<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  > имущество передается арендатору во временное владение и пользование.
  В ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" дан перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии; среди них предусмотрена и финансовая аренда (лизинг)1. Федеральный закон "О лизинге" (ст. 6) также указывает на то, что лизинговая деятельность (т.е. выполнение лизингодателем функций по договору лизинга) выполняется на основании разрешений (лицензий), полученных в установленном законодательством России порядке. Согласно правительственному Положению о лицензировании отдельных видов деятельности лицензирование деятельности лизинговых компаний выдает Министерство экономического развития и торговли РФ. Вместе с тем согласно ст. 34 Федерального закона "О лизинге" лизингодатель имеет право без лицензии Центрального банка РФ осуществлять международные операции, связанные с движением капитала, привлекать в целях приобретения предмета лизинга денежные средства от нерезидентов Российской Федерации, а также выплачивать проценты за пользование рассрочкой платежа, предоставленной продавцам предмета лизинга.
  Министерству экономического развития и торговли РФ предоставлено право передавать полномочия по лицензированию лизинговой деятельности, осуществляемой на территории одного субъекта Российской Федерации, органу исполнительной власти этого субъекта Федерации. Это должно облегчить процедуру лицензирования для местных лизинговых компаний. Однако если лизинговая компания в своей деятельности выйдет за рамки того субъекта Российской Федерации, в котором она получила лицензию, то ей необходимо будет пройти регистрацию в Министерстве экономического развития и торговли РФ.
  Выдача лицензий осуществляется на платной основе. За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимаются платежи в размере трех установленных действующим законодательством на момент подачи заявления минимальных размеров оплаты труда, а за выдачу лицензии - в размере 100.
  Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается Комиссией в течение 30 дней со дня подачи лизинговой компанией заявления с приложением всех необходимых документов.
  По усмотрению Комиссии в случаях, предусмотренных постановлением Правительства России № 167 от 26 февраля 1996 г., может быть принято решение о проведении дополнительной экспертизы представленных лизинговой компанией документов. Тогда решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается Комиссией не позднее 60 дней с момента подачи лизинговой компанией заявления с приложением необходимых документов.
  В исключительных случаях срок рассмотрения заявления может быть дополнительно продлен руководителем Комиссии на срок до 30 дней.
  Таким образом, максимальный срок рассмотрения заявления лизинговой компании не может превышать трех месяцев.
  Введение сводного реестра всех выданных, продленных, приостановленных или аннулированных лицензий возложено на Государственную регистрационную палату при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Теперь потенциальный лизингополучатель сможет обратиться в Министерство экономического развития и торговли РФ и получить адрес близлежащей лизинговой компании, специализирующейся на лизинге требуемого оборудования. Лицензирующим органам предоставлены большие полномочия как на стадии выдачи лицензии, так и на стадии контроля за соблюдением условий лизинговой деятельности. Соискателю может быть отказано в лицензии, если лицензирующий орган сочтет, что у него отсутствует возможность выполнять функцию лизингодателя.
 
  _________________
  1 В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", который вступит в силу с 9 февраля 2002 г., финансовая аренда (лизинг) лицензироваться не будет.
  Проверка лизинговой компании может начаться как по инициативе лицензирующего органа, так и по представлению контролирующих органов, заявлениям (жалобам) юридических и физических лиц, имеющих договорные отношения с лизинговой компанией. При проведении проверки лизинговая компания обязана представлять проверяющим лицам необходимую документацию, а также давать соответствующие объяснения по вопросам своей деятельности.
  Лизинговые компании - нерезиденты Российской Федерации, а также их филиалы и дочерние компании, осуществляющие на территории России лизинговую деятельность, тоже подлежат лицензированию в соответствии с настоящим Положением.
  Основными целями Федерального закона "О лизинге" являются дальнейшее развитие инвестиционных форм в средства производства на основе лизинговых операций, защита прав собственности и прав участников инвестиционного процесса, а также обеспечение эффективности инвестирования. Данный закон определил основные правовые и организационно-экономические особенности лизинга.
  Согласно Федеральному закону "О лизинге" имущество, которое может быть предметом лизинга, должно отвечать двум обязательным требованиям закона; 1) приобретаемые вещи должны быть неупотребляемыми (т.е. не терять своих натуральных свойств в процессе их использования) и 2) данное имущество приобретается исключительно для предпринимательской деятельности.
  К вещам, которые могут быть предметом лизинга, закон относит: предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудования, транспортные средства, другое движимое и недвижимое имущество. Категорически исключены из объектов лизинга: земельные участки, другие природные объекты; имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.
  Плата, сроки, другие условия лизинговой сделки определяются конкретными договорами между субъектами лизинга.
  Закон устанавливает три возможных субъекта лизинга: лизингодателя, лизингополучателя, продавца (либо поставщика). Все они могут быть как физическими, так и юридическим лицами. Данный Федеральный закон определяет также формы, типы и виды лизинга, которые указаны выше.
  Права и обязанности участников Договора международного лизинга регулируются в соответствии с Конвенцией о международном финансовом лизинге, Федеральным законом РФ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА1 о международном финансовом лизинге", а также в соответствии с нормами национального законодательства в части, не противоречащей отнесенным к предмету регулирования нормам международного права. Режим применимого права устанавливается по соглашению сторон международного договора лизинга в соответствии с упомянутой Конвенцией.
  Главная цель Конвенции - устранить правовые барьеры на пути лизинга. Конвенция достаточно подробно регламентирует права и обязанности трех основных участников лизинга - лизингодателя арендатора, лизингополучателя и поставщика.
  Конвенция регулирует лизинговые операции в случае, если они обладают следующими особенностями:
  > лизингополучатель определяет оборудование и выбирает поставщика, как правило, самостоятельно, не полагаясь на квалификацию и мнение лизингодателя;
  > поставщик приобретает оборудование в связи с соглашением о лизинге, которое, как известно поставщику, заключено или должно быть заключено между лизингодателем и лизингополучателем;
  > плата, оговоренная в договоре лизинга, исчисляется с учетом амортизации значительной части стоимости оборудования.
  ______________
  1УНИДРУА - Международный институт по унификации частного права.
  Федеральный закон "О лизинге" оговаривает обязательные признаки и условия договора международного лизинга. В частности, международный лизинг обязательно должен содержать ссылку на договор купли-продажи, в соответствии с которым предмет лизинга передается лизингополучателю не позднее шести месяцев с момента пересечения объектом лизинга таможенной границы Российской Федерации. В тех же случаях, когда предмет лизинга транспортируется по территории Российской Федерации в силу объективных обстоятельств свыше шести месяцев, его передача производится по окончании транспортировки.
  В договоре международного финансового лизинга должны также содержаться указания на наличие инвестирования денежных средств, предмет лизинга и наличие передачи предмета лизинга лизингополучателю.
  Иными словами, в договоре лизинга непременно должны быть пункты, в которых указывается, что лизингодатель покупает товар специально с целью передачи его в лизинг, этот товар должен быть передан поставщиком не покупателю (т.е. лизингодателю), а непосредственно лизингополучателю .
  Законом также установлен порядок разрешения споров участников международных лизинговых сделок.
  Федеральный закон "О лизинге" называет обязательные требования, которым должен соответствовать договор лизинга (подробнее см. главу "Договоры лизинга").
  Федеральный закон "О лизинге" ввел новое юридическое понятие в договорное право - "обусловленный случай". Под обусловленным случаем понимается наступление такого обстоятельства или события, которые договором лизинга определены как бесспорные и очевидные нарушения лизингополучателем своих обязательств, установленных договором лизинга, или как бесспорная и очевидная причина прекращения договора лизинга. Например, если лизингополучатель при осуществлении оперативного лизинга переуступил свои права на предмет лизинга третьим лицам, то это расценивается как бесспорная очевидная причина прекращения договора лизинга. Таким образом, наступление обусловленного случая влечет за собой действительное прекращение прав лизингополучателя на владение и пользование предметом лизинга. При этом лизингодатель имеет право в бесспорном порядке изъять предмет лизинга или взыскать денежную сумму.
  Кроме того, Федеральный закон "О лизинге" обязывает лизингодателя предоставить лизингополучателю предмет лизинга со всеми его принадлежностями и документами. Передача же предмета лизинга в соответствии с п. 1 ст. 668 ГК РФ осуществляется продавцом непосредственно арендатору (т.е. лизингополучателю) в месте нахождения последнего. В связи с этим арендатор (лизингополучатель) вправе предъявить непосредственно продавцу требования в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки, а также в других случаях ненадлежащего исполнения договора купли-продажи продавцом. Если же просрочка допущена по обстоятельствам, за которые отвечает арендодатель (лизингодатель), то он отвечает за упущения продавца, как за свои собственные.
  Лизинговая сделка, помимо того, может предусматривать условия по оказанию дополнительных услуг, без которых невозможно использовать предмет лизинга. Эти услуги оказывает уже не продавец, а сам лизингодатель. К ним, в частности, относятся:
 приобретение у третьих лиц прав на интеллектуальную собственность, а также товарно-материальных ценностей, необходимых в период проведения монтажных и пусконаладочных работ;
  > осуществление таких работ и обучение персонала;
  > подготовка производственных площадей и коммуникаций, услуги по проведению работ, связанных с установкой предмета лизинга, и др. Все гражданско-правовые риски (случайной гибели или случайной порчи имущества, риск несостоятельности продавца (поставщика), риск несоответствия предмета лизинга целям его использования и иные имущественные риски) распределяются между субъектами лизинга в соответствий с ГК РФ и Федеральным законом "О лизинге".
  Закон предусматривает основные права и обязанности лизингополучателя. Так, он вправе требовать от лизингодателя безвозмездного устранения недостатков объекта лизинга и соразмерного уменьшения лизинговых платежей или возмещения своих расходов, связанных с устранением недостатков предмета лизинга. Он также вправе требовать от лизингодателя исполнения им обязательств по вступившему в законную силу договору лизинга, а в случае их невыполнения - через суд возмещения лизингодателям прямых убытков от подготовки к приему предмета лизинга, если затраты на такую подготовку были произведены. Лизингополучатель пользуется правом временного владения и эксплуатации предмета лизинга. Лизингополучатель имеет право с согласия лизингодателя (выраженного в письменной форме) производить за счет собственных средств улучшения предмета лизинга, а также заключать залоговые и ипотечные договоры. При этом все отделимые улучшения предмета лизинга по общему правилу становятся собственностью лизингополучателя. Лизингополучатель при осуществлении финансового лизинга имеет право приобретать права собственности на предмет лизинга после выплаты всех лизинговых платежей. Лизингополучатель обязан:
  > своевременно осуществлять лизинговые платежи;
  > использовать предмет лизинга в соответствии с его назначением;
  > по окончании срока договора лизинга возвратить лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга; > в полном объеме нести гражданско-правовую ответственность за несоблюдение условий договора лизинга. Законом также установлены права и обязанности лизингодателя.
  Он имеет право:
  > на получение лизинговых платежей;
  > на бесспорное взыскание денежных средств и бесспорное изъятие предмета лизинга в обусловленных случаях и в других случаях, предусмотренных законом либо договором лизинга;
  > на судебную защиту в целях удовлетворения его законных имущественных интересов;
  > на распоряжение предметом лизинга;
  > на переуступку своих прав (полностью или частично) третьему лицу - по договору лизинга;
  > использования в качестве залога предмета лизинга;
  > на инспектирование и контроль за соблюдением лизингополучателем условий договора лизинга и других сопутствующих договоров;
  > на финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя в той ее части, которая относится к предмету лизинга, формированием финансовых результатов деятельности лизингополучателя и выполнением им обязательств по договору лизинга;
  > на назначение аудиторских -проверок финансового состояния лизингополучателя.
  Лизингодатель обязан:
  > приобрести у определенного продавца (поставщика) в собственность соответствующее имущество (предмет лизинга) и предоставить его лизингополучателю,
  > предоставить лизингополучателю имущество, являющееся предметом лизинга, в состоянии, соответствующем условиям договора лизинга и назначению данного имущества.
  Лизинговые компании в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 13 июля 2001 г.) входят в число организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. В связи с этим получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) с 1 февраля 2002 г., т.е. со дня вступления в силу вышеназванного Закона, подлежат обязательному контролю, но при условии, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 тыс. руб. Сведения об операциях финансового лизинга с учетом указанных выше условий представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими данные операции.
  Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ по сравнению с другими формами инвестирования. Основными из них являются:
  инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество;
  лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество;
  часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;
  лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в кредит оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и "плавающими";
  для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование; так как платежи по лизингу не привязаны к нормам амортизации, то при лизинговых отношениях лизингополучатель имеет дело с ускоренной амортизацией имущества;
  лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество;
  лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль;
  производитель получает дополнительные возможности сбыта продукции, так как ограниченное финансирование инвестиций часто не позволяет предприятиям своевременно обновлять технологическую систему.
  При наличии у предприятия альтернативы - взять кредит на покупку оборудования или приобрести это оборудование на определенное время по договору лизинга - ее выбор необходимо осуществлять на основе результатов финансового анализа. Во всяком случае лизинг становится практически безальтернативным вариантом, когда:
  предприятие-поставщик испытывает трудности со сбытом своей продукции, а предприятие - будущий лизингополучатель не имеет в достаточном объеме собственных средств и не может взять кредит для приобретения нужного ему оборудования;
  предприниматель только начинает собственное дело (что часто имеет место в малом предпринимательстве).
  Вместе с тем лизингу присущ и ряд негативных сторон. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения оборудования (особенно, если договор лизинга заключается не на полный срок его амортизации), а для лизингополучателя стоимость лизинга выходит более высокой, чем цена покупки оборудования. Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в случае выхода из строя оборудования платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования.
  Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нужно создавать условия, при которых они стремились бы развивать лизинговые отношения. Для этого, в первую очередь, следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длительными сроками действия (не менее трех лет), поскольку именно такие договоры будут нести реальные инвестиции в экономику. Необходимо если не освободить, то хотя бы снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки, предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договоры. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимся объектами международного финансового лизинга.
  Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.
  Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет все больше наращивать свои обороты и играть все более весомую роль в экономике России.
  В заключение можно сделать вывод, что надежное правовое обеспечение лизинговых отношений является гарантией и залогом успешного развития лизингового бизнеса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ГЛАВА 5
  Налогообложение лизинговых операций
 
  Для привлечения финансового капитала к лизинговым операциям, помимо создания законодательной и нормативной базы, необходимо обеспечить благоприятные налоговые условия.
  Одними из главных экономических рычагов, позволивших лизингу получить широкое распространение за рубежом и стать привлекательным видом бизнеса, являются налоговые и амортизационные льготы. Зарубежная практика показывает, что чем большие льготы предоставлялись, тем быстрее развивался лизинг.
  В постановлении Правительства РФ № 633 от 29 июня 1995 г. с послед, доп. и изм. предусмотрены предложения, реализация которых позволит создать благоприятный климат для активизации лизинговой деятельности. Эти предложения состоят в следующем:
  * отнесение сумм лизинговых платежей, включая платежи по процентам за кредиты банков и других кредитных учреждений, на себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной хозяйствующим субъектом - лизингополучателем;
  * использование механизма ускоренной амортизации;
  * освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет;
  * освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок три года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнение лизинговых договоров);
  * освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга;
  * частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации, в отношении временно ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, являющихся объектом международного финансового лизинга.
  Наиболее важными для существующих лизинговых компаний остаются проблемы налогообложения и таможенных платежей. В соответствии с действующими законами финансовая лизинговая компания вынуждена дважды платить НДС и спецналог - при покупке оборудования и с лизинговых операций. Существующие процентные ставки делают лизинговую деятельность практически бесперспективной - даже по валютно номинированным кредитам они достигают 28%, в то время как западные лизинговые компании уже сейчас предлагают кредитовать лизинг промышленного оборудования под 5,3-8,5%. В качестве компромисса с Минфином представители компаний предлагают такой выход: освобождение от НДС в обмен на обязательное лицензирование деятельности финансовых лизинговых компаний. В настоящее время только лизинговые платежи малых предприятий освобождены от НДС.
  Освобождение лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет, а также банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок три года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнения лизинговых договоров), пока не реализовано. Лизингодатель имеет льготы при покупке имущества, однако при этом следует иметь в виду, что налогорблагаемая прибыль может быть уменьшена только на 50% и при условии полного использования амортизационного фонда.
  И все же наиболее трудно будет учесть интересы всех сторон при решении вопроса о таможенных платежах. Трудно это будет сделать потому, что здесь перекрещиваются интересы не только фискальных государственных органов, но и заинтересованных в удешевлении предметов лизинга компаний. Представители лизинговых компаний утверждают, что для успешного развития лизинга в России необходимо увеличить срок таможенного режима временного ввоза как минимум до 5 лет (а в идеале - на весь срок действия лизингового договора), а также необходимо ввести в таможенное законодательство положение, в соответствии с которым таможенные пошлины в случае выкупа лизингополучателем имущества уплачиваются с остаточной стоимости. Однако против этого резко выступают руководители государственного таможенного комитета, которые заявляют, что это создаст "таможенную дыру при импорте технологического оборудования". Таким образом, сугубо техническая проблема лизинга пока является трудноразрешимой задачей.
  В заключение отметим, что лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования же инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспобности отечественных производителей лизинговые отношения необходимо развивать. Однако для этого нужно создать соответствующие условия. Но уже сегодня есть все основания для того, чтобы с уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет наращивать свои обороты и играть все более весомую роль в экономике России.
 
  Приложение 1
  Министерство финансов Российской Федерации
  ПРИКАЗ
  от 25 сентября 1995 г. № 105
  "УКАЗАНИЯ ОБ ОТРАЖЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ"
  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
  Организация бухгалтерского учета лизинговых операций осуществляется в соответствии с:
  Временным положением о лизинге, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633;
  Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 170;
  Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. № 56, с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 1994 г. № 173, а также настоящими указаниями.
 
  2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ У ЛИЗИНГОДАТЕЛЯ
 
  Затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений в приобретение лизингового имущества за счет собственных или заемных средств, отражаются на счете 08 "Капитальные вложения", субсчет "Приобретение отдельных объектов основных средств". При передаче лизингового имущества лизингополучателю лизинговое имущество приходуется на счете 01 "Основные средства", субсчет "Лизинговое имущество" в корреспонденции со счетом 08 "Капитальные вложения", субсчет "Приобретение отдельных объектов основных средств".
  Затраты лизинговой компании некапитального характера по осуществлению лизинговой и иной деятельности формируются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661, и учитываются на счете 20 "Основное производство" в корреспонденции со счетами учета соответствующих затрат. При этом в составе затрат отражается ежемесячное начисление амортизационных отчислений на полное восстановление объектов по имуществу, переданному в лизинг, исходя из норм, утвержденных в установленном порядке, и механизма ускоренной амортизации в корреспонденции с кредитом счета 02 "Износ основных средств", субсчет "Износ лизингового имущества".
  Причитающаяся исходя из условий договора лизинга сумма лизинговых платежей отражается по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции со счетом 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Поступление от лизингополучателя лизинговых платежей отражается по кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
  На дату выкупа лизингового имущества его стоимость списывается с кредита счета 01 "Основные средства", субсчет "Лизинговое имущество" в общеустановленном порядке. При выкупе лизингового имущества до истечения срока договора лизинга по нему доначисляются амортизационные отчисления в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящих указаний.
  В случае возврата лизингового имущества его стоимость переносится внутри счета 01 "Основные средства" с субсчета "Лизинговое имущество" на субсчет учета собственных основных средств.
 
  3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ У ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯ
 
  Стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, учитывается на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".
  Начисление причитающихся лизингодателю платежей отражается по дебету счета 20 "Основное производство" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". По мере уплаты лизинговых платежей дебетуется счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредитуются счета учета денежных средств.
  В случае осуществления права выкупа до истечения срока договора лизинга досрочно начисленные платежи относятся на счет 31 "Расходы будущих периодов" (с последующим равномерным списанием на счет 20 "Основное производство" в течение ранее установленного срока договора лизинга) или на прибыль, остающуюся в распоряжении организации.
  При выкупе лизингового имущества его стоимость на дату перехода права собственности списывается с забалансового счета 001 "Арендованные основные средства". Одновременно производится запись по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 02 "Износ основных средств", субсчет "Износ собственных основных средств",
  В случае возврата лизингового имущества лизингодателю его стоимость списывается с забалансового счета 001 "Арендованные основные средства".
  При применении пояснений к счетам 03 "Долгосрочно арендуемые основные средства", 09 "Арендные обязательства к поступлению" и 97 "Арендные обязательства" следует иметь в виду, что они применяются при учете операций по обязательствам, связанным с долгосрочной арендой основных средств арендными организациями, а для операций финансовой аренды (лизинга) не используются.
 
  4. ФОРС-МАЖОР
 
  1. Стороны освобождаются от ответственности за невыполнение обязательств по настоящему договору в случае, если это невыполнение вызвано форс-мажорными обстоятельствами, которые признаются по действующему законодательству.
  В этом случае установленные сроки по выполнению обязательств, указанных в договоре, переносятся на срок, в течение которого действуют форс-мажорные обстоятельства.
  2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по договору, обязана известить в письменной форме другую сторону о наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств не позднее десяти дней с момента их наступления.
  3. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств российская Торгово-промышленная палата будет призвана подтвердить наличие этих обстоятельств и их продолжительность.
  4. Если эти Обстоятельства будут длиться более 4 (четырех) месяцев, стороны встретятся, чтобы обсудить, какие меры следует принять.
  Однако если в течение последующих двух месяцев стороны не смогут договориться, тогда каждая из сторон вправе аннулировать договор, при условии, что стороны вернут друг другу все материальные и денежные активы, полученные ими в связи с действием настоящего договора.
 
  5. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА
 
  1. Действие договора прекращается по истечении срока договора или в случае его расторжения.
  2. Договор может быть расторгнут по соглашению сторон или по решению суда, если требование о расторжении заявляет одна из сторон.
  3. Лизингодатель вправе требовать расторжения договора в следующих случаях:
  3.1.Договор купли-продажи имущества - объекта договора не вступил в силу или был аннулирован по любой причине до поставки имущества Лизингополучателю.
  3.2.Продавец по любой причине оказался не в состоянии поставить имущество Лизингополучателю.
  При расторжении договора в случаях, предусмотренных п.п. 11.3.1 и 11.3.2 Лизингодатель и Лизингополучатель освобождаются от взаимных обязательств по настоящему договору.
  3.3.Лизингополучатель в течение срока, превышающего 30 дней, не выполняет своих обязательств по какому-либо виду платежей, предусмотренных настоящим договором.
  3.4.Лизингополучатель по получении требования об уплате не погашает задолженности (включая пени за просрочку) в течение трех недель.
  3.5.Лизингополучатель допускает использование имущества - объекта договора с нарушением условий настоящего договора.
  3.6.Договор купли-продажи имущества - предмет лизингового договора аннулируется после поставки его по причинам, ответственность за которые несет Лизингополучатель.
  3.7.В период действия настоящего договора организация Лизингополучателя ликвидируется.
  4. Лизингополучатель вправе требовать расторжения настоящего договора в случае обнаружения при приемке имущества недостатков, исключающих его нормальное пользование и устранение которых невозможно.
  О требовании расторжения настоящего договора Лизингополучатель обязан известить в письменной форме Лизиниздателя не позднее 30 дней с момента завершения поставки имущества.
 
  6. ЗАВЕРШЕНИЕ СДЕЛКИ
 
  По истечении срока договора при условии уплаты Лизингополучателем Лизингодателю всех предусмотренных договором платежей сделка считается завершенной.
  Приложение 2
  ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 июня 1995 г. № 633
  "О РАЗВИТИИ ЛИЗИНГА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
  (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 528; постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. №752)
 
  В целях дальнейшего развития и государственной поддержки предпринимательства, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сферах товарного производства и услуг населению, активизации инвестиционного процесса в стране и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 22, ст. 2463) Правительство Российской Федерации постановляет:
  1. Утвердить прилагаемое Временное положение о лизинге.
  2. В целях ускоренного развития и государственной поддержки инвестиционной деятельности на основе осуществления операций финансового лизинга Министерству экономики Российской Федерации:
  разработать совместно с заинтересованными федеральным и органами исполнительной власти и представить в IV квартале 1995 года в Правительство Российской Федерации проект федеральной программы развития лизинга в Российской Федерации на 1996-2000 годы, включающей в себя комплекс мер по техническому перевооружению предприятий и государственной поддержке создаваемых лизинговых компаний;
  разработать совместно с Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвердить в III квартале 1995 года типовой устав лизинговой компании, примерный договор на проведение лизинговых операций, а также методику расчета платежей по операциям лизинга;
  подготовить совместно с Министерством финансов Российской Федерации и представить в III квартале 1995 года в Правительство Российской Федерации предложения о внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 9, ст. ,602), предусмотрев в них отнесение сумм лизинговых платежей, включая платежи по процентам за кредиты банков и других кредитных учреждений, на себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной хозяйствующим субъектом - лизингополучателем;
  подготовить совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности и Министерством Российской Федерации по атомной энергии при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представить в V квартале 1995 года в Правительство Российской Федерации концепцию использования лизинговых операций при реализации заданий государственного оборонного заказа и Государственной программы конверсии оборонной промышленности, а также предложения о создании координационного центра по развитию лизинга в оборонных отраслях промышленности;
  подготовить совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представить в III квартале 1995 года в Правительство Российской Федерации согласованные предложения о создании фонда содействия развитию лизинга;
  подготовить совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике, Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством внешних экономических связей Российской Федерации при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представить в Правительство Российской Федерации предложения о проведении в г. Москве Международной конференции по развитию лизинга в Российской Федерации.
  3. Министерству финансов Российской Федерации подготовить совместно с Министерством экономики Российской Федерации при участии Других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представить в июле 1995 года в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство, предусмотрев при этом:
  освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет;
  освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнения лизинговых договоров);
  освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг, с хранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга.
  4. Министерству финансов Российской Федерации разработать и утвердить в III квартале 1995 года указания об особенностях отражения лизинговых операций при ведении бухгалтерского учета и отчетности, в том числе отразив в них особенности учета лизинговых операций, осуществляемых за счет бюджетных средств (в редакции изменений и дополнении от 23 апреля 1996 года №528).
  5. Государственному таможенному комитету Российской Федерации обеспечить с 1 июля 1995 года в соответствии со статьей 72 Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1993, № 31, ст. 1224) частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации, в отношении временно ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, являющихся объектом международного финансового лизинга.
  6. Министерству строительства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить и представить в III квартале 1995 года в Правительство Российской Федерации предложения о создании в районах сосредоточенного строительства на территории Российской Федерации лизинговых компаний, специализирующихся на операциях со строительно-дорожными машинами, с оборудованием и технологическими автотранспортными средствами, с привлечением для этих целей капитала коммерческих структур.
  7. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить и представить в III квартале 1995 года в Правительство Российской Федерации предложения о создании в Центральном регионе Российской Федерации экспериментальных лизинговых компаний, специализирующихся на операциях с оборудованием для агропромышленного производства.
  8. Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством внешних экономических связей Российской Федерации при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти провести предварительные переговоры и представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения по вопросам:
  присоединения Российской Федерации к Оттавской конвенции 1988 года о международном финансовом лизинге;
  организации сотрудничества и обмена опытом между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Европейской ассоциацией лизинговых компаний;
  9. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать необходимые условия для активного развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации на основе широкого использования операций финансового лизинга, включая международный, в том числе путем содействия лизинговым компаниям в решении организационных, кредитно-финансовых, материально-технических и социальных вопросов.
 
  Приложение 3
 ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года № 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 1, ст. 69), Временным положением о лизинге, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 27, ст. 2591), и определяет порядок выдачи лицензий на осуществление деятельности в области финансового лизинга (далее именуется - лизинговая деятельность).
  2. Лицензирование лизинговой деятельности осуществляется в целях создания необходимых условий для развития лизинга в Российской Федерации, защиты интересов и прав его субъектов.
  3. Лицензия является официальным документом, разрешающим лизинговой компании осуществление лизинговой деятельности в течение установленного срока с соблюдением лицензионных условий и действующего законодательства.
  4. Действие настоящего Положения распространяется на лизинговую деятельность, осуществляемую на территории Российской Федерации лизинговыми компаниями - нерезидентами Российской Федерации.
 
  Приложение 4
  КОНВЕНЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ФИНАНСОВОМУ ЛИЗИНГУ (Заключена в Оттаве 28 мая 1988 г.)
 
  Государства - участники настоящей Конвенции, признавая важность устранения некоторых юридических препятствий в рамках международной аренды оборудования и обеспечения сбалансированности интересов различных сторон, участвующих в операции, отдавая себе отчет в необходимости сделать международную аренду оборудования более доступной, отдавая себе отчет в том, что юридические правила, действующие обычно в рамках контракта на аренду, заслуживают быть распространенными на трехсторонние отношения, характерные для операций по аренде оборудования, признавая с учетом вышесказанного полезность установления некоторых единых форм и правил, относящихся к операциям по международной аренде оборудования, преимущественно тех их аспектов, которые регулируются гражданским и торговым правом, договорились о нижеследующем:
 
  Глава I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
  Статья 1
  1. Настоящая Конвенция регулирует операции по аренде:
  а) заключает по указанию другой стороны (арендатора) контракт (контракт на поставку) с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым закупает оборудование, имущество или инструментарий на условиях, утвержденных арендатором в том, что его касается;
  б) заключает контракт (контракт на аренду) с арендатором, предоставляя ему право пользования оборудованием при условии выплаты суммы аренды.
  2. Указанная в предыдущем параграфе операция по аренде имеет следующие характеристики:
  а) арендатор выбирает оборудование и поставщика, не обращаясь к компетенции арендодателя, которая не оказывает решающего влияния;
  б) приобретение оборудования осуществляется арендодателем на условиях контракта на аренду, заключенного или подлежащего заключению между арендодателем и арендатором, с которым поставщик ознакомлен;
  в) сумма аренды, указанная в контракте на аренду, подсчитывается, в частности, с учетом амортизации всей или значительной части стоимости оборудования.
  Настоящая Конвенция применяется независимо от того, в состоянии ли арендатор или нет изначально или впоследствии купить оборудование или вновь сдать его в аренду, пусть даже и за символическую плату.
  Настоящая Конвенция регулирует операции по аренде всего оборудования, за исключением того, которое должно быть использовано арендатором, в основном, в личных или семейных целях, а также для домашних нужд.
 
  Статья 2
  В случае одной или нескольких операций "подаренды" или поднайма одного и того же оборудования настоящая Конвенция применяется в отношении каждой операции, являющейся операцией по аренде и регулируемой настоящей Конвенцией, как если бы лицо, у которого первый арендодатель (как это определено в параграфе 1 предыдущей статьи) приобрел оборудование, был поставщиком и как если бы контракт, в соответствии с которым было таким образом приобретено имущество, был контрактом на поставку.
 
  Статья 3
  Настоящая Конвенция применяется в случае, когда учреждения арендодателя и арендатора находятся в разных странах и при этом:
  а) эти государства, а также страна, в которой поставщик имеет свое учреждение, являются договаривающимися государствами;
  б) контракт на поставку и контракт на аренду регулируются законодательством договаривающегося государства. Учреждение, на которое имеется ссылка в настоящей Конвенции, подразумевает в случае, если одна из сторон, участвующих в операции по аренде, имеет более чем одно учреждение, учреждение, в наибольшей степени связанное с данным контрактом и его реализацией с учетом известных сторонам обстоятельств или предусматриваемых ими в тот или иной момент до заключения или при заключении контракта.
 
  Статья 4
  Положения настоящей Конвенции не прекращают свое действие ввиду факта включения или закрепления имущества в качестве недвижимости.
  Вопросы, относящиеся к включению или закреплению имущества в качестве недвижимости, а также соответствующие права арендодателя и обладателей вещного права на недвижимость регулируются законом местонахождения этой недвижимости.
 
  Статья 5
  Применение настоящей Конвенции может быть отменено только в случае, если каждый из участников контракта на поставку и каждый участник контракта на аренду дает на это согласие. Если применение настоящей Конвенции не отменено в соответствии с предыдущим параграфом, стороны могут в своих отношениях отступать от тех или иных ее положений или вносить изменения в возможные последствия, кроме положений, предусмотренных параграфом 3 статьи 8, абзацем б) параграфа 3, параграфом 4 статьи 13.
 
  Статья 6
  При интерпретации настоящей Конвенции необходимо учитывать ее предмет и цели, определенные в преамбуле, ее международный характер и необходимость стремиться к единообразию ее применения, а также к соблюдению добросовестности в международной торговле. Вопросы, регулирующиеся с учетом их содержания настоящей Конвенцией, но не отраженные в ней в четкой и ясной форме, будут разрешаться на основе общих принципов этого документа, а в их отсутствие - в соответствии с законодательством на базе международного частного права.
 
  Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
 
  Статья 7
  1. а) Вещные права арендодателя на оборудование противопоставляются синдику по несостоятельности и кредиторам арендатора, включая кредиторов, являющихся владельцами окончательного или временного исполнительного документа.
  б) В рамках настоящего параграфа термин "синдик по несостоятельности" означает лицо, на которое возложено осуществление ликвидации имущества, администратора или любое другое лицо, назначенное для управления имуществом арендатора в интересах кредиторов.
  2. Если положения применяемого закона предписывают указанному в предыдущем параграфе лицу осуществление противопоставимости вещных прав арендодателя на имущество и соблюдение рекламных норм, эти права будут ему противопоставлены только в случае выполнения всех предусмотренных этими правилами условий.
  3. В рамках предыдущего параграфа под действующим законом понимается закон Государства, которое в момент, когда указанное в параграфе 1 лицо вправе ссылаться на указанные в параграфе 2 правила, выступает в качестве:
  а) в отношении зарегистрированных судов и кораблей Государства, в котором судно или корабль зарегистрированы на имя их владельца. При этом фрахтователь собственно корпуса судна не рассматривается в качестве владельца;
  б) в отношении летательных аппаратов, зарегистрированных в соответствии с Конвенцией по международной гражданской авиации, подписанной в Чикаго 7 декабря 1994 г., - Государства, в котором этот летательный аппарат зарегистрирован;
  в) в том, что касается другого имущества, относящегося к той его категории, которая может перевозиться из одной страны в другую, например, двигатели летательных аппаратов, - Государства, в котором находится основное учреждение арендатора;
  г) в отношении любого другого имущества - Государства по местонахождению имущества.
  4. Положения параграфа 2 не противоречат положениям любых других документов, предписывающих признание вещных прав арендодателя на имущество.
  5. Положения настоящей статьи не распространяются на категорию кредиторов, обладающих:
  а) привилегией или гарантией обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных или не предусмотренных контрактом, за исключением вытекающих из окончательного или предварительного исполнительного документа;
  б) правом на арест, задержание или распоряжение в отношении судов, кораблей или летательных аппаратов, предоставленным на основании положения закона, применяющегося на основе правил международного частного права.
 
  Статья 8
  1. а) В соответствии с положениями настоящей Конвенции или положениями контракта на аренду арендодатель освобождается от всякой ответственности за имущество, кроме случаев, когда арендатору нанесен ущерб в результате его обращения к компетенции арендодателя и вмешательства последнего в выбор имущества, его характеристик, а также в выбор поставщика.
  б) Арендодатель освобожден в этом своем качестве от ответственности в отношении третьих лиц в случае смерти за ущерб лицам и имуществу, нанесенный оборудованием.
  в) Положения настоящего параграфа не распространяются на ответственность арендодателя, выступающего в ином качестве, в частности, в качестве владельца.
  2. Арендодатель гарантирует арендатора от нарушений пользования по вине лица, имеющего право собственности или право старшинства, а также предъявляющего такое право в ходе судебного разбирательства, если это право или претензия не вытекают из акта и не являются следствием упущения арендатора.
  Стороны могут отступать от положений предыдущего параграфа или вносить изменения в его последствия только в случаях, когда право или претензия вытекают из законодательства и являются следствием сознательного упущения со стороны арендодателя или его грубой ошибки.
 
  Статья 9
  Арендатор осуществляет обслуживание имущества, использует его в нормальных условиях и поддерживает его в состоянии, в котором оно было ему передано, с учетом нормального износа в ходе правильной эксплуатации и возможности внесения изменений в имущество по согласованию сторон.
  По истечении контракта на аренду арендатор возвращает арендодателю имущество в состоянии, описанном в предыдущем параграфе, если он его не приобрел или не арендовал вновь.
 
  Статья 10
  1. Обязательства поставщика, вытекающие из контракта на поставку, могут являться предметом ссылки со стороны арендатора, как если бы он сам являлся одной из сторон в рамках этого контракта и оборудование поставлялось ему напрямую. Однако поставщик не несет ответственность одновременно перед арендодателем и арендатором за один и тот же ущерб.
  Настоящая статья не дает арендатору право расторгать или аннулировать контракт на поставку без согласия арендодателя.
 
  Статья 11
  1. В случае непоставки, поставки с задержкой или поставки имущества, не соответствующего положениям контракта на поставку:
  а) арендатор имеет право отказаться от имущества или расторгнуть контракт на аренду; и
  б) арендодатель имеет право поправить сложившееся в результате невыполнения им своих обязательств положение и поставить имущество в соответствии с контрактом на поставку, как если бы арендатор закупил у арендодателя имущество в соответствии с положениями контракта на поставку.
  2. Предусмотренные предыдущим параграфом права осуществляются и утрачиваются на тех же условиях, что и в случае заключения контракта на продажу между арендодателем и арендатором при сохранении всех положений контракта на поставку.
  3. Арендатор может приостановить выплату сумм арендной платы, указанных в контракте на аренду, до момента исправления арендодателем положения, сложившегося в результате невыполнения им своего обязательства о поставке имущества в соответствии с положениями контракта на поставку или утраты арендатором права на отказ от имущества.
  4. При расторжении им контракта на аренду арендатор может получить обратно суммы арендной платы и другие суммы, выплаченные им авансом, за вычетом разумной суммы, учитывающей размер прибыли, которую он мог извлечь в результате пользования имуществом.
  5. Арендатор может предъявить арендодателю иск ввиду непоставки, поставки с задержкой или поставки имущества, не соответствующего положениям контракта, только в случае, если это является следствием акта или упущения со стороны арендодателя.
  6. Настоящая статья не наносит ущерб правам арендатора в отношении поставщика, признанным за ним в соответствии со статьей 10.

<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу