<< Пред. стр. 166 (из 284) След. >>
объяснения, были частью его последнего трюка. И что только в конце все,что он делал со мной, приобрело бы для меня смысл. Он говорил не
останавливаясь, пока не закончил весь свой пересказ, и я записал все без
всяких усилий со своей стороны.
- Позволь мне начать с того, что учитель никогда не ищет учеников. И
что никто не может распространять учение, - сказал он. - только знак
всегда указывает на ученика. Тот воин, который может оказаться в положении
учителя, должен быть алертным для того, чтобы схватить свой кубический
сантиметр шанса. Я видел тебя как раз перед тем, как мы встретились. У
тебя был хороший тональ, как у той девушки, которую мы встретили в городе
мехико. После того, как я увидел тебя, я подождал, точно так же, как мы
сделали с той девушкой той ночью в парке. Девушка прошла мимо, не обратив
на нас внимания. Но тебя подвел ко мне человек, который убежал,
пробормотав какие-то бессвязности. Я знал, что должен действовать быстро и
зацепить тебя. Тебе самому пришлось бы делать что-либо подобное, если бы
та девушка заговорила с тобой. То, что я сделал, так это что я схватил
тебя своей волей.
Дон Хуан обращался к тому необычному способу, каким он взглянул на
меня в день нашей встречи. Он фиксировал на мне свой взгляд, и у меня было
необъяснимое ощущение пустоты или онемелости. Я не мог найти никакого
логического объяснения для своей реакции и всегда считал, что после нашей
первой встречи я отправился его разыскивать только потому, что меня
озадачил этот взгляд.
- для меня это был самый быстрый способ зацепить тебя. Это
был прямой удар по твоему тоналю. Я сковал его, сфокусировав на нем свою волю.
Взгляд воина помещается на правый глаз другого человека, - сказал он.
- При этом воин останавливает внутренний диалог. Тогда нагваль
выходит на поверхность. Отсюда опасность этого маневра. Когда нагваль
наверху даже на короткое мгновение, то невозможно описать тех ощущений,
которые испытывает тело. Я знаю, что ты потратил бесконечные часы, пытаясь
подобрать объяснение тому, что ты почувствовал, и что до сегодняшнего дня
ты не смог этого сделать. Однако я добился того, что хотел. Я зацепил
тебя.
Я сказал ему, что все еще помню, как он на меня смотрел.
- Взгляд в правый глаз не является смотрением, - сказал он. - скорее
ты при этом насильно хватаешь что-то сквозь глаз другого человека. Другими
словами, хватаешь что-то, что находится за глазом. При этом действительно
испытываешь физическое ощущение, что удерживаешь что-то своей волей.
Он почесал голову, сдвинув шляпу вперед на лицо.
- Естественно, это только способ говорить, - сказал он. - способ
объяснять непонятные физические ощущения.
Он приказал мне перестать писать и посмотреть на него. Он сказал, что
собирается слегка схватить мой тональ своей волей. Ощущение, которое я
испытал было повторением того, что я ощущал в день нашей встречи и в
других случаях, когда дон Хуан заставлял меня чувствовать, что его глаза
касаются меня в физическом смысле.
- Но каким образом ты заставляешь меня чувствовать, что касаешься,
дон Хуан? Что ты в действительности делаешь? - спросил я.
- Нет способа в точности описать, что тут делаешь. Что-то вырывается
вперед из какого-то места ниже живота. Это что-то имеет направление и
может быть сфокусировано на чем угодно.
Я опять ощутил что-то похожее на мягкие щупальца, схватившие какую-то
неопределенную часть меня.
- Это действует только тогда, когда воин научится фокусировать свою
волю,
- Объяснил дон Хуан после того, как отвел свои глаза. - этого
невозможно практиковать, поэтому я не рекомендовал и не вводил его
использование. В определенный момент жизни воина это просто происходит.
Никто не знает как.
Некоторое время он оставался совершенно спокойным. Я был крайне
взволнован. Внезапно дон Хуан начал говорить опять.
- секрет заключается в левом глазе. По мере того, как воин
продвигается по тропе знания, его левый глаз приобретает возможность
схватывать все. Обычно левый глаз воина имеет странный вид. Иногда он
становится постоянно скошенным или становится меньше другого или больше,
или каким-либо образом отличается.
Шутливым образом он посмотрел на меня, притворяясь, что рассматривает
левый глаз. Он покачал головой с насмешливым неодобрением и усмехнулся.
- После того, как ученик зацеплен, начинается инструкция, - продолжал
он.
- Первым действием учителя является поселить в него мысль, что тот
мир, который, как мы думаем, мы видим, является только видом, описанием
мира. Каждое усилие учителя направлено на то, чтобы доказывать этот момент
своему ученику.
Однако принятие этого является, кажется, самым трудным, что только
можно сделать. Мы полностью захвачены своим частным взглядом на мир,
который заставляет нас чувствовать и действовать так, как если мы знаем о
мире все. Учитель с самого первого поступка, который он совершает,
нацеливается на то, чтобы остановить этот взгляд. Маги называют это
остановкой внутреннего диалога, и они убеждены, что это единственная
важнейшая техника, которой может научиться ученик.
Для того, чтобы остановить вид мира, который поддерживаешь с
колыбели, недостаточно просто желать этого или сделать решение. Необходима
практическая задача. Эта практическая задача называется правильным
способом ходьбы. Она кажется безвредной и бессмысленной. Как и все
остальное, что имеет силу в себе или вокруг себя, правильный способ ходьбы
не привлекает внимания. Ты понял это и рассматривал это по крайней мере в
течение нескольких лет, как любопытный способ поведения. До самого
последнего времени тебе не приходило в голову, что это было самым
эффективным способом остановить твой внутренний диалог.
- Как правильный способ ходьбы останавливает внутренний диалог? -
спросил я.
- Ходьба в этой определенной манере насыщает тональ, - сказал он. -
она переполняет его. Видишь ли, внимание тоналя должно удерживаться на его
творениях. В действительности именно это внимание и создает в первую
очередь порядок в мире. Поэтому тональ должен быть внимательным к
элементам своего мира для того, чтобы поддерживать их и превыше всего он
должен поддерживать взгляд на мир, или внутренний диалог.
Он сказал, что правильный способ ходьбы являлся обманным ходом. Воин
сначала, подгибая свои пальцы, привлекает внимание к своим рукам, а затем,
глядя и фиксируя глаз на любую точку прямо перед собой на той дуге,
которая начинается у концов его ступней и заканчивается над горизонтом, он
буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без своих с глазу на
глаз отношений с элементами собственного описания не способен
разговаривать с собой, и таким образом он становится молчалив.
Дон Хуан объяснил, что положение пальцев никакого значения не имеет,
что единственным соображением было привлечь внимания к рукам сжимая пальцы
разными непривычными способами. И что важным здесь является тот способ,
посредством которого глаза, будучи не сфокусированными, замечали огромное
количество штрихов мира, не имея ясности относительно них. Он добавил, что
глаза в этом состоянии способны замечать такие детали, которые были
слишком мимолетными для нормального зрения.
- Вместе с правильным способом ходьбы, - продолжал дон Хуан, -
учитель должен обучить своего ученика другой возможности, которая еще
более мимолетна - способности действовать не веря, не ожидая наград.
Действовать только ради самого действия. Я не преувеличу, если скажу тебе,
что успех дела учителя зависит от того, насколько хорошо и насколько
гармонично он ведет своего ученика в этом особом отношении.
Я сказал дону Хуану, что не помню, чтобы он когда-нибудь обсуждал
действие ради самого действия как особую технику. Все, что я могу
вспомнить, так это его постоянные, но ни с чем не связанные замечания об
этом.
Он засмеялся и сказал, что его маневр был таким тонким, что прошел
мимо моего внимания до сего дня. Затем он напомнил мне о всех тех
бессмысленных шутливых задачах, которые он мне обычно задавал каждый раз,
когда я бывал у него дома. Абсурдные работы, типа аранжировки дров особым
образом, окружения его дома непрерывной цепью концентрических кругов,
нарисованных моим пальцем, переметание мусора с одного угла в другой и
тому подобное. В эти задачи входили также поступки, которые я должен был
выполнять дома сам, такие как носить белую шапку или всегда в первую
очередь завязывать свой левый ботинок, или застегивать пояс всегда справа
налево.
Причина, по которой я никогда не воспринимал ни одно из этих заданий
иначе как шутку, состояла в том, что он всегда велел мне забыть о них
после того, как я выводил их в регулярный распорядок.
После того, как он пересказал все те задания, которые давал мне, я
сообразил что заставляя меня придерживаться бессмысленных распорядков, он
пришел к тому, что воплотил в меня идею действовать действительно не
ожидая ничего взамен.
- Остановка внутреннего диалога является, однако, ключом к миру
магов, - сказал он. - вся остальная деятельность только зацепки. Все, что
они делают, так это ускоряют эффект остановки внутреннего диалога.
Он сказал, что имеются два основных вида деятельности или техники,
используемые для ускорения остановки внутреннего диалога: стирание личной
истории и сновидение. Он напомнил мне, что на первых этапах моего
ученичества он дал мне целый ряд особых методов для изменения моей
"личности". Я занес их в свои заметки и забыл о них на несколько лет, пока
не понял их важности. Эти особые методы были на первый взгляд крайне
эксцентричными способами соблазнить меня изменить мое поведение.
Он объяснил, что искусство учителя состоит в том, чтобы отклонить
внимание ученика от основных моментов. Наглядным примером такого искусства
был тот факт, что я не понимал до этого дня важнейшего момента того, что
он трюком завлек меня в учение - действовать не ожидая наград. Он сказал,
что параллельно с этим он переключил мой интерес на идею "видения",
которая, если ее правильно понять, была действием непосредственно
связанным с нагвалем. Действием, являющимся неизбежным результатом учения,
но недостижимой задачей, как задача сама по себе.
- Какой был смысл такого трюка со мной? - спросил я.
- Маги убеждены, что все мы являемся грудой никчемности, - сказал он.
- мы никогда не сможем по своей воле отдать свой бесполезный контроль.
Поэтому с нами нужно действовать путем трюков. Он рассказал, что заставив
меня сконцентрировать свое внимание на псевдозадаче обучения "видеть", он
успешно выполнил две вещи. Во-первых он наметил прямое столкновение с
нагвалем, не упоминая о нем, а во-вторых, он трюком заставил меня
рассмотреть реальные моменты его учения как несущественные. Стирание
личной истории и сновидения никогда не были для меня настолько важными как
"видение". Я рассматривал их как очень развлекательную деятельность. Я
даже считал, что эта такая практика, которая дается мне с наибольшей
легкостью.
- Наибольшая легкость, - сказал он насмешливо, когда он услышал мое
замечание. - учитель ничего не должен оставлять случаю. Я тебе говорил,
что ты прав в том смысле, что тебя надувают. Проблема состояла в том, что
ты был убежден, что надувательство было направлено на то, чтобы одурачить
твой разум. Для меня этот трюк означал отвлечь твое внимание или уловить
его как это требовалось.
Он взглянул на меня, скосив глаза и указал на окружающее широким
движением руки.
- Секрет всего этого - это наше внимание, - сказал он.
- Что ты имеешь в виду, дон Хуан?
- Все это существует только из-за нашего внимания. Тот самый камень,
где мы сидим, является камнем потому, что мы были вынуждены уделить ему
внимание как камню.
Я хотел, чтобы он объяснил мне эту мысль. Он засмеялся и погрозил мне
пальцем.
- Это пересказ, - сказал он. - мы вернемся к этому позднее.
Он убедительно объяснил, что из-за его обходного маневра я стал
заинтересованным в стирании личной истории и сновидении. Он сказал, что
эффекты этих двух техник были совершенно разрушительными, если они
практикуются полностью, и что тут его забота, как забота каждого учителя,
была не дать своему ученику сделать что-либо такое, что бросит его в
сторону или в мрачность.
- Стирание личной истории и сновидения должны быть только помощью -
сказал он. - для смягчения каждому ученику необходимы сила и умеренность.
Вот почему учитель вводит путь воина или способ жить, как воин. Это клей,
который соединяет все в мире мага. Мало-помалу учитель должен выковывать и
развивать его. Без устойчивости и способности держать голову над водой,
которыми характеризуется путь воина, невозможно выстоять на пути знания.
Дон Хуан сказал, что обучение пути воина было таким моментом, когда
внимание ученика скорее улавливалось, чем отклонялось. И что он уловил мое
внимание тем, что сбивал меня с моих обычных обстоятельств жизни каждый
раз, когда я навещал его. Наши хождения по пустыне и горам являлись
средством выполнить это. Его маневр изменения контекста моего обычного
мира путем вождения меня на прогулки и на охоту был другим моментом его
системы, которого я не заметил. Сопутствовавшая перестановка в мире
означала, что я не знал концов, и мое внимание было сконцентрировано на
всем, что делал дон Хуан.
- Каков трюк, а? - сказал он и засмеялся.
Я засмеялся с испугом. Я никогда не подозревал, что он настолько все
осознает.
Затем он перечислил свои шаги в руководстве моим вниманием и
уловлении его. Когда он закончил свой отчет, он добавил, что учитель
должен брать в соображение личность ученика, и что в моем случае он должен
был быть осторожным из-за того, что в моей природе было много насилия, и я
в отчаянии не смог бы ничего лучшего придумать, как убить самого себя.
- Что ты за противоестественный человек, дон Хуан? - сказал я шутя, и
он расхохотался.
Он объяснил, что для того, чтобы помочь стереть личную историю, нужно
было обучить еще трем техникам. Они состояли из потери важности самого
себя, принятия ответственности за свои поступки и использование смерти как
советчика. Идея состояла в том, что без благоприятного эффекта этих трех
техник стирание личной истории вызовет в ученике неустойчивость, ненужную
и вредную двойственность относительно самого себя и своих поступков.
Дон Хуан попросил меня сказать ему, какова была наиболее естественная
реакция, которую я имел в моменты стресса и замешательства, прежде чем я
стал учеником. Он сказал, что его собственной реакцией была ярость. Я
сказал ему, что моей была жалость к самому себе.
- Хотя мы и не осознаем этого, но ты должен отключать свою голову для
того, чтобы это чувство было естественным, - сказал он. - сейчас ты уже не
имеешь возможности вспомнить те бесконечные усилия, которые тебе были
нужны для того, чтобы установить жалость к самому себе как отличительную
черту на своем острове. Жалость к самому себе была постоянным свидетелем
всего, что ты делал.
Она была прямо на кончиках твоих пальцев, готовая давать тебе советы.
Воин рассматривает смерть как более подходящего советчика, которого тоже
можно привести свидетелем ко всему, что делаешь, точно также, как жалость
к самому себе или ярость. Очевидно, после несказанной борьбы ты научился
чувствовать жалость к самому себе. Но ты можешь также научиться тем же
самым способом чувствовать свой нависший конец, и таким образом ты сможешь
научиться иметь идею своей смерти на кончиках пальцев. Как советчик,
жалость к самому себе - ничто, по сравнению со смертью.
Затем дон Хуан указал, что здесь, казалось бы, было противоречие в
идее перемены. С одной стороны, мир магов призывал к полной трансформации.
С другой стороны, объяснение магов говорит, что остров тональ является
цельным, и не один элемент его не может быть передвинут. Перемена в таком
случае не означает уничтожения чего бы то ни было, а скорее изменение в
использовании, которое связано с этими элементами.
- Жалость к самому себе, например, - сказал он. - нет никакого
способа с пользой освободиться от нее. Она имеет определенное место и
определенный характер на твоем острове. Определенный фасад, который
издалека видно. Поэтому каждый раз, когда представляется случай, жалость к
самому себе становится активной. Она имеет историю. Если ты затем сменишь
фасад жалости к самому себе, то ты сместишь место ее применения.
Я попросил его объяснить значение его метафор, особенно идею смены
фасадов. Я понял это, как, может быть, играть более чем одну роль
одновременно.
- Фасады меняешь, изменяя использование элементов острова, - сказал
он. - возьмем опять жалость к самому себе. Она была полезной для тебя,
потому что ты или чувствовал свою важность, или что ты заслуживаешь лучших
условий, лучшего обращения, или потому что ты не хотел принимать
ответственности за свои поступки, которые приводили тебя в состояние
возбуждения жалости к самому себе, или потому что ты был неспособен
принять идею своей нависшей смерти, чтобы она была свидетелем твоих
поступков и советовала тебе.
Стирание личной истории и три сопутствующие ей техники являются
средствами магов для перемены фасада элементов острова. Например,
стиранием своей личной истории ты отрицал использование жалости к самому
себе. Для того, чтобы жалость к самому себе работала, тебе необходимо быть
важным, безответственным и бессмертным. Когда эти чувства каким-либо
образом изменены, то ты уже не имеешь возможности жалеть самого себя.
То же самое справедливо относительно двух других элементов, которые
ты изменил на своем острове. Без использования этих четырех техник, ты бы
никогда не добился успеха в перемене их. Смена фасадов означает только то,
что отводишь второстепенное место первоначально важным элементам. Твоя
жалость к самому себе все еще предмет на твоем острове. Она будет там, на
заднем плане точно так же, как идея твоей нависшей смерти или твоей
смиренности, или твоей ответственности за свои поступки уже находились там
без всякого использования.
Дон Хуан сказал, что после того, как все эти техники были
предоставлены, ученик прибывает на перекресток. В зависимости от его
чувствительности, ученик делает одну из двух вещей. Он или принимает
рекомендации и предложения, сделанные его учителем за чистую монету,
действуя не ожидая наград, или же он все принимает за шутку и за то, что
его уводят в сторону.
Я заметил, что в моем собственном случае я путаюсь со словом
"техника". Я всегда ожидал ряда точных указаний, но он давал мне только
неопределенные предложения, и я не был способен принять их серьезно или
действовать в соответствии с его наметками.
- В этом была твоя ошибка, - сказал он. - мне пришлось решать тогда,
использовать или нет растения силы. Ты мог бы воспользоваться теми
четырьмя техниками для того, чтобы очистить и привести в порядок свой
остров тональ. Они привели бы тебя к нагвалю. Но не все мы способны
реагировать на простые рекомендации. Ты и я в этом отношении нуждались в
чем-либо еще, что бы потрясло нас. Нам нужны были эти потрясения силы.
Мне действительно потребовались годы для того, чтобы понять важность
этих ранних предложений, сделанных доном Хуаном. Тот необычайный эффект,
который психотропные растения оказали на меня, явился основой моего
заключения, что их использование является ключевым моментом в учении. Я
держался за это убеждение и лишь в последние годы своего ученичества я
сообразил, что все осмысленные трансформации и находки магов всегда