<< Пред.           стр. 27 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 бросает ребенку мяч и просит его назвать, что мы покупаем.
 Каждый, поймав мяч, называет какое-нибудь слово: "хлеб", "ово-
 щи", "игрушки", "одежду", "книги", "фрукты", "посуду". Подводя
 итог, педагог просит одного из детей перечислить предметы, кото-
 рые покупают люди.
 Куда пойдешь, что найдешь (игра)
 Цель. Та же.
  Оборудование. Большие карточки с изображением леса,
 огорода, сада; маленькие картинки с изображением деревьев, ши-
 шек, кустарников, ягод, желудей, грибов, лука, капусты, картофе-
 ля, моркови, репы, свеклы, яблока, сливы, вишни, груши, конвер-
 ты по числу детей.
  Ход игры. Детям раздают конверты с маленькими картин-
 ками. Педагог показывает большие карточки по очереди и рассмат-
 ривает с детьми. Они рассказывают, что нарисовано на них, и
 подбирают маленькие картинки к большим карточкам.
  Детям раздают по одной большой карточке, они их рассмат-
 ривают и выходят к педагогу. Каждый показывает свою картинку и
 рассказывает, что на ней изображено, вставляет ее в наборное
 полотно и подбирает маленькие картинки, которые находятся на
 столе у педагога, и говорит, например, так: "Если пойдешь в
 лес, то там найдешь грибы, ягоды, шишки, орехи и т. д." Другой
 ребенок выходит с карточкой, на которой изображен огород. К
 этой карточке он подбирает все, что растет на огороде, и так
 же рассказывает об этом. Следующий ребенок подбирает картинки
 к карточке с изображением сада. В конце подводится итог. Дети
 перечисляют все, что растет в лесу, в огороде, саду.
 По аналогии проводятся игры на другие обобщающие слова.
 Подарки детям (занятие)
  Цель. Формировать обобщенное значение слова "кукла"; про-
 должать развивать связную речь.
  Оборудование. Коробки с новыми игрушками, кукла-де-
 вочка, кукла-мальчик, кукла-петрушка, картинки с изображением
 различных кукол.
  Ход занятия. Педагог приносит в коробках новые игрушки
 и достает каждую по очереди. При этом произносит народные пе-
 сенки, потешки, короткие стихи. Так, при рассматривании куклы-
 девочки можно прочитать: "Наша Маша маленька, на ней шубка
 аленька, опушка бобровая, Маша чернобровая". Затем педагог
 говорит: "Это кукла Маша, ее можно будет в коляске катать,
 кормить, укладывать спать. А сейчас Маша посидит и посмотрит,
 что находится в других коробках". Достает куклу-мальчика, об-
 ращая внимание на его внешний вид. Поет песенку:
 Баю, баю, баиньки, Наденем на ноженьки,
 Купим сыну валенки, Пустим по дороженьке.
 188
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Сажает игрушку рядом с первой: "Это кукла Ваня, мы тоже с ней
 будем играть". Затем рассматривает с детьми следующую игрушку:
 "Развеселая игрушка, а зовут ее петрушка. Петрушка умеет пля-
 сать и петь, знает много сказок, с ним тоже будем играть. Пет-
 рушка принес детям картинки". Рассматривает с детьми картинки
 с изображением различных игрушек, в том числе и кукол. Картин-
 ки вставляются в наборное полотно, а петрушка просит детей со-
 брать всех кукол вместе. Дети выбирают картинки с изображени-
 ем различных кукол и отдают их петрушке. "Вот какие разные
 куклы",- говорит педагог. Игрушки куклы дети сажают в игро-
 вой уголок.
 Мой веселый звонкий мяч
  Цель. Продолжать формировать у детей обобщенное значение
 слова (мяч), развивать связную речь.
  Оборудование. Мячи, разные по цвету и размеру, обручи,
 шары, картинки с изображением этих же предметов, большая ко-
 робка.
  Ход игры. Педагог показывает детям мяч (среднего размера)
 и начинает с ним играть (ударяет о пол), ритмично произнося
 четверостишие:
 "Мой веселый звонкий мяч,
 Ты куда пустился вскачь,
 Красный, синий, голубой,
 Не угнаться за тобой..."
 После этого по очереди бросает мяч детям, они его ловят. Затем
 педагог приглашает детей подойти к ковру и найти мячи среди
 других предметов (обручи, шары, мячи разных размеров и цветов),
 лежащих на ковре. Когда дети принесут мячи, они положат их в
 коробку, педагог играет с каждым мячом. В случае, если кто-либо
 ошибся и принес другой предмет, педагог показывает, что обруч
 крутится, он не прыгает, шарик катится, но не скачет, т. е. в ко-
 робке должны быть только мячи.
  Дети садятся на свои места, к ним приходит петрушка и при-
 носит в большом красивом конверте картинки с изображением
 разных мячей, шаров и обручей. Все картинки вставляются в на-
 борное полотно. Петрушка просит ребят подобрать картинки толь-
 ко с изображением мячей. Дети по очереди находят картинки, на-
 зывают их и отдают петрушке. Он вместе с детьми читает стихо-
 творение "Мой веселый звонкий мяч...". Подводя итог, педагог
 обращает внимание детей, что мячи бывают разные.
 
 Содержание
 От автора 3
 Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе 4
 Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотруд-
 ничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общест-
 венного опыта 14
 Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение
 элементарной инструкции -
 Развитие внимания 17
 Развитие подражания 23
 Усвоение действий по образцу 27
 Дидактические игры на развитие ручной моторики 30
 Развитие хватания -
 Развитие соотносящих действий 33
 Подражание движениям рук 35
 Развитие движений пальцев 37
 Развитие движений кистей рук 44
 Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию 45
 Развитие зрительного восприятия 46
 Восприятие формы -
 Восприятие величины ' 60
 Восприятие цвета 82
 Формирование целостного образа предмета 92
 Восприятие пространства и ориентировка в нем 100
 Развитие тактильно-двигательного восприятия 118
 Развитие слухового восприятия ... 129
 Развитие неречевого слуха 130
 Развитие речевого слуха 135
 Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления . . 140
 Переход от восприятия к мышлению -
 Переход от восприятия к обобщению 141
 Переход от восприятия к наглядно-образному и элементам логического
 мышления 148
 Развитие наглядно-действенного мышления 152
 Развитие элементов причинного мышления 165
 Развитие наглядно-образного мышления 167
 Дидактические игры и упражнения по развитию речи 170
 Развитие речевого общения -
 Развитие делового эмоционального общения 171
 Игры-драматизации 176
 Развитие познавательной функции речи 182
 Расширение, уточнение и обобщение значения слова -
 191
 
 Учебное издание
 КАТАЕВА Александра Абрамовна
 СТРЕБЕЛЕВА Елена Антоновна
 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ
 УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
 Книга для учителя
 Зав. редакцией Т. С. Залялова
  Редактор Т. П. Мищенко
 Художники Е. В. Викторов, Л. М. Долгачева, И. Ю. Забавников,
 С. П. Евладов, О. В. Кулькова
 Художественный редактор Г. С. Студеникина
 Технические редакторы Л. П. Бирюкова, Н. Т. Рудникова
 Корректор Н. С. Соболева
 ИБ № 12847
 Сдано в набор 20.12.89. Подписано к печати 22.10.90. Формат 60X90'/i6. Бум. офсетная М? 2. Гарнитура
 литературная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 12 + 0,25 вкл. + 0,25 форз. Усл. кр.-отт. 25,81. Уч.-изд. л.
 13,40 + 0,27 вкл. 4- 0,42 форз. Тираж 100 000 экз. Заказ № 2373. Цена 1 р
 Ордена Трудового Красного Знамени издательство "Просвещение" Министерства печати и массовой
 информации РСФСР. 129846. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
 Смоленский полиграфкомбинат Министерства печати и массовой информации РСФСР. 214020, Смоленск,
 ул. Смольянинова, 1.
 

<< Пред.           стр. 27 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу