<< Пред.           стр. 29 (из 284)           След. >>

Список литературы по разделу

  - Если ты до сих пор не можешь вспомнить всего, чему я тебя обучал во
 втором внимании, - подумай, насколько труднее должно быть воспоминания
 того, чему учил тебя бросивший вызов смерти. Я только учил тебя менять
 уровни осознания; бросивший вызов смерти заставлял тебя менять вселенные.
  Я чувствовал себя разбитым. Дон Хуан и два его компаньона заставляли
 меня сделать невероятное усилие, чтобы вспомнить, когда я переоделся. Я не
 смог. Моя голова была пуста: ни чувств, ни воспоминаний. Каким-то образом
 я не был полностью с ними.
  Нервное напряжение дона Хуана и двух его компаньонов достигло
 максимума. Я никогда не видел его настолько обеспокоенным. Он всегда
 подшучивал как будто хотел чтобы я не воспринимал его слишком всерьез. Но
 это был не тот случай.
  Я снова попытался собраться с мыслями, чтобы пролить свет на все это;
 и опять мне не удалось, но я не чувствовал поражения; меня охватила волна
 оптимизма. Я почувствовал, что все идет так, как и должно быть.
  Дон Хуан утверждал, что он ничего не знал о моих сновидениях с
 женщиной в церкви. Сон в гостинице, в городе, сон с Кэрол Тиггс были для
 него лихими проделками сновидений старых магов, которые только засоряют
 воображение людей.
  Дон Хуан развел руками и наконец улыбнулся, как обычно.
  - Мы можем только сделать вывод, что женщина в церкви показала тебе,
 как это делать, - сказал он медленно, с расстановками.
  - Для тебя это будет серьезной задачей - найти смысл в бессмысленном
 действии. Это было мастерское передвижение по шахматной доске, выполненное
 бросившим вызов смерти в образе женщины в церкви. Она использовала твое и
 Кэрол энергетические тела, чтобы подняться, освободиться от своих мертвых
 якорей. Она поймала тебя на твоем предложении отдать ей свою энергию.
  То, что он говорил, не имело для меня никакого смысла, но это много
 значило для двух его компаньонов. Они пришли в сильное возбуждение.
 Обращаясь к ним, дон Хуан объяснял, что бросившей вызов смерти и женщина в
 церкви были разным появлением одной и той же энергией; женщина в церкви
 была более сильной и сложной из двоих. Используя энергетическое тело Кэрол
 Тиггс и проделки старых магов, она создала Кэрол Тиггс в гостинице. Дон
 Хуан добавил, что Кэрол и женщина могли прийти во время встречи к некоему
 энергетическому соглашению.
  Казалось, что какая-то мысль вдруг осенила дона Хуана. Он неуверенно
 взглянул на своих двух компаньонов. Их глаза бегали, они смотрели друг на
 друга. Я уверен, что они не искали соглашения, они просто сразу что-то
 вместе поняли.
  - Все наши размышления бесполезны, - сказал тихо дон Хуан ровным
 голосом. - Я уверен, что нет больше Кэрол Тиггс. Нет никакой женщины в
 церкви. Обе слились и улетели на крыльях намерения, я уверен, - в будущее.
  Причина, почему Кэрол Тиггс из гостиницы так волновалась о своей
 внешности, заключается в том, что она была женщиной из церкви, заставляя
 тебя думать, что она Кэрол Тиггс другого плана, более сильная. Разве ты не
 помнишь, что она говорила? - "Сновидь свое намерение на меня. Намеревай
 меня в будущее".
  - Что это значит, дон Хуан? - спросил я.
  - Это значит, что бросивший вызов смерти видел свой путь во вне. Она
 поймала тебя на прогулке. Твоя судьба - ее судьба.
  - Что ты имеешь ввиду, дон Хуан?
  - Я имею ввиду, что если ты обретешь свободу, она тоже обретет ее.
  - Как она сделает это?
  - Через Кэрол Тиггс. Но не волнуйся о Кэрол.
  Он сказал это до того, как я смог выразить свое понимание.
  - Она способна и на тот маневр, и на многое другое.
  Слишком много всего на меня свалилось. Я ощущал этот ужасный вес. В
 момент некоторого облегчения я спросил дона Хуана, что из всего этого
 выйдет.
  Он не ответил. Он осмотрел меня с ног до головы. Затем он медленно
 сказал:
  - Подарок бросившего вызов смерти состоит из безграничных
 возможностей сновидения. Одно из них было твоим сном о Кэрол Тиггс в
 другом времени, в другом мире; в мире более просторном, безграничном: в
 мире, где невозможное становится реальным. Дело в том, что ты не просто
 сможешь пользоваться этими возможностями, но и в один прекрасный день
 сможешь понять их.
  Мы встали и пошли к его дому. В моей голове безумным хороводом
 кружились мысли. Это были даже не мысли, а образы, смесь воспоминаний о
 женщине в церкви и Кэрол Тиггс, разговаривающей со мной в сонной темноте
 гостиничного номера. Пару раз я почти смог сконцентрировать эти образы в
 чувства моего теперешнего "я", как обычно, но сдался; для такого задания у
 меня не было энергии.
  Перед тем, как мы вошли в дом, дон Хуан остановился и повернулся ко
 мне. Он снова тщательно осмотрел меня, как-будто искал какие-то знаки на
 моем теле. Затем я почувствовал себя обязанным направить его прямо к
 главному: я был уверен что он смертельно ошибается.
  - В гостинице я был с настоящей Кэрол Тиггс, - сказал я. - В какой-то
 момент мне самому показалось, что это был бросивший вызов смерти, но после
 внимательного осмотра я отверг это подозрение. Это была Кэрол. Каким-то
 непонятным, странным образом она была в гостинице, как, впрочем, и я сам.
  - Конечно это была Кэрол, - согласился дон Хуан. - Но не та Кэрол,
 которую мы знаем. Это была Кэрол сновидения. Я говорил тебе - Кэрол,
 сделанная из чистого намерения. Ты помог женщине в церкви осуществить это
 сновидение. Ее мастерство заключалось в том, чтобы сделать этот сон в
 высшей степени реальным: искусство старых магов, самая опасная вещь. Я
 говорил тебе, что ты получишь в сновидении королевский урок, не так ли?
  - Как ты думаешь, что случилось с Кэрол Тиггс? - спросил я.
  - Кэрол Тиггс ушла, - ответил он. - Но однажды ты найдешь новую Кэрол
 Тиггс, ту, из сновидения в гостинице.
  - Что ты имеешь ввиду, говоря что она ушла?
  - Она ушла из мира, - ответил он.
  Я ощутил чудовищный спазм в солнечном сплетении. Я просыпался. Мое
 осознание постепенно возвращалось ко мне, но у меня еще не было полного
 контроля над ним. Тем не менее, оно начало пробиваться сквозь пелену
 сновидения; это была смесь незнания того, что происходит, и телесного
 ощущения, что что-то несоизмеримое находится сразу за углом.
  Должно быть, мое лицо выражало недоверие, потому дон Хуан добавил
 повелительным тоном:
  - Это сновидение. Ты должен знать, что это последнее перемещение.
  - Но куда же она ушла как ты думаешь, дон Хуан?
  - Туда же, куда ушли древние маги. Я сказал тебе, что подарок
 бросившего вызов смерти заключался в безграничных возможностях сновидения.
 Ты не хотел ничего конкретного, по этому женщина в церкви дала тебе
 абстрактный подарок: возможность летать на крыльях намерения.
 
 
 
 
  Карлос КАСТАНЕДА
 
  СИЛА БЕЗМОЛВИЯ
 
 
 
 
  ПРОЛОГ
 
  Мои книги представляют собой достоверный отчет о методе обучения,
 который дон Хуан Матус, маг и мексиканский индеец, использовал, помогая
 мне понять мир магов. В этом смысле мои книги являются отчетом о процессе
 образа жизни, который со временем становится для меня все более ясным
  Требуются годы подготовки, чтобы научить нас разумно обходиться с
 миром повседневной жизни. Наше обучение в школе - как в прямом, так и в
 переносном смысле - было очень строгим из-за сложности знания, которым нас
 пытались наделить. Тот же критерий применим и к миру магов: их обучение
 основанное на устных инструкциях и манипуляции сознанием, хотя и
 отличается от нашего, но сурово не в меньшей мере, поскольку их знание
 также а вероятно даже и в большей степени, труднопонимаемо.
 
 
 
  ВВЕДЕНИЕ
 
  В разное время дон Хуан пробовал обозначить свое знание для моего
 лучшего понимания. Он считал наиболее подходящим название "нагвализм", но
 этот термин слишком непонятен. Назвать его просто "знанием", значило бы
 внести излишнюю неопределенность, а термин "колдовство" принижает
 значение. "Мастерство намерения" очень абстрактно, а "поиски полной
 свободы" - фраза длинная и метафоричная. В конце концов, не найдя более
 уместного названия, он окрестил его "магией", хотя и признавал, что в
 действительности не был точен в этом вопросе.
 
 
 
  В течении многих лет он давал мне различные определения магии, но
 всегда утверждал, что определения изменяются, поскольку увеличиваются
 знания. Под конец своего обучения я почувствовал, что могу оценить более
 уточнен ное определение, поэтому попросил его об этом еще раз.
  - Оттуда, где находится средний человек, - сказал дон Хуан, - магия
 кажется чепухой или зловещей тайной вне пределов его досягаемости. И он
 прав - не оттого, что это абсолютный факт, но потому, что средний человек
 теряет энергию, сталкиваясь с магией.
  Он остановился на миг, а затем продолжал. - Люди рождаются с
 ограниченным количеством энергии, - сказал дон Хуан, - энергии, которая
 систематическ разматывается, начиная с самого момента рождения, для того,
 чтобы она более выгодно использовалась модальностью времени.
  - Что ты подразумеваешь под модальностью времени? - спросил я.
  - Модальностью времени является определенный пучок уже осознанных
 энергетических полей, - ответил он. - Я верю, что восприятие человека
 меняется с возрастом. Настоящее время определяет образ, время решает,
 какому определенному пучку энергетических полей из неисчислимого множества
 быть использованным. И управление модальностью времени - теми несколькими
 энергетическими выделенными полями - отнимают всю нашу наличную энергию,
 не оставляя ничего, что могло бы помочь нам использовать какие-нибудь
 другие энергетические поля.
  Мягким движением бровей он подгонял меня схватывать все это быстрее.
  - Вот что я подразумевал, говоря, что средний человек теряет энергию,
 сталкиваясь по необходимости с магией. Если он использует только ту
 энергию, которой обладает, он не постигнет миров магов. Чтобы осознавать
 их, магам необходимо использовать пучок энергетических полей, который
 обычно не применяется. Естественно, если средний человек воспринимает эти
 миры и понимает восприятие магов, он должен пользоваться тем же пучком,
 который используют и они. А это невозможно, так как вся его энергия уже
 развернута.
  Он сделал паузу, как бы подыскивая подходящие слова для дальнейшего
 объяснения.
  - Порассуждаем об этом, - продолжал он. - все это время ты обучался
 не магии, а скорее тому, как экономить энергию. И эта энергия может дать
 тебе возможность обращаться с некоторыми энергетическими полями, которые
 не употребляются в познании обычного мира известного нам. Магия - это
 состояние сознания. Магией является способность осознавать нечто такое,
 что обычному восприятию не подлежит.
  - Все, с чем я тебя свел, - продолжал дон Хуан, - каждая вещь,
 показанная мной, была лишь способом убедить тебя, что здесь существует
 нечто боль шее, чем встречает глаз. Нам не нужен тот, кто обучал бы нас
 магии, потому что здесь действительно нечего изучать. В чем мы нуждаемся,
 так только в учителе, который убедит нас, что даже на наших кончиках
 пальце есть несметные силы. Что за странный парадокс! Каждый воин на пути
 знания думает и раз, и другой, что его обучают магии, но все, что он
 делает - это позволяет убедиться в силах, скрытых в его существе, и в том,
 что он может дотянуться до них.
  - И то, что ты делаешь, дон Хуан, является убеждением меня?
  - Конечно. Я пытаюсь убедить тебя, что ты можешь достичь этих сил. Я
 прошел через то же самое. И меня было также трудно убедить в этом, как и
 тебя.
  - А когда мы дотягиваемся до них, что с ними следует делать, дон
 Хуан?
  - Ничего. Когда мы дотягиваемся до них, они сами по себе позволяют
 нам энергетические поля, которые имеются в нашем распоряжении, но пока
 недоступны нам. А это как я уже говорил и является магией. Мы начинаем
 видеть - то есть воспринимать что - то еще, не как нечто воображаемое, а
 как реальное и конкретное. Потом мы начинаем знать без того, чтобы
 использовать слова.
 
 
  И то что каждый из нас делает с этим возросшим восприятием, с этим
 безмолвным знанием, зависит от нашего собственного темперамента.
  В следующий раз он дал мне другое объяснение. Мы обсуждали совершенно
 не связанный с этим вопрос, когда он резко сменил тему и начал
 рассказывать мне смешной случай. Он засмеялся и очень мягко ударил меня по
 спине между лопатками, будто стал вдруг застенчивым и стеснялся касаться
 меня. Он тихо хохотнул над моей нервной реакцией.
  - А ты пуглив, - сказал он с усмешкой, и с огромной силой нанес мне
 шлепок по спине.
  В ушах у меня загудело. На миг я потерял дыхание. Было такое чувство,
 что он повредил мне легкие. Каждый вдох давался с большим неудобством. Но
 после того, как я прокашлялся и сделал несколько глотков, мои носовые
 проходы открылись, и я нашел, что делаю глубокие, успокаивающие вздохи. У
 меня было такое чувство благополучия, что я даже не обиделся на его удар,
 который был не только сильным, но и неожиданным.
  Потом дон Хуан начал весьма замечательное объяснение. Ясно и сжато он
 дал мне другое и более точное определение магии.
  Я вошел в удивительное состояние сознания! У меня была такая ясность
 ума, что я мог понять и усвоить все, о чем говорил дон Хуан. Он сказал,
 что во вселенной существует неизмеримая, неописуемая сила, которую маги
 называют намерением, и что абсолютно все, существующее в чистом космосе,
 прикреплено к намерению связующим звеном. Маги или воины, как он называл
 их, занимаются обсуждением, пониманием и использованием этого связующего
 звена. И особенно они заняты тем, что очищают его от оцепенелых следствий,
 привнесенных обычными делами их повседневных жизней. Магия на этом уровне
 определяется как процедура очищения звена, связующего воина с намерением.
 Дон Хуан подчеркнул, что эту "процедуру очищения "крайне трудно понять или
 научиться выполнять. Поэтому маги делят свои инструкции на две категории.
 Первая-это инструкция для состояния сознания повседневной жизни, в которой
 процесс очищения представлен скрытым образом. Вторая - инструкция для
 состояния повышенного сознания, одно из которых я сейчас переживал и в
 которых маги получали знание прямо из намерения без отвлекающего
 вмешательства разговорной речи.
  Дон Хуан объяснил, что пронося повышенное сознание через тысячелетия
 упорных усилий, маги добились определенного понимания намерения, и что они
 передавали эти самородки прямого знания из поколения в поколение до
 настоящего времени. Он сказал, что задача магии состоит в том, чтобы взять
 эти непостижимое на вид знание и сделать его понятным по стандартам
 сознания повседневной жизни.
  Затем он объяснил роль руководителя в жизни мага. Он сказал, что
 руководителя называют "нагвалем", и что нагваль
  - Это мужчина или женщина с экстраординарной энергией, это учитель,
 имеющий трезвость, терпение и стабильность, видящим он видится как
 светящаяся сфера с четырьмя отделениями
  - Как бы четыре светящихся шара, сжатые вместе. Благодаря своей
 экстраординарной энергии, нагвали являются посредниками. Их энергия
 позволяет им канализировать мир, гармонию, смех и знание прямо из
 источника, из намерения, и передавать все это своим спутникам. Нагвали
 отвечают за предоставление того, что маги называют "минимальным шансом":
 связи сознания кого либо с намерением.
  Я сказал ему, что мой ум уловил все рассказанное им, но что есть
 часть объяснения непонятная мне-зачем нужны два ряда учений. Я легко
 понимал все, что он рассказывал о своем мире, а он почему - то описывал
 процесс понимания как очень трудный.
  - Тебе потребуется часть жизни, чтобы вспомнить те проникновения,
 которые ты имел сегодня, - сказал он, - потому что большая часть их была
 безмолвным знанием. Через несколько мгновений ты забудешь их. Это одна из
 непостижимых тайн сознания.
  После этого дон Хуан переменил мой уровень сознания, ударив по моей
 левой стороне, по краю грудной клетки.
  Я тут же потерял свою необычную ясность ума и никак не мог вспомнить,
 что было до этого.
  Дон Хуан сам поставил передо мной задачу описания предпосылок магии.
 Однажды, очень непринужденно, на самом раннем этапе моего обучения, он
 предложил написать мне книгу для того, чтобы реализовать те записи,
 которые я всегда делал. У меня скопилось огромное количество заметок, и я
 не никогда не думал о том, что мне с ними делать.
  Я возразил, что такое предложение нелепо, поскольку я не писатель.
  - Конечно, ты не писатель, - сказал он, - ты будешь просто
 использовать магию. Сначала тебе придется визуализировать свои
 переживания, как бы рельефно выделяя их, а затем ты должен увидеть текст в
 своем сновидении. Для тебя описание будет представлять не литературную
 работу, а скорее упражнение в магии.
  Я начал описывать предпосылки магии так, как их объяснял мне дон Хуан
 в контексте его учения.
  В его схеме обучения, которая была развита магами древних времен,
 существовали две категории инструкции. Первая называлась "учением для
 правой стороны" и давалась в обычном состоянии сознания. Другую называли
 "учением для левой стороны "и практиковали исключительно в состояниях
 повышенного сознания.
  Эти две категории позволяли учителям обучать своих учеников трем
 пространствам знания: мастерству сознания, искусству выслеживания и
 мастерству намерения.
  Эти три пространства знания являются тремя загадками, с которыми маги
 сталкиваются в своих поисках знания.
  Мастерство сознания - это загадка для ума, маги испытывают смущение,
 признавая изумительную тайну и размах сознания и восприятия.
  Искусство выслеживания - загадка для сердца, маги приходят в
 замешательство, осознав две вещи: первое, что мир кажется нам неизменно
 предметным и фактичным из-за странностей нашего сознания и восприятия, и
 второе, что если в игру вступают различные странности восприятия, многие
 вещи мира, казавшегося нам таким неизменно предметным и фактичным,
 начинают меняться.
  Мастерство намерения - загадка для духа или парадокс абстрактного -

<< Пред.           стр. 29 (из 284)           След. >>

Список литературы по разделу