<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  1) независимо от направления (прогресс, регресс) и формы общественного развития (революция, реформа, модернизация) оно совершается с непрерывно возрастающей скоростью. Прохождение каждой очередной стадии требует все меньшего количества времени. Этот процесс можно сравнить с вращением маховика, угловая скорость движения которого непрерывно возрастает.
  2) несмотря на наличие вышеназванной универсальной закономерности развитие отдельных обществ идет с разной скоростью. Среди них есть "лидеры" и "аутсайдеры", которым еще предстоит преодолеть путь, пройденный авангардом.
  Представляется, что последний вывод не имеет всеобщего характера, т.к. его сторонники измеряют пройденную обществами дистанцию количеством произведенного валового национального продукта, доходами на душу населения и прочими конкретными величинами, относящимися к экономической сфере и не учитывающими параметров, располагающихся в социальной или других сферах. Кроме того, направления развития обществ могут различаться, и в этом случае скорость их движения не будет иметь существенного значения.
 Тема 8. Эволюция общества
 (примитивное, традиционное, индустриальное, информационное)
  На сегодняшний день известны достаточно много способов периодизации человеческой истории. Общеизвестны так называемые формационный (первобытнообщинный строй - рабовладельческий строй - феодальный строй - капиталистический - коммунистический строй) и цивилизационный подходы. К их числу можно добавить и другие способы, выделяющие в эволюции общества следующие основные периоды:
  а) бесклассовое общество - период сложноорганизованных классовых обществ;
  б) догосударственный - государственный;
  в) каменный век - бронзовый век - железный век.
  Мы же подробнее остановимся на способе периодизации, приведенном в заголовке. Основоположником этого подхода можно считать А. Сен-Симона, которому принадлежит, в частности, заслуга выдвижения термина "индустриальное общество". Сам Сен-Симон выделял четыре этапа развития, каждому из которых была характерна определенная система мировоззрения:
  первобытность (идолопоклонство) - рабовладение;
  (политеизм) - феодальный сословный строй;
  (монотеизм) - общество индустриалов (научное мировоззрение).
  Подробнее рассмотрим общепринятую на сегодня точку зрения, в соответствии с которой общество в ходе своей эволюции последовательно прошло ряд этапов:
  1) примитивное общество: для него характерно господство присваивающего хозяйства. Человек просто "брал" от природы в готовом виду средства, необходимые для поддержания жизни: охотился, ловил рыбу, занимался собирательством. Примитивное общество было слабо дифференцированным - это было общество равных по социальному статусу отдельных людей. Они вместе трудились и коллективно распределяли добытое. Человеческие традиции регулировались социальными нормами, именуемыми обычаями, традициями и моралью;
  2) традиционное общество: сформировалось в ходе так называемой неолитической революции, главным содержанием которой стал переход к производящему хозяйству. Основным занятием людей стало земледелие и скотоводство, ремесленное занятие имели вторичное значение. Значительная зависимость человека от стихии сохранялась, но он научился противопоставлять ей деятельность, позволяющую приспособиться к природным условиям, а также преодолевать (отчасти) их негативное воздействие. Пример тому - строительство обширных ирригационных систем в Египте, Междуречье и Китае. Традиционное общество - это, прежде всего, общество аграрное. Его социальное развитие совершается с медленной скоростью, в силу чего это общество не знает конфликтов "отцов" и "детей": традиции, обычаи, опыт старших поколений сохраняют привлекательность для младших. В числе других черт наиболее характерных для традиционного общества, можно назвать его следующие особенности:
  - наличие института частной собственности, следствием которой стало появление отчетливого неравенства людей по их положению в обществе. Формируются социальные группы, занимающие господствующее положение и имеющие значительные преимущества в распределении материальных благ и управлении обществом. С другой стороны образуются обширные социальные группы, занимающие приниженное, подчиненное положение. Хотя в некоторых странах ведущее положение занимала государственная собственность, но последствия ее утверждения были аналогичны;
  - с возникновением государства появляется новый тип социальных отношений - политические отношения. Государство утверждается в качестве носителя политической власти в обществе;
  - формируются первые системы писаного права - общеобязательные социальные нормы, установленные и поддерживаемые государственной властью;
  - меняется тип поселений людей: возникают города, постепенно превращающиеся в военно-административные и торгово-ремесленные центры;
  - для политического строя традиционных обществ типичными являются формы деспотии или абсолютной монархии. Иные политические формы, как, например, городские республики, имеют характер исключений;
  - хозяйственная деятельность ориентирована исключительно на потребление. Поэтому существует "естественный" предел роста производства. Излишки превращаются в предметы роскоши и сокровища, накапливаемые в целях социального престижа;
  - технологические новации и усовершенствования носят незапланированный характер и усваиваются крайне медленно;
  - обмен и рынки имеют местный или сезонный характер. Торговля с другими странами ограничивается в основном предметами роскоши и экзотическими редкостями;
  - население проживает небольшими общностями ("общинами"), для которых большая социальная система ("общество") является всего лишь внешней силой, периодически напоминающая о себе налогами, данью и общественными работами, практически не влияя на повседневную жизнь общин.
  - традиционное общество построено на личных, а не вещных связях и отношениях.
  - традиционное общество не знает разделения публичной и частной сфер жизни. Семейные и родственные отношения выступают как отношения власти и зависимости. Так, двор и хозяйство монарха практически не отделены от государственного аппарата и государственной казны. Положение человека во властной иерархии зависит или желания, или воли государя.
  - устойчивость социальных групп и в целом социальной структуры. Общество разделено на обособленные сословия (касты), которые сохраняются в неизменном виде в течение жизни многих поколений. Социальный статус каждого человека предопределен рождением: дворянин, крестьянин и т.д. Социальная мобильность, а значит индивидуальная свобода личности крайне ограничена, понятие особых прав личности отсутствует. Общественную цельность имеет не индивидуальность, а соответствие социальному статусу и тому типу поведения, который предписан для этого статуса.
  - существенные сдвиги происходят в способах хранения и передачи информации: появляется письменность (клинописная, иероглифическая, слоговая, буквенная).
  Зарождается наука, предпринимаются попытки рационального объяснения действительности.
  В культуре традиционного общества доминирует религия. Она не только определяет духовную жизнь общества, но и организует формы и ритмы повседневной жизни, в том числе и производственной деятельности. Важнейшим социальным институтом этого общества является, таким образом, жреческая иерархия или церковь.
  Социальный порядок мыслится вечным и священным. Такой же характер имеют и социальные нормы: обычаи, традиции, мораль. Вместе с тем они имеют локальный характер: не распространяются за пределы "своих" территорий.
  Общая структура культуры традиционных обществ предполагает ее разделение на народную и аристократическую, существующие независимо друг от друга. В рамках "высокой" культуры формируются динамические тенденции, постепенно входящие в противоречия с общей "стабильностью" традиционного общества и создающие угрозу его разрушения.
  Индустриальное общество формируется в Европе в течение XIV-XVIII вв. Ключевыми событиями, предопределившими переход к индустриальному обществу, являются: Возрождение, Реформация и промышленная революция.
  Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) охватывала территорию ряда европейских стран - Италии (родина), Германии, Англии, Франции, Нидерландов и т.д. и связана, прежде всего, с деятельностью Рафаэля, Леонардо да Винчи, Дюрера, Микеланджело, Донателло, Альберти, Боккаччо, Петрарки, Эразма Роттердамского. В этот период сформировалась идеология гуманизма ("изучение человеческого" - лат.), основанная на индивидуализме и антропоцентризме. Эти концепции провозглашали необходимость оценки человека не по сословной принадлежности, а по тем качествам, которыми он обладает. Человек, созданный для счастья, труда, благополучия приобретает достоинство не правом рождения, а ценой собственных усилий. Именно он, а не Бог является центром Вселенной, связывая воедино два мира - Божественный и Земной.
  Данные идеи способствовали утверждению в обществе таких важных для перехода к индустриальному обществу ценностей, как принципов уважения личности, самоценности человека, свободы научного поиска.
  Реформация (XVI в. - точка отсчета 1517 г., когда профессор теологии Витенбергского университета Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи католической церковью индульгенций - грамот об отпущении грехов) также развернулась в Европе - Германии, Нидерландах, Шотландии, Англии, странах Скандинавии. Основателями главных реформационных течений явились Мартин Лютер (1483-1546 гг.) Германия, Жан Кальвин (1509-1564 гг.) Швейцария, Ульрих Увингли (1484-1531 гг.) Швейцария. Основные реформационные идеи включали три постулата: "спасение верой", "абсолютное предопределение", "мирское призвание". Первый постулат предполагает достижение посмертного спасения человека посредством исключительно веры, а не свершение добрых дел, отрицает необходимость "участия" посредников в лице духовенства и церкви. Второй тезис заключается в непостижимом для смертного таинстве спасения. И, наконец, последнее понятие требует от человека принятия всех мер необходимых для достижения мирского успеха, являющегося своеобразным знаком предизбранности к спасению.
  Значение Реформации таким образом заключается в создании этического учения, признающего ценность частной инициативы, профессионального успеха, стремления к бережливости, богатству и процветанию.
  Промышленная революция, развернувшаяся с 60-80 гг. XVIII в. до второй половины XIX в. охватила, прежде всего, такие страны как Англия, Франция, Германия, Чехия, Бельгия и др. Ее содержанием явились, с одной стороны, замена основанной на ручном труде мануфактуры машинным фабричным производством, с другой стороны, изменение социальной структуры общества, связанными с формированием новых классов - буржуазии и пролетариата; урбанизацией населения (увеличением доли горожан). Роль промышленной революции в обеспечении перехода к индустриальному обществу трудно переоценить, поскольку именно она сделала промышленность основой экономики, превратила научно-технический прогресс в важнейший фактор экономического роста, способствовала утверждению рационализации сфер общественной жизни и демократических ценностей. В целом, процесс формирования индустриального общества называют модернизаций, обновлением всех сфер общественной жизни в процессе перехода от традиционного к индустриальному обществу.
  Принято различать индустриальное общество середины XIX - начала XX вв. (ранний этап его развития) и зрелое индустриальное общество периода после второй мировой войны.
  В целом, для индустриального общества характерны следующие черты.
  * Нормативное закрепление равенства граждан перед законом, формирование правового государства, признание прав и свобод личности, развитие гражданского общества.
  * Рационализация всех сфер общественных отношений. Рациональный расчет становится основной хозяйственной деятельностью, проникает в сферу организации государства и права, охватывает интеллектуальную деятельность и художественное творчество, определяет формы быта и досуга. Рациональная экономика, рациональное право и управление, рациональная наука, рациональная личность и идеология рационализма - порождение индустриального общества.
  * Для политической организации индустриального общества типичными являются формы демократии (республика или конституционная монархия).
  * Государство в индустриальном обществе ограничивается, главным образом, ролью стража порядка и законности, стараясь не вмешиваться в сферу "гражданского общества", но затем оно активно вторгается в экономику и социальную сферу. Исключительно важной становится роль государства в деле распределения и перераспределения национального дохода, регулировании рынка.
  * Бурное развитие промышленности, преобладание промышленного производства над аграрным, непрерывное качественное обновление отраслевой структуры промышленности, высокий уровень капитальных вложений в развитие производства.
  * Хозяйственной основой индустриального общества становится промышленное производство, аграрная сфера превращается в разновидность индустрии.
  * Производство приобретает товарный характер и ориентируется не на потребление, а на прибыль, в результате чего снижается "естественный" предел производства.
  * Индустриальное общество - это общество "массового потребления". Производство изначально ориентированное на прибыль, на определенном этапе столкнулось с кардинальным противоречием: растущая товарная масса не может быть реализована в виду должного платежеспособного спроса и, следовательно, не позволяет извлечь максимальную прибыль. Серия разрушительных кризисов перепроизводства, позволила установить рациональные отношения между производством и потреблением. Индустрия в предпринимательском смысле по-прежнему ориентированна на прибыль, но сама возможность извлечения прибыли тесно связана с ориентацией на потребителя.
  * Формирование национальных и международных рынков, имеющих постоянный характер, завершается появлением рыночной экономики как принципиально нового типа хозяйственной системы. Рост значимости такого посредника между людьми как деньги, которые быстро меняют свою форму (золото, бумажные деньги, электронные карточки). Рынок становится важнейшим социальным институтом, распространяя свое влияние далеко за пределы экономики: внедряясь в семейную сферу, политические отношения, культурное творчество.
  * Преобладание городского населения над сельским, увеличение квалифицированных слоев населения, высокая социальная мобильность, разрушение сословных привилегий.
  * В индустриальном обществе происходит явное разделение и обособление политической и неполитической сфер жизни, формируется и укрепляется так называемое "гражданское общество", строго отличаемое от государства. Параллельно этому выделяется в качестве автономной сферы частная жизнь, охраняемая специальными законами.
  * Достигается высокая степень личной независимости и автономии. Личная свобода и неотчуждаемые права личности становятся важнейшей социальной ценностью. Возникает понятие "права человека", гарантированное соблюдение которых становится критерием правильности государственного устройства.
  * Индустриальное общество - это общество преимущественно достигаемых, а не предписанных статусов. Главным показателем социального положения человека становится богатство (уровень, доход), которое определяет властные и престижные потенции граждан.
  * Общая подвижность и изменчивость социальной структуры общества. Вместе с тем складываются оформленные и устойчивые большие социальные группы, "классы". Их противостояние выступает причиной социальных конфликтов .
  * Выделение "профессий" и профессиональной деятельности в самостоятельную социальную категорию, формирование профессиональной структуры общества. При этом номенклатура профессий, необходимых обществу, быстро меняется, параллельно росту значимости профессиональной структуры.
  * Рационализация духовной жизни, рост индивидуализма, признание автономии личности от государства - важнейшей социальной ценностью.
  * В культурной системе индустриального общества происходит прогрессирующий упадок влияния религии и ее институтов, функции религии принимает на себя идеология, неуклонно нарастает роль и значимость науки, которая становится фактором производства, формируется стандартизированная "массовая культура", господство которой определяется системой образования и деятельностью средств массовой информации.
  * Индустриальное общество формирует мировоззрение, для которого характерна ориентация на будущее, определяющее стремительную динамику производства и общественной жизни. Всеобщее распространение получает идеология прогресса, которая предполагает разрыв с традициями и формирует подлинный культ "новизны". Нововведения не только сознательно проектируются, но нередко превращаются в самоцель.
  * Параллельно идет образование единого "мирового сообщества" возникает и укрепляется стремление к установлению единой системы ценностей в культуре: универсальная этика, универсальное право, единообразие целей и образа жизни. Однако при этом обнаруживается противоречие - предполагаемая единая система ценностей имеет явное евро-американское происхождение. Отсюда нарастание конфликтной напряженности в отношениях между европейскими и неевропейскими странами.
  * Информационное или постиндустриальное общество представляет собой новейший этап развития индустриального общества. Исторически его начало связано с научно-технической революцией 50-60 гг., главным содержанием которой является развитие электронно-вычислительной техники, информационных технологий. Теоретические основы концепции информационного общества разработаны Д. Беллом, Р. Ароном, У. Ростоу. Отметим некоторые важнейшие особенности информационного общества.
  * Принципиально меняется характер и структура индустрии: ведущее место занимает производство информации, а производство товаров становится вторичным и зависимым процессом. Вещи сначала производятся в виде информационных технологий и лишь затем получают конкретное воплощение
  * Технологическое развитие приобретает такую динамику, что определяет необходимость проведения структурных перестроек индустрии каждые 5-10 лет, что в свою очередь стимулирует информационно-аналитические исследования, требуя исключительно быстрой переориентации производства и персонала.
  * Развитие информационной техники ведет к созданию полностью автоматизированных производств, открывающих возможность рассредоточения производства и промышленной "разгрузки" больших городов (дезурбанизации и появления так называемой "большой деревни" в глобальном масштабе).
  * Наука становится решающим элементом индустрии, влекущим общее изменение социального статуса интеллектуальной деятельности и ученых. Научные институты превращаются в важнейший элемент социальной структуры общества, распространяют свое влияние на государственные учреждения и политику.
  * Меняется характер производственного труда: он становится по преимуществу интеллектуальным. Уменьшение потребности в производственных работниках ведет к бурному развитию сферы услуг, которая начинает преобладать над производственной сферой.
  * Информационная техника становится универсальным инструментом любого рода труда и общения между людьми. Компьютеризация, обеспечивающая мгновенный контакт в любой точке земного шара с любым источником информации способствует невиданной доселе глобализации человечества. Следствием чего становится неограниченный доступ к информации, неограниченная возможность контактов, быстрое распространение универсальных образцов культуры.
  * Информационная техника многократно увеличивает абстрактность общества и всех общественных связей, но именно это придает новое значение прямому межличностному общению, которое становится важнейшей ценностью.
  * Информационное общество не снимает проблем индустриального, но открывает перспективы их решения. Вместе с тем оно несет с собой и новые проблемы: общество оказывается в зависимости от надежности функционирования информационных систем, сбои в работе которых чреваты самыми серьезными глобальными последствиями - экономическими, военными, политическими.
 Тема 9. Глобальные проблемы современности
  Окружающий нас мир велик и разнообразен. На планете Земля в настоящее время проживает более 6 млрд человек, представляющих три основных расовых группы: европеоидную, монголоидную, экваториальную. Они в свою очередь подразделяются на более чем 1000 наций и этносов, общающихся на более чем 2000 языках.
  Политическое разделение человечества так же достаточно сложно: в мире существует около 200 независимых государств, самостоятельно определяющих свои шаги внутри страны и на международной арене. Эти государства отличаются по уровням экономического развития и жизни населения. Наряду с высокоразвитыми странами существуют десятки государств с примитивной хозяйственной системой.
  Религиозная картина мира выглядит также достаточно пестро. Наряду с так называемыми мировыми религиями (христианство, ислам, буддизм) существуют множество других религиозных учений: иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, местные традиционные верования. Часть общества придерживается атеистических убеждений. Не менее велико многообразие культур, обычаев, традиций, образов жизни и стилей поведения, характеризующихся различным восприятием и отношением к окружающему миру.
  Разнообразие современного мира можно объяснить особенностями исторического пути, пройденного народами, множеством закономерных и случайных событий, зачастую не поддающихся однозначному толкованию и учету, различием климатических и природных условий.
  Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что, не смотря на различия, мир следует считать единой системой. Современное общество неуклонно обретает черты информационного, средства связи и коммуникации соединяют в единый "информационный поток" практически все регионы планеты. Качественно новое состояние транспорта делает доступными для передвижения любые, самые отделенные уголки земного шара. Рынок и производство приобрели мировой характер, обеспечивая всеобщие и прочные экономические и финансовые связи. Уровень развития современной военной техники превращает угрозу уничтожения всего человечества в реальную перспективу. И главное - перед человечеством встали общие глобальные проблемы.
  Термин "глобальные" имеет латинское происхождение и означает "шар" (от лат. "globus terrae"- земной шар). Поэтому и понятие "глобальные проблемы" предполагает, что им присущи следующие основные признаки: во-первых, они представляют угрозу существованию человечества в целом, самим основам биологической жизни на планете Земля; во-вторых, их причиной является деятельность не какой-либо отдельно взятой страны, а всего человеческого сообщества; в-третьих, устранение, решение этих проблем возможно лишь при условии объединения действий всего мирового сообщества.
  Конкретные проявления глобальных проблем видятся сегодня в двух аспектах. С одной стороны, современное развитие техники и прежде всего компьютерной, углубление разделения труда и специализации производства обусловливают выход на качественно новый уровень состояния человечества как общественной системы. В ней формируются единые социальные, культурные и экономические ценности. С другой стороны, человеческая деятельность (в основном экономическая) порождает ряд серьезных проблем, определяемых в качестве глобальных проблем современности.
  В зависимости от степени их остроты и первоочередности решения данные проблемы можно разделить на три основных группы.
  Первую группу составляют проблемы, обусловленные отношениями между различными государствами и характеризующиеся наибольшей универсальностью и актуальностью. Среди них можно выделить две наиболее значимые проблемы: устранение войны из жизни общества на основе обеспечения справедливого мира и установление нового справедливого международного экономического порядка.
  Проблема войны и мира является самой актуальной из всех существующих глобальных проблем.
  Вторая группа включает проблемы, которые возникают в результате взаимодействия общества и природы: обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами и т.п. Сюда же относятся и экологические проблемы.
  Третью группу составляют проблемы, связанные с функционированием системы человек - общество: демографическая, здравоохранение, образование и др.
 Тема 10. Человек и личность
  Совершенствование общества предполагает необходимость совершенствования ее "элементарных частиц" - развития людей. Именно поэтому интерес к проблеме человека в последнее время в значительной мере обострился.
  Первоначальные представления о человеке сложились в глубокой древности.
  Греки считали его удивительным творением природы. Полагая, что нет ничего прекраснее человека, они наделяли богов его внутренними и внешними свойствами. Создав культ человеческого тела в литературе, живописи, скульптуре, они высоко оценивали духовные способности человека. Вместе с тем древние эллины, считая человека маленькой песчинкой мироздания, объединяли его наряду с природой и божествами в единую, целостную картину мира. Исчезновение хотя бы одного из ее элементов привело бы всеобщую гармонию в состояние хаоса. Прославляя, или, напротив, изобличая человеческое тело как источник греха, они не подвергали сомнению его уникальность. Несовершенства, свойственные человеку, объяснялись его презрением к духовности и другими прегрешениями.
  В дальнейшем все без исключения исследователи сущности человека занимались анализом соотношения этих его двух отмеченных еще древними греками свойств, придавая решающее значение то его духу (например, христианство), то физическим качествам (марксизм).
  Итак, бесспорно, человек, являясь одним из биологических видов, есть дитя природы. Многие его потребности: дышать, питаться, отдыхать носят исключительно физиологический характер. Биологичность устройства человека подтверждается его аналитическим устройством, сущностью многочисленных нервных, химических и других процессов, протекающих в его организме.
  Не менее важен и другой признак человека - его общественная (или социальная) сущность. Любой родившийся ребенок становится человеком лишь в кругу людей, общаясь с себе подобными. Феномен Маугли является занимательной сказкой. Аналогичные случаи, имевшие место в реальной жизни, демонстрируют обратное: маленькие дети, выросшие среди зверей, оказавшись в обществе, ведут себя как животные.
  Социальное и биологическое начало слито в человеке воедино, определяя и взаимно дополняя друг друга. Отсутствие одного из этих свойств (например, инстинкта самосохранения или физической оболочки называемой телом) приведет к качественному изменению сущности человека, его превращению в какое-либо иное существо. Все это позволяет утверждать, что человек - есть существо биосоциальное.
  Он обладает и другими, не менее важными свойствами. Во-первых, это способность к мышлению. Оно заключается в постижении окружающей действительности, накоплении знаний, позволяющих ему создавать то, что не производится природой. Причем, действиям человека в отличие от действий животных предшествуют создание мысленных конструкций необходимых предметов. Деятельность человека носит творческий характер. Во-вторых, человек обладает речью. Потребность в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, была реализована появлением слов (языка) трансформировавшихся в человеческую речь, способную передавать мысли. Мышление и язык также существуют в тесном (диалектическом) единстве. Нельзя представить мышление без языка, и наоборот, язык, оторванный от мышления. В последнем случае он превратиться в аморфный набор слов. Даже, когда человек думает "про себя", доступная только его сознанию внутренняя речь сопровождается внешне незаметными движениями мышц языка в полости рта.
  Итак, человек существенно отличается от животных: он способен производить орудия труда и пользоваться ими; обладает сложно организованным мозгом, мышлением и высокоразвитой речью; наконец, человек способен к целенаправленной творческой деятельности.
  Кстати говоря, вопрос о том, какое из двух основных определяющих природу человека начал является доминирующим в современной науке все-таки остается дискуссионным. В споре присутствуют две противоположные точки зрения: биологизаторская, подчеркивающая приоритетное значение природных качеств человека, и социологизаторская, сторонники которой считают, что качества человека определяются действием окружающей социальной среды.
  С достаточной определенностью можно утверждать, что при анализе поведения человека нужен подход, учитывающий и биологические, и социальные факторы, которые в тесном взаимодействии друг с другом определяют его поведение.
  Уместно констатировать, что ряд современных ученых утверждает, что никаких различий между человеком и животным нет, поскольку жизнедеятельность всех живых существ осуществляется по одним и тем же принципам.
  Животные живут группами, в которых каждое из них выполняет определенную функцию, они передают, получают и анализируют информацию, идущую от сородичей. В конце концов, животные способны к альтруизму и самопожертвованию. Человек самопровозгласил себя властелином Вселенной, на самом деле являясь всего лишь заурядным двуногим существом.
  Следуя этой логике можно утверждать, что в человеке нет ничего уникального, зачатки всех его особых качеств можно увидеть в животном мире.
  Однако человек все-таки обладает рядом необычных свойств: он отражает в своем сознании разнообразие окружающего мира, он сформировал свою культуру и т.д. И, наконец, он обладает особым качеством - является личностью.
  Понятие "личность" имеет несколько значений. По своему звучанию оно сходно с древнерусским словом "личина", обозначавшим маску актера. В процессе сценического действия актеры меняли свою личину.
  Психологи утверждают, что личностью является любое человеческое существо, если оно с помощью психологических качеств способно воспринимать окружающий мир.
  Этой способности лишены люди с устойчивыми и необратимыми расстройствами психики. Назвать психически нездорового человека личностью нельзя. Едва ли обладает личностными качествами новорожденный ребенок. Его становление как личности произойдет позднее в результате общения с окружающим миром и воспитания.
  Понятие "личность" выражает главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного: привязанности, духовные ценности, душевные качества, поведение и т.д.
  Таким образом, под личностью подразумевается целостность социальных свойств человека, включение индивида в систему социальных отношений.
  Очень образно определял личность немецкий философ И. Кант (1724-1804 гг.) - это способность человека быть господином самому себе на основе следования добровольно выбранным моральным принципам.
  Важнейшими характеристиками личности являются:
  - высокоразвитое самосознание (чувство собственного достоинства, умение контролировать себя и свои поступки);
  - умение быть самостоятельным, инициативным и решительным человеком;
  - обладать моральными и гражданскими качествами (честность, порядочность, совесть, ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости);
  - обладание широким кругозором, твердыми знаниями, компетентностью и т.д.
  И этим перечень качеств личности не исчерпывается.
  Чем более многогранна и развита личность, тем большим количеством отличительных особенностей она обладает. Бесспорно лишь то, что все эти качества не даются людям от рождения и, по мнению большинства ученых, не передаются по наследству. Человек становится личностью в ходе своего развития. Личность формируется в определенных общественных условиях, усваивая опыт, накопленный поколениями - язык, обычаи, мораль, знание, духовные ценности, право и т.д.
  Человек фактически всю жизнь формирует себя как личность, пополняя свои знания, расширяя кругозор, культуру и т.д. Этот процесс называют социализацией личности, то есть усвоением индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей, позволяющих ему стать дееспособным членом данного общества.
  Своеобразным "полем" превращения человека в личность выступает его деятельность, воплощаемая в конкретные поступки. Именно они являются основным фактором, характеризующим личность. Человек может оценивать себя по-разному, предполагать или заявлять о наличии у себя тех или иных качеств, но то, что он представляет собой на деле, проявляется в его практических действиях во взаимодействии с окружающими людьми и различного рода учреждениями и организациями. Социализацию таким образом можно характеризовать как процесс воспитания человека с целью формирования у него личностных качеств.
  Воспитание человека осуществляется не "само по себе", а посредством окружающих его людей, государственных организаций, именуемых агентами и институтами.
  К институтам социализации относят государство, средства массовой информации, правоохранительные органы, образовательные учреждения (детские сады, школы, институты и т.п.), церковь, другие учреждения, так или иначе оказывающие воспитательное воздействие на общество и его членов. Институтом социализации выступает семья в случае, когда ее влияние на человека рассматривается обобщенно.
  Агентами социализации выступают конкретные люди, осуществляющие воспитательные функции в силу своего социального статуса или исполнения профессиональных обязанностей: родители, родственники, работники сферы образования, культуры, спорта (учителя, тренеры, инструкторы и т.д.), сотрудники правоохранительных органов, священнослужители и т.д.
  Агенты и институты социализации выполняют следующие основные функции:
  1) обучения культурным нормам и образцам поведения;
  2) контроля прочности, правильности усвоения социальных нормы и ролей.
  В этом процессе используются следующие приемы:
  а) поощрение (вознаграждение);
  б) наказание;
  в) убеждение.
  Формы их проявления весьма разнообразны. Например, оценки, получаемые нами в учебных заведениях, награждение грамотами, подарками, призами, перевод на более или менее высокооплачиваемую работу, установление дополнительных коэффициентов оплаты труда, беседы и т.п.
  В связи с тем, что социализация продолжается в течение всей человеческой жизни, ее подразделяют на несколько этапов:
  1) дотрудовую (детство, учеба);
  2) трудовую;
  3) послетрудовую.
  Важной характеристикой социализации является ее двунаправленность. Вследствие происходящих в обществе быстрых социальных изменений (см. раздел, в котором дается характеристика индустриального и информационного обществ) процесс воспитания меняет свой характер. Если ранее осуществление воспитательных функций являлось исключительной прерогативой старшего по отношению к младшему поколению, то в настоящее время наблюдается и обратная взаимосвязь: старшие "берут уроки" социального взаимодействия у младших.
  Таким образом, посредством социализации общество производит селекцию своих членов: "заставляя" каждого из них занять то или иное социальное положение, получить конкретный социальный статус.
  Итак, социализации личности - это процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений.
  Таким образом, личностью можно назвать человека, способного к осознанию и практическому решению комплекса личных и общественных проблем.
 РАЗДЕЛ II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
 Тема 1. Власть и ее организация в догосударственном обществе
  Словарь русского языка определяет "власть" как установление и поддержание определенного порядка, командование, диктат, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, подчинять их своей воле. По мнению автора толкового словаря В.И. Даля, власть есть право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений. Появление власти имеет закономерный характер.
  Всю свою историю человечество мечтает о всеобщем согласии и благополучии, связывая возможность их достижения с неумолимым действием Божественных сил, политической деятельностью или стремящейся к самосовершенствованию природой человека. К сожалению, до сих пор это стремление остается мечтой, а в мире, обществе, в отдельных странах и семьях довольно часто можно наблюдать конфликты, ссоры, столкновения противоположных интересов. В этих условиях объективно требуется сила, регулирующая подобные отношения. Такой силой и суждено было стать власти.
  Политическая наука властью называет отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действиями других лиц (подвластных).
  Власть, как и многие другие общественные понятия, поддается определенной классификации. Ее дифференцируют на два основных типа.
  I. Публичную власть, имеющую место в случае создания действующих автономно от общества органов, например, государственных;
  II. Общественную власть, буквально - власть общества, складывающуюся внутри общественных объединений и организаций.
  Видов власти несколько больше. Можно назвать:
  - естественную власть, складывающуюся в семье (ее иногда именуют родительской), группах друзей, единомышленников (еще называемую дружеской), стихийно складывающихся коллективах (неформальную);
  - административную или "искусственную" власть, характерную для формальных коллективов (предприятий или учреждений), партий, общественных организаций;
  - религиозную власть, проявляющуюся в деятельности религиозных объединениях, а также во влиянии боговдохновенных лиц на верующих;
  - политическую власть, непосредственно связанную с управлением обществом в целом, ее обязательным атрибутом является государство.
  Политическая власть - особый вид власти, для ее формирования необходимо наличие высокого уровня социального расслоения членов общества. К признакам, отличающим политическую власть от власти других видов, относятся: обязательность ее решений для всякой иной власти, наличие единого управленческого центра, аппарата управления и принуждения, специального аппарата функционеров, ее "работа" со всем обществом в целом.
  Политическая власть (относящаяся к власти публичной) сформировалась позднее остальных видов власти, одновременно с появлением государства. Длительное время (десятки тысяч лет) людям удавалось обеспечивать согласование интересов с помощью организации общественной власти, известной как "военная демократия". Она сохранялась в течение всего так называемого догосударственного периода развития общества в условиях родовой, а затем и соседской общины. В этих условиях не требовалось создание особых управленческих структур, поскольку функции высшего органа управления выполнялись общим собранием членов общины. Ими считались достигшие совершеннолетия мужчины (интересно, что к решению общественных проблем не допускались не только рабы, женщины, но и принятые в нее "со стороны" мужчины - "чужаки"). Собрание обладало самыми широкими полномочиями, в том числе и судебными. Его громоздкость не позволяло строить работу на постоянной основе, (собрание функционировало периодически - по мере необходимости) поэтому для непосредственного повседневного руководства конкретной областью деятельности общины избирались вожди. Никакими материальными преимуществами они не пользовались, в любой момент их могли сместить или переизбрать. Функции вождей ограничивались определенной общиной компетенцией, а властные полномочия реализовывались только в случае соответствия практических действий руководителей общественным интересам. Кроме института вождей, община имела совет старейшин.
  Именно община стала той базой, на основе которой сформировалось государство. Закономерности экономического и политического развития требовали объединения потенциала небольших человеческих сообществ в единое целое. Этот процесс происходил постепенно и занял достаточно продолжительное время. Заключающие союзы общины преобразовывались в общественные объединения, именуемые фратриями, блок фратрий образовывал племя, а уж на этом фундаменте (союзе племен) возникает государство, искусство управления которым начинают именовать политикой.
 Тема 2. Политика: понятие, функции, свойства
  С тех пор как люди выделились из животного мира, их взаимодействие сопровождалось глубокими, в основном непримиримыми противоречиями. Природа человека устроена таким образом, что каждый из нас стремится жить как можно благополучнее. Возможности для этого в основном реализовывались меньшинством. Большинство же, понимая сложившуюся несправедливость, стремилось к изменению своего общественного статуса. Зачастую противоречия между меньшинством и большинством сопровождались применением насилия и жертвами. Решить эту сложную задачу обеспечения стабильного существования и развития общества и предстояло политике.
  Понятие "политика" имеет греческое происхождение, означающее в переводе город-государство ("polis"). От него образовалось прилагательное "politikos", применявшееся для обозначения того, что так или иначе имело отношение к управлению людьми, проживавшими на территории древнегреческого полиса. Впервые этот термин появился в труде Аристотеля "Политика", обобщавшем множество разработанных им и его учениками "Политий" - 158 описаний государственного устройства современных им городов-государств.
  В дальнейшем толкование политики менялось. До конца XIX в. ее понимали как учение о государстве, то есть о деятельности исключительно государства и его органов. В начале XX в. представление о политике несколько расширились за счет дополнения этого понятия отношениями, складывающимися между классами, социальными группами, отдельными людьми и государством. Имеет место отождествление политики с любой властной и управленческой деятельностью.
  Таким образом, в настоящее время это понятие имеет весьма широкое толкование и обозначает объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем общественной жизни и управлении обществом.
  Роль политики в общественной жизни определяется ее функциям:
  1) организаторской (современный этап развития общественных отношений объективно требует обеспечения управления всем обществом, поскольку в полной мере решение задач обеспечения социальной стабильности не может быть достигнуто на основе самоуправления);
  2) интегративной (позволяющей обеспечить позитивное взаимодействие сфер общественной жизни, оперативно мобилизовать значительные ресурсы для общественных интересов);
  3) коммуникативной (предполагающей реализацию многочисленных социальных связей внутри общества с целью достижения единой общественной "воли" на основе всего многообразия общественных интересов);
  4) воспитательной (политическая деятельность способствует формированию условий, обеспечивающих соблюдение в обществе морально-этических и правовых норм);
  5) регулятивно-контрольной (в ходе ее осуществления совершаются конкретные действия по регулированию и контролю деятельности общества).
  Функции политики не исчерпываются вышеперечисленными и, кроме того, еще включают:
  - обеспечение общественного порядка, целостности и стабильности общества, поддержание гражданского мира;
  - руководство и управление повседневной жизнью общества;
  - обеспечение социальной справедливости во взаимоотношениях между людьми;
  - обеспечение соблюдения прав и свобод людей, формирование их политического сознания и культуры.
  Возможности полной реализации функций во многом обеспечиваются особыми свойствами политики:
  1) универсальности: политика имеет всеохватывающий характер, под ее воздействием может оказаться любая общественная проблема;
  2) функциональности: политика призвана "обслуживать" интересы общества, социальных групп и отдельных людей;
  3) безграничности: она проникает во все сферы общественной жизни, оказывая заметное влияние на их развитие;
  4) властности: зачастую она сопровождается применением принуждения, волевого воздействия с целью придания целенаправленного характера действиям многих людей;
  5) неразрывной взаимосвязи с существованием и деятельностью государства - института изначально созданного для решения проблем, интересующих все общество.
  Однако качество выполнения политикой своих функций в различных государствах далеко неодинаково, поскольку зависит от влияния ряда объективных и субъективных факторов: уровня профессиональной компетенции политиков, экономического благополучия и т.д.
  Участниками политики (ее субъектами) являются классы, нации, социальные группы, государство и другие организации - партии, движения, профсоюзы и т.п.
  Политика существует в двух формах:
  - внутренняя политика (так обозначают политическую деятельность, ограниченную решением задач, носящих внутриобщественный характер);
  - внешняя политика (имеет место в случае организации взаимодействия для решения межобщественных проблем).
  Поиском закономерностей политического развития, осмыслением его итогов занимаются политические науки, ключевое место среди которых занимает политология. Основным объектом изучения данной науки являются политическая система общества и ее главное звено - государство. Одновременно подобные проблемы находятся в поле зрения других научных дисциплин - философии, социологии, психологии и т.д.
  Политическая деятельность требует от людей и глубоких знаний об обществе, и умения предвидеть будущее. В любом случае политика в настоящее время является основным средством управления обществом.
 Тема 3. Политическая система: понятие, структура,
 механизм функционирования
  Политическая система является тем "рычагом", с помощью которого обеспечивается формирование государственных органов управления обществом и, следовательно, управление им. Это понятие получило широкое распространение и вошло в политический обиход после второй мировой войны.
  Системой именуют любое целое, состоящее из отдельных частей, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность. Другие исследователи квалифицируют систему как целое, состоящее из нескольких частей, таким образом взаимодействующих друг с другом, что в результате рождается новое качество, обеспечивающее единство и общность элементов системы. Классическим примером системы является автомобиль - достаточно сложная система элементов, взаимодействующая таким образом, что обеспечивает появление нового качества - способность к передвижению.
  Политической системой называют взятые в единстве и взаимодействии организации и отношения, посредством которых население данной страны воздействует на формирование и осуществление государственной власти.
  Слагаемыми политической системы выступают государственные органы, политические партии, общественно-политические движения, общественные организации, политическая идеология, политический режим.
  Существует и несколько иной подход к определению структуры политической системы, сторонники которого рассматривают ее как совокупность соответствующих подсистем: институциональной (политические институты), нормативной (политические нормы), коммуникативной (формы взаимодействия власти, общества и личности), культурной (политические ценности, идеи, представления), функциональной (средства и способы реализации власти в обществе). Считается, что второй способ позволяет описать политическую систему более точнее. Но в любом случае сходство подходов очевидно. В частности, они уделяют принципиальное внимание функционированию политических институтов, политических норм и принципов.
  В ходе взаимодействия компонентов и формируется механизм функционирования политической системы. Партии, опираясь на определенное социально-политическое мировоззрение (идеологию), стремятся "войти" в систему государственных органов и участвовать в формировании государственной политики общественных преобразований. Общественно-политические движения, действуя по аналогии с партиями, концентрируют свое внимание на решении наиболее актуальных "сегодняшних" проблем общественного развития. Общественно-политические организации участвуют в политической жизни, чтобы не допустить ущемления интересов своих членов. Государственные органы, аккумулируя предлагаемый ими научно-практический потенциал, определяют политический курс своей страны и осуществляют его на практике. Работа механизма обеспечивает выполнение присущих политической системе основных функций.
  1. Определение целей и приоритетов развития общества.
  2. Регулирование общественно-политической деятельности (посредством установления "правил поведения" субъектов, соответствующих общественным интересам).
  3. Легитимизация результатов (с точки зрения укрепления доверия населения к политическим институтам, а главное - к государству).
 Тема 4. Политические организации: понятия и функции
  Политические организации являются одним из важнейших компонентов политической системы. Среди них особое положение занимают политические партии.
  Партия в переводе с латинского означает "часть". И действительно, они объединяют в своих рядах лишь часть представителей какой-либо социальной группы, слоя или общества. Первые политические партии, известные истории, возникли в Древней Греции. Они представляли собой немногочисленные, неустойчивые и организационно неоформленные группировки, выражавшие интересы различных течений класса рабовладельцев. Организации подобного рода существовали и в средние века. Однако в условиях политического устройства того времени они не могли играть сколько-нибудь значительной роли. Политические партии в современном смысле впервые возникли в Европе в связи с буржуазными революциями, с появлением парламентаризма как формы организации и осуществления государственной власти, постепенно эволюционизируя от политических клубов (например, якобинский клуб, клуб кордельеров и т.д.) к избирательным комитетам (специализировавшихся на проведении избирательной компании по отдельному депутату).
  В политической науке наиболее широкое применение получили следующие, дополняющие друг друга, определения политической партии:
  - организация, имеющая политическую программу развития общества и добивающаяся поддержки населения в целях участия в формировании и осуществлении государственной политики.
  - организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
  Вариант развития, предлагаемый партией обществу, именуют Программой партии. Она содержит политическую, экономическую, социальную, культурную характеристику общественного идеала, в формировании которого партия видит смысл своей деятельности. Решение выдвигаемых партиями задач, требует определенного времени и осуществляется посредством формирования и работы организационных структур партии - руководящих органов и низовых партийных организаций. Их права, обязанности и компетенция (в том числе и в отношении рядового члена партии) закрепляется в Уставе. Таким образом, главными отличительными чертами партии являются создание на неопределенный срок и стабильность идеологии.
  В настоящее время в различных странах мира сложилось множество, трудно подающихся анализу, политических партий. Однако этот "беспорядок" кажущийся, так как партии достаточно легко классифицируются (правда, по достаточно большому количеству признаков).
  1. По социальной базе:
  * классовые (буржуазные, крестьянские, рабочие);
  * социальных слоев и групп (фермерские, интеллигенции и пр.);
  * нескольких классов (национально-освободительные, национальные и пр.).
  2. По идеологии:
  * идейно-политические (руководствующиеся теми или иными идеологическими принципами) (консервативные, реформистские, революционные, реакционные);
  * прагматические (меняющие идеологию в зависимости от складывающейся общественно-политической ситуации).
  3. По принципам организации:
  * кадровые (немногочисленные, с четко оговоренными принципами членства);
  * массовые;
  * формальные (с принципами членства, закрепленными в документах);
  * неформальные;
  * основанные на неопределенных принципах.
  4. По месту в политической системе и государстве:
  * легальные;
  * нелегальные;
  * правящие;
  * оппозиционные.
  5. По политической направленности:
  * монархические;
  * фашистские;
  * коммунистические;
  * анархистские;
  * национально-освободительные.
  6. По месту в политическом спектре:
  * "левые";
  * "правые";
  * "центристские".
  Общественно-политические движениями (ОПД) являются организации, создаваемые для решения определенной политической задачи, обладающие соответствующей программой, участвующие в политической жизни и имеющие для этого поддержку достаточного для этого количества населения страны.
  ОПД имеют несомненное сходство с политическими партиями:
  - играют сходную роль в политической жизни общества;
  - формируют свое представление о перспективах общественного развития;
  - стремятся к участию в осуществлении политической власти.
  Но между общественно-политическими движениями и политическими партиями есть существенные различия:
  - движения создаются для решения конкретной, определенной политической задачи (ее смысл выражается, как правило, в самом названии движения);
  - более неоформленная даже по сравнению с неформальными партиями организационная структура;
  - завоевание власти не является главным условием осуществления программы (власть для ОПД - не самоцель).
  Общественно-политическими движениями являлись "Демократический выбор России" (1989г.; задача: избрание в качестве народных депутатов граждан с демократическими взглядами), "Движение демократических реформ" (1990г.; задача: противодействие отклонениям официальной власти от проведения рыночных реформ), "Трудовая Москва", "Трудовая Россия" (1991г.; задача: противостояние преобразованиям, умаляющим социальный статус "человека труда").
  Общественно-политические организации (ОПО) представляют собой объединение людей, относящихся к определенной социальной группе, которые через свои организационные структуры участвует в политической жизни в целях защиты и обеспечения интересов данной социальной группы. Их отличия от других субъектов политической системы заключаются в более ограниченном политическом пространстве деятельности (партии и движения: все общество в целом; организации - ее члены) и масштабах решаемых задач (партии и движения стремятся к проведению преобразований, затрагивающих все общество; организации - только в контексте интересов своих членов). Деятельность общественно-политических организаций регулируется Уставом или Положением. Данные документы определяют главные цели их существования; способы их достижения; организационную структуру объединения. Как и остальные субъекты политической системы, они могут выступать учредителями средств массовой информации.
  К ОПО можно отнести Российский союз ветеранов войны в Афганистане, Союз выпускников кадетских корпусов и суворовских училищ и т.д.
  Партии, движения и организации выполняют аналогичные функции:
  - обеспечения учета интересов общественных групп в деятельности государственных органов;
  - формирования общественного мнения;
  - обеспечения взаимодействия общества и государства;
  - формирования идеологических доктрин;
  - борьбы за власть и ее осуществление;
  - выдвижения политического лидера;
  - определения политического курса.
 Тема 5. Политический режим
  Политический режим выражает обстановку, атмосферу, определенную среду политической жизни в стране. Рождаясь в сфере политики, он распространяет свое влияние далеко за ее пределы, накладывая существенный отпечаток на всю общественную жизнь. В связи с этим он не может не воздействовать и на то, что мы называем личной жизнью.
  Политический режим образно характеризует атмосферу политической власти, представляя собой совокупность политических отношений, политической идеологии, господствующих в конкретном обществе, а также методов, используемых государственной властью в своей деятельности. Он как бы задает способы и пути властвования, определяя алгоритм работы государственного аппарата.
  Проблема анализа сущности политических режимов издавна волновала человечество. Еще Платон предложил один из первых способов их типологизации:
  - монархия ("правит один хороший человек") - тирания ("правит один недостойный человек");
  - аристократия (правят несколько хороших людей) - олигархия (правят несколько недостойных людей);
  - демократия (худший из политических режимов).
  Последователь и ученик Платона Аристотель уточнил схему учителя:
 Количество людей,
  наделенных властью Правители правят В интересах народа В собственных интересах Один монархия Тирания Немногие аристократия Олигархия Многие полития Демократия Оценка "чисты" "испорчены" В современной науке выделяют четыре основных типа политического режима: демократический, диктаторский, авторитарный и тоталитарный.
  Демократический политический режим получил свое название от понятия "демократия", означающего в переводе с древнегреческого "народовластие" или "власть народа". Существуют две формы народовластия - непосредственная и представительная демократия.
  В условиях непосредственной демократии народ осуществляет государственную власть "напрямую", без посредников. В современной обстановке непосредственная демократия реализуется посредством проведения референдумов и плебисцитов, когда тот или иной политический вопрос решается всенародным голосованием, а также проведением выборов органов государственной власти. На рассмотрение референдума или плебисцита выносятся проекты Конституции страны, вопросы, связанные с поддержкой того или иного политического курса или политического лидера персонально.
  Для проведения выборов в любом обществе формируется избирательная система, включающая правила и приемы, обеспечивающие организацию власти, участие общества в формировании государственных органов, выражения населением своей воли. Посредством выборов могут формироваться не только государственные органы, но и органы местного самоуправления. К участию в них допускаются далеко не все население, поскольку в каждой стране действует определенная система цензов (могут быть возрастными, имущественными, национальными, социальными и т.п.), не допускающая на избирательные участки определенные категории граждан. Круг лиц, наделенных избирательными правами, называют электоратом (от англ. Elect - выбирать, избирать). Наиболее свободная система выборов опирается на принципы всеобщего избирательного права, предполагающего участие в них совершеннолетних граждан, независимо от пола, здоровья (за исключением признанных недееспособными), судимости (если по приговору суда они не лишены избирательных прав), социального положения, состояния, профессиональных занятий, цвета кожи, национальности, религиозных убеждений, принадлежности к языковой группе и длительности пребывания в стране гражданства.
  Все разнообразие избирательных систем можно свести к трем основным видам.
  Мажоритарная избирательная система базируется на принципе избрания кандидата, набравшего простое большинство голосов (50 % от участвовавших в голосовании плюс один голос). Пропорциональная избирательная система обеспечивает распределение кандидатских мандатов строго пропорционально числу полученных на выборах голосов. Избирательная система представительства меньшинства устанавливает соответствующие "квоты" на получение мандатов политическим партиям и движениям, участвующим в избирательной компании.
  Наиболее ярко сущность демократии определена А. Линкольном: "Демократия - это правление народа, избранное народом и для народа".
  Таким образом, демократическим является политический режим, при котором устанавливается и осуществляется на практике народовластие, закрепленное в законах свободы и равноправия граждан. Его основными признаками являются:
  * признание народа высшим источником власти;
  * выборность основных органов государственной власти;
  * равноправие граждан (прежде всего в избирательных правах);
  * подчинение меньшинства большинству при принятии решений;
  * свободные от цензуры средства массовой информации;
  * "силовые структуры" (армия, полиция, органы госбезопасности), находятся под демократическим контролем общества и используются только по прямому предназначению, их деятельность регулируется соответствующими законами;
  * при принятии решений доминируют методы убеждения и компромисса, во всех сферах общественной жизни господствует закон.
  Основой формирования демократического политического режима выступают политический плюрализм (от лат. pluralis - множественный; означающий участие в политической жизни различных, разнородных политических организаций), разделение властей, правовое государство, реальность соблюдения (а не провозглашения) прав человека.
  Демократический политический режим не является идеальным, поскольку может "оставлять за бортом" мнение значительных масс избирателей (до 49 %), а также сформировать во властных структурах представление о непогрешимости и безупречности проводимого политического курса. В этой связи можно согласиться с мнением У. Черчиля, отмечавшим: "... демократия - худшая из всех форм правления, за исключением всех остальных". Действительно, она обладает рядом несомненных достоинств: позволяет осуществлять быструю, а главное мирную смену власти, не отвечающей народным интересам, и "приучает" власть руководствоваться принципом уважения к человеку в своей практической деятельности.
  Диктаторский политический режим является противоположным по сущности демократическому режиму. Его основой выступает установление диктатуры (от лат. dictatura) - неограниченной власти, осуществляемой строго ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого или используемая социально-политическая идея, дает определение виду диктаторского правления. Например, диктатура лица (цезаризм, бонопартизм), группы лиц (военная хунта), партии или класса.
  Признаками, характеризующими диктатуру являются:
  * узурпация (от лат. usurpatio - противозаконный захват) власти вследствие политического или экономического кризиса;
  * сосредоточение всей полноты государственной власти в руках одного лица или группы лиц;
  * отсутствие разделения властей;
  * сужение, а чаще всего полная ликвидация политических свобод;
  * опора власти на "силовые" структуры.
  Сущность диктаторского политического режима нельзя оценить однозначно. Ему присуще "жесткость" проведения политического курса, репрессивные меры в отношении оппозиционно настроенной части общества (предпринимаемые зачастую с нарушением процессуальных процедур и прав человека), отсутствие контроля над властью со стороны общества. Как правило, диктаторские режимы представляют реальную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества. Тем не менее, во время диктатуры складываются наиболее благоприятные условия для удержания общества от перехода в состояние хаоса, концентрации общественного потенциала и ресурсов государства на борьбу с агрессией, стихийными бедствиями, голодом и тому подобными явлениями, а также проведения прогрессивных реформаторских преобразований.
  Тоталитарным (от фр. Totalitair - всеобщий, полный) политическим режимом называют политическое устройство, при котором в условиях отсутствия политических свобод и оппозиции обеспечивается полный контроль за всеми сферами общественной жизни со стороны государственных органов, на основе военно-полицейского террора и духовного порабощения населения. Для него характерны:
  * однопартийная система, господство единственной массовой партии, лидер которой одновременно является лидером государства;
  * единственно разрешенная властями и обязательная для населения идеология;
  * монополия (от греческого "исключительное право на что-либо") партии и государства на средства массовой информации;
  * права и свободы носят декларативный характер, отсутствуют гарантии и механизмы их реализации;
  * основа экономики - крупная собственность;
  * неподконтрольность обществу "силовых" структур;
  * разветвленная система политической полиции, систематический террор и всеобщий контроль за жизнью населения;
  * монопольный контроль государства над всеми сферами общественной жизни;
  * доминирующим методом управления является насилие;
  * централизованный характер управления экономикой.
  Тоталитарные режимы дифференцируют на праворадикальные (фашистские) и леворадикальные (коммунистические).
  В условиях тоталитаризма общество, личность как обособленные от государства явления не существуют. Огосударствлению подвергается все: от экономики до человеческого быта. Признается лишь один интерес - интерес государства, отождествляемый с общественным, другие интересы общества и личности отвергаются.
  Авторитарным (от лат. auctoritas - влияние, вес) политическим режимом называют политическое устройство, при котором власть осуществляется конкретным лицом (лицами) при минимальном участии народа.
  Авторитарный политический режим характеризуется несколько иными признаками:
  * концентрация власти в руках одного лица или ограниченного круга, возможности проникновения в которую определяются решением входящих в нее лиц;
  * осуществление политической власти в основном методами применения силы и угрозы применения силы;
  * установление определенного политического плюрализма, но с четко определенными границами, недопущение реальной политической борьбы за власть;
  * ограничение и регламентация прав граждан;
  * ограничение свободы средств массовой информации;
  * сохранение относительно независимых от государственного контроля сфер общественной жизни (экономика, быт и пр.).
  Диктаторский, тоталитарный и авторитарный политические режимы объединяет один общий признак: применение силы или угроза ее применения по отношению к оппозиционно настроенным частям населения.

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу