<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Министерство внутренних дел Российской Федерации
 Уральский юридический институт
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учебное пособие для поступающих
 в высшие учебные заведения
 Российской Федерации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Екатеринбург
 2001
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 В.Е. ИВАНОВ
 В.П. ЛЯУШИН
 А.В. ШАНДРА
 А.И. ДУРОВ
 
 
 
 
 
 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
 (ОСНОВЫ КУРСА)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ББК 65я73
  И18
 
 
  И18 Иванов В.Е, Ляушин В.П., Шандра В.А., Дуров АИ. Обществознание (основы курса): Учебное пособие для поступающих в высшие учебные заведения Российской Федерации. - Екатеринбург: Издательство Уральского юридического института МВД России, 2001. - 159 с.
 
  Рецензенты: В.Ф. Дворянов, доктор исторических наук, профессор, академик, проректор Уральского института коммерции и права;
 С.К. Бояршинов, заслуженный учитель Российской Федерации, директор образовательного комплекса Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
 
  ISBN 5-88437-071-7
 
  В данном учебном пособии рассматриваются основные проблемы развития общества и общественных отношений, достаточно подробно анализируются основные сферы общественной жизни: политическая, экономическая, правовая, социальная и духовная.
  Пособие предназначено для поступающих в высшие учебные заведения Российской Федерации, в частности, в Уральский юридический институт МВД России и охватывает материал, изучаемый в средней школе.
 
 
  Рекомендовано к изданию методическим советом УрЮИ МВД России (протокол № 5 от 23.05.2001)
 
  Издается по решению редакционно-издательского совета УрЮИ МВД России (протокол № 29 от 24.05.2001)
 
  ББК 65я73
  ISBN 5-88437-071-7 (c)Иванов В.Е, Ляушин В.П.,
  Шандра В.А., Дуров А.И., 2001 (c)УрЮИ МВД России, 2001 ВВЕДЕНИЕ
  Понятие "семи чудес света" достаточно широко известно. Так называют прославленные в веках статуи и сооружения: маяк в г. Александрия (280 г. до н.э., высотой 135 м), висячие сады Семирамиды (6 век до н.э., г. Вавилон); храм Артемиды (3-4 в. до н.э., г. Эфес); статуя Зевса в г. Олимпия (456 г. до н.э., высотой 12 м); гробница царя Мавсола (4 век до н.э., г. Галикарнас, высотой 60 м); колосс Родосский (3 век до н.э., высотой 36 м, остров Родос); египетские пирамиды (пирамида Хеопса высотой около 147 м).
  Современный человек не может их наблюдать в первозданном виде. Сады царицы разрушены наводнениями реки Евфрат, маяк и колосс не пощадили землетрясения, памятник Зевсу и храм Артемиды уничтожены пожаром. От мавзолея буквально "не осталось камня на камне": сравнительно недавно (в XV в.) его разобрали крестоносцы для строительства крепости.
  Рукотворные "чудеса света", за исключением пирамид, растворила вечность, превратив их в загадку для последующих человеческих поколений.
  Интересно, что современные ученые также заявляют о наличии семи "мировых загадок", доступных нашим органам чувств, но пока недоступных разуму. А именно:
  1) сущность материи и силы;
  2) происхождение движения;
  3) происхождение жизни;
  4) целесообразность природы;
  5) возникновение ощущения и сознания;
  6) возникновение мышления и речи;
  7) свобода воли.
  Причем, самые сложные проблемы, на наш взгляд, связаны с возникновением жизни и венцом всего живого - "человеком разумным".
  И в этом смысле перечень ныне существующих и доступных наблюдению загадочных чудес следует дополнить еще одним, восьмым пунктом. Его имя - общество.
  Человеческую жизнь невозможно представить без кислорода. Но поддерживают ее не только химические элементы. Человек неотделим от себе подобных: он рождается, живет и умирает среди людей.
  Таким образом, загадки человеческого бытия множатся при объединении людей в семьи, группы и, в конечном итоге, - в общество.
  Данная работа поможет проникнуть в "глубину" общественных отношений, понять их сущность.
 РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ
 Тема 1. Природа: понятие и ее научное постижение
  Природой принято называть все существующее во Вселенной, весь органический и неорганический мир, т.е. звезды, планеты, Солнечную систему, кометы, биологические существа (в том числе и человека), взятые как в отдельности, так и во всей совокупности.
  С первых своих шагов по Земле человек пытается постигнуть законы своего существования, жизнедеятельности себе подобных и окружающего мира.
  Еще в древнегреческих мифах содержатся первые объяснения происхождения Вселенной. Определенные легенды постепенно складываются в целостную систему. Это происходит на рубеже 1 и 2 тысячелетий до н.э.
  Отношение науки к этим преданиям с течением времени претерпело кардинальные изменения. До XIX в. они рассматривались в качестве сказочной фантастической формы народного творчества (хотя в произведениях "отца истории" Геродота уже присутствовали ссылки на мифологические источники). Но с обнаружением легендарного города Трои (70-е гг. XIX в.) наука вступает в этап заинтересованного изучения и осмысления мифов.
  Изучение мифологии, являвшейся основной формой мировоззрения и осмысления действительности, основано на следующих идеях:
  а) на олицетворении сил природы, придании им образов живых, но бессмертных и всемогущих существ;
  б) на почитании предков, особенно вождей, объявляемых "богоправными героями".
  Однако главным, что объединяет мифологию и науку, выступает принцип комплексного рассмотрения явлений действительности во всем многообразии причинно-следственных связей.
  В мифах утверждается, что источником жизни является вечный, безграничный, темный Хаос. Из этой субстанции возникли основы мира и боги: Гея (богиня Земли), Тартар (подземная бездна), Эрос (любовь), Эреб (мрак), Нюкта (ночь). Дальнейшее"наполнение" Вселенной происходило вследствие созидательной деятельности, "первокирпичиков" мироздания. От Ночи и Мрака произошли вечный свет (Эфир) и День - Гемера. Земля породила Небо (Уран) и Горы. Уран полюбил Землю и взял ее себе в жены. Родилось у них шесть сыновей и дочерей титанов: Океан, породивший все реки; Гипперион и Тейя, дали миру Гелиоса (Солнце), Селену (Луну), Аврору (Зарю); трех циклопов и трех пятидесятиголовых сторуких великанов. Уран возненавидел своих детей-великанов, заключив их глубоко в Тартар. Страдавшая от горя Гея, убеждала детей восстать, но боялись они поднять руку на отца. Но младший из них коварный Крон (Время) хитростью получил отцовскую власть. Брак Крона с Ночью дарил миру лишь ужасы, обман и несчастья в облике их божественных детей: Танаты (Смерть), Эриды (Раздор), Анаты (Обман), Кера (Уничтожение), Гиппоса (Сон с ужасными видениями).
  Крон, опасающийся потери власти и коварства своих детей, проглатывал рождающееся от новой жены Реи потомство. Эта участь постигла Гестию (богиня жертвенного огня и домашнего очага), Деметру (Богиня плодородия), Геру, Аида и Посейдона (Бог морей). Шестого ребенка Зевса Рея спрятала в одной из пещер острова Крит, а Крону дала проглотить камень, завернутый в пеленки.
  Возмужавший Зевс восстал против отца, заставив вернуть к жизни проглоченных детей. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. Победа Зевса стала возможной лишь с помощью циклопов и великанов. Победители стали править миром: Зевс - небом, Посейдон - морем, Аид - подземным царством душ умерших. Земля же осталась в их общем владении.
  Зевс, поселившийся вместе со своей женой Герой (Богиня брака), на горе Олимп правит людьми и богами, рассылает им свои дары и утверждает законы. Судьба людей в его руках. Черпая добро и зло из стоявших у ворот своего дворца сосудов, Зевс посылает их людям. Но участь людей все-таки определяют мойры - богини человеческих судеб. Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни (оборвется нить - кончится жизнь).
  Мойра Лахесис бросает жребий, который выпадает человеку в жизни. Антропос заносит с святок судьбы все, что назначили человеку ее сестры.
  В Управлении сложной структурой мироздания Зевсу помогает Пантеон "младших" богов, каждый из которых "отвечает" за благополучие своей области:
  Фемида - хранительница законов,
  Дикэ - наблюдающая за объективностью судей и правосудия,
  Тюхэ (Фортуна) - богиня счастья и благоденствия,
  Аполлон - бог света и солнца, покровитель наук и искусств,
  Артемида (Диана) - богиня луны,
  Посейдон (Нептун) - бог моря,
  Аид (Плутон) - бог подземного царства,
  Афродита (Венера) - богиня любви,
  Афина (Минерва) - покровительница городов,
  Арес (Марс) - бог войны,
  Гефест (Вулкан) - бог огня,
  Деметра (Церера) - богиня плодородия,
  Гестия (Веста) - покровительница домашнего очага (в скобках указаны римские имена).
  Первые же научные представления о происхождении природы также формируются в Древней Греции (VI в. до н.э.-30 гг. до н.э.). Именно там впервые была сформулирована мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейших начал ("стихий"). К таковым относили огонь (Гераклит Эфесский 544-483 гг. до н.э.), вода (Фалес Милетский около 625-547 гг. до н.э.), воздух (Анаксимен около 585-524 гг. до н.э.), число (Пифагор 582-500 гг. до н.э.), а также одно-единственное первоначало, из которого все возникло и все состоит - "апейрон"1.
  Структура мироздания на этом этапе развития науки определялась по-разному.
  Большинство ученых считали Землю центром Вселенной, не пытаясь показать общую картину мира. Лишь Анаксимандр сделал подобную попытку, выдвинув тезис о наличии вокруг нашей планеты покрытых воздушной оболочкой огненных колец: солнечного, лунного и звездного. Ему же принадлежит гениальная догадка о свободном пребывании Земли в пространстве (отсутствии у нее опоры).
  Около ста лет спустя господствующее положение в науке занимает атомистика (Демокрит около 460-370 гг. до н.э.). Суть этого учения заключается в следующем: вся Вселенная состоит из мельчайших неделимых частиц - атомов и незаполненного пространства, необходимого для их перемещения. Атомы неуничтожимы и поэтому бесконечная Вселенная, из них состоящая, существует вечно.
  Заметный вклад в дальнейшее развитие науки внес Аристотель (384-322 гг. до н.э.), доказавший, что Земля имеет шарообразную форму. Мир, по его мнению, разделен на две области: область Земли и область Неба, имеющие конечные границы в пространстве.
  Вокруг Земли расположены твердые прозрачные вращающиеся сферы, на которых неподвижно закреплены звезды и планеты. Источником всякого движения является Бог - "Перводвигатель Вселенной".
  Плеяду наиболее выдающихся древнегреческих мыслителей, разрабатывавших проблемы мироздания, замыкает Эпикур (324-270 гг. до н.э.). Разделяя атомистические взгляды Демокрита, он внес определенные поправки в его учение: атомы не могут превышать известной величины, обладают тяжестью, а главное - поставил под сомнение их неделимость.
  Широкую известность получили работы Евклида (III век до н.э.) и Архимеда (287-212 гг. до н.э.), но их искания ограничивались областями математики и механики.
  Космологическая эстафета греков была подхвачена учеными Древнего Рима, хотя нельзя не признать, что новых идей последними было выдвинуто значительно меньше.
  Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.) продолжил развитие учения Демокрита. Ему принадлежит вывод о вечности материи, сформулированной в работе "О природе вещй". К числу известных исследователей, творивших в древнеримский период, можно отнести А.Сенеку, П. Александрийского, Диофанта, Манилия, а также Клавдия Птолемея (около 90-168 гг. до н.э.), которому удалось обосновать геоцентрическую теорию, отражающую устройство мироздания, в центре которого находится неподвижная Земля, вокруг которой движутся Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Его идеи доминировали в науке весьма долгое время - 1375 лет - до опубликования научных работ Н. Коперника. Главный труд К. Птолемея "Математическая система" благодаря дошедшему до нас арабскому переводу под названием "Альмагест".
  Период Средневековья характеризовался резким усилением влияния церкви на духовную жизнь общества. В силу политических, экономических и других причин библейские постулаты приобрели законодательный статус, превратив науку в "служаку богословия".
  Христианская концепция мироздания в целом соответствовала теории Атолемия, установив в качестве первопричины всего сущего Божественные силы.
  В развитии науки Нового времени происходят качественные изменения: от простого количественного накопления знаний об окружающем мире происходят "скачки" на качественно новый уровень осмысления объективной реальности.
  Эти переломные этапы можно назвать научными революциями, результаты которых обеспечивают формирование совершенно новой "картины" мира и законов его функционирования, а главное открывают новые способы и методы познания.
  Историки выделяют четыре глобальных научных революции.
  Первую из них (конец XV- XVI в.), развернувшуюся в эпоху Возрождения, наиболее полно характеризует деятельность гениального поляка Николая Коперника (1473-1543 гг.). В соответствии с его учением центром Вселенной является Солнце, вокруг которого движутся вращающиеся вокруг своей оси планеты (в том числе и Земля). В работе польского астронома "Об обращении небесных сфер" делались и другие не менее важные по своим мировоззренческим последствиям выводы о движении, как естественном свойстве небесных и земных объектов и ограниченности нашего чувственного познания, далеко не всегда способного отличать наши представления от действительности. Тем не менее, Н. Коперник разделял убеждение в конечности мироздания, утверждая, что Вселенная ограничивается твердой сферой с расположенными на ней звездами.
  Последнее утверждение астронома было опровергнуто датчанином Тихо Браге (1546-1601 гг.), рассчитавшем орбиту одной из комет. Получалось, что в итоге она неминуемо столкнулась бы со сферой, находящейся на "краю света".
  Несколько дальше Коперника в познании мира продвинулся итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600 гг.), декларировавший бесконечность Вселенной и отрицавший наличие у нее центра. Интересно его заявление о том, что жизнь на планете Земля не является уникальым явлением, поскольку бесчисленное количество планет обитает "...если не больше и не лучше, то, во всяком случае, не меньше и не хуже"2.
  Таким образом, итогом первой научной революции, является разработка гелиоцентрической теории строения Солнечной системы и учения о множественности миров.
  Вторая научная революция заняла несколько больший (по сравнению с первой) исторический период - около 200 лет (XVII-XVIII в.). Именно в этот отрезок времени и состоялось зарождение современной науки, главную роль в развитии которой сыграли выдающиеся ученые Галилей, Кеплер, Ньютон, обосновавшие истинность новой гелиоцентрической картины мира.
  Галилео Галилей (1564-1642 гг.) сформулировал так называемый принцип инерции, (согласно которому любое тело находится в состоянии покоя либо движется, не меняя направления и скорости, если не испытывает внешнего воздействия); установил, что пройденный падающим телом путь пропорционален квадрату времени падения; открыл параболическую траекторию брошенного тела и т.д. Но главные его работы находились в области астрономии. С помощью сконструированных им телескопов Галилей установил, что Солнце вращается вокруг своей оси, обнаружил несколько спутников Юпитера, убедился в звездном устройстве Млечного Пути. Его работа "Диалог о двух системах мира - Птолемеевской и Коперниковой" содержит блестящие доказательства истинности гелиоцентрической теории.
  Иоган Кеплер (1571-1630 гг.) сформулировал законы перемещения планет Солнечной системы, касающихся обоснования его эллипсовидной траектории с меняющейся скоростью. Кроме того, он разработал теорию солнечных и лунных затмений, предложив некоторые способы их предсказания, а главное - составил знаменитые астрономические таблицы, позволяющие с высокой точностью определить положение планет в тот или иной момент времени.
  Исаак Ньютон (1643-1727 гг.) обессмертил свое имя не только благодаря исследованиям в области механики, а прежде всего открытием закона всемирного тяготения, в соответствии с которым все тела испытывают взаимное притяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно пропорциональное квадрату расстояния между ними.
  Данный вывод, изложенный ученым в работе "Математические начала натуральной философии", применим если не ко всем небесным явлениям, то, безусловно, объясняет построение теории Солнечной системы.
  Научные интересы шведского натуралиста Карла Линнея (1707-1778 гг.) ограничивались земными рамками. В своем исследовании "Система природы" он предложил принцип классификации животного и растительного мира на отряды, роды, виды, вариации (фауна) и классы (флора). Название каждого конкретного представителя определялось по бинарной системе, согласно которой каждый представитель получал два латинский наименования: первое - родовое, второе - видовое. Например, Homo sapiens - человек разумный. Тем не менее Линнею не удалось увидеть системы в предложенной им классификации закономерностей развития, поскольку считал, что все виды флоры и фауны пребывают в неизменном состоянии, в соответствии с замыслом Творца всего сущего.
  Третья научная революция хронологически развернулась в ходе очередного XIX века.
  Немецкий ученый Эммануил Кант (1724-1804 гг.) предложил свою концепцию происхождения солнечной системы в работе "Всеобщая естественная история и теория неба". По его мнению, планеты постепенно сформировались из туманной массы вещества под действием взаимного притяжения.
  Несомненной заслугой ученого из Кенигсберга является попытка показать процесс формирования окружающего мира во времени (не ограничиваясь в отличие от своих предшественников лишь изучением пространства).
  Несколько позднее французский математик Анри Симон Лаплас (1749-1827 гг.) в книге "Изложение системы мира" предположил, что планеты Солнечной системы образованы из газовой массы, вращающейся вместе с Солнцем.
  Француз Жорж Кювье (1769-1832 гг.), обративший внимание на несоответствие библейского учения о кратковременности земной истории данным, полученными геологами, опубликовал работу "Рассуждение о переворотах на поверхности Земли". На страницах книги он выдвинул предположение о завершении каждого из этапов развития Земли катастрофой, приводившей к замене флоры и фауны новыми представителями.
  Схожие идеи выдвигал соотечественник Кювье - Жан Батист Ламарк (1744-1829 гг.). В его работе "Философия зоологи"" содержалось предположение, что под влиянием меняющейся природной среды в организмах животных происходят являющиеся причиной образования новых видов наследственные изменения.
  Исследования Ламарка были продолжением Чарльзом Дарвином (1809-1882 гг.). Его учение о происхождении видов (обоснованнное в одноименной работе) включало в себя теорию естественного отбора, в качестве главной причины развития животного мира считавшей борьбу за существование.
  В этот период были сделаны другие открытия, подтверждавшие наличие всеобщих связей в природе. Маттиас Якоб Шлейдер (1804-1884 гг.) и Теодор Шванн (1810-1882 гг.) обнаружили "первокирпичик" строения живого мира - клетку.
  Юлиус Роберт Майер (1814-1878 гг.) предположил существование закономерности определяющей сохранение и превращение энергии. Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907 гг.) установил зависимость атомной массы химических элементов с их свойствами. Это позволило не только расположить их системно (в так называемую периодическую систему), но и предвидеть свойства новых, еще не известных науке, элементов.
  Шарль Огюст Кулон (1736-1806 гг.) добавил к массе новую качественную характеристику - заряд. Англичанин Майкл Фарадей (1791-1867 гг.) открыл новый вид материи - электромагнитное поле, "работу" которого (распространение волн в пространстве) экспериментально продемонстрировал немецкий физик Генрих Рудольф Герц (1857-1894 гг.).
  В результате механическая картина мира, "нарисованная" в ходе второй научной революции оказалась разрушенной, уступив место универсальным идеям развития и всеобщей взаимосвязи.
  Четвертая научная революция вошла в жизнь поколений XX века неожиданно. Научные положения, объясняющие картину мира, еще в конце XIX столетия казавшиеся незыблемыми, вследствие "каскада" новых исследований коренным образом изменились.
  В 1903 г. Дж. Томпсон предложил первую электромагнитную модель атома, а чуть позже англичанин Эрнест Резерфорд (1871-1937 гг.) обосновал его новую структуру, аналогичную устройству Солнечной системы (что стало возможным благодаря открытию в 1897 году первой элементарной частицы - электрона), усовершенствованную несколько позднее Нильсоном Бором (1885-1962 гг.).
  Огромное значение имело открытие, сделанное Антуаном Анри Беккерелем (1852-1908 гг.) - явление радиоактивности. Опираясь на его исследования и научные изыскания Пьера (1859-1906 гг.) и Марии Складовской Кюри (1867-1934 гг.) Резерфорд совместно с Фредериком Содди (1877-1956 гг.) квалифицировал радиоактивность как процесс превращения одних химических элементов в другие.
  Научной сенсацией стало появление теории относительности, сформулированной Альбертом Эйнштейном (1879-1955 гг.). Ее суть заключается в наличии органической неразрывной взаимосвязи материи, пространства и времени.
  Работы А. Эйнштейна по обоснованию природы фотоэффекта, нашедшие свое практическое подтверждение в деятельности Клинтона Дэвиссона (1881-1958 гг.) и Лестера Джермера (1896-1971 гг.) способствовали выявлению копрпускулярно-волновой двойственности объектов микромира, поведение которых противоречит законам классической механики.
  Все вышеизложенные научные достижения не только трансформировали ранее существовавшие взгляды на мир, но и способствовали продвижению ученых к постижению объективной истины. Представляется, что открытия, осуществленные в ходе четвертой научной революции, также не носят универсального характера, не ограничивают процесс познания мира. Очевидно, что человечество находится на старте очередного рывка к вершинам пятой научной революции.
 Тема 2. Человек: появление и эволюция
  Время появления на Земле человека ученые-антропологи определяют по возрасту земного слоя, в котором были обнаружены его останки. Причем, делается это в сотрудничестве не только с геологами, но и с палеонтологами. Это позволяет с максимально возможной точностью делать конечные выводы. Дело в том, что кроме скелетов приматов, т.е. представителей той же биологической группы, к которой относится и человек, в раскопках зачастую обнаруживаются останки других древних животных и растений. По возрасту этой так называемой "сопроводительной" фауны и флоры можно с относительной точностью (до сотен тысяч лет) судить о древности ископаемых приматов.
  Но максимально точные данные можно получить лишь при условии применения всего комплекса доступных на сегодняшний день науке методов.
  Будет уместным заметить, что определение геологического возраста находки заключается в ее отнесении к определенной геологической эпохе. Первые (из известных ученых) следы жизнедеятельности приматов (но не человека) известны с конца мезозойской эры, а их развитие проходило в течение третичного (62 млн лет) и четвертичного периодов, причем последний делится на галоген и плейстоцен.
  Однако в археологии с учетом развития человека принято иное деление четвертичного периода. Первый этап именуется древним каменным веком (палеолитом), второй - средним каменным веком (мезолитом), третий - новым каменным веком (неолитом), составляющим в совокупности "каменный" период истории. Последующие стадии развития человека принято именовать бронзовый и железными веками. Представляется, что к настоящему времени человечество вступило в новый период своей истории (ядерный, информационный), определение общепринятого наименования которого - дело ближайшего будущего.
  Эволюции человека как вида в настоящее время рассматривается с позиции теории Ч. Дарвина (во всяком случае, рискнем утверждать, что подобные взгляды занимают доминирующее положение). Ее истоки уходят в прошлое на многие миллионы лет - в мезозой, когда среди всего многообразия животного мира появились приматы - отряд, к которому относится и человек. Данный отряд подразделяется на два подотряда: полуобезьян и обезьян (Anthropoidea). Одно из надсемейств последнего - Hominoidea протянули одну из эволюционных ветвей к человеку. Гоминиды разделились на четыре семейства, к одному из которых и относится человек.
  Отряд: Primates
  подотряд: Prosimii;
  Anthropoidea
  надсемейство: Ceboidea
  Cercopithcoidea
  Hominoidea
  семейство: Pliopithecidae (вымерли)
  Oreopithecidae (вымерли)
  Pongidae (частично вымерли)
  Hominidae (частично вымерли)
  Полученные в разное время находки позволяют разделить эволюцию семейства на четыре основных этапа. Наиболее древняя находка останков предков человека выделяется в род Ramapithecus. Возраст ее оценили приблизительно в 14 млн лет.
  Очередная ступень эволюции занимается Australopithecus. По развитию головного мозга австралопитек занимал промежуточное положение между животным и человеком, что дает основание полагать, что их деятельность носила сознательный характер. Стоянки этих живых существ, проживавших от 1 до 5 млн лет назад обнаружены в Африке (Эфиопия) и Юго-Восточной Азии.
  Решающим этапом человеческой эволюции стало формирование рода Homo, останки которого имеют возраст до 3 млн лет. В этот период и произошли наиболее принципиальные метаморфозы, обусловившие появление совершенного человека.
  Родоначальником рода явился Homo habilis. Первые люди проживали небольшими группами, использовали каменные орудия труда - камни с острыми краями и отцепы от них. Эстафету эволюции "человек умелый" передал Homo erctus (питекантропу), возраст которого предположительно составляет около 1 млн лет. Значительное похолодание, имевшее место в тот период, во многом способствовало ускорению его развития. Для "человека выпрямленного" характеры не только миграции, бытовое использование огня, более сложных орудий труда (скребки, рубила, резцы), но и появление речи.
  Самые старые формы Homo sapiens от нас отделяют около 250 тыс. лет. Основными районами его обитания является территория Европы. Известно несколько подвидов "человека разумного", из которых наиболее изучен neandertalensis. Объединенные в дородовые группы (30-40 человек) неандертальцы перешли от использования к добыче огня, строительству жилищ и ношению одежды. В период развития Homo sapiens происходило образование рас, а также формирование физических различий между жителями различных географических областей.
  Современный человек Homo sapiens sapiens ("человек дважды разумный"), то есть человек нашего с вами вида, появился примерно 30-40 тысяч лет назад.
  Таким образом, если собственно физическая эволюция человека продолжалась около
  14 млн лет, то его культурное развитие (по материалам научных раскопок) охватывает значительно более короткий период - всего 2-3 млн лет. В известном смысле в этот отрезок времени и "укладывается" история общества.
 Тема 3. Общество как система
  В настоящее время население Земли насчитывает около 4 миллиардов человек. Определить эту огромную массу людей, объединенных единой планетарной пропиской, как "общество" с научной точки зрения едва ли уместно, хотя сторонников данного утверждения достаточно много. Многозначность трактовки этого понятия объясняется наличием как минимум четырех концептуальных подходов к его анализу.
  Суть одной из них уже была изложена выше. Другие исследователи трактуют общество как:
  а) исторический этап в развитии человечества, закономерно проходящего в своем развитии ряд последовательных стадий: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое общество; главным критерием, свидетельствующем о соответствии тому или иному этапу является господство в обществе определенных экономических отношений;
  б) круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (например, дворянское общество, общество охотников и рыболовов и пр.);
  в) страну, государство или регион (английское, американское, российское и т.п.) с компактно проживающим населением.
  В любом случае все они сходятся во мнении, что общество - это система, объединяющая упорядочение множеств элементов (составных частей) таким образом взаимосвязанных между собой, что на основе их единства, в результате взаимодействия рождается новое качество. При этом общество должно обладать следующими основными признаками.
  1. Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).
  2. Наличие территории, которая считается своей собственностью.
  3. У общества есть собственное название и собственная история.
  4. Наличие общей системы ценностей (обычаев, традиции, морали права, нравов) и культуры.
  5. Оно обладает собственной системой управления.
  6. Пополнение преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными членами.
  7. Браки в обществе заключаются между представителями данного объединения (в основном).
  8. Существование дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида (как правило).
  Итак, обществом называют относительно устойчивую систему социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемую силой обычаев, традиций, морали, права, которая основывается на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
  Данное определение основывается на бесспорном факте органического единства общества и природы. Причем последняя понимается, как вся окружающая действительность, мир в целом, являющиеся непременным условием биологического существования людей. Интересно, что во взаимодействии этих понятий присутствует обратная связь - природа является своеобразным "фоном", на котором разворачивается эволюция человечества, вместе с тем и человеческая деятельность оказывает серьезное воздействие на окружающую действительность. И если ее влияние на общество имеет постоянный характер (в исторических границах существования человека как биологического вида), то "давление" общества на природу с каждым годом усиливается. Результатом подобных отношений может явиться разрыв связующих нитей. И если для Вселенной это закончится катастрофой, носящей локальный характер, то человеческое общество прекратит свое существование.
  Взаимосвязь человека, общества и природы помимо космического просматривается еще и на планетарном уровне. Достаточно беглого взгляда на внешние биологические различия Homo sapiens sapiens, чтобы заметить расовые особенности вида, обусловленные длительным воздействием природных факторов.
  Кроме того, в отношениях общества и природы нельзя не заметить и еще одну особенность, заключающуюся в положении человечества в природной системе. Дело в том, что являясь, с одной стороны, частью природы, общество постепенно "выходит" за "пределы" действия законов, обеспечивающих гармоничное функционирование целостной природной системы. Действительно, всеобщий закон живого мира - инстинкт проявляется в действиях людей в несколько ослабленном виде: например, индивид способен на самопожертвование (противоречие инстинкту самосохранения) и т.д. Его действия обусловливаются не только инстинктом, но и сознанием. Можно констатировать, что на одном из этапов эволюции Homo sapiens начал постепенно покидать свою биологическую природную "нишу". Причины подобного явления (локальные катастрофы, влияние инопланетных цивилизаций или божественных сил) до настоящего времени не изучены.
  Вследствие изложенных обстоятельств в ходе развития обществознания сложились различные, зачастую диаметрально противоположные теории общественного развития.
 Тема 4. Эволюция представлений человека об обществе
  Наиболее ранние представления о сути общественного развития сложились в Индии.
  Древнеиндийская общественная мысль опирается на три основных постулата: закон кармы, миграции души, ненасильственного отношения к миру. Двумя первыми тезисами закрепляется утверждение, что принадлежность человека к определенному социальному слою определяется его поступками в предыдущей жизни и поэтому попытки изменить сложившееся положение нарушают космический порядок. Это неизбежно подводит к идее пассивного, созерцательного отношения к окружающему миру: организм человека есть лишь внешняя оболочка духа, переходящего от одного тела к другому. Отсюда выводится констатация целесообразности жесткого кастового деления древнеиндийского общества, сохраняющегося, кстати, и до настоящего времени. В этой системе каждый человек знает ""свое место" и выполняет обязанности, обеспечивающие удовлетворение общественных потребностей. Удивительно, но сложившийся в далеком прошлом порядок и сейчас устраивает индийцев: когда правительство предпринимает меры к улучшению положения низших каст, ему оказывается сопротивление.
  Проблемы общества анализировались и философами Древней Греции. Платон выделял в устройстве человека и общества три составные части: тело, душу, ум, работников, воинов и правителей. Общественная дифференциация возникает естественно: в результате разделения функций, выполняемых различными группами людей (одни заняты производством товаров и торговлей, другие - охраной государства, третьи - обеспечивают управление всей системой в целом). Платон одним из первых попытался нарисовать образ идеального общества, счастье которого, по его мнению, зависело от подбора и воспитания воинов и правителей. Ничто не должно отвлекать первых от профессиональных обязанностей - ни собственность, ни семейные узы, ни тяготы быта. В состав вторых входят лишь мудрейшие - философы, постигшие высшие сущности бытия и способные к справедливому и бесстрастному управлению.
  Ученик Платона - Аристотель выделял в качестве основных социальных элементов человека, семью, селение и государство, находящихся в естественных отношениях господства и подчинения. Считая, что по своей природе одни стремятся повелевать, а другие подчиняться, философ утверждал необходимость жесткого управления каждой из этих составных частей в отдельности и во всей совокупности. Конкретные формы общественного устройства подразделялись им на "правильные" (монархия - власть одного лица, основанная на авторитете; аристократия - власть благородных и знатных; политика - опора власти на широкие слои зажиточного населения) и "неправильные" (тирания - власть одного лица, не обладающая авторитетом; олигархия - власть богатых; демократия - власть принадлежащая всем членам общества). Критерием оценки конкретных общественных явлений выступает стремление к общему благу, свойственного исключительно "правильным" формам.
  В период средневекового господства религиозного мировоззрения представления о системе общественных отношений изменились. Известные мыслители того времени Аврелий Августин (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1225-1274 гг.) обосновывали предопределенность общественного развития Божественной волей, проводником которой провозглашалась церковь. Христианским принципам предписывалось следовать как рядовым членам общества, так и государям. Выдвигая тезис божественного происхождения земной власти, религия предлагала свой путь достижения общественной гармонии, достичь которой можно было лишь с помощью духовного совершенствования и полного подчинения воле Всевышнего.
  В период Возрождения предпринимаются попытки перестроить сложившуюся теологическую картину социального бытия. Эти цели преследовало творчество Данте Алигьери (1265-1321 гг.) и Франческа Петрарки (1304-1374 гг.) доказывавших необходимость активной сознательной деятельности людей в направлении совершенствования общественного устройства, с целью избавления от социальных противоречий и пороков.
  Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) призывал к активным действиям по трансформации общественных отношений исходя из прагматических интересов, а не религиозных предписаний.
  Томас Мор (1478-1535 гг.) и Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) предлагали вариант общественного устройства, обеспечивающего всеобщее благо, основанное на совместном производстве и справедливом государственном распределении продуктов.
  Опираясь на эти идеи, Томас Гоббс (1588-1679 гг.), Джон Локк (1632-1704 гг.) и Жан-Жак Руссо обосновали так называемую теорию общественного договора, в соответствии с которой общество преодолело в своем развитии этапы естественного и гражданского состояния.
  Сложились следующие основные подходы к определению сущности общества и его истории.
  1. Натуралистический. Суть его в том, что развитие общества определяется действием природных условий (климат, качество почвы, флора и фауна, минеральные ресурсы, биологические и расовые особенности людей и т.п.). Природная среда диктует установление того или иного политического строя, определяет различия в хозяйственной и иной деятельности, объясняет характер людей и т.д. Натуралистическая теория общественного развития обращает внимание на то, что при прочих равных условиях государство, находящееся в более благоприятных природных параметрах, имеет больше шансов на успех в развитии промышленности и сельского хозяйства. Однако, как показывает исторический опыт, много зависит не от того, какими природными ресурсами располагает страна, а какие люди и как обеспечивают их использование;
  2. Идеалистический. Заключается в том, что в основе любых действий людей всегда лежат идеальные побудительные установки, которые предшествуют их реальным действиям. Развитие общества объясняется волей и желанием отдельных государственных, политических и военных деятелей, ученых и т.д. При таком понимании просматривается чрезмерное преувеличение роли волевого акта: возникает иллюзия, что стоит только получить новое знание, поменять цель или руководителя, то все в жизни неизбежно изменится по нашему желанию;
  3. Материалистический. Сторонники которого усматривают источник развития общества в самом обществе, а точнее в развитии производства. Безусловно, что люди нуждаются в удовлетворении своих естественных потребностей в еде, одежде и т.д., а значит производстве материальных благ. Соответственно доказывается, что общественное развитие определяется либо состоянием экономики, либо изменениями техники хозяйственной деятельности.
  4. Плюралистический (от лат. - множественный), рассматривающий общество в контексте взаимодействия множества различных факторов, каждый из которых в конкретной ситуации может выступать в качестве доминирующей силы: ей может быть экономика, религия, мораль, право и т.д.
 Тема 5. Основные сферы общественной жизни
  Общество представляет собой систему, состоящей из множества элементов и подсистем (составных частей, характеризующуюся действием в них множества разноплановых факторов). Последние проявляются в различных формах деятельности - экономической, политической, религиозной, правовой и т.п. В соответствии с ними и приято различать основные сферы общественной жизни: политическую, правовую, экономическую, социальную и духовную. Каждая из них занимает как бы свою "нишу" в структуре общественного устройства.
  Политическая сфера охватывает отношения между основными социальными группами (классами, нациями и т.д.), в ходе которых решаются проблемы обладания властью и государственного устройства. Эта сфера также включает отношения между государствами на международной арене.
  Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Она выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество.
  Социальная сфера вбирает в себя отношения людей, связанные с удовлетворением непосредственных потребностей. К ним относятся: обеспечение достойного уровня жизни членов общества, создание благоприятных условий для их производственной деятельности, развитие здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, осуществление принципа справедливости в реализации права на труд, а также распределение и потребление производимых материальных и духовных благ.
  Духовная сфера объединяет отношение людей в области созидания, распространения и усвоения духовных ценностей (морально-нравственных норм, достижений человеческого разума, произведений искусства и т.п.).
  Правовая сфера наиболее тесно связана с политической и является в известном смысле ее "производной", поскольку охватывает отношения людей, складывающиеся в ходе разработки и "внедрение" в общественное сознание и поведение людей особых, санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой социальных норм.
  Проблема взаимного соотношения сфер общественной жизни является дискуссионной и отражает субъективную точку зрения авторов.
  Попытки выделения приоритетной (базовой) сферы отражают следующие основные подходы.
  А. Экономический: его сторонники заявляют о доминировании экономических отношений и декларируют необходимость первоочередного удовлетворения первичных человеческих потребностей (в пище, одежде, средствах связи и передвижения и т.д.).
  Б. Политический: выражающийся в утверждении, что государственное управление и регулирование создает благоприятные условия для функционирования внутриобщественных отношений, обеспечивая их существование как социального явления.
  В. Социальный: исходящий из тезиса об определении всех внутриобщественных отношений социальными явлениями.
  Г. Духовный: констатирующий, что реальным действиям людей, а следовательно и отношениям складывающимся в процессе человеческой деятельности предшествует их определенное отражение в сознании. Прежде чем совершить реальный поступок, человек ставит себе цель, определяет способ ее достижения, прогнозирует конечный результат. Аналогичные процессы происходят и в глобальном масштабе: крупным общественным изменениям всегда предшествуют метаморфозы сознания людей, выражающиеся в переходе к иным духовным ценностям.
  Представляется, что все без исключения вышеперечисленные концепции, имеют право на существование. Тем не менее, развитие такого сложного явления, которым является общество, не определяется действием исключительно одного фактора.
  В определении направления общественного развития всегда участвуют все без исключения сферы общественной жизни, хоть и с различной степенью доминирования.
  Общество невозможно представить вне экономической, духовной и других сфер. Подход, учитывающий все многообразие случаев можно назвать плюралистическим (или компромиссным).
 Тема 6. Источники и движущие силы общественного развития
  Процесс непрерывных изменений, происходящих в общественных отношениях, является аксиомой. Одной из его причин является человеческая деятельность. Поступки людей при всем их разнообразии направлены на достижение той или иной цели. Цель понимается как осознанный образ планируемых действий, совершаемых для удовлетворения потребностей.
  Человеческие потребности весьма разнообразны. Современная наука классифицирует их с помощью иерархической теории потребностей, разработанной А. Маслоу.
  1. Физические потребности (в пище, кислороде, физических движениях, жилище, отдыхе и т.д.).
  2. Потребности в безопасности: физической и экономической. Физическая безопасность - это потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия и пр. Экономическая безопасность - потребность в гарантированной трудовой занятости, желании иметь постоянные средства к существованию.
  3. Социальные потребности (в дружбе, общении и пр.).
  4. Престижные потребности (стремление к более высокому статусу, признанию высокой оценке окружающих).
  5. Духовные потребности (стремление к самореализации, творчеству).
  6. Потребности в приобретении новых знаний.
  7. Эстетические потребности.
  Очевидно, что приведенный выше порядок расположения видов потребности изложен по восходящей: от низших (физиологических) к высшим (духовным). По мнению А. Маслоу, потребности каждого уровня приобретают значимость по мере удовлетворения потребностей предыдущего уровня.
  Одной из форм конкретного проявления потребностей являются интересы. С их помощью можно охарактеризовать отношение людей к окружающим реалиям. Именно поэтому они определяют ход основных событий общественной жизни.
  Таким образом, источниками развития общества являются человеческие потребности и интересы больших и малых групп людей. Последние выступают в роли движущих сил процесса развития. Они могут иметь самую разнообразную форму воплощения - являться потребностями класса, социального слоя, политической партии, нации, коллектива и т.п. Движущей силой развития могут выступать как отдельная личность, так и все общество в целом.
  Однако и по этой проблеме отсутствует однозначное научное толкование.
  Часть обществоведов заявляет, что решающую роль в определении направления общественного развития играют или все население в целом или его значительная часть (класс, несколько классов и т.д.). Противоположную точку зрения отстаивают сторонники решающей роли выдающейся личности. Промежуточную "позицию" занимают те, кто заявляет об особой роли общественных организаций, партий, движений и т.п. Думается, что в данном споре отсутствуют правые и заблуждающиеся, т.к. в той или иной мере все из вышеперечисленных подходов отражают реальное положение дел. Однако, как и в случае с определением наиболее приоритетной сферы общественной жизни, вряд ли можно назвать фактор, играющий доминирующую роль во всех без исключения случаях. Четвертый подход является компромиссным: действие движущих сил общественного развития непрерывно, а их приоритетность зависит от конкретных исторических условий существования того или иного общества.
 Тема 7. Направленность общественного развития
  Не смотря на неоднозначность многих общественных понятий, ни у кого не вызывает сомнения тезис о непрерывной эволюции общества и общественных отношений.
  Анализ многообразия взглядов на данную проблему позволяет выделить следующие подходы к ее решению.
  1. Развитие общества характеризуется постоянным обновлением и совершенствованием общественных отношений. Французские "просветители", которым принадлежит заслуга наиболее полного обоснования этой точки зрения, оптимистически оценивали перспективы развития человечества.
  2. Неизбежность "конца света", "окончания истории", поскольку развитие общества определяют непрерывно усиливающиеся разрушительные тенденции, не поддающиеся регулированию и контролю - этот пессимистический прогноз человеческого будущего первыми выдвинули, в частности, многие религиозные течения.
  3. Непрерывность "циклического" развития общества, постепенно продвигающегося по определенным "ступеням" ("низшие" - "высшие" - "низшие" и т.д.) в рамках замкнутого цикла.
  4. Противоречивость общественного развития, означающая одновременное присутствие в нем положительных и отрицательных тенденций, их взаимодействие, что и объясняет логику общественного развития.
  Направленность изменений (в положительном или отрицательном смысле) можно характеризовать с помощью следующих основных критериев:
  - нравственности;
  - уровня развития человеческого разума;
  - научно-технических достижений.
  Количество критериев может быть значительно большим, но все они являются производными от вышеперечисленных. В реальной жизни они проявляются по-разному. Проиллюстрируем противоречивость каждого из указанных критериев на примере совершенствования нравственности. Человечество мучительно долго освобождалось от многих неприемлемых сегодня явлений: человеческих жертвоприношений, кровной мести, умерщвления престарелых и т.п. Тем не менее, в поведении людей нашего поколения продолжают присутствовать аморальные поступки: правонарушения, убийства, террористические акты и т.д.
  Таким образом, анализируя состояние общества сквозь призму критериев развития, имеющих позитивный или негативный характер, можно характеризовать его с помощью имеющих противоположное значение понятий "прогресс" и "регресс"; "революция" и "реформа". Прогресс предполагает развитие общества в направлении перехода от низших форм к высшим, от менее совершенного состояния общественных отношений к более совершенным. В течение исторически значительного отрезка времени отдельные проявления застойных явлений, кризисов, "отступлений назад" носят временный характер, не меняя общей поступательной направленности развития человечества, выступая в качестве неприятной, но неизбежной платы за достигнутые успехи.
  Регрессом называют "обратное движени"" перехода общества на более низкую ступень развития.
  Основными формами проявления общественного прогресса выступают революции и реформы, конкретные примеры которых присутствуют в истории любой страны мира.
  Революцией называют коренной поворот, резкий "скачек" в развитии той или иной сферы общественной жизни, означающий изменение ее сущности с целью достижения качественно нового состояния. Революционные изменения протекают, как правило, в исторически короткие сроки и сопровождаются (зачастую) применением насилия в отношении значительной части общества.
  Хотя они могут занять и достаточно продолжительный отрезок времени: столетия и даже тысячелетия.
  Революцией - являются переход человечества от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, от феодализма к капитализму, от мануфактуры к фабрике, события февраля и октября 1917 года в России.
  Реформой называют процесс постепенных преобразований той или иной сферы общественной жизни, осуществляемых на основе достижения общественного согласия, убежденности общества в их необходимости. В отличие от революций реформирование той или иной сферы общественной жизни осуществляется мирным путем. Реформами являлись преобразования
  60-х гг. XIX в. в Российской империи, НЭП в советской России и т.д. В зависимости от затрагиваемой ими сферы общественной жизни различают политические, экономические, культурные и т.п. революции и реформы.
  Противоположную смысловую нагрузку несут понятия "контрреволюция" и "контрреформа", означающие обратное движение общества к уже пройденным этапам развития.
  Реформы комплексного характера (т.е. затрагивающие все сферы общественной жизни) именуют модернизацией. Данное понятие означает преобразование культуры, экономики, политических институтов общества в соответствии с идеалами капитализма.
  Различают два вида модернизации - органическую и неорганическую.
  Первая является закономерным результатом общественной эволюции, следствием собственного исторического опыта. Подобным преобразованиям предшествуют изменения общественного сознания, морали, традиций и культуры, что исключает их неприятие, отторжение обществом, формирование в нем оппозиции. Примером органической модернизации является переход древних славян к государственному этапу существования и большинства европейских стран к капитализму. Неорганическая модернизация проводится в обществе, в котором еще не созрели все объективно необходимые предпосылки. Главным условием ее проведения является осознание наделенных государственной властью общественных групп (партия, чиновничество) или одного лица (неограниченный монарх, президент страны, обладающий чрезвычайными полномочиями) их исторической необходимости: угрозы потери независимости, упадка, национального вырождения и пр. В этом случае зачастую население оказывается психологически не готовым к насаждаемым "сверху" новшествам. Неотъемлемой составляющей данного вида модернизации является широкое использование опыта "соседе", органически миновавших данный этап развития: приобретение зарубежных технологий и оборудования, обучение отечественных работников, приглашения иностранных специалистов. Этому понятию соответствуют реформы Петра I, индустриализации и Перестройка в СССР, "большой скачек" в Китае и пр.
  Оценка качественных "параметров" эволюции общества позволяет сделать следующие основные выводы:

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу