<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 1. Менеджмент качества, его сущность и содержание
  Особенность современного этапа деятельности всех крупных организаций заключается в их переориентации на разработку систем управления качеством. Качество является важнейшим фактором, влияющим на конкурентоспособность.
  Качество это совокупность свойств продукции или услуги, определяющих ее возможность удовлетворять определенные потребности рынка в соответствии с назначением продукта или услуги.
  Количественно качество отображается и измеряется системой показателей качества. Основными показателями являются:
 1. Назначение продукции (ядро)
 2. Надежность
 3. Технологичность (способность к воспроизводству)
 4. Стандартизация и унификация
 5. Эргономичность
 6. Эстетичность
 7. Транпортабельность
 8. Патентно-правовое обеспечение
 9. Экологичность
 10. Безопасность
  Все процессы по обеспечению качества продукта объединяются в систему управления качеством, которая предполагает реализацию всех действий или мероприятий при создании, эксплуатации и утилизации продукта, необходимых для обеспечения заданного уровня качества.
  Основные функции и задачи системы управления качеством:
 1. Прогнозирование потребностей рынка в необходимых параметрах качества
 2. Планирование повышения параметров качества
 3. Нормирование требований качества
 4. Организация технологического обеспечения качества продукции
 5. Подготовка и повышение квалификации персонала в области обеспечения качества
 6. Контроль качества и испытания
  Для обеспечения качества в мире были разработаны в конце прошлого века стандарты ISO.
  У нас ИСО 9000 - ГОСТ Р 2001.
 
  Сертификация - важнейший инструмент обеспечения качества. Сертификация предполагает действие третьей стороны, подтверждающее, что продукция или услуга соответствует требованиям стандарта. Бывает обязательной и добровольной. Обязательной сертификации подлежат мероприятия по обеспечению безопасности, медицина, экология и образовательные услуги.
  Сертификация гарантирует, что компания, которая ее прошла является хорошо отлаженным механизмом и имеет право поставлять продукцию или услуги на рынок, в том числе международный.
 
 2. Полномочия и ответственность в системе менеджмента (СМ)
  Важнейшей функцией организации является разработка структуры организации и распределение задач и функций между уровнями и подразделениями. Основное средство установления производственных отношений - процесс делегирования полномочий. Это процесс объективный и вынужденный. Делегирование полномочий означает передачу задач и конкретных полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их решения вовремя и качественно. Вместе с задачами руководитель вынужден делегировать и соответствующие полномочия.
  Полномочия - это ограниченное право распоряжаться конкретными ресурсами организации для выполнения задач и в то же время это возможность определять действия или функции конкретных работников. Полномочия в организации связаны с должностью, а не с конкретным человеком, занимающим ее в данный момент.
  Делегирование задач и полномочий ставит другую проблему - определения и распределения ответственности. Ответственность - это обязательство работника выполнять все работы и решать конкретные задачи, присущие конкретной занимаемой должности и отвечать за результаты своей деятельности. Ответственность определяет конституция и гражданский кодекс. Существует ответственность исполнителя и руководителя. Ответственность исполнителя это обязательство работника исполнять все делегированные ему задачи и отвечать за результаты труда. Ответственность руководителя - это обязательство его отвечать за решение задач и результаты труда всех подчиненных ему работников. Ответственность, в отличие от полномочий, не делегируется.
  Надо различать полномочия и власть. Полномочия - это ограниченное право использовать необходимые ресурсы. Власть это реальная возможность использовать ресурсы организации и действовать. Можно обладать полномочиями и не иметь власти, а можно обладать властью и не иметь полномочий.
  Существуют функциональные полномочия и параллельные полномочия. ФП это право руководителя самостоятельно принимать решения, но в пределах определенных функций и в пределах вида деятельности. ПП это полномочия, которые реализуются аппаратом организации высших уровней государственной власти, например федеральным собранием.
 
 3. Понятие функциональной стратегии и ее значение для эффективной работы подразделения.
  Предполагает разработку стратегии на уровне отдельных структурных подразделений фирмы. ФС полностью должна определяться деловой стратегией и полностью с ней корреспондироваться. Если меняется ФС, то необходимо подвергнуть ревизии все, что делается на уровне конкретного отдела. При разработке ФС выделяют следующие моменты:
 1. Четкое усвоение целей и задач деловой стратегии всеми сотрудниками конкретного подразделения.
 2. Полное представление каждым работником своего места в конкретном подразделении и своего подразделения в целом в фирме. Знание и понимание роли конкретного отдела, чем отдел будет заниматься и какой вклад вносить в дело всей фирмы.
 3. Четкое разграничение функций всех подразделений фирмы.
 4. Постоянная координация функций и объединение усилий всех отделов, т.е. использование синергетического эффекта на уровне всех подразделений фирмы. Идеальным функциональным подразделением является такое, которое разработало хорошо продуманную ФС увязанную с ДС всей фирмы.
 
 4. Процесс управления и его характеристики
  Управление - это специфический вид деятельности, заключающийся в рациональном использовании всех видов необходимых производственных ресурсов для достижения поставленной цели. Содержание конкретной цели зависит от специфики конкретного хозяйствующего объекта. Ресурсы тоже у всех разные. Но есть типовой набор производственных ресурсов:
 1. Финансовые
 2. Трудовые (производственный и управленческий персонал)
 3. Материальные (здания, сооружения, основные средства)
 4. Технические средства (средства труда)
 5. Топливно-энергетические ресурсы
 6. Информационные
 7. Временные
 
  Состав любой системы управления включает:
 1. Цель управления
 2. Перечень задач управления.
 3. Функции управления или менеджмента. (прогнозирование, планирование, организация, мотивация, учет, контроль, анализ, оценка и координация)
 4. Подсистемы управления
 5. Методы и средства управления, которые в целом представляют собой технологию управления
 6. Структура управления. Уровни управления и связи между ними.
 7. Профессионально подготовленный персонал (менеджер)
  Задачи управления фирмой классифицируются:
 1. По функциям управления или менеджмента
 2. По объектам управления или менеджмента
  Объектом управления может быть только деятельность или процессы деятельности, но не могут быть конкретные вещи.
 
 5. Руководители в системе менеджмента (функции и имидж)
  Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение всех проблем управляемой системы в целом и за организацию работ по их реализации. Руководители могут быть и собственниками, полными или частичными (акционерами).
  Власть это потенциальная возможность влиять на поведение других людей, обусловленная положением конкретной личности в формальной структуре. Существуют различные виды власти:
 1. Власть законная. Это официально полученная власть при занятии руководящей должности. Руководитель организации обычно назначается общим собранием акционеров.
 2. Власть почтения.
 3. Власть поощрения. Основана на праве руководителя поощрять подчиненных
 4. Власть принуждения. Основана на праве руководителя рекомендовать вид наказания или самому наказывать подчиненных.
 5. Власть эксперта. Основана на особом знании руководителя, превосходящим знания подчиненного персонала
 6. Власть уважения. Основана на личных качествах руководителя, вызывающих у подчиненных чувство уважения и желание следовать его указаниям.
  Два основных типа руководителей:
 1. Автократ, склонный к централизации власти, и использующий законную власть, поощрения и наказания.
 2. Демократ, распределяющий обязанности и поощряющий активное участие персонала в подготовке и принятии решений, и полагающийся на власть экспертов и уважение сотрудников.
  Существует особая этика и имидж руководителя (выбор модели поведения). Для правильного выбора имиджа необходимо учитывать соответствие поведения личности законодательству, правовым и этическим нормам, конкретную ситуацию, нравственные критерии личности.
  Существует определенный этикет менеджера и руководителя. Этика это наука и знание того, что следует делать, а от чего нужно воздержаться.
 
 6. Основные принципиальные модели организации СМ, классическая бюрократическая модель
  Модели организаций как предприятия:
 1. Классическая или бюрократическая. Бюрократ - человек, организующий порядок делопроизводства. Эта структура характерна для стабильной внешней среды.
 2. Модель участия. Более эффективная форма. Предполагает участие в управлении всего персонала.
 3. Ситуационная модель. Это рыночная модель, которая изменяется в зависимости от ситуации на рынке и во внешней среде.
 4. Предпринимательская модель. Предполагает участие персонала не только в управлении, но и в собственности предприятия.
 
  Структуры управления.
  Структура управления - это совокупность уровней управления и конкретных подразделений, связанных между собой конкретными управленческими отношениями. Решение о выборе конкретной структуры организации принимается руководством высшего уровня. Существует несколько типов структур управления:
 1. Бюрократическая. Используется в организациях, работающих в стабильной среде. Характеризуется высокой степенью разделения управленческого труда, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по деловым качествам. Структура предполагает деление организации на отдельные функциональные элементы, каждый из которых имеет свою задачу и свои обязанности, но все подчиняются по линии одному руководителю. Приемущества: стимулирует деловую специализацию, уменьшает расход усилий в различных областях, улучшает координацию между различными функциональными организациями. Недостатки:
 a. неспособность к введению новшеств, отсутствие гибкости структуры
 b. отсутствие у персонала достаточной мотивации
 c. слабый карьерный рост
 d. цепь команд от высшего руководства до непосредственного исполнителя бывает слишком длинной, а это требует дополнительного согласования, на что уходит время.
 
 7. Функция мотивации, сущность и содержание
  Мотивация. Это функция, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации и побудить их работать более эффективно для достижения стоящих перед организацией целей. Для этого существуют разные методы экономического и морального стимулирования. Должны создаваться условия для проявления творческого потенциала персонала. К методам работы в этом направлении относятся:
 1. Повышение квалификации персонала.
 2. Всевозможное получение удовлетворения от полученных результатов
 3. Возможность творческого проявления персонала
 
 8. Показатели эффективности СМ
 9. Принципы построения организационных структур управления.
  Структуры управления.
  Структура управления - это совокупность уровней управления и конкретных подразделений, связанных между собой конкретными управленческими отношениями. Решение о выборе конкретной структуры организации принимается руководством высшего уровня. Существует несколько типов структур управления:
 1. Бюрократическая. Используется в организациях, работающих в стабильной среде. Характеризуется высокой степенью разделения управленческого труда, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по деловым качествам. Структура предполагает деление организации на отдельные функциональные элементы, каждый из которых имеет свою задачу и свои обязанности, но все подчиняются по линии одному руководителю. Приемущества: стимулирует деловую специализацию, уменьшает расход усилий в различных областях, улучшает координацию между различными функциональными организациями. Недостатки:
 a. неспособность к введению новшеств, отсутствие гибкости структуры
 b. отсутствие у персонала достаточной мотивации
 c. слабый карьерный рост
 d. цепь команд от высшего руководства до непосредственного исполнителя бывает слишком длинной, а это требует дополнительного согласования, на что уходит время.
 2. Дивизиональная структура. Деление конкретной структуры на элементы происходит не по видам функциональной деятельности, а по другим признакам, например, по видам выпускаемой продукции или услуг, по группам покупателей или по регионам. В этом случае различают:
 a. продуктовую структуру
 b. структуру, ориентированную на конкретного потребителя
 c. региональную структуру
 3. Адаптивные структуры. Позволяют возможность реагирования на изменения внешней среды.
 a. Проектная структура. Под конкретный проект.
 b. Матричная структура. Наложение проектной структуры на конкретную функциональную структуру. Сотрудник отдела работает как бы в двух организациях - выполняет свои задачи и участвует в проекте.
 
 10. Стрессы и их роль. Классификация и управление стрессами.
  Стресс.
  Стресс это последствия реакции человека на конкретные действия или какую-либо ситуацию, оказывающие определенное физическое или физиологическое, или психологическое давление на человека. Стресс включает в себя взаимодействие человека и окружающей его среды.
  Источники:
 1. Производственные стресс.
 2. Жизненные стрессы
  Системы управления стрессом предполагают следующие мероприятия:
 1. Улучшение физической стороны конкретной обстановки
 2. Изменение должностных обязанностей
 3. Структурная реорганизация
 Повышение уровня вовлеченности сотрудников в дела компании
 
 11. Состав и содержание основных функций СМ
  Функция - это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение конкретной частной цели.
  В общем случае все функции организации делятся на производственные и управленческие. К производственным относятся функции основного, вспомагательного и обслуживающего производства. К управленческим относятся функции, выполняемые управленческим персоналом операции. Каждая функция характеризуется тремя основными параметрами:
 1. Трудоемкость
 2. Сложность (имеет три относительных уровня - низкий, средний и высокий)
 3. Стоимость (рассчитывается на основании калькуляции всех видов операций, составляющих функцию)
  Существуют общие функции:
 1. Прогнозирование
 2. Планирование
 3. Организация
 4. Мотивация
 5. Учет
 6. Контроль
 7. Анализ и оценка
 8. Координация
 
  Взаимосвязь основных функций управления:
 
 (1) Функция координации. Обеспечивает согласование всех остальных функций во времени и пространстве.
 
 
  (3). Планирование. Определяет цели деятельности и необходимые для достижения средства. План является основным рыночным механизмов. В плане находятся все виды деятельности, касающиеся всех сторон деятельности организации. Планирование является процессом непрерывным. Планирование - это функция определения стоящих перед организацией задач и путей их решения. Чтобы разработать план, необходимо его предварительное обоснование. Этим занимается функция (2) - прогнозирование. Оно определяет и просчитывает направления будущего развития организации в зависимости от требований внешней среды. Прогнозы на ближайшее и отдаленное будущее составляют текущую основу планов.
  (4). Организационная деятельность. Формирование структуры организации. Обеспечение организации всеми необходимыми ресурсами. Процесс подготовки и использования организационных ресурсов для достижения целей организации. Формирование организаионной культуры организации. Организационная культура характеризуется чувствительностью организации ко всем изменениям внутренней и внешней среды.
  (5). Мотивация. Это функция, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации и побудить их работать более эффективно для достижения стоящих перед организацией целей. Для этого существуют разные методы экономического и морального стимулирования. Должны создаваться условия для проявления творческого потенциала персонала. К методам работы в этом направлении относятся:
 4. Повышение квалификации персонала.
 5. Всевозможное получение удовлетворения от полученных результатов
 6. Возможность творческого проявления персонала
 
  (6) (7). Учет и контроль. Постоянная количественная и качественная оценка результатов труда. Учитывается время выполнения плана, программы, задания, расход ресурсов (финансовых, людских, материальных). Необходим учет для стимулирования труда производственного и технологического персонала. Контролируется время, затраты, качество.
  Для учета и контроля существуют различные инструменты. Наблюдение, фиксация и т.д.
  (8). Функция анализа и оценки.
  Анализ в общем случае - разложение целого (напр. Финансовых результатов) на конкретные элементы (напр. Насколько вырос ВВП от транспорта, образования и т.д.) и последующего установления взаимосвязей между ними с целью повышения качества принимаемых решений при прогнозировании и планировании.
  Методы анализа:
 1. Метод сравнения (плановых и результатных показателей)
 2. Факторный анализ
 3. Индексный метод
 4. Графический метод
 5. Функционально-стоимостной анализ, позволяет выбрать набор конкретных функций организации в зависимости от затрат.
 6. Экономико-математические методы
 
  (1) Условно центральная функция процесса управления, которая обеспечивает его бесперебойность и непрерывность во времени и в пространстве. Главная задача этой функции обеспечение согласованности в работе всех звеньев организации. Средства решения задач:
 
 1. Отчеты
 2. Собрания
 3. Средства компьютерной связи
 4. Телеконференции и т.д.
 
 12. Системный подход в менеджменте.
  В 60 годы возник новый подход - системный анализ. Американские ученые доказали, что в любом деле нужна система, и появилась теория систем. Менеджмент как наука базируется на системном мышлении. Система это множество элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостность.
  Системная концепция позволяет более глубоко изучить характеристики изучаемого объекта и процессы его функционирования. Признаками любой системы являются:
 1. Наличие цели функционирования
 2. Многоуровневость
 3. Наличие строго определенных характеристик (вход системы, выход системы, процесс функционирования)
 4. Упорядоченность системы, которая определяется технологией функционирования любой системы.
  Любая организация как объект управления менеджмента является системой и состоит как правило из двух подсистем:
 1. Основное производство. Это объект управления.
 2. Система управления организацией. Субъект управления.
  Они в свою очередь являются тоже системами.
  На входе любой производственной системы имеются ресурсы. На выходе - продукт или услуга. При поступлении на рынок они становятся товаром. Внутри находится производственно-технологический процесс.
  Система управления получает информацию с выхода производства и формирует управляющее воздействие на входе объекта управления. Внутри- технология подготовки и принятия управленческих решений. Ресурсами являются:
 1. Методики и стандарты
 2. Информация
 3. Программное обеспечение
 4. Техника
 5. Организационное обеспечение
 6. Кадровое обеспечение
 
 13. Процедура подготовки и принятия управленческих решений.
  Под технологией подготовки и принятия УР обычно понимают состав и последовательность конкретных процедур, приводящих к конкретному альтернативному варианту.
  УР всегда связаны с необходимостью конкретного воздействия на объект управления с целью приведения его в желаемое запланированное состояние. Процесс подготовки решения и доведения воздействия до объекта требует затрат временного ресурса, поэтому говорят о процессе принятия решения. Основным источником каждого процесса принятия решения является возникшая проблема. Любая проблема характеризуется несоответствием фактического состояния управляемого объекта и заранее запланированным. Проблема характеризуется проблемной ситуацией. Описание проблемной ситуации содержит 2 части:
 1. Характеристика самой проблемы: место возникновения, время возникновения, сущность и содержание проблемы, границы распространения ее воздействия на работу конкретной организации или ее частей.
 2. Ситуационные факторы, приведшие к появлению проблемы. Эти факторы могут быть как внутренние, так и внешние.
  Существует принципиальная схема процесса принятия решения.
 
  Появление проблемы и ее анализ
  Идентификация проблемы
  Разработка вариантов решения
  Оценка вариантов и принятие решения
  Реализация принятого решения
 
  Информационное обеспечение (охватывает все этапы)
 
 14. Основные принципиальные модели организации и их краткая характеристика
  Организация это группа людей и необходимых ресурсов, деятельность которых сознательно и целенаправленно координируется для достижения общей цели. Другими словами, организация - это система, решающая конкретные проблемы и связанные с ними задачи.
  Существуют определенные условия формирования или создания организации:
 1. Наличие по крайней мере 2-х людей, которые считают себя частью организации
 2. Наличие по крайней мере одной цели (миссии), которая группой этих людей принята как общая
 3. Наличие планов развития организации
  Основные характеристики организации:
 1. Наличие цели
 2. Наличие необходимых ресурсов
 3. Взаимосвязь с внешней средой
 4. Разделение труда
 a. Горизонтальное (связано с основной производственной деятельностью)
 b. Вертикальное (линия управленцев)
 5. Наличие структуры организации
 6. Необходимость управления организацией или наличия системы управления как важнейшей подсистемы организации.
  Модели организаций как предприятия:
 1. Классическая или бюрократическая. Бюрократ - человек, организующий порядок делопроизводства. Эта структура характерна для стабильной внешней среды.
 2. Модель участия. Более эффективная форма. Предполагает участие в управлении всего персонала.
 3. Ситуационная модель. Это рыночная модель, которая изменяется в зависимости от ситуации на рынке и во внешней среде.
 4. Предпринимательская модель. Предполагает участие персонала не только в управлении, но и в собственности предприятия.
 
 15. Менеджмент как тип рыночного управления.
  Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности. Он обеспечивает управление организацией в условиях рынка или перехода к рынку. Это означает:
 1. Ориентация фирмы на спрос и потребности рынка. Рынок это форма экономических взаимоотношений между покупателем и продавцом.
 2. Постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами, т.е. получение оптимальных результатов.
 3. Хозяйственная самостоятельность организации, обеспечивающая свободу принятия управленческих решений тем, кто несет ответственность за результаты.
 4. Постоянная корректировка целей деятельности и соответствующих производственных программ в зависимости от конъюнктуры рынка.
 5. Необходимость использования современной и компьютерной базы для разработки прогрессивной технологии подготовки и принятия решения (ППР).
 
 16. Роль коммуникаций в системе менеджмента
  Коммуникация это процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми, мотивирующие и влияющие на их поведение. Существуют коммуникации:
 1. Нисходящие. Указы, постановления.
 2. Восходящие. Отчеты, служенные записки.
 3. Горизонтальные. Между сотрудниками и подразделениями ждля реализации функции координации.
  Существуют коммуникативные барьеры. Методы преодалевания:
 1. Выслушивание не перебивая
 2. Отбор персонала по личным качествам.
 3. Перегруппировка персонала
 4. Обсуждение проблемы в группах
  Коммуникации бывают внутренние и внешние.
  Средства коммуникации:
 1. Общение с помощью воздушной среды
 2. Телефон
 3. Факс
 4. Интернет
 5. Спутниковая связь
  Коммуникация является важнейшим средством решения задач менеджера.
 
 17. Функции управления в СМ и их классификация.
  Функция - это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение конкретной частной цели.
  В общем случае все функции организации делятся на производственные и управленческие. К производственным относятся функции основного, вспомагательного и обслуживающего производства. К управленческим относятся функции, выполняемые управленческим персоналом операции. Каждая функция характеризуется тремя основными параметрами:
 4. Трудоемкость
 5. Сложность (имеет три относительных уровня - низкий, средний и высокий)
 6. Стоимость (рассчитывается на основании калькуляции всех видов операций, составляющих функцию)
 
  Существуют общие функции:
 1. Прогнозирование
 2. Планирование
 3. Организация
 4. Мотивация
 5. Учет
 6. Контроль
 7. Анализ и оценка
 8. Координация
 
 18. Конфликт. Его сущность. Классификация конфликтов.
  Конфликт является неизбежным в жизни организации и порой даже обладает положительным потенциалом.
  Конфликт это антогонистическое взаимодействие, в процессе которого одна сторона пытается подорвать намеренья и цели другой стороны.
  Конфликтный процесс, в результате которого один человек начинает испытывать раздражение и проявлять недовольство к другому человеку или группе людей в связи с тем, что затрагиваются личные интересы.
  Источники конфликта:
 1. Коммуникативные факторы
 2. Структурные факторы
 3. Факторы личного поведения
  Пять стилей управления конфликтами:
 1. Силовой. Проявляется в растущем соперничестве, настраивающем друг против друга.
 2. Стиль сотрудничества. Поиск возможного компромисса, возможного решения.
 3. Стиль компромисса. Характерен примирением разногласий.
 4. Избегающий конфликта. Движение в противоположные стороны.
 5. Примиренческий, уступчивый, сговорщецкий стиль.
 
 19. Менеджер и предприниматель. Имидж менеджера.
  Менеджер это наемный управляющий, как правило, не имеющий собственного капитала. Предприниматель - человек владеющий капиталом, как правило, не являющийся менеджером.
  Существует особая этика и имидж руководителя (выбор модели поведения). Для правильного выбора имиджа необходимо учитывать соответствие поведения личности законодательству, правовым и этическим нормам, конкретную ситуацию, нравственные критерии личности.
  Существует определенный этикет менеджера и руководителя. Этика это наука и знание того, что следует делать, а от чего нужно воздержаться.
  Менеджер это профессионально подготовленный управленец, представитель особой новой профессии, имеющий современные рыночные знания в области законодательства, экономики предпринимательства, технологий современного производства и управления и в области современных коммуникаций.
  Основные направления деятельности менеджера:
 1. Управление активами и пассивами

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу