<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Статья 12
  1. В случае неплатежеспособности арендатора арендодатель может получить причитающиеся ему суммы просроченной и неоплаченной арендной платы, а также мораторные проценты и суммы в возмещение убытков.
  2. В случае неплатежеспособности арендатора и с учетом параграфа 5 арендодатель может также потребовать заблаговременной оплаты сумм арендной платы с истекающим сроком погашения (если это предусмотрено контрактом на аренду) или расторгнуть контракт на аренду, после чего:
  а) изъять имущество;
  б) получить суммы в возмещение убытков, которые поставили бы его в положение, в котором он находился бы при надлежащем выполнении арендатором контракта на аренду.
  3. а) Контрактом на аренду может устанавливаться порядок подсчета сумм в возмещение ущерба, которые могут взиматься в соответствии с абзацем б.
  б) Данное положение действует в отношениях между сторонами, если его применение не ведет к установлению завышенной суммы компенсации по сравнению с суммой, уплачиваемой в возмещение убытков и предусмотренной абзацем б) параграфа 2. Стороны не могут отступать от положений настоящего абзаца и вносить изменения в их последствия.
  4. Если арендодатель расторгнул договор об аренде оборудования, он не может извлекать выгоду из статьи данного контракта, предусматривающей заблаговременную оплату суммы просроченных арендных платежей. При этом вышеуказанная сумма просроченных арендных платежей может приниматься во внимание при подсчете суммы платежей в счет возмещения ущерба, которая может взиматься в соответствии с абзацем б) параграфов 2 и 3. Стороны не могут отступать от положений настоящего параграфа и вносить изменения в их последствия.
  5. Арендодатель не может требовать заблаговременной оплаты суммы просроченных арендных платежей или расторжения контракта на аренду оборудования в соответствии с параграфом 2, если он предоставил арендатору возможность исправления по мере возможности создавшегося положения.
  6. Арендодатель не может получить суммы в счет возмещения ущерба, или он не принял все необходимые меры для сведения его до минимума.
 
  Статья 13
  Арендодатель может дать гарантию на оборудование или уступить все или часть принадлежащих ему прав на оборудование, а также прав, которыми он наделен в рамках контракта на аренду оборудования. Такая уступка не освобождает арендодателя от выполнения обязательств, взятых в рамках контракта на аренду оборудования, не дает ему возможности вносить изменения в контракт или его правовой режим, устанавливаемый настоящей Конвенцией.
  Арендатор может уступить право пользования имуществом или любое другое право, которым он наделен в рамках контракта на аренду оборудования, при условии согласия арендодателя на такую уступку и соблюдения прав третьих лиц.
 
  Глава III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
  Статья 14
  1. Настоящая Конвенция открыта для подписания на заключительном заседании дипломатической Конференции для принятия проектов Конвенции Юнидруа по международным факторным операциям и по международному кредиту - аренде и останется открытой для подписания всем государствам в Оттаве до 31 декабря 1990 г.
  2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации, принятию или одобрению государствами, которые ее подписали.
  3. Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней всех государств, которые ее не подписали, с даты, с которой она открыта для подписания.
  Ратификация, принятие, одобрение или присоединение выполняются подачей должным образом оформленного документа депозитарию.
 
  Статья 15
  Настоящая Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего за истечением срока шести месяцев после даты подачи третьего документа о ратификации, принятия, одобрения или присоединения.
  Для любого государства, которое ратифицирует, принимает или одобряет настоящую Конвенцию, присоединяется к ней после подачи третьего ратификационного документа, документа о принятии, одобрении или Присоединении, Конвенция вступает в силу в отношении этого государства в первый день месяца, следующего за истечением периода 6 месяцев после даты подачи документа ратификации, одобрения или присоединения.
 
  Статья 16
  Настоящая Конвенция не превалирует над каким-либо уже заключенным соглашением или заключаемым соглашением; в частности, она наносит ущерб ответственности любого лица в силу существующего или будущего соглашения.
 
  Статья 17
  Любое государство - контрактант, имеющее две или более территориальных единицы, в которых различные правовые системы применяются в области управления настоящей Конвенцией, может в момент пожатия, ратификации, приема, одобрения или присоединения объявить, что настоящая Конвенция будет применяться ко всем территориальным единицам или только к одной или нескольким из них и может в побои момент изменить это заявление новым заявлением. эти декларации должны быть сообщены депозитарию с указанием территориальных единиц, на которые распространяется Конвенция.
  Если в силу сделанного в соответствии с настоящей статьей заявления настоящая Конвенция применяется к одной или нескольким территориальным единицам государства-контрактанта, но не ко всем и если учреждение одной части расположено в этом государстве, это учреждение будет рассматриваться для этой Конвенции как не расположенное в государстве-контрактанте, если только оно не расположено на территориальной единице, на которую распространяется Конвенция.
  Если государство-контрактант не делает заявления в силу параграфа 1, Конвенция применяется на всей территории этого государства.
 
  Статья 18
  1. Два или несколько государств-контрактантов, которые в области управления настоящей Конвенцией применяют юридические правила, идентичные или похожие, могут в любой момент заявить, что Конвенция не распространяется, если поставщик, кредит-арендодатель или кредит-получатель имеют местонахождение в этих государствах. Такие заявления могут быть сделаны совместно или односторонними и взаимными.
  2. Любое государство-контрактант, которое в соответствии с настоящей Конвенцией применяет юридические правила, идентичные или близкие к ним одного или нескольких государств - не контрактантов, может в любой момент заявить, что Конвенция не распространяется, если поставщик, кредит-арендодатель и кредит-получатель имеют их заведение в этих государствах.
  3. Если государство, по отношению к которому была сделана декларация в соответствии с предыдущим параграфом, становится в дальнейшем государством-контрактантом, упомянутая декларация будет иметь с даты, с которой настоящая Конвенция вступит в силу по отношению к этому новому государству-контрактанту, силу декларации, сделанной в соответствии с параграфом 1, при условии, что новое государство-контрактант присоединится к ней или сделает одностороннее заявление в порядке взаимности.
 
  Статья 19
  Государство-контрактант может при подписании, ратификации, принятии, одобрении или присоединении заявить, что оно внесет изменения на основании параграфа 3 статьи 8 в свое национальное право, если оно не даст возможность кредит арендодателю исключить его ответственность за свою ошибку или небрежность.
 
  Статья 20
  1. Декларации, сделанные в соответствии с настоящей Конвенцией при подписании, подлежат подтверждению при ратификации, принятии или одобрении.
  2. Декларации и подтверждение деклараций должны быть сделаны письменно и официально.
  3. Декларации вступают в силу с даты вступления в силу настоящей Конвенции в отношении заявляющего государства. Однако декларации по которым депозитарий получит формальное уведомление, после этой даты будут иметь силу в первый день месяца, следующего за истечением периода в шесть месяцев, считая с даты их получения депозитарием. Односторонние и взаимные декларации, сделанные в соответствии со статьей 19, вступят в силу в первый день месяца, следующего за истечением периода в шесть месяцев после даты получения последней декларации депозитарием.
  4. Любое государство, сделавшее заявление в соответствии с настоящей Конвенцией, может в любое время взять обратно свое заявление путем официального уведомления, направленного в письменном виде депозитарию. Это аннулирование вступит в силу в первый день месяца, следующего за периодом в шесть месяцев после даты получения уведомления депозитарием.
  5. Это аннулирование декларации, сделанное в соответствии со статьей 19, делает недействительным в отношении государства, которое аннулировало, со дня его действия любое заявление, совместное или одностороннее и взаимное, сделанное другим государством в соответствии с этой же статьей.
  Настоящую Конвенцию подписали следующие государства: Гана, Гвинея, Нигерия, Филиппины, Танзания, Марокко, Франция, Чехословакия, Финляндия, Италия, Бельгия, США, Панама.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  РАЗДЕЛ II
  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ЛИЗИНГА
 
  ГЛАВА 6
  Роль финансового лизинга в инвестиционной деятельности предприятий
 
  6.1. Инвестиционная политика предприятий в современных экономических условиях России
 
  Основным условием успешного проведения инвестиционной деятельности является состояние отечественной экономики, во многом определяющее перспективы развития финансового лизинга как одной из возможных форм капитальных вложений в стране. В настоящее время больших возможностей для инвестиционной деятельности российских предприятий пока не имеется.
  Основные социально-экономические показатели развития России (Приложение 1) за девять месяцев 2000 г. свидетельствуют, что объем промышленной продукции с начала года увеличился на 107,5%. За данный период рост произошел практически по всем отраслям народного хозяйства, кроме микробиологической (70,1%) и мукомольно-крупяной (96,2%). При этом экспорт товаров сократился более, чем их импорт. Увеличились реальные денежные доходы населения, но резко подскочили потребительские цены.
  Начиная с мая 2000 г. темпы роста потребительских цен оказались выше, чем цены производителей промышленной продукции, и за полугодие потребительские цены возросли на 9,5%, а цены производителей - на 14%.
  На фоне нестабильности основных социально-экономических показателей развития России на первый взгляд кажется необъяснимым факт значительного (на 10,8%) увеличения объемов инвестиций в основной капитал. Дело в том, что оборот финансовых ресурсов в инвестиционной деятельности значительно более длителен, нежели оборот" средств в основном промышленном производстве. В связи с этим падение объемов инвестиций запаздывает, а их рост объясняется имевшим место экономическим ростом в первом квартале 2000 г.
  Несвоевременное и недостаточное инвестирование в экономику за годы реформ привело к снижению технического состояния основных производственных фондов предприятий. Темпы обновления основных фондов промышленности составили всего 2-3%, а уровень изношенности достиг в среднем 70%. По официальным данным, за все годы реформ коэффициенты обновления и выбытия основных фондов неуклонно снижались, достигнув в настоящее время своих критических значений.
  По существу все отечественные предприятия нуждаются в инвестициях (ощущается острая нехватка финансовых ресурсов). При этом финансовый аспект инвестиционной деятельности предприятий в сложившихся экономических условиях заключается не только в необходимости своевременно найти в достаточном объеме финансовые ресурсы, но и грамотно, эффективно их использовать. Такая постановка проблемы инвестирования требует согласованной работы всех участников инвестиционного процесса. Инвестиционная деятельность должна осуществляться на определенных принципах, единой правовой основе. В ходе нее необходимо использовать общепринятые термины и понятия, правильно применять предоставленные льготы, своевременно и полно отчитываться за результаты инвестиционной деятельности. И естественно, столь сложный процесс должен регламентироваться государством.
  Между тем даже в законодательстве об инвестиционной деятельности имеется достаточно много нормативные понятий, которые далеки от своего экономического содержания. Противоречия, заложенные в них, приводят к неправильному применению их на практике. Все это создает ненужные трудности в разработке четкой инвестиционной политики. По нашему мнению, назрела необходимость в уточнении основных терминов и понятий, применяемых в инвестиционной деятельности. И в первую очередь они должны соответствовать своему экономическому смыслу, что, естественно, является задачей экономической науки.
  Прежде чем перейти к рассмотрению инвестиционной политики предприятия, следует точно определить, что именно мы имеем в виду под понятием "инвестирование" В чем экономический смысл данного термина?
  Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Во первых, он означает покупку ценных бумаг с расчетом н; положительные финансовые результаты. Во-вторых, им обозначаются также реальные активы предприятия, например здания, сооружения, машины и оборудование, которые требуются для производства и продажи товаров. И в-третьих в самом широком смысле под инвестициями понимается механизм размещения финансовых ресурсов, необходимы; для развития производства и получения дополнительной стоимости.
  Инвестиции - относительно новый для российское экономики термин. При централизованной плановой системе управления в стране использовалось только одно понятие - "капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт и стоимость монтаж; нового оборудования.
  В современной научной литературе эти два термин трактуются по-разному, однако преобладающим и традиционным остается понимание сущности инвестиций как осуществление определенных капитальных вложений настоящем с целью получить доходы в будущем. То ест традиционно между двумя этими терминами сохраняете преемственность.
  Обратимся к официальной трактовке понятия "инвестиции".
  В Законе РФ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г., дается следующее определение инвестициям: "...инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта". Такая официальная трактовка понятия, на наш взгляд, имеет слишком общий характер.
  Необходимые уточнения данного термина не были сделаны и в принятом 2 января 2000 г. Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" № 22-ФЗ.
  Между тем, судя по опубликованным источникам, взгляд на сущность термина "инвестиции" эволюционно менялся. В частности, в работе Д.М. Розенберга под инвестициями понимаются "капитальные вложения, вклады, совокупность затрат. Вложения денег с целью получения прибыли для роста дохода или капитала либо в обоих случаях"1. Здесь акцент сделан на долгосрочное сбалансированное развитие производства с целью получения прибыли.
  Существенное уточнение внесено Т.Р. Карлиным: "Прибыльность в некотором отношении менее важна, чем движение наличности, ибо она означает жизнеспособность компании в долгосрочном плане, а не способность погашать долги"2. Т.Р. Карлин в понимании сущности инвестиций подчеркивает приоритет не прибыли, а финансовых потоков.
 
  ____________________
  1 Розенберг Д.М. Бизнес и менеджмент: Терминологический словарь. - М.: Инфра-М, 1997. - С. 211.
  2 Карлин Т.Р. Анализ финансовых отчетов. - М.: Инфра-М, 1998. - С. 292.
 
 
  Сходная формулировка сущности инвестиций приводится авторами в Словаре современной экономической теории: "Обозначение потока затрат на увеличение или поддержание реального основного капитала"3. Частично модифицированные определения термина "инвестиции" имеются и в других научных публикациях. При этом различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные инвестиции, а также инвестиции в промышленность, сельское хозяйство, жилищное строительство и т.д. Такие модификации определения могут быть бесконечны, поскольку в них понятие экономической сущности инвестиций подменяется направлениями использования финансовых ресурсов.
  Для раскрытия экономической сущности инвестиций важно определиться с таким понятием, как инвестиционная деятельность предприятия.
  Инвестиционная деятельность, как и любая другая финансово-хозяйственная деятельность предприятия, осуществляется путем достижения поставленных перед предприятием управленческих задач. Вместе с тем данная область управления имеет свою специфику, поэтому для успешного достижения поставленных перед предприятием целей следует идентифицировать эти особенности, выделить в управлении инвестиционной деятельностью финансовый аспект.
  Первый отличительный признак инвестиционной деятельности, по сравнению с другими видами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, - это определяющее влияние временного фактора на получаемые итоговые финансовые результаты. Дело в том, что с течением времени сложность взаимного влияния всех факторов начинает возрастать быстрыми темпами. В результате возникает необходимость прогнозировать эти взаимные изменения и степень влияния внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности. Кроме того, с течением времени возникают непредвиденные факторы воздействия, которые при планировании инвестирования не были предусмотрены, их появление можно даже считать случайным, но на самом деле они являются результатом некорректного учета взаимного воздействия предусмотренных факторов.
  Вторым отличительным признаком инвестиционной деятельности является специфическая целевая направленность использования финансовых ресурсов предприятия, которая составляет часть финансово-хозяйственной деятельности. Целевое направление и использование финансовых ресурсов законодательно закреплено за конкретными объектами инвестиционной деятельности. Объектами инвестиционной деятельности в Российской Федерации являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях народного хозяйства; ценные бумаги; целевые денежные вклады, научно-техническая продукция и другие объекты собственности; имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Следует отметить социальную направленность инвестиционной деятельности. Законом запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных Российским законодательством, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц или государства.
  Третьим отличительным признаком инвестиционной деятельности является определенная новизна в действиях предприятия в этой области. Новизна выражается в преобразовании имеющихся у предприятия финансовых ресурсов в новые, большей стоимости, а следовательно, требующие иного подхода к их оценке и эффективному использованию.
  Четвертым признаком обычно называется более высокая степень риска инвестиционной деятельности предприятия. Риск вложения средств в объекты инвестиционной деятельности растет по мере расширения строительства, увеличения сроков инвестиционных вложений в ценные бумаги, морального старения основных фондов, либо научно-технической продукции, имущественных прав и других объектов, а также из-за инфляции.
  ____________________
  3 Словарь современной экономической теории Макмилана. - М.: Инфра-М, 1997. - С. 257
 
  Несмотря на то, что приведенные выше формулировки в целом раскрывают экономическую сущность понятия "инвестиции", по нашему убеждению, следует более четко расставить "финансовые" акценты в его содержании с учетом характера инвестиционной деятельности. Важно также учесть социальную направленность инвестиций.
  В дальнейшем под инвестициями мы будем понимать совокупность затрат, осуществляемых путем своевременного финансирования объектов на основе организации финансовых потоков денежных средств с целью получения прибыли и социального эффекта.
  Исходя из такого понимания сущности инвестиций инвестиционная деятельность предприятия представляет собой совокупность управленческих действий по практической реализации инвестиций. При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.
  Более подробно экономическую природу инвестиций раскрывает их классификация, в основу которой разными авторами положены различные признаки.
  Наиболее часто в учебной литературе встречаются классификации инвестиций по следующим классификационным признакам (см. табл. 6.1).
  Как следует из сравнительного анализа классификационных признаков инвестиций, приведенных в таблице 6.1, наблюдается большое разнообразие подходов к их классификации. Продуманная и в научном плане обоснованная классификация инвестиций позволяет не только грамотно их учитывать, но и анализировать уровень их использования и на этой основе получать объективную информацию для разработки эффективной инвестиционной политики.
  Для раскрытия учебных и практических целей исследования названных классификаций недостаточно. Целесообразно предложить следующую классификацию инвестиций (см. рис. 6.1), учитывающую адекватный поставленным целям финансовый аспект.
  Преимущество предлагаемой классификации перед ранее рассмотренными заключается в том, что она дает реальное представление о целях, на которые предприятия могут расходовать свои инвестиционные ресурсы. Данная классификация учитывает специфику отраслевой принадлежности инвестиционных объектов, состав и структуру источников финансирования. Необходимым классификационным признаком инвестиций следует признать критерий стоимостной величины и общей суммы требуемых для инвестиций финансовых ресурсов. Именно от стоимости инвестиционного объекта зависит объем инвестиционной деятельности и методы привлечения средств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Таблица 6.1
 
 
 
 Автор классификации Н.Г. Ольдерогге1 Авторы классификации И.В. Сергеев, И.И.Веретенникова2 Авторы классификации В.П. Савчук, С.И. Прилипко, Е.Г. Величко3 Автор классификации А.И.Деева4
  Авторы классификации К.А. Кирсанов, А.В. Малявина, С.А. Попов5 1 . По организационным формам
 2. По объектам инвестиционной деятельности
 3. По формам собственности
 4. По характеру участия в инвестировании
  1. По признаку целевого познания будущих объектов
 2. По формам воспроизводства основных фондов
 3. По источнику финансирования
 4. По направлению использования
  1. Виды инвестиций
 2. Объекты вложения средств
 3. Характер участия в
 инвестировании
 4. Региональный признак
 5. Период инвестирования
 6. Формы собственности
 7. Формы участия инвестора
 8. Степень риска
 9. Формы воспроизводства 1 . По способу влияния других возможных инвестиций на доходы от данного проекта
 2. По отраслям
 3. По степени обязательности осуществления инвестиций
 4. По сроку окупаемости и жизненному циклу
 5. По виду имущественных вложений
 6. Относительно объекта приложения инвестиций
 7. По сроку вложений 1. По видам используемых для инвестиций редких ресурсов
 2. По требуемой сумме вложений капитала
 3. По способу влияния других возможных инвестиций на доходы от данного инвестиционного проекта 4. По форме получения доходов
 5. По признаку повышения эффективности инвестиций 6. По функциональной деятельности, с которой наиболее тесно связаны инвестиции
 7. По отраслевой классификации
 8. По степени обязательности __________________________________
  1Управление инвестициями / Под ред. В.В. Шеремета. - Т. 1. - М.: Высшая школа
  2Сергеев И.Е.,Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. - М.- Финансы и статистика 2000.- с.13
  3СовчукВ.П..Пршипко С.И., Величко Е.Г. Анализ и разработка инвестиционных проектов. -Киев: Абсолют и В, 1999.- с.10
  4Деева А.И. Организация и финансирование инвестиций. - М.- Калита 1999- С 9
  5Кирсанов КА., Малявина А.В., Попов С.А. Инвестиции и антикризисное управление. - М.: МАЭП, 2000. - С. 21.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 6.1. Классификация реальных (капитальные вложения) инвестиций
 
  Сравнительно новыми признаками в предложенной классификации являются организационные формы инвестиционной деятельности и социальная значимость инвестиций.
  Инвестиционный проект предполагает, во-первых, определенный, законченный объект инвестиционной деятельности и, во-вторых, реализацию, как правило, одной формы инвестиций.
  Критерий социальной значимости введен в классификацию инвестиций в связи с предложенной новой формулировкой сущности инвестиций, которые осуществляются не только ради прибыли, но и с целью получения социального эффекта. Именно в зависимости от величины социального эффекта инвесторам должны предоставляться государством различные льготы и Привилегии. Это вопрос требует самого тщательного изучения.
  Детальный анализ экономической сущности инвестиций, характера инвестиционной деятельности предприятий и разработанная классификация инвестиций с учетом их финансового аспекта позволяют сформулировать основные положения формирования инвестиционной политики предприятия.
  Обзор литературы по вопросам инвестиционной политики выявил парадоксальную ситуацию: абсолютное большинство авторов много говорят о роли инвестиционной политики предприятия и никто (за редчайшим исключением) не дает ее определения.
  Определение сути инвестиционной политики дали И.В. Сергеев и И.И. Веретенникова: "Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем."1
  Однако столь общая формулировка не отвечает конкретным требованиям процесса формирования инвестиционной политики предприятия. Прежде всего в ней речь идет об инвестиционной политике государства, а не предприятия. Конечно, дело не в том, что рассматривается разный уровень участников инвестиционного процесса. Гораздо более существенно то, что в данной формулировке отсутствуют указания на взаимодействие между государством, предприятием, администрацией региона и отраслевым органом управления.
  Любое предприятие при формировании своей инвестиционной политики учитывает целую систему правовых, экономических, финансовых и организационных мер, и не только проводимых со стороны государства.
  Кроме того, инвестиционная политика разрабатывается на определенный период и, как правило, носит долгосрочный характер. Нельзя, как это указано в анализируемой формулировке, говорить о целенаправленных мероприятиях вечного действия. Цели инвестирования имеют конкретные сроки исполнения.
  И еще государство действительно влияет на инвестиционную деятельность при помощи самых различных методов: кредитно-финансовой и налоговой политики; путем предоставления различных налоговых льгот предпринимателям, вкладывающим средства в реконструкцию и техническое перевооружение производства; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и т.д.
  Но предприятие - это юридически самостоятельный субъект хозяйствования. Оно имеет свои цели и задачи социально-экономического развития. В рамках этих общих целей посредством самостоятельного выбора приемлемой инвестиционной политики предприятие осуществляет инвестиционную деятельность.
  Формирование инвестиционной политики предприятия - процесс объективный, имеющий свою логику, развивающийся в соответствии с присущими ему закономерностями и играющий важную роль в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  ______________________
  1 Сергеев И. В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 41-45.
 
  Инвестиционная политика предприятия должна быть ориентирована на долгосрочные цели и реализовываться в процессе текущей инвестиционной деятельности. В связи с этим, по нашему мнению, на первом этапе формирования инвестиционной политики должен быть определен период ее действия.
  К числу основных положений формирования инвестиционной политики предприятия относится также формулировка ее стратегических целей. Цель инвестиционной политики - реализация концепции экономического и социального развития предприятия в процессе инвестиционной деятельности. При этом такая политика всегда формируется в рамках общей финансовой политики предприятия, согласуется с ней по целям, этапам, срокам реализации.
  Следующий этап инвестиционной политики предприятия - разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инвестиционной деятельности. И большую помощь в этом может оказать предложенная нами классификация инвестиций (см. рис. 6.1). При разработке стратегических направлений инвестиционной деятельности их обоснование и выбор производятся по признакам целевого назначения строящихся объектов, а также по отраслевой принадлежности.
  Для предмета нашего рассмотрения особое значение имеет этап формирования инвестиционной политики предприятия, связанный с разработкой стратегии формирования инвестиционных ресурсов. Этому этапу инвестиционной политики соответствует классификация инвестиций по источникам их финансирования, в том числе и путем финансового лизинга. Процесс формирования инвестиционной политики предприятия представлен на рис. 6.2.
  Самостоятельным и необходимым этапом формирования инвестиционной политики предприятия является ее конкретизация по периодам реализации. Это логичный этап координации управленческих решений.
  Последний этап формирования инвестиционной политики предприятия - ее оценка. Здесь важно учесть не только результат проведения финансовой политики, но и т, насколько предприятие сориентировано на получение значимого социального эффекта, который для отдельного предприятия вполне может выразиться в количестве со-(даваемых рабочих мест, либо в улучшении экологической обстановки, либо в строительстве социально-культурных объектов для его работников.
  В целях обоснования основных положений инвестиционной политики предприятия важно рассмотреть еще один аспект. Не может быть самостоятельной инвестиционной политики предприятия. Она существует не обособленно, а во взаимосвязи и взаимозависимости с государственной, отраслевой и региональной политиками. Все они находятся в системной зависимости друг от друга, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как именно государство создает законодательство в области инвестиций и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях хозяйствования (см. рис. 6.3).
  Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне отдельного региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах данного региона.
  В каждом регионе России инвестиционная политика разрабатывается с учетом особенностей экономической и социальной политик, географическим местонахождением, природно-климатическими и демографическими условиями.
  Важную роль в инвестиционной деятельности предприятий играет отраслевая инвестиционная политика. Отраслевая специфика имеет существенное значение для управления финансами предприятий. Кроме того, многие предприятия в настоящее время являются дочерними акционерными обществами материнских компаний, холдингов, финансово-промышленных групп и иных объединений предприятий. Большей частью территориально они находятся в других регионах. В этих случаях региональная инвестиционная политика часто вступает в противоречие с отраслевой, а при формировании инвестиционной политики предприятий возникают проблемы, в основном финансовые и правовые.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу