<< Пред.           стр. 155 (из 284)           След. >>

Список литературы по разделу

  Я взглянул на дона Хуана. Он глядел на среднюю часть моего тела. Он
 поднял глаза, и ясность мысли вернулась ко мне мгновенно.
  - Тональ - это все, что мы знаем, - повторил он медленно, - и это
 включает не только нас, как личности, но и все в нашем мире. Можно
 сказать, что тональ это все, что встречает глаз.
  Мы начинаем растить его с момента рождения. В тот момент, когда мы
 делаем первый вдох воздуха, мы вдыхаем также силу для тоналя. Поэтому
 правильно сказать, что тональ человеческого существа интимно связан с его
 рождением.
  Ты должен запомнить этот момент. Очень важно понимание всего этого.
 Тональ начинается с рождения и заканчивается со смертью.
  Я хотел пересмотреть все, что он сказал. Я уже было раскрыл рот,
 чтобы попросить его повторить неясные точки нашего разговора, но к своему
 изумлению я не смог произнести свои слова. Я испытывал очень любопытную
 неспособность. Мои слова были тяжелыми, и я не имел никакого контроля над
 этим ощущением.
  Я взглянул на дона Хуана, чтобы показать ему, что не могу говорить.
 Он опять смотрел на мой живот.
  Он поднял глаза и спросил, как я себя чувствую. Слова полились из
 меня, как будто прорвало плотину. Я рассказал ему, что у меня было
 любопытное ощущение, будто я не могу ни говорить ни думать, и в то же
 время мои мысли были кристально ясными.
  - Твои мысли были кристально ясными? - спросил он.
  Я сообразил тогда, что ясность не относилась к моим мыслям, а только
 к моему восприятию мира.
  - Ты что-нибудь делаешь со мной, дон Хуан? - спросил я.
  - Я пытаюсь убедить тебя в том, что твои замечания не нужны, - сказал
 он и засмеялся.
  - Значит ты не хочешь, чтобы я задавал вопросы?
  - Нет, нет, задавай, все, что хочешь. Но не давай отвлекаться своему
 вниманию.
  Я вынужден был признать, что был рассеян из-за безбрежности темы.
  - Я все еще не могу понять, дон Хуан, что ты имеешь в виду под тем
 заявлением, что тональ это все, - сказал я после секундной паузы.
  - Тональ это то, что делает мир.
  - Тональ является создателем мира?
  Дон Хуан почесал виски.
  - Тональ создает мир только образно говоря. Он не может создать или
 изменить ничего, и тем не менее он делает мир, потому что его функция
 состоит в том, чтобы судить, свидетельствовать и оценивать. Я говорю, что
 тональ делает мир, потому что он свидетельствует и оценивает его согласно
 своим тональным законам. Очень странным образом тональ является творцом,
 который не творит ни единой вещи другими словами, тональ создает законы,
 по которым он воспринимает мир, так что, образно говоря, он творит мир.
  Он мурлыкал популярную мелодию, отбивая ритм пальцами на краю стула.
 Его глаза сияли. Казалось, они искрятся. Он усмехнулся и покачал головой.
  - Ты не слушаешь меня, - сказал он улыбаясь.
  - Слушаю, у меня нет никаких проблем, - сказал я, но не очень
 убежденно.
  - Тональ - это остров, - объяснил он. - лучший способ описать его,
 это сказать, что тональ - вот это.
  Он очертил рукой середину стола.
  - Мы можем сказать, что тональ как вершина этого стола, остров, и на
 этом острове мы имеем все. Этот остров фактически мир.
  Есть личные тонали для каждого из нас и есть коллективный тональ для
 всех нас в любое данное время, который мы можем назвать тоналем времен.
  Он показал на ряд столов в ресторане. - Взгляни, каждый стол имеет
 одни и те же очертания. Определенные предметы есть на каждом из них.
 Индивидуально они, однако, отличаются один от другого. За одними столами
 больше людей, чем за другими, на них разная пища, разная посуда, различная
 атмосфера, и однако мы должны согласиться, что все столы в ресторане очень
 похожи. Та же самая вещь происходит с тоналем. Мы можем сказать, что
 тональ времен это то, что делает нас похожими. Точно также, как все столы
 в этом ресторане похожи. Каждый стол, тем не менее, это индивидуальный
 случай, точно так же, как личный тональ каждого из нас. Однако, следует
 иметь в виду тот важный момент, что все, что мы знаем о нас самих и о
 нашем мире, находится на острове тоналя. Понимаешь, о чем я говорю?
  - Если тональ это все, что мы знаем о нас и нашем мире, что же такое
 нагваль?
  - Нагваль - это та часть нас, с которой мы вообще не имеем никакого
 дела.
  - Прости, я не понял.
  - Нагваль - это та часть нас, для которой нет никакого описания. Нет
 слов, нет названий, нет чувств, нет знания.
  - Но это противоречие, дон Хуан. По моему мнению, если это не может
 быть почувствовано, описано или названо, то оно не может существовать.
  - Это противоречие только по твоему мнению. Я предупреждал тебя
 ранее, чтобы ты не пытался сбить самого себя с ног, стараясь понять это.
  - Не говоришь ли ты, что нагваль это ум?
  - Нет, ум - это предмет на столе, ум - это часть тоналя. Скажем так,
 что ум - это чилийский соус.
  Он взял бутылку соуса и поставил ее передо мной.
  - Может нагваль - душа?
  - Нет, душа тоже на столе. Скажем, душа - это пепельница.
  - Может это мысли людей?
  - Нет, мысли тоже на столе. Мысли как столовое серебро. Он взял вилку
 и положил ее рядом с чилийским соусом и пепельницей.
  - Может быть это состояние блаженства, неба?
  - И не это тоже. Это, чем бы оно ни было, есть часть тоналя. Это,
 скажем, бумажная салфетка.
  Я продолжал перечислять возможные способы описания того, о чем он
 говорит: чистый интеллект, психика, энергия, жизненная сила, бессмертие,
 принцип жизни. Для всего, что я называл, он нашел предмет на столе как
 противовес и ставил его передо мной, пока все предметы на столе не были
 собраны в одну кучу.
  Дон Хуан, казалось, наслаждался бесконечно. Он хихикал, потирал руки
 каждый раз, когда я называл другую вероятность.
  - Может быть нагваль - высшее существо, всемогущий бог? - спросил я.
  - Нет, бог тоже на столе. Скажем так, что бог - это скатерть. Он
 сделал шутливый жест для того, чтобы скомкать ее и положить с другими
 предметами передо мной.
  - Но значит ты говоришь, что бога не существует?
  - Нет, я не сказал этого. Все, что я сказал, так это что нагваль - не
 бог, потому что бог является предметом нашего личного тоналя и тоналя
 времен. Тональ является, как я уже сказал, всем тем, из чего мы думаем,
 состоит мир, включая бога, конечно.
  Бог не более важен, чем что-либо другое, будучи тоналем нашего
 времени.
  - В моем понимании, дон Хуан, - бог - это все. Разве мы не говорим об
 одной и той же вещи?
  - Нет, бог это только все то, о чем мы можем думать, поэтому,
 правильно говоря, он только другой предмет на этом острове. Бога нельзя
 посмотреть по собственному желанию, о нем можно только говорить. Нагваль,
 с другой стороны, к услугам воина. Можно быть его свидетелем, но о нем
 нельзя поговорить.
  - Если нагваль не является ни одной из тех вещей, которые я
 перечислил, то может быть ты сможешь рассказать мне о его местоположении.
 Где он?
  Дон Хуан сделал широкий жест и показал на область за границами стола.
 Он провел рукой, как если бы ее тыльной стороной очищал воображаемую
 поверхность, которая продолжалась за краями стола.
  - Нагваль там, - сказал он. - там, окружающий остров. Нагваль там,
 где обитает сила.
  Мы чувствуем с самого момента рождения, что есть две части нас самих.
 В момент рождения и некоторое время спустя мы являемся целиком нагвалем.
 Мы чувствуем затем, что для того, чтобы функционировать, нам необходима
 противоположная часть того, что мы имеем. Тональ отсутствует, и это дает
 нам с самого начала ощущение неполноты. Затем тональ начинает развиваться
 и становится совершенно необходимым для нашего функционирования. Настолько
 необходимым, что он замутняет сияние нагваля. Он захлестывает его. С того
 момента как мы становимся целиком тоналем, мы уже ничего больше не делаем
 как только взращиваем наше старое ощущение неполноты, которое сопровождало
 нас с момента нашего рождения и которое постоянно нам говорит, что есть
 другая часть, которая дала бы нам цельность.
  С того момента, как мы становимся целиком тоналем, мы начинаем делать
 пары. Мы ощущаем наши две стороны, но мы всегда представляем их предметами
 тоналя. Мы говорим, что две наши части - это душа и тело, или ум и
 материя, или добро и зло, бог или дьявол. Мы никогда не осознаем, однако,
 что просто спариваем вещи на одном и том же острове, точно так же, как
 спаривать кофе и чай, хлеб и лепешки, или чилийский соус и горчицу. Мы
 странные животные, говорю тебе. Нас унесло в сторону, но в своем безумии
 мы считаем, что имеем совершенный смысл.
  Дон Хуан поднялся и обратился ко мне, как если бы он был оратором. Он
 ткнул в меня указательным пальцем и заставил свою голову задрожать.
  - Человек движется не между добром и злом, - сказал он смешным
 риторическим тоном, хватая солонку и перечницу в обе руки. - его истинное
 движение состоит между отрицательностью и положительностью.
  Он уронил солонку и перечницу и схватил нож и вилку.
  - Вы не правы! Никакого движения тут нет, - продолжал он, как бы
 отвечая самому себе. - человек - это только ум!
  Он взял бутылку соуса и поднял ее. Затем он опустил ее.
  - Как ты можешь видеть, - сказал он тихо, - мы легко можем заменить
 ум чилийским соусом и закончить все, сказав: "человек - это только
 чилийский соус" такой поступок не делает нас более психически больными,
 чем мы есть.
  - Боюсь, что я задал не тот вопрос, - сказал я. - может быть мы
 пришли бы к лучшему пониманию, если я бы спросил, что особенного можно
 найти в районе за островом.
  - Нет способа ответить на это. Если я скажу "ничего", я только сделаю
 нагваль частью тоналя. Все, что я могу сказать так это то, что за
 границами острова находишь нагваль.
  - Но когда ты называешь его нагваль, разве ты не помещаешь его на
 острове?
  - Нет. Я назвал его только потому, чтобы дать тебе осознать его
 существование.
  - Хорошо! Но разве то, что я осознаю это, не является той ступенькой,
 которая превращает нагваль в новый предмет моего тоналя?
  - Боюсь, что ты не понимаешь. Я назвал тональ и нагваль как истинную
 пару. Это все, что я сделал.
  Он напомнил мне, что однажды, пытаясь объяснить ему свою
 настойчивость в том, чтобы во всем улавливать смысл, я говорил об идее,
 что дети, может быть, не способны воспринимать разницу между "отцом" и
 "матерью", пока они не разовьются достаточно в смысле обращения со
 значениями, и что они, возможно, верят, что отец - это тот, кто носит
 штаны, а "мать" - юбки, или учитывает какие-нибудь другие различия в
 прическе, размере тела или предметах одежды.
  - Мы явно делаем то же самое с нашими двумя частями, - сказал он. -
 мы чувствуем, что есть другая сторона нас, но когда мы стараемся
 определить эту сторону, тональ захватывает рычаги управления, а как
 директор он крайне мелочен и ревнив. Он ослепляет нам глаза своими
 хитростями и заставляет нас забыть малейшие намеки на другую часть
 истинной пары - нагваль.
 
 
 
  6. ДЕНЬ ТОНАЛЯ
 
  Когда мы покинули ресторан, я сказал дону Хуану, что он был прав,
 предупреждая меня о трудности темы, и что мой интеллектуальный багаж
 оказался несоответствующим для того, чтобы я смог ухватить его концепции и
 объяснения. Я предположил, что может быть, если я пойду в свою гостиницу и
 прочитаю свои записки, мое восприятие предмета может улучшиться. Он
 постарался успокоить меня, сказав, что я тревожусь о словах. Пока он
 говорил, я испытал озноб и на мгновение почувствовал, что действительно
 есть какая-то другая часть меня самого.
  Я заметил дону Хуану, что испытываю какое-то необъяснимое ощущение.
 Мое заявление явно возбуждало его любопытство. Я рассказал ему, что
 подобные ощущения бывали у меня и раньше, и что они, казалось, были
 секундными провалами, перерывами в моем потоке сознания. Они всегда
 проявлялись как толчок в моем теле, за которым следовало ощущение, что я
 как бы зависаю.
  Мы направились в центр города, идя неторопливым шагом. Дон Хуан
 попросил меня изложить ему все детали моих провалов. Мне было очень трудно
 описать их, разве что называть их моментами забывчивости или неслежения за
 тем, что я делаю. Он терпеливо остановил меня, указав, что я очень
 требовательная персона, имею отличную память и бываю очень тщателен в
 своих действиях. Сначала мне показалось, что эти любопытные провалы были
 связаны с остановкой внутреннего диалога, но они бывали у меня и тогда,
 когда я разговаривал сам с собою вовсю. Казалось, они происходили из
 области, независимой от всего того, что я знаю.
  Дон Хуан похлопал меня по спине. Он улыбался с явным удовольствием.
  - В конце-концов, ты начинаешь устанавливать реальные связи, - сказал
 он.
  Я попросил его объяснить это загадочное заявление. Но он резко
 прервал наш разговор и сделал мне знак следовать за ним в небольшой парк
 перед церковью.
  - Это конец нашего путешествия в центр города, - сказал он и сел на
 скамью. - здесь мы имеем идеальное место для того, чтобы наблюдать за
 людьми. Тут идут прохожие по улице и другие, которые возвращаются из
 церкви. Отсюда мы можем видеть каждого.
  Он указал на широкую деловую улицу и на дорожку, посыпанную гравием,
 ведущую к церкви. Наша скамья находилась на полдороге между церковью и
 улицей.
  - Это моя очень любимая скамейка, - сказал он, глядя на дерево.
  Он подмигнул мне и добавил с улыбкой: "она любит меня, вот почему на
 ней никто не сидит. Она знала, что я приду".
  - Скамейка знала это?
  - Нет! Не скамейка. Мой нагваль.
  - Разве нагваль имеет сознание, он осознает предметы?
  - Конечно. Он осознает все. Вот почему меня интересует твой отчет.
 То, что ты называешь провалами и ощущениями, является нагвалем. Чтобы
 говорить об этом, мы должны заимствовать с острова тоналя слова, поэтому
 удобнее будет ничего не объяснять, а просто перечислить его эффекты.
  Я хотел сказать еще что-нибудь об этих любопытных ощущениях, но он
 заставил меня замолчать.
  - Хватит. Сегодня не день нагваля. Сегодня день тоналя. Я надел свой
 костюм, потому что я сегодня целиком тональ.
  Он смотрел на меня. Я собирался сказать ему, что предмет, похоже,
 становится более трудным, чем все, что он объяснял мне до сих пор. Он,
 казалось, предвидел мои слова.
  - Это трудно, - продолжал он, - я знаю это. Но учитывая то, что это
 последняя заслонка, последний этап того, чему я тебя учил, не будет
 чрезмерным сказать, что она охватывает все, о чем я говорю с первого дня
 нашей встречи.
  Долгое время мы молчали. Я чувствовал, что мне нужно подождать, пока
 он завершит свое объяснение, но ощутил внезапный приступ тревоги и
 поспешно спросил.
  - Нагваль и тональ внутри нас?
  Он взглянул на меня пристально.
  - Очень трудный вопрос, - сказал он. - сам ты сказал бы, что они
 внутри нас. Я сказал бы, что они не внутри, но никто из нас не был бы
 прав. Тональ твоего времени призывает тебя утверждать, что все, имеющее
 отношение к твоим мыслям и чувствам, находится внутри тебя. Тональ магов
 говорит противоположное: все снаружи. Кто прав? Никто. Внутри, снаружи,
 это в действительности не имеет значения.
  Я не отступал. Я сказал, что когда он говорил о тонале и нагвале, то
 это звучало так, как будто бы существует и третья часть. Он сказал, что
 тональ "заставляет нас" совершать поступки. Я попросил его сказать мне, о
 ком он говорил, кого заставляют.
  Он не ответил мне прямо. - Объяснить это не так просто, - сказал он.
 - вне зависимости от того, насколько умными являются ключевые точки
 тоналя, дело в том, что нагваль берет верх. Его выход на поверхность
 однако всегда ненамеренный. Величайшим искусством тоналя является
 подавлять любое проявление нагваля таким образом, что даже если его
 присутствие будет самой очевидной вещью в мире, оно останется
 незамеченным.
  - Для кого оно незаметно?
  Он усмехнулся, покачивая головой вверх-вниз. Я нажал на него, требуя
 ответа.
  - Для тоналя, - сказал он. - я говорю исключительно о нем. Я могу
 ходить кругами, но это не должно ни удивлять, ни раздражать тебя. Я
 предупредил о трудности понимания того, о чем я рассказываю. Я пошел через
 все эти перипетии, потому что мой тональ осознает, что он говорит о себе.
 Другими словами, мой тональ использует себя для того, чтобы понять ту
 информацию, которую я хочу сделать ясной для твоего тоналя. Скажем так,
 что тональ, поскольку он остро осознает, насколько это приятно говорить о
 себе, создал термин "я", "меня" и так далее, как баланс, и благодаря им он
 может разговаривать с другими тоналями или сам с собой о самом себе.
  Когда я говорю, что тональ заставляет нас делать что-нибудь, я имею в
 виду, что есть какая-то третья часть. Очевидно он заставляет самого себя
 следовать своим суждениям. В некоторых случаях, однако, или при некоторых
 обстоятельствах, что-то внутри самого тоналя осознает, что есть еще
 какая-то часть нас. Это вроде голоса, который приходит из глубин, голоса
 нагваля. Видишь ли, целостность нас самих является естественным
 состоянием, и этот факт тональ не может терпеть совершенно. Поэтому бывают
 моменты, особенно в жизни воина, когда целостность становится явной. В
 этот момент можно ощутить и заключить то, чем мы в действительности
 являемся.
  Я заинтересовался этими толчками, которые у тебя были, потому что
 именно так нагваль выходит на поверхность. В эти моменты тональ осознает
 целостность самого себя. Это всегда потрясение, потому что сознание
 разрывает радужную пелену. Я называю это осознанием целостности существа,
 которое умрет. Идея состоит в том, что в момент смерти другой член
 истинной пары - нагваль - становится полностью оперативным, и то сознание,
 те воспоминания, то восприятие, которое накопилось в наших икрах и бедрах,
 в нашей спине и плечах и шее, начинает расширяться и распадаться. Как
 бусинки бесконечного разорванного ожерелья, они раскатываются без
 связующей силы жизни.
  Он взглянул на меня. Его глаза были мирными. Я чувствовал себя
 нехорошо, глупо.

<< Пред.           стр. 155 (из 284)           След. >>

Список литературы по разделу