<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Тема 6. Социальная стратификация
  При рассмотрении социальной структуры общества, обращает на себя внимание тот факт, что различные социальные группы и слои занимают неравное положение в системе.
  Неравенство - это условие, при котором люди имеют неравный доступ к социальным благам: деньгам, власти, престижу. Такое социальное расслоение стимулирует одни виды деятельности и подавляет другие. Какое бы общество мы не рассматривали, везде мы можем наблюдать определенным образом организованную социальную среду, т.е. одни люди выступают в качестве лидеров, другие - исполнителей, везде есть более уважаемые и менее уважаемые члены общества, в зависимости от статуса распределяются привилегии и награды, права и обязанности.
  Социальное неравенство является основой социальной стратификации.
  Стратификация - это процесс, в результате которого семьи и индивиды группируются в иерархически расположенные страты с различным престижем, собственностью и властью.
  Стратой называют множество людей с каким-либо общим статусным признаком. Следует иметь в виду, что основанием для выделения страты выступает не любой признак, а только статусный, т.е. тот, который приобретает в данном обществе ранговый характер:
  "выше - ниже", "лучше - хуже", "престижно - непрестижно".
  С понятием "страта" тесно связано другое ключевое понятие теории социальной стратификации - класс.
  Понятие "класс" возникло задолго до появления стратификационных теорий. Оно вошло в научный оборот и конце XVIII - начале XIX в. и первоначально обозначало антагонистические социальные группы: собственники - несобственники, рабочие - капиталисты, богатые - бедные.
  В марксизме под классами понимаются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношениям к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
  М. Вебер расширил число критериев, определяющих принадлежность к тому или иному классу. Кроме экономического - отношения к собственности он вводит такие критерии, как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям). Под престижем понималась сравнительная оценка обществом или социальной группой значимости социального статуса, обретенного индивидом от рождения или благодаря личным качествам.
  В ныне существующих теориях классообразующими признаками считается собственность, образование, власть, престиж. В современном обществе, опираясь на описанные критерии, выделяют не два противоположных, а несколько переходящих друг в друга классов. Согласно данной трактовке, классов не было ни при рабовладении, ни при феодализме. Они появились только при капитализме.
  Следует подчеркнуть, что хотя понятия "страта" и "класс" имеют схожие черты, вместо с тем отличаются друг от друга. Если социальная страта обозначает разделение по одному какому-то статусному признаку, то основой социального класса служат ряд классообразующих критериев, в которых главным считается владение ресурсами. Кроме того, каждый класс обладает специфической субкультурой, которая поддерживается в виде традиций, с учетом существующих социальных дистанций между представителями различных классов.
  Социальная стратификация отличается от простого расслоения общества по двум признакам.
  1. Стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегированном положении, чем низшие.
  2. Верхние слои значительно меньше по количеству, чем низшие. Ученые по-разному объясняют возникновение социального неравенства. К. Дэвис, У. Мур причиной социальной стратификации считают наличие различных по значимости функций в обществе. Для того чтобы общество могло существовать, нужно, чтобы выполнялось множество самых разнообразных функции, жизненно необходимых, очень важных, второстепенных и незначительных. Их выполнение может требовать от индивида больших или меньших физических или умственных усилий. С другой стороны, "качество" индивидов весьма разнообразно - они талантливы и нет, работоспособны и ленивы, здоровы и больны, обучены и не обучены тем или иным навыкам. Отсюда задача, которая стоит перед обществом: так разместить индивидов, чтобы наиболее важные функции выполнялись самыми талантливыми и умелыми. От того, как общество сумеет исполнить эту задачу, зависит его успех в борьбе за существование. Общество бессознательно развивает такой механизм, который обеспечивает отбор наиболее компетентных индивидов и размещение их по жизненно важным для общества положениям. Главный принцип действия этого механизма таков: тем, кто выполняет наиболее важные для общества функции, требующие длительного предварительного обучения, большей компетенции, обеспечивается более широкий доступ к благам, которые в данное время, в данном обществе особенно ценятся и имеются в недостаточном количестве, что способствует соревнованию между индивидами за право выполнения данных функций.
  Представители марксистского направления считают, что причиной социальной дифференциации является частная собственность на средства производства. Те, кто обладает собственностью, составляют класс привилегированный, господствующий в обществе. Они живут за счет прибавочной стоимости, которая возникает в результате эксплуатации класса, лишенного собственности.
  Германский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие "авторитет", которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбы между социальными группами за власть. На основе этого критерия он делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников-менеджеров. Управляемая группа также содержит несколько подгрупп; высшую - рабочую аристократию и низшую - низкоквалифицированных рабочих. Между двумя социальными группами находится промежуточный "новый средний класс" - продукт ассимиляция рабочей аристократии и служащих с господствующим классом - управляющими.
  Французский социолог А. Турэн считает, что в современном обществе социальное расслоение происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.
  Все сложные общества имеют несколько систем стратификации. П. Сорокин полагал, что в обществе существует три вида стратификации: экономическая, политическая и профессиональная. То есть можно разделять общество по критериям дохода, по критериям влияния на поведение членов общества (власть) и критериям, связанным с успешным выполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков.
  В настоящее время существует большое количество моделей социальной стратификации. Наиболее известной в западной социологии является модель У. Уотсона, которую он разработал на основе эмпирических социологических исследований в США в 30-е гг.
  Он выделил в современном обществе шесть классов.
  1. Высший-высший класс составляют представители влиятельных и богатых династий. Их положение настолько прочно, что практически не зависит от конкуренции, социально-экономических изменений в обществе.
  2. Низший-высший класс составляю банкиры, видные политические деятели, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы.
  3. Высший-средний класс включает преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту. Представители этого класса не претендуют на влияние в масштабах государства. В их областях деятельности они обладают высокие престижем.
  4. Низший-средний класс составляют наемные работники-менеджеры средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие.
  5. Высший-низший класс составляют в основном наемные рабочие.
  6. Низший-низший класс составляют нищие, безработные, бездомные и другие представители маргинальных групп населения.
  Данная модель основана на анализе современного западного общества и не может в полной мере быть использована при изучении современного российского общества, так как в России в ходе исторического процесса складывалась иная социальная структура. Однако в настоящее время в связи с изменениями происшедшими в нашем обществе, некоторые элементы модели Уотсона могут быть использованы при изучении социального состава населения России.
  Итак, социально-классовая структура строится на основе социального неравенства. Система неравенства формируется исходя из базовых параметров общества, к которым относятся доход, происхождение, должность, власть, образование. Близость социальных статусов приводит к образованию социальных слоев. Социальные слои можно объединить в социальные классы, которые различаются определенным отношением к средствам производства, субкультурой.
 Тема 7. Социальная мобильность
  Социальная мобильность-это переходы людей из одних общественных групп и слоев в другие. Это может быть их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение), либо движение к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение). Социальная мобильность является формой социального воспроизводства.
  Различают социальную мобильность:
  - интергенерационную (между поколениями) - перемены социального положения от отца к сыну (реже - от дочери к матери);
  - интрагенерационную (внутри поколения) - индивидуальная карьера, связанная с социальным восхождением или нисхождением.
  По направлениям перемещения различают:
  - вертикальную мобильность (восхождение-нисхождение). Примером может служить служебное повышение, существенное улучшение благосостояния, переход на другой уровень власти;
  - горизонтальную мобильность (перемещение в социальные группы с равным престижем, доходами, уровнем власти). Например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной профессиональной группы в другую, смена места жительства.
  Также существует групповая и индивидуальная мобильность.
  Групповая мобильность - изменение социального статуса целой группой, что, как правило, связано с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. Групповые перемещения по вертикали интенсивно происходят во времена структурной перестройки экономики или коренного изменения социально-политических структур.
  В стабильном обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. Колеблется и варьируется интенсивность таких перемещений. В одних странах они больше, в других - меньше
  П. Сорокин отмечал, что "внутри каждого общества функционирует своего рода "сито", просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подняться наверх, оставляя других в нижних слоях или наоборот". Функции отбора выполняют: 1) социальные институты, регулирующие движение по вертикали; 2) своеобразие культуры, образа жизни каждого слоя, позволяющее проверить каждого выдвиженца на соответствие нормам, принципам той страты, в которую он переместился. Так, например, институт образования выполняет роль своеобразного социального лифта, который позволяет наиболее способным подняться на высшие этажи социальной иерархии, политические партии формируют политическую элиту, институт брака позволяет подняться в более высокую страту при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.
  Движущая сила социального института не всегда достаточна для подъема наверх. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, вписаться в ее социокультурную среду. Часто бывает необходимо менять привычки, систему ценностей. Социокультурная оболочка выполняет роль фильтра, осуществляющего селективный контроль.
  Фильтр может не пропустить индивида в ту или иную страту, и человек оказывается как бы между двумя культурами. Этот феномен называется маргинальностью.
  Маргинал - это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и неспособный адаптироваться к новой социокультурной среде, той страте, в рамках которой он формально существует.
  Классическая модель маргинала - фигура мигранта из села в город в поисках работы:
  уже не крестьянин, еще нерабочий; нормы деревенской субкультуры подорваны, городская субкультура не освоена.
  Проблемам социальной мобильности посвящены многие исследования в различных странах мира. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости общества, его демократичности. Важно знать, насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения индивидов из низших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.
 Тема 8. Социальные конфликты
  Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводит к конфликтам. Конфликт-это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт - повсеместное явление. Каждое общество, каждая группа в той или иной степени, подвержены конфликтам.
  Существуют различные типы конфликтов. Ученые считают, что по сфере общественной деятельности конфликты можно различать на политические, национальные, производственные, семейные, бытовые и т.д.,
  Один из основателей современной конфликтологии, немецкий, социолог Р. Дарендорф, в основу социальных конфликтов положил политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, с его точки зрения, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные. Социальный конфликт - это следствие социального неравенства. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообщества людей. Центральный вопрос конфликта: кто и каким образом распоряжается ресурсами?
  П. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении основных потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т.д. Вместе с тем он подчеркивал, что важны не только сами потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.
  Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта и последствия конфликта.
  Можно выделить следующие типы причин конфликтов.
  1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Они могут быть противоположными у разных социальных групп, что приводит к возникновению конфликта. Например, одна группа населения может выступать за коллективную собственность, а другая предпочитает частную.
  2. Идеологические причины. Это частный случай конфликта противоположности ориентации. Разница между ними заключается в том, что идеологическая причина состоит в разном отношении к системе идей, которые оправдывают существующие отношения и мировоззрения у различных групп населения.
  3. Различные формы экономического и социального неравенства. Этот тип связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов к культуры, и т. п.) между индивидами или группами.
  Любая из перечисленных причин может послужить толчком к конфликту только при наличии определенных внешних условий.
  Острота конфликта зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями, так как противники постоянно взаимодействуют друг с другом.
  Конфликты могут быть кратковременными. Например, стычка начальника с подчиненным, длящаяся несколько минут. Но могут быть и очень длительные конфликты, которые продолжаются на протяжении жизни нескольких поколений. Например, религиозные конфликты.
  Последствия конфликта очень противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным затратам ресурсов, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости.
 Тема 9. Тенденции развития социальных отношений в России
  В конце 80 - начале 90 гг. в России начался новый этап стратификационных процессов.
  Это связано с формированием мощного негосударственного сектора экономики с различными типами собственности и субъектами экономической деятельности. Россия начала движение в сторону к рыночных отношений, к обществу западного типа.
  В этот период начался рост численности служащих, занятых в сфере посреднической деятельности, обслуживания, финансово-банковских операций. Начинают складываться группы, занятые новыми видами деятельности, связанными с рыночными отношениями - работники маркетинговой службы, рекламы, менеджеры акционированных и частных предприятий.
  Начался процесс формирования бизнес-слоя, который условно можно разделить на следующие подгруппы.
  1. Менеджеры-совладельцы: хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но располагающие значительными пакетами акций управляемых предприятий.
  2. Наемные менеджеры, т.е. хозяйственные руководители, управляющие государственными, реже - частными предприятиями или фирмами.
  3. Предприниматели-собственники мелких и средних предприятий и фирм, лично управляющие последними.
  4. Бизнесмены-менеджеры: наемные директора мелких и средних предприятий преимущественно акционированного и частного секторов.
  5. Самостоятельные работники, т.е. лица, занятые незначительным по масштабам предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности.
  Указанный бизнес-слой очень разнороден. Его формирование связано с неблагоприятными явлениями, в том числе криминальными.
  Процесс перераспределения собственности протекает с большими издержками. Некоторые слои и группы работников оказываются в более привилегированном положении, чем другие. Изменение структуры занятости также сопровождается негативными тенденциями.
  Так, наряду с оттоком работников из социально неэффективных производств идет не менее интенсивный отток из сфер деятельности, которые обществу необходимы, но не способны дать быстрый экономический эффект. Например, за последние годы на одну треть сократилась численность занятых в сфере научного труда.
  Произошел серьезный перекос в реформировании экономики, связанный с диспаритетом цен на продукцию и оплату труда работников сельского хозяйства, работников обрабатывающих отраслей, с одной стороны, и работников топливно-энергетического комплекса, сырьевых отраслей и финансового капитала - с другой.
  Представители последних отраслей получили наибольшую власть и деньги, выход на международный рынок и поддерживают те усилия правительства, которые выгодны им. В результате отечественная экономика переориентируется с индустриальной на сырьевую основу.
  Размежеванию социальных сил общества способствует расслоение групп по доходам и образу жизни. За короткий срок в обществе резко поляризовались богатые и бедные.
  Сформировался высший класс собственников, составляющий около 3 % всего населения. Основу или социальную базу высшего класса составила так называемая номенклатура, которая к началу экономических реформ занимала ключевые посты в экономике, политике, культуре. (Номенклатура - высший слой партийных функционеров, который фактически распоряжался основными средствами производства в бывшем Советском Союзе.) Именно у данной группы была наибольшая возможность приватизировать предприятия, перевести их в частную и групповую собственность. По сути, номенклатура легализовала свое положение реального распределителя средств производства. Два других источника пополнения высшего класса - дельцы теневой экономики и инженерная прослойка интеллигенции.
  Образовались социальные низы общества, уровень жизни которых находится за чертой бедности. Причем удельный вес этого слоя постоянно растет, что связано с продолжающимся экономическим и финансовым кризисом.
  Наиболее дестабилизирующим фактором для общества является разрастание численности маргинальных слоев: безработных, лиц без определенных занятий и места жительства, беженцев, участников преступных группировок.
 РАЗДЕЛ V. ДУХОВНАЯ СФЕРА
 Тема 1. Духовная жизнь. Духовная культура.
 Основные элементы духовной сферы
  Общество, его социальная структура, характер регулирования отношений между людьми определяются культурой. Данный термин имеет много значений. Он описывает абсолютно все, созданное человеком, включает материальное и духовное, существовавшее задолго до рождения конкретного человека и непосредственно созданное им.
  Во-первых, под культурой понимают определенную сферу общества, в которой осуществляется производство и распространение духовных ценностей. Сюда относятся учреждения культуры, учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д.
  Во-вторых, культурой называют совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, обществу в целом (культура молодежи, городская культура, русская культура).
  В-третьих, словом "культура" обозначают высокий уровень развития духовных достижений. В этом значении мы часто употребляем выражение "культурный человек", имея в виду высокообразованного, воспитанного человека.
  В литературе также существует деление на материальную и духовную культуру.
  Материальная культура - это совокупность физических объектов, созданных человеком, выполняющих определенную функцию и представляющих известную ценность для группы или общества в целом.
  Духовная культура - это совокупность правил, образцов, норм поведения, законов, ценностей, знаний, языка. Она включает в себя процесс духовного творчества и духовные ценности в виде произведений искусства, религиозных знаний, нравственных принципов, научных открытий и т. п.
  Наиболее удачное определение понятия "культура" дал английский этнограф Э. Тейлор в 1871 г.: "Культура... это сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".
  При этом следует отметить, что не все продукты человеческой деятельности охватываются понятием "культура". Для того чтобы стать частью культуры, они должны быть приняты членами общества или их частью и закреплены в их сознании (с помощью записей, фиксации в камне, металле и т.д.). Усвоенный таким образом продукт может быть передан другим людям и последующим поколениям.
  Духовная культура общества влияет на социальную жизнь индивидов и общностей, определяя ее содержание и направленность.
  Анализируя духовную культуру, можно выделить три основных ее уровня: институты культуры, социальные нормы, ценности.
  Прежде всего, следует обратить внимание на характерную особенность современной культуры. Она заключается в том, что совокупность ее идей и значимых символов в значительной мере превышает реальные потребности общества. Это можно отнести к различным видам научного познания, видам и формам искусства литературы, живописи. Многообразие современной культуры является стимулом для раскрытия творческого потенциала человека. Это информационное богатство современной культуры, своеобразная "избыточность" имеющихся духовных ресурсов призваны способствовать большей надежности общественной системы, помогают ей адекватно реагировать на непредвиденные изменения. Чем больше накоплен запас культурной информации, тем устойчивее и жизнеспособнее общество.
  Культура по отношению к обществу выступает своеобразным резервуаром духовных ценностей, накопителем и хранителем всего ценного, что достигнуто людьми.
  Особую роль в системе культуры принадлежит языку, посредством которого аккумулируется и передается из поколения в поколение ценный культурный опыт, накопленный человечеством. Кроме того, язык является важным средством общения и коммуникации.
  Ценности - это социально одобряемые и разделяемые большинством людей убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.
  Они выражают представления людей о "достойном" или "желательном", добром и злом и т.д. Они составляют основу нравственных принципов. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для людей. Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, согласовывать и координировать совместную деятельность, люди должны придерживаться общей системы ценностей. К ней относятся цели и задачи деятельности, нравственные, эстетические и религиозные ценности, верования и др. Например, в основе семейной жизни лежит разделяемая супругами ценность совместной жизни, рождение и воспитание детей.
  В любом обществе существует своя особая система жизненно важных для него фундаментальный, высших ценностей, не всегда формулируемых в явном виде.
  В разных культурах отдаются предпочтения разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму). Каждое общество устанавливает, что является ценностью, а что не является.
  Но несмотря на то, что каждое общество имеет свою общеразделяемую систему ценностей, в любом современном обществе имеется множество различных субкультур, каждая из которых имеет свою систему ценностей, верований, обычаев и образ жизни. Это относится к религиозным сообществам, национально-этническим общностям, молодежным и прочим движениям и группировкам.
  Исходя из этого, следует различать два уровня в системе культурных ценностей.
  1. Фундаментальный уровень общих ценностей, принимаемых обществом в целом, или, по крайней мере, большинством населения.
  2. Уровень локальных ценностей, служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей.
  Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, в литературе введен термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.
  К базисным элементам культуры относятся также социальные нормы (обычаи, нравы, законы), которые составляют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, каким образом, в каких ситуациях и как следует как поступать. Обычаи, нравы, законы тесно связаны с ценностями. Самое ценное в обществе подлежит охране соответствующими социальными нормами.
  Накопление культурных ценностей связано с их передачей от одного поколения к другому, т.е. с преемственностью в культуре.
  Человек, рождаясь, приходит в "готовый мир", который его формирует, и который он делает своим, обучаясь многим вещам в течение длительного времени. Его интересы, естественные склонности оказываются ограниченными уровнем и содержанием исторически конкретных культурных условий. Процесс социализации личности происходит во время приобщения к ценностям культуры.
  Ценности обретают смысл при наличии их "хранителя". Богатство общества измеряется его духовным потенциалом, поскольку человек, создавая культурные ценности, реализует себя. От духовного содержания творца зависит содержание творимого им реального Бытия. В этом смысле актуально определение культуры, сделанное Цицероном в "Тускуланских беседах": "Культура - это возделывание живого ума". "Окультуривание" человека связано с развитием индивидуального личностного начала, в результате чего он обретает стремление к достижению идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, т.е. духовность.
  Духовность - нравственно сориентированные воля и разум человека.
  Бездуховный человек создает подобный ему мир... "Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, но потеряет душу свою?" (Мф. 16.26).
  Общество должно способствовать распространению и охране культурных ценностей не только предшествующих эпох, но и современных. При этом условии возникает возможность общения и взаимопонимания стран и народов. Оценивая уровень духовного прогресса той или иной страны, важно знать, сколько научно-исследовательских институтов, университетов, театров, музеев, библиотек, заповедников, консерваторий, школ, концертных залов и т.д. имеется, поскольку именно эта материальная база является важнейшим фактором формирования способности к творчеству, возможности самореализации индивида и общества.
  По международным стандартам интеллектуализации молодежи, выработанным по инициативе ЮНЕСКО, СССР в 50-х гг. занимал 3-е место в мире после США и Канады, в 1985 г.- 42-е, в 1990 г.- 50-е. На каком месте мы находимся сегодня?
  Сегодня на культуру расходуется незначительная часть государственного бюджета. Коммерциализация культуры, как показывает опыт многих стран мира, в том числе и нашей, снижает культурный уровень народа, замедляет и вообще прекращает культурный прогресс общества. Главной мировоззренческой идеей, определяющей политику государства, должна стать идея ценности каждого отдельного человека как смысла и цели жизни общества, а отсюда и разностороннего образования, т.е. приведения к "образу" достойного человека.
 Тема 2. Мораль, ее основные нормы и ценности
  Мораль (от лат. нравственный, нравы, поведение, обычаи) как социальное образование проявляется в сложившихся в обществе оценках и эталонах поведения людей. Мораль - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.
  Нравственность как система положительных образцов и установок поведения, а значит, обязательных требований (императивов) морали формируется непосредственно в процессе взаимного общения людей. Моральные нормы воспроизводятся повседневно, выражая жизненный исторический опыт многих поколений.
  Мораль очевидна для всех и не нуждается в официальном контроле. Она является универсальным регулятором поведения человека во всех сферах его жизни посредством соблюдения соответствующих норм.
  Нормы морали поддерживаются силой устоявшегося и общепринятого порядка, властью традиций и совокупного общественного мнения, воздействующего на индивида.
  Требование выполнения норм морали исходят из насущной необходимости следовать образцам поведения.
  Способ реализации нравственной нормы - обязанность, которой человек должен следовать во всех своих помыслах и действиях, где норма - критерий нравственного контроля личности над своей деятельностью.
  Моральные требования связаны с основами отношений между людьми: не убивать, не воровать, помогать в беде, следовать долгу, быть честным, выполнять обещания. Во все времена осуждались жестокость и жадность, подлость и лицемерие, обман, зависть и трусость. Милосердие, доброта, великодушие, ответственность, верность - всегда были высшими моральными ценностями.
  Нормы и принципы морали обобщены и систематизированы в философском учении о морали - этике. Ключевыми категориями "практической философии", как в древности называли этику, являются добро и зло, идеал, честь, достоинство, совесть, ответственность, долг, смысл жизни.
  Наиболее общим понятием, выражающим нравственное в целом, является категория добра. Толковый словарь современного русского языка трактует слово "добро" буквально как хорошее, положительное, полезное. В этике добро - нормативно-оценочная категория морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающая должное и нравственно-положительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.
  По характеру обобщения ближе всего с категорией добра соотносится категория нравственного идеала. Идеал воплощает в себе общие цели, потребности морального развития общества или социальной группы. Нравственный идеал определяет ответ на вопрос о смысле жизни, долге перед обществом и, прежде всего, перед самим собой.
  Долг выражен в виде моральных предписаний, обязательных для исполнения, ориентирует на поведение, соответствующее интересам общества и индивидуальным моральным принципам.
  Содержание добра и идеала преломляются через категории чести и достоинства.
  Честь - достойные уважения моральные качества личности, проявляющиеся во всей ее социально значимой деятельности, а также соответствующий уровень самооценки.
  "Бесчестье хуже смерти", - гласит народная поговорка. Понятия чести и достоинства раскрывают отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Исходя из общественной и личной самооценки, личность осознает свою значимость или ничтожность в обществе. Это осознание ценности и полезности, необходимости наличия высоких моральных качеств у других, а также уважение этих качеств в себе составляет специфику этических категорий "честь" и "достоинство".
  Свое поведение личность осознает, анализирует, оценивает, признавая его правильным или ошибочным. Самоанализ, оценка поведения отражаются в категории "совесть". Самоконтроль личности формируется под влиянием общественных представлений, общественного морального сознания. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом в целом определяет внутреннюю духовную сущность человека. Подлинная человечность, ответственность проявляются именно тогда, когда перед личностью стоит, вопрос о моральном выборе.
  Осознание ценности своей деятельности, нравственного качества своего поведения, дает человеку полноту ощущения его духовных сил - счастье. Счастье - состояние нравственного удовлетворения от процесса самореализации в достижении своих идеалов и жизненных целей. Стремление к счастью - естественное состояние человека.
  Все категории этики составляют цельную взаимосвязанную систему, в которой каждая необходима и не заменяется другими.
  Становление нравственности в человеке происходит в процессе его жизни, зависит от его мировоззрения в целом. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые она должна выработать самостоятельно. Условием самовоспитания является следование "золотому правилу нравственности": соблюдение требования поступать по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе.
  Моральная оценка - один из факторов понимания и общения людей друг с другом. Это одобрение или осуждение деятельности человека с позиции тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, тех или иных социальных объединений, отдельных личностей.
  Самооценка выражается и в таких понятиях морали, как "совесть", "гордость", "стыд", "раскаяние". Все многообразие моральных оценок основано на понимании смысла добра и зла.
  Вопрос о соотношении общечеловеческих ценностей и ценностей индивидуальных, классовых, этнических - достаточно сложен. Нравственная оценка всегда конкретно исторична. Общечеловеческие моральные нормы и обусловленные ими мораль побуждают к решению таких глобальных проблем, которые одинаково значимы для всех живущих на земле людей. Глобальными стали проблемы выживания при возможной ядерной катастрофе, преодоление отсталости и нищеты в целом ряде регионов земного шара, ликвидация противостояния военных блоков, предотвращение экологической катастрофы, борьбы с болезнями и т.п.
 Тема 3. Религия. Мировые религии. Свобода совести
  Решение нравственных проблем конкретной личностью, да и в целом обществом во многом определяется религиозными убеждениями. Каждый из людей проживающих на нашей планете исповедует те или иную форму религии или не исповедует никакой (является атеистом).
  Религия (от лат. "religio": благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких Богов и вообще "священного", как разновидности сверхъестественного.
  Религия - тип мировоззрения, в котором освоение мира осуществляется через его разделение на земной и потусторонний, сверхчувственный мир. Это мироощущение, одушевленное верой в Бога, и стремление человека к жизни в единстве со сверхъестественным абсолютным началом или началами, воплощающими высшее совершенство, могущество и смысл бытия.
  Религия - одна из древнейших форм духовной культуры. Русский мыслитель конца XIX в. В. Соловьев отмечал, что нравственные начала у человека всегда связаны с тремя факторами: наличием совести, способностью к состраданию и проявлением религиозного чувства. По выражению русского философа начала XX в. С. Л. Франка, "при всем многообразии религиозных воззрений, религия всегда означает веру в реальность абсолютно ценного, признание начал, в котором слиты воедино реальная сила бытия, идеальная правда духа. Религиозное умонастроение сводится именно к сознанию космического, сверхчеловеческого значения высоких ценностей".
  В религии, как в форме духовного освоения мира, вырабатывается определенная его картина. Нормы, ценности, идеалы, определяющие отношения человека к самому этому миру, выступают в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
  Религиозное сознание включает в систему "мир-человек" посредника - мир существ, связей и отношений. Человек соотносит свои представления о бытии в целом, целях жизни с сотворенным им же миром. Функция религиозного мировоззрения состоит, прежде всего, в том, чтобы благодаря этой картине человек сумел понять смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслополагающей. По определению Р. Беллы, "религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные значения". Знание человека, зачем он живет, делает его сильным, помогает преодолевать невзгоды и даже достойно встретить смерть, поскольку все исполнено для человека определенным смыслом.
  По мнению Т. Парсонса, социокультурное сообщество не способно существовать вне рамок соблюдения и следования его членами определенным узаконенным образцам поведения. Образцы, ценности, нормы поведения вырабатываются морально-правовыми и эстетическими системами общества. Именно религия дает ответ на вопрос: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характер или же имеют надчеловеческую природу, основанную на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Ответ на этот вопрос обусловливает функцию религии как основы норм и образцов поведения всего социокультурного порядка, не зависящего от конъюнктуры и социальных институтов. Эта функция реализуется через формирование духовной жизни человека.
  Интегративная функция религии заключается в том, что религия помогает людям осознать себя как духовную общность, скрепленную общими ценностями и целями. В то же время религия дает человеку возможность ориентироваться в социокультурной системе, объединяться с родственными по обычаям, взглядам, ценностям и верованиям людьми. Особую значимость при этом приобретают совместные участия людей в культовой деятельности. Именно посредством культа религия конституирует общество как социокультурную систему.
  Религиозная духовность - это область взаимодействия человека с Абсолютом и Бытием. Возникновение религии - это реализация потребности человека в равновесии и гармонии с миром. Вера в Бога позволяет преодолеть чувство беспомощности, неуверенности перед силами природы и социума. Религия утверждает приоритет духовности над материальными ценностями.
  Многообразие религий связано с наличием различных форм политеизма (многобожия), в которых очевидно прослеживается связь с древними верованиями первобытного общества; с наличием различных форм монотеизма (единобожия), которые представлены национальными религиями (индуизм - в Индии, конфуцианство - в Китае, иудаизм - в Израиле), а также мировыми религиями (буддизм, христианство, ислам).
  Буддизм - самое древнее (среди трех последних, указанных выше) религиозное учение, возникшее в Индии в VI - V вв. до н.э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трех мировых религий. Согласно легенде, основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. "пробужденного", "просветленного".
  Распространен в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии, Сибири, Китае, Японии, Тибете.
  Специфической особенностью буддизма является его этика - практическая направленность, проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды "о четырех благородных истинах":
  Существует страдание, причина страдания, путь, ведущий к освобождению от страданий, освобождение от страданий. Освобождение от страданий буддизм представляет как освобождение от желаний через размышление и созерцание. Состояние абсолютной независимости внутреннего "Я" от гнета желаний - нирвана. Элементарные обязательные для всех буддистов заповеди сводятся к пяти: не убивать ни одного живого существа, вплоть до едва заметных глазу насекомых; не брать чужой собственности, отказываясь, в конечном счете, от собственности вообще; не касаться чужой жены; не говорить неправду; не пить вина.
  Жизнь человека должна быть добродетельно, поскольку все поступки людей определенным образом отражаются на них. Творящие зло получат сразу или в будущей жизни неотвратимое воздаяние. Если человек руководствуется лучшими побуждениями в своих поступках, то воздаяние будет положительным. Это взаимодействие причины и следствия называется в буддизме кармой- мистическим законом возмездия. Последователь Будды должен терпеливо относиться к злу, уклоняясь от участия в нем. Буддисты ценят в людях терпение, смирение, щедрость, но наивысшей добродетелью считают сострадание как путь достижения религиозной цели.
  В 1950 г. образовалось "Всемирное братство буддистов", в 1970 г. - "Азиатская буддийская конференция за мир". Особенностью современного буддизма является то, что он все больше превращаются ее религии в философскую систему нравственности.
  Христианство - вторая по времени возникновения мировая религия, ныне самая распространенная на Земле, насчитывающая свыше 1025 приверженцев в Европе, Америке, Азии, Африке.
  Христианство возникло в I веке в Палестине. Основа христианства - Библия или Священное Писание - канонический сборник священных текстов. Состоит из двух частей Ветхого Завета (древний договор, древний союз с Богом) и, хронологически более позднего, Нового Завета. В него входят четыре Евангелия (благовествования), повествующих о жизни и деяниях Иисуса Христа, Деяния святых Апостолов, их Послания, а также Откровения святого Иоанна Богослова.
  Христианство наследует сложившуюся в ветхозаветной традиции идею единого Бога как первоначала мира и творца всего сущего.
  Нравственные принципы христианства изложены, во-первых, самим Иисусом Христом в "двух наибольших заповедях": "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим" и "возлюби ближнего твоего как самого себя" (Евангелие от Матфея. Гл. 22: 37-40). И, во-вторых, в десяти заповедях, воспринятых их Ветхого Завета: "не убий", "не укради", "не прелюбодействуй", "почитай отца и мать своих", "не сотвори себе кумира", "не произноси имени Господа всуе"...
  Центральной в христианстве является идея греховности человека как причина "всех его несчастий, учение об избавлении от грехов путем молитвы, праведного образа жизни и, главное, покаяния, т.е. очищения души раскаянием в содеянном. Требование высокой нравственности определяет любовь к ближнему, милосердие, смирение, терпение и прощение обид. Человек как творение божье по его образу и подобию должен стремиться к достижению идеала и совершенству, воплощенным примером чего является жизнь, деяния и личность самого Спасителя.
  В 1054 г. христианство раскололось на два самостоятельных направления: западное (католицизм) и восточное (православие). В современном мире существуют католические церкви, признающие своим главой Папу Римского, протестантские и 15 самостоятельных православных церквей.
  Ислам (мусульманство) - самая поздняя по времени возникновения мировая религия, возник в YII веке н.э. в Западной Аравии. Распространен на территории Юго-Западной Азии, в Северной Африке, отчасти в Индии, на Кавказе и в Средней Азии.
  Основатель Ислама - Мухаммед, который согласно легенде, был посланником единого Бога-Аллаха.
  Будучи в основе своей синтезом религии, политических норм и права, ислам явился определяющим фактором образования централизованного государства-Халифата, что сыграло существенную роль в становлении арабо-мусульманской культуры.
  Основным источником мусульманского вероучения является Коран, понимаемый как предвечное несотворенное Слово Божие. Другим источником (вторичным) является Сунна - образ жизни и деяния пророка. Человек считается мусульманином, если в присутствии свидетелей произносит формулу: "И свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед - пророк его".
  Главные принципы ислама изложены в пяти столпах (правилах):
  1. Признание Аллаха единственным Богом;
  2. Ежедневная пятикратная молитва ("салят");
  3. Соблюдение поста во время месяца Рамадан;
  4. Добровольная очистительная милостыня ("закят");
  5. Паломничество в священный город Мекку к Каабе ("хадж").
  "Ислам" в переводе на русский язык означает "предание себя Богу", "покорность". Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Упование на милосердие Аллаха, выполнение предписаний мусульманской религии дает возможность обрести вечную жизнь в раю. Покорность Аллаху предписывает такую же покорность земным властям.
  Личная, семейная, общественная жизнь, политика, правонарушения, суд - все должно подчиняться религиозным законом.
  Исключительное значение ислам придает обычаю и традиции как главному средству социального контроля и обеспечения высокой степени единомыслия, достаточно существенной является и такая религиозная обязанность, как "джихад" (или "газават") - "война за веру", "Священная война".
  В современном мире определилось явление, получившее название "исламизация", которое может пониматься двояко.
  1. Процесс исламизации обозначает все большую зависимость политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира, от норм ислама.
  2. Исламизацией называют продолжающееся распространение этой религии в ряде регионов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока. Главная цель - превратить исламский мир в ведущую силу на международной арене.
  Веротерпимость, прямо вытекающая из принципа и "свободы совести", в современном обществе также следует отнести к духовным ценностям цивилизованного общества. Свобода совести - заключается в праве исповедовать любую религию или быть атеистом. Между верующими и атеистами существуют нравственные и юридические (правовые) отношения. Они заключаются, прежде всего, в уважении друг друга с точки зрения нравственности. С точки зрения права, никто не вправе привлечь кого-либо к ответственности - уголовной или гражданской - за его веру или неверие.
  Уголовно наказуемой или нравственно порицаемой может быть противоправная и аморальная деятельность отдельных религиозных сект и иных организаций.
  Веротерпимость цивилизованного общества имеет и свою обратную сторону. Количество религиозных сект и организаций религиозного типа постоянно увеличивается. Соответственно затрудняется эффективный контроль за их функционированием, усложняется правовая и морально-этическая квалификация их деятельности,
  Отношение к подобным новообразованиям официальных церковных инстанций, представляющих две наиболее влиятельные мировые религии - христианство и ислам, традиционно - резко негативно. Буддизм - относительно более терпим к новым направлениям уже ввиду рано сложившейся духовной многообразности своих направлений и школ.
  Новые религиозные направления являются следствием, как правило, двух взаимосвязанных тенденций. Во-первых, это результат недовольства некоторых людей духовным "окостенением" официальной церкви, неспособностью реагировать на новые тенденции жизни; ее политизация, фактическое превращение в идеологический государственный институт. Отдельные радикальные секты на этом основании даже выносят ей обвинение в службе "князю тьмы", хозяину "мира сего", т.е. мира явного, материального.
  Поэтому, во-вторых, по их мнению, следует организовывать новые, очищенные от скверны духовно-религиозные сообщества ("братства", "товарищества", "семьи"), где посредством религиозно-мистической практики, путем приобщения к тайным знаниям посвященных (эзотерическим учениям), помогать очищаться и остальному человечеству.
  Наиболее конструктивными (неагрессивными, открытыми) среди новых направлений выступают организации философско-религиозного толка, пытающиеся рационально-мистическим путем совместить различные верования (как правило, мировые религии) в единую универсальную доктрину: теософия, неотеософия, традиционализм.
 Тема 4. Искусство
  Искусство - вид духовного творчества, специфическая художественно-образная форма освоения и воспроизведения действительности.
  Искусство воссоздает (моделирует) человеческую жизнь, "удваивает" ее, передает информацию в художественных образах. В человеческом обществе существует не искусство вообще, а система его видов. Живопись, графика, скульптура, музыка, театр, литература, архитектура и все другие виды художественного творчества предстают каждый раз в каком-либо конкретном произведении. Каждый вид искусства неповторим и не может быть полностью переведен на язык другого вида искусства.
  Искусству свойственны важнейшие социальные функции: коммуникативная, эстетическая, познавательная, воспитательная, идеологическая.
  Коммуникативная функция искусства возможно является исходной, поскольку
  определяется потребностью общения между людьми. Смысл существования искусства как общественного явления в том и состоит, чтобы делать общественным достоянием накапливаемый духовный опыт, обмен мыслями, чувствами, устремлениями, как между современниками, так и между поколениями, различными этническими группами и народами. Коммуникативная функция искусства определяет существование всех других его функций, поскольку именно в процессе общения становится возможной передача информации ценностного, воспитательного, идеологического значения.
  Искусство как средство общения обладает следующими возможностями.
  1. Искусство преодолевает ограниченность коммуникативных функций (возможностей) естественного языка. Язык искусства вненационален.
  2. Эмоциональная насыщенность художественного образа выражается через его форму, воздействуя не столько на разум, сколько на чувства.
  3. Искусство объединяет людей на основе общего духовного переживания.
  Эстетическая функция искусства. Произведения искусства удовлетворяют потребности в эстетическом наслаждении. Эмоции, вызываемые искусством, определяют своеобразный настрой души, влияют на умонастроение, волю, способствуют формированию эстетического чувства как чувства гармонии и красоты, так называемого "шестого чувства", присущего только человеку.
  Познавательная функция искусства проявляется, прежде всего, в возможности постигать информацию через художественные образы. Искусство воздействует на разум через чувства.
  Воспитательное воздействие заключается в том, что искусство дает не знание факторов и объективных закономерностей, а знание ценностей бытия, формирует ценностно-ориентированное отношение человека к миру - эстетическое, нравственное, религиозное и т.п.
  Искусство заставляет людей переосмысливать свое "Я", свое отношение к другим людям, к жизни вообще.
  Идеологическая функция, как воспитательная, проявляется в воздействии на людей посредством произведений искусства, художественных образов, целенаправленно, но ненавязчиво, в отличие от других способов идеологического воздействия, формирующих идеалы, стереотипы поведения, выражающие интересы определенных социальных групп.
  Каждый вид искусства является специфической формой выражения чувств и дум творящего человека, имеет свой язык, степень воздействия на людей.
  Наиболее зрелищным, синтетическим видам искусства, образовавшимся под эгидой театрального вида искусства, является кино. Возможно, в силу того, что в нем сочетаются, по сути дела, все виды художественных форм творчества, кино является самым распространенным и доступным для восприятия проводником идей и ценностных ориентиров.
  В современном мире кино стало одним из выразителей так называемой "массовой культуры".
  "Массовая культура" возникла одновременно с формированием общества массового производства и массового потребления. Распространение массовой культуры связано с развитием средств массовой информации. Через единый механизм моды, посредством воздействия сходных структур "массовая культура" определяет в обществе практически все стороны человеческого существования: от идеологических установок до стандартов межличностных отношений
  Художественная образность "массового искусства" основана на общедоступности, стереотипности восприятия массового потребителя. Коммерческий кинематограф предлагает набор мелодрам, боевиков, секс-фильмов, фильмов ужасов, эксплуатирующих телесно-эмоциональный уровень восприятия, имеющиеся практически у любого возможного потребителя культурных ценностей.
  "Поп-арт" или популярное искусство противопоставляется "элитарному искусству", произведения которого могут быть восприняты достаточно подготовленной аудиторией, они сложны по образному построению, вызывают дискуссии среди критиков и искусствоведов. Однако "поп-культура" зачастую использует художественные приемы элитарной культуры, повышая, тем самым, свой уровень.
  С компьютерной революцией связано появление "экранной культуры", которая складывается на основе синтеза технических возможностей компьютера и видеотехники. Оператор может создавать художественный образ в самых причудливых формах, не затрачивая длительного времени и особых творческих усилий. Столкновение двух тенденций в культуре - научно-технической и гуманитарной - заставляет задуматься над возможным процессом деградации искусства.
 Тема 5. Наука. Образование
  Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию новых знаний о действительности.
  Понятие "наука" также означает сложную систему знаний, образующих научную картину мира.
  В литературе наука рассматривается, во-первых, как совокупность методов открытия новых сторон и закономерностей природы и общества; во-вторых, как социальный институт, т.е. организация людей, выполняющих определенные задачи в обществе; в-третьих, важный фактор развития производства; в-четвертых, источник новых идей.
  Отличительными признаками науки являются:
  а) описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, т.е. теоретическое отражение действительности;
  б) научное знание имеет системный характер;
  в) наука имеет собственный язык и средства познания, поэтому научная деятельность предполагает специальную подготовку людей, занимающихся этой сферой деятельности.
  Наука всегда выступала мощным, стимулирующим фактором общественной жизни. Научные открытия помогали человеку в сложном овладении силами природы. Будучи исторически развивающейся системой, критически относясь к имеющимся знаниям, наука постоянно открывает все новые горизонты познания, а вместе с ними и новые перспективы развития человека.
  Функции, выполняемые наукой и образованием удивительно схожи.
  1. Трансляция и распространение культуры в обществе. Посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям, и т. п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось одним из главных источников знаний, инструментов просвещения общества.
  2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей.
  3. Социальная селекция. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся. В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой поощряется, а для развития их задатков создаются благоприятные условия.
  Важнейшим последствием процесса селекции является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство и обновление социальной структуры общества. Система образования, главным образом высшего, в современном обществе служит каналом социальной мобильности. Уровень образования, наряду с властью, собственностью и доходом, является важнейшим показателем социального статуса человека.
  4. Функция социального и культурного изменения. Эта функция реализуется в процессе научных исследований, которые проводятся в стенах высших учебных заведений.
  Университеты все в большей степени становятся в современном мире научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования по заказу государственных ведомств и промышленных фирм.
  Система среднего образования также оказывает воздействие на процесс социальных изменений в силу тесной связи с экономикой, наукой и культурой.
 РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВАЯ СФЕРА
 Тема 1. Социальные нормы
  Социальные нормы - это правила поведения, непрерывно действующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.
  Социальные нормы характеризуют следующие признаки:
  * это правила поведения, возникающие в процессе исторического развития общества и меняющиеся по мере изменения его внутреннего состояния;
  * соответствуют типу культуры и характеру социальной организации жизни общества;
  * формируются вследствие или в связи с сознательной деятельностью людей;
  * это правила поведения, указывающие какими должны быть поступки людей, определяющие образец их взаимодействия друг с другом;
  * это правила поведения общего характера, требования которых распространяются на всех людей, проживающих в обществе, действующие во времени постоянно и непрерывно, в отношении всех случаев, предусмотренных правилом.
  Общественные отношения регулируются определенными видами социальных норм.
  * Обычаями - правилами поведения, сложившимися в результате длительного повторения людьми определенных действий, передающиеся из поколения в поколение, благодаря чему они закрепились как устойчивые.
  * Традициями - правилами поведения обобщенного характера, передающимися из поколения в поколение и характеризующими национальные, религиозные, семейные и другие особенности общества.
  * Моралью - правилами поведения, определяющимися нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости и другими морально-этическими категориями.
  * Правом - правилами поведения, установленными государством, и обеспечивающимися его принудительной силой.
  Классификация социальных норм производится по следующим критериям.
  1. По сфере регулирования общественных отношений:
  - политические нормы: правила поведения, регулирующие отношения в обществе, складывающиеся по поводу организации и осуществления государственной власти;
  - экономические нормы: правила поведения, регулирующие отношения в обществе, складывающиеся по поводу производства, распределения, потребления и обмена материальных благ;
  - корпоративные нормы: правила поведения, регулирующие отношения внутри общественных организаций и между их членами.
  2. По способу образования:
  - образованные стихийно (нормы обычаев, традиций, морали);
  - образованные в результате сознательной деятельности людей (нормы права).
  3. По способу закрепления:
  - письменные, то есть принимающие обязательный для членов общества характер после соответствующего письменного закрепления и опубликования (нормы права);
  - устные, то есть изустно передающиеся из поколения в поколение (нормы обычаев и традиций, морали).
  В этой связи окончательная классификация моральных норм представляет определенную проблему, потому что в их закреплении и образовании присутствует определенная двойственность. Известны случаи их закрепления в нормативных документах, имеющих обязательную силу, да и появление многих из них является результатом сознательной деятельности отдельных личностей.
  Однако данное утверждение является лишь частным мнением авторов, не претендующих на констатацию окончательной истины. В целом, подход к этой проблеме отечественной науки отражает приведенная выше классификация.
  Социальные нормы представляют собой систему, регулирующую общественные отношения, составные части которой находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Сущность его определяется, в том числе, на основании соотношения общих и специфических признаков социальных норм:
  Право Мораль Обычаи Нормы обществ. организаций Способ формирования Сознательный Стихийный Стихийный Сознательный Форма существования Письменная Устная (в сознании людей) Устная Письменная Способ обеспечения Принудительная сила государства Убеждения че-ловека, общественное мнение Убеждения человека, общественное мнение Нормативные акты обществ. организаций Характер регулятивного воздействия Механизм государственно-пра-вового регулирования Через сознание Через сознание Механизм регулирования общ. организации Сфера действия (отношения) Регулируемые государством Нерегулируемые государством Нерегулируемые государством Внутри гражданского общества Данный анализ позволяет более глубоко уяснить соотношения социальных норм, носящих частный характер. Прежде всего, это следует сделать в отношении морали и права, как регуляторов большей части, возникающий в обществе отношений.
  Общие черты:
  - элементы системы социальных норм;
  - имеют нормативное содержание, поскольку регулируют поведение людей в обществе;
  - основаны на единой общественной культуре.
  Различия:
  - время возникновения: мораль сформировалась задолго до появления права;
  - способ образования: мораль формируется обществом и обретает нормативный характер постепенно, по мере ее признания общественным большинством; право устанавливается государством и обретает нормативный характер в сроки, определенные для вступления закона в силу;
  - по форме выражения: для морали - это сознание людей, для права - официальные государственные документы;
  - степень детализации: мораль содержит обобщенные правила поведения, право имеет строго определенное юридическое содержание, заключающееся в установлении четких понятий и категорий.
  "Не укради",- гласит одна из основных библейских заповедей. Уголовный кодекс РФ, основываясь на данной моральной категории, не только устанавливает ответственность за совершение кражи, но и определяет ее признаки: совершение группой лиц, неоднократно, с незаконным проникновением в помещение, с причинением значительного ущерба и т.д.
  - способ охраны от нарушений (см. таблицу).
  Мораль и право оказывают друг на друга влияние, имеющее важное значение для повседневной жизни общества. Право должно базироваться на основополагающих моральных нормах, ибо его противоречие принципам справедливости ведет к падению авторитета власти, формирует у населения нигилистическое (нигилизм - (от лат. nihil - ничто, ничего) полное отрицание всего общепризнанного) отношение к праву, следствием которых являются падение нравов и социальные беспорядки. Не случайно законодатели включают в некоторые правовые нормы моральные категории (например, уголовным законом предусматривается ответственность не только за кражу, а и за другие аморальные действия: убийство, клевету и т.п.).
  Соотношение права и обычаев (традиций) сводится к следующим аспектам:
  - право закрепляет своими нормами обычаи, благотворно влияющие на развитие общества, создает условия для их дальнейшей реализации;
  - право способствует вытеснению вредных обычаев из практики социальных отношений.
  Право и корпоративные нормы:
  - корпоративные нормы регулируют отношения, не регулируемые правом в силу невозможности или нецелесообразности;
  - в случае нарушения юридически обеспеченных корпоративных норм, право выполняет функцию их регулятора.
 Тема 2. Право
  Право - понятие неоднозначное и употребляется в том числе и в неюридическом смысле. Так называют возможности, которыми располагают люди и организации, возникающие на основании моральных, корпоративных норм, норм обычаев и традиций (право на уважение, на изложение собственной точки зрения и т.п.).
  В юридическом смысле под правом понимают:
  - социально-правовые притязания людей, обусловленные природой человека и общества, обладание которыми связано с их существованием (право на жизнь, право наций на самоопределение и т.д.), составляющих так называемое естественное право;
  - совокупность существующих в государстве юридических норм, именуемых объективным правом, т.е. независящим от воли и желаний отдельного человека;
  - официально признанную возможность деятельности человека или организации, зафиксированную законом (например, право на труд, имущество, охрану здоровья и пр.), называемую субъективным правом (его реализация зависит от желания отдельного человека: он может воспользоваться или отказаться от своего права);
  - систему правовых явлений, включающую все вышеперечисленные аспекты права.
  На этом основании право можно определить как обусловленную природой человека и общества систему общеобязательных правил поведения, установленных государством и обеспеченных его принудительной силой.
  Добавим, что объективное право определяет право субъективное, так как закрепляет его сущность и условия реализации. Использование термина "право" в единственном числе означает употребление понятия "объективное право" (в том числе и в отношении прилагательных, например, "правовое государство", "правовой порядок", "правовые гарантии").
  Признаки права.
  1. Общеобязательность: нормы права являются единственным видом социальных норм, соблюдение которых обязательно для населения, проживающего на территории определенного государства. Другие социальные нормы распространяют свое действие лишь на определенную часть населения - членов политических партий (корпоративные нормы), прихожан (религиозные нормы) и т.д.
  2. Формальная определенность: право точно, в деталях определяет требования к поведению членов общества; во-вторых, они закрепляются в соответствующих государственных юридических документах.
  3. Многократность применения: они "рассчитаны" на неопределенное время и неограниченное количество случаев. В частности, отношения Российской Федерации с некоторыми странами регулируются нормативными документами, принятыми в конце XIX - начале XX в.
  4. Системность: право представляет собой не только совокупность юридических норм (объективное право), а гораздо более сложную систему, включающую естественное, позитивное и субъективное право.
  О субъективном и естественном праве упоминалось выше. Позитивное право включает в себя законодательство и другие источники юридических норм. Отсутствие в праве хотя бы одного из элементов лишает его свойства эффективного регулятора общественных отношений
  5. Обеспеченность исполнения принудительной силой государства: если нормы права не исполняются добровольно, государственные органы могут и обязаны применить к нарушителям меры юридической ответственности.
  6. Справедливость содержания норм права: главное предназначение права утверждать в обществе принципы справедливости.
  7. Интеллектуально-волевой характер: общественные отношения носят зачастую противоречивый характер, поэтому право как их регулятор разрабатывается с учетом исторического опыта, традиций, особенностей психологического склада членов общества, научных достижений. Волевой характер права объясняется необходимостью непосредственного участия людей (их действий) в его разработке и реализации.
  Нормы права являются единственным критерием совершения правосудия, понимаемом как законность, справедливость (лат. justitia). Они ограждают общество от произвола государства и отдельных людей. Являясь инструментом разрешения противоречий, право устанавливает границы дозволенного поведения, определяет меру интересов сторон и меру свободы для их удовлетворения. И в этом смысле право всегда справедливо, если обеспечивает соблюдение интересов отдельного человека без ущерба для интересов окружающих людей и общества.
 Тема 3. Источники права
  Источниками называют письменные памятники, документы, на основе которых проводятся научные исследования. Кроме того, они являются своеобразным первоначалом определенной формы деятельности людей, местом, откуда они получают знания. Источниками права являются Законы шумерского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), Законы XII таблиц (Рим, 450 г. до н.э.), "Законы Ману" (Индия, II в. до н.э. - II в. н.э.), "Саксонское зерцало" (Европа, XIII в.), "Русская правда" (Киевская Русь и Московское государство XI - XVI вв.).
  В юридической науке источником права называют исходящие от государства или признаваемые им официальные документы, выражающие, закрепляющие нормы права и придающие им юридическое, то есть общеобязательное значение. Источником права, таким образом, являются любые официальные государственные юридические документы.
  Значение источников права можно показать на примере римского частного права, сложившегося ко II-III вв. н.э. Несколько веков спустя (примерно в XII-XIII вв. н.э.) основные положения этой юридической системы, определявшей правовое положение граждан уже несуществовавшего государства, использовались при разработке крупнейших юридических документов, заложивших основы гражданского общества - Гражданского кодекса Франции и германского Гражданского уложения. По оценке одного из немецких юристов, Рим снова "завоевал весь мир", но теперь уже не силой оружия, а силой юридических норм. Произошло возрождение (рецепция от лат. - receptio: принятие, прием): заимствование и приспособление данным обществом социальных норм, возникших в другой стране или в другую эпоху римского частного права. Официальный характер источникам права придается путем правотворчества:
  а) непосредственным правотворчеством народа, осуществляемым в форме всенародного голосования;
  б) посредством их разработки и принятия непосредственно государственными органами;
  в) путем санкционирования: посредством одобрения государственными органами действующих социальных норм (обычаев, традиций и пр.).
  Правотворческая деятельность - это форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой посредством издания, изменения или отмены правовых актов устанавливаются нормы права. Правотворчество - одно из важнейших направлений работы любого государства, так как ее результаты (законы) определяют сущность государства, уровень его развития и цивилизованности.
  Обычно называют четыре источника права: правовой обычай, юридический прецедент, договор и нормативно-правовой акт.
  Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему они закрепились как устойчивая норма.
  Правовой обычай является наиболее древним источником права. Вбирая в себя религиозные, культурные и моральные ценности народа, обычаи передавались от поколения к поколению. Древний законодатель лишь закреплял сложившиеся нормы обычного права в государственных документах. Именно такой характер носили первые судебники рабовладельческих и феодальных государств - законы Драконта (Афины, VII до н.э.), а также так называемые "варварские правды" - Саллическая, Баварская, Русская (XI в.). Свидетельство тому - статьи о кровной мести, "дикой вире" - коллективной ответственности в форме штрафа, уплачиваемого за преступление всем обществом. Как и обычаи, определяющие правила поведения людей в той или иной жизненной ситуации, данные источники стремились предусмотреть все возможные формы нарушений общественных отношений и определить ответственность за них. Обычаи санкционировались и решением суда, осуществляемого главой государства. Именно в этом кроется секрет мудрости и справедливости приговоров, выносимых библейским царем Соломоном.

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу