<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному случаю, которому государство придает значение нормы права для последующего разрешения подобных дел.
  Подобная практика в настоящее время сложилась в США и Великобритании.
  Договор представляет собой соглашение двух или нескольких сторон об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей.
  Он имеет большое значение в отношениях между государствами и участниками коммерческий и имущественных отношений.
  Принципами заключения договора выступают равенство сторон и ответственности за нарушение обязательств, что стороны могут заключать не предусмотренные действующим законодательством договоры при условии соответствия его норм действующим правовым нормам. В этом случае он обладает юридическим приоритетом над законом, принятым после его заключения.
  Преобладающим источником права является нормативно-правовой акт - изданный в установленном порядке уполномоченным на то государственным органом, акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы.
  Отличительные признаки нормативно-правового акта:
  * содержит нормы права: рассчитан на многократное применение, относится ко всем членам общества, действует непрерывно;
  * является официальным государственным документом, обладающим определенными атрибутами - названием, наименованием органа, его принявшего, датой принятия и т. д. Например, Закон Российской Советской Социалистической Республики "Об утверждении Уголовно-процессуального кодекса РСФСР", принятый третьей сессией Верховного Совета РСФСР пятого созыва 27 октября 1960 г;
  * определенное структурное расположение юридических норм по частям, разделам, главам, статьям. Например, Уголовный Кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 г. и вступивший в силу с 1 января 1997 года: Особенная часть, гл. 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности", ст. 228 "Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ";
  * определенное соотношение нормативно-правового акта, его статей и норм права: акт состоит из статей, содержанием которых являются нормы права. Он содержит правила поведения (нормы права), оформленные и изложенные в соответствующих статьях. Поэтому норма права может излагаться в одной или нескольких статьях одного или нескольких нормативно-правовых актов.
  Как источник права нормативно-правовой акт имеет ряд бесспорных преимуществ:
  - точную фиксацию содержания норм права, не допускающую их произвольного толкования и применения;
  - он может быть издан или изменен в короткие сроки, что позволяет оперативно влиять на происходящие в обществе социальные процессы;
  - четкую систематизацию, обеспечивающую быстрый поиск нужного документа;
  - государственную охрану, в соответствии с которой нарушители нормативно-правовых актов преследуются по закону.
  Нормативно-правовые акты классифицируются по юридической силе и субъектам государственного правотворчества.
  Юридическая сила является особым свойством нормативно-правового акта, определяющим его место и роль в системе законодательства и основывающимся на положения и полномочия органа, его издавшего.
  Сущность юридической силы:
  * никто, кроме органов государственной власти, не вправе принимать, изменять или отменять законы: ст. 105, 106 Конституция Российской Федерации устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом России.
  * все нормативно-правовые акты не должны противоречить Основному Закону; если это имеет место, то подобные акты должны быть отменены, либо приведены в соответствие с Конституцией: п. 1 ст. 15 Конституции РФ гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации";
  * закон не может быть отменен или приостановлен никем, кроме специально уполномоченного на то органа государственной власти.
  По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на:
  - законы: нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принимаемые в особом законодательном порядке и регулирующие наиболее важные общественные отношения;
  - подзаконные акты: акт правотворчества, основанный на законе, не противоречащий ему, призванный конкретизировать основные положения закона в отношении определенных общественных отношений (как правило, подзаконные акты издаются органами или учреждениями исполнительной власти).
  Законы в свою очередь также дифференцируются на основные и обыкновенные.
  Основной Закон - Конституция - нормативно-правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которых учреждаются основные принципы государственного и общественного устройства, закрепляются охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
  Признаки Конституции:
  - имеет основополагающий характер;
  - является "ядром" системы права: определяет систему законодательства и устанавливает юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов;
  - обладает верховенством во всех сферах общественной жизни и высшей юридической силой;
  - характеризуется стабильностью: устойчивостью, неизменностью норм в течении длительного периода времени, что достигается усложненным по сравнению с другими законами порядком ее пересмотра и внесения поправок.
  Обыкновенными законами называют нормативно-правовые акты текущего законодательства, регулирующие различные стороны политической, экономической, социальной и духовной сфер общественной жизни. Они подразделяются на текущие (например, Закон РФ о государственном бюджете) и кодифицированные (Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и пр.).
  Подзаконные акты различаются по сфере распространения и субъектам издания:
  * общие подзаконные акты: действие которых распространяется на всех лиц, находящихся на территории государства (к ним относят указы президента и постановления правительства);
  * местные подзаконные акты: действие которых распространяется на жителей регионов в соответствии с административно-территориальным устройством государства (края, области, республики, города и т.п.);
  * ведомственные подзаконные акты: действие которых распространяется на определенную сферу общественных отношений (например, Инструкция Госбанка РФ, Приказ министра внутренних дел, Положение о прохождении воинской службы и т.д.);
  * внутриорганизационные: действие которых распространяется на общественные организации и их членов.
  Нормативно-правовой акт действует во времени, по территории, предметам действия, по кругу лиц, на которых распространяются требования норм данного акта.
  Дата вступления акта в законную силу может совпадать с моментом его официального опубликования или сроком, указанным в самом нормативно-правовом акте (например, ч. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации принята Государственной Думой 22 декабря 1995 года и введена в действие с 1 марта 1996 года).
  Прекращение действия нормативно-правового акта, то есть утрата им юридической силы наступает при его отмене, фактической замене одного акта другим, регулирующим тот же круг вопросов, при истечении срока, на который акт был принят.
  Действие нормативно-правового акта в пространстве ограничено сферой распространения: это может быть территория государства или ее часть.
  Действие акта по предмету определяется сферой общественных отношений, на которые распространяются нормы, содержащиеся в нем.
  Действие нормативно-правового акта по лицам осуществляется в соответствии с его действием на всех лиц, находящихся на территории его действия и участвующих в отношениях, которые он регулирует.
 Тема 4. Норма права
  Норма права - это закрепленное в источниках права общеобязательное правило поведения, являющееся образцом возможного или должного поведения, охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.
  Правовая норма является одним из видов социальных норм и выступает в качестве элемента, из которого строится "система права".
  Таким образом, правовыми считаются нормы, которые:
  - исторически сложились и существуют в настоящее время в виде обычаев и прецедентов, не противоречащих идеалам гуманизма и санкционированных государством;
  - исходят непосредственно от общества, выражая волю всего населения или его большинства - нормы, принятые посредством проведения референдума, предусмотренного конституцией;
  - изданы уполномоченными на то государственными органами;
  - закреплены в нормативных договорах в соответствии с действующим законодательством.
  В отличие от остальных социальных норм она обладает рядом особенных признаков:
  * является общеобязательным правилом поведения людей в обществе: норма права определяет границы возможного и должного поведения людей;
  * представляет собой четко выраженные, детализированные правила поведения - это форма определения и закрепления комплекса прав и обязанностей участников правоотношений: не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав;
  * одновременно предоставляет свободу действий по удовлетворению законных прав и обязывает не совершать действия, ограничивающие права других участников общественных отношений;
  * устанавливается или санкционируется (признается законной) государственными органами;
  * гарантируется государством;
  * обладает качествами системы, проявляющейся в ее структурном построении и классификации.
  Классификация правовых норм.
  1. По юридической силе нормативно-правовых актов, в которых они содержатся:
  - нормы законов:
  - нормы подзаконных актов.
  2. По предметам действия:
  - общие (распространяют свое действие на всю территорию государства и всех лиц, находящихся в ее пределах);
  - специальные (распространяют свое действие на часть территории государства, на определенную категорию лиц - военнослужащих, сотрудников прокуратуры и т.д.).
  3. По степени определенности изложения:
  - абсолютно определенные: точно формулирующие условия своего действия, не допуская даже малейшего уточнения правовых предписаний (например, ст. 5 УПК РСФСР содержит перечень обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу: истечение срока давности, вследствие амнистии и т.д.);
  - относительно определенные: предоставляющие правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств (например, большинство норм УК РФ имеют именно такой характер, так как устанавливают низший и высший пределы наказания: ст. 162 "Разбой" предполагает наказание от трех до пятнадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой);
  - альтернативные: предусматривающие несколько вариантов их действия, поведения сторон или применения карающих санкций (например, ст.163 УК РФ "Вымогательство" предполагает в качестве наказания ограничение свободы на срок до 3 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 4 лет и т.п.)
  4. По функциям права:
  - учредительные, т.е. отражающие исходные начала правового регулирования общественных отношений - правовое положение человека, права, свободы и обязанности граждан, основы экономического и политического устройства государства (например, ст. 10 Конституции РФ: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны");
  - регулятивные, т.е. устанавливающие субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (например, ч. 2 ст. 474 Гражданского Кодекса РФ определяет порядок проверки качества товара, в случае если этот порядок не определен законодательно);
  - охранительные, т.е. определяющие условия применения к субъекту мер государственного принуждения, их характер и содержание ст.164 Кодекса РФ об административных правонарушениях "Занятие проституцией": "Занятие проституцией влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до ста рублей. Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут наложение штрафа в размере до двухсот рублей";
  - декларативные, т.е. содержащие положения программного характера и общие нормативные требования (например, ч. 2.ст. 1 Конституции России: "Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны");
  - коллизионные (от лат. collisio - столкновение противоположных взглядов и интересов, противоречие между правовыми нормами одного государства или законами, судебными решениями различных государств), т.е. устраняющие возможные противоречия между правовыми предписаниями (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: "... в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон");
  - оперативные нормы, т.е. устанавливающие дату вступления нормативного акта в силу, прекращение его действия и т.п. (например, ст.1 Закона РСФСР "Об утверждении уголовно-процессуального кодекса РСФСР": "Утвердить уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и ввести его в действие с 1 января 1961 года").
  5. По характеру содержащихся в нормах права предписаний:
  - обязывающие: они устанавливают обязанность совершить определенные действия (например, оплачивать проезд в общественном транспорте);
  - управомочивающие: они предоставляют право совершать определенные действия в целях удовлетворения законных интересов (например, подать исковое заявление в суд);
  - запрещающие: они устанавливают запрет на совершение недозволенных действий (ст. 40 КоАП РФ запрещает администрации отказать в предоставлении отпуска для участия в выборах зарегистрированному кандидату в депутаты).
  6. По специализации норм права:
  - закрепительные, выражающие элементы регулируемых общественных отношений в общем виде (в их числе можно назвать многочисленные нормы, содержащиеся в Общей части кодексов Российской Федерации);
  - дефинитивные (от лат. definitio - краткое определение какого-либо понятия), содержащие научно сформулированные определения юридических понятий (например, ст.14 УК РФ "Понятие преступления": "Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания");
  - нормы-принципы (от лат. Principium - основа, начало), устанавливающие общие правовые принципы и задачи юридических норм (например, ст. 3 УК РФ "Принцип законности", ст.6 УК РФ "Принцип гуманизма" и т.д.).
  7. По способу установления правил поведения:
  - императивные (от лат. imperatiwus - повелительный): носят категорический характер, не допускающий отклонений от устанавливаемого правила (это, как правило, нормы административного права)
  - диспозитивные (от лат. dispositio - расположение): предоставляющие возможность участникам отношений самим определить конкретное содержание взаимных прав и обязанностей (в основном применяются при регулировании гражданско-правовых отношений).
  Полное понимание нормы права возможно только при условии знания ее структуры Правовая нома состоит из трех элементов: гипотезы (от греч. hipothesis - предположение), диспозиции (от лат. dispositio - распоряжение) и санкции (от лат. sanctio - строжайшее взыскание).
  Гипотеза - это элемент правовой нормы, указывающий на условия (конкретные жизненные обстоятельства), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма (возникают права и обязанности).
  Диспозиция - это элемент правовой нормы, указывающий на само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения (их права и обязанности).
  Санкция - это элемент правовой нормы, указывающий на последствия (меры государственного принуждения), возникающие в результате нарушения участниками правоотношения своих прав и обязанностей.
 Тема 5. Система права
  Системой права называют внутреннюю организацию (структуру) права, отражающую единство, согласование и дифференциацию юридических норм, сосредоточенных в обособленных правовых комплексах: отраслях, подотраслях и институтах.
  Основой разделения системы права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования.
  Предметом правового регулирования являются общественные отношения, подвергаемые правовой регламентации. Круг их весьма широк и включает трудовые, имущественные, семейные, административные и т.п. отношения.
  Методом правового регулирования является совокупность способов юридического воздействия на отношения людей, являющихся предметом ее регулирования.
  Предмет правового регулирования показывает "что" регулирует право, метод - "каким образом" осуществляется регулирование.
  Различают два основных метода правового регулирования:
  1. Авторитарный - предусматривает применения юридических предписаний, не допускающих отступлений от установленного правила поведения (этот метод использован при формулировании ч. 3 ст. 35 Конституции РФ: "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда"); субъекты правоотношений при этом вправе совершать только прямо разрешенные им действия ("запрещено все, кроме дозволенного");
  2. Автономии - предусматривает возможность самостоятельного определения поведения в рамках юридических предписаний (например, ч. 2.ст. 27 Конституции РФ: "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. В этом случае субъекты правоотношений при совершении своих действий могут выбрать любую, не противоречащую законодательству, линию поведения: выехать или остаться.
  Основными способами, которые используются при применении методов правового регулирования, являются:
  * дозволение, т.е. предоставление права на совершение действий, не запрещенных законом
  * обвязывание, т.е. возложение обязанности совершения определенных действий
  * запрещение, т.е. возложение обязанности воздержаться от определенных действий.
  На основе предмета и метода правового регулирования система права подразделяется на отрасли права.
  Отрасль права - обособленная совокупность юридических норм, регулирующих на основе общности предмета и метода значительный круг однородных общественных отношений.
  Классификация отраслей права:
  * материальные (гражданское, уголовное, административное, земельное, трудовое право);
  * процессуальные (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право);
  * профилирующие, т.е. отрасли, охватывающие основные правовые отношения:
  - конституционное право, регулирующее отношения, связанные с выборами, организацией, компетенций и деятельностью органов государственной власти, а также определением правового статуса личности.
  Нормы Конституции являются исходными для всех без исключения отраслей права.
  - гражданское право, регулирующее имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (собственность, договор, дарение, наследование и т.п.);
  - гражданско-процессуальное право, регулирующее порядок судопроизводства по гражданским делам;
  - уголовное право, представляющее совокупность правовых норм, устанавливающих преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, обществу и государству;
  - уголовно-процессуальное право, регулирующее порядок судопроизводство по уголовным делам;
  - административное право, регулирующее управленческие отношения государственных органов, а также деятельность исполнительно-распорядительного характера;
  * специальные, т.е. отрасли, охватывающие особые сферы правовых отношений:
  - финансовое право: регулирует отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов и деятельности по их исполнению;
  - трудовое право: регулирует комплекс отношений в сфере производства, распределения, обмена материальных благ и услуг (оплата труда, распорядок, споры и т.д.);
  - семейное право: право регулирует брачно-семейные отношения (права и обязанности супругов, родителей и детей и пр.);
  * комплексные отрасли, т.е. отрасли, охватывающие несколько разнородных сфер правовых отношений (коммерческое право, право прокурорского надзора и т.д.):
  - экологическое право: регулирует отношения в сфере взаимодействия человека, общества и природы;
  - предпринимательское право регулирует отношения в сфере самостоятельной деятельности граждан и организаций, направленной на получение прибыли от выполненных работ и оказанных услуг.
  В свою очередь отрасли подразделяются на институты права, отличающиеся масштабами регулирования общественных отношений. Институт регламентирует лишь отдельные отношения соответствующей отрасли права. В составе уголовного права присутствуют институт вины, соучастия в преступлении, наказания, амнистии, помилования, судимости и.п. Институтами гражданского права выступают аренда, подряд, рента и пр.
  Таким образом, правовой институт - это обособленный комплекс юридических норм, являющихся специфическим элементом отрасли права и регулирующих незначительный круг однородных общественных отношений. Случается, что одни и те же правовые отношения регулируются нормами различных отраслей права. В этом случае формируется так называемый комплексный институт. Например, порядок и условия проведения выборов в органы государственной власти регулируются конституционным, уголовным и административным правом.
  Понятие "система права" существенно отличается от, казалось бы тождественного, понятия "правовая система". Правовая система является своеобразным показателем особенностей права той или иной страны, определяющаяся ролью источников права.
  Существуют следующие основные виды правовых систем:
  - Романо-германская, в которой главенствующую роль как источник права играет нормативно-правовой акт;
  - Англо-саксонская, где доминирует юридическая практика;
  - Мусульманская, преобладающим источником права в которой выступают религиозные заповеди.
 Тема 6. Реализация и применение права
  Термин "реализация" заимствован нами у древних римлян, у которых он означал "овеществление" (realis), то есть обретение предметом конкретных, доступных органам чувств характеристик.
  Овеществление, превращение в реальность юридических норм происходит по мере следования их предписаниям. Более того, право вообще имеет смысл, если его нормы соблюдаются гражданами и организациями. Главное для чего оно существует - это определение прав субъектов правоотношений, которые должны быть реализованы.
  Реализация права - это выполнение его требований всеми субъектами правоотношений, реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом поведении субъектов.
  Формы реализации права:
  - использование: форма реализации права, при которой субъект использует или не использует возможности, предоставляемые ему юридической нормой, т.е. осуществляет или не осуществляет предоставленные ему законом права (действительно, мы можем воспользоваться или не воспользоваться конституционным правом на труд, можем обратиться в судебные органы с иском, а можем воздержаться от осуществления этого намерения, можем предъявить свои права на наследство, а можем и отказаться от них);
  - соблюдение: форма реализации права, при которой субъект строго следует установленным запретам, не совершает запрещенных законом действий (например, воздерживаемся от охоты и рыбной ловли в заповедных местах, соблюдаем общественный порядок на улицах и т.д.);
  - исполнение: форма реализации права, при которой субъект совершает активные действия по исполнению возложенной на него нормами права обязанности (например, часовой, в случае нападения на охраняемый им объект, обязан принять меры к отражению нападения и обеспечению сохранности имущества).
  Трем способам регулирования соответствуют три вида норм права и три формы их реализации:
 Способ правового
 регулирования Виды норм права
 (по характеру предписаний) Форма реализации права дозволение управомочивающие использование обязывание обязывающие исполнение запрещение запрещающие соблюдение Сами механизмы реализации права многообразны и определяются особенностями правовой системы государства.
  В странах с романо-германской правовой системой этот процесс включает три основных этапа.
  * Возведение естественного права в закон - трансформация естественного права в право позитивное, посредством законодательного, нормативного признания государством.
  * Реализация закона посредством принятия необходимых подзаконных актов, процессуальных норм деятельности государственных органов.
  * Реализация права в действиях субъектов правоотношений.
  В странах с англо-саксонской правовой системой сложился более простой механизм реализации права: органом, осуществляющим возведение естественного права в закон, здесь выступает суд. В качестве нормативного основания разрешения дела выступает ранее вынесенное судебное решение по аналогичному делу - судебный прецедент.
  Безусловным условием включения данных механизмов является наличие лица, обладающего субъективным правом, то есть субъекта правоотношения. Именно он является наиболее заинтересованным лицом, по воле которого начинается реализация права, в его интересах работают законодательные и правоприменительные органы. Задача государства - обеспечить наличие механизма реализации права и его способность к эффективным и качественным действиям.
  Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государственных органов. Вместе с тем, в ряде случаев возникает необходимость в использовании государственного вмешательства в процесс реализации права. Это обусловлено не только возникновением правовых споров (когда участники правоотношений не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях) или необходимости определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, но тем, что механизм реализации некоторых норм права объективно предопределяет участие государства. Например, для реализации права на пенсию требуется решение органа социального обеспечения. В том же порядке, то есть посредством принятия соответствующих властных решений, предоставляется государственное или муниципальное жилье, земельные участки и т.д.
  Этот процесс является особой формой реализации права, именуемой применением права. Применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц по организации и контролю соблюдения юридических норм.
  Признаки применения права:
  - осуществляется исключительно определенными компетентными органами и должностными лицами (например, суды, администрация и др.);
  - имеет государственно-властный характер, т.е. способность обеспечить выполнение юридических норм правонарушителем мерами государственного принуждения;
  - направлено на установление конкретных субъективных прав, обязанностей и ответственности;
  - реализуется в строго установленных законом процессуальных формах;
  - завершается вынесение индивидуального юридического решения;
  - индивидуальный характер: в принимаемых госорганами актах рассматриваются конкретные жизненные обстоятельства, поэтому они рассчитаны на однократное применение и заканчивают свое действие после реализации прав и обязанностей участников конкретного правоотношения.
  Применение права выполняет следующие функции:
  * организационную, предполагающую координацию деятельности многочисленных государственных органов применяющих право;
  * правоохранительную, обеспечивающую охрану прав и законных интересов граждан и организаций.
  Применение права представляет собой достаточно сложный процесс, характеризующийся последовательным выполнением ряда действий, называемых стадиями. Их три:
  1. Установление фактических обстоятельств дела. К ним относят широкий перечень конкретных жизненных событий и происшествий: лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, вредные последствия.
  Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому, поэтому лицо, применяющее право не может наблюдать их непосредственно. Для их подтверждения производится сбор доказательств - материальных и нематериальных следов прошлого, зафиксированных в документах. Установление фактических обстоятельств должно быть законным и обоснованным, в частности, в их качестве нельзя использовать сведения, полученные в результате физического насилия.
  2. Выбор и анализ правовых норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам. На этой стадии производится сравнение установленных фактических обстоятельств и соответствующих норм права (их гипотез) с целью определения их тождества, именуемое правовой квалификацией.
  Правовая квалификация - это юридическая оценка фактических обстоятельств посредством соотнесения конкретного жизненного случая с юридическими нормами.
  Она предусматривает:
  - проверку подлинности статьи применяемого закона;
  - проверку действия нормы по времени, в пространстве и по кругу лиц (действовала ли норма в момент правонарушения, на территории его совершения, распространяется ли она на лиц, его совершивших);
  - разрешение возможных правовых коллизий, в случае, если выясняется, что анализируемый случай регулируется несколькими противоречащими друг другу правовыми нормами.
  Коллизии правовых норм разрешаются на основе следующих принципов:
  - при противоречии между нормами федерального и республиканского закона, применяется норма федерального закона;
  - при противоречии между нормами, принятыми различными госорганами, применяется норма вышестоящего органа;
  - при противоречии между общими и специальными нормами, действуют специальные нормы
  3. Принятие властного решения, облекаемого в документальную форму. Данная стадия является не только основной, но и завершающей процесс применения права принятием компетентным правоприменительным органом или должностным лицом соответствующего акта применения права, в котором официально фиксируется юридические последствия правонарушения для конкретных лиц.
  Актом применения права называют официальный правовой документ компетентного государственного органа или должностного лица, изданный на основании сравнения фактических обстоятельств дела (юридических фактов) и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.
  Акты применения права не содержат правовых норм и поэтому к источникам права не относятся.
  Правоприменительные акты обладают рядом особенностей:
  - имеют властный характер;
  - носят индивидуальный характер: в отличие от нормативно-правового акта, распространяющего свое действие на неопределенный круг лиц и неограниченного количества случаев, акт применения права имеет силу только для конкретного случая и участвовавших в нем лиц;
  - охраняются от нарушений мерами государственного принуждения;
  - обладают определенными законом реквизитами: акты издаются в установленной форме и имеют точное наименование.
  Существует множество разновидностей актов применения права, которые классифицируются следующим образом:
  1. По субъектам принятия:
  * акты законодательных органов государственной власти - Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ;
  * акты исполнительных органов государственной власти - Президента РФ, Правительства РФ;
  * акты органов местного самоуправления;
  * акты правоохранительных органов - суда, прокуратуры, Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и т.д.
  2. По характеру правового воздействия:
  * регулятивные: устанавливающие юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ руководителя организации о назначении какого-либо лица на должность, приказ начальника высшего учебного заведения о зачислении в вуз);
  * охранительные: издающиеся в связи с совершением правонарушений (постановление следователя о возбуждении уголовного дела, приговор суда).
 Тема 7. Правоотношения
  Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода отношения, именуемые общественными (связи, возникающие и существующие в процессе их совместной деятельности). Часть из них требует урегулирования посредством применения норм права. В этом случае складываются так называемые правоотношения - юридические связи участников общественных отношений, взаимодействующих на основе реализации гарантированных законом прав и обязанностей.
  Правоотношениям присущи определенные признаки.
  1. Неразрывная взаимосвязь правоотношений и правовых норм: нормы права определяют модели, образцы поведения людей, а правоотношения являются следствием их реализации в определенных жизненных обстоятельствах.
  2. Сознательно-волевой характер: в правоотношения вступают, как правило, дееспособные, то есть способные осознавать свое поведение и руководить им, физические лица; их действиям предшествует моделирование будущей ситуации в сознании.
  3. Наличие прав и обязанностей у участников правоотношения: как правило, наделение правами и обязанностями происходит одновременно.
  Правоотношение обладает определенной структурой, состоящей из четырех элементов:
  - целей правоотношения: то, ради чего они возникают и осуществляются. Граждане и организации взаимодействуют с целью удовлетворения своих потребностей;
  - содержания правоотношений: его составляют субъективные права и юридические обязанности.
  Субъективное право есть предусмотренная законодательством и охраняемая государством возможность граждан и организаций по собственному усмотрению удовлетворять собственные интересы и потребности, предоставленные им объективным правом. В связи с этим субъективное право квалифицируют как меру возможного поведения, т.е. участник правоотношения в любую минуту может отказаться от реализации принадлежащих ему прав, но только в том случае, если они не выступают одновременно и юридическими обязанностями.
  Субъективное право находит свое проявление в следующих формах:
  а) возможности положительного поведения обладателя субъективным правом по удовлетворению своих потребностей;
  б) возможности требовать определенного поведения от других лиц и организаций в целях удовлетворения своих законных интересов;
  в) возможности защиты своих законных прав, а также обращение в соответствующие государственные органы в случае их несоблюдения другими лицами и организациями.
  Юридическая обязанность есть предусмотренная нормами права и охраняемая государством необходимость определенного поведения в интересах осуществления своих законных интересов других лиц и организаций.
  Юридическая обязанность также проявляется в трех формах:
  а) необходимости воздержаться от законодательно запрещенных действий;
  б) необходимости совершить предусмотренные законом действия в пользу других лиц и организаций;
  в) необходимости понести юридическую ответственность, то есть претерпеть неблагоприятные последствия, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением, предусмотренных нормами права обязанностей.
  Отказаться от исполнения юридической обязанности нельзя, так как отказ является основанием для юридической ответственности. Следовательно, юридическая обязанность выступает в качестве меры должного поведения;
  - субъектов правоотношения: ими являются юридические и физические лица, выступающие в соответствии с нормами права носителями юридических прав и обязанностей.
  К юридическим лицам относятся различного рода организации, обладающие соответствующими правами и обязанностями.
  Юридические лица принято различать в соответствии с выполняемыми ими социальными функциями и участием в гражданском обороте:
  * публичными юридическими лицами выступают государственные организации и учреждения (им свойственно преследование общих целей и существование независимо от воли их членов);
  * частными юридическими лицами являются организации и учреждения, строящие свою деятельность на частной основе (преследуя цели своих членов, публичное юридическое лицо может прекратить свое существование по их воле);
  * коммерческими признаются организации, ставящие главной целью своей деятельности получение прибыли;
  * некоммерческими - те организации, которые преследуют другие, неэкономические цели.
  Физическими лицами являются граждане государства, иностранцы и лица без гражданства.
  Интересно, что далеко не все люди могут выступать в качестве субъектов правоотношений, для этого они должны обладать правоспособностью и дееспособностью.
  Правоспособностью называют признаваемую законом возможность иметь права и нести обязанности. У человека она наступает с момента рождения и прекращается с его физической смертью. Все члены общества обладают равной правоспособностью независимо от пола, национальности, политических взглядов, отношения к религии и других обстоятельств.
  Дееспособность - это признаваемая законом способность самостоятельно, на основе осознания собственных действий осуществлять юридические права и исполнять юридические обязанности.
  В отличие от правоспособности, дееспособность зависит от личных качеств человека и наступает по мере его развития, формирования интеллектуальных, нравственных и физических качеств. Дееспособность физического лица наступает с достижением возраста гражданского совершеннолетия сначала в ограниченном, а затем и в полном объеме. Полная дееспособность позволяет гражданам осуществлять любые права, предоставленные ему законодательством, ограниченная - сужает данные возможности лица;
  - объектов правоотношения: ими являются понятия, на которые воздействуют правоотношения - сознательно волевое поведение людей, строящееся вокруг обладания определенными благами, называемых предметами правоотношения.
  Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми законодательства связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений именуются юридическими фактами.
  Именно они являются главным условием наличия в действиях юридических и физических лиц правоотношений. Поэтому правильное понимание характера правоотношений невозможно без всестороннего исследования юридических фактов. Их классифицируют следующим образом:
  1. По волевому признаку:
  * события - факты, возникающие и формирующиеся независимо от воли и сознания участников правоотношений (метеорологические явления, времена года, летоисчисление и т.д.);
  * действия - факты, возникающие и формирующиеся в результате сознательно-волевой деятельности участников правоотношений (расторжение договора, беседа, переписка и т.п.).
  2. По характеру правовых последствий:
  * правообразующие - факты, с возникновением которых законодательство связывает возникновение правоотношений (поступление в институт, призыв на военную службу, рождение ребенка и пр.)
  * правоизменяющие - факты, с возникновением которых законодательство связывает изменение правоотношений (принятие гражданства другого государства, оформление двойного гражданства, назначение на вышестоящую должность, достижение полной дееспособности).
  * правопрекращающие - факты, с возникновением которых законодательство связывает прекращение правоотношений (физическая смерть, расторжение брака, увольнение с работы и пр.).
  Юридические факты действия в свою очередь подразделяются на:
  * правомерные, то есть влекущие за собой возникновение законодательно предусмотренных юридических прав и обязанностей, а именно:
  - юридические акты: ими выступают юридические факты, фиксирующие волю юридических и физических лиц по достижению законодательно предусмотренного результата (соответствующим образом оформленный договор, приказ должностного лица и т.д.);
  - юридические поступки, то есть влекущие за собой правовые последствия, вне зависимости от того добивалось ли лицо юридически значимых результатов или нет (например, управление автомобилем, закончившееся дорожно-транспортным происшествием).
  * неправомерные, то есть противоречащие или не соответствующие требованиям законодательства:
  - правонарушения: виновное противоправное деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность (появление в общественном месте в нетрезвом состоянии, неоплаченный проезд в общественном транспорте и т.п.);
  - преступление: правонарушение, имеющее высокую степень общественной опасности и влекущее за собой уголовную ответственность.
 Тема 8. Правонарушение и юридическая ответственность
  Поведение людей складывается из поступков, представляющих собой действия, социальное значение которых осознается совершающими их лицами.
  Поступок имеет определенную логическую структуру, включающую два элемента:
  * объективную сторону: характеризуется фактическим действием (бездействием) лица, способом их совершения, используемыми средствами, полученным или возможным результатом;
  * субъективную сторону: включает совокупность мотивов, целей, степени осознания возможных последствий и внутреннее отношение к ним со стороны совершающего поступок человека.
  С юридической точки зрения, все человеческие поступки можно подразделить на две основные группы:
  * общественно-полезные - правомерное поведение;
  * общественно-вредные - противоправное поведение.
  Правомерное поведение соответствует предписаниям правовых норм и не нарушает их, неправомерное поведение - не соответствует требованиям законодательства, и поэтому признается правонарушением.
  Правонарушение - это виновное поведение правоспособного и дееспособного лица, противоречащее предписаниям норм права, причиняющее вред другим лицам и обществу, влекущее за собой юридическую ответственность.
  Признаки правонарушения, отличающие его от нарушений других социальных норм.
  1. Поведение человека, выражающееся в действии или бездействии (угон автомобиля, неоказание помощи терпящим бедствие и пр.).
  2. Общественная вредность противоправного деяния (например, утрата вещей, нарушение нормальной работы государственных предприятий и т.д.): вред может быть физическим и духовным, материальным и моральным, измеримым и неизмеримым и пр.
  3. Противоправность, т.е. противоречие образцам поведения, установленных правовыми нормами, проявляющееся:
  - в прямом нарушении правового запрета;
  - в неисполнении возложенных обязанностей;
  - в превышении должностных полномочий и т.д.
  4. Виновность поведения субъектов права.
  5. Наказуемость противоправного деяния.
  По степени общественной опасности правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
  Преступление - это общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие), причиняющее существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создающее угрозу причинения ущерба.
  Преступление отличается от проступка повышенной степенью опасности и причинением более тяжкого вреда личности, обществу и государству.
  Проступок - это разновидность правонарушения, характеризующееся по сравнению с преступлением меньшей степенью общественной опасности.
  В зависимости от сферы общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного деяния, проступки подразделяются на:
  - гражданские проступки: правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и некоторых неимущественных отношений (например, неисполнение обязательств по заключенному договору);
  - дисциплинарные проступки: правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений (опоздание на работу);
  - административные проступки: правонарушения, посягающие на общественные отношения, связанные с государственным управлением (нарушение правил дорожного движения, противопожарной безопасности и пр.).
  Правонарушение содержит определенный юридический состав, включающий систему элементов.
  Объект - общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, которым правонарушение причиняет или может причинить вред.
  Субъект - дееспособное лицо или организация.
  Объективная сторона - внешнее проявление конкретного общественно-опасного деяния, осуществляемого в определенных условиях, месте, времени и причиняющего ущерб общественным отношениям.
  Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к совершенному общественно-опасному деянию и его последствиям. Выраженное в форме умысла или неосторожности психическое отношение образует вину.
  Вина - это психическое отношение лица к совершенному им общественно-опасному деянию и его общественно-вредным последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.
  Умысел может быть прямым или косвенным:
  - прямой умысел характеризуется способностью лица предвидеть, сознательно допускать и желать наступления общественно-вредных последствий от совершаемого противоправного деяния (например, грабеж и мошенничество);
  - косвенный умысел есть способность лица осознавать общественно-опасный характер совершаемого деяния, предвидеть наступление общественно-вредных последствий, сознательно допускать, но не желать их наступления (например, хулиганская неприцельная стрельба в общественном месте, в результате которой пострадали люди).
  Неосторожность проявляется в форме:
  - противоправной самонадеянности: способности лица предвидеть возможность наступления общественно-вредных последствий своего действия или бездействия, легкомысленно рассчитывая на их предотвращение (например, наезд автомобиля на пешехода по причине превышения скорости движения);
  - противоправной небрежности: способность лица предвидеть возможность наступления общественно-вредных последствий своего действия ил бездействия.
  Лица, совершившие правонарушение привлекаются к юридической ответственности. Она возлагается на субъекта только при наличии и установлении всех элементов состава правонарушения. Однако в некоторых случаях субъект может нести ответственность и без вины (например, предприниматель отвечает по своим долгам, если иное не предусмотрено договором).
  Признаки юридической ответственности.
  1. Это один из видов государственного принуждения: в арсенале государства помимо юридической ответственности находятся предупредительные меры (обыск, арест на имущество) и меры защиты (принуждение лица к исполнению лежащей на нем обязанности).
  2. Это наказание, возмездие, установленное законом.
  3. Обязанность правонарушителя претерпеть лишения, вызванные применением к нему правовой санкции: правонарушение является юридическим фактом, влекущим юридическую ответственность, поэтому государство имеет право требовать от нарушителя объяснений, подвергнуть его наказанию в виде мер государственного принуждения, правонарушитель обязан выполнить все государственные предписания.
  4. Тесная взаимосвязь юридической ответственности с правовыми нормами: ответственность возникает только в случае нарушения норм права.
  5. Юридическая ответственность наступает только за совершенное правонарушение.
  Итак, юридическая ответственность - это применение уполномоченными на то государственными органами в рамках процессуального порядка, определенного законом, санкций правовых норм к правонарушителю.
  Принципы юридической ответственности:
  - законность (в строгом соответствии с законом наказывается только виновное действие или бездействие, а не мысли, убеждения и намерения);
  - справедливость (к ответственности привлекается только виновное лицо, мера взыскания должна соответствовать тяжести совершенного, за одно правонарушение можно понести лишь одно наказание);
  - целесообразность (соответствие меры воздействия целям юридической ответственности);
  - неотвратимость наказания.
  Виды юридической ответственности:
  - дисциплинарная ответственность, заключающаяся в наложении администрацией предприятия или учреждения дисциплинарных взысканий на работников (замечание, выговор, строгий выговор, увольнение);
  - гражданско-правовая ответственность, выражающаяся в применении к правонарушителю в интересах другого лица мер воздействия, носящих компенсационный характер, основанный на принципе полного возмещения ущерба и влекущих за собой невыгодные последствия имущественного характера;
  - административная ответственность, основанная на факте совершения административного проступка, предусмотренного законодательством (штраф, исправительные работы, административный арест);
  - уголовная ответственность как наиболее жесткий вид ответственности, применяется исключительно в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления (лишение свободы, штраф, исправительные работы и т.д.).
 Тема 9. Правосознание и правовая культура
  Напомним, что главным признаком, отличающим человека и личность от остального живого мира, является способность к мышлению, то есть способность отражать в своем сознании окружающий мир и соотносить свое поведение с поведением других людей. Наличие сознания у отдельного индивида именуется личным сознанием. Вместе с тем, существуя в обществе, человек вступает в отношения с себе подобными, обменивается не только материальными, но и духовными благами, высказывает свое мнение, оказывающее влияние на представления других членов общества. В этом процессе происходит рождение и последующее непрерывное формирование общественного сознания.

<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу