<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Тема 6. Политическая идеология
  Понятие идеология в переводе с древнегреческого означает "учение об идеях". Так определяют систему взглядов и идей, выражающих отношение к окружающей действительности, совокупность настроений, интересов, намерений больших и малых групп людей в определенный отрезок времени. Политическая идеология ограничивается политической сферой общественных отношений и является неотъемлемым компонентом политической системы.
  Этот термин ввел в политический и научный оборот французский философ А.Л.К. Лестют де Граси в работе "Элементы идеологии".
  Существование идеологии имеет два основных аспекта: теоретический и практический. Первый представляет собой структурное оформление соответствующих взглядов в ту или иную теорию или идеологическое учение. Их спектр весьма широк и разнообразен. Одной из самых ранних идеологических форм является традиционализм, сформировавшийся во Франции в XVII в. как религиозно-монархическое учение, защищавшее сформировавшиеся к тому времени в Европе духовные ценности от влияния идей просвещения. В Англии XVIII в. на его основе оформился консерватизм (от лат. conservatio - сохранение, сбережение, спасение) - политическая философия, ориентированная на сохранение традиционных устоев общественной жизни, сложившихся морально-этических ценностей, отрицание необходимости революционных изменений, недоверие к народным движениям. В политической области консерватизм предполагает укрепление сложившейся структур и систем, их дальнейшее совершенствование на основе принципа саморазвития.
  Другой основополагающей идеологической теорией является либерализм, предполагающий такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных законодательством, понимаемом как обобщение естественных потребностей цивилизованных людей.
  Основу идеологии либерализма составляют следующие положения.
  1. Абсолютная ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей.
  2. Автономия человеческой личности.
  3. Существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность и т.д.).
  4. Договорный характер государства и его отношений с обществом.
  5. Верховенство народа во всех сферах общественной жизни.
  С усложнением общественных отношений, а главным образом вследствие развития науки человечество непрерывно вырабатывает все новые и новые представления об обществе, оформляющиеся в идеологические теории. Данный процесс имеет непрерывный характер и развивается одновременно с развитием общества. Но именно консерватизму и либерализму было суждено стать своеобразным фундаментом новых политических учений.
  В XIX в. идеологический спектр пополнился идеями утопического и научного социализма, марксизма, анархизма, революционной демократии, народничества, множеством других, носящих локальный характер, теорий. В XX в. сформировались фашизм, коммунизм, экзистенционализм, бихевиоризмом и другие трудно поддающиеся учету представления о сущности и перспективах развития общества. Характерным для современности явлением стало обновление традиционных идеологий, появление их неклассических форм: неомарксизма, неоконсерватизма, неолиберализма.
  Идеологический спектр любого современного общества широк и многообразен. Он включает практически все известные на сегодня идеологические течения. Но в зависимости от его состояния (действия множества политических, экономических, социальных и др. факторов) лишь некоторые из них приобретают очертания, достаточные для влияния на определение перспектив общественного развития, поскольку реализуются на практике в деятельности соответствующих политических партий, движений и союзов.
  Таким образом, политическая идеология как слагаемое политической системы общества является тем резервуаром, из которого они черпают идеи для разработки предлагаемых населению партийных программ.
 Тема 7. Государство
  Государство выступает в качестве важнейшей составной части политической системы. Обыденное сознание отождествляет этот термин с понятием страна, являющимся политико-географическим образованием. Но с точки зрения сугубо политической, государство является организацией, управляющий обществом.
  Общественная мысль не смогла прийти к согласию в вопросе о причинах возникновения государства, разработав множество теорий, по-разному моделирующих этот процесс.
  Теологическая (от гр. theos - бог, logos - учение ) или религиозная теория (ее автором можно считать любого основоположника мировой религии) объясняет происхождение и развитие государства с точки зрения осуществления божественного замысла. Патриархальная теория, разрабатываемая Аристотелем и русским социологом Николаем Михайловским, усмотрела причины этого процесса в разрастании семьи. Договорная или естественно-правовая теория (Г Гроций, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Руссо) видела источник формирования государственной власти в общественном договоре - соглашении народа с потерей части своей свободы в обмен на гарантии безопасности. Органическая теория (Г. Спенсер) отождествила строение и функции государства и живого организма. Теория насилия (Е. Дюринг, К. Каутский) отстаивала тезис о возникновении государства в результате применения внутреннего (завоевание политического и экономического господства одной частью общества над другой) или внешнего насилия (завоевание одного народа другим). Психологическая теория (Л. Петражицкий) главную причину усматривала в психологической потребности людей жить в организованном обществе. Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) рассматривала государство как результат действия объективных экономических законов развития общества.
  Признаки, присущие государству:
  1. Наличие публичной, то есть отделенной от общества существующей и действующей автономно от него: совокупности аппаратов управления (правительства, парламент и т.д.) и подавления (армия, полиция и пр.), выступающих носителями государственной власти. Оба аппарата располагают собственной "публичной" материальной базой - имуществом и доходами.
  2. Административно-территориальная организация населения: с целью оптимальной организации управления страна разделяется на особые территориальные единицы,
  3. Государственный суверенитет (от фр. souverain - властитель, единственный правитель): независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и за ее пределами, выражающаяся в монопольном праве самостоятельно и свободно решать свои дела. Это понятие сформировалось в период противостояния светской и религиозной власти, длительное время оказывающей принципиальное воздействие на осуществление государственных дел.
  Сущность суверенитета проявляется двояко:
  - внутренний суверенитет: монопольное права государства на управление внутри страны в пределах всей ее территории;
  - внешний суверенитет: самостоятельность в международных делах, недопустимость вмешательства других стран во внутренние дела, кроме случаев, предусмотренных международным правом.
  Государственный суверенитет следует отличать от народного и национального суверенитетов. Народный суверенитет заключается в признании народа высшим источникам власти, наделение его правами самостоятельного решения вопросов собственного развития. И в этом смысле он доминирует над суверенитетом государства. Национальный суверенитет есть право нации на самоопределение. В настоящее время этот принцип почти не используется в строительстве систем права и носит в основном политический характер.
  Государственный суверенитет опирается на ряд политических (существовании стабильного государства и эффективно функционирующей политической системы), экономических (владение территорией и собственностью), социальных (наличие объединяющих населении истории и культуры) и правовых (развитое законодательство) условий.
  4. Наличие налоговой системы: она является неотъемлемой чертой государственной организации общества и используется не только для обеспечения суверенитета (посредством финансирования обороны, госаппарата, спецслужб), но и для развития образования, культуры, медицины и т.д.
  5. Наличие законодательства - системы юридических норм, при помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства.
  6. Политический характер: государство призвано осуществлять управление обществом.
  Итак, государство - это особая политическая организация, располагающая аппаратом управления и подавления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны, обладающая суверенитетом, законодательством и взимающая налоги с целью перераспределения национального дохода.
  Для нормального и длительного существования государство должно обладать следующими чертами:
  - законностью, т.е. соответствием его образования, существования и функционирования требованиям законодательства;
  - легитимностью, т.е. соответствием не только юридическим, но и социальным основаниям (соблюдение прав и свобод человека, гуманизм, доверие со стороны населения) деятельности.
  Любое государство выполняет нижеперечисленные функции:
  Внутренние функции характеризуют госполитику, проводимую внутри страны. Их подразделяют на:
  - охранительные, заключающиеся в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых законодательством общественных отношений;
  - регулятивные, направленные на организацию эффективно функционирующей экономики (экономические, социальные, финансового контроля и пр.).
  Внешние функции отражают международную деятельность государства, его взаимоотношения с другими странами. Международное сотрудничество строится в двух направлениях: внешнеполитическом и внешнеэкономическом. Внешнеэкономическое взаимодействие государство строит в направлении получения выгод экономического характерам от торговли с соседями. Внешнеполитическая деятельность имеет целью создать наиболее благоприятные условия для реализации государством внутренних функций и осуществления международного сотрудничества. Более того, вся система государственных функций призвана обеспечивать неуклонное развитие личности и общества.
 Тема 8. Форма государства
  Политическая карта мира насчитывает около 200 различных государств, обладающих одинаковой сущностью и выполняющих аналогичные функции. Тем не менее, в нашем сознании они не сливаются в однотипные политические образования, а существуют самостоятельно, поскольку каждое из них обладает не только общими, но и специфическими чертами. Одним из них является форма, то есть определенная совокупность внешних признаков.
  Форма государства есть определенный способ организации государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и государственном режиме.
  Таким образом, форма государства насчитывает три грани: форму государственного правления, форму государственного устройства, форму политического режима; комплексный анализ которых необходим для полного понимания сущности конкретной страны (как известно содержание и форма любого явления существуют в диалектическом единстве, взаимно определяя и дополняя друг друга). Грани формы, точнее, их разновидности, также находятся в отношениях определенного взаимодействия, которые будут рассмотрены в конце данного раздела.
 8.1. Форма государственного правления
  Формой правления называют порядок образования и структуру высших органов государственной власти, распределение полномочий между ними, а также их взаимодействие друг с другом.
  В соответствии с этим государства подразделяются на монархии и республики.
  Монархия (от гр. monarchia - единовластие) - это форма государственного правления, при которой высшая власть принадлежит одному лицу - монарху, который получает ее в порядке наследования.
  Монарх (от гр. monarchos = monos - один + archos - правитель) - обобщенное определение лица, находящегося во главе монархии, именуемый в различных странах по-разному: царем, королем, фараоном, султаном и т.д.
  Признаки, присущие монархии:
  * монарх осуществляет единоличное правление;
  * власть монарха считается священной (дарованной Богом или Высшими силами);
  * монарх олицетворяет собой государство, выступая во внутренних и международных делах как его глава;
  * монарх независим в определении политического курса;
  * его правление бессрочно и оканчивается физической смертью монарха.
  Монархией по форме правления являются такие государства как Антигуа и Барбуда (столица Г. Сент-Джонс), Бельгия (ст. г. Брюссель), Бутан (ст. г. Тхимпху), Бахрейн (ст. г. Манама), Иордания (ст. г. Амман), Непал (ст. г. Катманду), Голландия.
  По своей сущности монархия может быть абсолютной, дуалистической (ограниченной), парламентской и теократической.
  Абсолютная монархия - это форма государственного правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну, выполняет другие государственные функции без всякого контроля со стороны кого бы то ни было. В прошлом абсолютная форма правления функционировала в Московском государстве времен опричнины Ивана Грозного, Российской империи Петра Великого, Во Франции при Людовике XIY. В современных условиях данная форма успешно функционирует в Объединенных Арабских Эмиратах (с оговоркой ее присутствия внутри каждого из семи эмиратов, составляющих это государство: Абу-Даби, Дубай, Аджман, Шардка, Рас-эль-Хайма, Умм-эль-Кайвайн, Эль-Фуджейра), Омане (ст. г. Маскат), Катаре (ст. г. Доха), Саудовской Аравии (ст. г. Эр-Рияд), Свазиленде (ст. г. Мбабане).
  Дуалистическая (от лат. dualis - двойственный) монархия - это форма правления, при которой полномочия по управлению государством исполняются монархом во взаимодействии с выборными представительным органом (парламентом). Дуалистическая монархия является переходной формой от абсолютной к парламентской монархии, складывающейся в период ослабления феодальных отношений в условиях неспособности формирующейся буржуазии властвовать самостоятельно.
  Признаки дуалистической монархии:
  * наличие двухпалатного парламента, структура которого наглядно иллюстрирует соотношение политических сил в стране (нижняя палата избирается народом; верхняя палата - назначается монархом);
  * существование правительства, несущего политическую ответственность перед монархом;
  * наличие у монарха права вето на принимаемые парламентом законы.
  Вето (от лат. veto - запрещаю) означает отказ главы государства подписать и ввести в действие законопроект, принятый парламентом. Оно существует в двух формах: абсолютной, означающей окончательное отклонение законопроекта и относительной (суспензивной), создающей возможности превращения законопроекта в закон без согласия монарха, но после повторного обсуждения и принятия парламентом.
  Парламентская монархия - это форма правления, при которой формально институт главы государства в лице монарха сохраняется, не оказывая серьезного влияния на деятельность других органов государственной власти, сосредотачивающих в своих руках реальные государственные полномочия.
  Признаки парламентской монархии:
  * правительство страны формируется лидером (ставленником) партии, победившей на парламентских выборах, монарх формально утверждает состав правительства;
  * правительство несет политическую ответственность перед парламентом;
  * монарх имеет право отлагательного вето;
  * монарх может обладать правом роспуска парламента (в ограниченных и определенных законодательством случаях);
  * частная жизнь монарха (бюджет, церемониал и пр.) регулируется парламентом;
  * повеления монарха вступают в силу после проведения соответствующим правительственным министром процедуры контрассигнации.
  Контрассигнация (от лат. contra - против + signar - подписывать) министром производится в форме подписания им документа, исходящего от монарха, означающее принятие на себя политической и юридической ответственности за последствия действия документа.
  В условиях парламентской монархии глава государства "царствует, но не правит", его пост становится номинальным. Наличие этого государственного института обуславливается действием национальных традиций, особенностями политической борьбы внутри государства, стечением определенных исторических обстоятельств.
  В настоящее время парламентская монархия существует в Австралийском Союзе (ст. г. Канберра), Андорре (ст. г. Андорра-ла-Велья), содружество Багамы (ст. г. Нассау), Великобритании (ст. г. Лондон), Дания (ст. г. Копенгаген), Западном Самоа (ст. г. Апиа), Иорданском Хашимитском Королевстве (ст. г. Амман), Испании (ст. г. Мадрид), Камбодже (ст. г. Пномпень), Кувейте (г. Эль-Кувейт), Лесото (ст. г. Монровия), Лихтеншейне (ст. г Вадуц), Люксембурге (ст. г. Люксембург), Нидерландах (ст. г. Амстердам), Новой Зеландии (ст. г. Веллингтон), Норвегии (ст. г. Осло), Марокко (ст. г. Рабат), Монако, Папуа-Новая Гвинея (ст. г. Порт-Морсби), Сент-Винсент и Гренадины (ст. г. Бастер), Сент-Люсия (ст. г. Кастри), Сент-Китс и Невис (ст. г. Бастер), Соломоновых островах (ст. г. Хониара), Таиланде (ст. г. Бангкок), Тонге (ст. г. Нукуалофа), Тувалу (ст. г. Фунафути), Швеции (г. Стокгольм), Японии (ст. г. Токио), Ямайке (ст. г. Кингстон).
  Теократическая монархия (от лат. Teo - бог + kratos - власть) - особая и достаточно редкая форма государственного правления, при которой верховная законодательная и исполнительная власть в государстве принадлежит главе церкви. Такую форму правления имеет Ватикан (город-государство, расположенный в г. Риме).
  Республика (от лат. Respublika - общественное дело, государство) - это форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту, одновременно с которыми существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.
  Признаки республики:
  * наличие высших выборных органов государственной власти;
  * разделение властей;
  * определенная законом процедура принятия органами государственной власти решений;
  * высокий авторитет судебной власти;
  * деятельность муниципального самоуправления регулируется законодательно;
  * возможность реального участия граждан в управлении государством и оказания ими влияния на принятие решений.
  Республики также подразделяют на несколько видов: парламентскую, президентскую, смешанную и теократическую.
  Парламентская республика - это форма государственного правления, при которой высшая власть формально принадлежит президенту, но его роль в управлении государством и обществом носит номинальный характер, поскольку реальные властные полномочия сосредоточены в парламенте.
  Признаки парламентской республики:
  * верховенство власти парламента;
  * правительство формируется лидером партии, победившей на выборах в парламент;
  * члены правительства несут политическую ответственность перед парламентом;
  * правительство исполняет свои обязанности лишь до тех пор, пока оно поддерживается парламентским большинством;
  * после вынесения парламентом вотума недоверия правительству оно уходит в отставку;
  * президент избирается парламентом.
  Парламентская республика сложилась в Боливии (ст. г. Сукре), Венгрии (ст. г. Будапешт), Гаити (ст. г. Порт-о-Пренс), Гвинее-Бисау (ст. г. Бисау), Сан-Марино и других странах
  Президентская республика - это форма государственного правления, при которой высшая власть сосредоточена в основном в руках президента, обладающего полномочиями главы государства и правительства.
  Признаки президентской республики:
  * Президент назначает правительство, несущее перед ним политическую ответственность;
  * Президент назначает, перемещает, отстраняет, отправляет в отставку членов правительства;
  * Президент избирается народом или коллегиями выборщиков;
  * Президент обладает правом вето на принимаемые парламентом законы;
  * Президент является Верховным главнокомандующим вооруженными силами страны.
  Классическим примером президентской республики являются Соединенные штаты Америки, Бурунди (ст. г. Бужумбура). В подобном качестве можно рассматривать форму правления, сложившуюся в Азербайджане, Армении, Туркменистане, Узбекистане.
  Смешанная республика - это форма государственного правления, при которой государственно-властные полномочия относительно равномерно распределены и исполняются Президентом и парламентом.
  Данная форма правления построена на принципе сочетания основных черт президентской и парламентской республики. К таким государствам можно отнести Францию и Российскую Федерацию, а также Бенин (ст. г. Порто-Ново), Ботсвану (ст. г. Габороне), Бразилию (ст. г. Бразилиа), Буркина-Фасо (ст. г. Уагадугу), Габон (ст. г. Либревиль), Мали (ст. г. Бамако), Нигер (ст. г. Ниамей), Парагвай (ст. г. Асунсьон), Руанду (ст. г. Кигали), Филиппины (ст. г. Манила), Центральноафриканскую республику (ст. г. Банги).
  Теократическая республика - это форма государственного правления, при которой духовным лидером государства является глава церкви, осуществляющий функции управления государством посредством взаимодействия с демократически избранными или назначаемыми им органами государственной власти (парламентом, президентом, избираемым правительством). Подобной формой правления обладает Исламская республика Иран.
  Примечание: некоторые государства включают наименование официальной религии в свое название. Например, Исламская республика Мавритания, Исламская Республика Пакистан).
 8.2. Форма государственного устройства
  Форма государственного устройства есть способ территориального устройства государства, определяющий порядок взаимоотношений центральной региональной и местной властей.
  Различают следующие виды государственного устройства: унитарное, федеративное государство, а также конфедерацию. Большинство государств мира по своему устройству являются унитарными.
  Унитарным (от лат. unitas - единство) называют государство, в котором обеспечивается полное политическое единство его составных частей, так как административно-территориальные единицы не обладают суверенитетом и не располагают собственными органами государственной власти.
  Признаки унитарного государства:
  * Один Основной Закон;
  * единые законодательные, исполнительные и судебные органы;
  * единая система законодательства;
  * единое гражданство;
  * единая денежная единица;
  * единая налоговая и кредитная политика;
  * административные единицы не обладают суверенитетом.
  Федеративным (от лат. foederatio - союз, объединение) является государство представляющее собой союз нескольких государственных образований, заключаемый с целью образования союзного (объединенного) государства.
  Государства, заключившие федеративный договор, именуют субъектами федерации.
  Признаки федерации:
  * территория федерации состоит из территории ее субъектов;
  * верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
  * полномочия высших органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации разграничиваются Основным Законом;
  * субъекты федерации имеют собственные высшие законодательные, исполнительные и судебные органы, а также Конституции;
  * высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру, учитывающую национальные особенности страны.
  Известны две основные формы федерации: территориальная и национальная. Первая из них является наиболее широко распространенной.
  Территориальной федерацией считают государство, субъекты которого не являются суверенными государственными образованиями.
  Организационная форма существования субъектов более чем разнообразна и определяется национальными и историческими особенностями страны: штат, земля, провинция, округ, территория, султанат и т.д.
  Признаки территориальной федерации:
  * субъекты лишены права прямого представительства в международных отношениях;
  * действует запрет одностороннего выхода субъекта из союза;
  * управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.
  К странам с федеративно-территориальным государственным устройством относятся: Австралия (Канберра), Австрия (Вена), Аргентина (Буэнос-Айрес), Бразилия (Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Германия (Берлин), Индия (Дели), Малайзия (Куала-Лумпур), Мексика (Мехико), Микронезия (Паликир), Нигерия (Абуджа), Пакистан (Исламабад), США (Вашингтон).
  Национальной федерацией считают государство, субъекты которого являются национально-государственными образованиями.
  Признаки национальной федерации:
  * объединение субъектов осуществляется по принципу добровольного вхождения в государство;
  * закрепляются гарантии суверенитета больших и малых наций;
  * формирование высших государственных органов частично производится из представителей субъектов федерации;
  * провозглашение и нормативно-правовое закрепление права наций на самоопределение вплоть до государственного отделения.
  Данная форма государственного устройства встречается значительно реже. На ее принципах строился Союз Советских Социалистических Республик и Социалистическая Федеративная Республика Югославия, а в настоящее время Мьянма (Рангун).
  Конфедерация (от лат. confoederatio - сообщество) также встречается очень редко и представляет собой союз государств, каждое из которых сохраняет свой суверенитет.
  Подчеркнем, что этот союз имеет не международно-правовой, а именно государственный характер, так как государства - члены конфедерации объединяются для совместного осуществления ряда направлений государственной деятельности и функций.
  Признаки конфедерации:
  * непрочность связей, объединяющих членов конфедерации;
  * временный характер объединения (как правило, с достижением целей союз прекращает свое существование);
  * отсутствие единой территории;
  * отсутствие единого гражданства;
  * право свободного выхода из союза;
  * предмет ведения союза незначительный круг вопросов;
  * армия состоит из воинских контингентов стран-участниц союза;
  * бюджет конфедерации складывается из добровольных взносов участников.
  Историческое время существования конфедеративных государств непродолжительно, конфедерации имеют переходный характер, являются промежуточным этапом развития государства в федерацию (например, Северная Америка конца века, Германия середины века) или ее распада на несколько унитарных государств (например, конфедерация Египта и Сирии). Исключением в этом ряду составляет лишь Швейцария (Берн).
 8.3. Форма государственного режима
  Государственный режим образно характеризует "атмосферу" осуществления государственной власти, представляя собой совокупность политических отношений, государственной идеологии, господствующих в конкретном обществе, а также методов, используемых государственной властью в своей деятельности. Он определяет способы и формы управления, создавая алгоритм работы государственного аппарата. Выделяют два основных типа государственного режима: демократический и антидемократический.
  Демократический государственный режим обеспечивает широкий круг прав и обязанностей человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление государственной власти только на основании закона.
  Антидемократический государственный режим отвергает демократические принципы и опирается на методы подавления личности, установление диктатуры, огосударствление и милитаризацию общества, применение силы в качестве главного метода управления обществом.
  Интересно, что между различными гранями формы государства существует определенная взаимосвязь, располагающая их в конкретных сочетаниях. Например, монархическим формам правления свойственны унитарные формы государственного устройства в условиях антидемократического государственного режима. Республика строится на основе применения демократических способов управления в условиях федеративного или унитарного государственного устройства.
 Тема 9. Государственный аппарат
  Органами, непосредственно определяющими своей деятельностью характер и сущность государственного режима, является аппарат государственной власти.
  Он представляет собой целостную систему государственных органов, осуществляющих практическую работу по непосредственной реализации функций государства.
  Государственный орган - это составная часть государственного аппарата, имеющая собственную структуру и определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и осуществляющая их в тесном взаимодействии с другими элементами государственного аппарата.
  Государственный аппарат имеет достаточно сложную структуру, объясняющуюся разнообразием регулируемых общественных отношений. Тем не менее, она строится в определенном порядке, по принципу иерархии (от греч. hieros - священный + arche - власть: расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему).
  Но наиболее существенным принципом классификации является их деление по порядку создания и характеру выполняемых задач:
  I. Законодательные, то есть представительные органы, формируемые на основе всеобщего избирательного права, призванные обеспечивать разработку государственных законов (являясь по своей сущности парламентом, они могут иметь разные названия: Федеральное собрание (Российская Федерация), кнессет (Израиль), бундестаг, бундесрат, ландтаг (Германия), Рада (Украина), стортинг (Норвегия), Генеральные штаты (Нидерланды), Народная скупщина (Югославия)).
  II. Исполнительные органы, формируемые парламентом или президентом, с целью обеспечения практической работы по организации исполнения государственного законодательства ( в большинстве стран мира именуются правительством).
  III. Судебные органы: формируемая в особом порядке судебная система государства.
  Особое место в государственном аппарате принадлежит институту главы государства, именуемому Президентом. Его деятельность далеко не ограничивается только руководством исполнительными органами. Одной из главных задач, решаемых президентом, является обеспечение благоприятных условий для эффективного функционирования всей системы государственных органов.
  В соответствии с этой классификацией строятся формы деятельности государственного аппарата.
  1. Правотворческая: разработка и установление норм права посредством издания, изменения и отмены правовых актов.
  2. Правоисполнительная: реализация законодательных норм посредством организации их исполнения и осуществления контроля.
  3. Правоохранительная: охрана и защита закона специально уполномоченными государственными органами путем применения юридических мер воздействия к нарушителям.
  Лица, занятые в государственном аппарате, именуются государственными служащими. Права и обязанности госслужащих, порядок использования ими властных полномочий определяются законом и закрепляются в особом юридическом документе - Положении. Некоторая часть государственных служащих являются одновременно должностными лицами, потому что в силу занимаемой должности имеют властные правомочия и право самостоятельного принятия решений по их использованию. Высшим должностным лицом в государстве является Президент.
  Необходимым условием функционирования государственного аппарата и деятельности его служащих является наличие у них компетенции (от лат. competentia - принадлежность по праву) - определенного соответствующим юридическим документом содержания и объема властных правомочий.
  По содержанию и объему правомочий компетенцию классифицируют следующим образом.
  Общая компетенция - в случае если правомочия охватывают все вопросы, относящиеся к предмету ведения госоргана или должностного лица.
  Специальная компетенция - в случае если круг вопросов предмета ведения госоргана или должностного лица ограничен.
 Тема 10. Правовое государство
  Становление и историческое развитие государства проходило в условиях острых противоречий между властью и обществом. Бесспорным является факт стремления власть предержащих обеспечить себе монопольное право применять властные полномочия по собственному усмотрению. В этой связи использовались самые разнообразные приемы: репрессии против инакомыслящих, "корректировка" законодательства в угоду временным политическим интересам и пристрастиям и т.д.
  Не было редкостью издание законов, противоречащих морально-нравствнным нормам и принципам справедливости.
  Общество реагировало на стремление государства к привилегиям, желание оказаться "выше" закона социальными революциями, мятежами, восстаниями и переворотами. Результатом этих столкновений стало признание сначала суверенитета народа, а затем и суверенитета закона, понимаемом в смысле необходимости ограничения властью своих прав ею же созданными законами.
  Решающим событием, обусловившим осуществление подобных политических преобразований стала разработка Дж. Локком концепции правового государства (1690г., "Два трактата о правлении"). Ему же выпала честь осуществления первой попытки практической реализации собственных теоретических изысканий в Конституции английской колонии Каролина в Америке. Активное участие в разработке этой проблемы принимали И. Кант и В. Гумбольдт. Впервые и наиболее полно идеи правового государства удалось воплотить в Конституции США (хотя аналогичные положения содержались и в Конституции Французской революции, оставшейся на практике не реализованной).
  Основами существования правового государства являются следующие условия:
  - политические: демократический политический и государственный режим;
  - экономические: производственные отношения, предусматривающие разнообразие форм собственности, свободное предпринимательство, отсутствие монополизма и т.д.;
  - социальные: обеспечение соблюдения личных прав и свобод человека, создание условий для реализации своих трудовых и творческих возможностей.
  Правовым государством называют организацию политической власти, основанную на верховенстве гуманного (от лат. humanus - человечный), справедливого закона, действующую в строго определенных законом границах и обеспечивающую социальную и правовую защиту своих граждан.
  Признаки правового государства:
  1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
  2. Взаимная ответственность государства и личности, основанная на действии следующих правовых принципов:
  * "все, что не запрещено индивиду, ему разрешено";
  * "все, что не разрешено власти, ей запрещено".
  3. Законодательное закрепление системы мер, ограничивающих произвол государственной власти, в частности:
  * политической ответственности правительства перед соответствующими органами государственной власти;
  * политическая ответственность депутатов перед избирателями;
  * юридическая ответственность должностных лиц за нарушение законодательства.
  4. Реальная гарантированность прав и свобод личности: в государстве должны быть созданы условия, препятствующие подобным нарушения, а также сформирован механизм защиты прав человека.
  5. Разделение властей: недопущение сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-нибудь из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной с целью предотвращения возможных злоупотреблений с ее стороны.
  Таким образом, правовое государство можно определить как такую организацию политической власти, при которой все аспекты ее функционирования определяются законодательством, а каждый государственный орган, должностное или частное лицо действуют исключительно в пределах, установленных законом.
  Реальность существования правового государства определяется соотношением его идеальной теоретической модели с реальным состоянием государства. Поэтому утверждать, что какой-либо стране в полном объеме удалось решить задачу его строительства неуместно - этот процесс закончится как максимум с устранением преступлений как одного из явлений общественной жизни и, как минимум, с достижением неотвратимости наказания за нарушения закона. Можно лишь утверждать, что различными государствами пройден тот или иной отрезок пути, что в большей или меньшей степени им удалось приблизиться к еще достаточно далекому идеалу.
 Тема 11. Гражданское общество
  Гражданское общество является одной из основ существования правового государства. Но взаимодействие их имеет двусторонний характер: совокупность правового государства и гражданского общества представляет собой систему, составные части которой являются условием существования друг друга.
  Идея гражданского общества уходит своими корнями во времена античности, тот исторический период, которому мы обязаны формированием представлений о гражданстве и гражданине. Первые идеи, касающиеся разработки этих понятий, сложились в период Римской империи, благодаря научным изысканиям Цицерона.
  Римлянин обладал особыми правами, обязанностями, статусом и привилегиями: это был лично свободный человек (не раб), подданный Римской империи (не чужестранец), житель Аппенинского полуострова (а не колоний и провинций), обязанный служить в армии, имеющий право участвовать в управлении государством, и которого нельзя было предать позорной казни (распятию на кресте).
  С течением времени представления о справедливости подобного общественного устройства трансформировались в современную концепцию гражданского общества, автором которой является Т. Гоббс ("О гражданине", "Левиафан"). Он отмечал, что переход от варварского, основанного на принципах всеобщей вражды, к цивилизованному обществу есть объективная закономерность общественного развития. Понять его и способствовать быстрому развитию - прямая обязанность современного государства и просвещенных правителей, призванных силой своей власти водворять в стране мир и порядок, обеспечивать духовное развитие подвластных им людей. Переход к гражданскому обществу - это непрерывное движение от менее совершенного общества к более совершенному, от доцивилизованного состояния человека к цивилизованному. Гражданское общество в этом смысле представляет собой отнюдь не безликую толпу подданных, "союз индивидуальностей", коллектив, члены которого в отношениях друг с другом приобретают высокие моральные качества. В процессе непрерывного взаимодействия личности, общества и государства и происходит становление гражданского общества как общества с развитыми политическими, экономическими, социальными и культурными отношениями, независимого от государства, но взаимодействующего с ним, общества граждан высокого статуса, создающее совместно с государством развитые правовые отношения.
  Гражданское общество неразрывно связано с демократическим политическим режимом, так как основу его существования составляют:
  * легитимность политической власти: доверие к ней со стороны населения, демократическим путем формирующего органы управления;
  * правовое государство, обеспечивающее взаимную ответственность власти и личности;
  * эффективность власти, руководствующейся в своей деятельности общественными интересами.
  В настоящее время наличие гражданского общества является реалией политической жизни большинства построенных на демократических принципах стран мира.
 РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА
 Тема 1. Понятие экономики и эволюция взглядов на ее сущность
  Человек в своем развитии прошел весьма долгий путь эволюции, превращаясь в общественное существо, становясь личностью, благодаря трудовой деятельности. В экономической сфере общественной жизни он выступает одновременно и производителем, и потребителем экономических благ. Человек создает и обеспечивает функционирование все более совершенного производства, которое в свою очередь предъявляет к нему все более и более высокие требования.
  Труд, как полагают ученые, выделил человека из животного мира. В условиях первобытной общины это утверждение очевидно: получить необходимую для жизни пищу, можно лишь затратив определенные усилия. Но что заставило человеческое сознание работать в направлении совершенствования используемых орудий труда: превращение труда в первую жизненную потребность или тягостную, но осознанную необходимость? Видимо, и то и другое одновременно.
  Современная наука трактует понятие труда как особый вид издержек, которые вынужден нести человек, чтобы получить необходимое благо: стремление избежать трудностей заставляет человека трудиться над изобретением все новых и новых материальных благ. Но в любом случае человека и общество невозможно представить вне экономической сферы и, следовательно, экономики.
  Понятие "экономика" имеет древнегреческое происхождение ("oikonоmia"- управление хозяйством) и в буквальном переводе означает науку о домашнем хозяйстве.
  Лишь с начала XV в., благодаря французскому ученому А. Монкретьену, опубликовавшему в 1615 году "Трактат политической экономии", термин "экономика" стал обозначать науку о хозяйственной деятельности в целом.
  Научные воззрения на сущность экономики претерпели с той поры существенную эволюцию.
  I. Определяющей экономической теорией являлся поначалу меркантилизм (от итал. "merkant" торговец; Т. Ман - Англия; Ж.-Б. Кольбер - Франция XV-XVII вв.). Сторонники этой идеи утверждали, что источником богатства общества является сфера торговли (обращения), а не сфера производства. Уровень благосостояния государства определялся ими в пропорциональной зависимости от возможно большего накопления в стране денег, драгоценных металлов, условием которого являлось преобладание вывоза товаров за границу над их ввозом в страну. Суть идеологии меркантилизма, требующей полной свободы торговли и невмешательства государства в экономику, наиболее полно отражает следующее высказывание одного из европейских экономистов: "Предоставьте людям делать свои дела, предоставьте делам идти своим ходом".
  II. В XVII в. несколько однобокие экономические воззрения меркантилистов дополнились новыми теориями.
  Сформировавшаяся во Франции школа физиократов (от греч. "phisis" - природа и "kratos" - власть; Ф. Кене; А. Гюрго) объявила источником богатства землю и земледелие, а земледельческий труд - единственным производительным трудом. В отличие от своих предшественников физиократы перенесли акцент научных исследований из сферы обращения непосредственно на производство продуктов.
  III. В XVIII веке на базе учений меркантилистов и физиократов удалось сформулировать основные положения классической политической экономии. (А. Смит "Исследование о природе и причинах богатства народов", 1776; Д. Рикардо, Англия). Эти ученые рассматривали в качестве основного стимула экономической активности частный интерес. Человек, стремясь к приумножению личного благосостояния, не думает об интересах общества, но "невидимая рука" объективных экономических законов обеспечивает удовлетворение им потребностей окружающих и, следовательно, процветание общества.
  Основой учения А. Смита и Д. Рикардо явились разработанные ими законы и принципы:
  - свободной конкуренции;
  - свободного движения рабочей силы;
  - свободной торговли землей;
  - свободной от государственного вмешательства работы промышленности и осуществления внешней торговли;
  - закона стоимости.
  Главная идея экономистов классической школы сводилась к необходимости создания условий, гарантирующих быструю эволюцию государства с самой низшей ступени варварства до высшей ступени цивилизации: умеренные налоги и терпимость в управлении. В этом случае естественный порядок вещей обеспечит наиболее эффективное функционирование экономики на основе открытых людьми, но действующих объективно законов.
  IV. Определенным этапом развития представлений об экономической сфере стали идеи, выдвинутые так называемыми социалистами-утопистами (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
  Сущность их воззрений легко объясняется происхождением слова утопия (греч. "u" - не, нет; "topos" - место; буквально: место, которого нет), означающим нереальный, лишенный научного обоснования план социальных преобразований. Именно такое название в 1516 г. дал своему сочинению английский гуманист Т. Мор. Он и его довольно многочисленные последователи требовали усовершенствования современной им экономики посредством уничтожения частной собственности, ликвидации различий между умственным и физическим трудом и др. преобразований, осуществляемых мирным путем, на основе достижения согласия просвещенного общества.
  Будущая справедливая система общественного устройства именовалась ими "обществом индустриалов" (Сен-Симон), гармонией (Фурье) или коммунизмом (Оуэн).
  В XIX в. сформировалась новая теоретическая концепция, именуемая марксизмом (К. Маркс - Германия, Ф. Энгельс - Англия). Эти исследователи как и утописты подвергли критике капиталистическую экономику, обосновав на основе выдвинутых ими концепций прибавочной стоимости, противоречия товара, двойственного характера труда, закона стоимости, неизбежность замены капитализма новой общественно-экономической формацией.
  К началу XIX в. окончательно оформилось новое направление экономической теории, названное неоклассическим (А. Маршалл - Англия, "Принцип политической экономии"). В нем обосновалось положение о том, что главным фактором экономики выступает механизм ценообразования, включающий в себя в качестве элементов спрос и предложение.
  Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма (от фр. "marginal" - предельный; К. Менгер, Ф. Визер; Е. Бем-Баверк - Австрия). Основанная на использовании предельных величин (предельная полезность, предельная производительность), эта теория осуществляла анализ экономики с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения.
  В конце 30-х гг. XX столетия получили широкое развитие идеи английского экономиста Джона Кейнса. Разработанные в его книге "Общая теория занятости, процента и денег", они получили название кейнсианства.
  Суть новой теории заключалась в отходе от традиционного способа анализа экономических процессов. Кейнсианство, напротив, рассматривает экономическую ситуацию в целом сквозь призму действия взаимообусловленных макроэкономических показателей: национального дохода, инвестицией, сбережений, потребления и пр. Главным фактором успешного функционирования экономики в этом случае становится обеспечение устойчивого спроса на товары и услуги.
  Следует упомянуть о современных экономических концепциях. Широкое развитие в XX в. получила теория институционализма (от лат. "institutum" - учреждение, устройство), трактующая понятие институт в самом широком смысле: государство, социальные и юридические нормы, предприятия, учреждения и т.п. организации, и полагающая, что основой экономического развития являются юридические отношения и институты.
  В последние годы сложилась очередная модификация институционализма - неоконституционализм (или новая институциональная экономика).
  В заключение следует подчеркнуть, что все без исключения экономические теории следующим образом отвечали на главный вопрос, интересующий общество: "В чем заключается источник общественного богатства?":
 меркантилизм физиократы классическая экономическая теория марксизм маржинализм неоклассическая школа Кейнсианство деньги, торговля земля, природа труд труд наемных рабочих выбор отдельного субъекта рыночный механизм: спрос и предложение рынок - макроэкономическое регулирование Тем не менее, очевидно, что несмотря на обилие экономико-теоретических концепций, на практике экономика присутствует там, где люди в своем поведении руководствуются экономической логикой - наиболее эффективного использования имеющихся в их распоряжении ресурсов. Подобная схема поведения предполагает наличие и доминирование в обществе в качестве приоритетной ценности объем экономического благосостояния, находящегося в собственности конкретного индивида. Результатом подобного поведения в глобальном масштабе становится рост благосостояния людей и общества в целом.
 Тема 2. Элементы экономики и воспроизводственный цикл
  Главным признаком, по которому экономику можно выделить из других сфер общественной жизни является производство материальных благ, удовлетворяющих те или иные потребности людей. В обыденном, житейском сознании эти понятия считаются синонимами. Однако такие рассуждения не совсем точно отражают реальное положение вещей, поскольку экономика появляется тогда, когда складываются естественные механизмы, определяющие закономерности ее функционирования.
  В рабовладельческом и феодальном обществе ее не существовало, поскольку производство в этих общественных системах было основано на применении насилия и других внеэкономических методах.
  Производство материальных благ есть основа биологического существования общества, поэтому его понимают как целесообразную деятельность людей, направленную на удовлетворение их потребностей. Таким образом, экономику можно определить как производственную систему, обеспечивающую создание необходимых обществу жизненных благ.
  Данная система состоит из следующих основных взаимодействующих друг с другом элементов:
  1) людей (человека), выступающих в качестве производителей, потребителей и управленцев, обеспечивающих взаимодействие первых и вторых;
  2) природы, являющейся с точки зрения экономической не средой обитания, а источником необходимых ресурсов;
  3) "искусственной природы", объединяющей то, что создано человеком и используется им в производстве;
  4) инфраструктуры, включающей объекты, обеспечивающие функционирование производства и необходимые условия для человеческой жизнедеятельности. Различают производственную и социальную инфраструктуры;
  5) предметы потребления - конечный результат производственной деятельности: материальные и нематериальные блага;
  6) информация, заключающейся в наличии знаний и сведений, необходимых для организации производства.
  Человеческие потребности нуждаются в непрерывном удовлетворении, поэтому производственный процесс не заканчивается изготовлением определенного продукта, а повторяется вновь, поэтому правильнее будет именовать его процессом воспроизводства.
  Производственный (воспроизводственный) цикл включает ряд взаимосвязанных стадий:
  - непосредственно производство (т.е. создание продукта);
  - потребление: условно его разделяют на личное и производственное. В ходе личного потребления человек обеспечивает свою жизнедеятельность посредством использования товаров и услуг. Производственное потребление означает их расходование с целью получения новых товаров;
  - распределение: предполагающее распределение результатов производства посредством определения доли и объема продукта, поступающего в потребление. В обществе распределяются не только товары и услуги, но и различного рода ресурсы. На первый взгляд, доля каждого человека, которую он получает в результате распределенных отношений прямо пропорциональна количеству создаваемых благ (чем больше пирог, тем более увесистый кусок получит каждый участник застолья), однако эта зависимость может нарушаться сложившимися в обществе отношениями собственности.
  - обмен: на этой стадии производственного цикла происходит доставка продукта субъектам экономической деятельности, осуществляемая в современных условиях в форме обмена товарами. Функции посредника во всем многообразии обменных операций выполняют деньги.
  Наглядно проследить наличие производственных стадий можно на примере фермерского хозяйства: крестьянин вырастил урожай (производство), затем разделил его на две части (большую, предназначенную для реализации на рынке - обмен, и меньшую запланированную к употреблению в пищу его семьи - потребление. Полученные от продажи урожая на рынке деньги он истратил на приобретение (распределение) других вещей, необходимых в хозяйстве (одежда, книги, техника и пр.). В следующем году перечисленные выше действия повторяются: производство - обмен - распределение - потребление - производство. Причем четко оформленных границ, отделяющих одну стадию от другой не существует, некоторые из них могут осуществляться одновременно, но безусловным фактором является необходимость постоянного повторения стадий, так как потребление общества не должно прекращаться.
  Отношения, возникающие по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ называют экономическими. В зависимости от формы их принято классифицировать следующим образом.
  1. По месту в производственном цикле, отношения:
  - производства;
  - распределения;
  - обмена;
  - потребления.
  2. По характеру их связи с воспроизводством:
  - технико-экономические;
  - отношения собственности;
  - организационные.
  Решающее значение среди экономических отношений принадлежит отношениям собственности.
 Тема 3. Факторы производства и экономические ресурсы
  Итак, для того, чтобы начать производство, требуется наличие двух условий: того, из чего будут производить и тех, кто будет производить. Условия, необходимые для движения по стадиям производственного цикла, именуют факторами производства. При всем многообразии их можно разделить на две основные группы: вещественные и человеческие. Но это разделение выглядит чересчур обобщенно.
  В настоящее время в экономической науке сложились два подхода к конкретизации производственных факторов.
  Первый подход относит к ним производительные силы:
  - систему объективных и субъективных факторов производства, направленных на преобразование вещества и сил природы для удовлетворения человеческих потребностей и включающую:
  а) рабочую силу человека;
  б) технологию;
  в) средства производства, состоящие из предметов труда (то, из чего производятся товары) и средств труда (то, с помощью чего производятся товары);
  - производственные отношения - систему связей между людьми, возникающая в процессе производства.
  Заметим, что авторами указанного подхода являются К. Маркс и Ф. Энгельс.
  Однако существует и несколько иной способ определения факторов производства, который называет в качестве таковых труд, капитал, землю, предпринимательскую способность.
  Труд. Это понятие обозначает физические и умственные способности людей, которые могут быть использованы в производстве и означает целесообразную деятельность человека, с помощью которой он преобразует и приспосабливает природу для удовлетворения своих потребностей.
  Характеризуя труд, используют такие понятия как его производительность и интенсивность. Производительность труда показывает, какое количество продукции производится за единицу времени. Рост производительности обеспечивается в настоящее время за счет развития науки и техники, обеспечивающего сокращение доли ручного труда, внедрение машин, автоматизацию производства.
  Это явление еще называют фордизмом (по имени американского предпринимателя Г. Форда, применившего на своих предприятиях конвейерную организацию труда).
  Интенсивность труда - это его напряженность, определяемая степенью расхода физической и умственной энергии в единицу времени. Интенсивность труда возрастает, когда рабочий переходит к одновременному обслуживанию большего количества станков, при уменьшении потерь рабочего времени.
  Период времени, в течение которого трудится человек, называют рабочим (или рабочим днем). Продолжительность рабочего времени определяется невозможностью работать без перерывов на восстановление умственных и физических сил, а также человеческой необходимостью иметь время для удовлетворения иных духовных потребностей (знаниях, образовании, эстетических и пр.). В течение длительного времени продолжительность рабочего времени являлась предметом ожесточенных споров между предпринимателями и наемными рабочими. С начального уровня, достигающего 14 часов, к настоящему времени продолжительность ежедневного труда сократилась в среднем до 8 часов и определяется соответствующими соглашениями между работодателями и профсоюзами.
  Другим фактором производства является капитал (или "инвестиционные ресурсы"). Это машины, оборудование, компьютеры, здания, дороги, а также деньги, которые могут заплатить бизнесмены для приобретения машин, заводов и т.д. Процесс производства и накопления средств производства называют инвестированием. Поэтому капиталом еще называют инвестиционными ресурсами, используемыми в производстве товаров и услуг и доставке их к потребителю.
  Принято различать следующие виды капитала:
  1) основной капитал - заключается в средствах производства, используемых в течение нескольких производственных циклов: здания, оборудование, станки и пр. Основной капитал используется достаточно длительное время, а затраты на его приобретение и содержание возмещаются постепенно;
  2) оборотный капитал - включает предметы труда, используемые в течение одного производственного цикла: сырье, материалы, энергетические ресурсы. Оборотный капитал расходуется быстро, а затраты на его приобретение возмещаются после реализации продукции.
  Основной капитал подвержен физическому и моральному износу. Моральный износ представляет собой процесс обесценивания вследствие появления более совершенного или более дешевого оборудования. Морально устаревшее оборудование экономически неэффективно (т.к. производит менее качественные или более дорогие товары), а следовательно продукция, выпускаемая им, неконкурентноспособна. В настоящее время основной капитал требует своего обновления каждые три-пять лет с направлением на эти цели значительных инвестиций.
  Физический износ в современных производственных условиях является проблемой менее актуальной, так как представляет собой процесс естественного старения основного капитала, делающий его непригодным для использования в производстве. В современных условиях скорость морального износа опережает скорость физического.
  Изношенное и устаревшее оборудование требует своей замены на новое. Это производится за счет так называемых амортизационных отчислений - части стоимости ежегодного оборудования, включаемого в стоимость произведенной продукции. Отношение суммы амортизационных отчислений к общей стоимости основного капитала, выраженное в процентах, называют нормой амортизации. Темпы научно-технического прогресса требуют непрерывного увеличения норм амортизации. Значительную роль в этом процессе играет государство, устанавливающее высокие амортизационные нормы (политика ускоренной амортизации), способствующие быстрой замене морально устаревшего оборудования, а также дальнейшему развитию научно-технического прогресса.
  Очередным производственным фактором выступает земля. Это понятие включает все естественные природные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и пр.
  Различаю следующие основные свойства земли:
  - ограниченность площади: человек не в состоянии увеличить размеры земли, а также он не может ее производить. Поэтому значение данного фактора в процессе производства непрерывно возрастает.
  - естественные (данные изначально, неотделимые от ее первоначальной сущности): местоположение, климатические условия и пр.
  - искусственные (вызванные сознательной деятельностью человека): плодородие, водонасыщенность и т.д.
  Добавим, что земля как фактор производства характеризуется понятием рента, означающим цену, выплаченную собственнику за ее использование, являясь, таким образом, доходом землевладельца.
  И замыкает перечень производственных фактов предпринимательство (предпринимательская способность). Так называют деятельность по организации и управлению производством, а людей, способных по собственному положению и возможностям к ее осуществлению - предпринимателями.

<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу