<< Пред.           стр. 71 (из 284)           След. >>

Список литературы по разделу

 пониманию. Все эти черты характера новые видящие называют трезвостью.
 
  - Убеждение, которое разделяют новые видящие, состоит в том, -
 продолжал он. - что безупречная жизнь сама по себе неизбежно ведет к
 чувству трезвости, а это приводит к движению точки сборки. Я сказал, что
 новые видящие полагают, что точку сборки можно сдвигать изнутри. Они
 сделали еще один шаг и пришли к выводу, что безукоризненные люди не
 нуждаются в том, чтобы их кто-то вел: они могут, сберегая энергию, сами по
 себе делать все, что делают видящие. Единственное, в чем они нуждаются,
 так это минимальное везение в том, чтобы осознать возможности, которые
 открыты видящим.
  Я сказал, что мы вернулись к тому же положению, в котором я был в
 своем нормальном состоянии сознания: я все еще был убежден, что
 безукоризненность или сохранение энергии - это нечто настолько
 неопределенное, что может быть интерпретировано любым, самым причудливым
 образом.
  Я хотел сказать больше, чтобы развить свои аргументы, но мной
 овладело странное чувство: это было реальное физическое ощущение, что я
 продираюсь через что-то, а затем я отбросил свои аргументы. Я знал
 совершенно уже безо всякого сомнения, что дон Хуан прав: все, что
 необходимо - это безукоризненная энергия, а это начинается с единого
 действия, которое должно быть преднамеренным, точным и устойчивым. Если
 это действие продолжается достаточно долго, ты обретаешь чувство
 несгибаемого намерения, которое можно приложить к чему-то еще. Когда это
 выполнено, путь свободен. Одно ведет к другому, пока воин не осознает всех
 своих возможностей.
  Когда я сказал дону Хуану о том, что осознал, он явно восторженно
 засмеялся и воскликнул, что это посланный свыше пример крепости, о которой
 он говорит. Он объяснил, что моя точка сборки сдвинулась и что ее сдвинула
 трезвость в положение, укрепляющее понимание. Она могла, как это не раз
 бывало раньше, капризно сдвинуться в положение, которое только подкрепляет
 самодовольство.
  - Давай поговорим теперь относительно тела сновидения, - продолжал
 он. - древние видящие все свои усилия сосредоточили на исследовании тела
 сновидения, и они преуспели в его использовании, как более практичного,
 что приводит к желанию выразить это, сказав, что они претворяли себя все
 более странным образом.
  Дон Хуан утверждал, что среди новых видящих общеизвестно, что толпы
 древних колдунов никогда не вернулись обратно после пробуждения в
 сновиденческой позиции, отвечающей их вкусам. Он сказал, что есть
 вероятность, что все они умерли в этих немыслимых мирах или же все еще
 живы и сегодня, и кто знает, в какой искаженной форме или образе.
  Он остановился, посмотрел на меня и захохотал.
  - Ты умираешь от любопытства узнать у меня, что древние видящие
 делали со своим телом сновидения, не так ли? - спросил он и заставил меня
 движением подбородка задать этот вопрос.
  Дон Хуан заявил, что Хенаро, будучи неоспоримым мастером сознания,
 показывал мне тело сновидения множество раз, пока я был в состоянии
 обычного сознания. Результатом его демонстрации был сдвиг моей точки
 сборки и не из позиции повышенного сознания, а из нормального ее
 положения.
  Затем дон Хуан сказал мне, как бы доверяя некий секрет, что Хенаро
 ждет нас на полях вблизи дома, чтобы показать мне свое тело сновидения. Он
 повторял снова и снова, что теперь я в отличном состоянии сознания, чтобы
 видеть и понять, что в действительности представляет собой тело
 сновидения. Затем он заставил меня подняться, и мы прошли через
 центральную комнату, чтобы выйти наружу. Когда я уже собирался отворить
 дверь, я заметил, что кто-то лежит на кипе спальных матрацев, которые
 использовались учениками в качестве кроватей.
  Я подумал, что это один из его учеников вернулся домой, должно быть,
 пока дон Хуан и я разговаривали на кухне. Я подошел к нему, и тогда понял,
 что это Хенаро. Он глубоко спал, мирно посапывая и лежа лицом вниз.
  - Разбуди его, - сказал мне дон Хуан. - мы должны идти, а он,
 наверное, смертельно устал.
  Я мягко потряс Хенаро. Он медленно повернулся, издавая звуки
 человека, просыпающегося от глубокого сна. Он вытянул руки, а затем открыл
 глаза. Я невольно вскрикнул и отпрянул: глаза Хенаро вовсе не были
 человеческими глазами - это были две точки интенсивного янтарного света.
 толчок страха был таким сильным, что у меня закружилась голова. Дон Хуан
 похлопал меня по спине и восстановил равновесие.
  Хенаро встал и улыбнулся мне. Черты его лица были жесткими. Двигался
 он так, как если бы был пьян или физически нездоров. Он прошел мимо меня и
 направился прямо к стене. Я ожидал неизбежного удара, однако он прошел
 сквозь стену, как будто ее там вовсе не было. Он вернулся в комнату через
 кухонную дверь, а затем - на что я смотрел с истинным ужасом - Хенаро
 пошел по стенам, причем его тело было параллельно земле, и по потолку,
 ногами вверх.
  Я упал на спину, следя за его движениями. Из этого положения я не
 видел его больше: вместо этого я смотрел на пузырь света, который двигался
 по потолку надо мной и по стенам, обегая комнату. Казалось, кто-то освещал
 гигантским фонариком потолок и стены. Луч света, наконец, погас - он исчез
 из виду, уйдя через стену.
  Дон Хуан заметил, что мой животный страх всегда безмерен, и что я
 должен бороться, чтобы контролировать его, но что в этот раз, во всяком
 случае, я вел себя очень хорошо. Я увидел тело сновидения Хенаро таким,
 каково оно есть на самом деле - в виде пузыря света.
  Я спросил его, откуда он знает, что я видел это. Он ответил, что
 видел, как моя точка сборки сдвинулась в нормальное положение, чтобы
 компенсировать страх, а затем ушла глубже влево, за пределы, где уже нет
 никаких сомнений.
  - В этой ее позиции можно видеть только одно, - продолжал он. -
 пузыри энергии. Но от положения повышенного сознания до этой другой точки,
 расположенной глубже слева, очень недалеко. Реальным подвигом является
 сдвинуть точку сборки из ее нормального положения в то, когда уже нет
 никаких сомнений.
  Он добавил, что у нас по-прежнему назначена встреча с телом
 сновидения Хенаро в полях у дома, когда я буду в нормальном состоянии
 сознания.
  Когда мы вернулись в дом Сильвио Мануэля, дон Хуан сказал, что
 обращение Хенаро с телом сновидения - это очень мало по сравнению с тем,
 что делали с ним древние видящие.
  - Ты увидишь это вскоре сам, - сказал он угрожающим тоном, а затем
 рассмеялся.
  Я расспрашивал его об этом с нарастающим чувством страха, но у него
 это вызвало только новые приступы смеха. Наконец он успокоился и сказал,
 что собирается поговорить о пути, каким новые видящие дошли до тела
 сновидения, и о его использовании ими.
  - Древние видящие гнались за совершенной копией тела, - продолжал он.
 - и почти преуспели в этом. Единственное, что им не удалось скопировать,
 так это глаза: вместо глаз у тела сновидения только свет сознания. Ты
 никогда не осознавал этого раньше, когда Хенаро показывал тебе свое тело
 сновидения.
  Новые видящие не могли больше заботиться о точной копии тела. Они,
 собственно, даже и не интересовались вовсе такой копией, однако они
 сохранили все же название "тело сновидения" для обозначения чувства того
 источника энергии, который переносится путем движения точки сборки в любое
 место этого мира или в любое место семи миров, доступных человеку.
  Затем дон Хуан описал процедуру достижения тела сновидения. Он
 сказал, что оно начинается с первоначального акта, который, будучи
 поддержан, порождает несгибаемое намерение. Несгибаемое намерение ведет к
 внутреннему безмолвию, а внутреннее безмолвие - к внутренней крепости,
 необходимой для сдвига точки сборки в снах в подходящее положение.
  Он назвал эту последовательность фундаментом. Развитие контроля
 наступает после завершения фундамента: оно состоит из систематического
 поддержания позиции сновидения путем собачьего слежения за видением сна.
 Устойчивая практика ведет к большой легкости удержания позиции сновидения
 на новых снах, и не столько потому, что, практикуясь, ты приобретаешь
 преднамеренный контроль, но потому, что всегда, когда такой контроль
 проявляется, усиливается внутренняя крепость. А усиленная крепость, в свою
 очередь, заставляет точку сборки сдвинуться в позицию сновидения, что все
 более и более способствует укреплению трезвости. Другими словами, сами сны
 становятся все более и более управляемыми, даже заказываемыми.
  - Развитие сновидца идет косвенно, - продолжал он. - вот почему новые
 видящие полагают, что мы можем заниматься сновидением сами, без
 посторонней помощи. Поскольку в сновидении используется естественный,
 встроенный сдвиг точки сборки, мы ни в ком не нуждаемся для помощи.
  То, что особенно нужно, это трезвость, и никто не может нам дать ее
 или помочь нам приобрести ее, кроме самих себя, а без этого сдвиг точки
 сборки остается хаотическим, как хаотичны наши обычные сны.
  - Итак, в конце концов, методика достижения тела сновидения состоит в
 безупречности в повседневной жизни.
  Дон Хуан объяснил, что когда обретена трезвость, и позиция сновидения
 стала неизмеримо крепче, тогда следующим шагом является пробуждение в
 любой из позиций сновидения. Он заметил, что этот маневр, хотя все звучит
 просто, в действительности очень сложное дело - настолько сложное, что
 требует присутствия не только трезвости, но и всех атрибутов
 воинственности, особенно намерения.
  Я спросил его, как намерение помогает видящим пробудиться в позиции
 сновидения. Он ответил, что намерение, являясь самым сложным управлением
 силы настройки, является тем, что поддерживает - через трезвость сновидца
 - настройку тех эманаций, которые были освещены движением точки сборки.
  Дон Хуан сказал, что имеется еще одна ужасная ловушка сновидения -
 сама крепость тела сновидения. Например, в теле сновидения очень легко
 можно смотреть на эманации орла непрерывно длительное время, но так же
 легко, в конце концов, оно может быть поглощено ими. Видящие, созерцающие
 эманации орла, разделяются на тех, кто созерцает без отмирания тела
 сновидения, и тех, чье тело сновидения сгорает от внутреннего огня. Новые
 видящие решили эту проблему путем видения целой группой: пока один
 созерцает эманации, другие стоят около, готовые прекратить видение.
  - Как это новые видящие видят группой? - спросил я.
  - Они сновидят вместе, - сказал он. - как ты сам знаешь, вполне
 возможно группе видящих активизировать те же самые неиспользованные
 эманации. И в этом случае нет известных шагов - это просто случается: нет
 методики, которой можно следовать.
  Он добавил, что при совместном сновидении что-то в нас берет
 руководство, и неожиданно мы обнаруживаем себя разделяющими с другими тот
 же образ. Происходит то, что наши человеческие условия заставляют нас
 автоматически фокусировать свет сознания на тех же эманациях, которые
 используются и другими: мы приспосабливаем положение нашей точки сборки
 так, чтобы сойтись с окружающими. Мы делаем это на своей правой стороне,
 при обычном восприятии, а также делаем это и слева, это и слева, при
 совместном сновидении.
 
 
 
  11. НАГВАЛЬ ХУЛИАН
 
  В доме стояло странное оживление. Все видящие партии дона Хуана
 казались взволнованными и были почти рассеянны. Такого я никогда здесь не
 видел. Их обычно высокий уровень энергии, казалось, еще возрос. Я
 насторожился и спросил дона Хуана о причине этого. Он повел меня на задний
 дворик. Некоторое время мы шли в молчании, затем он сказал, что
 приближается время их исхода, он спешит со своими объяснениями, чтобы
 успеть вовремя.
  - Откуда ты знаешь, что вы близки к исходу? - спросил я.
  - Это внутреннее знание, - ответил он. - ты узнаешь это сам
 когда-нибудь. Понимаешь, нагваль Хулиан заставлял сдвигаться мою точку
 сборки бесчисленное число раз так же, как я делаю это с тобой. Затем он
 оставил мне задачу перенастройки тех эманаций, которые он помог мне
 настроить с помощью этих сдвигов. Такого рода задача оставляется в
 наследство каждому нагвалю.
  Во всяком случае, задача перенастройки всех этих эманаций пролагает
 дорогу особому маневру воспламенения всех этих эманаций внутри кокона. Я
 почти сделал это. Я нахожусь на пороге своего максимума, а поскольку я
 нагваль, и мне удалось зажечь все эти эманации внутри кокона, мы можем
 уйти в любое мгновение.
  Я почувствовал, что должен опечалиться и плакать, но что-то во мне
 настолько возрадовалось, услышав, что нагваль Хуан Матус близок к своему
 состоянию освобождения, что я подпрыгнул и закричал в полном восторге. Я
 знал, что рано или поздно войду в другое состояние сознания и буду плакать
 от печали, но в этот день я был наполнен счастьем и оптимизмом.
  Я рассказал дону Хуану о своих чувствах. Он засмеялся и похлопал меня
 по плечу.
  - Вспомни, что я говорил уже тебе, - сказал он. - не надейся на
 эмоциональное осознание. Позволь своей точке сборки сдвинуться, и тогда,
 уже годы спустя, у тебя будет осознание.
  Мы прошли в большую комнату и сели для разговора. Дон Хуан колебался
 некоторое время, затем он выглянул в окно. Со своего кресла я мог видеть
 дворик. Был ранний вечер, облачный день. Казалось, что пойдет дождь:
 кучевые облака надвигались с запада. Я любил облачные дни, дон Хуан их не
 любил. Он некоторое время поерзал, пытаясь найти более удобное положение.
  Он начал свои объяснения с рассуждения о том, что трудность
 воспоминания всего того, что происходило в состоянии повышенного сознания,
 возникает из-за множественности позиций, которые принимает точка сборки
 после того, как выйдет из своего нормального положения. С другой стороны,
 легкость припоминания всего, что происходит в нормальном состоянии
 сознания, объясняется тем, что точка сборки находится неподвижно на одном
 месте, где она обычно укреплена.
  Он сказал мне, что свяжется со мной. Он предложил, чтобы я принял
 трудность воспоминания и признал, что мне, быть может, не удастся
 выполнить мою задачу никогда и что никогда я не буду способен настроить
 все те эманации, которые он помог мне настроить.
  - Думай об этом именно так, - сказал он, улыбаясь. - возможно, ты
 никогда не сможешь вспомнить даже этого нашего разговора, который в данный
 момент кажется тебе таким обычным, таким естественным.
  В этом действительно заключается тайна сознания. Люди окружены
 тайной, - мы окружены темнотой, необъяснимыми вещами. Смотреть на себя
 по-другому было бы безумием, поэтому не преуменьшай тайны человека внутри
 себя самого с помощью чувства самосожаления или пытаясь рационализировать
 ее. Пытайся приуменьшить глупость человека в себе путем понимания этой
 глупости, но не оправдывай себя ни тем, ни другим - и то, и другое
 необходимо.
  Один из величайших маневров следопыта состоит в том, чтобы закопать
 тайну против глупости в каждом из нас.
  Он объяснил, что методы следопыта - это не что-то, чем можно
 наслаждаться: фактически они могут вызвать массу возражений. Зная это,
 новые видящие осознали, что было бы против общих интересов обсуждать или
 практиковать принципы следопыта в нормальном состоянии сознания.
  Я обратил его внимание на противоречие: он сказал, что для воинов нет
 способа действовать в мире, если они находятся в состоянии повышенного
 сознания, и он сказал также, что искусство следопыта - это просто особое
 поведение по отношению к людям. Так что эти два утверждения противоречат
 друг другу.
  - Под выражением "не обучать в нормальном состоянии сознания" я
 подразумевал обучение только по отношению к нагвалю, - сказал он. - цели
 искусства следопыта двойственны. Первая - это сдвинуть точку сборки
 последовательно и безопасно, насколько возможно, и ничто не может
 выполнить эту задачу так хорошо, как искусство следопыта. И вторая -
 запечатлеть эти принципы на таком глубоком уровне, чтобы обойти
 человеческую опись - перечисление, которая является естественной реакцией
 отрицания и осуждения того, что кажется оскорбительным рассудку.
  Я сказал ему, что искренне сомневаюсь, что буду осуждать что-либо,
 подобное этому, или отказываться от него. Он засмеялся и сказал, что я не
 являюсь исключением и что я буду реагировать так же, как и всякий другой,
 когда услышу о деяниях мастера-следопыта, такого, каким был его
 благодетель, нагваль Хулиан.
  Я не преувеличивал, когда сказал тебе, что нагваль Хулиан был
 чрезвычайным следопытом из всех, кого я когда-либо встречал, - сказал дон
 Хуан. - ты уже слышал о его мастерстве следопыта от кого-нибудь, но я
 никогда не говорил тебе о том, что он делал со мной.
  Я хотел разъяснить ему, что не слышал никогда ни от кого относительно
 нагваля Хулиана, но как раз перед тем, как я хотел выразить свой протест
 словами, мной овладело странное чувство неуверенности. Казалось, что дон
 Хуан мгновенно понял, что со мной. Он почмокал восторженно.
  - Ты не можешь вспомнить, поскольку для тебя еще недоступна воля, -
 сказал он. - ты нуждаешься в целой жизни безупречности и в большом запасе
 энергии, и тогда воля может освободить все эти воспоминания.
  Я собираюсь рассказать тебе историю того, как нагваль Хулиан вел себя
 со мной, когда мы впервые встретились. Если ты осудишь его и найдешь его
 поведение недостойным, хотя сейчас ты в состоянии повышенного сознания, то
 подумай о том, как бы ты взбунтовался, если бы находился в состоянии
 нормального сознания.
  Я запротестовал и сказал, что он настраивает меня. Он заверил меня,
 что все, чего он хочет добиться своими рассказами, это лишь
 проиллюстрировать способ, каким следопыты действуют и пояснить причины
 этих действий.
  - Нагваль Хулиан был последним из древних следопытов, - сказал он. -
 он был следопытом не столько из-за обстоятельств своей жизни, сколько по
 склонности своего характера.
  Дон Хуан объяснил, что новые видящие видят в людях две главные
 человеческие группы: тех, кто заботится о других, и тех, кто не заботится.
 Между этими двумя предельными случаями они видят бесконечное смешение этих
 двух типов. Нагваль Хулиан принадлежал к категории тех, кто не заботится о
 других. Себя дон Хуан отнес к противоположной категории.
  - Но разве ты не говорил мне, что нагваль Хулиан был щедрым, и что он
 мог отдать последнюю рубашку? - спросил я.
  - Конечно, мог, - ответил дон Хуан. - о, он был не только щедрым, он
 был предельно очаровательным, неподражаемым. Он всегда глубоко и искренне
 интересовался каждым окружающим. Он был добрым и открытым и отдавал все,
 что имел, каждому, кто в этом нуждался, или всякому, кого он полюбит. В
 свою очередь его любили все, поскольку, будучи мастером искусства
 следопыта, он сумел сообщить им свои истинные чувства, что он не дает за
 любого из них и ломаного гроша.
  Я не сказал ничего, но дон Хуан понял все мое чувство недоверия и
 даже отчаяния от того, что он говорит. Он почмокал губами и покачал
 головой из стороны в сторону.
  - Да, это искусство следопыта, - сказал он. - видишь, я даже еще не
 начал своего рассказа о нагвале Хулиане, а ты уже расстроился.
  Он разразился хохотом, когда я попытался объяснить ему мои чувства.
  - Нагваль Хулиан ни о ком не заботился, - продолжал он. - вот почему

<< Пред.           стр. 71 (из 284)           След. >>

Список литературы по разделу