<< Пред. стр. 9 (из 27) След. >>
Оденем куколЦель. Та же.
Оборудование. Четыре куклы разного размера, два комплек-
та одежды для них (платье с чепчиком и пальто с шапкой).
Ход игры. Вначале детям дают двух кукол - самую большую
и самую маленькую, т. е. кукол, резко контрастных по величине.
"Куклы встали после сна и забыли, кто в чем был одет,- говорит
педагог.- Помогите им одеться". Раскладывает на столе впере-
мешку два платья, два чепчика. Величину предметов педагог не
называет, дети должны самостоятельно выбрать одежду для кукол.
Педагог вызывает ребенка и просит его найти куклам их вещи. В
случае ошибочного выбора педагог не останавливает ребенка, а
предлагает примерить выбранную вещь маленькой или большой кук-
ле, т. е. практически убедиться в своей ошибке. Когда куклы оде-
ты, педагог помогает детям закрепить свои действия в слове: "Эта
кукла большая - ей маленькое платье не подойдет, а нужно боль-
шое платье и большой чепчик. А эта кукла маленькая - ей нужно
маленькое платье и маленький чепчик".
Вариантом игры может быть задание "Оденем кукол на про-
гулку". Игра проводится так же, но дети надевают куклам пальто
и шапку.
В дальнейшем можно дать сразу 3-4 куклы и увеличить коли-
чество одежды для них.
Кто скорее свернет ленту?
Цель. Продолжать формировать отношение к величине как
значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со
словами "длинный", "короткий".
Оборудование. Две ленты, закрепленные одним концом на
палочках: одна из них длинная (50 см), а другая короткая (20 см);
ленты одинаковой ширины и одного цвета.
Ход игры. Педагог предлагает детям научиться свертывать
ленту, показывает, как это делать, дает каждому попробовать.
Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту".
Вызывает двоих, дает одному длинную, другому короткую ленту и
просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естест-
венно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог
раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин была хо-
рошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лен-
тами. Теперь выигрывает другой ребенок. Когда дети сядут на
место, педагог вызывает других детей и предлагает одному из них
выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После
ответов детей называет ленты "короткая", "длинная" сразу обоим
детям и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается
быстро, а длинная медленно".
Нарядные зверюшки
Цель. Та же.
Оборудование. Игрушки зверей (мишки, зайки, собачки,
3 Зак. 2373 А. А. Катаева
кошки), ленты длинные и короткие по числу игрушек; длинные
ленты по сравнению с короткими должны быть такими, чтобы их
можно было обернуть вокруг шеи мишки (собачки и др.) и завя-
зать красивый бант.
Ход игры. Педагог рассаживает на стол игрушки (мишки,
зайки, собачки, кошечки и т. д.) и говорит, что зверюшки хотят
устроить праздник и просят их нарядить - завязать им красивые
банты. Вызывает двоих детей, предлагает каждому взять одну иг-
рушку и по одной ленте (на столе две ленты - длинная и корот-
кая). Дети берут ленты и пытаются завязать бант своей игрушке.
Педагог помогает им. Естественно, у того, кто взял длинную ленту,
бант получается, а у другого ребенка нет. Педагог спрашивает у
ребенка с длинной лентой, получился ли из нее бант. После чего
показывает игрушку с красивым бантом. "А вот собачка огорчена,-
говорит педагог,- у нее бант не получился. Какая была лента у
собачки? (Вместе с детьми снова рассматривает ленту.) Она корот-
кая. Из короткой ленты бант не получился". Потом вызывает сле-
дующую пару детей и снова предлагает им выбрать ленты. Если
оба ребенка хотят длинную ленту, заменяет короткую на длинную.
Когда всем зверюшкам завязаны банты, педагог обобщает: "Из
длинной ленты можно сделать бант, а из короткой нельзя". Затем
предлагает детям поплясать с игрушками, дает каждому игрушку
и дет^ свободно пляшут.
Построй ворота
Цель. Обратить внимание на высоту и ширину предметов,
учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними;
закреплять знание слов "высокий", "низкий", "широкий", "узкий".
Оборудование. Строительный материал (бруски разной ве-
личины), машины разной величины (высокая с подъемным краном
или пожарная с лестницей, низкая, широкая и узкая).
Ход игры. Дети сидят полукругом, педагог на стуле напро-
тив них. Сбоку от него на полу лежат вперемешку бруски разного
размера. Педагог ввозит в круг машину (грузовую или легковую)
и предлагает кому-либо построить для нее ворота. Ребенок строит
ворота, и педагог прокатывает через них машинку к ребенку, тот
вновь катит к педагогу. Машину могут катать друг к другу двое
детей. Затем педагог берет новую, высокую машину (подъемный
кран) и предлагает прокатить ее через ворота. Дети катят машину,
ворота падают. Педагог просит восстановить ворота и попробовать
прокатить машину медленно. Обнаруживается, что машина не
проходит, так как она выше ворот. Педагог спрашивает, что надо
сделать, чтобы машина прошла в ворота, стараясь навести на мысль
о постройке новых, высоких ворот. Когда ворота будут построены,
дети прокатывают через них машину, а педагог говорит: "Ворота
были низкие, а машина высокая, она не могла проехать. Теперь мы
построили другие, высокие ворота и машина проехала". Затем
детям дают широкую машину, ворота раздвигают вширь. Педагог
подводит итог, объясняя, что для широкой машины нужно по-
бб
строить широкие ворота. При повторном проведении игры можно
предложить нескольким детям одновременно строить ворота, учи-
тывая их размеры с величиной машины по высоте и ширине.
Значительное восприятие величины
В играх данного раздела ребенок не может уже действовать с
помощью проб. Величины предметов надо сопоставить зрительно.
Однако в случае затруднений ребенок может проверить свой выбор
наложением. При наложении предметы одинаковых величин совпа-
дают, и если их обвести по контуру, то оба контура ощущаются
как один. Если же контуры не совпадают, значит, предметы раз-
личны по величине. Естественно, что таким способом можно прове-
рять лишь однотипные предметы, имеющие одинаковую форму.
При соотнесении предметов по величине следует обратить вни-
мание на разные параметры величины (длину, высоту, ширину) в
тех случаях, когда они оказываются существенными для выпол-
нения задания.
Важно помнить, что ребенок должен выполнить задание само-
стоятельно, не следует предварять его действия словесной инст-
рукцией. Только после того как ребенок выполнил задание, полу-
ченный им результат надо уточнить словом. Например, в игре
"Лото" даются карточки с изображением большой и маленькой
матрешек. Педагог поднимает карточку-образец и спрашивает: "У
кого такая?" (Нельзя говорить "у кого большая?") После того
как ребенок сделает выбор, соотнесет образец с изображением
на своей карте, педагог говорит: "Правильно, у меня большая
матрешка и у тебя такая же большая".
Лото (определение предмета по величине)
Цель. Учить определять зрительно предметы резко различной
величины, соединять зрительный образ со словом.
Оборудование. Большие карточки с изображением двух
предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и ма-
ленький); предметы расположены на карточках по-разному (напри-
мер: большой дом, маленький дом, маленькое дерево, большое
дерево; маленькая машина, маленький мяч, большая машина, боль-
шой мяч и т.п.), карточки с изображением отдельных предметов
(больших и маленьких).
Ход игры. Педагог раздает детям большие карточки и по
одной карточке-образцу, спрашивая: "У кого такая?" Ребенок дол-
жен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов
по величине, т. е. правильно наложить большой предмет на большой,
маленький на маленький. После этого закрепляют результат в сло-
ве: "Правильно, это большой дом".
В дальнейшем задание усложняется: на карточках изображены
разнородные и разные по величине предметы. По мере усвоения
игры каждому ребенку дают не одну, а 2-3 карточки.
3* 67
Пирамидки
Цель. Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании
колец (1-й вариант); учитывать величину в действиях с пред-
метами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый
раз самое большое кольцо), проверять свой выбор путем наклады-
вания колец (2-й вариант); складывать пирамидку, опираясь на
зрительное соотнесение величин, в качестве способа проверки не
применять способ наложения (3-й вариант).
Оборудование. Пирамидки (каждая из четырех колец с кол-
пачком) по количеству детей. В дальнейшем (3-й вариант игры)
количество колец увеличивается, берут пирамидки из шаров, полу-
шаров, полуколец и др.
Принцип складывания пирамидок должен быть практически вы-
членен детьми самостоятельно, а не предложен взрослым. Для этого
необходимо давать детям разнообразные пирамидки с разным ко-
личеством колец разного цвета, по возможности меняя их на каж-
дом занятии.
1-й вариант. Сложи и закрой
Ход игры. Педагог ставит на стол одну пирамидку, медленно
разбирает ее, раскладывая кольца в случайном порядке. Затем
берет одно из колец, рассматривает его, обращает внимание на
отверстие и надевает кольцо на стержень. Так же надевает остальные
кольца. Берет в руки колпачок, объясняет, что он придерживает все
кольца на стержне. Обыгрывает этот момент: наклоняет пирамид-
ку, и верхнее кольцо падает и т. д. После этого раздает пирамид-
ки детям, помогает разобрать и собрать их. Дети нанизывают коль-
ца на стержень и заканчивают их колпачками. Взрослый предлага-
ет перевернуть пирамидки, убедиться, что колечки плотно придер-
живаются колпачками. Хвалит детей, хотя, может быть, некоторые
дети собрали их недостаточно точно, не учитывая величину колец.
2-й вариант. Красивая пирамидка (занятие)
Ход занятия. Педагог берет одну пирамидку, рассматривает
ее, говорит, что она красивая, ровная, гладкая. Проводит рукой
по поверхности пирамидки от основания кверху, подходит к каж-
дому и предлагает провести рукой по пирамидке. Затем разбирает
пирамидку, просит сложить такую же красивую. Берет одно из
колец, говорит: "Большое. (Надевает его на стержень, берет сле-
дующее кольцо, смотрит с 'сомнением.) Это большое или это?
(Показывает на другое кольцо.) Сейчас проверю. Вот так. (Накла-
дывает кольца друг на друга, показывает детям.) Одно кольцо
выступает, оно больше". (Надевает его на стержень.) То же про-
делывает с остальными кольцами и закрывает пирамидку кол-
пачком. Показывает детям, какая она стала красивая, гладкая.
После этого раздает пирамидки детям, помогает разобрать, сме-
шать кольца. Дети складывают пирамидки, педагог при необхо-
димости помогает им, но только в том случае, когда ребенок не
может самостоятельно наложить кольца друг на друга. Когда пи-
рамидки сложены, педагог предлагает детям еще раз убедиться,
красивые ли они. С теми, кто не видит ошибки, проводит рукой
ребенка по пирамидке, давая ему понять, что пирамидка сложена
неправильно. Ребенок еще раз собирает пирамидку. Педагог помо-
гает, каждый раз повторяя: "Вот большое кольцо. Вот поменьше.
Еще меньше". И т. д. В заключение педагог хвалит всех детей,
ставит все пирамидки на стол, говорит, какие они красивые.
3-й вариант. Сложи пирамидку
Ход игры. Используются всевозможные пирамидки. Педагог
ставит перед детьми задачу правильно собрать пирамидки, сло-
жить их красиво, ровно, но не показывает, как это делать, при не-
обходимости помогает. В конце просит всех .независимо от ре-
зультата проверить, правильно ли сложена пирамидка, и говорит:
"Внизу большое кольцо, а наверху самое маленькое. Все пирамидки
красивые".
Где такие?
Цель. Продолжать учить детей соотносить предметы по вели-
чине, зрительно проверяя правильность выбора, при необходимости
69
использовать наложение и обведение по контуру; закреплять сло-
ва "большой", "маленький", "больше", "меньше", "одинаковые".
Оборудование. Трафареты, вырезанные из дерева или плот-
ного картона, с изображением больших и маленьких предметов
простой формы по несколько пар на ребенка, наборное полотно.
Ход игры. Педагог раскладывает на столе несколько трафа-
ретов с изображением одного и того же предмета разной величины,
например три мяча. В наборное полотно вставляется трафарет,
например мяч, средний по величине. Педагог говорит, что нужно
найти такой же. Рассматривает мячи, лежащие на столе, выбирает
один и говорит: "Я думаю, что он такой же". Вынимает из набор-
ного полотна образец и сравнивает их, накладывая друг на друга.
Формы совпадают, педагог обращает на это внимание детей, обво-
дит пальцем сложенные вместе мячи по контуру, предлагает это
сделать каждому, подходит к детям. "Мячи одинаковые",- го-
ворит педагог. Потом меняет предметы на столе, кладет три домика,
ставит в наборное полотно парный самому маленькому, вызывает
одного из детей и просит его найти такой же. Свой выбор ребенок
проверяет наложением. Если предмет выбрав неверно, контуры
не совпадают, педагог говорит, что один из домиков больше, по-
казывает, как выступают контуры большого домика, и предлагает
найти нужную форму.
Лиса и зайцы
Цель. Понимать, что величина является значимым призна-
ком, учитывать ее в своих действиях; упражнять в соотнесении
резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необ-
ходимости с помощью наложения.
Оборудование. Шапочки с ушками для зайцев по числу иг-
рающих, одна шапочка для лисы, большие и маленькие круги
(овалы, квадраты, многоугольники и др.) по числу детей, два боль-
ших обруча.
Ход игры (проводится с подгруппой из 6-8 детей). Педагог
кладет на пол два больших обруча и объясняет, что это будут доми-
ки для зайцев (домики можно ограничить строительным материа-
лом или стульями). Раздает детям-"зайцам" шапочки и каждому
дает в руки картонный круг (овал, квадрат). Обращает внимание
детей на то, что у одних круги большие, а у других маленькие. Внутрь
каждого обруча педагог кладет один из кругов; там, где лежит
большой круг,- дом для зайцев с большими кружками, там, где
маленький,- дом для зайцев маленькими кружками. Все зайцы
занимают свои домики. В стороне дом лисы. Зайцы по сигналу бара-
бана выбегают на прогулку и разбегаются по комнате. Из укрытия
выходит лиса (вначале ее роль исполняет взрослый) и ловит зайцев.
Зайцы прячутся в домики. Если заяц вбегает не в свой дом, лиса его
забирает и уводит в свою нору. При повторном проведении игра ус-
ложняется: пока дети бегают, педагог меняет образцы местами.
В дальнейшем дети распределяются на три группы - по трем до-
микам. Им дают кружки трех величин. Роль лисы исполняет ребенок.
70
Красивые узоры (занятие)
Цель. Продолжать соотносить объекты по величине и учитывать
ее в своих действиях; развивать внимание; учить действовать по-
следовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять
знание слов "большой", "маленький"; учить ритмичному чередова-
нию величин.
Оборудование. Большие и маленькие круги (квадраты, ова-
лы, треугольники и др.); круги (квадраты, треугольники и др.) трех
величин; полоски бумаги с контурным узором (чередование боль-
ших и маленьких кружков, не более трех повторений; такое же че-
редование треугольников и других форм; чередование другого ти-
па: большой кружок - маленький, маленький - большой, малень-
кий- маленький и др.); чистые полоски бумаги; крупные образцы
форм для наборного полотна (образец с готовым орнаментом).
Ход занятия. Педагог выставляет на доске образец, рассмат-
ривает его с детьми, обращая внимание на ритмичность чередования
форм и на то, какой красивый получился узор. Показывает указкой
на первый кружок и говорит: "Большой. (Плавно переносит указ-
ку на следующие.) Маленький-большой-маленький", стараясь
подчеркнуть ритм характером движения и голосом. Затем просит
детей повторять за ним сочетание этих слов. Потом педагог объяс-
няет, что дети сами могут сделать такие же красивые узоры. Раз-
дает полоски бумаги с контурным узором и яркие геометрические
формы, показывает, как накладывать формы слева направо, не
пропуская ни одного контура. Дети раскладывают кружки, а пе-
дагог следит за ходом работы. По окончании педагог хвалит детей,
снова обращает их внимание на ритмичность чередования форм,
еще раз напоминает их последовательность: большой - маленький,
большой - маленький...
В дальнейшем детям раздают чистые полоски. Они выкладывают