<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 2. Управление чрезвычайными ситуациями и рисками
 3. Управление информацией и коммуникациями. Рыночная информация должна быть:
 a. Своевременной
 b. Достоверной
 c. Точность
 d. Защищенность
 e. Конфиденциальность
 f. Полнота
 g. Доступность
 4. Управление маркетингом
 5. Управление инновационной деятельностью.
 
 
 20. Цель как важнейшая характеристика СМ. Классификация целей. Понятие дерева целей.
  Все начинается с миссии любой организации - функционально-целевое назначение организации.
  При формировке миссии необходимо ориентироваться на перспективу, на стратегию. Миссия не должна зависеть от текущего состояния фирмы. Нельзя указывать в качестве миссии получение прибыли. Это отталкивает потребителя.
  Далее формируются цель организации. Существует специальный классификатор целей.
  Классификация:
  - По периоду установления (1-5 лет стратегические, до 1 года тактические и оперативные)
  - По содержанию (политические, экономические, социальные, научные)
  - По структуре (маркетинговые, инновационные, кадровые)
  - По среде (внутренние - стабилизация и устойчивость, внешние - качество продукции)
  - По приоритетности
  - По измеримости (количественные и качественные)
  - По повторяемости (постоянные, периодические, разовые)
  - По иерархии (цели организации в целом и ее конкретных подразделений)
 
  Дерево целей представляет собой граф. Идет декомпозиция цели на конкретные подцели. Основную цель дифференцируют на основные подсистемы организации.
  Правила дерева целей:
  Общая цель, находящаяся на вершине графа должна содержать описание запланированного конечного результата.
  При формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения.
  Подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга, т.е. не должны быть рекуррентными.
  Фундамент дерева цели должны составлять задачи, представляющие собой формулировку конкретных работ, которые выполняются с использованием конкретных технологий.
  Например, чтобы обеспечить качество продукции учебного заведения необходимо на нижнем уровне обеспечить прием студентов с заданным уровнем знаний с помощью системы аттестации (входной контроль).
  Количество уровней декомпозиции зависит от сложности организации и стоящих перед ней целей
 
 21. Понятие деловой стратегии и ее значение в повышении конкурентоспособности вашей организации.
  Деловая стратегия.
  Это стратегия на уровне отдельных фирм, входящих в корпорацию. Главная задача ДС обеспечить фирме долгосрочное конкурентное преимущества для получения высокого уровня рентабельности. Реализация ДС включает три этапа:
 1. Разработка научно обоснованной корпоративной миссии (КМ) .КМ это своего рода концепция бизнеса - совокупность убеждений, которыми руководствуется персонал компании, это имеющиеся ценности, это стиль управления. КМ необходимо постоянно обновлять в соответствии с потребностями рынка. Требования
 Требования к КМ:
 1. Простая и четкая формулировка для удобства восприятия всем персоналом
 2. Нацеленность миссии на удовлетворение потребностей рынка
 3. Четкое описание выпускаемых товаров и услуг и их преимущества.
 
 2. Разработка видения и целей корпорации. Видение - мечта о состоянии бизнеса в идеале. Видение любого бизнеса не поддается количественной оценке. Поэтому нельзя оценить, достигли мы видения или не достигли. Цель отражает уровень, на который необходимо вывести фирму по созданию таких продуктов и услуг, которые ей обеспечат рыночное конкурентное преимущество. Хорошо поставленные служат хорошим мотивационным фактором для всего персонала организации. Задача менеджера - постоянное разъяснение сотрудникам сути видения и целей корпорации.
 3. Разработка конкретных мероприятий для достижения стратегических преимуществ. Конкурентное преимущество предполагает высокий и устойчивый уровень доходов фирмы. В центре внимания обеспечения таких преимуществ лежит фактор качества продукции или услуг, под которым понимается качество продуктов или услуг и качество работы самой компании.
 
 22. Школы научного управления.
  В застойные времена существовали теория и практика управления в условиях административно-командной системы.
  В связи с переходом на новые экономические условия, на новые рыночные отношения, возникли новые экономические и производственные условия:
 1. Разорвались все производственные и информационные связи в результате разгосударствления
 2. Разрушилась вся инфраструктура народного хозяйства.
  Возникла объективная необходимость в качественно новом рыночном управлении - менеджменте как научной дисциплине. Главное принципиальное отличие менеджмента от традиционного понятия управления - он отвечает на вопрос, как управлять или как организовать управление, чтобы получить минимальную, но гарантированную прибыль или доход. Раньше такого показателя, как прибыль, не было.
  Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности. Он обеспечивает управление организацией в условиях рынка или перехода к рынку.
 
 23. Понятие стратегического менеджмента.
  Стратегический менеджмент (СМ) рассматривает большой круг вопросов, связанных с проблемами управления фирмой на высшем уровне иерархии.
  Первоначально под стратегией понимались специалисты по управлению ресурсами с большими массами товара.
  Стратегия - греч. Искусство развертывания войск в бою.
  Стратегия это набор правил, которыми должна руководствоваться фирма при принятии решения. Стратегия - это общий комплексный план достижения ранее поставленных целей.
  Под стратегией сегодня большинство спеиалистов понимает план или курс деятельности компании по распределению ограниченных ресурсов во времени для достижения целей организации.
  Состояние организации характеризуется:
 1. Конкретные ресурсы
 2. Система менеджмента
 3. Квалификация персонала
 4. Структура организации
 5. Навыки
 6. Система мотивации
 7. Ценности
  Все это претерпевает изменение в процессе перехода организации в новое состояние сообразно с ее целями.
  Под СМ следует понимать систему решений и действий, применяемых для формулирования и реализации стратегии, которая должна обеспечить наилучшее, конкурентоспособное соответствие между организацией и ее средой (внутренней и внешней) для достижения целей организации.
 
 24. Управление портфельной стратегией.
  ПС считается высшим уровнем стратегии организации. Означает портфель ценных бумаг, принадлежащих компании. Под управлением ПС понимается управление всеми предприятиями и организациями, входящими в корпорацию, с помощью ценных бумаг.
  Портфели:
 1. Синергетические (объединение усилий)
 2. Диверсификационные
  Пути образования синергетических портфелей:
 1. Покупка новых предприятия
 2. Укрепление имеющихся в составе портфеля организаций и их дальнейшее развитие. Вертикальная интеграция холдинга.
 3. Отсечение или ликвидация "старых" или нежелательных компаний.
 4. Продажа компаний и организаций, которые могут лучше управляться другими компаниями.
 5. Использование преимуществ синергизма для обеспечения единства корпоративных миссий.
  Пути образования диверсифицированных портфелей:
 1. Поиск таких отраслей, в которые можно было бы сделать инвестиции и которые дадут доход.
  ПС в целом предполагает покупку новых компаний, технологическое развитие уже имеющихся компаний, укрепление имеющихся финансовых ресурсов и повышение их управляемости. Таким образом ПС требует от менеджеров глубокого знания финансовых проблем, рынка ценных бумаг, технологии биржевого дела и т.д.
 
 25. Типы организационных структур и их краткая характеристика.
 
  Структура управления - это совокупность уровней управления и конкретных подразделений, связанных между собой конкретными управленческими отношениями. Решение о выборе конкретной структуры организации принимается руководством высшего уровня. Существует несколько типов структур управления:
 1. Бюрократическая. Используется в организациях, работающих в стабильной среде. Характеризуется высокой степенью разделения управленческого труда, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по деловым качествам. Структура предполагает деление организации на отдельные функциональные элементы, каждый из которых имеет свою задачу и свои обязанности, но все подчиняются по линии одному руководителю. Приемущества: стимулирует деловую специализацию, уменьшает расход усилий в различных областях, улучшает координацию между различными функциональными организациями. Недостатки:
 a. неспособность к введению новшеств, отсутствие гибкости структуры
 b. отсутствие у персонала достаточной мотивации
 c. слабый карьерный рост
 d. цепь команд от высшего руководства до непосредственного исполнителя бывает слишком длинной, а это требует дополнительного согласования, на что уходит время.
 2. Дивизиональная структура. Деление конкретной структуры на элементы происходит не по видам функциональной деятельности, а по другим признакам, например, по видам выпускаемой продукции или услуг, по группам покупателей или по регионам. В этом случае различают:
 a. продуктовую структуру
 b. структуру, ориентированную на конкретного потребителя
 c. региональную структуру
 3. Адаптивные структуры. Позволяют возможность реагирования на изменения внешней среды.
 a. Проектная структура. Под конкретный проект.
 b. Матричная структура. Наложение проектной структуры на конкретную функциональную структуру. Сотрудник отдела работает как бы в двух организациях - выполняет свои задачи и участвует в проекте.
 
 26. Миссия организации. Понятие, определение и пример.
  Все начинается с миссии любой организации - функционально-целевое назначение организации.
  При формировке миссии необходимо ориентироваться на перспективу, на стратегию. Миссия не должна зависеть от текущего состояния фирмы. Нельзя указывать в качестве миссии получение прибыли. Это отталкивает потребителя.
  Далее формируются цель организации.
 
 27. Виды организационных структур в СМ и методы их проектирования.
  Модели организаций как предприятия:
 1. Классическая или бюрократическая. Бюрократ - человек, организующий порядок делопроизводства. Эта структура характерна для стабильной внешней среды.
 2. Модель участия. Более эффективная форма. Предполагает участие в управлении всего персонала.
 3. Ситуационная модель. Это рыночная модель, которая изменяется в зависимости от ситуации на рынке и во внешней среде.
 4. Предпринимательская модель. Предполагает участие персонала не только в управлении, но и в собственности предприятия.
 
 28. Основные направления интеграции в СМ.
 29. Понятие глобальной общей цели и цели функционирования.
  Все начинается с миссии любой организации - функционально-целевое назначение организации.
  Далее формируются цель организации.
  Общая цель, находящаяся на вершине графа должна содержать описание запланированного конечного результата.
 
 30. Проблемы совершенствования систем управления на современном этапе.
  Особенность современного этапа деятельности всех крупных организаций заключается в их переориентации на разработку систем управления качеством. Качество является важнейшим фактором, влияющим на конкурентоспособность.
  Качество это совокупность свойств продукции или услуги, определяющих ее возможность удовлетворять определенные потребности рынка в соответствии с назначением продукта или услуги.
 
 31. Технология подготовки и принятия управленческих решений и ее элементы.
  Под технологией подготовки и принятия УР обычно понимают состав и последовательность конкретных процедур, приводящих к конкретному альтернативному варианту.
  УР всегда связаны с необходимостью конкретного воздействия на объект управления с целью приведения его в желаемое запланированное состояние. Процесс подготовки решения и доведения воздействия до объекта требует затрат временного ресурса, поэтому говорят о процессе принятия решения. Основным источником каждого процесса принятия решения является возникшая проблема. Любая проблема характеризуется несоответствием фактического состояния управляемого объекта и заранее запланированным. Проблема характеризуется проблемной ситуацией. Описание проблемной ситуации содержит 2 части:
 1. Характеристика самой проблемы: место возникновения, время возникновения, сущность и содержание проблемы, границы распространения ее воздействия на работу конкретной организации или ее частей.
 2. Ситуационные факторы, приведшие к появлению проблемы. Эти факторы могут быть как внутренние, так и внешние.
  При выборе варианта решения нужно прежде всего выявить все факторы возникновения проблемы, внутренние и внешние.
  Факторы внутренние:
 1. Цели и стратегии развития организации
 2. Состояние портфеля заказов
 3. Структура производства и управления
 4. Финансовые и трудовые ресурсы
 5. Объем и качество работ
 6. др.
  В любом случае управляющая система организации в состоянии разработать план необходимых структурных изменений.
 
  Факторы внешние: они в меньшей степени поддаются воздействию со стороны менеджеров
 1. Поставщики ресурсов
 2. Потребители продукции или услуг
 3. Конкуренты
 4. Партнеры
 5. Органы законодательного регулирования
 6. Кредиторы
 7. Другие институты общества, которые непосредственно связаны с областью деятельности организации
  Вторая группа факторов практически неуправляема, но оказывает на деятельность организации косвенное влияние:
 1. Состояние экономики страны или конкретного региона, где находится организация
 2. Уровень научно-технологического состояния страны, связан с наличием используемых конкретных технологий
 3. Уровень социального развития
 4. Политическая обстановка (например предвыборная компания)
 
  Анализ факторов, вызвавших проблемную ситуацию, дает возможность оценить ресурсы, с затратами которых связано решение проблемы.
 
  Подготовка вариантов решения.
  Этот этап связан со сбором необходимой информации для разработки вариантов решений и с определением критериев оценки решения.
 
  Лица, принимающие решения, называются субъектами решения. Это может быть либо один человек, либо группа менеджеров, которые имеют полномочия для принятия решения.
 
  Организация выполнения принятого решения.
  Любое решение должно быть доведено до конкретных исполнителей. Им должна быть указана вся информация - кто, где, когда и какими методами реализует принятое решение и выполняет все действия, связанные с ним. Задача руководителя - создать условия, связанные с решением задачи.
 
  После каждого этапа возможна обратная связь или возвращение к предыдущему этапу.
 
  Необходимым и обязательным элементом процесса подготовки и принятия решения является наличие информационного обеспечения процесса принятия решения.
  Для этого существует технология информационного обеспечения, которая должна удовлетворять требованиям:
 1. Полный охват всех этапов процесса подготовки и принятия решения
 2. Обеспечение соответствующей информацией конкретных пользователей в соответствии с их информационными потребностями
 3. Необходимо обеспечивать оперативный сбор всей информации от различных источников для подготовки решения (общегосударственные базы знаний, справочная информация, маркетинговая информация и т.д.)
 4. Обеспечить защиту информации от искажения, уничтожения, несанкционированного или неквалифицированного доступа к ней, от ее использования, копирования или нарушения целостности
 5. Совместимость со смежными информационными системами, как внутренними, так и внешними
 
 32. Эволюция развития управленческой мысли.
  Практика управления и менеджмента пережила достаточно длительную эволюцию. Первая книга по управлению появилась в 1832г. Экономика машин и производства, Чарлз Бебидж.
  Основоположником современного управления считается Фредерик Уинслоу Тейлор. Американский инженер. В 1911 году написал свой научный трактат "Принципы научного управления". Развил учение об интенсификации трудовых производственных операций в целях повышения производительности труда. Ленин потом творчески развил его учение.
  Необходимо увеличивать производительность труда вместе с интересами работника. Впервые поставил вопрос о мотивации наемного труда.
  Управление это искусство точно знать, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом.
  Тейлором впервые была предложена функциональная система управления, в отличие от линейной. Лучший менеджмент - это истинная наука, базирующаяся на определенных законах.
 
  Принципы управления разработал Анри Файоль. "Общее и промышленное управлении" 1916. Создал теорию административного менеджмента, в управлении не только промышленными, но и государственными учреждениями. Впервые сформулировал и обосновал 14 принципов управления и назвал их функциями
  Поставил задачу построения структуры управления на основании принципа единоначалия.
 
  Дальше появились работы более поздних ученых.
  Лауреаты нобелевской премии Ян Тинберген, Рагнер Фриш. Разработали экономическую теорию ускорения экономического развития стран с рыночной экономикой.
  Тинберген изучал теорию циклов и пришел к выводу, что развитию любой страны свойственны циклы. Он это обосновал формулами.
  "Основные принципы стабилизации международных отношений стран с различным типом экономики", 1975 год.
  Фриш обосновал развитие эконометрики. Экономико-математический анализ и методы прогнозирования. Просчитал научные прогнозы развития стран.
 
 33. Сущность и виды коммуникаций в СМ. Исторический подход к изучению менеджмента.
  Коммуникация это процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми, мотивирующие и влияющие на их поведение. Существуют коммуникации:
 1. Нисходящие. Указы, постановления.
 2. Восходящие. Отчеты, служенные записки.
 3. Горизонтальные. Между сотрудниками и подразделениями ждля реализации функции координации.
  Существуют коммуникативные барьеры. Методы преодалевания:
 1. Выслушивание не перебивая
 2. Отбор персонала по личным качествам.
 3. Перегруппировка персонала
 4. Обсуждение проблемы в группах
  Коммуникации бывают внутренние и внешние.
  Средства коммуникации:
 1. Общение с помощью воздушной среды
 2. Телефон
 3. Факс
 4. Интернет
 5. Спутниковая связь
  Коммуникация является важнейшим средством решения задач менеджера.
 
 34. Сущность и методы мотивации.
  Мотивация. Это функция, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации и побудить их работать более эффективно для достижения стоящих перед организацией целей. Для этого существуют разные методы экономического и морального стимулирования. Должны создаваться условия для проявления творческого потенциала персонала. К методам работы в этом направлении относятся:
 1. Повышение квалификации персонала.
 2. Всевозможное получение удовлетворения от полученных результатов
 3. Возможность творческого проявления персонала
 
 35. Цель как важнейшая характеристика в менеджменте. Классификация целей.
 См. №20
 
 36. Принципы построения организации.
  Организация это группа людей и необходимых ресурсов, деятельность которых сознательно и целенаправленно координируется для достижения общей цели. Другими словами, организация - это система, решающая конкретные проблемы и связанные с ними задачи.
  Существуют определенные условия формирования или создания организации:
 4. Наличие по крайней мере 2-х людей, которые считают себя частью организации
 5. Наличие по крайней мере одной цели (миссии), которая группой этих людей принята как общая
 6. Наличие планов развития организации
  Основные характеристики организации:
 7. Наличие цели
 8. Наличие необходимых ресурсов
 9. Взаимосвязь с внешней средой
 10. Разделение труда
 a. Горизонтальное (связано с основной производственной деятельностью)
 b. Вертикальное (линия управленцев)
 11. Наличие структуры организации
 12. Необходимость управления организацией или наличия системы управления как важнейшей подсистемы организации.
 
 37. Основные принципиальные модели организации. Ситуационная модель.
  Модели организаций как предприятия:
 1. Классическая или бюрократическая. Бюрократ - человек, организующий порядок делопроизводства. Эта структура характерна для стабильной внешней среды.
 2. Модель участия. Более эффективная форма. Предполагает участие в управлении всего персонала.
 3. Ситуационная модель. Это рыночная модель, которая изменяется в зависимости от ситуации на рынке и во внешней среде.
 4. Предпринимательская модель. Предполагает участие персонала не только в управлении, но и в собственности предприятия.
 
 
 38. Понятие стратегического менеджмента. Разработка концепции и стратегии развития вашей организации.
  Стратегический менеджмент (СМ) рассматривает большой круг вопросов, связанных с проблемами управления фирмой на высшем уровне иерархии.
  Первоначально под стратегией понимались специалисты по управлению ресурсами с большими массами товара.
  Стратегия - греч. Искусство развертывания войск в бою.
  Стратегия это набор правил, которыми должна руководствоваться фирма при принятии решения. Стратегия - это общий комплексный план достижения ранее поставленных целей.
  Под стратегией сегодня большинство спеиалистов понимает план или курс деятельности компании по распределению ограниченных ресурсов во времени для достижения целей организации.
  Под СМ следует понимать систему решений и действий, применяемых для формулирования и реализации стратегии, которая должна обеспечить наилучшее, конкурентоспособное соответствие между организацией и ее средой (внутренней и внешней) для достижения целей организации.
  Выделяют три уровня стратегии:
 1. Портфельная стратегия
 2. Деловая стратегия
 3. Функциональная стратегия
 
 39. Основные принципиальные модели организации. Модель участия.
  См. № 37
 
 40. Экономические методы управления.
  Лицензии, пошлины, налоги, учетная ставка
 
 41. Понятие управленческого решения. Основные подходы к классификации УР.
  Управленческое решение (УР) - это выбор конкретной альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение (руководителем) в рамках его должностных полномочий в соответствии с компетенцией руководителя и направленный на достижение конкретной объективно существенной цели.
  Классификация:
 1. Степень повторяемости проблемы
 Традиционные и нетипичные
 2. Значимость цели
 Стратегические (более отдаленный период времени) и тактические
 3. Сфера воздействия
 Глобальные (касаются всей организации в целом) и локальные(касаются конкретного подразделения)
 4. Длительность реализации
 Краткосрочные и долгосрочные
 5. Прогнозируемые последствия решения
 Корректируемые и некорректируемые
 6. Характер используемой информации
 Детерминированные и вероятностные
 7. Методы разработки решения
 Формализованные (принимаются по отработанным правилам) и неформализованные (зависят от интеллектуальных способностей, опыта и знаний менеджера)
 8. Количество критериев выбора
 Однокритериальные и многокритериальные
 9. Форма принятия решения
 Одним человеком и коллегия
 10. Способ фиксации решения
 Фиксированные (документированные) и недокументированные
 
 
 42. Организация как сложная кибернетическая система. Ее элементы и сущность.
  Организация это группа людей и необходимых ресурсов, деятельность которых сознательно и целенаправленно координируется для достижения общей цели. Другими словами, организация - это система, решающая конкретные проблемы и связанные с ними задачи.
  Существуют определенные условия формирования или создания организации:
 1. Наличие по крайней мере 2-х людей, которые считают себя частью организации
 2. Наличие по крайней мере одной цели (миссии), которая группой этих людей принята как общая
 3. Наличие планов развития организации
  Основные характеристики организации:
 1. Наличие цели
 2. Наличие необходимых ресурсов
 3. Взаимосвязь с внешней средой
 4. Разделение труда
 a. Горизонтальное (связано с основной производственной деятельностью)
 b. Вертикальное (линия управленцев)
 5. Наличие структуры организации

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу