<< Пред.           стр. 247 (из 284)           След. >>

Список литературы по разделу

 предпосылок и существование скрытых предпосылок никогда не вступали в
 конфликт.
  Человек, который таким образом был выделен из числа других,
 становился учеником. Дон Хуан называл его эскогидо - "избранный". Быть
 избранным значило гораздо больше, чем быть просто учеником. Сам способ
 выбора эскогидо уже отличал его от обыкновенных людей. Он уже считался
 носителем минимального количества могущества, которое предположительно
 должно было возрастать по мере обучения.
  Но учение - это процесс бесконечного поиска и те силы, которые
 вынесли первоначальное решение или силы, с ними сходные, должны были в
 дальнейшем определить в состоянии ли эскогидо продолжать обучение или он
 потерпел поражение. Такие решения могли обозначиться в разных выражениях
 на любой стадии обучения. В этом смысле любые необычные обстоятельства,
 окружающие ученика, рассматривались, как предзнаменования.
  Ч_е_л_о_в_е_к_ з_н_а_н_и_я_ и_м_е_л_ н_е_п_р_е_к_л_о_н_н_о_е
 н_а_м_е_р_е_н_и_е.
  Сама мысль о том, что человек знания нуждается в непреклонном
 намерении, объясняла упражнение силы воли. Иметь непреклонное намерение
 значило иметь волю для осуществления необходимой процедуры в рамках
 получаемого знания. Человеку знания нужна несгибаемая воля, чтобы
 выдержать обязательное качество, которое свойственно любому действию,
 происходящему в пределах его знания.
  Обязательное качество всех действий, происходящих в таких пределах,
 их неизменность и предопределенность, без сомнения, любому человеку
 неприятны; по этой причине небольшое количество непреклонного намерения -
 это единственное скрытое требование, предъявляемое к каждому будущему
 ученику.
  Непреклонное намерение состоит из (1) умеренности, (2) трезвости
 суждения и (3) недостатка свободы вводить новшества.
  Умеренность необходима человеку, т.к. большинство обязательных
 действий касалось инстанций или элементов, находящихся или за рамками
 обычной повседневной жизни, или не были приняты в обычной деятельности, и
 человеку, который должен действовать в соответствии с ними, приходится
 делать экстраординарное усилие каждый раз, как он предпринимает какое-то
 действие. Ясно, что быть способным на такое усилие можно лишь будучи
 умеренным в другой деятельсноти, которая прямо не хатрагивает такие
 предопределенные действия.
  Ввиду того, что все действия предопределены и обязательны, человеку
 знания нужна трезвость суждения. Под этим понятием подразумевается не
 просто здравый смысл, а способность оценивать обстоятельства,
 сопутствующие любой необходимости действовать. Руководством для такой
 оценки может быть совокупность всех составных учения, взятых в качестве
 рациональных факторов, бывших в распоряжении на тот момент времени, в
 который должно было быть выполнено действие. Т.о., руководящий фактор все
 время изменялся по мере того, как выучивалось больше составляющих; хотя в
 основе его всегда лежало убеждение, что любое обязательное действие,
 которое возможно надо было произвести, в действительности было самым
 подходящим действием в данных обстоятельствах.
  Ввиду того, что все действия были установлены заранее и обязательны,
 их выполнение означало ограничение свободы на введение каких-то новшеств.
 У дона Хуана система передачи знаний была так хорошо разработана, что не
 было возможности как-то ее изменить.
  Ч_е_л_о_в_е_к_ з_н_а_н_и_я_ о_б_л_а_д_а_л_ я_с_н_о_с_т_ь_ю
 м_ы_ш_л_е_н_и_я.
  Ясность мышления была тем фактором, который обеспечивал чувство
 ориентации. Тот факт, что все действия предопределены означал, что
 ориентация в пределах получаемого знания в равной степени предопределена;
 как следствие - ясность мышления подсказывала направление ориентации. Этим
 постоянно подтверждалась обоснованность избранного курса при составляющих
 понятиях (1) свобода выбирать путь, (2) знание специфической цели, (3)
 изменчивость.
  Предполагалось, что у человека была свобода выбора пути. Идея свободы
 выбора не противоречила идее об ограничении свободы вводить новшества; они
 не противоречили друг другу и не смешивались друг с другом. Свобода выбора
 пути подразумевала свободу выбора между разными возможностями свершения
 действия, одинаково эффективными и практичными. Критерием для такого
 выбора было преимущество одной возможности над другими по оценке
 выбирающего. Кстати, свобода выбора пути давала чувство ориентации через
 выражение личных наклонностей.
  Другой способ выработать чувства ориентации - это осознание
 специфической цели каждого действия в пределах получаемого знания. Поэтому
 человеку знания необходима ясность мышления, чтобы сочетать свои
 специфические причины действия со специфической целью каждого действия.
 Знание специфической цели каждого действия было тем фактором, которым он
 руководствовался при оценке обстоятельств, сопровождающих любую
 необходимость действия.
  Другим аспектом ясности мышления была мысль о том, что человек знания
 для того, чтобы подкрепить выполнение обязательных действий, должен
 собрать все ресурсы, которые учение ему предоставило. В этом состоит
 изменчивость. Чувство ориентации сформировалось при появлении у человека
 чувства уступчивости и изобретательности. Обязательное качество всех
 действий внушило бы человеку чувство жесткости или бесплодности, если бы
 не мысль о том, что человек знания должен быть изменчив.
  С_т_а_т_ь_ ч_е_л_о_в_е_к_о_м_ з_н_а_н_и_я_ - _в_о_п_р_о_с
 н_а_п_р_я_ж_е_н_н_о_г_о т_р_у_д_а.
  Человек знания должен обладать или развивать в себе в процессе
 обучения всестороннюю способность проявлять волю. Дон Хуан утверждал, что
 стать человеком знания - дело напряженного труда. Напряженный труд означал
 способность (1) драматически напрягать волю; (2) достигнуть эффективности;
 и (3) отвечать на вызов.
  В судьбе человека знания драма несомненно должна быть выделена особым
 образом, нужен особый вид волевых усилий, чтобы отвечать на
 обстоятельства, которые требовали драматической эксплуатации; иначе
 говоря, человек знания нуждался в драматических волевых усилиях. Взяв для
 примера поведение дона Хуана, с первого взгляда может показаться, что его
 усилия воли драматического характера являлись лишь результатом его
 собственной приверженности к театральности. Но драматические проявления
 воли в его случае гораздо больше, чем просто игра; скорее, это глубокое
 состояние веры. Посредством драматических усилий он придавал особое
 чувство законченности всем своим выполняемым действиям. Затем, как
 следствие его действий были инсценированы, так что одним из главных
 действующих лиц была смерть. Ясно, что смерть была вероятной в процессе
 обучения из-за опасной природы тех предметов, с которыми имел дело человек
 знания; затем было логично, что драматические проявления были больше, чем
 театральными представлениями - они были обусловлены убежденностью, что
 смерть была вездесущим игроком.
  Усилия воли повлекли за собой не только драму, но также необходимость
 эффективности. Воля должна быть эффективной; одним из ее качеств должна
 быть правильная направленность и приемлемость. Идея неминуемой смерти
 вызвала к жизни не только драму, но и уверенность в том, что в каждое
 действие входит борьба за выживание, уверенность в том произойдет
 уничтожение, если чья-то воля не будет эффективной.
  Воля также повлекла за собой идею вызова, т.е. действия,
 направленного на проверку и доказывающего, что человек способен совершить
 правильное действие в пределах жестких рамок получаемых знаний.
  Ч_е_л_о_в_е_к з_н_а_н_и_я_ о_б_л_а_д_а_л_ б_о_й_ц_о_в_с_к_и_м
 х_а_р_а_к_т_е_р_о_м.
  Существовать для человека знания значит находится в состоянии
 постоянной борьбы, и мысль о том, что он боец, ведет жизнь воина, помогала
 ему достигать эмоциональной стабильности. Сама идея воюющего человека
 состоит из четырех концепций: 1) человек знания должен иметь уважение, 2)
 в нем должно быть чувство страха, 3) он должен быть активным, 4) он должен
 быть уверен в себе. Отсюда быть воином - это вид самодисциплины, форма
 совершенствования личности, хотя это то состояние, когда личные интересы
 сведены к минимуму, т.к. в большинстве ситуаций личный интерес несовместим
 с суровой необходимостью для совершения какого-либо предопределенного,
 обязательного акта.
  Человек знания в роли бойца обязан обладать особым уважением ко
 всему, с чем ему приходилось иметь дело; ко всему, что связано с его
 знанием, следует относиться с глубоким уважением для того, чтобы в
 перспективе расставить все по значимости. Иметь чувство уважения
 эквивалентно умению оценивать незначительные возможности человека перед
 лицом _н_е_и_з_в_е_с_т_н_о_с_т_и.
  Если человек мыслит таким образом, то эта идея уважения, логически
 развиваясь, включает уважение к себе, т.к. человек неисследован в той же
 степени, как и сама _н_е_и_з_в_е_с_т_н_о_с_т_ь. Упражнение, направленное
 на осознание чувства уважения, трансформировало изучение этого
 специфического знания, которое иначе могло бы показаться абсурдным, в
 рациональное.
  Еще один необходимый фактор в жизни бойца - это необходимость
 испытывать и тщательно оценивать чувство страха. Идеальная ситуация - это
 когда, несмотря на страх, человек продолжает производить действия.
 Предположительно, чувство страха должно быть побеждено и в какой-то период
 в жизни человека оно должно исчезнуть, но первое, что человек должен
 сознавать, это необходимость испытывать это чувство с тем, чтобы должным
 образом оценить это чувство. Дон Хуан утверждал, что человек способен
 победить страх, только будучи лицом к лицу с ним.
  Будучи бойцом, человек знания должен быть всегда активным, начеку.
 Человек на войне должен быть начеку, чтобы осознавать два аспекта знания:
 (1) осознание намерения и (2) осознание ожидаемого постоянного движения.
  Осознание намерения - это знание факторов, участвующих во
 взаимоотношении между специфической целью любого обязательного действия и
 целью действия отдельного человека. Так как у всех обязательных дейстчий
 есть определенная цель, человек знания должен быть всегда активен, т.е. он
 должен быть в состоянии сочетать определенную цель каждого обязательного
 действия с тем определенным мотивом, который побудил его к действию.
  Осознавая эту взаимосвязь, человек знания должен быть в состоянии
 осознавать, что такое ожидаемое постонное движение. То, что я назвал
 "осознание ожидаемого постоянного движения" - это уверенность в том, что
 человек в состоянии всегда определить значимые изменения, происходящие во
 взаимоотношении между специфической целью действия и мотивов личности,
 побуждающих личность действовать. Осознавая это движение, человек,
 предполагается, должен обнаруживать самые незначительные изменения. Это
 целенаправленное осознание изменений объясняет признание и интерпретацию
 предзнаменований и других необычных событий.
  Последний аспект бойцовского поведения - это необходимость
 уверенности в себе, т.е. уверенность в том, специфическая цель действия,
 которое возможно выбрано, была единственной вероятной альтернативой для
 специфических личных мотивов действия. Без уверенности в себе человек не
 способен выполнить один из аспектов учения: способность утверждать знание,
 как власть.
  С_т_а_н_о_в_и_т_ь_с_я_ ч_е_л_о_в_е_к_о_м_ з_н_а_н_и_я_ -
 н_е_п_р_е_к_р_а_щ_а_ю_щ_и_й_с_я_ п_р_о_ц_е_с_с.
  Быть человеком знания не подразумевает постоянство. Никогда не было
 уверенности в том, что выполняя все задания преподаваемого знания, можно
 стать человеком знания. Очевидно, что роль этих заданий состоит в том,
 чтобы показать, как стать человеком знания. Итак, стать человеком знания -
 это задача, которая не могла быть выполнена полностью, скорее это
 непрерывный процесс, включающий в себя 1) мысль о том, что каждый должен
 искать новые способы, как стать человеком знания, 2) мысль о собственном
 непостоянстве и 3) выбранному занятию должно отдаваться сердце.
  Вопрос об обновлении способов становления человеком знания обсуждался
 в связи с темой четырех символических препятствий, встречающихся на пути
 человека обучающегося: страх, ясность, власть и возраст. Возобновление
 поиска нового подразумевает умение себя контролировать и сохранять
 контроль над собой. Настоящий человек знания должен бороться против каждой
 из этих враждебных сил последовательно до конца жизни, чтобы активно
 
 участвовать в процессе приобретение знания. Несмотря на истинное
 возобновление поиска, перевес неизбежно не на стороне человека, он
 отступит перед последним из символических препятствий. В этом заключается
 идея непостоянства.
  Компенсация негативности человеческого непостоянства - это указание
 на то, что выбравший путь должен делать это "от всего сердца". Это
 выражение метафорическое, означает, что, несмотря на непостоянство,
 человек должен идти избранным путем и должен находить удовлетворение и
 самовыражение в самом процессе выбора наиболее приемлемой альтернативы и
 идентифицировать себя с ней полностью.
  Дон Хуан выразил рациональную сущность всего своего учения
 метафорически таким образом, что для него важно было найти путь сердцем и
 пройти по нему до конца, для него достаточно идентифицировать себя
 полностью с этой альтернативой. Удовлетворение приносило само прохождение
 этого пути, надежда достичь какого-то перманентного состояния за пределами
 его знания.
 
 
 
  2. ЧЕЛОВЕК ЗНАНИЯ ИМЕЛ СОЮЗНИКА (О_Л_Л_И)
 
  Мысль о том, что человек знания имел о_л_л_и, была самой важной из
 семи составляющих, единственно необходимая для объяснения сущности
 человека знания. По классификации дона Хуана, человек знания имел о_л_л_и
 в то вермя, как у обычного человека его не было, и именно в этом состояло
 различие между ними.
  Дон Хуан описывал о_л_л_и, как "силу, которая способна
 транспортировать человека за пределы его личности", т.е. силу, которая
 способна вынести его за пределы обыденности. Соответственно иметь о_л_л_и
 значит иметь власть, тот факт, что человек знания имеет о_л_л_и, означает,
 что оперативная цель учения была достигнута. Так как цель - это научить,
 как стать человеком знания, а человек знания - это тот, кто имел о_л_л_и,
 то по учению дона Хуана учение также показывает, как приобрести о_л_л_и.
 Понятие "человек знания", являющееся философской оболочкой мага, имеет
 значение для каждого, кто хочет жить внутри этой оболочки только в том
 случае, если у него есть о_л_л_и.
  Я классифицировал предыдущую составляющую человека знания, как вторую
 по значению структурную часть из-за ее необходимости при объяснении, что
 такое человек знания.
  В учении дона Хуана было два о_л_л_и. Первый входил в состав растения
 датура, общеизвестного под названием трава jiмsоn. Дон Хуан называл этого
 о_л_л_и испанским названием, которое означает трава дьявола. По его
 мнению, любые разновидности датуры его содержат. Хотя каждый маг должен
 выращивать один какой-то вид, который он называет своим не только в том
 смысле, что это его личная собственность, но и потому, что оно
 идентифицируется с ним.
  Собственные растения дона Хуана относились к виду inохiа, там,
 по-видимому, не было корреляции между этим фактом и различиями, которые,
 возможно, существовали между двумя видами датуры, ему доступными.
  Второй о_л_л_и входил в состав гриба, который я идентифицировал, как
 род гриба псилосибо, возможно, это был псилосибо мексикано, но эта
 классификация была лишь приблизительной, так как мне не удалось достать
 образец для лабораторного анализа.
  Дон Хуан называл этого о_л_л_и нuмiто, что значит "маленький дымок",
 предполагая, что этот о_л_л_и был аналогичен дыму или курительной смеси,
 которую он составлял с этим грибом. Этот дым упоминается, как настоящий
 контейнер, но он разъяснил, что силой обладал лишь один вид псилосибо,
 т.о. при сборе необходима особая тщательность, чтобы не спутать этот вид с
 дюжиной других видов этого рода, которые растут в том же регионе.
  О_л_л_и в качестве значимой концепции включал в себя следующие идеи и
 их вариации: 1) о_л_л_и не имеет формы, 2) о_л_л_и воспринимается, как
 качество, 3) о_л_л_и можно приручить, 4) о_л_л_и обладал властью.
  О_л_л_и бесформенен.
  О_л_л_и есть сущность, существующая вне и независимо от себя, но
 несмотря на то, что это отдельная сущность, формы о_л_л_и не имеет. Я ввел
 понятие "бесформенность" как противоположное понятию "имеющий определенную
 форму", различие это сделано ввиду того, что существуют другие силы,
 сходные с о_л_л_и, имеющие совершенно определенные для восприятия формы.
 Состояние бесформенности означает, что о_л_л_и не имеет ярко или слабо
 выраженной формы, даже просто различимой формы, подразумевается, что
 о_л_л_и всегда невидим.
  О_л_л_и вопринимается, как качество.
 
  В продолжение идеи бесформенности было еще одно состояние,
 выражающееся в том, что о_л_л_и воспринимается, как качество ощущений,
 т.е. из-за бесформенности присутствие о_л_л_и можно ощутить лишь по его
 влиянию на мага. Дон Хуан определил качество этих влияний как
 антропоморфическое. Он изобразил о_л_л_и, обладающего характером человека,
 подразумевая при этом, что каждый маг в отдельности выбирал наиболее
 подходящего себе о_л_л_и по характеру, принимая во внимание
 антропоморфические характеристики о_л_л_и.
  Два о_л_л_и в учении были описаны доном Хуаном, как имеющие качества.
  По классификации дона Хуана, о_л_л_и, содержащийся в датура иноксия,
 обладал двумя качествами: он был женского типа и был источником избыточной
 силы. Он считал оба эти свойства абсолютно нежелательными. Его
 высказывания на этот счет были вполне определенными, но в то же время он
 указывал, что его оценка этого вопроса носит личный характер.
  Самой важной характеристикой было, несомненно, то, что дон Хуан
 называл женской природой. Тот факт, что говорится о женской природе,
 однако, не означает, что о_л_л_и был женской властью. Аналогия с женщиной,
 возможно, была лишь метафорой, которую дон Хуан использовал для описания
 отрицательных влияний о_л_л_и. Кроме того, само испанское название
 растения jевrа женского рода и могло способствовать проведению такой
 аналогии. В любом случае персонификация этого о_л_л_и, как власти женской
 по природе, приписывали ему такие антропомофные качества: (1) он был
 собственником; (2) он был неистовым (3) он был непредсказуем и (4) он
 обладал отрицательным последствием.
  Дон Хуан верил, что союзник (_о_л_л_и_) обладал способностью
 порабощать людей, которые стали его последователями; он объяснил эту
 способность, как проявление собственности, которая ассоциируется в его
 представлении с женским характером. О_л_л_и устанавливал власть над своими
 последователями, создавая у них чувство зависимости и давая ощущение
 физической силы и благополучия.
  О_л_л_и также должен быть неистов. Неистовость женского типа
 выражалась в том, что последователи о_л_л_и совершали жестокие действия.
 Эта специфическая черта сделала его наиболее подходящим для мужчин
 свирепого характера, которые хотели найти ключ к личной власти в
 неистовости.
  Следующей женской чертой была непредсказуемость. Дон Хуан
 подразумевал, что последствия о_л_л_и никогда не были постоянными; скорее,
 они были неустойчивы и ярко выраженного способа их предсказать не было.
 Непостоянство о_л_л_и уравновешивалось дотошной и драматической заботой

<< Пред.           стр. 247 (из 284)           След. >>

Список литературы по разделу