<< Пред. стр. 4 (из 7) След. >>
- конкретные социологические исследования выступали в качестве прикладного инструментария сбора эмпирической информации.Общая социологическая теория, то есть исторический материализм, задавала типовой способ построения частно-социологических теорий, а они, в свою очередь, опирались на обобщение социальных фактов. Конкретные социологические исследования отождествлялись с социологическим опросом, в основном анкетированием. Поэтому под социологом понимали человека, "бегающего с анкетами".
Данная трехуровневая концепция стала своеобразным компромиссом, получилось некое полуфилософское знание: социологическим исследованиям дали право гражданства, а социологии как самостоятельной науке - нет. Хотя эта концепция и способствовала утверждению статуса конкретных социологических исследований, в то же время она затруднила включение отечественной науки в мировой процесс развития социологии.
Многие ученые (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, Б. А. Грушин, Ю.А. Левада, В.Э. Шляпентох и др.) стали понимать, что социология должна иметь свой собственный категориальный аппарат, так как для нее характерно рассмотрение общества в более специфических понятиях, чем философские абстракции. Кроме того, для социологии очень важно, чтобы ее понятия можно было соотнести с эмпирически проверяемыми фактами. По этому поводу Ядовым было написано следующее: "Основные понятия макросоциологической теории, в отличие от философских категорий, - не материя и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не человек, но личность как социальный тип и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущностной глубинной основе, но, скорее, социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых - глубинные социальные отношения, непосредственно эмпирически не схватываемые, т.к. они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкретизированы понятия частносоциологических теорий: ролевого поведения личности, форм социальной организации и др." /171, с. 11/. Из этого становилось ясно, что философия не в состоянии непосредственно перерабатывать данные общественной жизни, только социологии под силу осуществить эту задачу, используя свои соответствующие уровни. И только с помощью социологии можно решать проблему человека конкретно-исторически, а не абстрактно.
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ
И ИССЛЕДОВАНИЙ
При анализе результатов проведенных конкретных социологических исследований в 60-х годах необходимо учитывать, что исследователям настойчиво рекомендовалось акцентировать внимание на "позитивных" сторонах социального развития общества и стараться игнорировать "негативные" стороны. В связи с этим многие труды социологов этого времени, вплоть до 80-х годов, носили "лакировочный" характер. Основная первичная социологическая информация, имеющая научную ценность, оседала в архивах. Часто тревожные сигналы социологов, полученные в результате социологических исследований (по проблемам отчуждения власти от народа, вызревания межнациональных конфликтов, разрушения природы и др.), во внимание не принимались и даже осуждались. Имели место случаи, когда исследователи за это даже наказывались в партийном или административном порядке.
В эти годы были проведены новые важные исследования, среди которых следует отметить исследования, посвященные проблемам крестьянства. Стали анализироваться реальные проблемы: неравенство уровня жизни в городе и селе, причины бегства крестьян из деревни, упадок крестьянской культуры и возрождение религиозности и т.п.
Но следует отметить, что в основной массе в проводимых в этот период работах анализировались лишь отдельные аспекты общественного развития: бюджеты времени трудящихся, влияние технического прогресса на образ жизни и т.д. Они были направлены на укрепление политической партии. В это время также большое распространение получает так называемое социальное планирование, т.е. составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов, совхозов и некоторых городов.
Но, несмотря на тоталитарную идеологическую концепцию единения общества и искусственное отождествление социологии с историческим материализмом, в 60-е годы был сделан определенный рывок в развитии социологии. В этот период появилось много ярких ученых, среди которых наиболее известными не только в нашей стране, но и за рубежом стали Б.А. Грушин, И.С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, А.Г. Харчев, В.Э. Шляпентох, В. Н. Шубкин, В.А. Ядов и др.
На смену первым исследованиям, которые в основной массе носили эпизодический характер, часто использовали не достаточно разработанную методику и технику социологического исследования, пришли целенаправленные и крупномасштабные социальные и социологические исследования. Был проведен ряд конкретных социологических исследований, направленных на изучение социальных проблем в разных сферах общества. Вышедшие работы имели не только узкоприкладное, но и большое теоретико-методологическое значение.
В середине 60-х годов появляется ряд работ, обобщающих итоги многих исследований. В 1964 г. выходит книга А.Г. Харчева "Брак и семья в СССР", в которой автор обобщил широкий круг проведенных исследований социальных проблем брака и семьи. В 1965 г. был издан пятитомник избранных произведений основоположника социальной инженерии и конкретного социологического анализа Струмилина. Заметным явлением в сфере социологии труда стали коллективные монографии "Рабочий класс и технический прогресс" под ред. Г.В. Осипова (М., 1967) и "Человек и его работа" под ред. А.Г. Здравомыслова (Л.,1967). Эти работы оказали большое влияние на все последующие социологические исследования труда.
Большую роль в развитии социологии сыграло издание двухтомника "Социология в СССР" под ред. Г.В. Осипова (М., 1966). В этом труде были собраны результаты множества эмпирических исследований, проведенных, в ряде областей и регионов страны. Исследования были направлены на изучение закономерностей, форм проявления, механизмов социального развития рабочего класса, совершенствование профессионально-квалификационного состава рабочего класса, а также подробно рассматривалось крестьянство, интеллигенция, социальные проблемы труда и отдыха, рабочего и внерабочего времени, города и деревни и др. Эта книга способствовала дальнейшему развертыванию эмпирических и конкретно-социологических исследований по важнейшим социальным проблемам советского общества. Данный труд был важным шагом на пути институализации социологии в России.
Ведущие социологи страны внесли заметный вклад в изучение и решение проблем методологии и методики проведения конкретных социологических исследований. Следует выделить особую роль, которую сыграли в сфере методологии и процедуры социологических исследований В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, Г.М. Андреева, Г.В. Осипов. Среди написанных ими работ можно выделить следующие: В.А. Ядов "Методология и процедуры социологических исследований" (Тарту, 1968), "Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы." (М., 1972); А.Г. Здравомыслов "Методология и процедура социологических исследований" (М., 1969); Г.М. Андреева "Лекции по методике конкретных социальных исследований" (М., 1972); Г.В. Осипов "Методы измерения в социологии" (М., 1977), "Теория и практика социологического исследования" (М., 1979).
Разработкой методики и техники конкретных социологических исследований также занимались и занимаются многие другие советские ученые: В.А. Устинов, А.Ф. Деев "Опыт применения ЭВМ в социологических исследованиях" (Новосибирск, 1967); "Лекции по методике конкретных социальных исследований" (М., 1972); И.М. Слепенков "Методологические принципы и методика конкретно-социологических исследований" (М., 1974); "Вопросы методики и техники социологических исследований. Методы сбора информации: Сб. статей" (М., 1975); Г.П. Давидюк "Введение в прикладную социологию" (Минск, 1975); "Прикладная социология" (Минск, 1979); Ф.Э. Шереги, Л.П. Веревкин "Подготовка и проведение социологического исследования" (Ашхабад, 1985); "Как провести социологическое исследование" (М., 1985); Н.Н. Чурилов "Проектирование выборочного социологического исследования" (Киев, 1986); В.Н. Шаленко "Программа социологического исследования" (М., 1987); "Практикум по прикладной социологии" (М., 1987); В.Г. Гречихин "Лекции по методике и технике социологических исследований" (М., 1988); Ф.И. Шарков, П.С. Краснов "Беседы с начинающим социологом" (Чебоксары, 1989); В.Г. Овсянников "Методология и методика в прикладном социологическом исследовании" (Л., 1989); А.Н. Комозин, А.И. Кравченко "Популярная социология" (М., 1991); "Социология: Методика прикладных исследований" (Саратов, 1994) и др.
Разработкой принципов системного анализа занимались - И.В. Блауберг "Проблемы методологии системного исследования" (М., 1970); И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин "Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности" (М., 1969) и "Становление и сущность системного подхода" (М.,.. 1973); Э.Г. Юдин "Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки" (М., 1978); В.Н. Садовский "Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ" (М., 1974), "Логика научного исследования" (М., 1979) и др.
Применение количественных методов в социологии рассматриваются в следующих работах: А.А. Чупров "Основные проблемы теории корреляции. О статистическом; исследовании связи между явлениями" (М., 1960); "Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации" (М., 1968); Ю.Н. Гаврилец "Случайные величины, имеющие структуру, и их использование в социологии" (М., 1970); Ю.П. Коваленко "О некоторых социологических аспектах выбора профессии выпускниками средних школ" (М., 1970); Ф.М. Бородкин "Применение математических методов в социологии" (Новосибирск, 1971); В.Э. Шляпентох "Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях" (М., 1973), "Проблемы репрезентативности социологической информации: Случайная и неслучайная выборки в социологии" (М., 1976); Г.И. Саганенко "Социологическая информация: Статистическая оценка; надежности исходных данных социологического исследования" (Л., 1979); "Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях" (М., 1979) и др.
Среди работ, направленных на изучение проблем сельского хозяйства, можно отметить следующие: Т.И. Заславская "Принцип материальной заинтересованности и оплата труда в колхозах" (М., 1958), "Современная экономика колхозов" (М., 1960), "Распределение по труду в колхозах" (М., 1966), "Миграция сельского населения" (М., 1970), "Проблема системного изучения деревни" (Новосибирск, 1975), "Сибирская деревня в условиях урбанизации" (Новосибирск, 1976); Т.И. Заславская, Л.П. Ляшенко "О взаимосвязи социально-экономического развития деревни и миграции сельского населения" (М., 1974); В.И. Староверов "Город или деревня" (М., 1972), "Социально-демографические проблемы деревни. Методология, методика, опыт анализа миграции сельского населения" (М., 1975), "Советская деревня на этапе развитого социализма" (М., 1976), "Нечерноземье. Социальные проблемы современной деревни" (М., 1977) и др.
В сфере социологии труда и промышленной социологии большой интерес представляют следующие работы: Ю.Н. Давыдов "Труд и свобода" (М., 1962); В.Г. Подмарков "Разделение труда и прогресс личности" (М., 1965), "Социальные проблемы организации труда" (М., 1969), "Введение в промышленную социологию. Социальные проблемы социалистического промышленного производства" (М., 1973); Л.С. Бляхман, А.Г. Здравомыслов, О.И. Шкаратан "Движение рабочей силы на промышленных предприятиях" (М., 1965); "Социальные проблемы труда и производства (сравнительное советско-польское исследование" (М., 1969); В.Я. Суслов "Социология труда: теоретические и методологические проблемы" (Л., 1971); И.И. Чангли "Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования" (М., 1972); О.И. Шкаратан "Промышленное предприятие. Социологические очерки" (М., 1978); М.Х. Титма, М.Й. Тальюнайте "Престиж профессий (Социологический анализ)" (Вильнюс: Минтис, 1984); Ж.Т. Тощенко "Социальные резервы труда: Актуальные вопросы социологии труда" (М., 1989); А.И. Кравченко "Социология труда в XX в. (историко-критический очерк)" (М., 1987), А.А. Дикарева, М.И. Мирская "Социология труда" (М., 1989), "Социология труда: Учебник" (М.,1993) и др.
Различные аспекты трудовой деятельности рассматривались в ряде социально-философских трудов такими учеными, как П.Н. Федосеев, Г.Е. Глезерман. А.Г. Здравомыслов, Р.И. Косолапов, Н.В. Марков, Г.В. Осипов и др.
Изучению социальной структуры общества много внимания уделяли: О.И. Шкаратан "Изменения в социальной структуре рабочего класса СССР 1917 - 1965 гг. (Историко-социологическое исследование" (Л., 1968), "Проблемы социальной структуры рабочего класса СССР (Историко-социологическое исследование)" (М., 1970); В.Г. Подмарков, И.Н. Сиземская "О профессиональной структуре советского общества" (М., 1969); И.И. Лапин, В.В. Колбаневский "Взаимовлияние социальной структуры общества и промышленного предприятия в условиях научно-технической революции" (М., 1970); М.Н. Руткевич "Проблемы социальной структуры" (Свердловск, 1971), "Социалистический образ жизни" (М., 1976); В.И. Староверов "Город или деревня" (М., 1972); А. Матуленис "Включение молодежи в социальную структуру (На материале социол. исслед. в Лит. ССР)" (Вильнюс: Минтис, 1983) и др.
Образ жизни в своих работах рассматривали: А.В. Безруков "Социальный облик колхозной молодежи: По материалам социол. исследований 1938 и 1969 гг." (М., 1976); И.В. Бестужев-Лада "Советский образ жизни, формы и методы его пропаганды" (М., 1977), "Современные концепции уровня, качества и образа жизни" (М., 1978); "Социология образа жизни" (Саратов, 1993) и др.
Проблемы рабочего и внерабочего времени рассматривались в следующих трудах: Б.А. Грушин "Свободное время: Величина. Структура. Проблемы. Перспективы (Результаты опроса Ин-та обществ. мнения "Комсомольской правды") " (М., 1966), "Свободное время. Актуальные проблемы" (М., 1967); Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов. "Досуг: действительность и иллюзии. Проблемы свободного времени в марксистской и буржуазной социологии" (Свердловск, 1970); "Бюджет времени городского населения": (М.. 1971); Г.А. Пруденский "Проблемы рабочего и внерабочего времени" (М., 1972), "Бюджет времени жителей г. Пскова: Материалы междунар. обследования бюджетов времени)" (Новосибирск, 1973); М.И. Збаровский "Социально-экономические проблемы рабочего дня при социализме" (М., 1976); Ю.Г. Швецов "Рабочее и свободное время: Методы анализа, планирования, регулирования" (Барнаул, 1989); "Труд, быт и отдых трудящихся с динамикой показателей времени за 1960-1980 годы" (М., 1990) и др.
Развитию социологии семьи много внимания уделили следующие ученые: А.Г. Харчев "Быт, семья, досуг (Социол. и нравственные проблемы)" (М., 1960), "Брак и семья в СССР. Опыт социол. исследования" (М., 1964), "Нравственность и семья" (М., 1981); А.Г. Харчев, В.Б. Голофаст; "Некоторые методологические проблемы сравнительных исследований в социологии семьи" (М., 1970); А.Г. Харчев, С.И. Голод "Профессиональная работа женщин и семья" (Социол. исследование)" (1971); А.Г. Харчев, М.С. Мацконский "Современная семья и ее проблемы (Соц.-демограф. исследование)" (М., 1978); А.А. Петраков "Социология городской семьи" (Ижевск, 1981); В.А. Сысенко "Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия" (М., 1981), "Семья и рождаемость: социально-экономические проблемы" (М., 1982); А.И. Антонов "Социология рождаемости" (М., 1982); С.И. Голод "Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты" (М., 1984); М.С. Мацковский, Т.А. Гурко "Молодая семья в большом городе" (М., 1986); М.С. Мацковский "Социология семьи: Проблемы теории, методология и методика" (М., 1989) и др.
В сфере социологии личности наиболее значимыми являлись работы И.С. Кона "Личность как субъект общественных отношений" (М., 1966), "Социология личности" (М., 1967), "Психология юношеской дружбы" (М., 1973); "Социология личности" (Вильнюс, 1989); А.Г. Харчев "Социология воспитания (о некоторых актуальных социал. пробл. воспитания личности)" (М., 1990). Также в этой сфере очень много сделали Ю.А. Левада, В.Б. Ольшанский и др.
Рассмотрение проблем образования и культуры нашли свое отражение в таких работах: В.Н. Шубкин "Социологические опыты" (М., 1970); "Духовный мир советского рабочего (опыт конкретно-социологического исследования)" (М., 1972); "Культура молодого социалистического города. На материалах г. Качканара: Сб. ст." (Свердловск, 1972); В.Н. Шубкин, Д.Л. Константиновский "О социальном прогнозировании шансов молодежи на получение образования" (М., 1970), "Молодежь и образование" (М., 1977); Л.Н. Коган "Некоторые методологические принципы планирования духовной культуры при социализме" (М., 1970), "Молодой рабочий и культура" (М., 1975); Н.Я. Джинджихашвили "Искусство и прогресс (Философско-социол. анализ)" (Тбилиси, 1977); А.Я. Куклин "Введение в социологию искусства" (Л., 1978); "Вопросы социологии искусства: Теорет. и методол. проблемы" (М., 1979); "Вопросы социологии искусства. Сборник научных трудов" (М., 1980); В.Н. Шубкин "Социология и искусство" (М., 1980); Ф.Р. Филиппов "Социология образования" (М., 1980); Ю.В. Перов "Художественная жизнь общества как объект социологии искусства" (Л., 1980); Я.С. Капелюш и др. "Учреждения культуры в небольшом городе и население: Социал.-демогр. исследование" (М., 1985); Ю.В. Капустин "Музыкант-исполнитель и публика (Социол. проблемы соврем. концерт. жизни)" (Л., 1985); В.Д. Семенов "Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования" (М., 1986); М.Н. Руткевич, Л.Я. Рубина "Общественные потребности, система образования, молодежь" (М., 1988); "Социология искусства в пространстве социального времени: Итоги и перспективы" (М., 1989); "Социология образования" (М., 1992, вып. 1,2); "Социология образования" (М., 1993, т.1); Ю.С. Гуров "Социология образования: конспект лекций" (Чебоксары, 1994) и др.
Уделялось внимание и изучению общественного мнения, средств массовой информации и пропаганды, в том числе в работах: Б.А. Грушин "Мнение о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения" (М., 1967), "Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования" (М., 1987); Л.Н. Коган и др. "Роль печати в коммунистическом воспитании трудящихся (Опыт социол. исследования)" (Свердловск, 1966), "Кино и зритель (Опыт социол. исследования" (М., 1968); "Проблемы социологии печати: Сб. ст." (М., 1969); Р.А. Сафаров "Общественное мнение и государственное управление" (М.,1975); Ж.Т. Тощенко "Общественное мнение: Метод. рекомендации для проведения социологических опросов" (М., 1980); "Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования" (М., 1980); "Пресса и общественное мнение" (М., 1986) и др.
По итогам проведенных исследований вышел ряд обобщающих трудов: "Марксистская и буржуазная социология сегодня" Т., 1964); "Социология и идеология" (М., 1969); "Социология и современность" (М., 1977, т.1, 2); "Рабочая книга социолога" (М., 1977); "Социология и проблемы социального развития" (М., 1978); Г.В. Осипов "Теория и практика социологических исследований в СССР" (М., 1979); "Советская социология" (М. в 2-х т., 1982); Г.В. Осипов "Социология и социализм" (М., 1990) и др.
Определенные успехи были достигнуты в исследовании отечественной и зарубежной истории развития социологии: Г.Ф. Александров "История социологических учений. Древний Восток" (М., 1959); A.M. Деборин "Социально-политические учения нового времени" (М., 1958, т.1; 1967, т.2); "Из истории буржуазной социологии XIX - XX веков. Сб. статей" (М., 1968); Б.А. Чагин "Очерки истории социологической мысли в СССР (1917-1969)" (Л., 1971); "Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - нач. XX века" (Л., 1978) и др.
Ряд интересных работ, посвященных рассмотрению истории социологии, вышел в последние годы: Э.А. Капитонов "История социологии" (Ростов, 1992); Н.Л. Борисова "История русской социологии: Лекции" (М., 1992); "История социологии" (Минск, 1993); Е.И. Кукушкина "Русская социология XIX-начала XX века" (М., 1993); А.Н. Медушевский "История русской социологии" (М., 1993); "Российская социология: Межвузов. сборник" (Спб., 1993); "Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX в." (М., 1994) и др.
Критика современной буржуазной социологии нашла место в работах многих авторов - Ю.А. Асеев, И.С. Кон "Основные направления буржуазной философии и социологии XX века" (Л., 1961); И.С. Кон. "Позитивизм в социологии. Исторический очерк" (Л., 1964); Г.В. Осипов "Современная буржуазная социология (Крит. очерк)" (М., 1964); Г.М. Андреева "Современная буржуазная эмпирическая социология (Крит. очерк)" (М., 1965); Н.В. Новиков "Критика современной буржуазной науки о социальном поведении" (М., 1966); С.И. Попов "Критика современной буржуазной социологии" (М., 1976) "Борьба идей в современном мире" (М., 1975, т.1; 1976, т.2; 1978, т. З) и др.
Впервые в нашей стране были изданы коллективные монографии по истории буржуазной социологии: "Из истории буржуазной социологии XIX -XX веков. Сб. статей" (М., 1968); "Критика современных буржуазных социологических теорий" (М., 1976); "Критика современной буржуазной социологии" (М., 1976. Вып. 1, 2); "Критика современной буржуазной теоретической социологии" (М., 1977); "История буржуазной социологии XIX - начала XX века" (М., 1979); "История буржуазной социологии первой половины XX века" (М., 1979) и др. Советские социологи стали глубже изучать труды западных социологов для того, чтобы более обстоятельно критиковать своих идеологических противников.
Следует отметить, что процесс возникновения и оформления специальных социологических теорий еще не завершен, по мере углубления социологического знания и исследования все более новых явлений и проблем возникают новые специальные социологические теории. В последние десятилетия успешно развивается социология политики, социология права, социология досуга, социология организации, социология конфликта, социология девиантного поведения и др. Много статей и книг выходит в нашей стране по этим проблемам. Но так как подробное рассмотрение развития всех специальных социологических теорий и работающих в их области ученых не входит в задачу данного пособия, это тема отдельного изучения, причем каждой социологической теории отдельно, то остановимся на данном выше кратком перечислении.
Примечательно то, что в последние годы наладился выпуск разнообразной литературы по социологии. Начали издаваться различные справочники по социологии: Шульга К.В. Словарь прикладной социологии (Минск, 1984); Краткий словарь по социологии (М., 1988); Социологический справочник (Киев, 1990); Социология: Словарь-справочник. Т. 1. Социальная структура и социальные процессы (М., 1990); Социология: Словарь-справочник. Т. 2. Отдельные отрасли социологического знания (М., 1990); Социология: Словарь-справочник. Т. 3. Междисциплинарные исследования (М., 1991); Социология: Словарь-справочник. Т. 4. Социологическое исследование: Методы, методика, математика и статистика (М., 1991); Социологический словарь (Минск, 1991) и др.
В связи с включением социологии как обязательной учебной дисциплины в учебные планы вузов появилось множество книг по социологии с подзаголовком "Учебное пособие по курсу", "Учебник" или "Курс лекций". Выпущены в свет они вузовскими, центральными и периферийными издательствами, некоторые из них подготовлены отдельными авторами, а некоторые коллективами. Все они очень разные как по объему и структуре, так и по качеству содержания. Это следующие работы - "Социология" под ред. Г.В. Осипова (М., 1990); "Социология для студента: Учеб. пособие" (Свердловск, 1991); "Введение в социологию" (Спб., 1992); Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов "Введение в социологию" (Екатеринбург, 1992); "Социология - студенту в вопросах и ответах" (М., 1992); Н.С. Назарова "Социология: Материалы к курсу" (Одесса, 1992); "Основы социологии: Опыт разработки лекций курса" (Саратов, 1992); "Основы социологии. Курс лекций" (М., 1993); "Основы социологии" (Екатеринбург, 1993); "Основы социологии" (Уфа, 1993, ч. 2); "Социология" (Спб., 1993); "Социология. Фундаментальный курс" (М., 1993); А.А. Артеменков, В.В. Рябев "Социология" (Мурманск, 1994); В.И. Бегинин, Г.В. Дыльнов, Э.Н. Фетисов "Общая социология" (Саратов, 1994); "Введение в социологию" (Ижевск, 1994); А.А. Радугин, К.А. Радугин "Социология. Курс лекций" (Воронеж, 1994); Ж.Т. Тощенко "Социология. Общий курс. Для вузов" (М., 1994); А.Г. Тулеев, Л.Л. Шпак "На изломах жизни... (Публ. лекции по социологии)" (Новосибирск, 1994); "Социология: Учебное пособие" (Спб., 1994); А.И. Кравченко "Введение в социологию" (М., 1995); Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов "Социология. Учебник для гуманитарных вузов" (М., 1995) др. Также следует отметить учебные пособия, опубликованные "Социально-политическим журналом", "Социология: Практикум" (М., 1993) и "Социология: Хрестоматия" (М., 1993).
В последние годы значительно облегчено знакомство с западной социологией. Переведена книга шведских авторов под редакцией Пера Монсона "Современная западная социология: теории, традиции, перспективы" (Спб., 1992). Переиздаются труды многих известных классиков: Э. Дюркгейм "Самоубийство: Социологический этюд" (М., 1994); П.А. Сорокин "Человек. Цивилизация. Общество" (1992), "Система социологии" (М. в 2-х т., 1993), "Общедоступный учебник по социологии. Статьи разных лет" (М., 1994); Р. Арон "Этапы развития социологической мысли" (М.,1992); М. Вебер "Избранное. Образ общества" (М., 1994). Сделан перевод нескольких апробированных учебников: Д. Маркович "Общая социология" (Ростов-н/Д,1993); Н. Смелзер "Социология" (М.,1994) и др. Интересными являются вышедшие под редакцией В.И. Добренькова сборник "Современная американская социология" (М., 1994) и хрестоматия по американской социологии "Американская социологическая мысль: Тексты" (М., 1994), в которых освещается творчество видных американских социологов XX в. Эти работы знакомят читателей с материалом, пока еще недостаточно доступным в нашей стране. Предыдущий сборник видных американских социологов "Американская социология: Перспективы, проблемы, методы" был издан в 1972 г.
Но, к сожалению, большинство названных работ вышло малым тиражом, поэтому, хотя список отмеченных книг кажется очень большим для такого маленького промежутка времени, на самом деле они в ограниченном количестве имеются только в некоторых городских и вузовских библиотеках, а также в личных библиотеках преподавателей.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
СОЦИОЛОГИИ
Итак, как было отмечено выше, именно в 60-х годах начал восстанавливаться статус социального института социологии в нашей стране вновь. В этот период стали формироваться крупные структурные образования, занимающиеся вопросами социологии. В 1960 г. в Институте философии АН ССР было создано первое в стране социологическое подразделение - сектор исследований новых форм труда и быта (позже Отдел конкретных социологических исследований). В середине 60-х годов была создана лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете. Вслед за этим во многих университетах и институтах разных городов (Москва, Ленинград, Свердловск, Пермь, Казань и др.) возникли социологические и социально-психологические лаборатории. В 1962 г. была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 г. на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических исследований.
Осенью 1967 г., по воспоминаниям И.В. Бестужева-Лады, существовала даже идея создать ЦИКСИ - Центральный институт конкретных социальных исследований. Об этом он узнал из беседы с академиком Румянцевым. Предполагалось, что ЦИКСИ будет состоять из 3 институтов: Института социологических исследований, который должен был возглавлять Осипов, Института общественного мнения - Грушин и Института социального планирования и прогнозирования - Бестужев-Лада /119, с.166/.
Но в реальности было осуществлено другое. По решению Президиума АН СССР № 509 от 14 июня 1968 г. на базе существующего Отдела конкретных социологических исследований в Институте философии Академии наук СССР был создан Институт конкретных социальных исследований в рамках Академии наук СССР. Хотя день принятия данного постановления считается официальной датой образования нового учреждения, основные направления работы института были определены позже постановлением ЦК КПСС от 10 декабря 1968 г. В 1972 г. Институт конкретных социальных исследований, в результате внутренней реорганизации, был переименован в Институт социологических исследований. В 1990 г. согласно Постановлению Политбюро по социологии его название вновь изменилось, он стал называться Институтом социологии, что символизировало окончательное признание социологии как самостоятельной науки.
В этот же период через некоторое время были созданы отделы социологии в ряде институтов: во Всесоюзном институте системных исследований ГКНТ СССР и АН СССР (Москва), Институте экономики и организации промышленного производства СО АН СССР (Новосибирск), Институте социально-экономических проблем АН СССР (Ленинград), Институте экономики научного центра АН СССР (Свердловск) и др. В УССР, БССР, Армянской ССР, Литовской ССР, Грузинской ССР и других союзных республиках были сформированы социологические подразделения.
Помимо этого был создан ряд исследовательских учреждений - Институт социологических исследований (ИСИ) и Институт социально-экономических проблем (ИСЭП) АН СССР, Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований Ленинградского университета, а также социологические отделы и лаборатории во многих институтах и вузах. В системе научных учреждений Академии наук СССР и академий наук союзных республик были сформированы научные подразделения, проводящие социальные исследования. Социальные и социологические исследования велись многочисленными социологическими лабораториями на предприятиях и производственных объединениях и созданными на общественных началах институтами и советами по социологическим исследованиям при партийных, комсомольских и других общественных организациях.
В университетах страны начали читаться спецкурсы по общей и прикладной социологии. Стали издаваться первые учебные пособия по социологии и ее истории для студентов и аспирантов и возросло число публикаций по различным разделам социологической науки. А с 1974 г. начинает выходить журнал "Социологические исследования" (первый главный редактор - А. Г. Харчев).
Развитие социологии в этот период, хотя и несло некоторые позитивные сдвиги, однако постоянно тормозилось, и даже происходило усиление административно-бюрократического вмешательства в нее.
Создание Института конкретных социальных исследований АН СССР, руководителем которого был назначен A.M. Румянцев и в который были привлечены лучшие кадры социологов-профессионалов, на некоторое время изменило ситуацию с социологической мыслью в России. Сотрудники института, группа либеральных интеллектуалов, под воздействием решений XX съезда попытались обеспечить институту определенную автономность по отношению к советской власти. В институте начали проводиться многочисленные дискуссии, например, на семинаpax Ю.А. Левады о немарксистской социологии.
В.А. Ядов в своих воспоминаниях отмечал, что A.M. Румянцев во время своего руководства с 1968 по 1971 гг. создал "прекрасную либеральную атмосферу" в Институте. На одном узком собрании A.M. Румянцев сказал: "Вы знаете, когда размышляю о ситуации в нашей стране, в обществе в целом, я думаю, что все формации возникли естественным путем и только социалистическая формация возникла opганизованно - путем организованных действий масс. Не отсюда ли все наши проблемы? Вот над этим надо подумать". A.M. Румянцев ничего не диктовал, собирал сотрудников для того, чтобы предложить какую-нибудь генеральную философскую идею: "Подумайте над этим..."] /119,с.171/.
О высоком престиже социологии в то время говорят данные о приеме в аспирантуру в ИКСИ. В 1968-1969 гг. 51 человек подал заявление, а принято было только 29, при этом 15 человек в очную аспирантуру. В декабре 1969 г. институту дополнительно было выделено еще 11 мест для аспирантов. В итоге к 1 января 1970 г. количество аспирантов в ИКСИ, вместе с прикомандированными из союзных республик, составляло 76 человек. Среди первых аспирантов, обучавшихся в Институте, следует отметить следующих, внесших в последующем большой вклад в развитие науки, это - Н.В. Андреенкова, В.Д. Воинова, Т.М. Дридзе, B.C. Коробейников, И.В. Ладодо, В.И. Староверов, Е.Х. Нерсесова, В.И. Чупров, И.В. Казаринова, Е.С. Петренко, А.Д. Ковалев, А.Б. Гофман. И.В. Катрич /119, с.171/.
Но руководству страны социология была не нужна, т.к. она все время вступала в конфликт с ведомственным отношением к социальной сфере жизнедеятельности. Поэтому отмеченная "оттепель" не могла продолжаться долго. Последовало очередное наступление на социологическую науку. В этот раз, правда, к советским социологам репрессии не применялись. Была избрана другая тактика. Поводом для ограничения сферы социологического знания стали вышедшие весной 1969 г. "Лекции по социологии" Ю.А. Левады.
Ю.А. Левада в течение 4 лет читал этот курс лекций на факультете журналистики МГУ. Данный курс весной 1969 г. был опубликован на ротапринте, тираж составил 980 экз. Шум вокруг этих "Лекций" в основном был обусловлен идеологическим поворотом, наступившим после Пражской весны (введения советских войск в Прагу в 1968 г.). Началась волна "зажимов", которая дошла и до ИКСИ. Главной фигурой для критики в Институте являлся Румянцев. Правительству не нравилось, что во главе ИКСИ стоял главный либерал тех времен - Румянцев - и что в Институте делались определенные вещи, отличающиеся от принятых тогда стандартов.
В записке МГК КПСС за подписью первого секретаря В.В. Гришина об итогах обсуждения "Лекций" Ю.А. Левады отмечены были следующие критические замечания: "Лекции не базируются на основополагающей теории и методологии марксистско-ленинской социологии - истмате и диамате. В них отсутствует классовый, партийный подход к раскрытию явлений социальной действительности, не освещается роль классов и классовой борьбы как решающей силы развития общества, не нашли должного отражения Существенные аспекты идеологической борьбы, отсутствует критика буржуазных социологических теорий. Материал курса изложен абстрактно, в отрыве от практики коммунистического строительства. Имеются незрелые ошибочные формулировки, дающие повод для двусмысленного толкования важнейших политических вопросов" /119, с. 172/.
Например, жуткий скандал разгорелся по поводу фразы, сказанной Ю.А. Левадой в 1966 г. на лекции: "Личность в наше время подвергается разного рода давлениям". Но если в 1966 г. эта фраза не имела никакого общественно-политического смысла, то в 1969 году она была расшифрована как "чехословацкая" фраза.
В результате всего этого Ю.А. Левада был освобожден от обязанностей секретаря партийной организации ИКСИ АН СССР, выведен из состава партийного бюро. Ему был объявлен строгий выговор с занесением в учетную карточку. Ю.А. Левада
Вслед за этим, в декабре 1970 г, последовала критика книги "Моделирование социальных процессов". Главная идея книги заключалась в обосновании самостоятельности социологии как конкретной науки. Все это стало причиной создания и проведения ряда высокопоставленных комиссий. Созданная и проведенная в марте 1971 г. в Институте комиссия отделов ЦК, МГК КПСС и Черемушинского РК КПСС выявила ряд "существенных недостатков" в работе Института, в результате чего была начата перестройка работы института.
После всех этих событий в Институте некоторое время еще сохранялась неопределенная ситуация. И только осенью 1971 г. начался "разгром" Института, A.M. Румянцев был отстранен от руководства Институтом. Исполняющим обязанности был назначен Н.И. Лапин, который, хотя никаких разгромных действий не предпринял, и в то же время был не в состоянии положительно решить ситуацию. В начале 1972 г. на должность директора был приглашен из Свердловска М.Н. Руткевич. Это привело к массовому уходу сотрудников из института. Первым уволился Ю.А. Левада, он перешел на работу в Центральный экономико-математический институт, Ф.М. Бурлацкий перешел в Институт государства и права. Вслед за ними перешли в другие учреждения И.С. Кон, В.Н. Шубкин, Б.А. Грушин, Н.И. Лапин, А.А. Галкин, В.А. Ядов, Г.В. Заславский.
Постановлением Президиума Академии наук СССР от 13 июля 1972 г. было уточнено название Института, он стал называться Институтом социологических исследований и была изменена научная проблематика исследований. Таким образом, начался новый период деятельности института. Последующие директора Института - центрального академического учреждения - Т.В. Рябушкин и В.Н. Иванов - также продолжали линию, задаваемую отделом науки ЦК КПСС /37, с.794/. Институт, как и журнал "Социологические исследования", на 16 лет снова вернулся в лоно "корректной линии". Количество публикуемых работ резко сократилось, а качество социологических исследований снизилось. Развитие социологии в стране снова было искусственно заторможено.
Огромное влияние на этот процесс оказал и июньский (1984 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором институт был подвергнут суровой критике, в результате чего было принято решение о создании на базе Института социологических исследований АН СССР Центра опросов общественного мнения. То есть была сделана попытка подменить социологические исследования только проведением опросов общественного мнения. Для того чтобы сохранить социологическую науку, социологам пришлось вновь вступить в борьбу.
К обострению ситуации в социологии привело также и то, что ряд философов, занимающих видные административные посты в науке, встали на позицию отрицания исторического материализма как общей социологической теории, что вело к ограничению сферы социологического знания только прикладным уровнем. Таким образом, понятие "социология" опять оказалось под запретом и было заменено понятием "прикладная социология". Наличие теоретической социологии полностью отрицалось.
Только начавшаяся перестройка позволила преодолеть новое административно-приказное "вторжение" в социологическую науку. Был снят "запрет" на развитие теоретической социологии, осуждено административно-приказное вмешательство в развитие социологии. На общегосударственный уровень был поднят вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной дисциплины и использовании социологических исследований при решении задач социально-экономического развития нашей страны. Была выдвинута задача развивать как теоретические, так и прикладные фундаментальные социологические исследования. Главным итогом, завершившим процесс институционализации социологии, было преодоление односторонних взглядов как на предмет социологии, так и на ее место в системе общественных наук, то есть отказ от монополии философии на социальное познание общества.
В последнее время получило довольно широкое распространение подробное определение социологии, данное В.А. Ядовым: "Социология есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных организаций и социальных процессов как модусов их существования, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и обществом, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения" /171/.
Итак, социология получила общественное признание. Это способствовало созданию ряда центров, специализирующихся на изучении общественного мнения и сдвигов в массовом сознании. В прессе начали систематически публиковать данные различных опросов и другую социологическую информацию.
Произошло разделение головного академического института - ИСИ - на два самостоятельных учреждения: Институт социологии РАН и Институт социально-политических исследований РАН. Институт теории и истории социализма (раньше он был Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) был преобразован в Российский независимый институт национальных и социальных проблем. Ряд учреждений и служб в настоящее время действует на коммерческой основе. Среди них наиболее весомыми являются: Vox Populi - служба профессора Б.А. Грушина и Институт независимых исследований в Санкт-Петербурге, которым руководит В.М. Воронков /37, с.795/.
Выявление особенностей развития отдельных регионов приводит к возникновению нового направления в социологии - регионологии, которая под руководством А.И. Сухарева оформляется в Институт регионологии (г. Саранск).
Организуются региональные центры социологических исследований. Один из ведущих среди них - Уральский центр (организатор и руководитель Л.Н. Коган). Существенным является вклад этого центра в развитие теорий среднего уровня: социологии личности, социологии культуры, теории социальной структуры (Л.Н. Коган), социологии средств массовой информации (В.И. Волков), социологии молодежи (Ю.Р. Вишневский), социологии труда (Г.Е. Зборовский, Екатеринбург), социологии семьи ( Б.С. Павлов, Екатеринбург; А.А. Петраков, Ижевск), региональной социологии (Ф.С. Файзуллин, Уфа), социологии образования (Г.Е. Зборовский, Б.Ю. Берзин, Екатеринбург; Н.С. Ладыжец, Ижевск), социального планирования (Н.А. Аитов, Алма-Ата), социологии медицины (Э.М. Виноградова, Оренбург), социологии села (А.А. Разин, Ижевск) /18, с.117/.
В 1986 г. президентом Советской социологической ассоциации была избрана академик Т.И. Заславская, в связи с чем ей пришлось переехать из Новосибирска в Москву. С 1988 по 1992 гг. она возглавляла Всесоюзный центр по изучению общественного мнения. В настоящее время руководителем этого центра является Ю.А. Левада.
В 1989 г. было создано Российское общество социологов (РОС). За годы его существования на почетном посту президента побывали член-корреспондент РАН Н.И. Лапин, директор калужского Института социологии А.Н. Зайцев, президент компании "Инновационные системы" в г. Одинцово В.С. Дудченко. В 1993 г. президентом РОС был избран В.А. Ядов.
В 1991 г. состоялся Первый съезд советских социологов. На съезде были внесены изменения в устав и форму правления ССА. А также тайным голосование были избраны три сопрезидента ССА - В.А. Ядов, Ж.Г. Тощенко и А.Г. Здравомыслов.
Следует отметить, что распад СССР, естественно, привел к ослаблению связи между бывшими республиканскими ассоциациями. Поэтому большим шагом вперед было создание в феврале 1993 г. на основе ССА Социологической ассоциации (в настоящее время это Профессиональная СА). На прошедшей в июне 1993 г. конференции "Многообразие интересов и институты власти" была принята Декларация о создании содружества социологических ассоциаций, президентом которой был избран А.Г. Здравомыслов, вице-президентом Г.А. Погосян (Армения) и К. Исаев (Кыргызстан).
Для того, чтобы глубже понять степень отставания развития в нашей стране социологии, посмотрим на положение дел с этой наукой в США как наиболее передовой в этой области знаний.
В 1960 г. в США профессиональных социологов было больше, чем в других странах, вместе взятых. К середине 60-х в США было уже более 16 тыс. социологов, имеющих научную степень, для сравнения, физиков, имеющих научную степень, в то время было в 2 раза меньше.
Академик Т.И. Заславская приводила следующие данные о подготовке профессиональных социологов в США. К 1980 г. там насчитывалось более 200 факультетов социологии, которые ежегодно выпускали 6 тыс. специалистов. В абсолютном большинстве (92 %) американских высших учебных заведений читались учебные курсы по социологии. Около девятисот тысяч американцев ежегодно овладевали основами социологических знаний.
А в России только в 1984 г. на философских факультетах МГУ и ЛГУ были открыты отделения прикладной социологии. В 1989 г. состоялся первый выпуск профессиональных социологов. 25 человек было выпущено Московским университетом и 25 - Ленинградским. Это были первые выпускники, у которых в дипломе стояла запись: специальности - социология. В конце 80-х г. при Московском и Ленинградском университетах было открыты социологические отделения. В начале 90-х годов социологию уже начали преподавать почти во всех вузах России, а также в некоторых гимназиях, колледжах, лицеях и среднеобразовательных школах.
В США социологической литературы - монографий, учебников, программ, журналов - издается больше, чем в других странах. Так, если первый профессиональный журнал появился там в 1895 г., то в России только в 1974. В настоящее время в США только одна социологическая acсоциация выпускает 7 журналов, а таких ассоциаций там несколько десятков.
С начала 90-х годов в России стали появляться новые социологические журналы и альманахи. С 1989 г. начал издаваться журнал "Философская и социологическая мысль" (на украинском и русском языках в Киеве). С 19921 г. издаются "Вопросы социологии", ""Thesis" - Теория и история экономических и социальных институтов и тем". С мая 1993 г. начал выходить Информационный бюллетень "Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения", он издается coвместно Интерцентром и ВЦИОМом, а с 1994 г.- "Социологический журнал", учредителем которого является Институт социологии РАН. Следует также отметить выход в Сыктывкаре журнала "Рубеж. Альманах социальных исследований". Журнал "Социология: методология, методы, математические модели (4м)" был задуман как ежеквартальник, но наладить его регулярный выход сразу не удалось. Политическая нестабильность и всевозможные организационные и финансовые барьеры в начале 90-х годов задерживали развитие периодической социологической печати.
Специфика развития социологии в России повлияла также и на то, что в течение последних 40 лет всем отечественным социологам присваивались ученые степени кандидата и доктора философских наук. Степень же по социологии впервые появилась в нашей стране в 1990 г. Это произошло после того, как ВАК учредил шесть социологических специальностей.
По данным, приведенным Т.И. Заславской, Советская социологическая ассоциация в 1988 г. объединяла около 6 тыс. индивидуальных и почти 1,5 тыс. коллективных членов. Общее же число социологов в стране в тот период составляло около 10-15 тыс., при расчетной потребности (по нормативам развитых стран) - 65-70 тыс. /34, с.23/.
На развитие социологии, особенно изучающей массовые процессы и явления, оказывает большое влияние состояние государственной статистики. Ведь государственная статистика систематически фиксирует течение демографических, экономических и социальных процессов. В свою очередь, данные общественных опросов позволяют ученым сосредоточивать свое внимание на решении наиболее сложных вопросов, а также активно содействовать развитию социальной статистики.
Но следует отметить, что при всем своем значении статистическая информация отличается от социологической тем, что она сама по себе не дает качественно нового знания. Она ограничивается обработкой и систематизацией полученного материала. Поэтому статистическая информация это только один из источников социологического исследования, которое обязательно ставит своей задачей выработку нового содержательного знания, то есть доводит анализ действительности до теоретического уровня.
Данные социальной статистики, лежащие в хранилищах Госкомстата России, это совсем не те данные, которые публикуются в открытой печати и доступны основной массе населения. Развитие социальной статистики в нашей стране по сравнению с развитыми странами находится на одном из последних мест. События 30-х годов оказали на нее такое сильное воздействие, что до сих пор она в полной мере так и не восстановлена. Хотя в 60-х - начале 70-х годов и отмечался некоторый положительный сдвиг в развитии социальной статистики, это было лишь временным явлением. Вновь начали ограничивать публикации данных Всесоюзных переписей, "закрывать" новые разделы социальной информации. А ведь широкая публикация данных социальной статистики имеет очень важное значение для демократизации общества. Если скрывать от людей сведения об условиях их жизнедеятельности (о степени загрязнения среды, уровне преступности, уровне производительного травматизма и т.д.), то естественно невозможно ожидать от них активности в производственной и политических сферах.
Совершенно иное положение социальной статистики Западе. Там ее данные широко публикуются. Например, правительство Японии ежегодно большим тиражом издает подробный социолого-статистический отчет "О национальной жизни". В нем многие показатели даются в динамике за последние 10-15 лет, при этом в каждом разделе статистические данные обязательно сопоставляются с результатами проведенных опросов населения.
Таким образом, к настоящему времени в нашей стране сложился и признан статус социологии как самостоятельной науки, социология реабилитирована политически и идеологически, признана ее важная роль в решении социальных проблем. Крупные ученые-социологи стали привлекаться для разработки и экспертизы документов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение. Появился реальный шанс не только наверстать упущенное, и преодолеть существующий сегодня разрыв в уровнях развития социологии в нашей стране и на Западе.
Перед социологами поставлена задача перейти от изучения отдельных сторон жизнедеятельности общества, анализ которых не отличался глубиной и зачастую носил эпизодический характер и проводился недостаточно развитой методикой и техникой, к проведению фундаментальных и целенаправленных социологических исследований. То есть перед социологами открылись широкие возможности для творческой работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адоратский В.В. Научный коммунизм Карла Маркса.- М., 1923.
2. Адоратский В.В. Программа по основным вопросам марксизма.- М., 1922.
3. Алексеев В.А., Маслин М.А. Русская социальная философия конца XIX - начала XX века: психологическая школа.- М., 1992.
4. Антология русской классической социологии: Тексты.- М., 1995.
5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М., 1993.
6. Бакунин М.А. Государственность и анархия. Избр. соч.-Пг.-М., 1919.Т.1.
7. Бакунин М.А. Кнуто-германская империя и социальная революция. Избр. соч.- Пг.-М., 1919. Т.2.
8. Бакунин М.А. Кнуто-германская империя и социальная революция. Выпуск второй (Исторические софизмы доктринерской школы немецких коммунистов). Избр. соч.- Пг.-М., 1919. Т.2
9. Бакунин А. А. Федерализм, социализм и антитеологизм. Философия. Социология. Политика.- М., 1989.
10. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология.- Пг., 1921.
11. Богданов А.А., Скворцов-Степанов И.И. Курс политической экономии. Изд. 2-е, 1923. Т.2, Вып. 4-й.
12. Богданов А. Учение о рефлексах и загадки первобытного мышления. Вестник Коммунистической академии. 1925. № 10.
13. Борисова Н.Л. История русской социологической мысли: Лекции.- М., 1992.
14. Бочкарев Н.И. В.И. Ленин и буржуазная социология в России.- М., 1973.
15. Бубликов М.А. Биологические беседы.- Пг., 1923.
16. Бубликов М.А. Борьба за существование и общественность. Дарвинизм и марксизм.- Л., 1926.
17. Бухарин Н.И. Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии.- М., 1921.
18. Введение в социологию.- Ижевск, 1994.
19. Верт Н. Революция в советской социологии. Рождение опросов общественного мнения. Социология как предмет специального научного исследования.- М., 1992.
20. Винклер Р.Л., Голенкова З.Т., Гридин Ю.В. Становление и развитие марксистско-ленинской социологии в СССР в 20-30-е годы. История становления советской социологической науки в 20-30-е годы.- М., 1989.
21. Водолазов Г.Г. От Чернышевского к Плеханову. Об особенностях развития социальной мысли в России.- М., 1969.
22. Герцен А.И. Былое и думы. В 3-х т.- Берлин, 1921.
23. Голосенка И.А. Из истории институализации буржуазной социологии в России конца XIX - начала XX в. Социол. исследования. 1978. N9 2.
24. Голосенко И.А. История социологии как научная проблема. Социологические исследования. 1976. № 1.
25. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды.- Сыктывкар, 1991.
26. Голосенко И.А. Процесс институализации буржуазной социологии в России конца XIX - начала XX века. Социол. исследования. 1978. № 2.
27. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина: русский период деятельности.- Самара, 1992.
28. Гредескул Н.А. Происхождение и развитие общественной жизни. - Л., 1925. Т.1.
29. Де Роберти Е. Новая постановка основных вопросов социологии.- М., 1909.
30. Деятельность института. Социобиблиологический вестник.- Пг., 1919. № 4-6.
31. Диспут проф. П.А. Сорокина. Экономист. 1922. № 4 - 5.
32. Долети И. [Лавров П.Л.] Важнейшие моменты в истории мысли. - М., 1903.
33. Егоров И.В. Общественность в русской художественной литературе XIX века.- Пг., 1922.
34. Заславская Т.И. Народ безмолвствует? Огонек. 1988. № 41.
35. Заславская Т.Н. Роль социологии в ускорении развития советского общества. Социол. исследования. 1987. № 2.
36. Звоницкая А. Опыт теоретической социологии (Социальная связь).- Киев, 1914. Т.1.
37. Здравомыслов А.Г. Социология в России. Вестник РАН.- М., 1994. Т.64. № 9.
38. ЗиммельГ. Введение в социологию. Научное обозрение. 1910. № 10.
39. Ивановский В.В. Социология как наука и как предмет преподавания во Франции. Русская мысль. 1896. № 9-12.
40. Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной России.- М., 1986.
41. Из жизни ученых обществ и учреждений: Социологический институт. Наука и ее работники.- Пг., 1920. № 1.
42. История социологии /Под общ. ред. Елсукова.- Минск, 1993.
43. История становления советской социологической науки в 20 - З0-е годы. Сб. ст.- М., 1989.
44. Кавелин К. Д. Взгляд на юридический быт древней России. Собр. соч. 4-х т.- Спб., 1897. Т.1.
45. Кавелин К.Д. Мысли и заметки о русской истории. Собрание сочинений. В 4-х т.- Спб., 1897. Т.1.
46. Капитонов Э.А. История социологии.- Ростов н/Д., 1993.
47. Кареев Н.А. Исторический материализм как наука. Под знаменем марксизма. - М., 1929. № 12.
48. Кареев Н.И. Введение в изучение социологии.- Спб., 1897.
49. Кареев Н.И. Задачи социологии и теория истории. Собр. соч. В 3-х т. - Спб., 1912. Т.1.
50. Кареев Н.И. Общие основы социологии.- Пг., 1919.
51. Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории.- Спб., 1887. Т.2.
52. Кареев Н.И. Памяти Н.К. Михайловского, как социолога. Русское богатство.- Спб., 1904. № 3.
53. Карев Н.А. Основы русской социологии. Социол. исследования. 1985. № 3.
54. Кистяковский Б.А. В защиту научно-философского идеализма. Bопросы философии и психологии. - М., 1907. Кн. 86.
55. Кистяковский Б. А.- предисловие к русскому переводу - Зиммель Г. Социальная дифференциация.- М., 1909.
56. Кистяковский Б.А. Русская субъективная школа..., и категория возможности при решении социально-этических проблем. Проблемы идеализма.- М., 1902.
57. Клушин В. И. Борьба против социал-дарвинистской вульгаризации исторического материализма в советской высшей школе начала 20-х годов. Филос. и социол. исследования.- Л., 1968.
58. Клушин В.И. Первые ученые-марксисты Петрограда. Историко-социологический очерк.- Л., 1971.
59. Ковалевский М.М. Международная школа Парижской выставки (Лекция чит. 13окт. н.с. в Париже).- М., 1900.
60. Ковалевский М.М. Необходимость общеобразовательных высших курсов Проф. М.М. Ковалевский.- Университетская реформа снизу. Проф. В.А. Вагнер. (К открытию Высших курсов в здании Биологич. лаборатории П.Ф. Лесгафта).- Спб., 1911.
61. Ковалевский М.М. О заседаниях школы общественных наук (Речь в Парижской русской школе общественных наук при возобновлении занятий в 1902г.).- М., 1903.
62. Ковалевский М.М. Очерк истории развития социологии в конце XIX и в начале XX века. История нашего времени. Современная культура и ее проблемы.- Спб., 1914. Т.7, вып. 27.
63. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности.- М., 1939.
64. Ковалевский М.М. Прогресс. Вестник Европы.- Спб., 1912. № 2.
65. Ковалевский М.М. Современные социологи.- Спб., 1905.
66. Ковалевский М.М. Социология. В 2-х т.- Спб., 1910.
67. Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России. Новые идеи в социологии.- Спб., 1913.- сб. 1.
68. Колосов В. А. Вопросы марксистской социологии в 20-е годы в СССР: Автореф. ... канд. филос. наук.- Л., 1970.
69. Колосов В. А. Проблема предмета марксистской социологии в советской философской науке 20-х годов. Вестник Ленинградского ун-та. 1970. №11, вып. 2.
70. Колосов В.А. Проблема соотношения философии и социологии в советской философской литературе 20-х годов. Вопр. философии и социологии.- Л., 1970. Вып. 2.
71. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Изд. 4-е.- Спб., 1897.
72. Краткий очерк истории социологии. - М., 1990.
73. Кудрин Н.[Русанов Н.С.] Н.К. Михайловский, как публицист-гражданин. Русское богатство.- Спб., 1905. № 1.
74. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX-начала XX века.- М., 1993.
75. Куркин П.И. Московская рабочая молодежь.- М., 1924 - 1925. Вып. 1-2.
76. Лавров П.Л. Биография-исповедь 1885-1889. Философия и социология. Избр. произв. В 2-х т.- М., 1965. Т.2.
77. Левада Ю.А. Лекции по социологии.- М., 1969.
78. Левин К. Что читает и чем интересуется учащаяся молодежь. Мир божий.- Спб., 1903. № 11.
79. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. Полн. собр. соч. Т.45.
80. Ленин В.И. Статистика и социология. Полн. собр. соч. Т.30.
81. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн. собр. соч. Т.1.
82. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. Полн. собр. соч. Т.1.
83. Лещук Л. Введение в историческую социологию.- М., 1977. Вып. 1.
84. Луначарский А.В. Социологические предпосылки советской педагогики. О воспитании и образовании.- М., 1976.
85. Луппол И.K. Ленин и философия. К вопросу об отношении философии к революции. Изд. 2-е, доп.- М.-Л., 1929.
86. Майков В.Н. Общественные науки в России. Финский вестник.- Спб., 1845. Т.1, отд. IV.
87. Макушева Н.К. Проблема общественного прогресса в русской демократической мысли 50-60 гг. XIX в. Автореф. ... канд. филос. наук.- Л., 1989.
88. Маркс К., Энгельс Ф. Эмигрантская литература. О социальном вопросе в России. Соч. Т. 18.
89. Маслова О.М. ВЦИОМ: Хроника общественного мнения периода экономических реформ (читательские заметки о новом журнале в контексте социол. периодики). Социол. исследования.- М., 1995. № 2.
90. Медушевский А.Н. История русской социологии.- М., 1993.
91. Мензбир М.А. Формы общественного строя у животных.- Пг., 1922.
92. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки.- Спб., 1889.
93. Мечников Л.И. Школа борьбы в социологии. Дело.- Спб., 1884.
94. Михайловский Н.К. Герои и толпа. Полн. собр. соч., изд. 4-е. - Спб., 1907. Т.2.
95. Михайловский И.К. Что такое прогресс? - Пг., 1922.
96. Моргулис М.Г. Константин Дмитриевич Кавелин (По его трудам). - Одесса, 1886.
97. Неизданные рукописи П.Я. Чаадаева. Вестник Европы.- Спб., 1871. Т.6, кн. 11.
98. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. Проблемы идеализма.- М., 1902.
99. Новиков Н.В. Условия возникновения и развития социологии в России. Российская социология.- Спб., 1993.
100. Новые идеи в социологии.- Спб., 1914. Сб. 3.
101. Оранский С.А. Основные вопросы марксистской социологии.- Л., 1927. Т.1.
102. Орлов И.Е. Логика естествознания.- М.-Л., 1925.
103. Осипов Г.В. Введение. Развитие социологической мысли в СССР. Советская социология. 1982. Т.1.
104. Осипов Г.В. Социология и социализм.- М., 1990.
105. Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований СССР.- М., 1979.
106. Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX вв. - М., 1994.
107. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. 3-е изд.- Спб., 1908.
108. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. 2-е изд.- Спб., 1909. Т.1.
109. Пипуныров В. Я. Современное состояние социологии и перспективы ее будущего развития.- Никольск, 1926.
110. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. Избр. филос. произв. В 5-ти т.- М., 1956. Т.2.
111. Плеханов Г.В. Наши разногласия. Избр. филос. произв. В 5-ти т.- М.,1956. Т.1.
112. Плеханов Г.В. О материалистическом понимании истории. Избр. филос. произв. В 5-ти т.- М., 1956. Т.2
113. Плеханов Г.В. Основные вопросы марксизма. Избр. филос. произ. В 5-ти т.- М., 1957. Т.З.
114. Плеханов Г.В. Предисловие к третьему изданию произведения Ф. Энгельса "Развитие научного социализма". Избр. филос. произв. В 5-ти т.-М., 1957. Т.З.
115. Плеханов Г.В. Примечания Плеханова к книге Ф. Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". Избр. филос. произв. В 5-ти т.- М., 1956. Т.1.
116. Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба. Избр. филос. произв. В 5-ти т.- М., 1956. Т.1.
117. Покровский М.Н. Экономический материализм.- Харьков. 1924.
118. Проблемы преступности. Сборник.- М.-Л..1926-1929.Вып. 1-4.
119. Пугачева М.Г. Институт конкретных социальных исследований Академии наук СССР (1968 -1972). Вестник РАН.- М., 1995.Т.65, № 2.
120. Разумовский И.П. Курс теории исторического материализма.- М.-Л., 1927.
121. Растраты и растратчики.- М., 1926.
122. Рожков Н.А. Русская история в сравнительно-историческом освещении. (Основы социальной динамики). 2-е изд.- Пг., 1919. Т.1.
123. Российская социология. Межвузовский сб.- Спб., 1993.
124. Русская мысль в век просвещения.- М., 1991.
125. Русская социология. Межвузовский сб.- Спб., 1993.
126. Савич В.В. Основы поведения человека. Анализ поведения человека с точки зрения физиологии центральной нервной системы и внутренней секреции.- Л., 1924.
127. Садынский Д.С. Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию.- Харьков, 1923.
128. Семенов Е. Высшая русская школа в Париже. Русская мысль.- М., 1902. № 2.
129. Советская социология.- М., 1982. Т.1, 2.
130. Современная западная социология. Словарь.- М., 1990.
131. Социобиблиологический институт. Социобиблиологический Вестник.- Пг., 1919. №1-3.
132. Социологическая мысль в России /Под ред. Б.Н. Чагина.- Л., 1978.
133. Социология /Под ред. Г.В. Осипова.- М., 1990.
134. Социология: Учеб. пособие для вузов.- Спб., 1993.
135. Социология в СССР.- М., 1965. Т.1, 2.
136. Социология для студента.- Свердловск, 1991.
137. Социология перед судом истории. Вестник РАН.- М., 1995. Т.65. № 1.
138. Социология труда: Учебник.- М., 1993.
139. Сорокин П. А. Влияние голода на социально-экономическую организацию общества. Экономист.- М. 1922. № 2.
140. Сорокин П. А. Голод и идеология общества. Экономист.- М. 1922. № 4-5.
141. Сорокин П. А. Долгий путь: автобиографический роман.- Сыктывкар, 1991.
142. Сорокин II.А. Курсы для преподавания социологии. Социобиблиологический вестник. 1919. № 4 - 6.
143. Сорокин А.П. Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет.- М., 1994.
144. Сорокин П.А. Отправляясь в дорогу. Утренники.- Пг., 1922. Кн. 1.
145. Сорокин П.А. Русская социология в XX в. Рубеж. Альманах социальных исследований. 1992. № 4.
146. Сорокин IJ.А. Система социологии. В 2-х т.- Пг., 1920.
147. Сорокин П. А. Система социологии. В 2-х т.- М., 1993.
148. Сорокин П.А. Состояние русской социологии за 1918 - 1922 гг. - Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет.- М., 1994.
149. Стронин А.И. История и метод.- Спб., 1969.
150. Струве П. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России.- Спб., 1894.
151. Сукачев В.Н. Введение в учение о растительных сообществах.- Спб., 1915.
152. Тахтарев K.M. Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности. Опыт изучения общественной жизни и построения социологии.- Пг., 1919.
153. Тахтарев К. М. Общество и государство и законы борьбы классов.- Пг.-М., 1918.
154. Тахтарев К.М. Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского. Социобиблиологический вестник. 1919. № 4 -5.
155. Тахтарев К.М. Социология как наука о закономерности общественной жизни (Введение в общий курс социологии чит. слушателям и слушат-цам Психо-Невр. инст-та и Высш. курсов П.Ф. Лесгафта).- Пг., 1916.
156. Ткачев П.II. Паука в поэзии и поэзия в науке. Избр. соч. на социально-политические темы. В 4-х т.- М., 1932. Т.2.
157. Ткачев П.Н. Рецензия на Собрание сочинений Г. Спенсера. Избр. соч. на социально-политические темы. В 7-и т.- М., 1935. Т.5.
158. Ткачев П.Н. Что такое партия прогресса (по поводу "Исторических писем" П.Л. Миртова. 1870). Избр. соч. на социально-политические темы. В 4-х т.- М., 1932. Т. 2.
159. Третий Всероссийский съезд РКСМ. 2-10 окт. 1920 г. Стенографический отчет.- М.-Л., 1926.
160. Филососфско-литературное наследие Г.В. Плеханова. В 3-х т.- М., 1973. Т.1.
161. Хвостов В.М. Социология.- М., 1917. Т.1
162. Чаадаев П.Я. Философские письма.- М., 1906.
163. Чаадаев П.Я. Философские письма.- Казань, 1906.
164. Чабан A.M. Прогрессивная социологическая мысль России и Украины второй половины XVIII - начала XIX в. и французское просвещение.- Киев, 1979.
165. Чагин Б.А. Очерк истории социологической мысли в СССР (1917-1969).-Л., 1971.
166. Чагин Б.А. Г.В.Плеханов и его роль в развитии марксистской философии.- М.-Л., 1963.
167. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т.- М., 1965.
168. Шванн Т. Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений.- М.-Л., 1939.
169. Шварц Г.И., Зайцев В.А. Молодежь в СССР в диафрагмах.- М., 1924.
170. Щипанов И.Я. Философия и социология русского народничества.- М., 1983.
171. Ядов И. А. Размышления о предмете социологии. Социол. исследования.- М. 1990. №2.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
(Источники: Советский энциклопедический словарь.- М., 1988; Современная западная социология: Словарь.- М., 1990; философский энциклопедический словарь.- М., 1983 и др.)
СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
акад. - академик
амер .- американский
англ. - английский
в т.ч .- в том числе
гос. - государственный
гос-во - государство
диалектич .- диалектический
д-р - доктор
ин-т - институт
ин. ч. - иностранный член
иссл. - исследования
классич .- классическая
ленингр .- ленинградский
либер .- либеральный
лит .- литературный
междунар .- межународный
моск. - московский
науч. - научный
нем. - немецкий
об-во - общество
обществ. - общественный
Окт. рев-ция - Великая Октябрьская социалистическая революция
Орг-ция - организация
парт. - партийный
петерб. - петербургский
петрог ,- петроградский
полит.- политический
поч. Ч .- почетный член
предст. - представитель
проф. - профессор
псевд. - псевдоним
психол .- психологический
рев. - революционный
рев-ция - революция
религ. - религиозный
рос. - российский