<< Пред. стр. 6 (из 23) След. >>
Ответ. В соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими соблюдение условий работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций предприятиями и физическими лицами (Письма Банка России от 4 октября 1993 г. № 18, от 16 марта 1995 г. № 14-4/95 (в ред. от 28 января 1997 г.) и Инструкция Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. № 35), применение налоговыми органами штрафных санкций, предусмотренных п. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006, к предприятиям и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при наличии только факта недостачи или излишков денежных средств в денежном ящике ККМ проверяемой торговой точки неправомерно.В таких случаях налоговые органы должны руководствоваться п. 12 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, и" [ученных с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации, утвержденных Центральным банком России и Госналогслужбой России от 18 августа 1993 г. № 51 и № ВЗ-6-13/272, то есть в случае недостачи денежных средств принимать меры к взысканию их с виновных лиц в установленном порядке, а при наличии излишков денежных средств принимать меры к их оприходованию.
На кого налагается штраф за невыдачу чека - на предпринимателя как субъекта права или на физическое лицо, непосредственно виновное в данном правонарушении?
Штраф за невыдачу чека лицом, в чьи обязанности входило осуществление указанных действий, либо выдачу чека с указанием суммы менее уплаченной налагается налоговыми органами либо на предпринимателей, либо непосредственно на физическое лицо, виновное в этом нарушении'. Этот вопрос решает налоговый орган в каждом конкретном случае в зависимости оттого, по какой причине не был выдан покупателю чек.
Для этого лицо, принявшее у населения денежные средства без применения ККМ, должно написать объяснение, на основании которого налоговые органы будут делать вывод о степени вины предпринимателя или нанятого им продавца (менеджера, кассира). Если невыдача чека связана с отсутствием ККМ в торговой точке (то есть сам предприниматель отказался от ее покупки) или продавцу было дано указание осуществлять расчеты без применения ККМ, то меры ответственности будут применены к предпринимателю. Если же продавец сам нарушил правила расчетов с населением, то штраф будет наложен на него.
Применяются ли штрафные санкции, предусмотренные законодательством о применении ККМ, к предпринимателям за ненадлежащее оформление ценника как за отсутствие такового?
Штрафу подвергаются только предприниматели, не вывесившие ценник на продаваемый товар (оказываемую услугу) (ст. 7 Закона о применении ККМ).
Требования к оформлению ценника устанавливаются отдельными нормативными актами. Общие требования к оформлению ценников изложены в Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55. Контроль за соблюдением указанных Правил осуществляют правоохранительные и контролирующие государственные органы в пределах своей компетенции.
Вышеуказанным Законом право наложения штрафа на предпринимателя за неправильное оформление ценника налоговым органам не предоставлено.
Как налагается штраф при выявлении нарушений применения ККМ в нескольких торговых точках, принадлежащих одному предпринимателю?
В этом случае размер штрафов будет зависеть от видов допущенных нарушений. В случае если выявлены нарушения одного и того же вида, то штраф исчисляется в соответствующей данному виду нарушения сумме независимо от числа торговых точек, в которых они обнаружены.
Если же допущены нарушения различных видов, то соответствующие суммы штрафов складываются либо взыскивается штраф большего размера (п. 30,31 Методических рекомендаций по применению ККМ - приложение к письму Госналогслужбы РФ от 5 мая 1994 г. № НИ-6-07 /152).
Подлежит ли ответственности предприниматель в том случае, если расчеты с применением ККМ велись лицом, не имеющим на то специальных полномочий?
Применительно к этому вопросу интересен следующий случай из арбитражный практики. Государственная налоговая инспекция по Большечерниговскому району Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с предпринимателя Д. штрафа в сумме 26565000 рублей, предусмотренного ст. 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" за ведение денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
Решением от 28 марта 1997 г. в удовлетворении искового требования отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 29 апреля 1997 г. решение оставлено без изменения.
Отказ в иске мотивирован тем, что вышеуказанная ответственность не может быть применена к ответчику, поскольку торговые операции велись не им лично, а его родственником Ш., который не имел полномочий на ведение денежных расчетов.
Президиум ВАС не согласился с этими доводами по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, при проверке торгового киоска, принадлежащего ответчику, был установлен факт осуществления денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины, что подтверждается актом проверки.
Постановлением истца на ответчика наложен штраф. Доказательств, опровергающих выводы истца, ответчиком не представлено.
Ссылка суда на то, что продажа товара осуществлена неуполномоченным лицом, не может служить основанием для освобождения предпринимателя от ответственности, поскольку все торговые операции, ведущиеся в торговой точке данного предпринимателя, следует рассматривать как осуществленные от его имени, при этом наступление последствий нарушения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не зависит от наличия у лица, действующего от имени предпринимателя, документа, свидетельствующего о соответствующих полномочиях.
Кто может предъявить к предпринимателю штрафные санкции за нарушение Закона о применении ККМ? Вправе ли это сделать органы налоговой полиции?
Штрафные санкции за нарушение Закона о применении ККМ могут быть предъявлены предпринимателю только органами государственной налоговой службы.
В компетенцию федеральных органов налоговой полиции не входит проверка исполнения Закона о применении ККМ и наложение на предпринимателей штрафов. Эти органы могут лишь проводить контрольные закупки, которые могут служить основанием для вынесения должностными лицами налоговых инспекций решений о предъявлении к предпринимателю штрафов (Постановление Президиума Высшего арбитражного Суда РФ от 28 мая 1996 г.).
Какова процедура наложения штрафа на предпринимателя за нарушение Закона о ККМ?
Штраф может быть наложен только по решению налогового органа. При этом предпринимателю предлагается внести соответствующие суммы в добровольном порядке. В случае если предприниматель в течение 15 дней не осуществляет это действие, то государственная налоговая инспекция обращается в суд с иском о взыскании штрафа с предпринимателя (ст. 285 КоАП РФ).
Какими доказательствами может быть подтвержден факт нарушения предпринимателем закона о применении ККМ?
Основным доказательством, подтверждающим факт нарушения, является акт проверки, составленный налоговой инспекцией. Однако наряду с ним могут использоваться и другие доказательства, например копия кассовой ленты.
Могут ли быть на предпринимателя, виновного в нарушении Закона о применении ККМ, наложены иные административные взыскания помимо указанных штрафов?
За нарушения установленного порядка использования ККМ на предпринимателя могут быть наложены и другие административные взыскания. Например, п. 1 ст. 7 Закона о налоговых органах, ст. 13 Закона об основах налоговой системы предусмотрено применение административных штрафов от 2 до 5 минимальных размеров оплаты труда на граждан, виновных в сокрытии (занижении) дохода (прибыли), отчетов, балансов и других документов (в том числе кассовых книг). Предприниматели, виновные в нарушении установленного порядка применения ККМ, могут привлекаться к административной ответственности за перечисленные выше правонарушения.
Вопрос. К моменту рассмотрения в суде дела о взыскании с предпринимателя штрафных санкций за нарушение Закона о ККМ, предприниматель прекратил свою деятельность. Является ли это достаточным основанием для прекращения производства по делу?
Ответ. Нет, данное обстоятельство не может служить достаточным основанием для прекращения производства по делу. Это подтверждается и судебной практикой.
Так, краевой арбитражный суд своим определением прекратил производство по делу предпринимателя о взыскании с него штрафа за нарушение требований Закона о ККМ со ссылкой на истечение срока действия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя. Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что поскольку дело было принято краевым судом до истечения срока действия указанного свидетельства (то есть и решение о взыскании штрафа принято в период действия государственной регистрации), то оно подлежало рассмотрению по существу вопроса (Постановление Президиума ВАС РФ от 24 февраля 1998 г. № 6819\97, письмо Госналогслужбы РФ от 15 июня 1998 г, № ВП-6-18\345).
Могут ли налоговые органы подать иск в суд о приостановке деятельности предпринимателя или даже о ее прекращении в связи с нарушением им Закона о применении ККМ?
Налоговые органы при обнаружении повторных нарушений Закона о применении ККМ обязаны обратиться в суд с иском о ликвидации предприятия с одновременным приостановлением его деятельности (ст. 6 Закона о применении ККМ). В случае если предприятие будет продолжать свою деятельность, к нему могут применяться штрафные санкции в размере 7000 МРОТ. Исходя из положений ст. 1 Закона о применении ККМ под предприятиями понимаются также и индивидуальные предприниматели. Однако Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 25 августа 1998 г. указывает на следующее.
Случаи аннулирования свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя, выданного на определенные виды деятельности, предусмотрены Законном РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" от 7 декабря 1991 г. № 2000-1 и Положением о порядке Ег государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482. Налоговым органам не предоставлено права обращаться в суд с исками (в том числе и в связи с нарушением гражданами-предпринимателями Закона о применении ККМ) об аннулировании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя и прекращении в связи с этим его предпринимательской деятельности по данному регистрационному свидетельству.
Глава VI. Общие сведения о налогообложении индивидуальных предпринимателей
1. Взаимоотношения с налоговыми органами
Права индивидуальных предпринимателей как налогоплательщиков
1. Получать от налоговых органов по месту своего учета бесплатную информацию о действующих налогах, законодательстве о налогах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
2. Использовать налоговые льготы, предусмотренные налоговым и иным законодательством.
3. Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит при наличии определенных оснований.
4. Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через представителя.
5. Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по уплате и исчислению налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
6. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.
7. Получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налога.
8. Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдать законодательство о налогах при совершении ими любых действий в отношении налогоплательщика.
9. Не выполнять неправомерные акты и иные требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу и федеральным законам.
10. Обжаловать акты налоговых органов и действия (либо бездействие) их должностных лиц.
11. Требовать соблюдения налоговой тайны.
12. Требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями их должностных лиц (ст. 21 НК РФ).
Обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели обязаны:
1. Уплачивать законно установленные налоги.
2. Встать на учет в налоговых органах в предусмотренных налоговым законодательством случаях.
3. Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов).
4. Представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации в тех случаях, когда этого требует закон.
5. Представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налога.
6. Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов по исполнению ими своих обязанностей.
7. Предоставлять налоговому органу в определенных законом случаях необходимые документы и информацию (ст. 23 НК РФ).
Можно ли участвовать в налоговых правоотношениях через представителя?
Налоговый кодекс закрепил институт налогового представительства, то есть возможность участвовать в налоговых правоотношениях не только лично, но и через представителя. Налоговый представитель осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности.
Что такое сохранение неизменности налогового режима?
Смысл данной особенности заключается в том, что если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Данное правило установлено в ст. 7 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Что представляют из себя налоговые органы Российской Федерации?
Налоговыми органами Российской Федерации являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения (то есть всем знакомые налоговые инспекции) (п. 1 ст. 30 НК РФ).
Кроме того, в случаях, специально предусмотренных Налоговым кодексом, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов (п. 2 ст. 30 НК РФ).
Основными задачами налоговых органов являются выработка и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней налогов и других обязательных платежей в полном объеме (Указ Президента РФ от 23 декабря 1998 г. "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам").
Права налоговых органов в отношении налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей
Налоговые органы вправе:
1. Проводить налоговые проверки в установленном порядке.
2. Производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случае, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
3. Вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах.
4. Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей.
5. Осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения помещения независимо от места их нахождения.
6. Определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов.
7. Требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений.
8. Взыскивать недоимки по налогам (то есть задолженность) и пени.
9. Контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам.
10. Заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных предпринимателям лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.
11. Предъявлять в суды следующие иски:
• о взыскании с налогоплательщиков налоговых санкций;
• о признании недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
• о взыскании задолженности по налогам (ст. 31 НК РФ).
Обязанности налоговых органов в отношении налогоплательщиков - физических лиц
Налоговые органы обязаны:
1. Соблюдать законодательство о налогах.
2. Соблюдать налоговую тайну.
3. Вести учет налогоплательщиков в установленном порядке.
4. Направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки, решения налогового органа, налоговое уведомление и требование об уплате налога (ст. 32 НК РФ).
5. Должностные лица налоговых органов обязаны также корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство (ч. 3 ст. 33 НК РФ).
Являются ли органы налоговой полиции налоговыми органами?
Органы налоговой полиции не относятся к налоговым органам и не наделены их полномочиями, как это сделано в отношении таможенных органов (ст. 30 НК РФ). Органы налоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлением или административным правонарушением (ст. 36 НК РФ).
2. Системы налогообложения индивидуальных предпринимателей
Действующим налоговым законодательством предусмотрены три системы налогообложения индивидуальных предпринимателей
1. Традиционная система - уплата подоходного налога. С 1 января 2001 г. порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей, применяющих традиционную систему налогообложения, регулируется частью второй Налогового кодекса РФ.
2. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Эта система предполагает замену уплаты подоходного налога уплатой годовой стоимости патента на право применения упрощенной системы налогообложения. Перейти на данную систему индивидуальные предприниматели могут в добровольном порядке при наличии двух условий:
• их деятельность соответствует критериям, установленным Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектом малого предпринимательства";
• их деятельность не подпадает под действие Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
3. Вмененная система. В ее основе лежит уплата единого налога на вмененный доход, заменяющего собой как подоходный налог, так и страховые взносы во внебюджетные фонды, а также ряд других налогов. Перевод индивидуальных предпринимателей на эту систему производится в обязательном порядке и регулируется указанным Законом № 148-ФЗ.
Для наглядности системы налогообложения индивидуальных предпринимателей представлены в таблице (см. далее).
Влияет ли выбор системы налогообложения на налогообложение доходов предпринимателя, полученных им не от предпринимательской деятельности?
Выбор системы налогообложения влияет на уплату налогов на доходы, полученных непосредственно от предпринимательской деятельности. Все другие доходы (например доходы от продажи имущества, принадлежащего предпринимателю на праве собственности, в виде материальной выгоды и т. п.) облагаются подоходным налогом в установленном порядке.
Вопрос. Я являюсь пенсионеркой по возрасту, получаю маленькую пенсию. В налоговой инспекции по месту жительства я зарегистрирована индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица. Могу ли я по законодательству получить какие-либо льготы, положенные для пенсионеров при налогообложении их доходов, если они занимаются предпринимательской деятельностью?
Ответ. Что касается деятельности индивидуальных предпринимателей, то здесь государство исходит из основных принципов Конституции Российской Федерации и предъявляет ко всем предпринимателям равные требования в порядке налогообложения их доходов вне зависимости от возраста граждан.
Все три системы налогообложения индивидуальных предпринимателей будут подробно рассмотрены ниже.
3. Общие налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями
Какие иные налоги, помимо основных, должны будут уплачивать индивидуальные предприниматели?
Каждая из трех систем налогообложения индивидуальных предпринимателей напрямую связана с уплатой подоходного налога либо заменой его на иной налог. Однако при применении любой из трех систем в рядке случаев предприниматель помимо основного налога должен будет уплачивать и иные налоги и сборы. Их перечень установлен в ст. 13-15 НК РФ (федеральные, региональные и местные налоги).
Налоги, акцизы Системы налогообложения Традиционная Упрощенная Вмененная Федеральные налоги
Налог на добавленную стоимость
+
-
-
Акцизы на отдельные виды и группы товаров
+
+
-
Налог на операции с ценными бумагами
-
-
-
Таможенная пошлина
+
+
+
Государственная пошлина
+
+
+
Налог с владельцев транспортных средств
+
+
+
Налог на игорный бизнес
+
+
-
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
+
+
+
Единый социальный налог
+
+
-
Региональные налоги и сборы
Налог с продаж
+
+
-
Местные налоги
Налог на имущество физических лиц
+
+
+
Земельный налог
+
+
+
Регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
+
+
+
Сбор за право торговли
+
+
+
Налог на рекламу
+
+
+
Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами
+
+
+
Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров
+
+
+
Глава VII. Налог на доходы от предпринимательской деятельности (традиционная система)
1. Общие положения
В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации о налогах" с 1 января 2001 г. вступила в силу глава 23 Налогового кодекса РФ "Налоги на доходы физических лиц". Таким образом, начиная с доходов, полученных предпринимателями за январь 2001 г., налогооблагаемый доход и исчисление налога будут определяться в ином порядке и по иным ставкам.
Как видим, привычное понятие "подоходный налог" ушло из определения традиционной системы налогообложения. Однако для удобства мы будем в дальнейшем пользоваться и им наряду с понятием "налог с доходов от предпринимательской деятельности".
Этим же Федеральным законом признан утратившим силу с 1 января 2001 г. Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 г. Утратили силу и все нормы в части исчисления этого налога, предусмотренные в ведомственных актах, в частности, в Инструкция ГНС РФ от 29 июня 1995 г. № 35.
В каких случаях будет иметь значение Закон о подоходном налоге после 1 января 2001 г.?
Действительно, Закон о подоходном налоге будет иметь значение и после 1 января 2001 г. Это связано с несколькими обстоятельствами.
1. Декларация за 2000 г. будет подаваться в 2001 г., однако составляться она будет еще на основании "старого" закона.
2. В течение трех лет налоговые органы могут проверять правильность уплаты налогов за истекший период. Правильность уплаты налога будет устанавливаться на основании того же закона.
3. В случае возникновения спора с налоговыми органами суд будет рассматривать его на основе тех законов, которые действовали на момент совершения соответствующего налогового правонарушения. Поэтому и здесь возможно применение Закона "О подоходном налоге с физических лиц".
Какими еще нормативными актами, помимо части второй НК РФ регулируются вопросы уплаты предпринимателями налога с доходов от предпринимательской деятельности?
Министерство налоговой службы РФ (МНС РФ) и Министерство финансов РФ (Минфин РФ) для обеспечения единообразного подхода к решению тех или иных вопросов, возникающих при налогообложении физических лиц, выпускают внутриведомственные документы. Например, одним их таких документов является методическое пособие по учету доходов и расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, доведенное до нижестоящих инспекций письмом Госналогслужбы РФ от 20 февраля 1996 г. № НВ-6-08/112. При этом предпринимателю следует иметь в виду, что некоторые положения этого письма уже устарели.
Кроме того, ответы на многие возникающие вопросы даются в частных письмах Госналогслужбы РФ, в письмах ГНИ по г. Москве и т. д.
Являются ли упомянутые источники нормативными актами и могут ли налогоплательщики использовать их в качестве доказательств правомерности своих действий в суде?
Нет, ни упомянутое Методическое пособие, ни частные письма Госналогслужбы (МНС) РФ не являются нормативными актами. Это же относится и к публикациям работников Госналогслужбы (МНС) РФ в прессе. Они не могут быть использованы в качестве доказательства правомерности действий налогоплательщика в суде или в налоговых органах.
Суд при рассмотрении спорного вопроса будет руководствоваться прежде всего своим пониманием Налогового кодекса, а также решениями Высшего Арбитражного Суда РФ, хотя эти решения тоже не носят нормативного характера и не являются обязательными для судей.
Общее понятия налога с доходов индивидуального предпринимателя
Как рассчитывается размер подоходного налога, который должен уплатить индивидуальный предприниматель?
Чтобы рассчитать размер налога с доходов от предпринимательской деятельности, необходимо предварительно определить следующие показатели.
1. Валовой доход. Он включает в себя все поступления физического лица от выполнения им услуг или действий, произведенных в пользу или по поручению физических или юридических лиц, независимо от формы и характера означенных услуг или действий. У индивидуальных предпринимателей размер валового дохода соответствует полученной в отчетном году выручке по каждому виду деятельности, по которому гражданин имеет свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица.
В валовой доход не включаются суммы полученных доходов, которые не подлежат налогообложению.
2. Расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
3. Совокупный годовой (чистый) доход. Он представляет собой разность между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечениями этого дохода.
Кто является плательщиком налога с доходов от предпринимательской деятельности?
Исчисление и уплату налога с доходов от предпринимательской деятельности производят следующие налогоплательщики:
1. Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
2. Частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой (например, частные врачи, парикмахеры и т. п.) - по суммам доходов, полученных от такой деятельности (ст. 227 НК РФ).
Если предприниматель получает доходы не только от предпринимательской деятельности, будет ли это влиять на размер дохода от предпринимательской деятельности?
Граждане-предприниматели помимо доходов от предпринимательской деятельности могут получать доходы и из других источников - от предприятий-работодателю от других физических лиц, вознаграждения за выполнение договоров гражданско-правового характера и т. п. Порядок расчета дохода от предпринимательской деятельности от этого зависеть не будет.
В данной книге будет рассмотрен только вопрос уплаты дохода от предпринимательской деятельности.
Как определяется налоговая база?
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Вопрос. Я являюсь предпринимателем без образования юридического лица, осуществляю два вида деятельности. По итогам отчетного налогового периода получил доход по одному из них и убытки по другому виду деятельности. Каков в данном случае порядок определения налогооблагаемой базы для исчисления подоходного налога?
Ответ. Объектом налогообложения у предпринимателей - физических лиц (у которых единственным источником дохода служат доходы от осуществляемой ими предпринимательской деятельности) является совокупный доход, полученный в календарном году от занятия любыми видами предпринимательской деятельности и определяемый как разность между валовым доходом и фактически произведенными и документально подтвержденными плательщиком расходами, непосредственно связанными с получением дохода.
В отличие от предприятий в отношении предпринимателей - физических лиц не применяется такое понятие, как "формирование финансового результата", которое учитывается при налогообложении прибыли юридических лиц и подлежит отражению в сводном балансе хозяйственной деятельности этих лиц.
У физических лиц объектом налогообложения являются полученные доходы, которые и подлежат отражению в декларации о доходах. Если же по каким-либо видам деятельности предприниматель понес убытки (что можно определить по его книге учета доходов и расходов), то это означает, что по данному виду деятельности у предпринимателя отсутствует налогооблагаемая база и следовательно, такой вид деятельности не подлежит отражению в декларации о доходах. Совокупный доход будет складываться из доходов, полученных от осуществления тех видов деятельности, по которым в соответствии с данными книги учета предпринимателем получен доход, а также доходов, полученных из других источников и подлежащих обложению подоходным налогом (если таковые имелись в отчетном календарном году).
Вопрос. Я, будучи предпринимателем, осуществляю несколько видов деятельности, по одной из которых переведен на уплату единого налога. Надо ли исключать суммы уплаченного единого налога из валового дохода при заполнении декларации по подоходному налогу?
Ответ. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся теми видами деятельности, для которых установлен единый налог, не являются плательщиками подоходного налога с доходов, полученных от таких видов предпринимательской деятельности. В валовой доход предпринимателя не включаются суммы полученных им доходов, которые в соответствии с законодательством не подлежат налогообложению.
То есть доходы, полученные предпринимателем от вида деятельности, по которому он переведен на уплату единого налога, в его валовой доход не включаются.
Это, в свою очередь, означает, что расходы на уплату единого налога на вмененный доход исключаются только из суммы дохода, полученного от деятельности, по которой предприниматель переведен на уплату единого налога, и при исчислении совокупного годового дохода (чистого дохода), подлежащего обложению подоходным налогом, не учитываются.
Если индивидуальный предприниматель понес убытки от предпринимательской деятельности прошлых лет, уменьшает ли это налоговую базу?
Нет, убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу (п. 4 ст. 227 НК РФ).
Каковы ставки налога?
В отличие от правил, действовавших до 1 января 2001 г., по новому закону подоходный налог будет взиматься не по прогрессивным ставкам (в зависимости от размера полученного дохода), а по фиксированным ставкам - в зависимости от условий получения дохода. Так называемые "пассивные" доходы (например, доходы в виде выигрышей в лотереях, стоимость призов и т.п.) будут облагаться налогом по повышенным ставкам.
Доходы же от предпринимательской деятельности будут облагаться по ставке 13 процентов.
2. Организация учета доходов и расходов
Индивидуальные предприниматели обязаны вести учет своих доходов и расходов (п. 3 ст. 23 НК РФ).
В какой форме индивидуальный предприниматель должен вести учет доходов и расходов?
Индивидуальный предприниматель должен вести учет доходов и расходов в виде Книги учета доходов и расходов.
Для этого предприниматель должен самостоятельно за свой счет приобрести Книгу в виде тетради, блокнота и т. п., а налоговые органы должны пронумеровать, прошнуровать и скрепить Книгу печатью.
Книга учета доходов и расходов, как правило, предъявляется для регистрации в налоговых органах при постановке на учет либо переходе (переводе) на другую систему налогообложения.
Должен ли предприниматель вести учет отдельно по каждому виду деятельности? Надо ли при этом заводить несколько Книг учета?
Предприниматель, осуществляющий несколько видов предпринимательской деятельности, обязан вести учет доходов и расходов отдельно по каждому виду предпринимательской деятельности. Как правило, при этом ведется одна Книга учета, однако налоговые органы могут разрешить предпринимателю вести отдельные книги по каждому виду деятельности (для исчисления сумм налога, подлежащего уплате, это непринципиально).
Должен ли предприниматель без образования юридического лица, являющийся владельцем игорного заведения, вести учет доходов и расходов по лицам, получившим выигрыши, а также подавать на них сведения о произведенных выплатах в налоговые органы?
На игорные заведения не возложены обязанности по удержанию подоходного налога с сумм, выплачиваемых этими заведениями физическим лицам в виде выигрышей, исчисление и уплата подоходного налога с указанных сумм могут быть произведены только на основании декларации о доходах, подаваемой в установленном порядке физическими лицами в налоговые органы по месту жительства.
Таким образом, поскольку в игорных заведениях, имеющих статус юридического лица, удержание подоходного налога с сумм выигрышей, выплачиваемых физическим лицам, не производится, то возлагать такую обязанность на предпринимателей без образования юридического лица, являющихся владельцами игорных заведений и, вследствие этого, источниками выплаты дохода, неправомерно.
Что должно быть указано в Книге учета доходов и расходов?
В Книге учета доходов и расходов указываются:
1) фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
2) вид осуществляемой деятельности;
3) местонахождение (адрес постоянного места жительства);
4) номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков.
Обязан ли вести учет доходов и расходов предприниматель, осуществляющий свою деятельность без регистрации в налоговом органе?
Да, такой предприниматель также обязан вести учет доходов и расходов, однако форма учета в этом случае произвольная.
Как надо вносить данные о совершенных операциях в Книгу учета - по мере их возникновения или за выбранный период?
Данные о совершенных операциях следует вносить в Книгу учета по мере их возникновения. Это следует из положений установленного МНС РФ и Минфином РФ в рамках предоставленных им полномочий требования соответствия данных об имуществе индивидуального предпринимателя данным, отраженным в Книге доходов и расходов на день проведения инвентаризации (Приказ от 10 марта 1999 г. Минфина РФ № 20н, МНС РФ № ГБ-3-04\39).
Можно ли ввести в Книгу учета дополнительные графы?
Такая возможность у предпринимателя есть, но при этом ему необходимо получить согласие налоговых органов.
Как быть, если листы в Книге учета закончились?
Если листы в Книге учета доходов и расходов закончились, предприниматель должен завести новую Книгу учета. При этом остатки товарно-материальных ценностей в количественном и суммовом выражении переносятся в новую книгу. Эти данные переносятся в новую Книгу учета также по истечении отчетного года.
Вопрос. Я и мой супруг зарегистрированы в качестве предпринимателей и занимаемся торгово-закупочной деятельностью. Имеем ли мы право вести одну Книгу учета доходов и расходов или каждый должен вести указанную книгу отдельно?
Ответ. Каждое физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя без образования юридического лица, должно вести отдельную Книгу учета доходов и расходов, независимо от того, ведет ли оно ее совместно с кем-либо, в том числе супругом(ой).
Примерная форма Книги учета доходов и расходов
Период учета (день, неделя, месяц, год) Количество изготовленной и закупленной продукции (оказанных услуг) по видам Расходы на изготовление (закупку) продукции (оказанных услуг) по видам Количество реализованной продукции (оказанных услуг) по видам Цена реализованной продукции ПО видам (руб.) Сумма выручки (руб.) 1 2 3 4 5 б
Итого за год
Эта форма больше подходит для предпринимателей, занимающихся производством какой-либо продукции. Если же осуществляется деятельность в сфере бытовых, медицинских и других услуг, то в Книге учета необходимо фиксировать фамилии и место жительства клиентов, пациентов и т. п.
Вопрос. Я занимаюсь частной медицинской практикой, все истории болезни моих пациентов у меня содержатся в компьютере. Могу ли я и учет доходов и расходов вести также с помощью ПК?
Ответ. Предприниматель может вести учет доходов и расходов с помощью ПК, однако при этом у него сохраняется обязанность вести Книгу учета и ручным способом (только она может быть зарегистрирована в налоговых органах).
Обязан ли индивидуальный предприниматель предъявлять Книгу учета доходов и расходов по требованию должностных лиц? Каких именно?
Книга учета доходов и расходов предъявляется по требованию сотрудников налоговой инспекции, налоговой полиции и иных контролирующих органов, проводящих проверку деятельности предпринимателей и достоверности указанных в книге данных. Если предприниматель осуществляется свою деятельность в сфере торговли, то Книги учета обязательно должны находиться при реализации товаров на рынке или в торговой точке, а также иных местах торговли.
Какая ответственность предусмотрена за отсутствие ведения учета доходов и расходов?
За неведение учета доходов и расходов или ведение его с нарушением установленного порядка предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда. Если же эти действия совершены повторно в течение года после наложения административного взыскания, штраф будет составлять от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (п. 12 ст. 7 Закона о налоговых органах). Взыскания накладывают налоговые инспекции.
3. Доходы от предпринимательской деятельности
Доходы, подлежащие налогообложению
Как уже было сказано выше, у индивидуальных предпринимателей размер валового дохода соответствует полученной в отчетном году выручке по каждому виду деятельности, по которому гражданин имеет свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя.
По каким сделкам может получать доход индивидуальный предприниматель?
Индивидуальный предприниматель получает средства (доходы) от выполнения договоров гражданско-правового характера, к которым относятся:
1. Договор купли-продажи (в том числе розничной или поставки). Предприниматель выступает в качестве продавца или поставщика, осуществляющего деятельность в области производства и реализации товаров или связанную с продажей или перепродажей приобретенных для этой цели товаров (ст. 454, 492, 506 ГК РФ).
2. Договор возмездного оказания услуг. Предприниматель является исполнителем и оказывает услуги предприятиям и физическим лицам (ст. 779 ГК РФ).
3. Договор подряда. Индивидуальный предприниматель-подрядчик осуществляет предпринимательскую деятельность, например в области бытового подряда, строительства и т. п. (ст. 740, 758, 730 ГК РФ).
4. Договор перевозки. Предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием транспорта (ст. 784 ГК РФ).
5. Договор поручения или комиссии. Предприниматель, будучи комиссионером или поверенным, осуществляет предпринимательскую деятельность в области посреднических услуг, в том числе брокерских (ст. 971, 990 ГК РФ).