<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  2. Характеристик читателя. В отношении формулы читаемости текстовые характеристики группируются в три основные разделы:
  1. лексические характеристики;
  2. морфологические характеристики
  3. синтаксические характеристики.
  Лексические характеристики Наиболее общими лексическими характеристиками, которые входят в формулы являются:
  • длина слов;
  • соотношение конкрет-ных/абстрактных слов и соотношение родных слов и иностранных;
  • слова с высокой частотой использования
  В отношении длины слов в некоторых формулах используется количество букв в словах, в других -количество слогов. Например, односложные слова, слова с двумя, тремя и больше слогами, количество слогов на тысячу слов. "Подчеркивается, что читаемость слов пропорционально уменьшается, если длина слов в тексте увеличивается: Большое значение для изучения читаемости текста имеет возможность показать, что длина слова связана с его узнаванием....- чем короче слово, тем быстрее его узнают" (Klare, p. 167).
  В некоторых формулах используется показатель конкретные/абстрактные слова. Это без сомнения очень важная характеристика - чем больше используется конкретных слов, тем легче и приятнее становятся тексты для восприятия. Основная причина этого, что, таким образом, экономятся некоторые этапы кодирования и декодирования вербальных знаков. ' Доказательством этому служат результаты некоторых экспериментов"
  • конкретные слова легче запоминаются по сравнению с абстрактной лексикой;
  • предложения с конкретно-ситуативным содержанием легче и точнее воспринимаются в сравнении с более абстрактными предложениями.
  • количество ошибок при экспериментах с двумя основными типами предложений увеличивается, когда увеличивается абстрактность предложения (Христова). -Проблема в конкретностью/абстрактностью состоит в том, что многие слова трудно классифицировать по этому признаку. К этой характеристике состоит в оппозиции переменная "родные слова/слова иностранного происхождения" (то есть слова древнегреческого и латинского происхождения). Действительно, последний класс слов очень смущает большинство аудитории. Но стоит иметь в виду тот факт, что многие рекламы обращены не ко всей потребительской аудитории, а к определенным потребительским сегментам. В некоторые из этих сегментов входят образованные люди, так что для них чтение текста с обилием иностранных слов не составит проблему.
  Критерий "частота использования также очень важен, он часто используется в формулах: "открыта важная взаимосвязь между тяжестью словаря в отношении частоты и трудности текста..." (Henry, p. 70). Англоязычные и французские ученые составили ряд словарей, в которые слова выстроились по их частоте употребления5. "В английском это словари Thorndike; Stone and Rineland; Dolch; Clark; Dale and Krants. Bo французском - словарь Verlee; Gougenheim; Ters, Mayer et Reihenbach. Способы измерения этой характеристики достаточно подробно разработаны французским лингвистом и статистиком Pierre Guiraut..
  Второй тип показателей зависит от морфологических характеристик. В некоторые из формул входят следующие переменные:
  • общее число предлогов;
  • общее число аффиксов
  • общее число личных местоимений;
  • общее число глаголов.
  5 Для русского языка; Частотный словарь русского языка/ Под редакцией Л.Н.Засориной. М" 1977, или Словарь-справочник по русскому языку/ Под редакцией А.Н.Тихонова. М.., 1995.
  Наиболее важный из них показатель - количество глаголов: "В экспериментах, проводимых Х.Херманом, люди играли в "испорченный телефон" - они слушали и сразу же повторяли плохо услышанные фразы из-за шума в комнате. Восприятие глаголов было самым трудным. Но правильно услышанные глаголы улучшало общее восприятие объекта/субъекта в большей степени, нежели правильное восприятие улучшал" понимание не расслышанных глаголов. Это соответствует мнению о ключевой роли глагола в структуре предложения" (Величковскии, сА.2П)..
  Такие же мысли, хотя и в философском аспекте, мы находим у одного из величайшего лингвиста и философа нашего столетия Мишеля Фуко: Глагол -абсолютно необходимое условие для всякой речи; и там, где его нет, даже виртуально, мы не можем сказать, что есть язык. Номинативные предложения таят в себе невидимое присутствие глагола... Порог языка начинается там, где появляется глагол. Следовательно, глагол следует рассматривать как некоторое смешанное творение - с одной стороны, это слово, связанное всеми правилами, и, с другой стороны, это нечто, что находится в стороне, в области не принадлежащей разговорному языку, а в области, где ГЛАГОЛЮТ. Глагол находится на границе речи, над разграничительной линией между тем, что сказано и тем что говорится; там, где знаки превращаются в язык" (Фуко, стр. 150-151).
  ЧИТАЕМОСТЬ ОРТ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ (продолжение)
  2. Синтаксические характеристики
  В отношении синтаксических характеристик в формулах в основном используются две переменных:
  • длина предложения: общее количество слов в предложении; средняя длина предложения.
  • структура предложения: общее количество простых предложений общее количество дополнений количество предложений с "мягким" и "твердым" началом.
  Использование длины предложения немного сомнительно, хотя эта переменная и присутствует во многих формулах. Из экспериментов видно, что влияние длины предложения варьируется в зависимости от различных идвивидуумов и групп: "Многие исследования доказывают, что скорость запоминания различается в зависимости от возраста и интеллектуальных способностей субъектов и в зависимости от использованных материалов" (К1аге,р.17О).
  Возможно оспорить и важность отношения простые /сложные предложения". Результаты некоторых экспериментов показывают, что 9-11 летние школьники предпочитают и понимают сложные предложения с причинной связью с союзом "почему".
  В последнее время активно используются такие характеристики, как "мягкое" и "твердое" начало в предложении. • Этот термин ввел чешский языковед Мистрик. По его мнению, тексты, в которых предложения с неопределенными границами обладают такими характеристиками, как связанность и непре-рываемость поэтому такие тексты быстрее читаются и легче воспринимаются. Но это не относится к предложениям с обратной связью. Тут можно выделить несколько показателей связи/деинтегрированности текста: "Формальные показатели связанности текста на уровне синтаксиса слов, которые стоят в начале предложения (абзаца)..."Начало предложения (абзаца) может быть "твердым" (резким), если предложение (абзац) начинается такими самостоятельными, полноценными синтаксическими элементами как подлежащее, дополнение или обстоятельство, выраженные существительными и "мягким", если предложение (абзац) начинается с помощью "коннекторов", которые
  осуществляют связь с предыдущими предложениями и представлены экзотическими союзами..., формами глаголов, местоимениями (Дридзе,стр.166). -
  Некоторые исследования синтаксических переменных в отношении читаемости связаны с трансформирующейся грамматикой: Поверхностная структура, которая актуализируется в данном предложении должна быть ретрансформирована в своей глубинной структуре, перед тем как ее разобрать. Эта ре-трансформация требует большее или меньшее количество операций. Если ретрансформационные операции сложны, риск ошибок в отношении понимания текста увеличивается" (Henry, р.76)
  В некоторых исследованиях Bormuth сравнивается частота, с которой используются различные типы синтаксических конструкций.
  Кроме этих факторов, влияющих на читаемость, в некоторых исследованиях говорится о редуцировании: "Редуцирование имеет свои математические дефиниции в теории информации. В этом случае редуцирование относится к степени, в которой даны языковые единицы, детерминированные из соседних языковых единиц" (Klare, p. 172). Именно на основе этой идеи вводится методика дополнения (doze procedure), благодаря которой выведены некоторые формулы читаемости.
  Характеристики читателя также оказывают огромное влияние на отношение легкость/трудность, с которой воспринимаются тексты. Данные характеристики группируются в двух направлениях - мотивация для чтения и читательское умение. Первая характеристика связана с понятием reading interest" и определяется радом содержательных переменных. Стоит вспомнить, что формулы читаемости отражают, прежде всего, формальные характеристики текстов. Это автоматически означает, что формулы необходимо использовать для сравнения текстов, написанных в одном жанре. В противном случае может оказаться, что книга кулинарных рецептов более читаема, чем Дон Кихот". Одна из характеристик "reading interest" - тенденция добровольно искать материалы для чтения и тратить время на чтение. Данная характеристика направляет скорее к содержанию, то есть к экс-тралингвистическим факторам, не к их формальной реализации. Естественно, что самый неудачный роман Майн Рида будет гораздо интереснее для школьников по сравнению с самым совершенным учебником по математике.
  Вторая характеристика отражает образовательный уровень и читательское умение потребителя. По мнению некоторых авторов можно выделить девять основных навыков в отношении чтения, а именно:
  1. Знание значения слов;
  2. Возможность выбрать в зависимости от контекста верное значение данного слова или выражения;
  3. Возможность следить за развитием данного текста и идентифицировать расположение различных текстовых отрезков;
  4. Возможность выявить основную идею текста;
  5. Возможность ответа на вопросы, ответы которых содержатся в тексте;
  6. Возможность ответить на вопросы, ответы которых объясняются в тексте (формулировка вопроса не относится напрямую к содержанию текста);
  7. Возможность сформулировать заключение на основе содержания текста;
  8. Возможность распознать стилистические приемы, использованные в тексте;
  9. Возможность определить намерения и точку зрения автора и сделать соответствующие выводы" (Henry, P.45-46). Существуют организации, которые зарабатывают себе на хлеб замером читательского интереса. Эта служба Readex Reports. Во время исследований, которые проводит эта фирма, опрашиваемых просят начертить
  линию через рекламу или другой интересный им материал, что они прочтут в первую очередь" (Graham, p. 362).
  ЭХО - ФРАЗА
  Эхо-фраза - заключительная вербальная часть в печатной рекламе. Но то, что она стоит на последнем месте (в большинстве случае в нижнем правом углу) совсем не означает, что ей отведена последняя роль. Напротив, наряду с заголовком, эхо-фраза -важнейший рекламный элемент. Это определяется тем, что ОРТ не всегда читают. Обычно замечают то, что набрано крупным и жирным шрифтом, а это заголовок и эхо-фраза. Одно из определений эхо-фразы гласит, что это "выражение или предложение, поставленное в конце текста печатного объявления, которое повторяет (дословно или по смыслу) главную часть основного мотива в объявлении" (Довганов, стр.38). Это относится и к эхо-фразе в тепе и радио-рекламе. В английском эхо-фразе соответствует термин tagline и определяют его (специально для радиорекламы) как "звуковое ло-го, которое исполняется в конце рекламы. Это может быть музыкальная тема или только напоминающее предложение, "заброшенное" в конец" (Moriarty, р.258).
  Определение эхо-фразы можно дополнить, и тогда оно приобретет следующий вид - окончание вербального текста через повторение или интерпретированное другим образом основное обращение или аргумент, с помощью отдельного выражения, слогана или только торговой марки.
  Функции эхо-фразы (хотя может и не быть никакой фразы) следующие:
  а повторить основное из текста или снова подчеркнуть каким то образом преимущества фирмы;
  б. придать законченный вид рекламе;
  Иногда эхо-фраза выполняет и другие функции.
  Есть три варианта как можно закончить рекламу:
  1. Использовать только название торговой марки;
  2. Использовать название торговой марки и слоган фирмы;
  3. Использовать название торговой марки и выражение или слоган, составленный специально для этой рекламы.
  1. Использование названия торговой марки
  Это один из наиболее распространенных способов завершения текста.
  Причина этого достаточно прозаична. Эхо-фраза идет последней, и текстовики уже все 'выжаты" при работе над слоганом и ОРТ. Поэтому совсем естественно, что они прибегают к самому простому способу, но он таит в себе определенные опасности. Первая заключается в том, что название торговой марки может быть неизвестна потребителям. Вторая опасность состоит в том, что она может быть известна, но едва ли сможет обобщить, то есть придать завершенный вид рекламе. Но независимо от этого большинство реклам заканчиваются именно так.
  2. Использование слогана
  Во многих рекламах кроме названия торговой марки в заключении используется еще и слоган фирмы. У этого способа есть ряд преимуществ. Если исключить облегчение для "утомившихся" текстовиков, слоган очень подходит для эхо-фразы, так как по своей природе он обобщает. А обобщение является одной из важнейших характеристик заключения, а, следовательно, и эхо-фразы. Слоган очень подходит для эхо-фразы в имиджевой рекламе. Так как в них рекламируются корпоративные характеристики, а слоган обобщает философию фирмы. Типичным примером может служить текст рекламы SWISS BANK CORPORATION
  THE KEY TO PERFORMANCE In a world of rapid change, there is a premium of security. The security that comes with financial strength. The security you can count on at Swiss Bank Corporation. Our investment counsellors and risk managers will give you the advice you need to ptotect your assets. Advice based on first-class research. On the global resources of SBC. And on ots powerful network of international contacts. You can rely on our proven strength: our solid equity base, ample cash flow and record of profitability. Above all, we are dedicated to making our know-how and strength work for you. You'll find us on all the world's major markets. Why not get in touch with one of our people?...
  THE KEY SWISS BANK. КЛЮЧ К УСПЕХУ
  В мире, где все меняется, существует пользующаяся большим спросом надежность. Надежность, которая идет с финансовой мощью. Надежность, на которую вы можете рассчитывать в Swiss Bank Corporation. Наши советники по инвестициям и рискам дадут Вам совет, в котором вы нуждаетесь для защиты своего имущества. Совет, основанный на первоклассных исследованиях. Основанный на глобальной мощи SBC. И его широкой сети международных контактов. Вы можете доверится нашей доказанной силе: солидной юридической базе, большим оборотам и высоким прибылям. И, прежде всего, нашему ноу-хау и силе, которые также работают на Вас. Вы нас найдете на всех крупнейших мировых рынках. Почему бы Вам не связаться с нашими людьми?...
  КЛЮЧЕВОЙ ШВЕЙЦАРСКИЙ БАНК
  Тема успеха, начатая в заголовке, продолжает свое развитие в ОРТ через аргументацию (финансовая мощь, надежность, широкая сеть международных контактов, прибыль, ноу-хау и т.д.) и заканчивается совершенно естественно удачной парафразой слогана, использованной как эхо-фраза.
  3. Использование отдельного предложения
  Вероятно, что в большинстве случае именно эта стратегия оказывается наиболее выигрышной. Это определяется тем, что имиджевая реклама составляет небольшой процент в общем потоке рекламы. В подавляющем большинстве рекламируются конкретные товары и услуги и более конкретизированная эхо-фраза лучше "ложится" по сравнению с обобщенным слоганом. Тут возможны несколько подходов:
  3.1. Почти полное слияние по смыслу эхо-фразы с заголовком;
  3.2. Выделение главной идеи рекламы, но в обобщенном виде;
  3.3. Сосредоточение основной информации в эхо-фразе.
  ЭХО-ФРАЗА (продолжение)
  3. Использование отдельного предложения
  3.1. Почти полное слияние по смыслу эхо-фразы с заголовком. Как, например, рекламе FIAT (рис.2): LESENS DE LA LARGEUR. LE SENS DE LA LARGESSE. Ce qui
  est formidable avec la Fiat Croma, c'est qu'il a plusieurs facons de la largeur, vous decouvrez une grande berline proposant de serie des equipements allant du systeme de chauffage a controle automatique integral a la direction assistee avec volant reglable en hauteur, en passant par les retroviseurs electriques et degivrants ou encore les vitres electriques avant et arriere. Cela dit, vous pouvez egalement apprecier la Fiat Croma dans le sens de la largesse et vous rejouir de savoir, par exemple, qu'elle existe aussi bien avec un moteur 2 litres essence que turbo diesel. Largeur ou largesse, la Fiat Croma se decline dans tous les sens. Minitel 3615 Fiat. Fiat Credit France finance votre Fiat.
  L'AUTOMOBILE AU SENS LARGE. FIAT ЧУВСТВО ШИРОТЫ ЧУВСТВО ЩЕДРОСТИ Что замечательно в Flat Croma так это то, что существует много способов как на него смотреть. Если вы возьмете за точку отсчета ширину, то вы откроете
  просторный салон, предлагающий вам целый рад усовершенствовании - начиная с отопительной системы с автоматическим интегральным контролем и доходя до направления, помогающее регулируемым рулем в отношении высоты, плюс зеркала заднего вида с автоматической разморозкой, а также автоматические передние и задние стекла. Помимо этого вы можете оценить Fiat Croma в отношении щедрости и порадоваться тому факту, что у машины двигатель емкостью 2 литра, также как турбодизель. Широта или щедрость - Fiat Croma соединяет в себе все значения. Minitel 3615. Fiat Credit France финансирует ваш Fiat.
  АВТОМОБИЛЬ СО МНОГИМИ ЗНАЧЕНИЯМИ.
  Интересно, что в этом объявлении заголовок носит сравнительно более общий характер по сравнению с эхо-фразой. Эхо-фраза состыковывается полностью с заголовком из-за эффекта полисемии - существительное "sens" означает одновременно и "чувство" и "значение", а также благодаря тому, что в заголовке и эхо-фразе используются три существительных с общим корнем - largeur", "largesse", "large".
  3.2. Повторение главной идеи рекламы, но в более обобщенном виде. Так сделана реклама UNITED PARCEL SERVICE (рис.3):
  WITH THE SAME ELECTRONIC TRACKING AND DOOR-TO-DOOR RESPONSIBILITY AS OUR AIR EXPRESS SERVICE, THESE PACKAGES ARE REALLY FLYING.
  We are the world's largest package delivery company. UPS was even the first to use aircraft back in 1929.
  Now we are bringing an important new element to European package and freight distribution: predictability.
  Snaring much of the technology of our worldwide air express network, from electronic tracking to Customs Pre-Alert, UPS Euro-Expedited Service could be the competitive advantage your company has been looking for.
  The packages on this truck could be yours. And they could be flying between any of thirteen countries across Europe. UNITED PARCEL SERVICE AS SURE AS TAKING IT THERE YOURSELF.
  ТАКИМ ЖЕ ЭЛЕКТРОННЫМ ПУТЕМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ОТ ДВЕРИ ДО ДВЕРИ" НАША ВОЗДУШНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПОСЫЛОК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЕТАЕТ.
  Мы самая крупная компания по доставкам посылок в мире. UPS была первой компанией, которая стала использовать самолеты еще в 1929г. Сейчас мы включили новый важнейший элемент в европейские посылочные и товарно-распространительные структуры: предсказуемость.
  Используя многие технологии нашей мировой воздушной экспрессной сети - от электронного прослеживания до Customs Pre-Alert, UPS Euro-Expedited Service возможно у нас есть преимущества перед конкурентами, которые ищет ваша компания. Посылки в этих грузовиках могли бы быть и ваши. И они бы могли летать в каждую из тринадцати европейских
  UNITED PARCEL SERVICE
  НАСТОЛЬКО НАДЕЖНА, КАК ЕСЛИ БЫ ВЫ САМИ ПОЗАБОТИЛИСЬ ОБ ОТПРАВКЕ.
  3.3. Сосредоточение основной информации в эхо-фразе
  Эта коммуникативная модель встречается довольно редко. Суть ее в том, что в заголовке и в ОРТ постепенно вводится информация, которая осмысляется и получает свое завершение в эхо-фразе. Эта модель полная противоположность большей части
  реклам, которые остаются вообще без эхо-фразы. Типичный пример этой модели в рекламе PEUGEOT 309 GTI (рис.4):
  INTERLUDE
  " Jai fait un reve etrange et pene-trant d'un monde ou souterraines seraient les lignes de chemin de fer, ou vierges de tout obstacle seraient les petites routes de champagne, ou plaisir d'enchainer les kilometres interrompu jamais ne serait. "Poete propi etaire de "309 GTI 16. PEUGEOT 309 GTI
  16. TOUJOURS PARTANTE!
  ИНТЕРЛЮДИЯ
  "У меня был странный и проникновенный сон об одном мире, где железнодорожные линии должны были быть подземными, маленькие сельские дороги освобожденные от всяких преград, где удовольствие накручивать километры никогда не прекратится. Поэт, владелец 309 GTI16.
  PEUGEOT 309 GTI 16 ВСЕГДА ОТПРАВЛЯЮЩИЙСЯ.
  Заголовок "интерлюдия" трудно понять без ОРТ и без эхо-фразы. Интерлюдия это маленький музыкальный кусок, который исполняется между двумя основными мелодиями. В роли интерлюдии выступает проходящий поезд (второстепенная мелодия), которая прерывает первую основную мелодию (движение Пежо) и открывает в тоже время возможность для начала второй мелодии -нового движения машины. Именно эхо-фраза - Всегда отправляющийся Пежо - один из главных путей к разгадке.
 

<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу