<< Пред.           стр. 2 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

  - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  - документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства в случае предъявления документа, удостоверяющего личность, отличного от паспорта;
  - свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица;
  - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.
  При посещении индивидуальным предпринимателем налогового органа по месту осуществления деятельности налоговый инспектор проведет учет сведений о нем и направит их в соответствующее подразделение налогового органа для проведения работ по налогообложению доходов.
  Вопрос. Индивидуальным предпринимателем при постановке на учет в налоговом органе по месту жительства предъявлено свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, выданное регистрирующим органом по прежнему месту жительства. Возможно ли осуществление процедуры постановки на учет на основании данного свидетельства или налоговый орган должен требовать от индивидуального предпринимателя получения свидетельства в регистрирующем органе по новому месту жительства?
  Ответ. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя возложена на соответствующие администрации районов, городов и т. п. в соответствии с действующим законодательством. Согласно п. 7 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", после осуществления государственной регистрации заявителю выдается (высылается по почте) бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя. Порядок внесения изменений в указанные в свидетельстве сведения законодательством не урегулирован. Регистрирующие органы в ряде случаев принимают решения на своем уровне по порядку осуществления государственной регистрации физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, от которых и зависят действия налогового органа при постановке на учет индивидуального предпринимателя в случае изменения им места жительства.
  В какие сроки необходимо встать на учет?
  Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган в течение десяти дней после государственной регистрации.
  Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов и частных охранников подается в налоговый орган в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.
  Точно так же орган, осуществляющий регистрацию индивидуального предпринимателя, обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия (ч. 1 ст. 85 НК РФ).
  При этом под сроком государственной регистрации понимается дача выдачи предпринимателю свидетельства о государственной регистрации.
  Что делать, если десятидневный срок постановки на учет пропущен?
  В данном случае все будет зависеть от причин, по которым этот срок пропущен. Если налоговый орган признает их уважительными (болезнь, командировка и т. п.), то это может быть признано обстоятельством, освобождающим предпринимателя от налоговой ответственности (подп. 2 п. 1 ст. 111 НК РФ). Предпринимателю на этот случай надо запастись необходимыми подтверждающими документами.
  В какие сроки налоговый орган осуществляет постановку на учет индивидуального предпринимателя?
  Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней с момента подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство (ч. 2 ст. 84 НК РФ) и сделать отметку на свидетельстве о государственной регистрации предпринимателя.
  Вопрос. В случае, если срок действия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя без образования юридического лица не истек, но в то же время индивидуальный предприниматель получил в Регистрационной палате еще одно свидетельство на осуществление иного вида деятельности, нужно ли ему опять становиться на налоговый учет и правомерно ли применение налоговых санкций в случае, если предпринимателем нарушен срок постановки на учет в налоговом органе по новому виду деятельности, хотя он уже стоит на налоговом учете как предприниматель?
  Ответ. Органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в соответствии с п. 2 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей, в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации.
  В данном случае предпринимателю необходимо подать заявление в налоговый орган о постановке на учет в 10-дневный срок с момента получения свидетельства о государственной регистрации на другой вид деятельности. Если этого сделано не было, налоговые органы вправе применить к нему санкции за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе.
 Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
  С 1 сентября 1996 г. органы Госналогслужбы России начали работу по присвоению налогоплательщикам - физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и частным нотариусам индивидуальных номеров налогоплательщика (ИНН).
  В настоящее время по сведениям регистрирующих органов в России около 3,75 миллионов индивидуальных предпринимателей. Из них 3,2 миллиона в установленном порядке поставлены на учет и им присвоены ИНН. Однако до сих пор около 15 процентов лиц, прошедших государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, уклоняются от постановки на учет в налоговых органах.
  Что представляет собой ИНН?
  ИНН - это цифровой код, состоящий из последовательности цифр и содержащий следующие сведения:
  - код государственной налоговой инспекции, которая присвоила налогоплательщику идентификационный номер налогоплательщика (ММКМ);
  - порядковый номер налогоплательщика (ХХХХХХ);
  - контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Государственной налоговой службой Российской Федерации (СС).
  Где может понадобиться ИНН?
  Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях.
  Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
  Вопрос. Я, будучи индивидуальным предпринимателем, получил идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и затем снялся с учета. Через полгода я возобновил свою деятельность. Какой ИНН мне присвоят: новый или прежний?
  Ответ. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается индивидуальному предпринимателю с момента постановки на учет в госналогинспекцию и является единым учетным номером на территории РФ (п. 4 Инструкции "О порядке учета налогоплательщиков", утвержденной Приказом ГНС РФ от 13 июня 1996 г. № ВА-3-12/49). В случае прекращения индивидуальным предпринимателем своей деятельности его ИНН передается в архив и не может быть присвоен другим налогоплательщикам.
  Если индивидуальный предприниматель, ранее имеющий ИНН и затем снявшийся с учета, возобновляет свою деятельность, ему присваивается ИНН и выдается информационное письмо о постановке на учет с указанием прежнего ИНН.
 Необходимые документы
  Какие документы необходимо представить индивидуальному предпринимателю в налоговую инспекцию для постановки на учет?
  При постановке на учет индивидуальный предприниматель представляет следующие документы:
  - заявление о постановке на учет;
  - свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  - копию лицензии на право занятия частной практикой (если он занимается деятельностью, на которую нужно иметь лицензию);
  - документы, удостоверяющие личность налогоплательщика;
  - документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства (ч. 1 ст. 84 НК РФ);
  - в случае, если индивидуальный предприниматель не подпадает под упрощенную систему налогообложения и остановил свой выбор на упрощенной системе налогообложения, необходимо подать еще и заявление на выдачу патента.
  Кроме того, имеет смысл сразу же представить и книгу учета дохода и расходов.
  Какие еще сведения обязаны представлять индивидуальные предприниматели в налоговую инспекцию?
  Индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать налоговым органам по месту учета:
  • об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • об объявлении несостоятельности (банкротстве) - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения (ч. 2 ст. 23 НК РФ).
  Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
  Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом предпринимателю, зарегистрированному в качестве налогоплательщика. Он является документом строгой отчетности. Если предпринимателю необходимо получение такого свидетельства, то он должен заполнить бланк заявления о выдаче ему такого свидетельства.
  Ответственность предпринимателей за нарушения правил постановки на учет в налоговые органы
  За нарушения правил постановки на учет в налоговые органы предприниматели несут налоговую ответственность, предусмотренную НК РФ.
  Вправе ли налоговые органы при выявлении нарушения налогоплательщиком срока постановки научет в налоговом органе и при наличии сведений об осуществлении им зарегистрированной деятельности одновременно применять меры ответственности, предусмотренные ст. 116 и 117 НК РФ?
  В случае выявления налоговым органом фактов нарушения индивидуальным предпринимателем сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе и ведения деятельности этим индивидуальным предпринимателем в зависимости от сроков осуществления данной деятельности налоговый орган вправе применить нормы ст. 116 и 117 НК РФ.
  Таким образом, индивидуальный предприниматель будет обязан уплатить и штраф в размере пяти тысяч рублей (п. 1 ст. 116 НК РФ), и штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (п. 1 ст. 117 НК РФ).
  При аналогичных обстоятельствах, но на срок более 90 дней - взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ) и взыскание штрафа в размере двадцати процентов от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет (п. 2 ст. 117 НК РФ).
  Согласно п. 5 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
  Вопрос. При государственной регистрации индивидуального предпринимателя собственно дата государственной регистрации и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации могут различаться более чем на 10 дней. Какая из двух дат используется для определения нарушения установленного ч. 1 ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (10 дней) и применения мер ответственности согласно ст. 116 в виде взыскания штрафа в размере пяти тысяч рублей?
  Ответ. В соответствии с п. 7 Положения государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается (высылается по почте) бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя.
  Если регистрирующими органами на территории области приняты решения, отличные от вышеприведенных, целесообразно для определения нарушения установленного ч. 1 ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе и применения соответствующих мер ответственности использовать дату выдачи свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, поскольку к документам, обязательным к предъявлению при постановке предпринимателя на учет в налоговом органе, относится и вышеназванное свидетельство (п. 1 ст. 84 НК РФ).
 4. Постановка на учет во внебюджетных социальных фондах
 Общие правила
  С 1 января 2001 г. (то есть с введением в действие второй части Налогового кодекса РФ) устанавливается понятие единого социального налога (взноса), зачисляемого в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ст. 234 НК РФ).
  Индивидуальные предприниматели, будучи налогоплательщиками этого налога, обязаны зарегистрироваться во все эти фонды.
  Кто из предпринимателей освобождается от уплаты единого социального налога и от регистрации во внебюджетные фонды?
  Не являются налогоплательщиками индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов Российской Федерации на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в Части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности (ч. 3 ст. 235 НК РФ). Следовательно, они освобождаются и от обязанности регистрации во внебюджетных социальных фондах.
  Постановка на учет в органах внебюджетных социальных фондов осуществляется в порядке, аналогичном порядку регистрации в качестве налогоплательщика в налогом органе (п. 11 ст. 84 НК РФ).
 Пенсионный фонд Российской Федерации
  Какими нормативными актами определяется процедура регистрации в органах ПФР?
  Процедура регистрации в органах ПФР определена Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в пенсионный фонд Российской Федерации (утвержден Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации" в ред. от 2 января 2000 г.) (далее - Порядок) и Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской федерации, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11 ноября 1994 г. № 258 в ред. от 28 августа 1998 г. (далее - Инструкция).
  В какой срок предприниматели обязаны зарегистрироваться в органах ПФР?
  Предприниматели обязаны зарегистрироваться в органах ПФР в 30-дневный срок со дня их государственной регистрации в установленном порядке (п. 2 Порядка и п. 9 Инструкции).
  Каковы особенности регистрации предпринимателя в случае, если он использует наемную рабочую силу?
  В случае, если предприниматель использует труд наемных работников, он должен зарегистрироваться в органах ПФР и как предприниматель, и как работодатель. При этом ему присваиваются два регистрационных номера. Срок регистрации - 30 дней с момента заключения договора найма с работником (п. 2 Порядка).
  Какие документы необходимо представить предпринимателю для регистрации в органах ПФР?
  Для регистрации в органах ПФР необходимо представить следующие документы
  - свидетельство о государственной регистрации (для индивидуальных предпринимателей);
  - лицензию (для частных детективов, охранников, аудиторов, нотариусов, занимающихся частной практикой);
  - трудовой договор (для граждан, использующих труд наемных работников, как работодателей).
  Где должен регистрироваться предприниматель при ведении деятельности вне пределов местности его проживания?
  Ведение предпринимателем деятельности вне пределов местности его проживания обязывает его регистрироваться в качестве плательщика взносов по месту ведения деятельности (п. 2 Порядка).
  Какой документ подтверждает факт регистрации предпринимателя в органах ПФР?
  Таким документом является "Извещение страхователю", выдаваемое территориальными органами ПФР.
  Какая ответственность предусмотрена за отказ от регистрации в качестве плательщика взносов в пенсионный фонд?
  Отказ от регистрации в качестве плательщика взносов в ПФР влечет за собой взыскание штрафа в размере 10 процентов причитающихся со дня государственной регистрации или получения лицензии (для граждан, осуществляющих лицензируемые виды деятельности) к уплате страховых взносов в ПФР.
  При этом отказом считается непредставление плательщиком заявления о регистрации и необходимых документов по истечении месяца после его письменного уведомления или регистрации. Санкции применяются за весь период ведения финансово-хозяйственной деятельности (п. 77, 78 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов в ПФР).
 Фонды обязательного медицинского страхования
  Какими нормативными документами определяется порядок регистрации предпринимателей в органах ОМС?
  Порядок регистрации граждан в качестве плательщиков страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования установлен Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" - в ред. от 5 января 2000 г.
 Сроки регистрации
  Индивидуальные предприниматели обязаны в 30-дневный срок со дня их государственной регистрации встать на учет в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в качестве плательщиков страховых взносов.
  В случае, если предприниматель использует труд наемных работников, этот срок исчисляется с момента заключения трудового договора.
  Обязан ли предприниматель вставать на учет и уплачивать страховые взносы в фонды ОМС, если он не пользуется медицинскими услугами?
  Обязанность постановки на учет и уплаты страховых взносов в ФОМС не ставится в зависимость от факта пользования медицинскими услугами, предусмотренными системой обязательного медицинского страхования в РФ.
  Как происходит регистрация?
  Для регистрации в ФОМС предприниматели заполняют карту постановки на учет в территориальном фонде обязательного медицинского страхования. Документы при этом требуются такие же, как и при постановке на учет в Пенсионный фонд.
  Плательщику страховых взносов присваивается регистрационный номер и вручается письменное извещение о постановке на учет.
 Фонд социального страхования РФ
  Нормативные акты, регулирующие процедуру регистрации
  Порядок регистрации в Фонде социального страхования РФ определяется Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной совместным постановлением ФСС РФ, Минтруда РФ, Минфина РФ и ГНС РФ от 2 октября 1996 г. в ред. от 7 декабря 1999 г.
  Какие документы нужны для регистрации?
  Для регистрации в качестве страхователей граждане представляют паспорт и заверенные копии следующих документов:
  • свидетельства о государственной регистрации (для индивидуальных предпринимателей);
  • лицензий (для частных детективов, охранников, аудиторов, нотариусов, занимающихся частной практикой);
  • трудового договора (для граждан, использующих труд наемных работников, как работодателей) (п. 1.5 Инструкции)
  Какова процедура регистрации?
  Регистрация граждан производится по месту жительства.
  Факт регистрации подтверждается выдачей исполнительным органом Фонда извещения о регистрации.
  Какая ответственность предусмотрена за осуществление предпринимателем деятельности без регистрации в качестве страхователя в фонде социального страхования?
  Осуществление предпринимателем деятельности без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда влечет применение санкций, предусмотренных ст. 117 НК РФ:
  - ведение такой деятельности менее 90 дней - штраф в размере 10 процентов выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления деятельности без регистрации, но не менее 20000 рублей;
  - ведение деятельности без регистрации более 90 дней - штраф в размере 20 процентов выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления такой деятельности.
  Какая ответственность предусмотрена за нарушение срока регистрации в Фонде социального страхования?
  За нарушение срока регистрации в качестве страхователя в Фонде социального страхования предусмотрены следующие санкции: нарушение срока до 90 дней - штраф в размере 5000 рублей, более 90 дней - 10 000 рублей.
 5. Расчетный счет в банке
 Право или обязанность?
  Обязан ли индивидуальный предприниматель открывать счет в банке?
  В действующем законодательстве нет положения об обязательности открытия расчетных счетов в банке индивидуальными предпринимателями. Точно так же ни одним нормативным актом не установлена обязанность предпринимателей осуществлять платежи при осуществлении хозяйственных операций исключительно с расчетного счета. Поэтому открытие счета в банке - право, но не обязанность предпринимателя.
  Однако для того чтобы полноценно осуществлять предпринимательскую деятельность, во многих случаев открытие своего расчетного счета представляется более удобным. Поэтому ниже приводятся основные правила открытия и ведения банковского счета, а также взаимоотношений с банком.
  Обязан ли предприниматель уведомлять налоговые органы об открытии расчетного счета?
  Да, индивидуальный предприниматель обязан уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) расчетного или иного счета в 10-дневный срок (п. 2 ст. 23 НК РФ).
  Заявление должно представляться в налоговые органы в письменном виде по установленной форме.
  Является ли нарушением, если банк при открытии счета налогоплательщику поручил ему передать в налоговый орган сообщение об открытии счета?
  В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно в 10-дневный срок сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов.
  Пункт 1 ст. 118 НК РФ предусматривает, что за нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
  На основании п. 1 ст. 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в 5-дневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.
  Согласно п. 2 ст. 132 НК РФ несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.
  Исходя из вышеизложенного, видно, что у банка и налогоплательщика существуют различные друг от друга обязанности и разные сроки по сообщению в налоговый орган об открытии (закрытии) счета, поэтому банк не уполномочен поручать налогоплательщику передавать в налоговый орган сообщение об открытии (закрытии) счета.
  В этой связи в случае нарушения банком 5-дневного срока сообщения об открытии (закрытии) счета налогоплательщику к нему должны быть применены штрафные санкции, предусмотренные п. 2 ст. 132 НК РФ.
  При этом в соответствии со ст. 109 НК РФ налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку в рассматриваемом случае отсутствует его вина в совершении налогового правонарушения.
  Надо ли уведомлять налоговые органы в том случае, если расчетный счеты был открыт в банке до регистрации в качестве индивидуального предпринимателя?
  Да, в этом случае лучше уведомить налоговый орган о наличии такого счета, чтобы избежать в дальнейшем недоразумений.
  Надо ли уведомлять налоговые органы об открытии счета на основании договора банковского вклада?
  Применительно к данной теме под счетами понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 11 НК РФ). Таким образом, предприниматели не обязаны уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) депозитных или иных счетов, открытых на основании договора банковского вклада (в соответствии с требованиями гл. 44 ГК РФ).
  Распространяется ли порядок открытия счетов налогоплательщикам, определенный нормами части первой Налогового кодекса Российской Федерации, на счета, открываемые в органах федерального казначейства?
  Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ понятие банка распространяется на коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Согласно той же статье понятие счета, используемое в практике налоговых правоотношений, распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
  Лицевые счета распорядителей средств, финансируемых из федерального бюджета, открываются и ведутся органами федерального казначейства, являющимися структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации, и не являются банковскими счетами.
  Таким образом, нормы части первой Налогового кодекса не распространяются на лицевые счета распорядителей средств, финансируемых из федерального бюджета, открываемые в органах федерального казначейства.
 Порядок открытия и ведения банковского счета индивидуальным предпринимателем
  В каком банке может открыть счет индивидуальный предприниматель?
  Индивидуальные предприниматели, как и любые другие физические или юридические лица, свободны в заключении договора банковского счета с тем или иным банком (гл. 45 ГК РФ, п. 1 ст. 421 ГК РФ). Открыть счет можно в любом банковском учреждении, независимо от места жительства и деятельности предпринимателя.
  В Российской Федерации финансовые операции индивидуальных предпринимателей осуществляют в основном коммерческие банки. Наиболее распространенным правовым основанием для возникновения взаимоотношений между банком и клиентом является договор банковского счета.
  Что такое договор банковского счета?
  По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (п. 1 ст. 845 ГК РФ).
  Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.
  Каковы права и обязанности банка по отношению к клиенту-предпринимателю?
  После заключения договора банковского счета банк обязан:
  • уплачивать проценты за пользование денежными средствами. Сумма процентов зачисляется на счет в сроки, предусмотренные договором, а в случае, когда такие сроки договором не предусмотрены, - по истечении каждого квартала. Указанные проценты выплачиваются банком в размере, определяемом договором банковского счета, при отсутствии в договоре соответствующего условия-в размере, обычно уплачиваемом банком по вкладам до востребования;
  • совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом;
  • зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа.
  Банковская тайна
  Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
  Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
  В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков (ст. 857 ГК РФ).
  В каких случаях банк может ограничить распоряжение счетом предпринимателем?
  Ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом (ст. 858 ГК РФ).
  Кто может получить информацию о банковском счете предпринимателя?
  Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (п. 2 ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. в ред. от 8 июля 1999 г.).
  В каких случаях банк может отказать в заключении договора банковского счета?
  Банк может отказать в открытии банковского счета в следующих случаях:
  - в случае непредставления предпринимателем необходимых документов;
  - если в соответствии с учредительными документами и полученной лицензией банк не имеет права осуществлять операции по открытию и ведению расчетных счетов;
  - если открытие счета приведет к нарушению банком законодательства и экономических нормативов, установленных Банком России;
  - если банк приостановил открытие счетов юридическим и физическим лицам;
  - по иным причинам экономического и технического характера, например при производстве процедуры банкротства банка и т. д.
  Какие документы должен представить предприниматель в банк для заключения договора банковского счета?
  Для заключения договора банковского счета предприниматель представляет в банк следующие документы:
  - заявление на открытие счета, подписанное предпринимателем;
  - копию свидетельства о регистрации предпринимателя;
  - карточку с образцом подписи предпринимателя, заверенную нотариально (Инструкция Государственного Банка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР" и письмо Государственного Банка СССР от 9 июля 1991 г. № 359 "О порядке открытия счетов предпринимателям");
  - справку о постановке на учет в налоговой инспекции (п. 2 ст. 23 НК РФ);
  - справку о регистрации предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.№2122-1,п. 14 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ);
  - справку о регистрации в качестве плательщика страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п. 6 Инструкции о порядке взимания и учета стразовых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование).
 Ответственность предпринимателя за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
  Как уже было сказано выше, предприниматели, открывающие или закрывающие счет в банке, должны оповестить об этом налоговые органы в 10-дневный срок (п. 2 ст. 23 НК РФ). Если этот срок нарушен, то предприниматель подлежит налоговой ответственности, а именно - взысканию штрафа в размере 5000 рублей (п. 1 ст. 118 НК РФ).
  Как определить начало 10-дневного срока?
  Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 6.1 НК РФ). Применительно к данной теме началом течения 10-дневного срока будет день заключения договора банковского счета между предпринимателем и банком.
  Вправе ли налоговый орган применить штрафные санкции, предусмотренные ст. 118 НКРФ, к налогоплательщику, если банк при закрытии счета клиенту несвоевременно (по истечении 3-х недель) выдал уведомление о закрытии счета (часть 4 Сообщения банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета)?
  В соответствии с п. 1 ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
  Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
  В ходе судебного разбирательства при условии, если налогоплательщик представит в свою пользу неопровержимые доказательства, суд вправе в соответствии со ст. 109 НК РФ отказать налоговому органу в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку отсутствует вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. В данном случае таким доказательством будет уведомление банка, выданное с нарушением сроков. Таким образом, у предпринимателя, оказавшегося в подобной ситуации, есть все шансы выиграть дело и избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов.
 
 Глава III. Лицензия на осуществление отдельных видов деятельности
 1. Общие положения
  Что такое лицензирование?
  Лицензирование является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Лицензирование какого-либо вида деятельности представляет собой особую процедуру официального удостоверение (признания) права хозяйствующего субъекта (в данном случае - индивидуального предпринимателя) на ведение определенного вида деятельности с соблюдением нормативных требований и стандартов.
  Что такое лицензия?
  Лицензия - это специальное разрешение органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Она является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.
  В соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, в общем случае возникает с момента получения такой лицензии или с указанного в ней срока и прекращается по истечении срока ее действия. Данный порядок в полной мере распространяется и на индивидуальных предпринимателей.
  Можно ли получить лицензию на несколько видов деятельности?
  Нет, лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
  Какими нормативными актами определяется порядок лицензирования индивидуальной предпринимательской деятельности?
  Прежде всего, это Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании). Кроме того, существует около 60 Положений о лицензировании конкретных видов деятельности, которые действуют в части, не противоречащей Федеральному закону о лицензировании. Например: Положение о лицензировании медицинской деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г.), Положение о лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г.), Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г.) и др.
  Можно ли осуществлять лицензируемую деятельность с привлечением труда наемных работников?
  В данном случае все будет зависеть от специфики конкретной деятельности и от условий выдачи лицензии, которые определены в соответствующих положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Рассмотрим две наиболее распространенных сферы деятельности - частная медицинская практика и частный извоз.
  Вопрос. Я являюсь врачом-профессионалом и занимаюсь частной практикой на основании лицензии. Могу ли я привлечь в качестве наемных работников двух медсестер, имеющих среднее медицинское образование, но не имеющих лицензии?
  Ответ. Согласно ст. 56 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.
  Пунктом 11 Положения о лицензировании медицинской деятельности запрещается передача лицензии другому юридическому или физическому лицу.
  Исходя из смысла данных норм, право на занятие частной медицинской практикой является сугубо индивидуальным, и действие лицензии частнопрактикующего врача не может быть распространено на других лиц. То есть одним из основных условий действия лицензии частнопрактикующего врача является оказание им медицинской помощи лично и непосредственно, допуск же этим врачом к осуществлению медицинской деятельности другого лица является нарушением условий действия лицензии. Значит, в данном случае привлечение труда наемных работников не допускается.
  Вопрос. Я являюсь индивидуальным предпринимателем, занимающимся частным извозом, соответствующая лицензия имеется. В моей собственности находятся два автомобиля; могу ли я использовать других водителей, не имеющих лицензии, в качестве наемных работников, исполняющих мои поручения?
  Ответ. Когда индивидуальный предприниматель нанимает на работу, водителя, лицензию имеет владелец автотранспортного средства, а наемный водитель не считается лицом, которому передана лицензия (лицензионная карточка). В данном случае использование труда наемного работника правомерно.
  Однако передача права владения автотранспортным средством другому лицу (продажа, передача в аренду, оформление нотариальной доверенности на право пользования и распоряжения и на иных основаниях, предусмотренных законодательством) не предоставляет права этому лицу осуществлять перевозки без получения в установленном порядке лицензии на свое имя. Такое право (лицензия и лицензионная карточка) остается у прежнего владельца автотранспортного средства и он не имеет права вместе с передачей права владения передавать новому владельцу лицензионную карточку на автотранспортное средство.
  Исходя из изложенного нанятому предпринимателем - владельцем лицензии водителю необходимо на линии (в пути) иметь при себе документы, подтверждающие, что он является наемным работником: договор (контракт), подтверждающий найм его на работу в качестве водителя, и путевой лист. Таким образом, при наличии у водителя в момент проверки документа, подтверждающего, что он является нанятым лицом и выполняет перевозку согласно заданию, указанному в путевом листе, к предпринимателю - владельцу лицензии не могут быть предъявлены претензии, что он передал лицензию (лицензионную карточку) другому физическому лицу, а к водителю не применяются административные меры воздействия за нарушение условий, предусмотренных лицензией.
  Осуществление же перевозочной деятельности водителем, имеющим в пути только нотариальную доверенность, предоставляющую ему право пользования или распоряжения автотранспортным средством, принадлежащим индивидуальному предпринимателю - владельцу лицензии, при отсутствии у водителя документов, подтверждающих найм его на работу этим предпринимателем, должно расцениваться как осуществление перевозки без специального разрешения (лицензии) лицом, находящимся за рулем автотранспортного средства, которым он владеет по доверенности. В этом случае такое лицо может быть привлечено к административной ответственности за работу без лицензии, а предприниматель - владелец лицензии - за передачу лицензии (лицензионной карточки) другому физическому лицу (см. письмо Минтранса России от 17 января 1996 г. № АЛ-2/37).
 2. В каких случаях необходимо получение лицензии
  Как можно узнать, подлежит ли конкретная предпринимательская деятельность лицензированию?
  К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
  Существует Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом о лицензировании. В этом перечне указываются лишь наиболее распространенные виды деятельности, которые могут осуществлять индивидуальные предприниматели. В полном объеме такой список насчитывает свыше 300 видов деятельности. Исходя из этого, для выяснения вопроса об отнесении конкретной предпринимательской деятельности к лицензируемым необходимо обратиться в местный лицензирующий орган.
 Сокращенный список видов деятельности, имеющих отношение к предпринимательской деятельности, на осуществление которых требуются лицензии
  - аудиторская деятельность;
  - производство драгоценных металлов, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;
  - оптовая торговля драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;
  - обработка и рекуперация драгоценных камней;
  - заготовка и переработка вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни;
  - заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов;
  - хранение нефти и продуктов ее переработки;
  - хранение газа и продуктов его переработки;
  - осуществление инженерных изысканий для строительства;
  - гидрометеорологическая экспертиза проектов строительства и освоения территорий;
  - деятельность по проектированию зданий и сооружений;
  - деятельность по строительству зданий и сооружений;
  - производство строительных конструкций и материалов;
  - погрузочно-разгрузочная деятельность на федеральном железнодорожном транспорте;
  - деятельность по производству муки, крупы и других пищевых продуктов из зерна;
  - деятельность по производству хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий;
  - производство табачных изделий;
  - оптовая торговля табачными изделиями;
  - медицинская деятельность;
  - фармацевтическая деятельность;
  - деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;
  - производство лекарственных средств;
  - производство изделий медицинского назначения;
  - хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  - распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  - производство медицинской техники;
  - распространение, в том числе предоставление в пользование медицинской техники;
  - техническое обслуживание медицинской техники;
  - деятельность по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг:
  - деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  - перевозка грузов морским транспортом;
  - перевозка пассажиров морским транспортом;
  - деятельность по осуществлению фрахтовых операций по перевозкам грузов и пассажиров в морских сообщениях;
  - буксировка судов и иных плавучих средств;
  - перевозочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
  - перегрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
  - реализация предметов антиквариата;
  - описание, консервация, реставрация архивных документов;
  - деятельность по проведению проектных работ, связанных с охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  - деятельность по проведению проектно-изыскательских работ, связанных с ремонтом и реставрацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  - деятельность по ремонту и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  - деятельность по реставрации музейных предметов;
  - организация и проведение лотерей;
  - распространение и ремонт контрольно-кассовых машин;
  - эксплуатация автозаправочных станций;
  - ветеринарная деятельность;
  - производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
  - деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ;
  - публичный показ аудиовизуальных произведений, осуществляемый в кинозале;
  - распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей;
  - воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений на любых видах носителей;
  - распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров фонограмм на любых видах носителей;
  - воспроизведение (изготовление экземпляров) фонограмм на любых видах носителей;
  - организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;
  - деятельность по производству и розливу минеральной и природной питьевой воды;
  - риэлтерская деятельность;
  - издательская деятельность;
  - полиграфическая деятельность;
  - деятельность по изготовлению и уничтожению всех видов печатей и штампов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности (включая их структурные и обособленные подразделения) и физических лиц;
  - оптовая реализация минеральной и природной питьевой воды.
  Вопрос. Предприниматель без образования юридического лица имеет свидетельство, в котором в качестве вида деятельности указаны столярные работы для населения и организаций. Естественно, ему приходится перевозить изделия на своем автотранспортном средстве. Правомерно ли контролирующие органы требуют от предпринимателя получения лицензии на автоперевозки?
  Ответ. Перевозка пассажиров и грузов подлежит лицензированию в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 2 марта 1999 г.) "О безопасности дорожного движения".
  Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует Закон о лицензировании.
  Согласно п. 1 ст. 7 данного Закона лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
  Порядок выдачи лицензий на осуществление автомобильным транспортом перевозок пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации определяет Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1997 г. № 322. При этом для перевозки собственных грузов для производственных целей в пределах Российской Федерации в п. 4 Положения предусмотрен специальный вид лицензии - ограниченная лицензия.
  Виды деятельности, не подлежащие лицензированию, указаны в п. 3 названного Положения. В частности там поименованы и перевозки грузов легковыми автомобилями, другими автотранспортными средствами грузоподъемностью до 500 кг, а также на прицепах к этим автотранспортным средствам. То есть лицензию на перевозочную деятельность получать не нужно, только если грузоподъемность автомобиля, на котором предприниматель перевозит свои столярные изделия, не превышает 500 кг.
  Какие требования могут быть предъявлены к соискателю лицензии?
  Конкретные требования к лицензиатам содержатся в законодательных актах и актах органов местной исполнительной власти (как правило, такими актами являются постановления Правительства РФ, утверждающие положения о лицензировании отдельных видов деятельности).
  Законодательством предусмотрена возможность предъявления следующих требований к лицензиату (соискателю лицензии):
  1. Квалификация предпринимателя и персонала (образование, стаж работы и т. д.);
  2. Оснащенность объектов, на которых будет вестись лицензируемая деятельность, например, к зданиям, сооружениям, а также к оборудованию и иным техническим средствам, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности;
  3. Санитарно-эпидемиологические, экологические, гигиенические, противопожарные и иные условия.
  Возможно и предъявление дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности (ст. 9 Закона о лицензировании).
  Куда нужно обратиться предпринимателю для получения лицензии?
  Если предприниматель решил заниматься деятельностью, для осуществления которой необходима лицензия, ему нужно обратиться в специально уполномоченный орган. В субъектах РФ могут создаваться специальные лицензионные органы (например, в Москве - лицензионная палата). В иных случаях лицензирование деятельности осуществляется отделами местных администраций либо специальными органами в случаях, предусмотренными положениями о лицензировании отдельных видов деятельности.
  Где можно узнать адреса лицензирующих органов?
  Адреса лицензирующих органов можно узнать:
  • в налоговой инспекции;
  • в местных органах власти;
  • из специализированных справочников.
 3. Необходимые документы
  Какие документы необходимо представить индивидуальному предпринимателю для получения лицензии?
  Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:
  1. Заявление о выдаче лицензии с указанием:
  • фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
  • лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности. Бланк заявления берется в лицензирующем органе.
  2. Копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом).
  3. Справка о постановке индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе (за исключением частной детективной и охранной деятельности).
  4. Документ, подтверждающий внесение индивидуальным предпринимателем платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.
  Все документы принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов лицензирующим органом (п. 1 ст. 10 Закона о лицензировании).
  Может ли лицензирующий орган потребовать иных документов от соискателя лицензии?

<< Пред.           стр. 2 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу