<< Пред.           стр. 3 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  В системе субъектов трудового права значительное место занимают профсоюзы.
 35
 
 принимательстве, а также работающие собственники1. Правовой статус этих лиц наполняется гражданско-правовым содержанием, так как их трудовая деятельность осуществляется в составе сообщества собственников, образующих юридическое лицо. В зависимости от организационно-правовой формы объединения этих лиц указанные граждане могут наделяться деликтоспособностью за пределами трудового права и нести полную либо дополнительную имущественную (т.е. гражданско-правовую, а не материальную) ответственность по обязательствам коллективного хозяйствующего субъекта, участниками которого они являются. В этом проявляется особенность развития трудового и гражданского права на современном этапе, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
  Кроме перечисленных элементов статус граждан как субъектов трудового права включает их права и обязанности (право на труд, право на гарантированную минимальную заработную плату и др.); гарантии осуществления субъективных трудовых прав (равное право на занятие трудовой деятельностью, всеобщность труда, равная защита нарушенных прав и т.д.); ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение субъективных обязанностей, вытекающих из правоотношений в сфере труда.
  Кроме граждан субъектами трудового права выступают многочисленные организации-работодатели. Этим термином обозначают участника рынка наемного труда, субъекта, обеспечивающего работой граждан, обладающих трудовой правосубъектностью, и организующего общественный коллективный совместный труд. Как правило, работодатель-организация является юридическим лицом, выступающим субъектом не только трудовых, но и гражданских, финансовых и иных правоотношений2. Но в литературе высказываются мнения, что к субъектам трудового права следует относить предприятия в составе объединений, ассоциаций и другие производственно-хозяйственные структурные подразделения и не наделенные правами юридические лица3.
  При анализе правового статуса организаций-работодателей выделяют два элемента их правосубъектности с позиций трудового права. Первый элемент (оперативный критерий) характеризует организацию как субъекта, управомоченного заключать трудовые договоры и осуществлять найм работника, организовывать их коллективный труд, создавать необходимые и безопасные условия работы. Второй (имущественный критерий) - определяет имущественную сферу организации и ее способность производить расчеты с работниками и оплачивать их труд.
  1 См.: Никитинский В.Н., Коршунов Т. Ю. Правовое регулирование трудовых
 отношений работающих собственников // Государство и право. - 1992. - № б.
 2 См.: Трудовое право: Учебник/ Под ред. А.С.Пашкова. - СПб., 1994. - С. 69.
  3 См.: Маврин СП. Современные проблемы Общей части российского трудо
 вого права: Учеб. пособие. - СПб., 1993. - С. 77-78.
 34
 
  В компетенцию организации-работодателя входит решение вопросов установления структуры органов управления; определения затрат на их содержание; нормирование форм, систем, размеров оплаты труда работников, введение дополнительного времени отдыха и иных льгот имущественного и неимущественного характера; обеспечения состояния безопасности труда и здоровых санитарных и экологически безвредных условий выполнения трудовой функции.
  К субъектам трудового права относится помимо перечисленных также администрация государственного и муниципального унитарного предприятия, а также других организаций. Администрация представляет собой совокупность должностных лиц и органов, организующих совместную трудовую деятельность и управляющих процессом труда и коллективом работников. Она включает все кадровые должности, начиная от руководителя предприятия и заканчивая мастером, в подчинении которых находятся работники. Лица, занимающие указанные должности, обладают правомочиями управления трудовым коллективом и отдельными работниками в зависимости от должностной компетенции.
  В отдельных отношениях в сфере труда, например в трудовых отношениях, связанных с наймом работника и заключением с ним договора, администрация является представительным органом предприятия, от имени которого она выступает. Здесь администрация не проявляет себя как самостоятельный субъект трудового права. А при установлении условий труда, определении его оплаты и в иных организационно-управленческих отношениях администрация участвует в качестве полноправного субъекта правоотношений в сфере труда.
  Администрацию предприятия возглавляет ее руководитель (начальник, директор и т.п.). Его должностное положение характеризуется тем, что он одновременно выступает как наемный работник и как орган управления предприятием, представляя его в разнообразных правоотношениях с третьими лицами, включая трудовые. Его права и обязанности определяются в контракте, заключаемом при приеме его на работу и назначении на должность руководителя. Руководитель обладает правом назначения на должности и освобождения от должности остальных должностных лиц администрации предприятия. При избрании отдельных категорий работников на определенные должности руководителем утверждаются такие коллективные решения. Все внутренние структурно-должностные связи между различными работниками, их правомочия определяются уставом или положением о предприятии, иными учредительными документами.
  В системе субъектов трудового права значительное место занимают профсоюзы.
 35
 
  Главной характеристикой статуса профессиональных союзов является совокупность гарантируемых законодательством возможностей профсоюзов по осуществлению ими действий, направленных на представительство, обеспечение и защиту социальных и экономических интересов работников. Профсоюзы имеют права на определенные действия, они вправе выступать с требованиями выполнения обязанностей и осуществления соответствующих действий работодателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Им предоставлены права на защиту своей деятельности.
  Под юридическим статусом профессиональных союзов в литературе в основном понимается совокупность прав. Это в значительной мере оправданно, так как главное в их статусе - права. Между тем общественный характер данного социального образования не освобождает его от обязанностей и ответственности за свою деятельность. Обязанности и ответственность столь же необходимый элемент демократии, как и права, поскольку обеспечивают реализацию последних. Обладая широкими правами, профсоюзы не свободны от обязанностей перед обществом, государством, членами профсоюза и другими работниками. Права и обязанности профсоюзов составляют прочную юридическую основу их деятельности.
  Особое значение приобретают права членов профсоюзов в связи с необходимостью в новой правовой мотивации членства в профсоюзе и законодательным запрещением дискриминации граждан в трудовых отношениях по признаку принадлежности или непринадлежности к профессиональным союзам.
  Правовому регулированию деятельности профессиональных союзов по представительству и защите интересов работников свойственны черты дифференциации (по кругу вопросов) и интеграции (по субъекту). С одной стороны, это выражается в распределении предписаний о правах профсоюзов по различным отраслям права (дифференциация), с другой стороны - в объединении этих предписаний в правовой системе в общность, которую можно назвать межотраслевым институтом (интеграция). Межотраслевой институт прав профсоюзов обладает свойствами целостности, интегри-рованности и вместе с тем дифференцированное(tm). Предпосылкой и основой формирования названного межотраслевого института служит широкий круг общественных отношений с участием профсоюзов, часть которых требует относительно обособленного регулирования.
  Главной особенностью правового положения профессиональных союзов было и остается то, что они выступают в общественных отношениях как многоотраслевой субъект права, то есть их правовой статус приобретает многоотраслевой характер. Иными словами, профсоюз реализует в своей деятельности определен-
 36
 
 ный комплекс прав в зависимости от того, субъектом какой отрасли права - государственного, административного, финансового, гражданского, трудового либо права социального обеспечения - он выступает на данный момент.
  Современное положение профессиональных союзов определяется произошедшими в последние годы значительными и неоднозначными изменениями в их правовом статусе. Иными стали виды, содержание и объем профсоюзных прав. Права профсоюзов, существовавшие ранее и носившие нередко характер государственной императивной обязанности, сменились подлинными правовыми возможностями. Усилилась ответственность за нарушения прав профсоюзов и одновременно появилась ответственность самих профсоюзов.
  Необходимо отметить, что в связи с проведенным реформированием законодательства профессиональные союзы утратили несколько весьма существенных прав, которыми они наделялись ранее, а именно: право законодательной инициативы; право управления социальным страхованием; право содержания правовых и технических инспекций труда за счет средств социального страхования и наложения ими штрафных санкций за нарушение законодательства о труде и охране труда; право на самостоятельное разрешение трудовых споров; право на приостановление производственной деятельности и закрытие предприятий, нарушающих нормативные требования об охране труда.
  Вместе с тем появился целый ряд правомочий, которыми были наделены профсоюзы за последние годы в сфере коллективно-договорного регулирования труда, в социально-экономической и организационно-материальной сфере. Кроме того, изменение правового пространства, в котором действовали советские профсоюзы, потребовало обобщенного отражения этих перемен в статусе, содержании и организационных формах развития нового российского профсоюзного движения.
  Характеризуя правовую основу деятельности профессиональных союзов, следует отметить, что прежде всего они пользуются общими для любых видов общественных объединений правами. В то же время существуют дополнительные права, предусмотренные законодательством, учредительными документами, коллективными договорами и соглашениями, которые характерны только для профессиональных союзов.
  На основе законодательства профессиональные союзы самостоятельно определяют перечень, объем и содержание прав, которые они предполагают использовать в своей деятельности и закрепляют в своих уставах и положениях о первичных профсоюзных организациях. Кроме того, профсоюзы могут добиваться установления дополнительных прав и конкретизации правовых возможностей во взаимоотношениях с работодателями, органами
 37
 
 исполнительной власти и местного самоуправления и фиксировать их в заключаемых соглашениях и коллективных договорах. Федеральный закон "Об общественных объединениях" определил общие для всех видов общественных объединений, одним из которых и являются профессиональные союзы, основные права. В соответствии со ст. 27 данного Закона для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право:
 - свободно распространять информацию о своей деятельности;
  - участвовать в выработке решений органов государственной
 власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме,
 предусмотренных данным федеральным законом и другими зако
 нами;
  - проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и
 пикетирование;
  - учреждать средства массовой информации и осуществлять
 издательскую деятельность;
  - представлять и защищать свои права, законные интересы
 своих членов и участников, а также других граждан в органах го
 сударственной власти, органах местного самоуправления и обще
 ственных объединениях;
  - осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотрен
 ные законами об общественных объединениях;
  - выступать с инициативами по различным вопросам обще
 ственной жизни, вносить предложения в органы государственной
 власти;
  - участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с фе
 деральными законами и законами субъектов Российской Федера
 ции о выборах;
  - выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведе
 нии выборов в органы государственной власти и органы местно
 го самоуправления (в случае государственной регистрации об
 щественного объединения как политического общественного
 объединения).
  Указанные права являются общими основными правами и для профессиональных союзов. Однако в этом же законе определено, что законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений. Для профсоюзов такие права предусмотрены в законодательстве о труде и профсоюзах, в различных законодательных и иных нормативных правовых актах, в которых урегулированы различные сферы деятельности профессиональных союзов.
  Основные правомочия, предоставленные профессиональным союзам, закреплены Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) в главе "Основные права профсоюзов", а именно:
 38
 
  - право на представительство и защиту социально-трудовых
 прав и интересов работников (ст. 11);
 - право на содействие занятости (ст. 12);
  - право на ведение коллективных переговоров, заключение
 соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполне
 нием (ст. 13);
  - право на участие в урегулировании коллективных трудовых
 споров (ст. 14);
  - право на взаимодействие с работодателями, их объединени
 ями, органами государственной власти, органами местного само
 управления (ст. 15);
  - право на участие в коллегиальных органах управления орга
 низаций (ст. 16);
  - право на бесплатную и беспрепятственную информацию по
 социально-трудовым вопросам (ст. 17);
  - право на участие в подготовке и повышении квалификации
 профсоюзных кадров (ст. 18);
  - право на осуществление профсоюзного контроля за соблю
 дением законодательства о труде (ст. 19);
  - право на осуществление профсоюзного контроля за соблю
 дением законодательства об охране труда и окружающей природ
 ной среды (ст. 20);
  - право на участие в осуществлении приватизации государ
 ственного и муниципального имущества (ст. 21);
 - право на социальную защиту работников (ст. 22);
  - право на защиту интересов работников в органах по рас
 смотрению трудовых споров (ст. 23).
  Однако следует отметить, что наиболее существенные права профессиональных союзов определяются не только законодательством о труде, но и уставами профсоюзов, и коллективными договорами и соглашениями.
  Одна из особенностей действующего законодательства о профессиональных союзах - это закрепление профсоюзных прав за профсоюзами в целом, их организационными структурами и органами определенного уровня. Конкретные же полномочия, основанные на профсоюзных правах, закрепленных законом, для того или иного профсоюзного органа или профсоюзного представителя определяются учредительными документами профсоюзов и прежде всего их уставами.
  В этом смысле уставы профессиональных союзов приобретают характер самостоятельных источников права. Это связано с тем, что профсоюзы обладают правомочиями, осуществление которых законодатель относит к юридическим фактам, обусловливающим возникновение, изменение или прекращение весьма существенных для работников правоотношений. Поэтому каждый профсоюз самостоятельно определяет объем прав, которые он предполагает
 39
 
 осуществить в соответствии с законодательством, равно как и отказывается от использования тех или иных прав (например прав юридического лица, права на участие в выборах и др.), закрепляя это в уставе.
  Закон о профессиональных союзах ввел весьма существенное новшество в профсоюзное и трудовое законодательство, закрепляя многие профсоюзные права не только за "соответствующим выборным профсоюзным органом", как это ранее определялось КЗоТ РФ, но и за любым профсоюзным органом. Это дает возможность использовать соответствующие права и собранию (конференции), и выборному органу, и органу, сформированному на началах делегированного представительства, при условии, однако, что эти органы и их конкретные правомочия как в сфере социально-трудовых отношений, так и в сферах общественно-политических и имущественных отношений будут четко определены в уставе.
  Таким образом, положения учредительных документов профессионального союза обязательны для исполнения всеми его структурами, органами, представителями и членами профсоюза. А требования, относящиеся к разграничению полномочий между различными структурами, органами и представителями профсоюза, должны обязательно учитываться при принятии решений по соответствующим вопросам работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также судебными органами.
  В целях обеспечения соблюдения трудовых прав и законных интересов работников, а также реализации закрепленных в законодательстве и получивших отражение в уставных документах правомочий по их представительству и защите профессиональные союзы принимают участие в коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений и согласовании социально-экономических интересов работников и работодателей.
  Профессиональные союзы участвуют в отношениях различного субъективного состава, а именно: с работодателями и их объединениями; с государством и органами местного самоуправления; трехсторонних отношениях с участием профсоюзов, работодателей и государства; отношениях с работниками, не являющимися членами профсоюза; отношениях с другими представительными органами работников. От того, в каких отношениях участвуют профессиональные союзы, зависят характер и объем прав, которые они реализуют.
  В отношениях с работодателями профессиональные союзы представляют интересы работников при установлении условий труда и заработной платы, реализуя тем самым идею социального партнерства. Основная организационная форма такого участия - ведение коллективных переговоров, заключение договоров (согла-
 40
 
 шений) с работодателями на всех уровнях, начиная от конкретного предприятия и заканчивая федеральным уровнем. В данном случае право реализации принципа социального партнерства сопровождается правом профсоюзов контролировать соблюдение заключенных коллективных договоров и соглашений, а также правом на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.
  Вступая в отношения с государством, профессиональные союзы также реализуют определенный объем правомочий. В качестве представителей интересов работников профсоюзы принимают участие в ведении трехсторонних переговоров с участием работодателей и их объединений, а также государства и заключении коллективных соглашений. Однако, кроме этого, они участвуют с государством в отношениях двустороннего характера.
  Как уже отмечалось, связь "профсоюзы - государство" проявляется при осуществлении государственной регистрации профсоюзных организаций в качестве субъекта права - юридического лица. Вместе с этим профсоюзы реализуют ряд субъективных прав и обязанностей в отношениях с различными звеньями государственной структуры, принимают участие в формировании самих органов государственной власти и органов местного самоуправления, в их деятельности, а также участвуют в выработке нормативных актов различного уровня, разработке социально-экономических программ и их реализации.
  Профессиональные союзы принимают участие в разработке государственных программ занятости, по охране труда и окружающей природной среды, формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, в реализации программ приватизации государственного и муниципального имущества. Принимая участие в выработке и реализации соответствующих программ, профсоюзы выполняют и свои контрольные функции.
  В соответствии с Законом профессиональные союзы выступают представителями интересов не только своих членов, но и работников, не являющихся членами профсоюза. Согласно Закону (ст. 11) профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают коллективные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах. Такое представительство и защита осуществляются профессиональными союзами "в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке". Соответствующий механизм представительства в настоящее время находится в стадии становления и легализован еще недостаточно.
  Наконец, профсоюзы вступают в отношения с другими представительными органами работников. Такие отношения строятся
 41
 
 на основе сотрудничества, причем наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов (ст. 16 Закона о профсоюзах). Профсоюзы вправе выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации, однако участие профсоюзных представителей в работе этих органов не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.
  Перечисленные выше и некоторые другие статутные права профессиональных союзов характеризуют его социально-правовую природу как организации, призванной представлять и защищать общественно значимые интересы определенной социальной группы общества и соответственно как субъекта социального партнерства.
  Однако следует помнить, что существует целый ряд субъективных прав профессиональных союзов, носящих служебный характер по отношению к основным (статутным) правам. Их основное назначение - обеспечение функционирования профсоюза для выполнения им своей социальной роли. В ходе реализации этих прав происходит выявление общих интересов членов профсоюза и их фиксация в установленном порядке, а также получение имущественных средств, необходимых для жизнедеятельности профсоюзной организации.
  С точки зрения своего содержания такие права можно подразделить на организационные и экономические (имущественные). В числе организационных следует выделить права, связанные с созданием профсоюза, различного рода профсоюзных объединений, организаций в структуре профсоюза, участие в деятельности различных социальных институтов и т. д. В этой связи весьма интересна правовая природа работодательской правосубъектности профессионального союза, а именно: способность иметь права и обязанности в рамках трудового правоотношения. Такая правосубъектность, как уже отмечалось, носит не самостоятельный характер, а производна от его способности выявлять, закреплять, представлять и защищать интересы своих членов, являясь условием, обеспечивающим возникновение такой способности.
  Экономическая (имущественная) правосубъектность и основанные на ней субъективные права также носят служебный характер по отношению к основной деятельности профессионального союза. Основные имущественные права закреплены Законом о профсоюзах в разделе, закрепляющем гарантии прав профессиональных союзов (ст. 24 гл. 3 Закона). Упомянутая статья закона предусматривает юридические гарантии самих имущественных прав профсоюзов, таких, как признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими ли-
 42
 
 цами, запрет финансового контроля за средствами профсоюза со стороны органов исполнительной власти, исключая контроль за средствами от предпринимательской деятельности, недопустимость ограничения независимой финансовой деятельности профсоюзов и т.д.
 Подводя итог вышесказанному, следует отметить следующее.
  Профессиональные союзы должны содействовать использованию каждым своего права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Для осуществления этой цели профсоюзы наделены широким кругом правомочий, позволяющих им принимать участие в правовом регулировании трудовых отношений на самых различных уровнях. А именно: право вести коллективные переговоры, заключать коллективные договоры и соглашения; право защищать интересы работника при заключении, изменении и расторжении трудового договора; право осуществлять контроль за охраной, безопасностью и гигиеной труда; право участвовать в разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на организацию и проведение забастовок и другие.
  Профсоюзы стали общественным объединением, обладающим особой, выделенной конституционно гарантией своей деятельности и своего социального назначения. Каждый наделен правом на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, тем самым обеспечивая существование основного средства защиты трудовых прав.
  Более подробно о защите трудовых прав работников профессиональными союзами говорится в § 3 гл. 14 учебника.
  Еще одним видом субъектов правоотношений являются должностные лица государства. К ним относятся, в частности, лица, трудящиеся в службе занятости, подразделениях федеральной инспекции труда, в органах энергетического, горного, санитарно-эпидемиологического надзора и в некоторых других. Более подробно о них говорится в § 2 гл. 14 учебника.
  Но главными, основными субъектами являются работник и работодатель. Содержанием любых, в том числе и трудовых, правоотношений являются права и обязанности субъектов правоотношений.
 § 3. Основные права и обязанности работника
  Эти права и обязанности перечислены в ст. 21 Трудового кодекса РФ.
 Работники имеют право на:
  - заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, установленных федеральными законами;
 43
 
  - предоставление ему работы, обусловленной трудовым до
 говором;
  - рабочее место, соответствующее условиям, предусмотрен
 ным государственными стандартами организации и безопасности
 труда и коллективным договором;
  - своевременную и в полном объеме выплату заработной пла
 ты в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда,
 количеством и качеством выполненной работы;
  - отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продол
 жительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени
 для отдельных профессий и категорий работников, предоставле
 нием еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней,
 оплачиваемых ежегодных отпусков;
  - полную достоверную информацию об условиях труда и тре
 бованиях охраны труда на рабочем месте;
  - профессиональную подготовку, переподготовку и повышение
 квалификации в порядке, установленном федеральными законами;
  - объединение, включая право на создание профессиональ
 ных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав,
 свобод и законных интересов;
  - участие в управлении организацией в предусмотренных фе
 деральными законами и коллективным договором формах;
  - ведение коллективных переговоров и заключение коллек
 тивных договоров и соглашений через своих представителей, а
 также на информацию об их выполнении;
  - защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов
 всеми не запрещенными законом способами;
  - разрешение индивидуальных и коллективных трудовых спо
 ров, включая право на забастовку;
  - возмещение вреда, причиненного работнику в связи с ис
 полнением им трудовых обязанностей, и компенсацию мораль
 ного вреда;
  - обязательное социальное страхование в случаях, предусмот
 ренных федеральными законами.
  Эти права работника гарантируются Конституцией РФ, Трудо- * вым кодексом РФ, другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также нормами других отраслей законодательства (административным, гражданским, уголовным и др.)- Они защищаются самими работниками, их объединениями, в том числе и профсоюзными, государственными органами надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, судом, а также межгосударственными органами по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся, внутригосударственные средства правовой защиты.
  Внимательное прочтение статьи 21 Трудового кодекса РФ показывает, что в ней перечислены 14 основных прав работников.
 44
 
 Однако в других статьях кодекса названы еще дополнительные права работников либо конкретизированы основные (ст. 71, 80, 89, 98, 127, 197, 219, 229, 292). Кроме того, отдельным категориям работников законом могут быть предоставлены и некоторые другие права. Так, определенные права имеют инвалиды, несовершеннолетние, работники, занятые на тяжелых производствах, и др.
  Помимо прав работники имеют и обязанности, основные из которых названы в той же ст. 21 ТК РФ.
 Работник обязан:
  - добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, воз
 ложенные на него трудовым договором;
 - соблюдать правила трудового распорядка организации;
 - соблюдать трудовую дисциплину;
 - выполнять установленные нормы труда;
  - соблюдать требования по охране труда и обеспечению безо
 пасности труда;
  - бережно относиться к имуществу работодателя и других ра
 ботников;
  - сразу же сообщить работодателю либо непосредственному ру
 ководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу
 жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
  Помимо перечисленных в ст. 21 ТК РФ основных обязанностей на работника возлагаются и другие. Так, работник обязан соблюдать служебную и коммерческую тайну, выполнять все законные распоряжения администрации организации и самого работодателя, возмещать причиненный работодателю ущерб. Ряд обязанностей указан еще в ст. 69, 214, 225, 232, 233, 238, 249, 292, 296 Трудового кодекса РФ. Более конкретный круг обязанностей работников определяется отдельными нормативными правовыми актами различного уровня (законами, постановлениями Правительства РФ, ведомственными инструкциями и приказами, локальными нормативными актами).
 § 4. Основные права и обязанности работодателя
  Статья 22 Трудового кодекса называет семь основных прав работодателя (вдвое меньше прав работника). Он имеет право:
  - заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с ра
 ботниками в порядке и на условиях, установленных федеральны
 ми законами (в том числе и Трудовым кодексом РФ);
  - вести коллективные переговоры и заключать коллективные
 договоры;
 - поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
  - требовать от работников исполнения ими трудовых обязанно
 стей и бережного отношения к имуществу работодателя и других
 45
 
 работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
  - привлекать работников к дисциплинарной и материальной от
 ветственности в порядке, установленном федеральными законами;
 - принимать локальные нормативные акты;
  - создавать объединения работодателей в целях представитель
 ства и защиты своих интересов и вступать в них.
  В Трудовом кодексе РФ содержатся и некоторые другие права работодателя. Так, он в случае производственной необходимости имеет право переводить работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу (ст. 74), привлекать при необходимости отдельных работников к выполнению их трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (ст. 101). Работодатель имеет также право в некоторых случаях досрочно расторгнуть трудовой договор без предупреждения (ст. 180), а также заключить ученический договор с лицом, ищущим работу (ст. 198). Он имеет право устанавливать различные системы премирования, а также стимулирующих доплат и надбавок (ст. 144). Работодатель обладает правом применять к работникам дисциплинарные взыскания (ст. 192), а также досрочно снять с работника наложенное на того дисциплинарное взыскание (ст. 194), простить виновному работнику причиненный тем ущерб (ст. 240). Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке (ст. 414). Кроме того, новый собственник организации (новый работодатель) имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителем и главным бухгалтером (ст. 75).
  Круг обязанностей работодателя весьма широк. Только в ст. 22 ТК РФ их названо полтора десятка (вдвое больше, чем у работника). В других статьях Кодекса перечислено еще чуть больше сорока.
 Работодатель обязан:
  - соблюдать трудовое законодательство и условия коллектив
 ного договора, соглашений и трудовых договоров;
  - предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым
 договором;
  - обеспечивать работников оборудованием, инструментами,
 технической документацией и иными средствами, необходимы
 ми для исполнения ими трудовых обязанностей;
  - обеспечивать работникам равную оплату за труд равной цен
 ности;
  - выплачивать в полном размере причитающуюся работникам
 заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ,
 коллективным договором, правилами внутреннего трудового рас
 порядка, трудовыми договорами;
  - вести коллективные переговоры, а также заключать коллек
 тивный договор;
 46
 
  - предоставлять представителям работников полную и досто
 верную информацию, необходимую для заключения коллектив
 ного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
  - своевременно выполнять предписания государственных, кон
 трольных и надзорных органов, уплачивать штрафы, наложенные
 за нарушения законов, иных нормативных актов, содержащих
 нормы трудового права;
  - рассматривать представления соответствующих профсоюз
 ных органов, иных избранных работниками представителей о вы
 явленных нарушениях законов и иных нормативных правовых ак
 тов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их
 устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и
 представителям;
  - создавать условия, обеспечивающие участие работников в
 управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодек
 сом РФ, иными федеральными законами и коллективным дого
 вором формах;
  - обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с ис
 полнением ими трудовых обязанностей;
  - осуществлять обязательное социальное страхование работ
 ников в порядке, установленном федеральными законами;
  - возмещать вред, причиненный работникам в связи с испол
 нением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать мо
 ральный вред;
  - исполнять иные обязанности, предусмотренные законами,
 содержащими нормы трудового права, коллективным договором,
 соглашениями, трудовыми договорами.
  Иные обязанности работодателя, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, содержатся в ст. 32, 62, 64, 66, 67, 68, 72, 73, 76, 80, 82, 86, 91, 93, 99, 128, 163, 168-170, 173, 174, 181, 189, 212, 221, 225, 228, 232-236, 238, 241, 296, 300, 399, 400.
  За невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей работодатель может быть привлечен к ответственности.
  Содержание большинства прав и обязанностей как работника, так и работодателя подробнее раскрывается в соответствующих главах учебника.
 Контрольные вопросы
 1. Что такое трудовое отношение?
 2. Какие виды правоотношений существуют в сфере труда?
 3. Кто является субъектами трудовых правоотношений?
 4. Какие права и обязанности субъектов трудовых правоотношений
 являются основными:
 9
 5. Какие существуют еще права и обязанности у этих субъектов?
 
 Глава 3
 СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА
 § 1. Понятие и основные принципы социального партнерства
  Характерной чертой Трудового кодекса РФ является воплощение в нем идей и принципов договорного права. Это проявляется в том, что приоритет в регулировании отношений в сфере труда отдается договорным соглашениям сторон. Наиболее наглядно договорное начало прослеживается в формировании условий трудовых договоров. Но в условиях коллективной организации труда многочисленных работников возникает необходимость согласования условий не только индивидуальных трудовых договоров, но и коллективных соглашений работников, работодателей, представительных органов тех и других.
  Такое коллективное сотрудничество реализуется в процессе социального партнерства. Согласно ст. 23 Трудового кодекса РФ социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений, складывающихся между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных отношений в сфере труда.
  Учитывая, что социальное партнерство оформляется в виде доюворов и соглашений, трудовое законодательство, провозглашая принципы социаль ого партнерства, учитывает договорный характер отношений. Поэтому многие принципы социального партнерства присущи договорному праву. В частности, ст. 24 Трудового кодекса РФ закрепляет следующие принципы:
  1. Равноправие сторон. Этот принцип означает, что стороны со
 циального партнерства имеют одинаковые права и обязанности
 при заключении и исполнении договорных обязательств. Стороны
 не находятся в состоянии власти и подчинения, не подчинены
 друг другу и не имеют юридических преимуществ.
  2. Уважение и учет интересов сторон проявляются при ведении
 коллективных переговоров, осуществлении подготовительных мер
 по проектам коллективных договоров и соглашений, на стадиях
 заключения этих правовых документов, ведения консультаций
 по трудовым вопросам, участия в управлении организации.
 48
 
  3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отноше
 ниях свидетельствует о совпадении целей и задач социального
 партнерства. При отсутствии встречной совпадающей взаимной
 и всесторонней заинтересованности партнерство оказывается
 малоэффективным и даже неосуществимым. Поэтому при вступ
 лении в партнерские отношения волеизъявления сторон не толь
 ко должны быть встречными, но и идентичными по форме и
 содержанию.
  4. Содействие государства в укреплении и развитии социального
 партнерства находит отражение в установлении запретов на вся
 кое вмешательство, способное ограничивать законные права ра
 ботников и их представителей или воспрепятствовать их осуще
 ствлению, со стороны исполнительной власти и органов местно
 го самоуправления, политических партий и иных общественных
 объединений, работодателей при заключении, пересмотре и вы
 полнении коллективных договоров и соглашений (ст. 5 Закона РФ

<< Пред.           стр. 3 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу