<< Пред. стр. 70 (из 284) След. >>
известный нам мир, но если у нас есть запас энергии, мы можемвоспользоваться силой настройки других великих диапазонов и,
следовательно, воспринять другие миры.
Вдруг дон Хуан резко изменил тему беседы и стал говорить о растениях.
- Тебе может показаться странным, - сказал он. - но деревья гораздо
ближе к человеку чем, например, муравьи. Я уже говорил тебе, что деревья и
люди могут развить грандиозные связи, и это происходит потому, что они
разделяют общие эманации.
- Насколько велики у них коконы? - спросил я.
- Коконы гигантских деревьев ненамного больше самих деревьев, но
интересно другое: некоторые крошечные растения имеют коконы почти такие же
большие, как человеческое тело, и в три раза шире. Таковы растения силы. У
них больше всего эманаций, родственных человеку - не эманаций сознания,
конечно, а других общих эманаций.
Другая уникальная особенность растений в том, что их светимость
различается по оттенкам. В общем она розовая, поскольку их сознание
розоватое, но ядовитые растения бледно-желто-розовые, а лекарственные -
ярко-фиолетоворозовые. И только растения силы бело-розовые: некоторые из
них сумрачно-белые, а другие - ярко-белые.
Однако, реальное различие между растениями и другими органическими
существами состоит в положении их точки сборки: у растений она расположена
в нижней части кокона, а у других органических существ - в верхней.
- Ну а что в отношении неорганических существ? - спросил я. - где у
них находится точка сборки?
- У некоторых их них она расположена в нижней части вместилища, -
ответил он. - такие существа очень отличны от людей, но близки растениям.
Другие имеют ее где-либо в верхней части вместилища - они близки людям и
другим органическим существам.
Он добавил, что древние видящие были убеждены, что у растений очень
интенсивно развито общение с неорганическими существами. Они полагали, что
чем ниже точка сборки, тем легче растениям преодолеть барьер восприятия: у
очень больших деревьев и у очень маленьких растений точка сборки
расположена очень низко в их коконах. Поэтому великое количество
колдовских ритуалов древних видящих было направлено на то, чтобы запрячь
сознание деревьев и маленьких растений и использовать их как проводник для
спуска в глубины темных областей, как они говорили.
- Ты понимаешь, конечно, - продолжал дон Хуан. - что когда они
думали, что спускаются в глубины, они фактически перемещали свою точку
сборки для сборки других воспринимаемых миров с теми семью великими
диапазонами.
Они доводили свое сознание до предела и собирали миры с пятью
великими диапазонами, доступными видящим только в том случае, если они
проходят опасную трансформацию.
- Но преуспели древние видящие в сборке этих миров? - спросил я.
- Да, преуспели, - сказал он. - в своем заблуждении они думали, что
достойно разбить все барьеры восприятия, если даже для этого нужно стать
деревом.
10. ПОЛОЖЕНИЕ ТОЧКИ СБОРКИ.
ИСКУССТВА СЛЕДОПЫТА, НАМЕРЕНИЯ И СНОВИДЕНИЯ
На следующий день, опять в сумерках, дон Хуан вошел в комнату, где мы
с Хенаро разговаривали. Он взял меня за руку и провел через весь дом на
задний дворик. Было уже темно. Мы начали ходить по крытому
коридору-веранде, окружавшему дворик.
Пока мы прогуливались так, дон Хуан сказал, что хочет предупредить
меня еще раз о том, что на пути знания очень легко потеряться в сложностях
и патологии. Он сказал, что видящие восстают против великих врагов,
способных разрушить их цель, замутить намерения и ослабить - против
врагов, возникающих на пути воина, а также против чувства лености,
праздности, самодовольства, являющихся неотъемлемой частью повседневного
мира.
Он добавил, что ошибки, совершенные древними видящими из-за чувства
лености, праздности и самодовольства, были так велики и непоправимы, что у
новых видящих не было другого выхода, как только осмеять и отвергнуть их
ритуалы.
Самое главное, что было необходимо новым видящим, - продолжал дон
Хуан. - это практические шаги по смещению своей точки сборки, ну а
поскольку у них таковых не было, то им пришлось начать с развития острого
интереса к видению света сознания, и в результате развились три типа
методик, которые стали краеугольным камнем обучения.
Дон Хуан сказал, что через эти три методики новые видящие совершили
чрезвычайные и трудные подвиги. Они преуспели в систематическом сдвиге
точки сборки с ее обычного положения. Он признал, что древние видящие тоже
совершили тот же подвиг, однако с помощью причудливых, вывернутых
манипуляций.
Он пояснил: то, что новые видящие увидели в свете сознания, привело к
последовательности, в которой они разместили истины древних относительно
сознания. Это известно, как "искусство управления сознанием". Начиная
отсюда, были развиты три системы методик. Первой является искусство
следопыта, второй - мастерство намерения, третьей - искусство сновидения.
Он подтвердил, что обучал меня всем этим трем системам с первого дня
нашего знакомства.
Он сказал, что обучал меня искусству управления сознанием двумя
путями, как и рекомендуют новые видящие. В своем учении для правой
стороны, которое он проводил в нормальном состоянии сознания, он достиг
двух целей: обучил меня пути воина и ослабил привязанность точки сборки к
ее нормальному положению. В учении для левой стороны, которое проводилось
в состоянии повышенного сознания, достигнуты тоже две цели: он заставил
мою точку сборки сдвигаться в такое число позиций, какое я смог выдержать,
а также дал длинную серию объяснений.
Дон Хуан остановился и пристально посмотрел на меня. Последовало
напряженное молчание, а затем он начал беседу об искусстве следопыта. Он
сказал, что у этого искусства было очень странное и случайное начало: оно
началось с наблюдения, сделанного новыми видящими, что когда воины
настойчиво следуют необычному образу поведения, то неиспользованные ранее
внутри их кокона эманации начинают светиться, а точка сборки мягко
смещается гармоническим, едва заметным способом.
Воодушевленные этим наблюдением, новые видящие начали практиковать
систематическое управление своим поведением. Они назвали эту методику
искусством следопыта. Дон Хуан заметил, что, хотя против этого названия и
можно возразить, оно все же приемлемо, поскольку выслеживание требует
особого рода поведения по отношению к людям, которое можно отнести к
тайным методам.
Вооруженные этой методикой, новые видящие взялись за известное
трезвым и плодотворным образом. Путем непрерывной практики они заставили
свою точку сборки постоянно смещаться.
- Искусство следопыта - это одно из двух величайших достижений новых
видящих, - сказал он. - они решили, что его следует преподавать
современному нагвалю, когда его точка сборки сдвинется достаточно глубоко
влево. Причина этого решения в том, что нагваль должен изучить принципы
следопыта, незамутненные человеческим перечислением. В конце концов,
нагваль - это вождь группы, а чтобы вести, он должен уметь действовать
быстро, без предварительного размышления.
Другие воины могут обучаться искусству следопыта, будучи в своем
обычном сознании, хотя желательно, чтобы они практиковали его в повышенном
состоянии сознания, и не столько из-за ценности повышенного сознания,
сколько из-за ложного чувства секретности, которое пропитывает это
искусство, предназначенное просто для общения с обычным миром.
Он сказал, что я могу теперь понять, что именно намерение сдвинуть
точку сборки заставило новых видящих обратить особое внимание на
взаимодействие с мелочными тиранами. Мелочные тираны заставляют видящих
использовать искусство следопыта, а это действие позволяет видящему
сдвинуть точку сборки.
Я спросил его, знали ли древние видящие что-либо из принципов
следопыта.
- Искусство следопыта принадлежит только новому поколению видящих, -
ответил он, улыбаясь. - именно этим видящим пришлось иметь дело с людьми:
древние видящие были настолько окутаны своим чувством власти, что даже и
не знали о существовании обычного люда, пока этот люд не раскроил им
головы дубинкой. Да ты уже знаешь все это.
Дон Хуан сказал далее, что мастерство намерения, наряду с искусством
следопыта, - это два шедевра, отметившие пришествие современных видящих.
Он объяснил, что в своем усилии приобрести преимущество над угнетателями
новые видящие исследовали все возможности. Они знали, что их
предшественники совершали необычайные подвиги, манипулируя таинственной и
чудесной силой, которую они могли описать только как "власть". У новых
видящих было мало сведений об этой силе, так что им пришлось исследовать
ее систематически с помощью видения. Их усилия были обильно вознаграждены,
когда они обнаружили, что энергия настройки и является этой силой.
Они начали с видения того, как свет сознания расширяется и
усиливается, когда эманации внутри кокона настраиваются на эманации в
великом. Они воспользовались этим наблюдением, как трамплином, то есть так
же, как они поступили с искусством следопыта, и в дальнейшем развили
комплексную цепочку методик для управления этой настройкой эманаций.
Вначале они называли эти методики "мастерством настройки", а потом
поняли, что здесь вовлечено гораздо больше, чем просто настройка: то, что
проявилось, - это энергия, возникающая от настройки эманаций. Они назвали
эту энергию волей.
Воля стала следующим основанием их действий. Новые видящие поняли ее,
как слепой, безличный, непрерывный взрыв энергии, который заставляет нас
вести себя так, как мы это делаем. Воля ответственна за наше восприятие,
за удержание точки сборки в ее обычном положении.
Дон Хуан сказал, что новые видящие исследовали, как происходит
восприятие мира повседневной жизни, и увидели эффект воли. Они увидели,
что настройка непрестанно возобновляется, чтобы придать восприятию
непрерывность. Для возобновления настройки во всякое время с той
свежестью, которой она требует для составления живого мира, взрыв энергии,
возникающей от самой этой настройки, должен быть автоматически отведен для
подкрепления избранных настроек.
Это новое наблюдение послужило новым видящим другим трамплином,
который помог заложить третье основание систем. Они назвали его намерением
и описали, как целеустремленное управление волей - энергией настройки.
- Сильвио Мануэль, Хенаро и Винсенте были направлены нагвалем
Хулианом на изучение этих трех аспектов знания видящих, - продолжал он. -
Хенаро стал мастером управления сознанием, Винсенте - мастером искусства
следопыта, а Сильвио Мануэль - мастером намерения. Сейчас мы занимаемся
окончательным объяснением искусства управления сознанием - вот почему
Хенаро помогает тебе.
Дон Хуан долго беседовал с учениками-женщинами. Женщины слушали его с
серьезным выражением лица. Судя по выражению глубокой сосредоточенности, я
был уверен, что он подробно инструктирует их относительно труднейшей
методики.
Мне запретили быть на этом собрании, но я мог следить за ними, когда
они беседовали перед главной дверью дома Хенаро. Я сидел за кухонным
столом, дожидаясь, пока все это кончится.
Затем женщины собрались уходить, но перед этим они вошли на кухню
вместе с доном Хуаном. Он сел напротив, а женщины говорили со мной
ужасающе любезно. Они, собственно, обнимали меня. Все они были необычайно
дружелюбными, даже разговорчивыми. Они сказали, что собираются
присоединиться к ученикам-мужчинам, которые ушли с Хенаро несколько часов
назад: Хенаро собирается показать всем им свое тело сновидения.
Как только женщины вышли, дон Хуан совершенно неожиданно возобновил
свои объяснения. Он сказал, что со временем, когда новые видящие утвердили
свои принципы, они поняли, что в тех доминирующих условиях жизни, в
которых они живут, одно лишь искусство следопыта сдвигает точку сборки
очень мало. Для максимального эффекта это искусство нуждается в идеальной
обстановке, то есть в мелочных тиранах с большой властью и силой. А новым
видящим было все труднее находить такие условия: задача найти их или
сымпровизировать стала невыносимым бременем.
Новые видящие нашли настоятельно необходимым видеть эманации орла для
того, чтобы найти другие, более подходящие пути сдвига точки сборки. Когда
они попытались видеть эманации, они столкнулись с очень серьезной
проблемой: они обнаружили, что невозможно видеть их, не подвергая себя
смертельному риску, и все же они должны были их видеть. Именно тогда они и
воспользовались древней методикой сновидения как щитом для защиты себя от
смертельного удара эманаций орла. Совершая это, они осознали, что само
сновидение является наиболее эффективной методикой для сдвига точки
сборки.
- Одним из строжайших указаний новых видящих, - продолжал дон Хуан. -
стало требование, чтобы воины изучали сновидение, исходя из состояния
обычного сознания. Следуя этому требованию, я стал обучать тебя сновидению
почти с первого дня нашего знакомства.
- Почему новые видящие распорядились, чтобы обучение сновидению
происходило в нормальном состоянии сознания? - спросил я.
- Потому что сновидение слишком опасно, а сновидение - это немыслимая
власть, оно делает сновидцев уязвимыми, поскольку оставляет их на милость
непостижимой силы настройки.
Новые видящие осознали, что в нашем нормальном состоянии сознания у
нас есть бесчисленное множество защитных приспособлений, предохраняющих от
сил неиспользованных эманаций, которые неожиданно выстраиваются в
сновидения.
Дон Хуан объяснил, что искусство сновидения, как и искусство
следопыта, начинается с простого наблюдения. Древние видящие узнали, что
во сне точка сборки сдвигается слегка влево, совершенно естественным
образом. Эта точка в действительности освобождается во время сна и
начинают светиться все виды неиспользованных эманаций. Древние немедленно
заинтересовались таким наблюдением и начали работать над таким
естественным сдвигом, пока не научились им управлять. Они назвали это
управление сновидением, или искусством управления телом сновидения.
Он заметил, что едва ли есть средство описать обширность их знаний
относительно сновидения. Очень мало из того, однако, может быть
использовано новыми видящими. Так что, когда пришло время реконструкции,
новые видящие взяли себе только голый скелет сновидения для помощи в
видении эманаций орла и для сдвига точки сборки.
Он сказал, что видящие, как новые, так и древние, согласны в том, что
сновидение - это контролирование естественного сдвига, которому подвержена
точка сборки во сне. Он подчеркнул, что контроль этого сдвига ни в коей
мере не означает направления его, а просто удержание точки сборки в
положении, в которое она естественно приходит во сне - труднейший маневр,
который потребовал от древних видящих чрезвычайных усилий и
сосредоточения.
Дон Хуан объяснил, что сновидцы должны удерживать очень тонкое
равновесие: в сны не следует вмешиваться или командовать ими сознательным
усилием, и все же сдвиг точки сборки должен подчиняться командам сновидца
- противоречие, которое нельзя выразить рационально, но можно разрешить
практически.
Наблюдая сновидцев во время сна, древние видящие наткнулись на
решение, позволяющее снам следовать своим естественным путем. Они увидели,
что в некоторых снах точка сборки сновидца действует гораздо глубже
налево, чем в других. Это наблюдение поставило перед ними вопрос:
действительно ли содержание сновидения заставляет сдвигаться точку сборки,
или же движение точки сборки само по себе управляет содержанием сна,
активизируя неиспользованные эманации.
Вскоре они поняли, что именно сдвиг точки сборки влево производит
сновидение: чем левее сдвиг, тем более живым и странным будет сон.
Неизбежно они перешли к управлению своими снами с целью заставить свою
точку сборки сдвигаться глубже влево. Пытаясь сделать это, они открыли,
что, когда сном начинают сознательно или подсознательно манипулировать,
точка сборки незамедлительно возвращается в свое нормальное положение. Ну
а поскольку они хотели добиться ее сдвига, они пришли к неизбежному
выводу, что вмешательство в сны - это вмешательство в естественный сдвиг
точки сборки.
Дон Хуан сказал, что с этого момента древние видящие развили свое
поразительное знание этого предмета - знание, наложившее глубокий
отпечаток на то, к чему стремились древние видящие в сновидении, но
малополезное им в своем первоначальном виде.
Он сказал мне, что до сих пор я понимал сновидение как управление
снами, но каждое из упражнений, которое он давал мне для исполнения,
например, такое, как найти свои руки во сне, не предназначено, как это
могло показаться, для обучения командовать своими снами. Эти упражнения
разработаны для удержания точки сборки там, куда она уходит во сне. Именно
там следует удерживать тонкое равновесие. Единственное, что можно
направлять, так это фиксацию своей точки сборки. Видящие подобны рыбаку с
удочкой: она закидывается куда попало, поэтому единственное, что рыбаки
могут сделать, - это удерживать грузило там, где оно затонуло.
- Куда бы не переместилась точка сборки во сне, это называется
сновиденческой позицией, - продолжал он. - древние видящие стали такими
специалистами в удержании сновиденческой позиции, что были способны даже
пробудиться, когда их точка сборки была зафиксирована там.
Древние видящие назвали это состояние телом сновидения, поскольку
доводили свое управление до предела создания временного нового тела всякий
раз, когда пробуждались в новой сновидческой позиции.
Я должен сделать все, чтобы разъяснить тебе, что у сновидения есть
ужасно отрицательная сторона: оно принадлежит древним видящим и окрашено
их настроением. Я был очень осторожен, проводя тебя через это, однако до
сих пор нельзя быть уверенным.
- О чем это ты предупреждаешь меня, дон Хуан? - спросил я.
- Я предупреждаю тебя относительно ловушек сновидения, которые
поистине ошеломляющи, - ответил он. - в сновидении действительно
невозможно направлять точку сборки, ее движение, и единственное, что
направляет этот сдвиг, - это внутренняя крепость или слабость сновидца.
Именно здесь и находится первая ловушка.
Он сказал, что сначала новые видящие колебались в принятии решения
относительно использования сновидения. Они полагали, что сновидение,
вместо того, чтобы укреплять, делает воина более слабым, капризным,
импульсивным. Все древние видящие были таковы. И для того, чтобы заменить
отрицательное влияние сновидения, поскольку не было другого выхода, как
использовать его, новые видящие развили сложную и необычную систему
поведения, названную "путем воина" или "тропой воина".
С помощью этой системы новые видящие укрепили себя и приобрели
внутреннюю крепость, необходимую для сдвига точки сборки во сне. Дон Хуан
подчеркнул, что крепость, о которой он говорит, - это не одно только
убеждение: никто не может иметь более крепких убеждений, чем видящие,
однако они были слабы в самой своей сердцевине. Внутренняя крепость
означает чувство уравновешенности, почти безразличия, чувство удобства, но
самое главное - естественную и глубокую склонность к исследованию, к