<< Пред.           стр. 9 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 Оденем кукол
 Цель. Та же.
  Оборудование. Четыре куклы разного размера, два комплек-
 та одежды для них (платье с чепчиком и пальто с шапкой).
  Ход игры. Вначале детям дают двух кукол - самую большую
 и самую маленькую, т. е. кукол, резко контрастных по величине.
 "Куклы встали после сна и забыли, кто в чем был одет,- говорит
 педагог.- Помогите им одеться". Раскладывает на столе впере-
 мешку два платья, два чепчика. Величину предметов педагог не
 называет, дети должны самостоятельно выбрать одежду для кукол.
 Педагог вызывает ребенка и просит его найти куклам их вещи. В
 случае ошибочного выбора педагог не останавливает ребенка, а
 предлагает примерить выбранную вещь маленькой или большой кук-
 ле, т. е. практически убедиться в своей ошибке. Когда куклы оде-
 ты, педагог помогает детям закрепить свои действия в слове: "Эта
 кукла большая - ей маленькое платье не подойдет, а нужно боль-
 шое платье и большой чепчик. А эта кукла маленькая - ей нужно
 маленькое платье и маленький чепчик".
  Вариантом игры может быть задание "Оденем кукол на про-
 гулку". Игра проводится так же, но дети надевают куклам пальто
 и шапку.
  В дальнейшем можно дать сразу 3-4 куклы и увеличить коли-
 чество одежды для них.
 Кто скорее свернет ленту?
  Цель. Продолжать формировать отношение к величине как
 значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со
 словами "длинный", "короткий".
  Оборудование. Две ленты, закрепленные одним концом на
 палочках: одна из них длинная (50 см), а другая короткая (20 см);
 ленты одинаковой ширины и одного цвета.
  Ход игры. Педагог предлагает детям научиться свертывать
 ленту, показывает, как это делать, дает каждому попробовать.
 Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту".
 Вызывает двоих, дает одному длинную, другому короткую ленту и
 просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естест-
 венно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог
 раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин была хо-
 рошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лен-
 тами. Теперь выигрывает другой ребенок. Когда дети сядут на
 место, педагог вызывает других детей и предлагает одному из них
 выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После
 ответов детей называет ленты "короткая", "длинная" сразу обоим
 детям и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается
 быстро, а длинная медленно".
 Нарядные зверюшки
 Цель. Та же.
 Оборудование. Игрушки зверей (мишки, зайки, собачки,
 3 Зак. 2373 А. А. Катаева
 
 кошки), ленты длинные и короткие по числу игрушек; длинные
 ленты по сравнению с короткими должны быть такими, чтобы их
 можно было обернуть вокруг шеи мишки (собачки и др.) и завя-
 зать красивый бант.
  Ход игры. Педагог рассаживает на стол игрушки (мишки,
 зайки, собачки, кошечки и т. д.) и говорит, что зверюшки хотят
 устроить праздник и просят их нарядить - завязать им красивые
 банты. Вызывает двоих детей, предлагает каждому взять одну иг-
 рушку и по одной ленте (на столе две ленты - длинная и корот-
 кая). Дети берут ленты и пытаются завязать бант своей игрушке.
 Педагог помогает им. Естественно, у того, кто взял длинную ленту,
 бант получается, а у другого ребенка нет. Педагог спрашивает у
 ребенка с длинной лентой, получился ли из нее бант. После чего
 показывает игрушку с красивым бантом. "А вот собачка огорчена,-
 говорит педагог,- у нее бант не получился. Какая была лента у
 собачки? (Вместе с детьми снова рассматривает ленту.) Она корот-
 кая. Из короткой ленты бант не получился". Потом вызывает сле-
 дующую пару детей и снова предлагает им выбрать ленты. Если
 оба ребенка хотят длинную ленту, заменяет короткую на длинную.
 Когда всем зверюшкам завязаны банты, педагог обобщает: "Из
 длинной ленты можно сделать бант, а из короткой нельзя". Затем
 предлагает детям поплясать с игрушками, дает каждому игрушку
 и дет^ свободно пляшут.
 Построй ворота
  Цель. Обратить внимание на высоту и ширину предметов,
 учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними;
 закреплять знание слов "высокий", "низкий", "широкий", "узкий".
  Оборудование. Строительный материал (бруски разной ве-
 личины), машины разной величины (высокая с подъемным краном
 или пожарная с лестницей, низкая, широкая и узкая).
  Ход игры. Дети сидят полукругом, педагог на стуле напро-
 тив них. Сбоку от него на полу лежат вперемешку бруски разного
 размера. Педагог ввозит в круг машину (грузовую или легковую)
 и предлагает кому-либо построить для нее ворота. Ребенок строит
 ворота, и педагог прокатывает через них машинку к ребенку, тот
 вновь катит к педагогу. Машину могут катать друг к другу двое
 детей. Затем педагог берет новую, высокую машину (подъемный
 кран) и предлагает прокатить ее через ворота. Дети катят машину,
 ворота падают. Педагог просит восстановить ворота и попробовать
 прокатить машину медленно. Обнаруживается, что машина не
 проходит, так как она выше ворот. Педагог спрашивает, что надо
 сделать, чтобы машина прошла в ворота, стараясь навести на мысль
 о постройке новых, высоких ворот. Когда ворота будут построены,
 дети прокатывают через них машину, а педагог говорит: "Ворота
 были низкие, а машина высокая, она не могла проехать. Теперь мы
 построили другие, высокие ворота и машина проехала". Затем
 детям дают широкую машину, ворота раздвигают вширь. Педагог
 подводит итог, объясняя, что для широкой машины нужно по-
 бб
 
 строить широкие ворота. При повторном проведении игры можно
 предложить нескольким детям одновременно строить ворота, учи-
 тывая их размеры с величиной машины по высоте и ширине.
 Значительное восприятие величины
  В играх данного раздела ребенок не может уже действовать с
 помощью проб. Величины предметов надо сопоставить зрительно.
 Однако в случае затруднений ребенок может проверить свой выбор
 наложением. При наложении предметы одинаковых величин совпа-
 дают, и если их обвести по контуру, то оба контура ощущаются
 как один. Если же контуры не совпадают, значит, предметы раз-
 личны по величине. Естественно, что таким способом можно прове-
 рять лишь однотипные предметы, имеющие одинаковую форму.
  При соотнесении предметов по величине следует обратить вни-
 мание на разные параметры величины (длину, высоту, ширину) в
 тех случаях, когда они оказываются существенными для выпол-
 нения задания.
  Важно помнить, что ребенок должен выполнить задание само-
 стоятельно, не следует предварять его действия словесной инст-
 рукцией. Только после того как ребенок выполнил задание, полу-
 ченный им результат надо уточнить словом. Например, в игре
 "Лото" даются карточки с изображением большой и маленькой
 матрешек. Педагог поднимает карточку-образец и спрашивает: "У
 кого такая?" (Нельзя говорить "у кого большая?") После того
 как ребенок сделает выбор, соотнесет образец с изображением
 на своей карте, педагог говорит: "Правильно, у меня большая
 матрешка и у тебя такая же большая".
 Лото (определение предмета по величине)
  Цель. Учить определять зрительно предметы резко различной
 величины, соединять зрительный образ со словом.
  Оборудование. Большие карточки с изображением двух
 предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и ма-
 ленький); предметы расположены на карточках по-разному (напри-
 мер: большой дом, маленький дом, маленькое дерево, большое
 дерево; маленькая машина, маленький мяч, большая машина, боль-
 шой мяч и т.п.), карточки с изображением отдельных предметов
 (больших и маленьких).
  Ход игры. Педагог раздает детям большие карточки и по
 одной карточке-образцу, спрашивая: "У кого такая?" Ребенок дол-
 жен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов
 по величине, т. е. правильно наложить большой предмет на большой,
 маленький на маленький. После этого закрепляют результат в сло-
 ве: "Правильно, это большой дом".
  В дальнейшем задание усложняется: на карточках изображены
 разнородные и разные по величине предметы. По мере усвоения
 игры каждому ребенку дают не одну, а 2-3 карточки.
 3* 67
 
 
 
 
 
 
 
 Пирамидки
  Цель. Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании
 колец (1-й вариант); учитывать величину в действиях с пред-
 метами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый
 раз самое большое кольцо), проверять свой выбор путем наклады-
 вания колец (2-й вариант); складывать пирамидку, опираясь на
 зрительное соотнесение величин, в качестве способа проверки не
 применять способ наложения (3-й вариант).
  Оборудование. Пирамидки (каждая из четырех колец с кол-
 пачком) по количеству детей. В дальнейшем (3-й вариант игры)
 количество колец увеличивается, берут пирамидки из шаров, полу-
 шаров, полуколец и др.
  Принцип складывания пирамидок должен быть практически вы-
 членен детьми самостоятельно, а не предложен взрослым. Для этого
 необходимо давать детям разнообразные пирамидки с разным ко-
 личеством колец разного цвета, по возможности меняя их на каж-
 дом занятии.
 
 1-й вариант. Сложи и закрой
  Ход игры. Педагог ставит на стол одну пирамидку, медленно
 разбирает ее, раскладывая кольца в случайном порядке. Затем
 берет одно из колец, рассматривает его, обращает внимание на
 отверстие и надевает кольцо на стержень. Так же надевает остальные
 кольца. Берет в руки колпачок, объясняет, что он придерживает все
 кольца на стержне. Обыгрывает этот момент: наклоняет пирамид-
 ку, и верхнее кольцо падает и т. д. После этого раздает пирамид-
 ки детям, помогает разобрать и собрать их. Дети нанизывают коль-
 ца на стержень и заканчивают их колпачками. Взрослый предлага-
 ет перевернуть пирамидки, убедиться, что колечки плотно придер-
 живаются колпачками. Хвалит детей, хотя, может быть, некоторые
 дети собрали их недостаточно точно, не учитывая величину колец.
 2-й вариант. Красивая пирамидка (занятие)
  Ход занятия. Педагог берет одну пирамидку, рассматривает
 ее, говорит, что она красивая, ровная, гладкая. Проводит рукой
 по поверхности пирамидки от основания кверху, подходит к каж-
 дому и предлагает провести рукой по пирамидке. Затем разбирает
 пирамидку, просит сложить такую же красивую. Берет одно из
 колец, говорит: "Большое. (Надевает его на стержень, берет сле-
 дующее кольцо, смотрит с 'сомнением.) Это большое или это?
 (Показывает на другое кольцо.) Сейчас проверю. Вот так. (Накла-
 дывает кольца друг на друга, показывает детям.) Одно кольцо
 выступает, оно больше". (Надевает его на стержень.) То же про-
 делывает с остальными кольцами и закрывает пирамидку кол-
 пачком. Показывает детям, какая она стала красивая, гладкая.
 После этого раздает пирамидки детям, помогает разобрать, сме-
 шать кольца. Дети складывают пирамидки, педагог при необхо-
 димости помогает им, но только в том случае, когда ребенок не
 может самостоятельно наложить кольца друг на друга. Когда пи-
 рамидки сложены, педагог предлагает детям еще раз убедиться,
 красивые ли они. С теми, кто не видит ошибки, проводит рукой
 ребенка по пирамидке, давая ему понять, что пирамидка сложена
 неправильно. Ребенок еще раз собирает пирамидку. Педагог помо-
 гает, каждый раз повторяя: "Вот большое кольцо. Вот поменьше.
 Еще меньше". И т. д. В заключение педагог хвалит всех детей,
 ставит все пирамидки на стол, говорит, какие они красивые.
 3-й вариант. Сложи пирамидку
  Ход игры. Используются всевозможные пирамидки. Педагог
 ставит перед детьми задачу правильно собрать пирамидки, сло-
 жить их красиво, ровно, но не показывает, как это делать, при не-
 обходимости помогает. В конце просит всех .независимо от ре-
 зультата проверить, правильно ли сложена пирамидка, и говорит:
 "Внизу большое кольцо, а наверху самое маленькое. Все пирамидки
 красивые".
 Где такие?
  Цель. Продолжать учить детей соотносить предметы по вели-
 чине, зрительно проверяя правильность выбора, при необходимости
 69
 
 использовать наложение и обведение по контуру; закреплять сло-
 ва "большой", "маленький", "больше", "меньше", "одинаковые".
  Оборудование. Трафареты, вырезанные из дерева или плот-
 ного картона, с изображением больших и маленьких предметов
 простой формы по несколько пар на ребенка, наборное полотно.
  Ход игры. Педагог раскладывает на столе несколько трафа-
 ретов с изображением одного и того же предмета разной величины,
 например три мяча. В наборное полотно вставляется трафарет,
 например мяч, средний по величине. Педагог говорит, что нужно
 найти такой же. Рассматривает мячи, лежащие на столе, выбирает
 один и говорит: "Я думаю, что он такой же". Вынимает из набор-
 ного полотна образец и сравнивает их, накладывая друг на друга.
 Формы совпадают, педагог обращает на это внимание детей, обво-
 дит пальцем сложенные вместе мячи по контуру, предлагает это
 сделать каждому, подходит к детям. "Мячи одинаковые",- го-
 ворит педагог. Потом меняет предметы на столе, кладет три домика,
 ставит в наборное полотно парный самому маленькому, вызывает
 одного из детей и просит его найти такой же. Свой выбор ребенок
 проверяет наложением. Если предмет выбрав неверно, контуры
 не совпадают, педагог говорит, что один из домиков больше, по-
 казывает, как выступают контуры большого домика, и предлагает
 найти нужную форму.
 Лиса и зайцы
  Цель. Понимать, что величина является значимым призна-
 ком, учитывать ее в своих действиях; упражнять в соотнесении
 резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необ-
 ходимости с помощью наложения.
  Оборудование. Шапочки с ушками для зайцев по числу иг-
 рающих, одна шапочка для лисы, большие и маленькие круги
 (овалы, квадраты, многоугольники и др.) по числу детей, два боль-
 ших обруча.
  Ход игры (проводится с подгруппой из 6-8 детей). Педагог
 кладет на пол два больших обруча и объясняет, что это будут доми-
 ки для зайцев (домики можно ограничить строительным материа-
 лом или стульями). Раздает детям-"зайцам" шапочки и каждому
 дает в руки картонный круг (овал, квадрат). Обращает внимание
 детей на то, что у одних круги большие, а у других маленькие. Внутрь
 каждого обруча педагог кладет один из кругов; там, где лежит
 большой круг,- дом для зайцев с большими кружками, там, где
 маленький,- дом для зайцев маленькими кружками. Все зайцы
 занимают свои домики. В стороне дом лисы. Зайцы по сигналу бара-
 бана выбегают на прогулку и разбегаются по комнате. Из укрытия
 выходит лиса (вначале ее роль исполняет взрослый) и ловит зайцев.
 Зайцы прячутся в домики. Если заяц вбегает не в свой дом, лиса его
 забирает и уводит в свою нору. При повторном проведении игра ус-
 ложняется: пока дети бегают, педагог меняет образцы местами.
  В дальнейшем дети распределяются на три группы - по трем до-
 микам. Им дают кружки трех величин. Роль лисы исполняет ребенок.
 70
 
 Красивые узоры (занятие)
  Цель. Продолжать соотносить объекты по величине и учитывать
 ее в своих действиях; развивать внимание; учить действовать по-
 следовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять
 знание слов "большой", "маленький"; учить ритмичному чередова-
 нию величин.
  Оборудование. Большие и маленькие круги (квадраты, ова-
 лы, треугольники и др.); круги (квадраты, треугольники и др.) трех
 величин; полоски бумаги с контурным узором (чередование боль-
 ших и маленьких кружков, не более трех повторений; такое же че-
 редование треугольников и других форм; чередование другого ти-
 па: большой кружок - маленький, маленький - большой, малень-
 кий- маленький и др.); чистые полоски бумаги; крупные образцы
 форм для наборного полотна (образец с готовым орнаментом).
  Ход занятия. Педагог выставляет на доске образец, рассмат-
 ривает его с детьми, обращая внимание на ритмичность чередования
 форм и на то, какой красивый получился узор. Показывает указкой
 на первый кружок и говорит: "Большой. (Плавно переносит указ-
 ку на следующие.) Маленький-большой-маленький", стараясь
 подчеркнуть ритм характером движения и голосом. Затем просит
 детей повторять за ним сочетание этих слов. Потом педагог объяс-
 няет, что дети сами могут сделать такие же красивые узоры. Раз-
 дает полоски бумаги с контурным узором и яркие геометрические
 формы, показывает, как накладывать формы слева направо, не
 пропуская ни одного контура. Дети раскладывают кружки, а пе-
 дагог следит за ходом работы. По окончании педагог хвалит детей,
 снова обращает их внимание на ритмичность чередования форм,
 еще раз напоминает их последовательность: большой - маленький,
 большой - маленький...
  В дальнейшем детям раздают чистые полоски. Они выкладывают

<< Пред.           стр. 9 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу