<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Общественным сознанием называют целостное, обладающее определенной внутренней структурой, духовное явление, выражающее представления и чувства людей об обществе и окружающем их мире.
  В зависимости от характера отношений людей общественное сознание может проявляться в форме политического, нравственного, религиозного или правового сознания.
  Правосознанием называют форму общественного сознания, выражающую представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях.
  Главные черты правосознания проявляются в его особенностях:
  - существует "внутри" общественного сознания, активно взаимодействуя с другими его формами;
  - отражает явления общественной жизни, непосредственно связанные с правом;
  - осуществляется посредством и с помощью юридических понятий и категорий;
  - формируется многими поколениями людей и передается от поколения к поколению (или отрицается очередным поколением;
  - "показывает" или отрицает направления и темпы общественного развития.
  Структура правосознания включает два элемента - правовую психологию и правовую идеологию.
  Правовая психология есть совокупность психических переживаний и чувств, выражающих отношение людей к праву.
  Она проявляется в различного рода переживаниях, эмоциях и других чувствах (например, ныне действующую Конституцию России, в частности, главу, определяющую федеративное устройство страны, далеко не все считают нормой, справедливо учитывающей интересы субъектов федерации).
  Правовая идеология есть система научных идей, концепций и теорий, анализирующих сущность и закономерности развития правовых явлений общественной жизни.
  Знание правовой идеологии и психологии позволяет избегать порой трагических ошибок в правотворческой и правоприменительной деятельности государства, разрабатывая и принимая законы, положительно оцениваемые обществом.
  Правосознание подразделяют на соответствующие виды по следующим критериям.
  1. По количеству субъектов:
  * индивидуальное;
  * групповое;
  * общественное.
  2. В зависимости от уровня правовой культуры:
  * обыденное (определяется личным правовым опытом человека, уровнем его развития и воспитания, здравым смыслом, которых зачастую бывает недостаточно для понимания сущности происходящих правовых процессов);
  * профессиональное (определяется содержанием образовательного процесса в юридических вузах, особенностями деятельности соответствующих специалистов);
  * научное (высшая форма правосознания, поскольку принадлежит наиболее компетентным в данной сфере человеческих отношений специалистам).
  Как видим, правовое сознание активно взаимодействует с правовой культурой.
  В целом, культура представляет собой совокупность созданных в обществе духовных и материальных ценностей, характеризующих уровень его развития.
  Являясь составной частью общей культуры (по аналогии с правосознанием) правовая культура включает определенное совокупное состояние законодательства, деятельности правотворческих и правоприменительных органов, правосознания граждан и всего общества, выражающее уровень развития права, его место и роль в общественной жизни.
  Значение правосознания и правовой культуры трудно переоценить.
  Высокая роль правосознания проявляется в его активном влиянии на правотворческую и правоприменительную деятельность. Ведь прежде чем найти свое отражение в конкретных нормах права интересы и потребности членов общества отражаются в их сознании, принимаются или отвергаются им. Но и реализация законодательно принятых правовых норм невозможна без участия правосознания граждан, понимающих или отрицающих необходимость соблюдения нормативно-правовых актов.
  Правовая культура также участвует в формировании благоприятного "фона" для активного влияния законодательства на общественные отношения. Низкий уровень правовой культуры неизбежно приводит к появлению правового нигилизма, следствием которого является не только неуважение, но и нарушение правовых норм.
 Тема 10. Законность, правопорядок, правоохранительные органы
  Состояние преступности в Российской Федерации регулярно анализируется компетентными государственными органами. Количественные данные свидетельствуют о формировании положительной тенденции к сокращению общего количества преступлений.
  Однако цифры не отражают в полной мере всей сложности положения дел, поскольку качественные характеристики преступности (высокая степень организованности, вооруженности преступных групп; расширение их региональных и международных связей и т.п.) приобретают угрожающий характер.
  Среди причин, обусловливающих данное положение, следует назвать негативные явления, сопровождающие процессы реформирования российского государства и общества (падение производства, безработица и пр.);
  - нестабильную обстановку в ряде регионов страны и приграничных районах (например, в Чеченской республике, чья территория используется для подготовки террористов, а также в качестве убежища от уголовного преследования для преступников);
  - алкоголизацию и наркотизацию населения;
  - неблагополучие в семейно-бытовой сфере;
  - углубляющийся правовой нигилизм определенной части населения (не секрет, что отдельные формы противоправного поведения стали рассматриваться как допустимые и даже обыденные).
  Поэтому охрана правопорядка является одной из главных задач, решаемых российским (да, впрочем, и любым) государством. Ее выполнение достигается посредством обеспечения эффективной работы механизма правового регулирования, а также созданием и организацией правоохранительной деятельности соответствующими учреждениями.
  Механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которой осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
  Основой механизма правового регулирования являются нормы права, содержащие, по сути, идеальную модель общественных отношений, то есть образцы возможного и должного поведения людей.
  Реализация права (через соблюдение, исполнение, использование и применение) позволяет воплотить предписания конкретных правовых норм в соответствующие правоотношения.
  Правоотношения в свою очередь устанавливают персональную меру возможного и должного поведения участников правоотношения.
  Правосознание охватывает все элементы механизма правового регулирования, обеспечивая соответствие действий правовых норм общественному сознанию.
  Результатом "работы" механизма правового регулирования является формирование правового порядка - достижение такого состояния общественных отношений, которое является следствием и результатом фактической реализации правовых норм в условиях режима законности.
  Понятие "законность" толкуется юриспруденцией (от лат. juris prudtntia: правоведение, совокупность наук о праве, практическая деятельность юристов и судебных органов) неоднозначно.
  С точки зрения юридической науки законностью называется неуклонное и точное соблюдение юридических норм всеми субъектами права. В соответствии с этой логикой достигнуть законности можно лишь при условии соблюдения всех правовых норм всеми участниками правоотношений.
  С точки зрения юридической практики законностью называют требование соблюдения действующего законодательства и реальность исполнения нормативно-правовых актов.
  На этой основе можно попытаться дать определение понятия "режим законности" - это определенные политические, экономические, социальные и другие условия жизни, при которых беспрепятственное осуществление прав и добросовестное выполнение обязанностей является принципом деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.
  Для его реализации необходимо наличие следующих принципов:
  * верховенство закона (подчинение ему всех актов реализации права);
  * единство законности (предъявление абсолютно одинаковых требований ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и территориального действия);
  * целесообразность законности (необходимость выбора законных вариантов осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности, учитывающей особенности общества и конкретной личности);
  * реальность законности (необходимость обеспечения фактического исполнения требований законодательства, неотвратимости ответственности за их нарушение).
  Только в этих условиях можно говорить о реальности общественного и правового порядка. Последние понятия несут несколько разную смысловую нагрузку. Общественный порядок есть определенное состояние урегулированности комплекса общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. Под правопорядком понимается организацию общественной жизни, основанную исключительно на праве и законности. Кроме того, общественный порядок обеспечивается в основном мерами общественного воздействия, а правопорядок силой государства. Но, несмотря на некоторые различия, общественный и правовой порядок выступают главными критериями оценки уровня развития общества. Их достижение обеспечивается организацией правоохранительной деятельности соответствующих государственных органов
  К правоохранительной относят деятельность, осуществляемую:
  1) с целью охраны и защиты права;
  2) в строгом соответствии требованиям действующих в государстве законов и иных нормативно-правовым актам;
  3) исключительно с помощью юридических мер воздействия (например, уголовного, административного наказания нарушителей установленных правил поведения, применения к ним имущественных санкций, а также в форме предупреждения противоправных действий граждан и организаций);
  4) по установленным законом процедура;
  5) специально уполномоченными на то государственными органами (их именуют правоохранительными).
  Итак, правоохранительной называют государственную деятельность, осуществляемую с целью охраны права (т.е. в направлении обеспечения соблюдения гражданами и организациями действующего законодательства) специально уполномоченными государственными органами посредством применения в установленном законом порядке юридических мер воздействия.
  Содержание правоохранительной деятельности весьма многообразно, поскольку включает не только борьбу с преступлениями и правонарушениями, поддержание общественного порядка, но и обеспечение наиболее благоприятных условий для реализации законных прав и исполнения обязанностей гражданами и организациями.
  Данное утверждение подтверждается разнообразием функций, осуществляемых правоохранительной деятельностью, каждая из которых преследует свои, специфические цели присущими только ей методами определенными государственными органами:
  * конституционный контроль (исполняет Конституционный Суд): сводится, прежде всего, к выявлению законов и приравненных к ним правовых актов, противоречащих нормам Конституции государства с целью устранения этих противоречий;
  * правосудие (осуществляется судами общей юрисдикции, военными, арбитражными и третейскими судами): заключается в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел судами (иногда судьей единолично);
  * организационное обеспечение деятельности судов (возлагается на министерство юстиции, государственный и частный нотариат, отделы записи актов гражданского состояния): создание условий, необходимых для эффективного осуществления судебной деятельности, а именно:
  - материально-техническое обеспечение деятельности судов и создание надлежащих условий для их работы;
  - обеспечение судов необходимой информацией;
  - организация повышения квалификации работников суда;
  - подбор и подготовка кандидатов в судьи.
  * прокурорский надзор (производится органами прокуратуры): надзор за исполнением действующих на территории государства нормативных актов, имеющих силу закона или Указа Президента государственными органами (за исключением судов, высших законодательных органов власти), должностными лицами (за исключением судей, руководителей законодательных органов и т.д.);
  * выявление и расследование преступлений (ведется органами дознания и органами предварительного следствия): предшествующая судебному разбирательству деятельность, в ходе которой уполномоченный государственный орган устанавливает событие преступления, разыскивает и изобличает виновного в совершении преступления, возмещает причиненный преступлением ущерб и принимает меры по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых преступлений.
  Расследование может осуществляться с помощью оперативно-розыскных мероприятий - совокупности мер, осуществляемых гласно и негласно (опрос, наведение справок, наблюдение, контрольные закупки и т.д.) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
  * оказание юридической помощи и защита по уголовным делам (в компетенции адвокатуры и юридических консультаций): консультации и разъяснения по юридическим вопросам, составление юридических документов, представительство в гражданском и арбитражном судопроизводстве и т.п.
  Главной задачей правоохранительной деятельности является защита прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства.
  В той или иной мере эту задачу решают все без исключения государственные органы (министерства, комитеты, всевозможные ведомства и т.п.), которые принято именовать органами охраны правопорядка. Но их деятельность не ограничивается исключительно правоохранительной сферой. Более того, в первую очередь они решают задачи развития экономики, культуры, науки, образования, государственной безопасности, обороны и пр. Наряду с этими многопрофильными структурами существуют специальные органы, призванные заниматься исключительно охраной права. Их то и принято называть правоохранительными.
  К правоохранительным органам относятся: суды, Министерство внутренних дел (МВД), министерство юстиции (Минюст), Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), Государственный таможенный комитет (ГТК), прокуратура, адвокатура, нотариат, органы дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности, а также юридическая (правовая) служба в народном хозяйстве. Кроме того, в нашей стране сложились и функционируют на общественных началах, а также на средства физических или юридических лиц организации, по сути своей относящиеся к правоохранительным органам, а именно: товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних, наблюдательные комиссии, дружины по охране общественного порядка, оперативные рабочие отряды, казачьи формирования и т.п.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  СОДЕРЖАНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ ................................................................................ 3
 РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ ......................... 4
  Тема 1. Природа: понятие и ее научное постижение ................. 4
  Тема 2. Человек: появление и эволюция ................................ 11
  Тема 3. Общество как система ............................................ 13
  Тема 4. Эволюция представлений человека об обществе ........... 15
  Тема 5. Основные сферы общественной жизни ....................... 18
  Тема 6. Источники и движущие силы общественного развития ....................................................... 19
  Тема 7. Направленность общественного развития ................... 20
  Тема 8. Эволюция общества (примитивное, традиционное, индустриальное, информационное) ..................... 23
  Тема 9. Глобальные проблемы современности ....................... 31
  Тема 10. Человек и личность ............................................. 33
 РАЗДЕЛ II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА ..................... 37
  Тема 1. Власть и ее организация в догосударственном обществе .......................................................................... 37
  Тема 2. Политика: понятие, функции, свойства ...................... 39
  Тема 3. Политическая система: понятие, структура, механизм функционирования ................................................. 41
  Тема 4. Политические организации: понятия и функции ........... 42
  Тема 5. Политический режим ............................................. 45
  Тема 6. Политическая идеология ........................................ 49
  Тема 7. Государство ........................................................ 51
  Тема 8. Форма государства ................................................ 53
  8.1. Форма государственного правления ............................... 54
  8.2. Форма государственного устройства .............................. 58
  8.3. Форма государственного режима .................................. 60
  Тема 9. Государственный аппарат ...................................... 61
  Тема 10. Правовое государство .......................................... 62
  Тема 11. Гражданское общество ........................................ 64
 РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА .................................... 65
  Тема 1. Понятие экономики и эволюция взглядов на ее сущность .................................................................. 65
  Тема 2. Элементы экономики и воспроизводственный цикл ...... 69
  Тема 3. Факторы производства и экономические ресурсы ......... 71
  Тема 4. Собственность: понятие и виды ................................ 74
  Тема 5. Экономический рост: его значение и факторы .............. 76
  Тема 6. Понятие рынка, его основные типы и структура. Законы рынка .................................................................... 77
  Тема 7. Деньги и денежная система .................................... 81
  Тема 8. Предприятие и предпринимательство ........................ 83
  Тема 9. Труд и трудовые отношения ................................... 84
  Тема 10. Доходы населения .............................................. 85
  Тема 11. Семья и семейный бюджет .................................... 86
  Тема 12. Налоги ............................................................. 88
  Тема 13. Мировое хозяйство и национальная экономика .......... 89
  Тема 14. Государственное регулирование экономики ............... 91
  Тема 15. Экономические преобразования в России .................. 92
  Тема 16. Основные направления экономической политики Российской Федерации ............................................ 94
 РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ............................................ 96
  Тема 1. Социальные отношения и структура общества ............ 96
  Тема 2. Социальная структура общества и ее основные элементы ............................................................ 97
  Тема 3. Социальный статус личности .................................. 98
  Тема 4. Социальная роль личности ..................................... 99
  Тема 5. Социальные группы ............................................ 100
  Тема 6. Социальная стратификация .................................... 101
  Тема 7. Социальная мобильность ....................................... 105
  Тема 8. Социальные конфликты ........................................ 106
  Тема 9. Тенденции развития социальных отношений в России ........................................................... 108
 РАЗДЕЛ V. ДУХОВНАЯ СФЕРА ................................................. 109
  Тема 1. Духовная жизнь. Духовная культура. Основные элементы духовной сферы ...................................... 109
  Тема 2. Мораль, ее основные нормы и ценности .................... 113
  Тема 3. Религия. Мировые религии. Свобода совести ............. 115
  Тема 4. Искусство ......................................................... 120
  Тема 5. Наука. Образование ............................................. 122
 РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВАЯ СФЕРА ................................................ 123
  Тема 1. Социальные нормы ............................................. 123
  Тема 2. Право ............................................................... 127
  Тема 3. Источники права ................................................ 128
  Тема 4. Норма права ....................................................... 133
  Тема 5. Система права .................................................... 136
  Тема 6. Реализация и применение права .............................. 139
  Тема 7. Правоотношения ................................................. 143
  Тема 8. Правонарушение и юридическая ответственность ....... 147
  Тема 9. Правосознание и правовая культура ......................... 150
  Тема 10. Законность, правопорядок, правоохранительные органы ................................................ 152
 
 
 
 
 
 Владимир Евгеньевич Иванов
 Вадим Петрович Ляушин
 Андрей Валентинович Шандра
  Андрей Иванович Дуров
 
 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
 (ОСНОВЫ КУРСА)
 Учебное пособие
 для поступающих в высшие учебные заведения
 Российской Федерации
 
 Печатается в авторской редакции
 
 Лицензия № 021307 от 22 сентября 1998 г.
 
 Подписано в печать 17.05.2001. Формат 30х42 1/8
 Печать офсетная. Бумага писчая
 Усл. п. л. 31,5. Объем п. л. 16,4
 Тираж 500 экз. Заказ № 92
 
 Организационно-научный и редакционно-издательский отдел
 Уральского юридического института МВД России
 
 620057, Екатеринбург, ул. Корепина, 66
 
 Участок оперативной полиграфии УрЮИ МВД России
 1 Анаксимандр 610-546 гг. до н.э.
 2 Бруно Джордано. О бесконечности Вселенной и мирах. М., 1936. С. 160.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 5
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу