<< Пред. стр. 143 (из 284) След. >>
Быстрым взглядом он осмотрелся в окрестностях, поворачиваясь на местедо тех пор, пока не стал вновь смотреть на юго-восток.
Его движения испугали меня. Я спросил его, с кем же это свидание?
- Со знанием, - сказал он. - скажем так, что знание кружит вокруг
нас.
Он не дал мне уцепиться за такой загадочный ответ. Он быстро изменил
тему, и шутливым тоном велел мне быть естественным, то есть записывать и
разговаривать так, как если бы мы были у него дома.
Что больше всего давило мне на ум на этот раз, так это то живое
ощущение, которое я имел шестью месяцами раньше, разговаривая с койотом.
Это событие означало для меня, что я впервые мог визуализировать или
воспринять через свои органы чувств и в трезвом состоянии то описание
мира, которое делают маги.
- Мы не собираемся уходить в рассуждения о занятиях подобного рода, -
сказал дон Хуан, услышав мой вопрос. - тебе нельзя посоветовать
индульгироваться, концентрируя свое внимание на прошлых событиях. Мы можем
касаться их, но только поверхностно.
- Но почему это так, дон Хуан?
- У тебя еще недостаточно личной силы для того, чтобы искать
объяснения магов.
- Значит, есть объяснение магов?
- Конечно, маги - люди. Мы - создания мысли. Мы ищем разъяснений.
У меня было такое впечатление, что основным моим недостатком было
искать объяснения.
- Нет. Твой недостаток в том, что ты ищешь подходящих объяснений.
Объяснений, которые подойдут к твоему миру, против чего я возражаю, так
это против твоей рассудочности. Маг тоже объясняет все вещи в своем мире,
но он не такой окаменелый, как ты.
- Каким образом я мог, прийти к объяснению магов?
- Накапливая личную силу. Личная сила заставляет тебя очень легко
соскользнуть в объяснение магов. Это объяснение не является тем, что ты
называешь объяснением. Тем не менее оно делает мир и его чудеса, если не
ясными, то по крайней мере менее пугающими. Это должно быть сущностью
объяснения. Но это не то, чего ты ищешь. Ты ищешь отражения своих идей.
Я потерял инерцию в задавании вопросов. Однако его улыбка
подталкивала меня к тому, чтобы я продолжал разговаривать и следующей
темой, представляющей для меня большую важность, был его друг Хенаро и то
необычное действие, котороеимели на меня его поступки. Каждый раз, когда я
приходил с ним в контакт, я испытывал абсолютно неземные расстройства
органов чувств.
- Хенаро поразителен, - сказал он. - но пока что не имеет смысла
говорить о нем или о том, что он делает с тобой. Опять же, у тебя нет
достаточно личной силы, чтобы поднимать эту тему. Подожди, когда она у
тебя будет, тогда и поговорим.
- Что если ее у меня никогда не будет?
- Если у тебя ее никогда не будет, то мы никогда не поговорим.
- Однако с той скоростью, с которой я продвигаюсь, будет ли она у
меня? - спросил я.
- Это зависит от тебя. Я дал тебе всю необходимую информацию. Теперь
ты отвечаешь за то, чтобы получить достаточно личной силы, чтобы потрогать
чешуйки.
- Ты говоришь метафорами, - сказал я. - скажи мне прямо, скажи мне
точно, что я должен делать. Если ты мне уже это говорил, предположим, что
я уже это забыл.
Дон Хуан усмехнулся и лег, положив руки под голову.
- Ты отлично знаешь, что тебе нужно, - сказал он.
Я сказал ему, что иногда мне кажется, что я знаю, но что большей
частью у меня нет такой уверенности в себе.
- Боюсь, что ты путаешь темы, - сказал он. - самоуверенность воина не
является самоуверенностью среднего человека. Средний человек ищет
определенности в глазах того, кто на него смотрит и называет это
самоуверенностью. Воин ищет неуязвимости в своих собственных глазах и
называет это смирением. Средний человек сцеплен с окружающими его людьми,
в то время как воин сцеплен только с самим собой. Может быть ты охотишься
за радугами, ты гонишься за самоуверенностью среднего человека, тогда как
тебе следовало бы стремиться к смирению воина. Разница между тем и этим -
значительная. Самоуверенность обозначает, что ты знаешь что-то наверняка.
Смирение включает в себя то, что ты неуязвим ни в поступках, ни в
чувствах.
- Я старался жить в согласии с твоими предложениями, - сказал я. -
возможно я делал не все самое лучшее, но самое лучшее, что я мог сам. Это
неуязвимость?
- Нет. Ты должен делать лучше, чем это. Ты все время должен
выталкивать себя за собственные границы.
- Но это будет безумие, дон Хуан. Никто не может этого.
- Есть масса вещей, которые ты сейчас делаешь, и которые казались бы
тебе безумными десять лет назад. Эти вещи сами по себе не изменились.
Изменилась твоя идея относительно самого себя. То, что было невозможным
тогда, совершенно возможно сейчас. Может быть твой полный успех в перемене
самого себя, это только дело времени и в этом отношении единственно
возможным курсом, который есть у воина, это действовать неуклонно и не
оставляя места для отступления. Ты достаточно знаешь о пути воина, чтобы
действовать соответственно. Но на твоем пути стоят твои старые привычки и
твой распорядок жизни.
Я понял, что он хотел сказать.
- Ты думаешь, что записывание - одна из моих старых привычек, которую
я должен изменить? Может мне следует уничтожить мою новую рукопись?
Он не ответил. Он поднялся и посмотрел на край чапараля. Я сказал,
что получил письма от различных людей, говорящих мне о том, что
неправильно писать о своем ученичестве. Как прецедент, они цитировали то,
что мастера восточных эзотерических доктрин требовали абсолютной
секретности. Насчет своих учений.
- Может быть, эти мастера просто индульгируют в том, что они мастера?
- сказал дон Хуан, глядя на меня.
- Я не мастер. Я только воин. Поэтому я действительно не знаю, что
чувствует мастер.
- Но может быть я говорю о тех вещах, о которых мне не следовало бы
говорить, дон Хуан?
- Неважно, что человек открывает или что он удерживает про себя. Все,
что мы делаем, все, чем мы являемся, основывается на нашей личной силе.
Если у нас ее достаточно, то одно сказанное слово может быть достаточным
для того, чтобы изменить весь ход нашей жизни. Но если у нас недостаточно
личной силы, то прекраснейшие и чудеснейшие отделы мудрости могут быть
раскрыты нам, и это раскрытие ни черта нам не даст.
Затем он снизил голос, как бы говоря мне что-то секретное.
- Я собираюсь произнести, пожалуй, величайший момент знания, который
кто-либо может произнести, - сказал он. - посмотрю я, что ты с ним сможешь
сделать. Знаешь ли ты, что в этот самый момент ты окружен вечностью, если
пожелаешь?
После долгой паузы, во время которой он подталкивал меня едва
заметными движениями глаз сделать заключение, я сказал, что не понимаю, о
чем он говорит.
Затем он указал в зенит. Или там, или мы можем сказать, что вечность
вроде этого, - и он расставил руки, указывая на восток и запад.
Мы взглянули друг на друга. В его глазах был вопрос.
- Что ты на это скажешь? - спросил он, подзуживая меня подумать над
его словами.
Я не знал, что сказать.
- Знаешь ли ты, что ты можешь растянуть себя навсегда в любом из
направлений, в котором я указал, - продолжал он, - знаешь ли ты, что один
момент может быть вечностью? Это не загадка, это факт. Но только если ты
оседлаешь этот момент и используешь для того, чтобы ухватиться за
целостность самого себя навсегда и в любом направлении.
Он смотрел на меня.
- У тебя не было этого знания раньше, - сказал он улыбаясь. - теперь
ты его имеешь. Но это не делает никакой разницы, поскольку у тебя
недостаточно личной силы для того, чтобы использовать мое откровение.
Однако, если бы у тебя было достаточно личной силы, то одни только мои
слова были бы достаточны для тебя, чтобы сконцентрировать целостность
самого себя и вывести критическую часть себя за те границы, в которых она
заключена.
Он подошел ко мне сбоку, и постукал меня по груди. Это было очень
легкое постукивание.
- Там границы, о которых я говорю, - сказал он. - можно выйти из них.
Мы - это чувства, осознание, заключенное здесь.
Он хлопнул меня по плечам обеими руками и мои блокнот и карандаш
полетели на землю. Дон Хуан поставил ногу на блокнот и уставился на меня
смеясь.
Я спросил его, не возражает ли он, что я делаю заметки. Он сказал
"нет" ободряющим тоном и убрал ногу.
- Мы - светящиеся существа, - сказал он, ритмично покачивая головой.
- а для светящегося существа только личная сила имеет значение. Но если ты
спросишь меня, что такое личная сила, то я должен сказать тебе, что мои
объяснения не объяснять этого.
Дон Хуан взглянул на западный горизонт и сказал, что еще осталось
несколько часов дневного света.
- Нам придется здесь быть долго, - объяснил он. - поэтому мы будем
или спокойно сидеть, или говорить. Для тебя неестественно молчать,
поэтому, продолжим разговаривать. Это место является местом силы, и прежде
чем придет ночь, оно должно быть использовано для нас. Ты должен сидеть
как можно более естественно, без страха и без нетерпения. Похоже на то,
что тебе легче всего расслабиться, делая заметки. Поэтому пиши, сколько
твоей душе угодно. А теперь, предположим, что ты расскажешь мне что-нибудь
о своих сновидениях.
Его внезапный переход застал меня врасплох. Он повторил свою просьбу.
Много нужно было сказать об этом. Сновидения включали в себя
культивирование особого контроля над собственными снами до такой степени,
что опыт, испытанный в них, и то, что испытываешь во время бодрствования,
приобретает одинаковую практическую ценность. Подход магов состоял в том,
что под воздействием сновидения обычный критерий в том, чтобы отличить сон
от реальности, становится недействующим.
Практика сновидения состояла в том упражнении, в которое входило
нахождение собственных рук во время сна. Иными словами, следовало
намеренно увидеть во сне, что смотришь на собственные руки и можешь найти
их, поднимая на уровень глаз во время сна.
После нескольких лет безуспешных попыток я, наконец, выполнил задачу.
Оглядываясь назад, мне становится очевидным, что я добился успеха лишь
после того, как добился контроля в какой-то степени над миром своей
повседневной жизни.
Дон Хуан захотел узнать всю подноготную. Я стал рассказывать ему, что
трудность устанавливать команду смотреть на руки очень часто бывает
совершенно непреодолимой. Он предупредил меня, что ранние стадии
подготовительной работы, которую он называл настройка сновидения, состояли
из смертельной игры, которую ум человека играет сам с собой, и что
какая-то часть меня самого будет делать все возможное к тому, чтоб
воспрепятствовать выполнению этой задачи.
- Сюда может входить, - сказал дон Хуан, - раздумывание о бессмыслице
всего этого, наплывы меланхолии или даже депрессия с позывом к
самоубийству.
Я однако так далеко не зашел. Мой опыт был скорее на светлой,
комической стороне. Тем не менее результат бывал одинаково
разочаровывающим. Каждый раз, когда я собирался взглянуть на руки во сне,
случалось что-нибудь необычное. Я или начинал летать, или мой сон
превращался в ночной кошмар, или же просто приходило очень приятное
ощущение телесного возбуждения. Все во сне выходило далеко за рамки
"нормального", если говорить о живости сна, и поэтому сон ужасно
затягивал. Мое первоначальное намерение наблюдать за своими руками бывало
забыто в свете новой ситуации.
Однажды ночью, совершенно неожиданно, я нашел свои руки во сне. Я
видел во сне, что иду по незнакомой улице иностранного города и внезапно я
поднял руки и поместил их перед лицом. Казалось, что что-то внутри меня
самого сдалось и позволило мне смотреть на тыльную сторону своих рук.
Инструкции дона Хуана состояли в том, что как только вид моих рук
станет расплываться или меняться на что-либо еще, я должен перевести свой
взгляд с рук на любой другой элемент окрестности в моем сне. В этом
конкретном сне я перенес свой взгляд на здание в конце улицы. Когда вид
здания начал туманиться, я сконцентрировал свое внимание на других
элементах, входящих в мой сон. Конечным результатом была невероятно ясная
и стройная картина пустынной улицы в каком-то неизвестном заграничном
городе.
Дон Хуан заставил меня продолжать рассказывать о других опытах в
сновидении. Мы разговаривали долгое время.
В конце моего отчета он поднялся и пошел в кусты. Я тоже поднялся. Я
нервничал. Это было ничем не обоснованное ощущение, поскольку ничто не
возбуждало ни страха, ни заботы. Дон Хуан вскоре вернулся, он заметил мое
возбуждение.
- Успокойся, - сказал он, слегка взяв меня за руку.
Он усадил меня и положил мне на колени блокнот. Он уговаривал меня
писать. Его аргументом было то, что я не должен беспокоить место силы
ненужными чувствами страха или колебания.
- Почему я стал так нервничать? - спросил я.
- Это естественно, - сказал он. - чему-то внутри тебя угрожает твоя
деятельность в сновидениях. До тех пор, пока ты не думал об этой
деятельности, с тобой было все в порядке. Но теперь, когда ты свои
действия раскрыл, ты готов упасть в обморок.
- У каждого воина свой собственный способ сновидения. Каждый способ
различен. Единственно, что у нас есть у всех общее, так это то, что мы
разыгрываем хитрые трюки для того, чтобы заставить самих себя отступиться.
Противоядием будет настойчиво продолжать попытки, несмотря на все эти
барьеры и разочарования.
Он спросил меня затем, могу ли я выбирать тему для сновидения. Я
сказал, что не имею ни малейшей идеи относительного того, как это сделать.
- Объяснение магов, относительно того, как отбирать тему для
сновидения, - сказал он, - состоит в том, что воин выбирает тему
сознательно, удерживая изображение в своем уме, в то время как он
выключает свой внутренний диалог. Другими словами, если он способен на
какое-то время о том, что он хочет в сновидении, даже если это ему удается
лишь на секунду, желаемая тема придет. Я уверен, что ты это сделал, хотя и
не осознавал этого.
Последовала длинная пауза, а затем дон Хуан начал нюхать воздух.
Казалось, он прочищает свой нос. Три или четыре раза он с силой выдохнул
через ноздри, мышцы его живота сокращались рывками, которые он
контролировал делая короткие, маленькие вдохи.
- Мы больше не будем говорить о сновидении, - сказал он. - Это может
стать у тебя навязчивой мыслью. Если в чем-нибудь можно добиться успеха,
то успех должен приходить легко, с небольшим количеством усилий, но без
стресса или навязчивых идей.
Он поднялся и прошел к краю кустов. Нагнувшись, он всмотрелся в
листву. Казалось, он что-то рассматривает в листьях, не подходя к ним
слишком близко.
- Что ты делаешь? - спросил я, не способный сдержать свое
любопытство.
Он повернулся ко мне, улыбнулся и поднял брови.
- Кусты полны странных вещей, - сказал он и сел снова.
Его тон был таким спокойным, что он испугал меня больше, чем если бы
он крикнул. Мой блокнот и карандаш упали у меня из рук. Он засмеялся,
изобразил мои движения и сказал, что мои преувеличенные реакции являются
одним из тех свободных концов, которые еще существуют в моей жизни.
Я хотел поговорить об этом, но он мне не позволил.
- Осталось совсем немножко дневного света, - сказал он. - есть другие
вещи, которых мы должны коснуться, прежде чем наступят сумерки.
Затем он добавил, что, судя по моим успехам в сновидении, я должно
быть научился останавливать по желанию свой внутренний диалог. Я сказал
ему, что это так.
В начале нашей связи дон Хуан разработал другую процедуру: делать
длинные переходы, не фокусируя глаза ни на чем. Его рекомендацией было не
смотреть ни на что прямо, но, слегка раскашивая глаза, удерживать в
боковом зрении все, что попадается на глаза. Он настаивал, хотя в то время
я этого и не понимал, на том, что если будешь удерживать несфокусированные
глаза в точке слегка выше горизонта, то возможно замечать сразу все в
почти полном 180-градусном секторе перед глазами. Он заверил меня, что это
упражнение является единственным способом прекратить внутренний диалог. Он
обычно расспрашивал меня о моем прогрессе, но потом перестал
интересоваться этим.
Я сказал дону Хуану, что практиковал эту технику в течение нескольких
лет, не замечая никаких изменений. Однако однажды я с потрясением понял,
что только что шел в течение десяти минут, не сказав себе ни единого
слова.
Я заметил дону Хуану, что осознал тот факт, что остановка внутреннего
диалога - это не просто удерживание слов, которые я говорил себе. Весь мой
мыслительный процесс остановился, и я ощутил себя как бы в подвешенном
состоянии, парящим. Чувство паники, которое возникло из этого осознания
заставило меня восстановить свой внутренний диалог как противоядие.
- Я говорил себя, что внутренний диалог это то, что прижимает нас к
земле, - сказал дон Хуан. - мир то-то и то-то или такой-то и такой-то
только потому, что мы говорим сами себе о том, что он то-то и такой-то.
Дон Хуан объяснил, что проход в мир магов открывается после того, как
воин научится выключать внутренний диалог.
- Сменить нашу идею мира - является ключом магии, - сказал он. -
остановка внутреннего диалога - единственный путь к тому, чтобы выполнить
это. Все остальное просто продвижение. Сейчас ты в таком положении, что
знаешь о том, что ничто из того, что ты видел или слышал, за исключением
остановки внутреннего диалога не могло само по себе изменить что-либо в
тебе или в твоей идее мира. Следует оговориться, однако, что такое
изменение не может быть вызвано силой. Теперь ты сможешь понять, почему
учитель не обрушивается на своего ученика. Это родит в нем только
мрачность и навязчивые идеи.
Он спросил о деталях других опытов, которые у меня были в выключении
внутреннего диалога. Я рассказал все, что мог вспомнить.
Мы разговаривали, пока не стало темно, и я уже не мог удобно
записывать. Мне пришлось уделять меньше внимания записыванию, а это
изменяло мою концентрацию. Дон Хуан понял это и стал смеяться. Он указал
на то, что я выполнил еще одну задачу магии - записывать, не концентрируя
внимания.
В тот момент, когда он это сказал, я понял, что на самом деле не
уделяю никакого внимания действию записывания, казалось, это отдельная
деятельность, с которой я не имею ничего общего. Я был озадачен. Дон Хуан
попросил меня сесть рядом с ним в центре круга. Он сказал, что стало