<< Пред.           стр. 16 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 полняемому в организации, филиале, представительстве, ином
 обособленном структурном подразделении в период проведения
 забастовки (ч. 8 ст. 410 Трудового кодекса РФ).
  Забастовка проводится под руководством органа, избранного общим собранием работников и профсоюзной организацией. Орган, возглавляющий забастовку, имеет право созывать общие собрания работников, привлекать специалистов для дачи заключений по решаемым вопросам, приостановить и возобновить забастовки и проводить иные меры, связанные с осуществлением права работников на забастовку.
  Забастовка обязывает стороны продолжать проведение примирительных процедур.
  Участники спора, орган, возглавляющий забастовку, органы исполнительной власти и местного самоуправления во время проведения забастовки должны принять меры к обеспечению общественной безопасности и порядка, сохранности имущества организации, где проходит забастовка, безаварийность работ и оборудования, остановка которых создает реальную угрозу жизни и здоровью людей. При этом участниками забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ, при несоблюдении которого забастовка может быть признана незаконной.
  Перечень таких работ в каждой отрасли или подотрасли экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли или подотрасли экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом (ст. 412 Трудового кодекса РФ).
  В соответствии со ст. 55, 56 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:
  - в периоды введения военного или чрезвычайного положе
 ния либо особых мер в соответствии с законодательством; так,
 например, принятый 30 января 2002 г. Федеральный конституци
 онный закон № 1-ФКЗ "О военном положении" устанавливает,
 что военное положение на территории Российской Федерации или
 в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ и на
 основании этого указа в числе других мер, применяемых в такой
 ситуации, специально выделены запрещения забастовок и иных
 способов приостановления или прекращения деятельности орга
 низаций (пп. 10, 2 ст. 7 названного Закона);
  - в органах и организациях Вооруженных сил Российской Фе
 дерации, других военных, военизированных и иных формирова-
 267
 
 ниях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
 - в правоохранительных органах; •
  - в организациях, непосредственно обслуживающих особо опас
 ные виды производства или оборудования;
 - на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
  - в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятель
 ности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабже
 ние, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодо"
 рожный водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если
 проведение забастовок создаст угрозу обороне страны и безопас
 ности государства, жизни и здоровью людей (ст. 413 Трудового
 кодекса РФ).
  Кроме того, признаются незаконными и забастовки, объявленные без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных в Трудовом кодексе РФ. Примечательно, что, с одной стороны, закон как бы не запрещает проведение забастовок в силовых министерствах и ведомствах, а с другой - запрещает, поскольку основная часть проходящих службу не подпадает под юрисдикцию норм трудового права, а работу оставшегося персонала, осуществляемую на основе трудовых договоров, можно всегда связать и с оборонными мероприятиями, и с мероприятиями, обеспечивающими безопасность общества и государства.
  Признание забастовки незаконной осуществляется в судебном порядке. Такие дела подведомственны только судам субъектов РФ. Судебное решение должно быть доведено до ее участников и подлежит немедленному исполнению. В этом случае на следующий день после вручения органу, возглавлявшему забастовку, копии судебного решения работники, участвующие в ней, должны приступить к выполнению своих трудовых обязанностей.
  Забастовка может быть не только запрещена, но и быть отложенной на срок 30 дней или приостановлена на тот же срок в судебном порядке в случаях угрозы жизни и здоровью людей. Кроме того, Законом о чрезвычайном положении право на забастовку может быть приостановлено. В целях обеспечения жизненно важных интересов РФ и ее отдельных территорий Президент РФ и Правительство РФ вправе приостановить проведение забастовки до принятия соответствующего судебного решения на срок до 10 дней.
  Законом установлены гарантии сохранения трудовых прав работников, участвующих в забастовке, а также не участвующих в ней, но не имеющих возможности продолжить работу в связи с ее проведением. Специальная ст. 415 Трудового кодекса РФ декларирует запрещение локаута в процессе урегулирования трудового спора.
 268
 
  Законодательством установлена ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах, за невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, за участие в незаконных забастовках (подробнее об этом говорится в следующей главе).
 Контрольные вопросы
 1. Что собой представляет трудовой спор?
 2. Каковы условия и причины возникновения трудовых споров?
 3. Каковы стадии урегулирования трудовых споров?
 4. Классификация трудовых споров.
  5. Какие нормативные акты закрепляют право субъектов правоот
 ношений в сфере труда на трудовые споры?
 6. Назовите принципы рассмотрения трудовых споров.
  7. Охарактеризуйте компетенцию органов, рассматривающих трудо
 вые споры.
 8. Раскройте понятие индивидуального трудового спора.
 9. Какова компетенция комиссии по трудовым спорам?
 ! 0. Какие трудовые споры подлежат судебному урегулированию?
  11. Какие неурегулированные разногласия признаются коллективным
 трудовым спором?
 12. Какие органы принимают участие в их разрешении?
  13. Назовите стадии процедуры разрешения коллективных трудовых
 споров.
  14. Каков порядок рассмотрения коллективного трудового спора при
 мирительной комиссией?
  15. Как осуществляется разрешение коллективного трудового спора с
 участием посредника?
  16. В каких случаях коллективный трудовой спор разрешается трудо
 вым арбитражем?
  17. Раскройте понятие права на забастовку и определите порядок ее
 проведения.
  11.
 Глава 16
 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
 ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО
 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 § 1. Понятие юридической ответственности
  Общество, государство, отдельная организация, человеческий" коллектив устанавливают определенные порядки, правила, традиции, нормы поведения. Отступление от них, их нарушение влечет отрицательную (негативную) ответную реакцию со стороны тех социальных институтов, которые такие порядки и правила установили, то есть влечет ответственность.
  Любая ответственность состоит в претерпевании лицом (субъектом) неблагоприятных последствий за свои поступки. Иными словами, это ответная реакция людей, общества, государства, организации, трудового коллектива, которая выражается в осуждении его деяния и применении к нему различных принудительных мер воздействия.
  Но ответственность бывает разная. Существуют, например, такие виды ответственности, как историческая, политическая, моральная, нравственная, семейная, товарищеская, религиозная, экономическая, юридическая.
  Юридическая {правовая) ответственность - это отрицательная реакция государства на противоправный поступок какого-либо дееспособного субъекта права. Такая реакция обязательно предусмотрена в юридических нормах. Если же в нормах права об ответственности не говорится, то действует известное правило: "разрешено все, что не запрещено законом". Суть этого правила сформулирована еще римскими юристами: - nullum crimen, nulla poena sine lege (нуллюм кримен, нулля пэна сине лэгэ) - нет преступления, нет наказания, если они не предусмотрены в законе.
  В этих случаях иногда может наступать другой вид ответственности, но только не юридический.
  Например, ряд работников отказались поддерживать своих товарищей и не примкнули к организованной теми забастовке. С точки зрения права их поведение безупречно. "Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке" (абз. третий ст. 409 ТК РФ). Поступок указанных работников может повлечь лишь моральное осуждение со стороны участников забастовки. Их могут назвать штрейкбрехерами, предателями, им могут объявить бойкот,
 270
 
 но юридическую ответственность за свои неблаговидные с точки зрения их коллег действия они нести не будут.
  Администрация предприятия обратилась к работникам с настойчивой просьбой поработать некоторое время сверхурочно для того, чтобы в срок выполнить государственный заказ. При этом им были разъяснены неблагоприятные последствия невыполнения этого заказа (лишение премий, потеря деловой репутации предприятия, расторжение с ним договора поставки товаров для государственных нужд, а вследствие этого и общее снижение фонда заработной платы и т.п.). Однако, несмотря на все доходчивые разъяснения, работники отказались выполнять сверхурочные работы. Одни из их товарищей могут негативно оценить поведение отказчиков, другие, напротив, - домогания администрации, но тем не менее ни одна из сторон подобного конфликта не нарушила ни одной правовой нормы в сфере труда. Поэтому в данном случае вопрос о юридической ответственности кого-либо из них не возникает.
  Перед Великой Отечественной войной законом была введена уголовная ответственность работников за опоздания. По-разному можно оценивать этот закон. Возможно, в суровые годы войны он и имел какое-то положительное значение для укрепления трудовой дисциплины, возможно, он был несправедливым. Но он вписывался в существующую тогда правовую систему и вполне отвечал старинной формуле dura lex, sed lex (дура лэкс, сэд лэкс - закон суров, но это закон). В настоящее время с исторических и политических позиций он осуждается обществом и даже государством, однако те должностные лица, которые применяли его в тот период, не могут быть привлечены к юридической ответственности, поскольку сами они закон не нарушали и действовали в его рамках.
  В шестидесятые годы XX столетия существовала уголовная и административная ответственность за тунеядство - граждан, уклонявшихся от труда (социально полезной общественной деятельности в сфере труда), привлекали к юридической ответственности. Сейчас эта практика осуждается: "Принудительный труд запрещен" (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ; ст. 4 ТК РФ).
  Религиозный работник, соблюдающий все нормы своей веры, может, например, во время поста есть скоромную пищу, поскольку ему надо поддерживать свои физические силы для выполнения тяжелой работы. Его поступок может вызвать резкое осуждение со стороны служителей культа и его единоверцев, но с юридической точки зрения его поведение безукоризненно.
 Примеры можно продолжить.
  Таким образом, юридическая ответственность - это предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать законные неблагоприятные последствия, нести опре-
 271
 
 деленные лишения в правовой сфере, имущественные, личные, даже моральные (штраф, возмещение убытков, дисквалификация, ущемление нематериальных благ, уголовное наказание). Такие неблагоприятные юридические последствия и лишения может осуществлять только государство в лице его официальных органов власти. Поэтому юридическая ответственность - это государственное принуждение к исполнению требований права. А государственное принуждение выражается в применении правовых санкций.
 Юридическая ответственность строится на ряде принципов:
 - законность;
 - справедливость;
 - целесообразность;
 - равенство всех субъектов права перед законом.
  Принцип законности означает, что юридическая ответственность наступает только в случаях, прямо предусмотренных правом. "Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, - говорится в ч. 2 ст. 54 Конституции РФ. - Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон". Принцип справедливости выражается в том, что мера юридической ответственности должна быть соразмерна совершенному правонарушению, его тяжести. Целесообразность ответственности - это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам, иными словами, это индивидуализация наказания. Принцип равенства означает, что все равны перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) независимо от имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
  В юридической литературе называют и другие принципы, например принцип виновности или принцип неотвратимости наказания. Однако эти принципы распространяются не на все виды юридической ответственности.
  Так, в некоторых случаях гражданское законодательство предусматривает ответственность без вины (например ответственность перевозчика или владельца источника повышенной опасности). Дисциплинарная ответственность возлагается иной раз на руководителей за действия их подчиненных. Материальная ответственность - на работодателей вследствие несчастного случая с работником во время исполнения им трудовых обязанностей, хотя сам работодатель не нарушил ни единой нормы трудового законодательства. В некоторых случаях принцип целесообразности и принцип неотвратимости наказания могут вступать в противоречия между собой (например, при массовых случаях нарушения трудовой дисциплины целесообразно наказывать всех работников; до-
 272
 
 статочно выявить и "отметить" лишь наиболее злостных нарушителей; возможно, что это утверждение спорно)1.
  Существует пять видов юридической ответственности - административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная и уголовная. Вопросы дисциплинарной и материальной ответственности подробно изложены в гл. 9 и 12 учебника.
  Иногда говорят еще об экономической ответственности, когда, например, предприятие терпит убытки от нарушений трудового законодательства или вообще банкротится. Однако это уже лежит в плоскости экономики, а не права.
 § 2. Понятие трудового правонарушения
  В самом общем виде правонарушение - это деяние (в форме действия или бездействия), нарушающее нормы права. В свою очередь правонарушения подразделяются на собственно правонарушения (административные), деликты (гражданско-правовые), проступки (дисциплинарные), преступления.
  Понятие административного правонарушения сейчас легально определено в п. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях: это противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
  Понятие преступления легально дано в п. 1 ст. 14 Уголовного кодекса РФ: это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.
  Понятие дисциплинарного проступка дается в нескольких нормативных правовых актах различного уровня. Так, ст. 192 Трудового кодекса РФ под дисциплинарным проступком понимает неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. В Уставе о дисциплине работников морского транспорта (утверждено постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 395) под таковым признается нарушение работником морского транспорта трудовой дисциплины на борту судна, в служебных помещениях и на территории организаций морского транспорта. В Дисциплинарном уставе таможенной службы РФ (утвержденном Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396) дисциплинарным проступком называется виновное исполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей.
  1 Статья 240 ТК представляет работодателю право на отказ от взыскания ущерба с работника.
 273
 
  Легального определения гражданско-правового деликта в законодательстве прямо не содержится. Термин "деликт" воспринят правовыми системами многих государств, в том числе и Российского, из римского права, где он означал провинность, правонарушение, причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу посредством нарушения правового установления или запрета, в результате чего независимо от воли правонарушителя возникают новые права и правовые обязанности; именно деликт -ная ответственность положила начало обязательствам и обязательственному праву1. Деликт в отличие от преступления (crimen) имеет частноправовой характер.
  Гражданско-правовая ответственность подразделяется на два вида: собственно деликтную и договорную1.
  В определенной мере она тесно соприкасается с материальной ответственностью, когда возникают имущественные интересы. Но, как уже говорилось, материальная ответственность наступает лишь в трудовых правоотношениях между работодателем и работником.
  С учетом сказанного и на основании анализа трудового законодательства, а также юридической литературы, судебной, административной и дисциплинарной практики можно дать следующее определение трудового правонарушения.
  Итак, трудовое правонарушение - это противоправное деяние работника или работодателя (его представителя) в сфере труда, запрещенное российскими законами под угрозой привлечения к юридической ответственности.
  Данное определение нигде в законе не приведено, оно является плодом доктринального осмысления этого феномена и вполне укладывается в логическую тональность других подобных юридических определений.
  В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном этим Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
 § 3. Административная ответственность
  Данный вид ответственности имеет свои специфические особенности.
  1 См.: Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения): пер. с
 чешек. - М, 1989. - С. 104.
  2 См.: Гражданское право: Часть первая: Учебник / Под ред. А. Г. Калпина,
 А. И. Масляева. - М., 1997. - С. 459.
 274
 
  Если уголовное и гражданское законодательство в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ находится в ведении только Российской Федерации, то административное законодательство (п. "к" ст. 72 Конституции РФ) находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что административная ответственность за трудовые правонарушения предусмотрена не только федеральными законами, но и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
  До принятия Кодекса РФ об административных правонарушениях, который введен в действие с 1 июля 2002 г., действовал Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 года с многочисленными изменениями и дополнениями. Согласно этому предыдущему Кодексу законодательство об административных правонарушениях состояло не только из него, но также и из многочисленных законов и иных подзаконных нормативных правовых актов, что значительно затрудняло применение конкретных норм, поскольку, будучи принятым различными властными органами, они подчас противоречили друг другу.
  В настоящее же время все законодательство об административных правонарушениях ограничено лишь новым Кодексом РФ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты иного уровня (постановления Правительства РФ, правительств субъектов РФ, ведомственные приказы, инструкции и наставления) теперь не могут содержать правовые установления, предусматривающие административную ответственность.
  Но все же и сейчас в отличие от гражданского и уголовного законодательства нормы административной ответственности содержатся не в одном кодифицированном акте.
  Имеется еще одна особенность административной ответственности. Административное наказание может назначаться не только судом, но и полномочными должностными лицами различных органов исполнительной власти. А гражданская ж уголовная ответственность наступает только по приговору либо решению суда.
  Федеральное административное законодательство предусматривает ответственность за следующие виды трудовых правонарушений.
  Основная часть составов таких правонарушений располагается в главе 5 Кодекса "Административные правонарушения, посягающие на права граждан". Всего здесь содержится 11 составов.
  Статья 5.27 предусматривает ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Она содержит два состава - простой и квалифицированный. Часть первая этой статьи говорит об ответственности должностных лиц в таком нарушении и устанавливает для них санкции в размере от пяти до пятидесяти
 275
 
 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ). В ч. 2 этой статьи предусмотрен один квалифицирующий признак - нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В этом случае наказание ужесточается - здесь предусматривается дисквалификация такого лица на срок от одного года до трех лет. Такое наказание назначается судом.
  Следует заметить, что дисквалификация - новый вид административного наказания. Она заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим (ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ).
  Под должностными лицами в Кодексе РФ об административных правонарушениях понимаются лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителя власти, то есть наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях России (примечание к ст. 2.4 Кодекса). Таким образом, по смыслу приведенного легального определения работодатели в основном своем числе не являются субъектами указанного выше административного правонарушения, точно так же не будут субъектами этого правонарушения и работники. Следовательно, таковыми будут различные должностные лица, имеющие отношение к надзору или контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. К ним, в частности, относятся государственные инспекторы труда (ст. 364 ТК РФ), а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
 276
 
 (ст. 362 ТК РФ). Кроме того, названное примечание к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях приравнивает к должностным лицам руководителей и других работников иных организаций, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые совершили административное правонарушение (в том числе и предусмотренное ст. 5.27 Кодекса) в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Значит, работодатели могут стать субъектом нарушения законодательства о труде и об охране труда в тех случаях, когда лично они, а не их представители, выполняют указанные функции.
  Глава 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержит далее семь составов, предусматривающих ответственность за нарушения порядка заключения коллективных договоров, соглашений либо порядка ведения коллективных трудовых споров. Это статьи 5.28 - 5.34, в которых субъектами правонарушений являются только работодатели или их представители.
 К числу данных правонарушений относятся:
  - уклонение работодателя или лица, его представляющего, от
 участия в переговорах о заключении, об изменении или о допол
 нении коллективного договора, соглашения либо нарушение ус
 тановленного законом срока проведения переговоров, а равно
 необеспечение работы комиссии по заключению коллективного
 договора, соглашения в определенные сторонами сроки (ст. 5.28);
  - непредставление работодателем или лицом, его представля
 ющим, в срок, установленный законом, информации, необходи
 мой для проведения коллективных переговоров и осуществления
 контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения
 (ст. 5.29);
  - необоснованный отказ работодателя или лица, его пред
 ставляющего, от заключения коллективного договора, соглаше
 ния (ст. 5.30);
  - нарушение или невыполнение работодателем или лицом,
 его представляющим, обязательств по коллективному договору,
 соглашению (ст. 5.31);
  - уклонение указанными субъектами от получения требова
 ний работников и от участия в примирительных процедурах, в
 том числе непредоставление помещения для проведения собра
 ния (конференции) работников в целях выдвижения требований
 или создание препятствий проведению такого собрания (ст. 5.32);
  - невыполнение указанными субъектами обязательств по со
 глашению, достигнутому в результате примирительной процеду
 ры (ст. 5.33);
  - увольнение работников в связи с коллективным трудовым
 спором и объявлением забастовки (ст. 5.34).
 277
 
  Наказание здесь состоит в наложении штрафов, размер которых колеблется от 10 до 50 МРОТ. Оно назначается должностными лицами Федеральной инспекции труда и подведомственными ей государственными инспекциями труда, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 23.12 Кодекса.
 К ним относятся:
  - главный государственный инспектор труда РФ и его замес
 тители;
 - главный государственный правовой инспектор труда РФ;
 - главный государственный инспектор РФ по охране труда;
  - руководители структурных подразделений федеральной ин
 спекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охра
 не труда), главные государственные инспектора труда, государ
 ственные инспектора труда;
  - руководители государственных инспекций труда, их замес
 тители (по правовым вопросам и по охране труда);
  - начальники отделов государственной инспекции труда, их
 заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные
 государственные инспектора труда, государственные инспектора
 труда.
  В этой же главе 5 имеется еще три трудовых правонарушения. Это:
  - отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах
 установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42);
  - необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве
 безработного (ч. 2 ст. 5.42);
  - сокрытие страхователем наступления страхового случая при
 обязательном социальном страховании от несчастных случаев
 на производстве и профессиональных заболеваний, где субъек
 тами являются граждане, должностные лица и юридические лица
 (ст. 5.44 Кодекса).
  В главе 11 Кодекса есть статья, предусматривающая ответственность работника - водителя транспортного средства, осуществляющего международную автомобильную перевозку, нарушающего свой установленный правилами режим труда и отдыха (ст. 11.23). В ней два состава - управление таким транспортным средством без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненным тахографом либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха. Наказание за их совершение назначается органами внутренних дел, которые в этом случае представляют должностные лица ГИБДД (п. 5 ч. 2 ст. 23.3).
  В соответствии со ст. 90 Трудового кодекса лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную ответственность, предусмотренную федеральными законами.
 278
 
  Статья 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает следующие виды наказания за это: предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 до 5 МРОТ на граждан; на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ. Наказание назначается судом.
  В главе 17 "Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти" ст. 17.5 предусматривает наложение административного штрафа на работодателя или лицо, его представляющее, за воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве.
  Статья 18.10,ч. 1 предусматривает ответственность работодателя за нарушение им правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы, а ч. 2 этой статьи - ответственность иностранного гражданина или лица без гражданства (апатрида) за такое же нарушение.
  И, наконец, ст. 18.13 предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности по трудоустройству граждан России за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
  Таковы составы административных правонарушений в сфере труда, установленные федеральным законом. Но административная ответственность может быть предусмотрена и законами субъектов Российской Федерации.
  Некоторые нарушения трудового законодательства закон считает более серьезными и потому устанавливает за них уголовную ответственность.
 § 4. Уголовная ответственность
  Уголовный кодекс Российской Федерации вступил в действие 1 января 1997 г. Согласно ст. 15 этого Кодекса в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести (если максимальное наказание на превышает 2 лет лишения свободы), средней тяжести (если максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы), тяжкие преступления (если максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы) и особо тяжкие преступления, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание. А в соответствии со ст. 20 УПК РФ уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления в публичном, частно-публичном и частном порядке.
 279
 
  Так называемых чистых трудовых преступлений, то есть нарушающих трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в Уголовном кодексе немного. В основном они содержатся в гл. 19 "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина". К ним относятся следующие.
  Нарушение правил охраны труда (ст. 143). Субъектом этого преступления является лицо, на котором лежат обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда и которые эти правила нарушило. Такие правила устанавливаются Правительством РФ и различными ведомствами. Преступление считается оконченным с момента причинения работнику или иному лицу тяжкого или средней тяжести вреда здоровью. Оно относится к разряду преступлений небольшой тяжести, no-j скольку наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного* за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет. В ч. 2 ст. 143 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак - наступление смерти человека. Это преступление относится к категории средней тяжести, оно наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или. без такового. Предыдущие уголовные кодексы также содержали подобный состав преступления. Обычно за его совершение привлекаются лица, в чьи функциональные обязанности входят проведение инструктажа среди работников по соблюдению техники безопасности, а также проверка такой техники.
  УК РФ содержит еще ряд схожих составов - нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215), при ведении горных, строительных и иных работ (ст. 216), на взрывоопасных объектах (ст. 217), а также и некоторые экологические преступления (ст. 246-249). Однако они входят в разряд "трудовых", лишь когда их совершают лица, ответственные за технику безопасности.
  Следующий состав преступления - необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145). Он содержался в предыдущих кодексах. Данное преступление относится к преступлениям небольшой тяжести, уголовное преследование осуществляется в частно-публичном порядке, однако судебная практика знает крайне малое число дел данной категории.
  Новым составом является невыплата заработной платы, пенсий, стипендий и иных выплат (ст. 1451), который введен в Уголовный кодекс в марте 1999 г. (Федеральный закон от 15 марта 1999 г. № 48-ФЗ). Ответственность наступает, если таковая невыплата длит-
 280
 
 ся свыше двух месяцев и если она совершена руководителем предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности только из корыстной или иной личной заинтересованности, которую доказать достаточно сложно. Преступление относится к категории небольшой тяжести; в случае же когда оно повлекло тяжкие последствия, оно переходит в категорию средней тяжести.
  Все перечисленные преступления расследуются следователями прокуратуры (пп. 1 п. 2 ст. 151 УПК РФ).
  Статья 90 Трудового кодекса предусматривает административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность лиц, виновных в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника. Специального состава преступления такого рода в Уголовном кодексе не имеется; однако в нем содержатся статьи, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140), а также сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); в определенной мере к названному ряду можно присоединить и клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст. 129), если, например, такие сведения составлены посредством искажения персональных данных работника, полученных с нарушением норм их защиты.
  Основными особенностями уголовной ответственности за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются:
  - она наступает за совершение общественно опасных деяний,
 признанных российским уголовным законодательством преступ
 лениями;
  - наказание, предусмотренное уголовным законом, более су
 ровое и постыдное, чем административные санкции (хотя в неко
 торых случаях размеры штрафов могут и совпадать);
 - такое наказание назначается только по приговору суда;
  - к уголовной ответственности могут привлекаться только вме
 няемые, достигшие определенного возраста физические лица, а
 также должностные лица (к административной и гражданско-пра
 вовой ответственности привлекаются и юридические лица).
 § 5. Гражданско-правовая ответственность
  Гражданско-правовая ответственность - это претерпевание правонарушителем неблагоприятных последствий, предусмотренных гражданско-правовыми нормами. Она наступает независимо от привлечения правонарушителя к другим видам юридической
 281
 
 ответственности, поскольку носит имущественный характер. Таким образом, здесь, как и при материальной ответственности (ст. 248 ТК РФ), не действует формула римского права поп bis in idem (нон бис ини дем - не дважды за одно и то же).
  Гражданское правонарушение выражается либо в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств (в том числе и договорных), либо в совершении других деяний, которые причиняют ущерб (вред) другим лицам.
  Так как материальная ответственность является институтом трудового права (о чем подробно сказано в гл. 12 учебника), то следует различать, когда наступает она, а когда гражданско-правовая в случаях нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  Например, нарушение условий трудового договора (задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, невыплата или несвоевременная выплата им заработной платы, причинение работником ущерба имуществу работодателя и др.), в результате которых сторонам договора причинен ущерб, влекут за собой именно материальную ответственность (ст. 233 ТК РФ).
  Сложность разграничения материальной и гражданско-правовой ответственности состоит иногда в размытых формулировках законов, порой вступающих между собой в противоречия; иногда противоречия вносит и судебная практика.
  Так, ст. 243 Трудового кодекса в числе восьми случаев полной материальной ответственности работника называет, в частности:
  - разглашение сведений, составляющих охраняемую законом
 тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, преду
 смотренных федеральными законами;
  - причинение ущерба не при исполнении работником трудо
 вых обязанностей.
  Вместе с тем ст. 139 Гражданского кодекса возлагает обязанность на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, возместить причиненные убытки. Но материальная ответственность предполагает возмещение только прямого действительного ущерба, который не включает в себя упущенную выгоду (ст. 238 ТК РФ), а гражданско-правовая ответственность под убытками понимает не только реальный ущерб, но и неполучение выгоды - упущенную выгоду (ст. 15 ГКРФ).
  В случаях же причинения ущерба не при выполнении работником трудовых обязанностей судебная практика исходила из того, что при самовольном использовании работником в личных целях, например автотранспорта работодателя, ущерб причиняется не при исполнении трудовых обязанностей и в связи с этим он подлежит возмещению в полном объеме по правилам гражданского законодательства (ст. 15 ГК РФ), включая и неполученные
 282
 
 доходы от использования таких технических средств1. Но такой подход противоречит нормам Трудового кодекса РФ.
  Размытая формулировка содержится в ч. 2 ст. 417 Трудового кодекса: "Представленный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой". Термин "убытки" в трудовом законодательстве больше не встречается, он скорее относится к институту гражданского права. Однако коль скоро упомянутый представительный орган работников состоит в трудовых правоотношениях с работодателем, логично предположить, что он будет нести материальную, а не гражданско-правовую ответственность.
  По-видимому, требуются соответствующие разъяснения Верховного Суда РФ, который на своих пленумах, несомненно, примет необходимые постановления в связи с принятием нового трудового законодательства.
  В частности, представляется, что гражданско-правовая ответственность работодателя может наступать по правилам ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки выплаты заработной платы и других выплат. Хотя и в данном случае налицо имеется коллизия, поскольку ст. 236 Трудового кодекса устанавливает иной размер процентов (денежной компенсации).
  Гражданско-правовая ответственность наступает и при несчастных случаях на производстве, если работнику причинен физический либо имущественный вред. Возмещение вреда тогда производится по правилам гл. 59 Гражданского кодекса.
 Контрольные вопросы
 1. Что такое правонарушение?
 2. Что такое ответственность и каковы ее виды?
  3. К какой ответственности привлекается работодатель за умышлен
 ное непредоставление работнику ежегодного основного оплачиваемого
 отпуска?
  4. В чем основная разница между административной и уголовной от
 ветственностью за нарушение трудового законодательства?
  5. Когда и к какой ответственности привлекается работодатель за не
 выплату заработной платы работникам?
  6. Кто и к какой ответственности привлекается за незаконную заба
 стовку?
  7. Кто имеет право налагать административные наказания за наруше
 ние трудового законодательства?
 8. Каковы основные составы преступлений в сфере труда?
  9. В чем состоит гражданско-правовая ответственность за нарушение
 норм трудового права?
 См.: Трудовое право: Учебник. - М., 1997. - С. 282.
 
 Рекомендуемая литература
 Нормативные правовые акты
 Конституция Российской Федерации.
 Трудовой кодекс Российской Федерации.
 Гражданский кодекс Российской Федерации.
  Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с последующими изменениями и дополнениями).
  Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (с изменениями и дополнениями).
  Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
 Учебная литература
 Лебедев В.М. Трудовое право: Проблемы Общей части. - Томск, 1998. Орловский Ю.П. Трудовое право России: Учеб. пособие. - М., 1995. Трудовое право: Учебник/ Под ред. А.С.Пашкова. - СПб., 1994. Трудовое право: Учебник/ Под ред. О.В.Смирнова. - М., 1999.
 Периодика и судебная практика
  Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 2002 - 2003.
 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2000 - 2002. Бюллетень Минтруда России. - 2000-2002. Справочники кадровика. - 2001 -2002.
 
 Оглавление
 Предисловие 3
 Глава 1. Введение в трудовое право 5
 § 1. Понятие и значение трудового права 5
 §2. Предмет, метод и система трудового права 7
 §3. Принципы трудового права 11

<< Пред.           стр. 16 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу