<< Пред. стр. 103 (из 284) След. >>
Дон Хуан сказал нам, что потеря человеческой формы являетсяединственным средством проломить эту скорлупу - единственным средством
освобождения той захватывающей, светящейся сердцевины - сердцевины
осознания, которая является пищей орла. Сломить эту скорлупу означает
вспомнить другого себя и придти к целостности самого себя.
Дон Хуан и его воины пришли к целостности самих себя и затем
обратились к своей последней задаче, которая состояла в том, чтобы найти
новую пару светящихся двойных существ.
По словам дона Хуана, они считали это простым делом, - все остальное
было пока для них относительно легким. Они не представляли себе, что
кажущаяся легкость их достижений была следствием мастерства и личной силы
бенефактора.
Их попытки найти новую пару двойных существ оказались бесплодными. Во
всех своих поисках они ни разу не натолкнулись на двойную женщину. Они
нашли несколько двойных мужчин, но все они были хорошо обеспеченными,
занятыми, процветающими и настолько довольными своей жизнью, что было
бесполезно и подходить к ним. Им не было нужды искать целей жизни: они
считали, что уже нашли ее. Дон Хуан сказал, что однажды понял, что и он
сам и его группа старятся и казалось, что у них не было никакой надежды
выполнить свою задачу. Это было первый раз, когда они ощутили жало
отчаяния и бессилия.
Сильвио Мануэль настоял на том, что им следует взять себя в руки и
жить безупречно без надежды найти свою свободу. Дон Хуан считал
допустимым, что это действительно может быть ключом ко всему. В этом
аспекте он оказался идущим по следам своего бенефактора. Он пришел к
признанию того, что неодолимый пессимизм побеждает воина в определенной
точке его пути. Чувство поражения или, может быть, более точно - чувство
своей недостойности - находит на него почти незаметно.
Дон Хуан сказал, что раньше он, бывало, посмеивался над намерениями
своего бенефактора и никак не мог поверить, что тот горюет всерьез.
Несмотря на протесты и предупреждения Сильвио Мануэля, дон Хуан
считал все это гигантским розыгрышем, призванным научить их чему-то.
Поскольку он не мог поверить, что сомнения его бенефактора реальны,
то не мог поверить и тому, что решение его бенефактора жить безупречно без
надежды на свободу было искренним.
Когда до него, наконец, дошло, что его бенефактор со всей
серьезностью признал свое поражение, то ему стало ясно и то, что решение
воина жить безупречно, несмотря ни на что, нельзя рассматривать как
стратегию, направленную на достижение успеха. Дон Хуан и его партия сами
подтвердили эту истину, когда они поняли, как непреложный факт, что шансы
против них неимоверны. Он сказал, что в такие моменты верх берет
тренировка в течение всей жизни, и воин входит в состояние абсолютного
смирения.
Когда истинная нищета его человеческих ресурсов становится
неоспоримой, воину не остается ничего другого, как отступить назад и
склонить голову. Дон Хуан поражался, что такое решение не оказывало,
казалось, никакого влияния на женских воинов партии. Казалось, что
поражение оставляло их незатронутыми. Он сказал нам, что заметил это в
партии своего бенефактора: женщины никогда не были так озабочены и так
мрачны из-за своей судьбы, как мужчины. Они, казалось просто
присоединились к суждению бенефактора дона Хуана и последовали за ним, не
показывая ни эмоциональной усталости, ни измотанности. Если женщины и были
задеты на каком-то уровне, они оставались к этому безразличны. Быть
занятыми - вот все, что имело для них значение. Казалось, только мужчины
бросали вызов свободе и ощутили ответный удар.
В своей группе дон Хуан наблюдал такой же контраст. Женщины охотно
согласились с ним, когда он сказал, что ресурсов у него недостаточно. Он
мог сделать единственное заключение: что женщины, хотя они никогда не
упоминали об этом, с самого начала никогда и не верили, что у них есть
какие-либо ресурсы. Как следствие этого, они никак не могли чувствовать
разочарование или отчаяние, обнаружив, что они бессильны. Они знали это с
самого начала.
Он рассказал нам, что причина, по которой орел требовал вдвое больше
женских воинов, чем мужских, была как раз в том, что женщины имеют
врожденное равновесие, которого нет у мужчин. В критический момент именно
мужчины впадают в истерику и совершают самоубийство, если они решат, что
все потеряно. Женщина может убить себя из-за направления к цели, но не
из-за падения той системы, к которой она окажется принадлежащей.
После того, как дон Хуан и его партия воинов отказались от надежды
или скорее, как это выразил дон Хуан, когда мужские воины достигли
каменистого дна, а женщины нашли подходящие способы успокоить их, дон
Хуан, наконец, наткнулся на двойного мужчину, к которому он мог подойти.
Этим двойным мужчиной был я. Он сказал, что поскольку никто в своем
здравом уме не пойдет добровольно на такое противоестественное дело, как
битва за свободу, ему пришлось последовать учению своего бенефактора в
истинном стиле сталкинга заманить меня, так же как он заманил членов своей
партии. Ему нужно было быть со мной одному в таком месте, где бы он мог бы
применить физическое давление на мое тело, причем было совершенно
необходимо, чтобы я пришел туда по своей воле. Он заманил меня в свой дом
с большой легкостью. Как он говорил, захватить двойного мужчину никогда не
бывает большой проблемой. Трудность состоит в том, чтобы найти такого,
который был бы доступен.
Этот первый визит в его дом прошел, с моей повседневной точки зрения,
без всяких событий. Дон Хуан был очарователен и шутил со мной. Он привел
разговор к теме усталости, которую испытывает тело водителя, когда тот
долго пробудет за рулем; эта тема мне, как студенту-антропологу, казалась
совсем посторонней. Затем он бросил случайное замечание, что моя спина
выглядит чуть искривленной, и, не говоря больше ни слова, положил руку мне
на грудь, выпрямил меня и нанес мне мощный хлопок по спине. Он застал меня
настолько врасплох, что я потерял сознание. Когда я вновь открыл глаза, я
чувствовал так, как если бы он сломал мне спину, но я знал, что я другой.
Я был кем-то другим, а не тем мной, которого я знал. С этих пор, когда бы
я ни встречал его, он смещал меня из правостороннего осознания в левое, а
затем раскрывал мне правило. Почти сразу же после того, как он нашел меня,
дон Хуан встретился с двойной женщиной. Он не приводил меня с ней в
соприкосновение путем какой-либо схемы, как поступил с ним его бенефактор,
а изобрел розыгрыш, такой же эффективный и разработанный, как у его
бенефактора, путем которого он сам заманил и вовлек двойную женщину. Он
взял на себя этот труд, потому что считал обязанностью бенефактора вовлечь
обоих двойных существ сразу после нахождения, а уж затем свести их вместе,
как партнеров по невообразимому предприятию.
Он рассказывал мне, что однажды, живя в аризоне, он пришел в
правительственное учреждение, чтобы заполнить какое-то прошение. Дама в
справочном окне отправила его к служащей в другом секторе и, не глядя,
показывала налево. Он проследил за направлением ее вытянутой руки и увидел
двойную женщину. Когда он принес свое прошение к ней, то понял, что это
еще совсем молоденькая девушка. Она сказала, что к прошениям никакого
отношения не имеет, однако из симпатии к бедному старому индейцу она
уделила время, чтобы помочь ему оформить прошение. Требовались
определенные юридические документы - документы, которые находились у дона
Хуана в кармане, но он изобразил полное невежество и беспомощность. По его
поведению выходило, что бюрократическая организация является для него
полной загадкой. По словам дона Хуана, ему совсем нетрудно было изображать
полную безмозглость: все, что для этого требовалось, так это вернуться к
тому, что когда-то было его нормальным сознанием.
В его задачи входило продлить контакт с этой девушкой столь долго,
сколько удастся. Его наставник говорил ему, что двойные женщины очень
редки, и он убедился в этом сам в своих поисках. Он предупреждал также,
что такие женщины имеют внутренние ресурсы, делающие их очень изменчивыми.
Дон Хуан опасался, что если не станет вести свою игру мастерски, она может
просто сбежать.
Он играл на ее симпатии, чтобы выиграть время. Он создал дальнейшие
отсрочки, притворившись, что юридические документы потеряны. Почти каждый
день он приносил ей разные бумажки; она прочитывала их и с сожалением
говорила ему, что эти справки не те, какие нужны. Она была настолько
тронута его жалким положением, что вызвалась даже заплатить адвокату,
чтобы тот оформил удостоверение об утрате документов.
Через 3 месяца таких хождений дон Хуан решил, что пришло время
извлечь документы на свет. К этому времени она уже привыкла к нему и чуть
ли не ждала его появления каждый день. Он пришел в последний раз, чтобы
выразить свою благодарность и попрощаться. Он сказал, что был бы рад
преподнести ей подарок, чтобы выразить свою признательность, но у него нет
денег даже на еду. Она была тронута его прямотой и пригласила его к ленчу.
Пока они ели, он говорил, что подарок не обязательно должен быть
предметом, который покупают; это может быть нечто такое, что дают только
глазам получателя, - нечто, о чем скорее можно помнить, чем владеть этим.
Она была заинтригована его словами.
Он напомнил ей, что она выразила сочувствие к индейцам и их
нищенскому существованию. Он спросил ее, не хочет ли она взглянуть на
индейцев в другом свете - не как на нищих, а как на артистов. Он сказал
ей, что знаком с одним стариком, который является последним в династии
танцоров силы. Он заверил ее, что этот человек станцует для нее по его
просьбе и, более того, пообещал ей, что она никогда в жизни не видела
ничего подобного и не увидит вновь. Этот танец - нечто такое, чему
свидетелями бывают лишь индейцы.
Ей такая идея понравилась. Она посадила его в свою машину после
работы и они поехали к холмам, где, по словам дона Хуана, жил тот индеец.
Он направил ее к своему дому; он попросил ее остановить машину в отдалении
и остаток пути они пошли пешком.
Прежде чем они достигли дома, он остановился и начертил на мягкой
песчаной дорожке носком ноги линию. Он сказал ей, что эта линия граница и
стал уговаривать ее перейти ее. Сама женщина-нагваль рассказывала мне, что
вплоть до этого момента она была очень заинтересована возможностью
посмотреть на настоящего индейского танцора, но когда старый индеец
начертил на земле линию и назвал ее границей, она стала колебаться. Затем
она уже действительно встревожилась, когда он сказал ей, что эта граница
для нее одной и что однажды переступив через нее, теряешь всякую
возможность вернуться.
Индеец явно видел ее напряженность и попытался успокоить ее. Он
вежливо погладил ее по руке, заверив, что с ней не случится ничего
плохого, пока он рядом. Границу можно считать, сказал он, как бы
символической платой танцору, потому что он не хочет денег. Ритуал заменил
деньги и требовал, чтобы она по своему желанию переступила границу. Старый
индеец весело переступил линию и сказал ей, что для него это просто
индейская чепуха, но что танцору, наблюдавшему за нами из дома, следует
польстить, если она хочет увидеть его танец.
Она говорила, что внезапно ощутила такой испуг, что не могла
двинуться с места, чтобы переступить линию. Старый индеец сделал попытку
убедить ее, говоря, что переступание через эту границу благотворно
сказывается на теле: переступая ее, он не только чувствует себя моложе, но
и действительно делается моложе, - такую силу имеет эта граница.
Чтобы продемонстрировать это, он перешел обратно - и немедленно его
плечи опустились, углы рта упали, глаза потеряли свой блеск.
Женщина-нагваль не могла отрицать тех различий, которые производил переход
линии. Дон Хуан перешел линию в третий раз. Он глубоко дышал, расправляя
грудь, его движения стали смелыми и четкими.
Женщина-нагваль сказала, что тут ей пришла в голову мысль, не стоят
ли за всем этим какие-либо сексуальные намерения. Ее машина осталась
слишком далеко позади, чтобы броситься бежать к ней. Единственное, что она
могла сделать, так это убеждать саму себя, что глупо так бояться
старика-индейца. Тогда старик еще раз воззвал к ее разуму и ее чувству
юмора. Заговорщицким тоном, как бы с неохотой открывая ей секрет, он
сказал ей, что просто притворился молодым, чтобы сделать приятное танцору,
и что если она не поможет ему, перейдя линию, он может в любую минуту
свалиться без сил от того перенапряжения, которое от него потребовалось,
чтобы ходить, не сгорбившись.
Он прошел туда и обратно через линию, чтобы показать ей, каких
неимоверных усилий требует от него такая пантомима.
Женщина-нагваль говорила, что в его умоляющих глазах отражалась боль,
которую испытывало старое тело, подражая молодости. Она перешагнула линию,
чтобы помочь ему и разделаться со всем этим; она хотела ехать домой.
В тот момент, когда она пересекла линию, дон Хуан сделал невероятный
прыжок и заскользил над крышей дома. Женщина-нагваль сказала, что он
летел, как огромный бумеранг. Когда он приземлился рядом с ней, она упала
на спину. Ее испуг превосходил все, что она когда-либо испытывала, но
таким же было и ее возбуждение от того, что она была свидетельницей такого
чуда. Она даже не спрашивала, каким образом он выполнил такой великолепный
подвиг. Ей хотелось побежать обратно к своей машине и мчаться домой.
Старик помог ей подняться и извинился за то, что подшутил над ней. В
действительности, сказал он, танцором являлся он сам и его полет над домом
как раз и был его танцем. Он спросил ее, обратила ли она внимание на
направление его полета. Она повела рукой против часовой стрелки. Он
отечески погладил ее по голове и сказал, что это очень примечательно, что
она была столь внимательна.
Затем он сказал, что она, возможно, повредила себе спину при падении
и он не может отпустить ее просто так, не убедившись, что все в порядке.
Он смело распрямил ей плечи, поднял ее подбородок и затылок, как бы
указывая, как распрямить спину. Затем он нанес ей мощный шлепок между
лопатками, буквально выбив весь воздух у нее из легких. Какое-то мгновение
она не могла дышать и потеряла сознание.
Придя в себя, она увидела, что оказалась внутри его дома. Из носа у
нее шла кровь, в ушах звенело, дыхание было ускоренным, глаза она не могла
сфокусировать. Он посоветовал ей делать глубокие вдохи на счет 8. Чем
дольше она дышала, тем больше все прояснялось.
Она рассказывала мне, что в какой-то момент вся комната засветилась.
Все засияло желтоватым светом. Она застыла и больше не могла дышать
глубоко; желтый свет к тому времени так сгустился, что стал напоминать
туман, затем туман превратился в желтоватую паутину. В конце концов он
рассеялся, но весь мир оставался еще некоторое время однородно желтоватым.
Затем дон Хуан заговорил с ней. Он вывел ее из дома и показал ей, что
весь мир разделен на две половины: левая сторона была чистой, а правая
затянута желтоватым туманом. Он сказал ей, что чудовищно думать, будто мир
познаваем или что мы сами являемся познаваемыми. Он сказал ей, что то, что
она воспринимает, загадка, неразрешимая задача, которую можно воспринимать
лишь со смирением и почтением. Затем он открыл ей правило. Ее ясность
мысли была столь интенсивной, что она поняла все, что он говорил. Правило
казалось ей само собой разумеющимся и очевидным. Он объяснил ей, что две
половины человеческого существа полностью отдельны и чтобы сорвать печать
и пройти с одной стороны на другую, требуется огромная дисциплина и
целеустремленность. Двойные существа имеют огромное преимущество:
состояние двойственности позволяет легко передвигаться между отделами на
правой стороне. Невыгодность положения двойственных существ в том, что,
имея два отдела, они оседлы, консервативны и боятся перемены. Дон Хуан
сказал ей, что его намерением было заставить ее передвинуться из ее
крайнего правого отдела в ее более светлый и острый левый отдел правой
стороны, но вместо этого по какой-то необъяснимой причине его удар послал
ее через всю ее двойственность из ее повседневного крайнего правого отдела
в ее крайний левый отдел. Он 4 раза пытался вернуть ее назад к обычному
состоянию осознания, но безуспешно, однако его удары помогли ей включать и
выключать по желанию свое восприятие стены тумана.
Хотя у дона Хуана и не было такого намерения, он был прав, говоря,
что та линия была односторонней границей для нее. Перейдя ее однажды, она,
точно так же как и Сильвио Мануэль, уже никогда не вернулась.
Когда дон Хуан свел женщину-нагваль и меня лицом к лицу, никто из нас
не знал о существовании другого, однако мы мгновенно почувствовали, что
знакомы друг с другом.
Дон Хуан знал по своему опыту, что равновесие, которое двойные
существа испытывают в компании друг друга, неописуемо и уж слишком
коротко. Он сказал нам, что мы были сведены вместе силой, невосприемлимой
для нашего разума, и что единственное, чего мы не имеем, - это времени.
Каждая минута может быть последней, поэтому проживать ее надо
одухотворенно.
После того, как дон Хуан свел нас вместе, все, что оставалось ему и
воинам, - найти четырех женщин-сталкеров, трех мужских воинов и одного
мужчину-курьера, чтобы создавать нашу партию. Для этого дон Хуан нашел
Лидию, Жозефину, Горду, Розу, бениньо, Нестора, Паблито и курьера Элихио.
Каждый из них был копией в недоразвитой форме членов собственной партии
дона Хуана.
12. НЕДЕЛАНИЕ СИЛЬВИО МАНУЭЛЯ
Дон Хуан и его воины отстранились, дав место женщине-нагвалю и мне
претворить в действие правило, то есть вести к свободе, питать и
поддерживать 8 воинов. Все, казалось, было в совершенном порядке и то же
время что-то было не так.
Первая группа женских воинов, которых нашел дон Хуан, была
сновидящими, тогда как им полагалось быть сталкерами. Он не знал, чем
объяснить такую аномалию. Он мог только сделать заключение, что сила
поставила его на тропу этих воинов так, что отказаться от них было
невозможно.
Была еще одна поразительная аномалия, которая еще больше озадачивала
дона Хуана и его воинов: трое женских и трое мужских воинов были
неспособны войти в состояние повышенного сознания, несмотря на
титанические усилия дона Хуана. У них замутнялось сознание, сбивался фокус
зрения, но они не могли сломать печать, мембрану, разделяющую две
половины. Их прозвали пьяницами, потому что они начинали качаться, теряя
мышечную координацию. Только курьер Элихио и Горда были с необычайной
степенью осознания, особенно Элихио, который был на равных с любым из
людей дона Хуана.
Трое девушек сблизились между собой и образовали непоколебимую
единицу. Так же сделали трое мужчин.
Группы из трех человек, когда правило предписывало 4, - были чем-то
зловещим. Число 3 - это символ динамики, изменения движения и превыше
всего символ ревитализации.
Правило не служило больше картой, и тем не менее было совершенно
невообразимым, чтобы где-то вкралась ошибка. Дон Хуан и его воины считали,
что правило не делает ошибок. Они пытались решить этот вопрос в своих
сновидениях и в своем виденьи. Они думали и над тем, что, возможно, они
были слишком торопливы и просто не видели, что эти трое женщин и трое
мужчин были непригодными.
Дон Хуан признался мне, что он видел тут два взаимосвязанных вопроса.
Первый - прагматическая проблема нашего присутствия среди них, второй
касался надежности правила. Его бенефактор привел их к уверенности, что
правило охватывает все, с чем может столкнуться воин. Он не подготовил их
к такому случаю, когда правило может оказаться неприложимым.
Горда сказала, что у женщин из партии дона Хуана никогда не было