<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Стоимость оборудования на 1 декабря 2002 г. - 450 000 долл.
 
  Индекс роста цен на данное оборудование по состоянию
  на 1 декабря 2001 г. (431 650 : 445 000) - 0,97
 
  Индекс роста цен на данное оборудование по состоянию
  на 1 декабря 2002 г. (450 000 : 445 000) - 1,05
 
  Лизинговые платежи с учетом изменения индекса цен
  за первый год (227 382 ? 0,97) - 220 560 долл.
 
  Лизинговые платежи с учетом изменения индекса цен
  за второй год (206816 ? 1,05) - 217 157 долл.
 
  Таким образом, в результате изменения цен лизинговые платежи уменьшились на 3519 долл. (434 198 - (220 560 + 217 157)).
  Корректировку базовой величины общей суммы лизинговых платежей достаточно проводить один раз в год. Если цены в течение действия лизингового договора на оборудование быстро меняются, то в договоре по согласованию сторон можно предусмотреть проведение такой корректировки еще квартально. Индексирование суммы лизинговых платежей производится в конце расчетного периода за каждый год в отдельности по фактическому изменению цен на оборудование, взятое в лизинг.
  V. На данном этапе расчетов корректируется базовая величина общей суммы лизинговых платежей в зависимости от эффективности использования взятого в лизинг оборудования. Если оно используется по своему назначению и эффективно, то предоставляется льгота по налогу на добавленную стоимость. Если эти условия не выполняются, предприятие лишается льготы и суммы лизинговых платежей соответственно увеличиваются.
  Продолжим пример расчета лизинговых платежей. Допустим, что лизингодателю предоставлена на два года льгота с полным освобождением от уплаты НДС. В расчет общего размера лизингового платежа при этом НДС в сумме 72 361 долл. не включается и лизингополучателю не предъявляется.
  Налоговой проверкой было установлено, что начиная с 1 декабря 2001 г. данное оборудование по вине лизингополучателя используется не по назначению. В связи с этим налоговая инспекция предъявляет лизингодателю требование платежа по НДС за второй год лизинга, который включается с 1 декабря 2001 г. в состав лизинговых платежей и взыскивается с лизингополучателя в сумме 34 470 долл. (за 13-24-й месяцы, см. табл. 8.3). Предъявление данного платежа должно производиться с того месяца, в течение которого был установлен факт использования оборудования не по назначению.
  Таким образом, общая сумма размера лизингового платежа должна быть уменьшена на величину льготы по НДС за первый год договора в сумме 37 891 долл. и увеличена на 34 470 долл. за второй год договора.
  VI. На этом этапе корректируется базовая величина общей суммы лизинговых платежей, если применяется механизм ускоренной амортизации. Допустим, что в нашем примере в соответствии с условиями договора финансового лизинга применяется механизм амортизации с коэффициентом 2. В этом случае сумма амортизации, включаемая в лизинговый платеж, увеличивается в два раза и будет составлять 213 600 долл. (106 800 ? 2, см. табл. 8.3). Соответственно пересчитывается сумма НДС, если она была предъявлена лизингодателю, и общая сумма лизингового платежа.
  Таким образом, на конкретном примере была усовершенствована методика расчета лизинговых платежей с учетом задач инвестиционной деятельности предприятий. Однако даже самая совершенная методика может быть не востребована, если инвестиционный проект использования лизингового оборудования недостаточно эффективен.
 
 
 
 
  8.2. Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов использования лизингового оборудования
 
  Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов использования лизингового оборудования занимает важное место в процессе обоснования выбора альтернативных вариантов вложения средств.
  Ошибочно считать, что достоверная оценка эффективности проекта необходима только аналитикам банков, инвестиционных фондов и других финансовых институтов, которые будут эти проекты анализировать и решать вопрос, стоит ли под них выделять лизингодателю финансовые ресурсы для закупки оборудования. Прежде всего эти проекты необходимы самому предприятию (лизингополучателю), экономисты которого должны сначала их готовить, а уже потом заниматься реализацией. При всех прочих благоприятных показателях инвестиционного проекта лизингополучатель никогда не сможет его реализовать, если не докажет эффективность использования взятого в лизинг оборудования.
  Достижение такого результата инвестиций является ключевой задачей финансово-экономической оценки любого проекта вложения средств в приобретенное лизинговое оборудование. Экономически грамотное и достоверное проведение подобной оценки - сложная задача для участников лизинговой сделки, что объясняется следующими причинами:
  > инвестиционные расходы, включаемые в лизинговые платежи лизингополучателя, при финансовом лизинге осуществляются достаточно длительный период времени, в разные годы которого могут складываться различные экономические условия;
  > соответственно срокам лизинговых платежей длителен и процесс получения экономических результатов от реализации инвестиционных проектов;
  > осуществление продолжительных по времени лизинговых сделок приводит к росту неопределенности при оценке всех аспектов инвестирования и риску ошибки в оценке инвестиционного проекта.
  Именно эти объективные причины ставят проблему выбора специальных методов финансово-экономической оценки инвестиционных проектов использования лизингового оборудования, позволяющих принимать достаточно обоснованные управленческие решения с минимально возможным уровнем погрешности.
  Рассматриваемая проблема усложняется экономической ситуацией в России, пока не благоприятствующей развитию лизинга в инвестиционной деятельности предприятий, а также недостаточной экономической грамотностью разработчиков инвестиционных проектов на большинстве предприятий.
  Однако несмотря на это, все большее число банков, промышленно-финансовых и инвестиционных компаний, лизинговых фирм и предприятий проявляют повышенный интерес к современным методам оценки инвестиционных проектов. Факт возрастающего интереса участников лизинговых сделок к методам разработки и оценки инвестиционных проектов объясняется необходимостью выполнения подробного инвестиционного исследования как одного из возможных путей снижения риска инвестирования в крайне нестабильных экономических условиях.
  Как правило, для финансово-экономической оценки инвестиционных проектов использования лизингового оборудования применяются стандартные методы промышленных технико-экономических исследований. Наиболее часто применяется так называемая Методика ЮНИДО1, основанная на сопоставлении планируемых величин притоков и оттоков денежных средств.
 
 ___________________
 1 ЮНИДО - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию.
 
 
  Учитывая, что для проведения всесторонних финансово-экономических расчетов к инвестиционным проектам необходимо выполнять значительное количество вычислений, специалистами используются разнообразные программные средства. Наиболее известен пакет COMFAR, разработанный Центром промышленных технико-экономических исследований ЮНИДО и успешно реализующий одноименную методику.
  Из отечественных разработчиков, наиболее близко подошедших к решению проблемы создания методики достоверной финансово-экономической оценки инвестиционных проектов, можно назвать фирмы "Инэк", "Кивер", специалистов Российской академии управления. Дальше всех, на наш взгляд, в этом направление удалось продвинуться разработчикам программного продукта "Аль-инвест". Ими подготовлена и реализуется Петербургской исследовательско - консультационной фирмой "Альт" соответствующая компьютерная программа. Компьютерный продукт "Аль-инвест" в методическом отношении аналогичен пакету программ COMFAR, но в отличие от последнего адаптирован к российской системе налогообложения и бухгалтерской отчетности. Однако опыт работ по финансово-экономической оценке инвестиционных проектов, реализуемых на территории России с использованием стандартных, международно признанных подходов, показал их методическую недостаточность.
  Это связано прежде всего с проблемами учета инфляции. Например, рекомендуемый Методикой ЮНИДО расчет в постоянных ценах (в случае финансирования инвестиционных проектов за счет банковских кредитов) требует стабильной ставки банковского процента, что в действующих экономических условиях является практически неразрешимой задачей.
  В случае же выполнения расчетов в текущих (номинальных) ценах возникает проблема прогнозирования вызванного инфляцией роста цен на производимую в рамках лизингового инвестиционного проекта продукцию и издержек производства, что при длительной, в течение 5-7 лет, жизни проекта также весьма затруднительно.
  Краткий обзор проблем использования методов и условий проведения финансово-экономической оценки инвестиционных проектов позволяет сделать следующие предварительные выводы.
  1. Для финансово-экономической оценки лизинговых проектов используются стандартные методы разработки и анализа проектов вложения средств в производство. Имеющиеся методические разработки ориентируются только на потребности лизингодателя.
  2. Расчеты к инвестиционным проектам достаточно трудоемки, поэтому специалистами-разработчиками проектов применяются разнообразные программные средства. Имеющиеся компьютерные программы не могут обеспечить достоверную финансово-экономическую оценку инвестиционных проектов из-за трудностей прогнозирования основных макроэкономических показателей развития экономики России.
  3. Необходимым компромиссным условием достижения достаточно достоверных результатов оценки инвестиционных проектов может быть производство расчетов в постоянных ценах.
  4. Выбор наиболее приемлемой для лизингополучателя методики финансово-экономической оценки инвестиционного проекта существенно зависит от масштабов инвестиций предприятия, осуществляющего закупки оборудования на условиях лизинга. Для однократной и небольшой по сумме лизинговой сделки нет необходимости применять дорогостоящие исследования и расчеты. Достаточно использовать упрощенную методику финансово-экономической оценки, позволяющую оценить инвестиционный проект с допустимым для лизингополучателя уровнем возможной погрешности.
  Рассмотрим возможности совершенствования финансово-экономической оценки инвестиционных проектов использования лизингового оборудования. Наиболее известны пять основных методов оценки экономической привлекательности инвестиций:
  > определение чистой текущей стоимости,
  > расчет рентабельности инвестиций,
  > расчет внутренней нормы прибыли,
  > расчет периода окупаемости инвестиций,
  > определение бухгалтерской рентабельности инвестиций.
  Наиболее часто применяются первые три метода, основанные на определении чистой текущей стоимости, расчетах рентабельности инвестиций и внутренней нормы прибыли, базирующиеся на применении концепции дисконтирования. Методы расчета периода окупаемости и определения бухгалтерской рентабельности инвестиций не предполагают использование концепции дисконтирования.
  Метод определения чистой текущей стоимости. Этот метод основан на определении чистой текущей стоимости, на которую доход фирмы может прирасти в результате реализации инвестиционного проекта. При этом исходят из двух предпосылок: любая фирма стремится к максимизации доходов и разновременные затраты имеют неодинаковую стоимость.
  Широкая распространенность данного метода оценки приемлемости инвестиций обусловлена его универсальностью. При разных комбинациях исходных для расчетов условий он позволяет дать достаточно достоверный ответ на вопрос, способствует ли анализируемый вариант инвестирования росту доходов фирмы. Однако он ничего не позволяет сказать об относительной мере такого роста. А это имеет большое значение для принятия решения об инвестировании. Для определения относительности роста доходов используется нижеследующий способ.
  Метод расчета рентабельности инвестиций. Рентабельность инвестиций позволяет определить, в какой мере возрастут доходы фирмы в расчете на 1 руб. (долл.) инвестиций. При данном методе общий подход к оценке инвестиционного проекта состоит в сопоставлении текущей стоимости ежегодных денежных поступлений, очищенных от, инвестиций, с текущей стоимостью инвестированных средств. Недостатком этого метода является то, что он не может использоваться как критерий ранжирования вариантов инвестирования.
  Метод расчета внутренней нормы прибыли. Этот показатель в литературе часто называют внутренним коэффициентом окупаемости инвестиционных проектов. Он показывает уровень окупаемости средств, направленных на цели инвестирования. Внутренняя норма прибыли по своей экономической сущности близка к различного рода процентным ставкам, используемым в финансовых расчетах, например, к процентной ставке Сберегательного банка по вкладам, начисляемой по формуле сложных процентов.
  В качестве критерия финансово-экономической оценки инвестиционных проектов внутренняя норма прибыли используется аналогично показателям чистой текущей стоимости и рентабельности инвестиций, что позволяет установить экономическую границу приемлемости рассматриваемых инвестиционных проектов и ранжировать их по уровню привлекательности (выгодности) для инвестора.
  Методы оценки инвестиционных проектов, основанные на дисконтировании денежных потоков, довольно сложны. Они требуют применения трудоемкого математического аппарата. Обычно для вычислений пользуются электронными таблицами или специальными справочниками. Расчеты, основанные на дисконтировании денежных потоков, достаточно полно представлены в экономической литературе1.
  Приведем пример финансово-экономической оценки инвестиционного проекта использования лизингового оборудования в соответствии с выбранной предприятием конкретной стратегией. Расчеты производятся с учетом дисконтирования.
 
 
 _____________________
 1 Лещенко М.И. Основы лизинга. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 233; Финансы. /Под ред. A.M. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 239; Организация и финансирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 193.
 
 
  Предприятие - АОЗТ "Интертрейд", основной вид деятельности - оптовая торговля оргтехникой и бытовой техникой. В последнее время в связи с общим снижением доходности по торгово-закупочным операциям компания стала оказывать услуги по экспедированию и транспортировке грузов. В связи со сложившимися тенденциями на рынке услуг по автоперевозкам и финансовыми возможностями компании ее руководство приняло решение об увеличении парка автотранспортных средств путем приобретения у автомобильного строительного концерна "ДАФ-Траке И.В." (Нидерланды) в лизинг грузовых тягачей.
  Максимальный срок лизинга - 4 года; авансовый платеж - 30% суммы контракта - должен быть проведен в течение 30 дней после подписания контракта; оставшиеся платежи, включая банковский процент, премию в пользу страховой компании и страховку "АВТОКАСКО", выплачиваются ежеквартально 16 раз - 0,0611 от суммы контракта; дополнительные банковские ссуды не требуются. По окончании лизинговой сделки арендуемое имущество переходит в собственность компании - лизингополучателя. Проектом предусматривается арендовать два тягача ДАФ ФТ 85400. Принятые условия лизинговой сделки представлены в табл. 8.4.
  Финансово-экономическая оценка эффективности инвестиционного проекта осуществлена на основе прогнозируемого финансового результата от эксплуатации автопоездов в течение восьми лет. Расчет доходов (см. табл. 8.5) основан на применяемой в настоящее время автотранспортными агентствами ставке автогрузовых перевозок, составляющей 2042 долл. без НДС.
 
  Таблица 8.4
  Условия лизинговой сделки
 
 Срок аренды
 
 Сумма контракта, долл.
 
 Два тягача ДАФ ФТ 85400 (79 902 долл. ? 2)
 
 Два полуприцепа (35 580 долл. ? 2)
 
 Авансовый платеж (30%)
 
 Ежеквартальные выплаты (230964 долл. ? 0,0611)
 
 Ежегодные выплаты (14 112 долл. ? 4)
 
 Общая стоимость лизинга, долл. Авансовый платеж (30%)
 
 Сумма 16 квартальных платежей (14 112 ? 16) .
 
 Общая стоимость инвестиций за 4 года - 4 года
 
 - 230 964
 
 - 159 804
 
 -71 160
 
 - 69 289
 
 -14112
 
 -56448
 
 - 69 289
 
 - 225790
 
 - 295 080
  > Амортизация оборудования соответствует нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов для группы ОФ с шифрами 50 402, 50 403, 50 404, 50 411. Для автомобиля при пробеге коэффициент на 1000 км составляет: до 200 тыс. км - 0,37; 200-350 тыс. км - 0,3; более 350 тыс. км - 0,25; для полуприцепа норма амортизации соответствует 10.
  > В соответствии с Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 15 мая 1995 г. № 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с послед, изм. и доп.) налог на приобретение автотранспортных средств взимается по ставкам: для грузовых автомобилей - 20%, для прицепов и полуприцепов - 10%. Причем налог уплачивается за автотранспортные средства, полученные в долгосрочное пользование с правом выкупа (лизинга) или без права выкупа на срок, превышающий шесть месяцев. Это требование конкретизировано в п. 51.4 указанной Инструкции.
 
  Таблица 8.5
  Расчет прогнозируемого финансового результата, тыс. долл.
 Наименование показателя 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год 6-й год 7-й год 8-й год Выручка(НДС) 195000 195000 195000 195000 195000 195000 195000 195000 Эксплуатационные расходы 80064 80064 80064 80064 80064 80064 80064 80064 Амортизация оборудования 73339 60810 49912 11207 7116 7116 7116 7116 Налог на приобретение автотранспортных средств 39077 Таможенное
 оформление 10876 10876 12012 Выплаты арендной платы 56448 56448 56448 56448 Всего издержек 259804 208198 191436 147719 87180 87180 87180 87180 Прибыль до уплаты налогов -64804 -13198 3664 47281 107820 107820 107820 107820 Налог на прибыль (35%) 0 0 1247 16548 37737 37737 37737 37737 Чистые денежные поступления 8535 47612 45229 41940 77199 77199 77199 77199 Прибыль -64804 -13198 2317 30733 70083 70083 70083 70083
  > Ставки ввозных таможенных пошлин, %:
  код 87 042 (автомобили грузовые общей массой не более 5 т) - 10;
  код 8716 (прицепы и полуприцепы) - 20.
  Допускается временный ввоз с разрешения таможенных органов не более чем на два года. При временном ввозе за каждый полный или неполный месяц уплачивается 3% от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения. Оплата производится авансом за квартал в случае перевода оборудования в режим импорта оборудования. При этом ранее уплаченные суммы засчитываются, а с оставшейся суммы начисляются проценты исходя из ставки ЦБ РФ. В данном случае предпочтительнее воспользоваться режимом временного ввоза на два года и уплатить таможенные пошлины в соответствии с установленными правилами.
  Выплата таможенных ввозных пошлин будет распределяться следующим образом:
  > сумма ввозных таможенных пошлин - (159 804 долл. ? 10%) + (71 160 долл. ? 20%) = 30 212 долл.;
  > сумма выплат за два года из расчета 3% ежемесячных от суммы импортной пошлины - (30 212 долл. ? 12%) ? 2 = = 21 753 долл.;
  > оставшаяся сумма импортной пошлины, подлежащая выплате по окончании двух лет, - 8459 долл.;
  > сумма начисленных процентов по ставке ЦБ РФ 42% - 8459 долл. ? 42% = 3553 долл.
  Для определения основных финансовых результатов от произведенных инвестиций в соответствии с выбранной стратегией были рассчитаны следующие показатели.
  Ставка альтернативного вложения принята на уровне 40%, что соответствует рентабельности капитала АОЗТ "Интертрейд" по итогам 2000 г.
  Сумма инвестированного капитала составляет 30%, авансовый платеж - 69 289 долл.
 
  Чистая текущая стоимость (NPV):
 
 
 
  NVP = 25 661 долл.,
  где r = 40%;
  Т- горизонт расчета (8 лет);
  KV = 69 289.
 
  Рентабельность инвестиций (PI):
 
 
  где r = 40%;
  T - горизонт расчета (8 лет);
  KV = 69 289.
 
  Внутренняя норма рентабельности (IRR): IRR = 52%.
 
  Срок окупаемости (Ток) составляет три года, поскольку кумулятивная сумма чистых денежных поступлений за этот период (101 376 долл.) превышает объем капитальных вложений.
  Показатель NVP - это разность между дисконтированными величинами поступлений и инвестиций по проекту. Измеряет всю массу дохода, полученного за период осуществления проекта, в современной стоимости и отражает не только выгоду, но и масштаб. Очевидно, что если NVP < 0, то проект убыточный. В нашем примере этот показатель имеет значение 25 661 долл., что отражает ценность проекта.
  Показатель PI - отношение всей суммы дисконтированных доходов по проекту к сумме дисконтированных инвестиционных затрат. Для нашего проекта этот показатель составляет 1,37, что подтверждает его экономическую целесообразность.
  Показатель IRR - это значение дисконтирования, при котором NVP = 0, т.е. IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. IRR = 52%.
  Срок окупаемости - срок, при котором инвестиция будет погашена кумулятивным доходом. Для проекта этот срок составляет три года.
  Продолжим пример финансово-экономической оценки инвестиционного проекта АОЗТ "Интертрейд", используя для контрольного расчета метод определения периода окупаемости, не учитывающий концепцию дисконтирования. Для расчетов применим следующую формулу определения периода окупаемости инвестиций:
 
  PP = I0 / CFt,
  где РР - период окупаемости инвестиционного проекта;
 Iо - сумма первоначального инвестирования, которая для нашего примера составляет (см. табл. 3.4) 161 675 долл. (230964-69289);
 CFt - годовая сумма денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта, равна (см. табл. 3.4) 56 448 долл.
 
  Расчет окупаемости в этом случае дает следующий результат:
 
  РР = 161 675 / 564 448 = 2,9.
 
  Таким образом, результаты расчета периода окупаемости инвестиционного проекта, исчисленного с учетом дисконтирования (три года), существенно не отличаются от итогов контрольного расчета (2,9 года), произведенного более простым способом, не учитывающим концепцию дисконтирования.
  Следовательно, сумма первоначальных инвестиций будет возмещена за три года. Последующие пять лет инвестор будет получать доход от эксплуатации взятого в лизинг имущества, что говорит о большой привлекательности анализируемого инвестиционного проекта.
  Достоверность полученных результатов оценки проекта могла бы быть поставлена под сомнение, если бы расчеты производились не в относительно стабильных долларах, а в рублях. Невозможно точно указать покупательную способность рубля на восемь лет вперед в условиях нестабильной социально-экономической обстановки. Что касается лизинговых платежей, то, безусловно, они производятся в рублях.
  Предлагаемая схема финансово-экономической оценки инвестиционного проекта использования лизингового оборудования, по нашему мнению, во многом решает проблемы заключения лизинговых сделок и будет способствовать развитию лизинга в инвестиционной деятельности отечественных предприятий.