнейшими документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. "Об учреждении Государственной думы" и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и Основные законы от 23 апреля 1906 г.
  Согласно августовским Манифесту и Положению Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные события 1905 г. сорвали созыв Государственной думы.
  17 октября 1905 г. манифестом "Об усовершенствовании государственного порядка" объявлялся переход страны к новому строю - конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.
  Основные законы устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти.
  Сделанные правительством конституционные уступки были обусловлены усилением революционного движения, а не воздействием либеральных идей и программ.
  Основные государственные законы были утверждены императором Николаем II 23 апреля 1906 г.
  Основные законы закрепляли такие гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, вероисповедания и др.
  Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основные прерогативы императорской власти сохранились: "Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть". Власть управления принадлежала императору во всем ее объеме. В соответствии со ст. 7 законодательную власть император осуществлял "в единении с Государственным советом и Государственной думой". В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей.
  Основные законы предоставили Государственной думе и Государственному совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством.
  Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.
  20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором.
  Дума избиралась сроком на пять лет. Отстранение депутатов Государственной думы могло осуществляться сенатом. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.
  20 февраля 1906 г., одновременно с учреждением Государственной думы, было утверждено новое Положение о Государственном совете.
  Государственный совет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный совет на утверждение императора.
  Состав Совета формировался следующим образом: половина членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами, синодом, Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на 9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Возглавляли Государственный совет председатель и вице-председатель, назначаемые императором.
 
 32. Государственная дума в России в начале XX в.
  Первая Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. Она формировалась в соответствии с Манифестом от 6 августа 1905 г. "Об учреждении Государственной думы" и Положением о выборах в Государственную думу.
  Согласно этим документам Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Из политических партий большинство мест получили кадеты. Также широко были представлены крестьянские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков.
  Политическое противостояние Государственной думы и Государственного совета было предопределено самой российской Конституцией, предоставившей этим органам одинаковые законодательные права. Государственный совет, наполовину состоявший из высших чиновников, сдерживал либеральные настроения Государственной думы.
  Не менее острыми были конфликты между Думой и правительством. Так, при обсуждении аграрного вопроса правительство возражало против экспроприации поместий и утверждало, что проекты кадетов и трудовиков дадут крестьянам небольшое увеличение земельных наделов, а разрушение помещичьих хозяйств причинит стране большие убытки. Правительство также было против перехода от дуалистической монархии к парламентарному строю.
  В свою очередь, Дума отказывалась сотрудничать с правительством и требовала его отставки.
  Для преодоления возникших разногласий предлагалось сформировать коалиционное правительство, в которое должны были войти лидеры думских фракций. Однако царское правительство пошло на роспуск Думы. Первая Государственная дума, проработав всего 72 дня, прекратила свое существование 8 июля 1906 г.
  Вторая Государственная дума начала работу 20 февраля 1907 г. Она избиралась на основании августовских Манифеста и Положения. Левые партии были представлены еще большим количеством депутатов, чем в первой Думе.
  Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой. Были изложены основные положения будущих реформ: крестьянское равноправие, крестьянское землеустройство, реформа местного управления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансовая реформы и др.
  Думская оппозиция была критически настроена к предлагаемым реформам. Проведение правительством законов наталкивалось на жесткое сопротивление.
  Правительство 2 июня 1907 г. разогнало Вторую Государственную думу, которая просуществовала 102 дня. Поводом для ее роспуска стало дело о сближении думской фракции социал-демократов с военной организацией РСДРП, готовившей восстание в войсках.
  Третья Государственная дума начала работу 1 ноября 1907 г. Выборы были проведены на основе нового избирательного закона - Положения о выборах, принятого 3 июня 1907 г.
  Издание избирательного закона было проведено с нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. и Основных государственных законов 1906 г., согласно которым царь не имел права вносить изменения в законы без одобрения Государственной думы и Государственного совета.
  Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Большинство мест в Думе получили октябристы - представители Союза 17 октября. Крайние правые и левые были представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав Думы позволил провести ряд важнейших преобразований.
  Были приняты: указ "О дополнении... закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования" от 9 ноября 1906 г., предоставивший крестьянам право закрепить свои участки общинной земли в личную собственность, закон "Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении" от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве от 29 мая 1911г., регулировавшее работу землеустроительных комиссий, законы о социальном страховании рабочих и другие нормативные акты.
  8 сентябре 1911г. глава правительства П. А. Столыпин был убит анархистом.
  9 июня 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государственной думы.
  Выборы в Четвертую Государственную думу прошли 15 ноября 1912г. в обстановке нового социально-политического кризиса. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.
  Начало первой мировой войны обозначило политическое согласие Думы с правительством. Однако поражения русской армии привели к расколу этого единства. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, программа которого требовала создать Министерство общественного доверия, провести ряд реформ и политическую амнистию. Оппозиция требовала ухода в отставку правительства. В ответ на эти требования производилась неоднократная смена кабинета министров.
  27 февраля 1917 г. императорским указом Государственная дума была распущена на перерыв, окончательно она была распущена решением Временного правительства 6 октября 1917 г.
  27 февраля депутаты Думы создали Временный комитет Государственной думы, на основе которого впоследствии было образовано Временное правительство.
 
 33. Аграрная реформа в России 1906 г.
  Успешное проведение аграрной реформы 1906г. связывается с именем главы правительства П. А. Столыпина. Она состояла в преобразовании аграрных отношений в деревне в буржуазные. Реализация аграрной реформы проходила в годы русской буржуазно-демократической революции 1905- 1907 гг., она осуществлялась по нескольким направлениям:
  - разрушение крестьянской общины и насаждение индивидуальной частной собственности;
  - скупка Крестьянским поземельным банком помещичьей земли и продажа ее крестьянам;
  - организация переселения крестьян в Сибирь и другие окраины из перенаселенных районов.
  5 апреля 1905 г. издан указ "О даровании населению облегчений по уплате долгов". Главными задачами этого Указа были освобождение населения от взысканных недоимок по продовольственному сбору и аннулирование долгов по ссудам на продовольствие.
  В ноябре 1905 г. приняты: Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения, которым уменьшались на 50% (с 1907 г. отменялись) выкупные платежи со всех категорий крестьян, указ "Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян" и указ "Об облегчении задачи Крестьянского поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян".
  В мае 1905 г. был принят указ "Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и земледелия". В компетенцию Комитета входило общее руководство земельными делами и кредитом. Его состав включал министров двора, внутренних дел, финансов, юстиции и государственного контроля.
  В августе 1906 г. был утвержден указ "О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования". На его основе крестьянам отчуждались "оброчные статьи" по мере прекращения заключенных ими арендных договоров.
  Указом "Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий", принятым в октябре 1906 г., провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы. Расширялись имущественные и избирательные права крестьян. Отменялись подушная подать, круговая порука, принудительная передача и направление неплательщиков на заработки.
  Указ "О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования", принятый 9 ноября 1906г. и известный как "столыпинский", провозглашал свободный порядок выхода из общины и закреплял наделы в собственность в любое время.
  Аграрные указы закреплялись законами Государственной думы. 14 июня 1910г. был принят закон "Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении". В соответствии с ним закреплялись права крестьян выделять свои наследственные наделы, выходить из общины. Переход всего общества к отрубному владению осуществлялся при участковом владении по решению простого большинства, а при общинном - по решению двух третей сельского схода.
  Порядок землеустройства регламентировался законом "О землеустройстве", принятым в мае 1911 г. Согласно закону образовывались землеустроительные комиссии под руководством дворян. Не подлежали разверстанию усадебные земли, земли с жилыми постройками, фабриками, мельницами, искусственные леса и торфяники. Чересполосица крестьянских наделов по необходимости ликвидировалась. Арендаторы земель не могли возражать против их разверстания.
 
 34. Развитие права в России в 1905-1917 гг.
  В рассматриваемый период главным источником права становится закон. По своему содержанию законы делились на:
  • предписывающие;
  • восполнительные.

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу