<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  По пространству действия законы делились на:
  • общие - действовавшие на всей территории государства;
  • местные - действовавшие на определенной части государства;
  • особенные - действовавшие в отношении определенной категории дел;
  • специальные - действовавшие в отношении особых групп лиц.
  Действие закона во времени начиналось с момента его опубликования. Если в законе не указывался срок вступления его в законную силу, то он определялся моментом получения на данной территории листа сенатского издания Собрания узаконений и распоряжений правительства.
  В систему источников права данного периода стали включаться постановления Совета министров и мнения Государственного совета. Эти нормативные акты носили подзаконный характер и были обязательны для всех исполнительных органов.
  Совет министров также издавал положения и указы. Первые носили правоустанавливающий характер и определяли структуру, функции органов власти и управления. Вторые были направлены на реализацию конкретных правовых действий.
  В качестве одной из приоритетных задач законодатель определил правовое регулирование экономики.
  Получило развитие понятие юридического лица. Определялись виды юридических лиц:
  - публичные - казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления;
  - частные - соединения (общества, товарищества) и учреждения.
  Для образования юридического лица требовалось соглашение нескольких лиц, утверждаемое в концессионном или явочном порядке, т. е. утверждаемое представителями органов власти или путем регистрации.
  Товарищества подразделялись на полное, на вере и акционерное. В качестве субъектов хозяйственной деятельности могли выступать торгово-промышленные предприятия. Они имели форму треста, синдиката, концерна или акционерного общества.
  В годы первой мировой войны в сфере экономических отношений применялись чрезвычайные меры: использование военно-промышленными комитетами административных методов регулирования, контролирование деятельности государственных хозяйственных структур особыми совещаниями, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции, ограничения на совершение сделок с некоторыми товарами и др.
  Характерной особенностью в области судебного права является либерализация судебного процесса. С 1885 г. отменялась публичная казнь. В 1886 г. присяжным были предоставлены новые процессуальные права. С 1899 г. в судебных палатах вводилось обязательное назначение защитника. В 1909 г. был разработан институт условно-досрочного освобождения. С 1910 г. время, проведенное обвиняемым в предварительном заключении, стало включаться в срок заключения.
  С развитием хозяйственных отношений появляется прообраз будущего арбитража - административная юстиция.
  В годы первой мировой войны в районах, объявленных на военном положении, судебная власть принадлежала военно-окружным судам и Главному военному суду. При чрезвычайных обстоятельствах могли образовываться военно-полевые суды, для которых характерны следующие черты: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.
 
 35. Государственный аппарат России в годы первой мировой войны
  19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии.
  В июле 1914 г. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя.
  Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Сложившаяся ситуация определила милитаризацию экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д.
  Учреждалась военная цензура, устанавливался перечень сведений, за разглашение которых определялись различные виды ответственности. Значительная часть страны была объявлена на военном положении.
  В годы войны в составе правительства происходили частные смены как отдельных министров, так и председателя Совета министров.
  В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов как новых форм управления промышленностью и финансами.
  В августе 1915г. правительством было принято Положение о военно-промышленных комитетах. Согласно этому акту целью создания комитетов являлось оказание содействия правительственным учреждениям в снабжении армии и флота снаряжением и довольствием. В функции военно-промышленных комитетов входили: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли, нормирование цен на сырье и др.
  К концу 1916г. было образовано более 200 областных и местных военно-промышленных комитетов, во главе которых стоял Центральный военно-промышленный комитет. В состав Центрального военно-промышленного комитета входили представители Совета торговли и промышленности, Всероссийских союзов, городских дум Москвы и Петрограда, Всероссийской сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-технической помощи. В состав местных комитетов входили президиум, бюро и отделы.
  В августе 1915 г. был принят Закон об особых совещаниях. В соответствии с законом были созданы Особое совещание по обороне государства; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов; Особое совещание по устройству беженцев. В компетенцию этих органов входило: распределение военных заказов на предприятиях, контролирование их выполнения, отстранение администрации государственных и частных предприятий, проведение ревизий, закрытие предприятий и др.
  В состав Особого совещания по обороне входили: председатели Государственного совета и Государственной думы, по 9 членов от Государственного совета и Государственной думы, по одному представителю от министерств, представители Центрального военно-промышленного комитета, представители всероссийских земского и городского союзов. Председателем Особого совещания по обороне был военный министр.
  Местными органами Особых совещаний были их комиссии и уполномоченные.
  Летом 1914г. прошли съезды представителей земств и городов, создавшие Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз.
  Всероссийский земский союз объединил земские учреждения более чем 40 губерний. Возглавлял Союз съезд уполномоченных земств. В перерыве между съездами действовал главный комитет во главе с главноуполномоченным. В 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза.
  Всероссийский городской союз состоял из съезда уполномоченных, главного комитета, городских и фронтовых комитетов.
  Осенью 1916т. городской и земский союзы создали Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор). Основными задачами этого органа были: оказание помощи раненым, распределение заказов, снабжение фронта медикаментами, продовольствием и снаряжением.
 
 36. Россия 1917 г. после февральской революции
  Депутаты Государственной думы, представители прогрессивного блока Гучков и Шульгин 2 марта 1917 г. прибыли в Псков с целью убедить императора отречься от престола. Николай II отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича. Тот, отказавшись принять престол, Манифестом от 3 марта 1917г. предоставил право решить вопрос о форме власти в России будущему Учредительному собранию.
  27 февраля 1917 г. императором был издан Указ о перерыве в заседаниях Государственной думы и Государственного совета до апреля.
  Для поддержания порядка в стране Государственная дума в этот день сформировала Временный комитет Государственной думы. По соглашению между Временным комитетом и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта было образовано Временное правительство. Последнее, связанное рядом обязательств с Петросоветом, объявило полную политическую амнистию; провозгласило основные права и свободы граждан; равноправие солдат с гражданами; отмену всех сословных, религиозных и национальных ограничений; создание вместо полиции народной милиции; начало подготовки к созыву Учредительного собрания.
  27 февраля 1917г. Совет министров, послав царю просьбу о своей коллективной отставке, перестал существовать.
  С февраля по июль 1917г., Временное правительство осуществляло высшую власть совместно с Петроградским Советом. После неудачной попытки Петросовета установить единовластие, ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦК Всероссийского совета крестьянских депутатов 9 июля объявили о признании неограниченных полномочий Временного правительства. Таким образом, Временное правительство сосредоточило в своих руках высшую законодательную и исполнительную власть.
  Правительство испытывало ряд политических кризисов, которые приводили к формированию коалиционных правительств: 2-3 мая, 24 июля и 25 сентября 1917г. -
  За время своей деятельности Временное правительство сформировало и включило в свой состав: Министерство труда, Министерство продовольствия, Министерство государственного призрения, Министерство по делам вероисповеданий и др. Создавались новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления. Упразднены жандармерия, полиция и Управление по печати.
  Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет) стал конкурентом Временного правительства в борьбе за власть.
  В первые дни революции стали создаваться Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
  На Всероссийском совещании Советов в марте - апреле 1917г. была определена территориальная система Советов: областные, губернские, уездные, районные объединения (съезды) и Всероссийские объединения (съезды, совещания). В деятельности Советов действовали принципы выборности, коллегиальности, сменяемости членов и др. Советы располагали собственными вооруженными формированиями: милицией и Красной гвардией.
  В экономической сфере в ходе революции Советы установили рабочий контроль на предприятиях, ввели восьмичасовой рабочий день, регулировали земельные отношения.
  В июне 1917 г. прошел I Всероссийский съезд Советов. Эсеро-меньшевистское большинство в целом выразило поддержку правительству. Большевики же требовали передачи всей власти Советам.
  После февральской революции 1917 г. в России установилось двоевластие, когда после падения самодержавия на политической арене оказались два самостоятельных органа власти: Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Советы на местах.
  В стране функционировали два правительства. Областные, губернские городские, уездные и волостные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов составили систему органов, претендовавших на исполнительную власть. Временное правительство, его уездные и губернские комиссары, земства, городские думы и управы, местный правительственный аппарат составляли другую систему органов.
  В приоритетном положении оказалась система, возглавляемая Временным правительством, потому что у него были опытные кадры, связи, знания, поддержка зарубежных стран и отечественного капитала и т. д.
  Отношения между Временным правительством и Петроградским Советом колебались от сотрудничества до соперничества.
  После неудачной попытки Советов установить единовластие они объявили о признании неограниченных полномочий Временного правительства.
 
 37. Октябрьская революция 1917 г.
  Осенью 1917 г. в стране резко обострилась политическая ситуация. Временное правительство потеряло контроль над армией и окраинами страны.
  Социальную напряженность вызывали продолжавшаяся война и ухудшение положения в экономической сфере. В Петрограде находилось большое число вооруженных солдат, не желавших отправляться на фронт.
  В сентябре Петроградский Совет, в котором решающая роль принадлежала большевикам, принял новый политический курс, направленный на свержение Временного правительства и захват власти.
  10 октября ЦК партии большевиков принял решение о подготовке и проведении вооруженного восстания.
  Военно-революционный комитет (ВРК) был образован 12 октября 1917г. по инициативе ЦК партии большевиков. Комитет состоял из представителей армии, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, военных секций Советов и др.
  ВРК обладал реальной силой, он опирался на отряды Красной гвардии, армейские части, матросов, Советы рабочих и солдатских депутатов и местные военно-революционные комитеты.
  По своей компетенции Военно-революционный комитет был всеобъемлющим чрезвычайным органом, так как большевики, взявшие власть в свои руки, еще не создали нового центрального государственного аппарата.
  Для осуществления своих полномочий при Комитете образовывались отделы и комиссии: обороны, снабжения, связи, информации, рабочей милиции и др.
  Таким образом, ВРК представлял собой орган, сосредоточивший в своих руках всю власть и ставший мощным орудием большевистского Петросовета.
  В ночь на 25 октября Военно-революционный комитет начал вооруженное восстание. В ходе активных действий все ключевые пункты в Петрограде были заняты отрядами Петроградского гарнизона и рабочей Красной гвардии.
  Важная роль в становлении Советского государства и государственного аппарата принадлежала Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд начал свою работу уже вечером 25 октября и провозгласил себя высшим органом власти в России. Съезд, по расчетам большевиков, должен был официально признать и легализовать захват власти Советами. Часть делегатов съезда, представлявших партии меньшевиков и правых эсеров, покинула заседание.
  Съезд носил учредительный характер. На нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие основополагающее значение для новой власти.
  II съезд Советов постановил образовать для управления страной до созыва Учредительного собрания временное рабоче-крестьянское правительство, именуемое Советом народных комиссаров. В состав правительства вошли только большевики, возглавил правительство В. И. Ленин.
  Съезд Советов избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) - высший орган власти в период между съездами. Председателем Комитета был избран Л. Б. Каменев, скоро его сменил Я. М. Свердлов.
  II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял два важных декрета:
  - Декрет о мире, предлагавший всем враждующим государствам заключить мир, опубликовать тайные дипломатические акты, отказаться от аннексий и контрибуций;
  - Декрет о земле, провозглашавший многообразие форм землепользования, конфискацию помещичьих земель и имений, отмену права частной собственности на землю, запрет на применение наемного труда и аренду земли.
  Съезд Советов принял также два обращения: "К гражданам России" и "Рабочим, солдатам и крестьянам", в которых говорилось о низложении Временного правительства и переходе власти к Военно-революционному комитету, съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, а на местах - к местным Советам.
  Политические партии, не принимавшие участия в работе II съезда Советов, негативно отнеслись к начавшимся преобразованиям. Правые партии ушли в подполье, некоторые политические группы перешли к террористическим методам.
  12 ноября 1917г. состоялись выборы в Учредительное собрание.
  Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г. Председателем Собрания был избран правый эсер В. М. Чернов. Председатель ВЦИК Я. М. Свердлов от имени ВЦИК и ЦК партии большевиков зачитал и предложил принять "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа". В ней формулировались главные политические, социальные и экономические цели партии. Большинство Учредительного собрания отказалось обсуждать Декларацию, после чего большевики покинули заседание.
  Была утверждена эсеровская повестка дня, в соответствии с которой предлагалось рассмотреть вопросы о верности союзникам и продолжении войны, подготовке аграрной реформы земельными комитетами, об организации государственной власти. Было принято постановление о том, что верховная власть в стране принадлежит Учредительному собранию.
  6 января 1918г. ВЦИК принял Декрет о роспуске Учредительного собрания, а войска разогнали демонстрацию в Петрограде, организованную в его поддержку. 18 января СНК принял декрет, в соответствии с которым предписывалось устранить из принятых законов все ссылки на Учредительное собрание.
 
 38. Развитие советской государственной системы после Октябрьской революции 1917 г.
  После разгона Учредительного собрания высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Помимо него существовала система Советов крестьянских депутатов.
  Решение об объединении Советов крестьянских депутатов с Советами рабочих и солдатских депутатов было принято на Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, прошедшем в ноябре 1917 г Окончательное слияние Советов произошло в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов.
  Высшим органом власти в стране в период между сессиями Всероссийского съезда Советов был Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).
  Его структура и порядок работы утверждены в ноябре 1917 г. В структуру ВЦИК входили президиум, отделы и комиссии.
  В президиум входили представители партийных фракций. К его компетенции относились подготовка материалов к заседаниям ВЦИК, осуществление контроля за работой комиссий и отделов и др. Заседания президиума проходили несколько раз в неделю.
  Организация и ведение текущей работы возлагались на различные отделы ВЦИК: Военно-революционный комитет, казачий, по национальному вопросу, иногородний, агитационный и др.
  Согласно постановлению II Всероссийского съезда Советов для управления страной вплоть до созыва Учредительного собрания было образовано правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК).
  Было создано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения.
  К середине 1918г. число народных комиссариатов было увеличено - образованы наркомат государственного контроля, промышленности и торговли, Высший совет народного хозяйства и др.
  Председатели всех народных комиссариатов входили в состав СНК.
  В январе 1918 г. была образована постоянно действующая комиссия СНК, состоявшая из заместителей наркомов. Ее решения утверждались правительством без повторного рассмотрения.
  Все три государственных органа - Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров - были наделены законодательными полномочиями.
  Система власти на местах в целом сложилась в период с октября 1917г. по февраль 1918г. Уже II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов объявил о переходе всей власти на местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
  К февралю 1918 г. Советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. Местные Советы были самостоятельны в решении местных вопросов, но должны были действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов.
  Местные Советы проводили в жизнь декреты центральной власти, создавали судебные органы, проводили реквизиции и конфискации, налагали штрафы, формировали вооруженные отряды и т. д. Они наделялись правом издавать местные нормативные акты, самостоятельно определять структуру своих исполнительных органов, наделять их различными полномочиями.
  Городские и земские органы местного самоуправления ликвидировались или продолжали работу под контролем местных Советов.
  24 ноября 1917г. СНК принял Декрет о праве отзыва, который вводил право избирателей отзывать своих выборных (главным образом меньшевиков и эсеров). 14 июня 1918г. ВЦИК принял постановление "Об исключении из состава ВЦИК и местных Советов представителей партий эсеров и меньшевиков.
  10 января 1918г. начал свою работу III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, 13 января - III Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. На этих съездах произошло объединение Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. В стране образовался единый высший орган власти.
  Съезд одобрил роспуск Учредительного собрания и принял отвергнутую им Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Декларация определяла Россию как республику Советов.
  Другим важным актом III съезда Советов было постановление "О федеральных учреждениях Российской Республики", согласно которому РСФСР учреждалась на основе добровольного союза народов России как федерация советских республик этих народов. Им закреплялась также система органов федеральной власти: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК.
  На III съезде Советов был переизбран состав ВЦИК; большинство получили представители большевиков.
 
 39. Деятельность Советского государства в области экономики
  Социалистическую реорганизацию общества большевики планировали провести путем экспроприации частной собственности, ликвидации товарно-денежных отношений и эксплуататорских классов, осуществления прямого продуктообмена между городом и деревней и т. д.
  Экспроприация частной собственности осуществлялась последовательно и систематически. 26 декабря на II Всероссийском съезде Советов был принят Декрет о земле, согласно которому отменялась частная собственность на землю. Помещичьи имения, удельные, монастырские и церковные земли переходили в распоряжение земельных комитетов и уездных Советов. В декабре 1917г. изымалась из оборота городская недвижимость, в августе 1918 г. она была передана в собственность государства. В начале 1918 г. были аннулированы все государственные долги. С апреля 1918 г. запрещены покупка, продажа и аренда торговых и промышленных предприятий. В мае 1918 г. отменено право наследования.
  В области промышленности необходимо отметить следующие мероприятия новой власти: введение рабочего контроля и проведение национализации.
  На II Всероссийском съезде было отмечено, что Советская власть установит рабочий контроль над производством. 14 ноября 1917 г. ВЦИК принял Положение о рабочем контроле. Согласно этому акту во всех промышленных, торговых, банковских, транспортных и других предприятиях в целях планомерного регулирования народного хозяйства над производством, куплей, продажей, хранением, а также над финансовыми отношениями вводится рабочий контроль. Контроль должны были осуществлять рабочие предприятия через свои выборные органы.
  Национализация промышленности началась осенью 1917 г. Этот процесс прошел три стадии.
  На первой стадии (осень 1917 - весна 1918 г.) были национализированы предприятия, владельцы которых не соблюдали новые законы, эмигрировали или саботировали решения центральных или местных властей. В собственность государства перешли железные дороги. 14 декабря ВЦИК издал Декрет о национализации банков, в соответствии с которым банковское дело объявлялось государственной монополией. Все существовавшие частные банки объединялись с Государственным банком. В январе 1918 г. был национализирован морской и речной флот. В апреле 1918 г. национализирована внешняя торговля.
  Вторая стадия - национализация целых отраслей промышленности - началась весной 1918 г. В мае - июне была проведена национализация сахарной и нефтяной промышленности. В июне 1918 г. СНК издает Декрет о национализации предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной, лесопильной, деревообрабатывающей, табачной, стекольной и другой промышленности.
  Третья стадия национализации промышленности проходила в годы гражданской войны. К концу 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем была объявлена национализация средней промышленности. 20 ноября 1920 г. ВСНХ принял постановление, согласно которому все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии механического двигателя на предприятии) или десяти (без двигателя) человек объявлялись национализированными.
  Декретом ВЦИК и СНК от 2 декабря 1917 г. в качестве центрального органа по руководству экономикой страны учреждался Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). ВСНХ действовал в качестве органа при правительстве.
  ВСНХ должен был разрабатывать планы и нормы регулирования экономики страны. Он согласовывал и регулировал деятельность центральных и местных органов, занимавшихся топливом, металлургией, транспортом, продовольствием и др. ВСНХ предоставлялось право конфискации, реквизиции, секвестра и проведения других мероприятий. Все законопроекты по регулированию народного хозяйства вносились в СНК через ВСНХ.
  Структура ВСНХ состояла из Всероссийского совета рабочего контроля, комиссии из представителей народных комиссаров, группы экспертов, отраслевых отделов. Руководящим органом было Бюро ВСНХ.
  Местными органами ВСНХ были образованные при соответствующих Советах областные, губернские и окружные совнархозы (СНХ).
  Декретом ВЦИК от 9 мая 1918г. подтверждалась государственная хлебная монополия. Крестьяне обязывались сдавать излишки хлеба по твердым ценам на закупочные государственные пункты.
  Проводимая продовольственная политика столкнулась с сопротивлением крестьянства. Для его подавления создавались вооруженные продовольственные отряды (продотряды), наделенные чрезвычайными полномочиями. Десятки тысяч рабочих были мобилизованы для похода за хлебом.
  Декретом ВЦИК, принятым 11 июня 1918 г., в целях содействия государству в сборе у населения продовольственных излишков создавались комитеты бедноты (комбеды). Комбеды, оказывая помощь продотрядам и армии, могли получать часть конфискованного продовольствия. Они наделялись правом конфисковывать у сельской буржуазии имущество для последующего распределения между деревенскими бедняками.
  Политика конфискации продовольственных излишков оказалась неудачной. В августе Наркомпрод объявил о союзе с середняком, который вместе с беднотой выступил против кулачества. Конфискация излишков была заменена нормой зерна, подлежащей сдаче каждым крестьянином.
  В январе 1919 г. ВЦИК принял Декрет о продовольственной разверстке. Согласно этому документу все количество хлеба и фуража, необходимое для удовлетворения государственных потребностей, разверстывалось между губерниями, производящими хлеб. Крестьяне могли оставить себе в установленных пределах зерно для питания, фураж для скота и семенной фонд. Все остальное изымалось в качестве излишков по номинальным ценам или безвозмездно. Наркомпрод, возглавлявший систему продразверстки, мог использовать в необходимых случаях вооруженные продотряды.
 
 40. Становление советской судебной системы
  Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.
  На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципах выборности и участия населения в отправлении правосудия. Состав суда избирался местными Советами.
  Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда.
  Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами.
  В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей.
  Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены.
  15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции - окружных судов.
  Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам - в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания.
  Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами.
  Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.
  В суде допускалось судоговорение на местных языках.
  Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы.
  Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок.
  13 июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде № 3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве.
  В ноябре 1918г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда - народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей.
  Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи.
  Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы.
  Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии.
  С созданием местных судов и в соответствии с Декретом СНК от 4 мая 1918г. "О революционных трибуналах" трибуналы освобождались от многих уголовных дел и должны были направить свои усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями.
  В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов.
  В 192-2 г. революционные трибуналы были ликвидированы.
 
 41. Развитие системы советской милиции
  Органы милиции возникли по инициативе НКВД в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде. Сначала Советами рабочих и солдатских депутатов создавалась рабочая милиция. Вскоре стали создавать милицию и крестьянские Советы. Милиция формировалась на основе принципа добровольности. Военные и гражданские власти были обязаны содействовать милиции в снабжении ее оружием и техническими силами.
  12 октября 1918 г. НКВД и Наркомюст утвердили совместную инструкцию "Об организации советской рабоче-крестьянской милиции". Закреплялся штатный принцип организации милиции. Милиция строилась на классовой основе: на работу в милицию принимались граждане РСФСР, достигшие 21 года, имеющие рабочее или крестьянское социальное происхождение. Инструкцией определялись основные задачи милиции: охрана общественного порядка, борьба с уголовной преступностью, пресечение действий против власти, проведение в жизнь законов Советской власти и т. д.
  Руководство органами милиции осуществляло Главное управление рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР.
  Система милицейских органов окончательно сложилась в июню 1920 г., когда было принято Положение о рабоче-крестьянской милиции. В соответствии с ним на органы милиции возлагались функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, проведению следственных действий и дознания по уголовным делам.
  Систему органов милиции составляли:
  • городская и уездная милиция;
  • промышленная - фабрично-заводская, лесная, горно-промышленная и т. п.;
  • железнодорожная;
  • водная - речная, морская;
  • розыскная милиция.
  Руководство системой органов милиции осуществлял НКВД.
 
 42. Формирование советского права
  Советское гражданское право формировалось в ходе национализации. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промышленности, транспорта и финансов. Национализация охватила и сферу жилья.
  Государство признавало и защищало такую частную собственность граждан, которая была основана на личном труде.
  Сокращались договорные отношения, так как отношения на национализированных предприятиях регулировались административно-правовыми методами.
  27 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет "Об отмене наследования", по которому отменялись наследование и по закону, и по завещанию. После смерти владельца принадлежавшее ему движимое и недвижимое имущество становилось государственным достоянием. Имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., поступало родственникам умершего в виде меры социального обеспечения.
  Декрет ВЦИК от 20 мая 1918 г. запретил дарение и иное безвозмездное предоставление имущества на сумму свыше 10 тыс. руб.
  Произошло сокращение торгового оборота. Денежные отношения вытеснялись натуральным продуктообменом.
  В декабре 1917г. ВЦИК и СНК приняли декреты "О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния" и "О расторжении брака". Декретами узаконивалась только гражданская форма брака, церковный брак объявлялся частным делом врачующихся. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись прежние ограничения на вступление в брак: согласие родителей, начальства, различное вероисповедание и др. Вводился следующий брачный возраст: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Устанавливалась свобода развода. Внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях с брачными.
  16 сентября 1918г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе получили развитие принципиальные положения декабрьских декретов. Отменялся принцип общности имущества супругов и вводился принцип раздельности имущества супругов, родителей и детей. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, и, если они не выполняли данную обязанность, суду предоставлялись полномочия лишить их родительских прав. Запрещалось усыновление.
  В феврале 1919 г. ВЦИК было принято Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Согласно этому акту земля определялась в качестве единого государственного фонда, который находился в непосредственном ведении и распоряжении соответствующих наркоматов.
  Все формы единоличного землепользования рассматривались как отживающие. Для совместной обработки земли стали создаваться совхозы, коммуны и общества.
  В развитие Положения о совхозах был принят декрет, в соответствии с которым объединениям государственных предприятий, городским Советам, профсоюзам и кооперативам было предоставлено право получать земельные участки для организации на них совхозов.
  Трудовое право стало формироваться как самостоятельная отрасль системы права. Ранее трудовые отношения регламентировались гражданским законодательством.
  29 октября 1917г. было принято постановление правительства "О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени". Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов.
  В декабре 1917г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни. Создавались биржи труда.
  В декабре 1918г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС. Кодекс содержал 137 статей, сведенных в девять разделов: о трудовой повинности, право на применение труда, порядок предоставления труда, о предварительном испытании, о переводе и увольнении, о вознаграждении за труд, о рабочем времени, об обеспечении производительности труда, об охране труда.
  Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму как на государственных, так и на частных предприятиях. Закреплялась всеобщая трудовая повинность для лиц в возрасте от 16 до 50 лет. В кодексе устанавливались нормы труда и отдыха, вводились льготы для подростков и женщин. Большая роль в регулировании оплаты труда, найма, увольнения и отдыха отводилась профсоюзам.
  12 декабря 1919 г. Наркомюст утвердил Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Документ состоял из введения и восьми разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.
  Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.
  Под преступлением понималось нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.
  Наказание определялось как мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает сохранение данного порядка общественных отношений от преступников.
  Система наказаний включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление "врагом народа", принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.
  При определении меры наказания суд учитывал: социальное положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, а также другие обстоятельства.
  Уголовное право РСФСР действовало на всей территории страны в отношении как ее граждан, так и иностранцев, совершивших преступления в РСФСР или на территории другого государства.
 
 43. Конституция РСФСР 1918 г.
  10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новый состав ВЦИК. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в "Известиях ВЦИК" Конституция вступила в действие. Конституция РСФСР состояла из шести разделов:
  1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
  II. Общие положения Конституции РСФСР.
  III. Конструкция Советской власти.
  IV. Активное и пассивное избирательное право.
  V. Бюджетное право.
  VI. О гербе и флаге РСФСР.
  Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства - система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу - диктатура пролетариата в форме Республики Советов.
  В Основном законе нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.
  Конституция закрепила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11), субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, состоящих из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации.
  Третий раздел Конституции закреплял систему органов власти и управления. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами - избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).
  ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссариатов, возглавляемых народными комиссарами. СНК также наделялся законодательными полномочиями.
  Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, которые избирали свои исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов.
  Конституцией закреплялась следующая избирательная система. В выборах участвовали представители только трудящихся социальных групп. Таким образом, гражданских прав, в том числе и избирательных, были лишены около 5 млн человек: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли, частные торговцы, посредники, духовенство, служащие жандармерии и др.
  Конституция закрепила многоступенчатую и непрямую систему выборов в Советы. Исключение составляли прямые выборы, в сельские и городские Советы. Делегаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования.
  Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т. д. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Избиратели имели право отозвать своего депутата.
 
 
 44. Государственный аппарат в годы гражданской войны
  В годы гражданской войны продолжали созываться Всероссийские съезды Советов. Состоялись VI, VII и VIII съезды в ноябре 1918 г., в декабре 1919 г. и в декабре 1920 г. соответственно. В перерывах между съездами Советов высшим органом власти являлся ВЦИК.
  В декабре 1919 г. был установлен сессионный порядок работы ВЦИК. Каждые два месяца созывались плановые сессии. По мере необходимости по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК могли созываться чрезвычайные сессии.
  С сессионным порядком работы ВЦИК изменился и характер деятельности его Президиума: он был наделен правом руководить заседаниями ВЦИК, наблюдать за выполнением его постановлений, назначать наркомов, инструктировать центральные и местные органы, отменять постановления СНК и др. В декабре 1920 г. Президиум ВЦИК был наделен законодательными полномочиями.
  Другим высшим органом государственного управления стал Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны.
  Состав СРКО включал: председателя Революционного военного совета республики, председателя ВЦИК, наркома путей сообщения, председателя Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и заместителя наркома продовольствия. В своей деятельности СРКО опирался на аппарат своих чрезвычайных уполномоченных.
  Перед СРКО ставились следующие задачи: мобилизация, вооружение, продовольственное снабжение и оперативное руководство армией.
  В апреле 1920 г. Совет рабоче-крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны (СТО), действовавший на правах комиссии при СНК. Возглавлял Совет председатель Правительства РСФСР.
  9 апреля 1919 г. ВЦИК было принято Положение о государственном контроле. В соответствии с декретом ВЦИК от 8 февраля 1920 г Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). РКИ выполняла следующие функции: наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах и др. РКИ основывалась на принципах выборности ее членов и на местах опиралась на ячейки содействия РКИ.
  В 1923 г. была произведена реорганизация РКИ: ее органы были объединены с органами Центральной контрольной комиссии (ЦКК) партии. Таким образом, партийная контрольная комиссия получила возможность осуществлять через РКИ прямой контроль за деятельностью государственной администрации.
  Гражданская война обусловила изменения в работе местных Советов. Усилилось идеологическое воздействие на них со стороны Коммунистической партии.
  Резолюцией "О советском строительстве", принятой VIII съездом Советов, определялась организационная структура губернских и уездных исполкомов, при которых создавались отделы: управления, военный, юстиции, труда и социального обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, финансов, земледелия, продовольствия и др.
  В 1920 г ВЦИК принял Положения о сельских Советах и волостных исполнительных комитетах, сформировав тем самым низовое звено советской системы.
  Наряду с конституционными органами власти на местах возникали чрезвычайные органы - революционные комитеты (ревкомы). Ревкомы образовывались для организации обороны и поддержания "революционного порядка". В соответствии с положением "О революционных комитетах", принятым ВЦИК 24 октября 1919 г., они могли создаваться в местностях, освобожденных от неприятеля, в прифронтовой полосе и в тылу. Им принадлежала вся полнота власти на местах.
  В задачи ревкомов входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизации. Ревкомы наделялись правами реквизиций имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами.
  Вооруженные силы были главным органом государства в его защите от внешних и внутренних врагов.
  Формирование Красной Армии началось с реформирования старой армии. В декабре 1917 г. СНК были приняты декреты "О выборном начале организации власти в армии" и "Об уравнении всех военнослужащих в правах". В соответствии с ними отменялись воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Командиры стали избираться на общих собраниях частей, а командиры выше полкового уровня - на съездах соединений или совещаниях комитетов соединений.
  Рабоче-крестьянская Красная Армия была создана декретом СНК в январе 1918 г. Новая армия формировалась на основе принципа добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций.
  Постановление ВЦИК "О порядке замещения должностей в Рабоче-крестьянской Красной Армии", изданное в апреле 1918 г., изменило порядок формирования армии. Принцип добровольности сменил принцип всеобщей воинской повинности, от выборов командиров перешли к их назначению. В мае 1918г. ВЦИК принял Декрет о введении всеобщей воинской повинности, впоследствии это положение было закреплено в Конституции.
  2 сентября 1918г. для осуществления руководства всеми вооруженными силами страны постановлением ВЦИК был образован Революционный военный совет республики - Реввоенсовет.
 
 45. Новая экономическая политика советского государства
  После окончания гражданской войны крестьянское хозяйство, разоренное войнами и неурожаем, к весне 1921 г. находилось в тяжелом положении. Крестьяне, недовольные политикой "военного коммунизма", организовывали выступления против Советской власти. Требовались немедленные меры, чтобы поднять производительные силы деревни. В тяжелом положении находилась и промышленность, не работали многие фабрики и заводы. Рабочие проявляли недовольство, некоторые стали уходить в деревню. Классовая база диктатуры пролетариата стала ослабевать.
  В течение 1918-1920гг. неоднократно выдвигались предложения о замене продразверстки натуральным налогом и о переходе от коллективного продуктообмена с крестьянством к индивидуальному продуктообмену. В феврале 1921 г. В. И. Ленин передал в комиссию Политбюро записку с проектом реформы: заменить продразверстку продналогом, уменьшить размеры обложения, разрешить свободное распоряжение продовольственными излишками.
  В марте 1921 г. X съезд Коммунистической партии принял решение о переходе от продразверстки к продналогу и о переходе к новой экономической политике (нэпу).
  Период нэпа можно разделить на несколько этапов:
  первый этап (1921-1925 гг.) - восстановление народного хозяйства, разоренного войной;
  второй этап (1926-1929 гг.) - индустриализация, цель которой была в превращении СССР из аграрной страны в индустриальную;
  третий этап (1930-1936 гг.) - массовая коллективизация, ликвидация капиталистических элементов, построение основ социалистической экономики.
  21 марта ВЦИК принял декрет "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом". Декретом устанавливался размер налога, который оказался почти в 2 раза меньше продразверстки. После уплаты налога крестьянин мог свободно распоряжаться урожаем. К 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня.
  Нэп, начавшись в области сельского хозяйства, затронул и другие сферы: промышленность, финансы, трудовые отношения. Проведение нэпа привело к улучшению положения в промышленности. К 1925 г. валовая продукция достигла 75% от довоенного уровня. Производство электроэнергии превысило довоенные показатели.
  Переход к новой экономической политике означал отказ от методов "военного коммунизма". Стали воссоздаваться многие институты дореволюционной экономики; рынок, частное предпринимательство, хозяйственные договоры, налоговая система и т. п.
  Рыночная деятельность госпредприятий требовала наделения их правами юридического лица. Характерными чертами юридического лица были: самостоятельность в обороте, единство, бессрочность, производность и инструментальность его органов.
  В экономике вводились плановые начала. На IX Всероссийском съезде Советов был утвержден Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). Была создана Государственная плановая комиссия, на которую возлагались работы по планированию народного хозяйства.
  С введением нэпа натуральное распределение продуктов и товаров среди населения заменилось торговым обменом.
  Актуальной стала проблема организации денежной экономики. Народному хозяйству требовалась стабильная твердая валюта.
  Вопросы денежной реформы начали обсуждаться осенью 1921 г. с созданием специальной комиссии по валютной политике. На IX съезде Советов, прошедшем в декабре 1921 г., было поддержано предложение Наркомфина о переходе к золотой валюте и ограничении выпуска бумажных денег. С 1922 г. предполагалось начать выпуск новой валюты.
  В июле 1922 г. СНК поручил Госбанку выпуск новых банкнот - червонцев. Червонцы были обеспечены золотом, краткосрочными облигациями и ценными бумагами.
 
 46. Реформы правоохранительных органов советского государства после гражданской войны
  31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г.
  Данным нормативным актом создавалась единая судебная система:
  • народный суд в составе постоянного народного судьи;
  • народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;
  • губернский суд;
  • Верховный суд РСФСР и его коллегии. Параллельно с единой системой народных судов РСФСР действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях.
  Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.
  Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной - для губернских судов, первой инстанцией - по делам об особо опасных преступлениях.
  Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.
  29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.
  Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны.
  Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.
  25 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. В соответствии с ним на прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ГПУ; поддержка обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
  В составе Наркомюста создавался отдел прокуратуры - Государственная прокуратура. Прокурором республики являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал прокуроров губерний и их помощников. В автономных республиках прокуроры назначались и отзывались ЦИК этих республик. Прокуратура автономных республик была подчинена и подотчетна Прокурору РСФСР. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора республики.
  Прокурору республики предоставлялось право: входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.
  В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП(б) приняла решение о реорганизации ВЧК. Постановление об упразднении ВЧК было принято IX Всероссийским съездом Советов. Во исполнение решения съезда Советов ВЦИК декретом от 6 февраля 1922 г. упразднил ВЧК и ее местные органы.
  Вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. С образованием СССР ГПУ РСФСР было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР.
  На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы: в автономных республиках - при ЦИК автономных республик, в губерниях - при губисполкомах.
  В составе ГПУ и политических отделов создавались Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и флоте, и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте.
  Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы или народные суды. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений.
  На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охране государственной тайны и государственной границы, борьбе со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок, контрабандой. Органам ГПУ для осуществления своих задач предоставлялось право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Устанавливались процессуальные сроки проведения дознания и следствия, условия проведения обысков и арестов.
  26 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение об адвокатуре. Впервые в Советской России создавалась профессиональная адвокатура. Адвокаты объединялись в коллегии защитников при губернских отделах юстиции. Члены коллегии утверждались губисполкомом по представлению отдела юстиции. Адвокаты не могли одновременно занимать должности в государственных организациях. В соответствии со ст. 8 Положения о судоустройстве РСФСР в задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.
  В 1922 г. были утверждены Положение о нотариате и Положение об арбитражных комиссиях. В соответствии в этими нормативными актами на нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с имуществом и различных юридических актов, а арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.
 
 47. Образование СССР
  Образование СССР определялось следующими причинами:
  - необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа;
  - объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.
  Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.
  29 декабря 1922 г. состоялась конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), которая одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР.
  30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Доклад о Декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И. В. Сталин. Съездом были проведены выборы ЦИК СССР.
  Первыми председателями ЦИК СССР были избраны председатели ЦИК союзных республик: М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков, Н. Н. Нариманов. Исполнительным органом являлся СНК СССР.
  Первое правительство СССР было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. Возглавлял правительство В. И. Ленин.
  Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами.
  На первом этапе развития Союза ССР происходило национально-государственное размежевание в Средней Азии, на территории Туркестанской АССР (входившей в состав РСФСР) и двух самостоятельных государств - Хорезмской и Бухарской народных советских республик.
  На первых Всеузбекском и Всетуркменском съездах Советов, прошедших в феврале 1925 г., были приняты декларации об образовании Узбекской ССР и Туркменской ССР. На съездах также были приняты решения о вхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР. 13 мая 1925 г. на III съезде Советов СССР были одобрены решения Узбекской ССР и Туркменской ССР, и последние были приняты в состав СССР. На них стало распространяться действие договора об образовании Союза ССР.
  Был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное Советское государство. В декабре 1926 г. I съезд Советов принял Декларацию об образовании Таджикской АССР и вхождении ее в Узбекскую ССР. 15 октября 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял Декларацию, в которой провозгласил выход из состава Узбекской ССР и создание Таджикской ССР. На VI съезд Советов Союза ССР, прошедшем 17 марта 1931 г., Таджикская ССР была принята в состав СССР.
  На территории РСФСР в 1920 г. образовалась Киргизская АССР, переименованная в апреле 1925 г. в Казахскую АССР. В ее составе в феврале 1925 г. возникла Кара-Калпакская Автономная Область, которая в 1930 г. вошла непосредственно в РСФСР, а в 1932 г. была преобразована в АССР. В октябре 1924 г. образовалась Кара-Киргизская Автономная Область (в составе РСФСР), переименованная в 1925 г. в Киргизскую АО и преобразованную затем в АССР (1927 г.).
  Конституция СССР 1924г. - это первая союзная Конституция. Она была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г. и единогласно утверждена 31 января 1924 г. II Всесоюзным съездом Советов СССР.
  Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор подразделялся на 11 глав, а главы - на 72 статьи.
  По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна, В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.
  Конституция СССР устанавливала следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик образовывали свои исполнительные органы - СНК.
  Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.
  Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.
  Появление новой Конституции РСФСР 1925 г. было связано с образованием Союза ССР и вступлением в действие союзной Конституции 1924 г.
  Проект Конституции создавался в Наркомюсте, затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК. Конституция РСФСР была приведена в соответствие с Конституцией СССР 1924 г. Была сделана попытка уравнения избирательных прав трудящихся города и села.
  Проект Конституции РСФСР обсуждался во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов. Конституция РСФСР была утверждена постановлением XII Всероссийского съезда Советов 11 мая 1925 г.
  По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г. (и другие республиканские Конституции) дополняли друг друга. Часть полномочий РСФСР передавалась в ведение союзных органов власти и управления.
  Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей.
  Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. В Конституции записано: "РСФСР есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик". Также было заявлено, что вся полнота власти принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.
  Постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, имели обязательную силу на территории РСФСР.
  Конституция РСФСР закрепляла положение о том, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства.
  Конституция РСФСР 1925 г. для осуществления руководства текущей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов центральной власти вводила новые органы - президиумы исполнительных комитетов местных Советов. Президиумы избирали исполнительные комитеты. Количество членов президиумов определялось ВЦИК или его Президиумом.
  Конституция РСФСР 1925 г. была заменена новой Конституцией РСФСР, принятой в 1937 г.
 
 48. Развитие советского права в 20-е гг.
  Гражданский кодекс РСФСР был принят четвертой сессией ВЦИК девятого созыва 31 октября 1922 г. Он состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право и наследственное право. Разделы делились на главы, а главы, в свою очередь, - на статьи. Всего ГК РСФСР 1922 г. содержал 435 статей.
  В Общей части (ст. 1) ГК закреплялось положение о том, что гражданские права охраняются законом, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с их социально-хозяйственным назначением.

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу