<< Пред.           стр. 43 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу

 с помощью которых дрессировщик может всегда осуществлять
 коррекцию поведения, и именно в тот момент, когда в этом
 есть необходимость.
  8. Условные подкрепляющие воздействия: "Хорошо" и "Фу".
  В зависимости от характера формируемого навыка
 применяют положительные или отрицательные условные
 подкрепляющие воздействия или же те и другие. Условные
 воздействия служат для того, чтобы своевременно и быстро
 объяснить собаке, что она делает правильно, а что неверно,
 то есть что в ее действиях является желательным, для
 дрессировщика, а что нет. Условные подкрепляющие воздействия
 применяются практически на всех стадиях формирования навыка.
  9. Режим подкреплений.
  На первом этапе формирования навыка применяют
 стопроцентный режим подкреплений. То есть каждое правильное
 действие собаки всегда подкрепляется кусочком пищи (или
 игрой).
  10. Введение элементов контрастного метода дрессировки.
  На первом этапе наряду с мотивацией (пищевой или
 игровой), в случае нежелательных действий со стороны
 собаки, следует формировать слабую форму мотивации активного
 избегания неприятных воздействий со стороны дрессировщика. С
 этой целью вводятся направляющие и объясняющие, сравнительно
 слабые отрицательные воздействия: рывки поводком, нажатия и
 подталкивания руками, угрожающие интонации и др. При этом
 обязательным является соблюдение следующего правила: сразу
 после применения отрицательного воздействия (в том случае,
 если животное исправило свою ошибку) должно следовать
 положительное как в виде пищи, так и виде ласки. Это
 необходимо для снятия у собаки отрицательного эмоционального
 состояния. Применение контрастного метода дрессировки на
 этом этапе позволяет дрессировщику более четко очертить
 границы формируемого навыка, оттенить контраст между
 "черным" и "белым".
  11. режим формирования навыка.
  Короткие периоды интенсивной работы с собакой
 обязательно должны чередоваться с не менее интенсивными
 короткими периодами отдыха, что позволяет сохранить у собаки
 длительную заинтересованность в работе, постоянную
 готовность к выполнению навыка, а также предотвратит
 нервно-психические нагрузки.
 
 
  Второй этап состоит из следующих подэтапов.
  ===========================================
 
 
  1. Автоматизация навыка.
  а) Направленное обеднение дрессировочной обстановки.
  Как и на первом этапе ("взаимные объяснения"), обучение
 собаки должно проходить в безлюдных местах, в отсутствии
 других собак. Автоматизация навыка достигается многократным
 повторением навыка под "жестким" контролем технических
 средств с использованием вероятностной системы подкрепления.
 Необходимым условием достижения автоматизации навыка
 является применение "контрастного" метода дрессировки
 (чередование положительных и отрицательных подкрепляющих
 воздействий). Данный метод, на наш взгляд, противопоказан
 при обучении собаки навыкам апортировки, выборке вещей и др.
 и, наоборот, рекомендуется при отработке команд общего
 послушания: "Сидеть", "Лежать", "Стоять", "Рядом", "Ко мне"
 и т.д.
  По мере автоматизации частота и вероятность
 положительных подкрепляющих воздействий (например, дача
 пищи) за выполнение навыка снижается, а степень
 отрицательных (в случае нечеткого выполнения навыка)
 возрастает. Все воздействия направлены на то, чтобы добиться
 четкого и быстрого выполнения навыка. Воздействия как
 направляющие, так и корректирующие производятся очень быстро
 и стереотипно.
  б) Повышение требований к точности выполнения навыка.
  На втором этапе обучения повышается требовательность со
 стороны дрессировщика к чистоте и точности выполнения
 навыка. Так, например, если на первом этапе обучения собака
 после команды "Ко мне" может подходить к дрессировщику с
 разной скоростью, порой отвлекаясь на обстановочные стимулы
 (собак, людей, различные шумы), то на втором этапе обучения
 от собаки нужно добиться, чтобы подходы совершались только
 бегом и без отвлечений на посторонние раздражители.
  в) Усиление степени отрицательных подкрепляющих
 воздействий.
  В качестве отрицательных подкрепляющих воздействий в
 основном используют рывки поводком различной степени силы.
  Постепенно увеличение степени отрицательных воздействий
 в случае нежелательных действий собаки позволяет усилить
 мотивацию активного избегания воздействий дрессировщика, то
 есть создать мотивацию более конкурентоспособную, по
 сравнению с пищевой или игровой. То есть на этом этапе
 начинается постепенная замена исходной базовой мотивации
 (пищевой или игровой) на оборонительную (мотивацию активного
 избегания). При использовании отрицательных воздействий
 (особенно при их усилении) обязательным является соблюдение
 следующего правила: сразу после применения к собаке
 отрицательных воздействий (в том случае, если животное
 исправило свою ошибку) должно следовать положительное
 воздействие как в виде пищи (игры), так и в виде ласки. Это
 снимет у животного отрицательное эмоциональное состояние и
 оттенит контраст между "черным" и "белым" (то есть
 правильным и ошибочным).
  г) Увеличение интенсивности работы дрессировщика.
  Все воздействия на собаку - направляющие,
 корректирующие, положительные и отрицательные, а также
 условные - производятся дрессировщиком сразу после поданной
 команды, очень быстро и максимально стереотипно. Производя
 указанные воздействия, дрессировщик добивается выполнения
 навыка сразу после первой команды.
  д) Режим положительных подкрепляющих воздействий.
  На этом этапе постепенно вводится вероятностный режим
 подкрепления (75-80 процентов). Применение такой схемы, в
 условиях которой собака не знает точно, когда она получит
 подкрепление (но знает точно, что получит), позволяет
 повысить ее заинтересованность в работе (например,
 сформировать желание заработать кусочек корма), уточнять и
 видоизменять границы формируемого навыка, поскольку
 появляется возможность направленно отбирать и подкреплять
 желаемые элементы поведения собаки.
  2. Автоматизация навыка в условиях обогащения
 дрессировочной обстановки.
  а) На этом этапе окончательно определяются границы
 формируемого навыка.
  б) Повышается требовательность к выполнению навыка
 скорости и точности его исполнения (в зависимости от
 обстоятельств, в том случае, если собака с большими
 нервно-психическими затратами справляется с работой в этих
 условиях, то дрессировщик должен сделать как бы шаг назад,
 снизив при этом предъявляемые к собаке требования).
  в) Режим отрицательных подкрепляющих воздействий.
 Постепенное усиление степени отрицательных подкрепляющих
 воздействий приводит к усилению мотивации избегания
 неприятных воздействий со стороны дрессировщика. Суммарное
 количество отрицательных воздействий одновременно с их
 усилением снижается. То есть на этой стадии контраст между
 отрицательными и положительными воздействиями достигает
 максимума. Однако, несмотря на это, дрессировщик, умело
 чередуя положительные и отрицательные воздействия, должен
 добиться, чтобы общий эмоциональный фон у собаки в процессе
 работы оставался положительным.
  г) Режим положительных подкрепляющих воздействий.
  Применяется 50-60 процентный вероятностный режим
 подкреплений (обязательным является применение положительных
 воздействий сразу после отрицательных). Такая схема
 приводит к усилению пищевой мотивации и желанию заработать
 вознаграждение.
  д) Сохранение интенсивности работы дрессировщика.
  Дрессировщик должен поддерживать высокую интенсивность
 работы во время дрессировки и при этом добиваться выполнения
 собакой навыка сразу после первой команды.
  3. Заключительный этап автоматизации навыка.
  Занятия проводятся в местах, где много отвлекающих
 факторов.
  а) Режим положительных подкрепляющих воздействий.
  На этом этапе производят постепенное уменьшение
 вероятности получения подкреплений от 50 процентов до нуля.
  б) Режим отрицательных подкрепляющих воздействий.
  Отрицательные воздействия в случае отказа собаки от
 выполнения навыка применяются в 100 процентах случаев
 невыполнения и при этом достигают значительной силы.
 Постепенное усиление степени отрицательных воздействий
 позволяет осуществить плавный перевод сформированного навыка
 на базу мотиваций активного избегания неприятных воздействий
 со стороны дрессировщика и при этом сохранить общий
 положительный эмоциональный фон у собаки.
  в) Постепенное уменьшение количества применения
 условных положительных подкрепляющих воздействий.
  г) Постепенное увеличение количества и длительности
 выполнений навыков, с обязательным чередованием периодов
 работы и отдыха.
 
 
  Третий этап - полная автоматизация навыка.
  ==========================================
 
 
  Критерием автоматизации навыка является быстрое, точное
 и стереотипное выполнение его сразу после первой команды
 дрессировщика (независимо от окружающей обстановки).
  На этапе окончательной автоматизации навыка значение
 команды (санкционирующего стимула) резко возрастает и
 начинает играть решающую роль в управлении поведением
 собаки. Это, по-видимому, происходит за счет обеднений
 функциональной системы, обеспечивающей навык. Обеднение
 функциональной системы связано с окончательным выбором
 собакой наиболее эффективной программы поведения, что
 обусловлено правильными, последовательными, стереотипными и
 прежде всего целенаправленными воздействиями на собаку со
 стороны дрессировщика. Другими словами, на стадии
 окончательной автоматизации навыка из структуры
 функциональной системы навыка, на начальном этапе его
 реализации, практически выпадает стадия принятия решения
 (стадия выработки оптимальной программы поведения). На этом
 этапе обучения у собаки полностью отпадает необходимость в
 принятии какого то ни было решения, так как лишь одна из
 программ поведения в процессе дрессировки всегда оказывалась
 высокоэффективной (то есть приводила к достижению цели и
 результата), а все остальные оказывались крайне
 неэффективными (так как либо вообще не подкреплялись
 дрессировщиком, либо подкреплялись отрицательными
 воздействиями).
  Автоматизация навыка достигается следующими
 методическими приемами.
  а) Вероятностная схема положительных подкрепляющих
 воздействий с постепенным снижением их относительного
 количества от этапа к этапу формирования навыка.
  б) Постепенная замена базовых подкреплений (на основе
 которых формировался навык, например пищевых) на не основные
 положительные подкрепляющие воздействия (различные варианты
 ласки, игры и т.п.) и на условные положительные воздействия
 (типа "Хорошо").
  в) Применение "контрастного" метода дрессировки
 (своевременного чередования отрицательных подкрепляющих
 воздействий с положительными), основной целью которого
 является создание помимо основной мотивации, на базе которой
 изначально формируется навык (пищевой или игровой),
 дополнительной мотивации активного избегания неприятных
 воздействий со стороны дрессировщика. Суть метода
 заключается в том, что в определенный момент времени за счет
 целенаправленных воздействий со стороны дрессировщика
 мотивация избегания становится доминирующей, после чего ее
 вновь сменяет базовая.
  г) Введение постепенного и последовательного усиления
 отрицательных подкрепляющих воздействий со стороны
 дрессировщика при одновременном уменьшении их количества.
 Этот методический прием при водит к возрастанию контраста
 между положительными и отрицательными подкрепляющими
 воздействиями и практически к изменению взаимоотношений
 между дрессировщиком и собакой. При этом мотивация активного
 избегания собакой неприятных воздействий со стороны
 дрессировщика приобретает яркую социальную окраску и
 фактически трансформируется в поведении подчинения
 дрессировщику как вожаку (если она раньше на воспринимала
 дрессировщика как вожака) с появлением характерных поз
 подчинения. Это приводит также к тому, что происходит
 уточнение границ ролевых функций собаки в рамках
 отрабатываемого навыка и по отношению к дрессировщику.
  д) Поэтапное увеличение требовательности к чистоте и
 точности исполняемого навыка (то есть соблюдение этапных
 границ его выполнения).
  Это приводит к тому, что коренным образом
 перестраиваются отношения в диаде "человек-собака". В
 начале процесса формирования навыка устойчивость, основанная
 на взаимной заинтересованности друг в друге, была
 обусловлена со стороны собаки желанием в пище или игре, а со
 стороны дрессировщика заинтересованность в выполнении
 собакой определенного навыка.
  Приведенная выше схема дрессировки коренным образом
 меняет эти отношения, у собаки и дрессировщика появляется
 взаимный интерес к "правильной" работе. Это объясняется тем,
 что в их отношениях совместной деятельностью посредством
 доставления друг другу положительных эмоций, которые в
 дальнейшем в значительной степени определяет устойчивость
 диады "дрессировщик-собака".
  Таким образом, на данном этапе дрессировки для собаки,
 по-видимому, основным результатом, на который направлено ее
 поведение, становится позитивно-эмоциональный результат,
 получаемый через социальный контакт с дрессировщиком на
 уровне эмоционального общения с ним. Другим, по-видимому, не
 менее важным результатом для собаки является получение ею
 позитивно-эмоционального подкрепляющего результата за счет
 постоянного соответствия сличаемых программ - реализуемой и
 программируемой, - и, вследствие этого, само по себе
 безошибочное выполнение действия (навыка) начинает выполнять
 функцию подкрепления. Говоря другими словами, правильное
 выполнение собакой отработанного навыка доставляет собаке
 такую же радость, как если бы она за него получила пищевое
 или игровое подкрепление со стороны дрессировщика.
  Приведем пример с формированием простого навыка у
 собаки - посадки по команде "Сидеть".
  Соблюдая принцип "обеднение среды", обучение собаки
 лучше всего начинать дома. Перед кормлением возьмем собаку
 на поводок и расположим ее перед собой. Подавая команду
 "Сидеть", мы придерживаем собаку за поводок левой рукой, а
 правой подносим к носу животного зажатый в ладони кусочек
 пищи. Как только собака коснется носом ладони с кусочком
 пищи и попытается достать его, ладонь медленно уводится за
 голову собаки, вверх-назад (по касательной к голове). Собака
 тянется за лакомством, задирает голову вверх, и, если ей
 немного помочь - придержать за поводок или легко надавить
 на круп, - то собака сядет. Сразу после посадки собака
 получит порцию пищи, "условное подкрепление" - "Хорошо" и
 ласку. Несколько таких повторений, и собака будет садиться
 уже после команды "Сидеть". Однако нам необходимо, чтобы
 собака по команде не только садилась, но и оставалась в этом
 положении некоторое время. Поэтому определяем для себя, что
 подкреплять пищей мы будем не только посадку собаки после
 команды "Сидеть", но и выдержку ее в этом положении вплоть
 до отменяющей выполнение приема команды "Гуляй" (или
 какой-либо другой команды, например "Рядом"). Итак,
 границами навыка на данном этапе у нас будет посадка собаки
 сразу после команды "Сидеть" (желательно одной) и выдержка
 ее в таком положении вплоть до отмены команды.
 
 
  Теперь нашей главной задачей будет понятно объяснить
 собаке свои требования. Для этого, как только собака после
 команды "Сидеть" примет соответствующее положение, мы сразу
 дадим ей кусочек пищи и будем многократно повторять:
 "Хорошо", "Хорошо" и т.д., что означает в нашем с собакой
 "языке": "Делаешь правильно". Если собака сохраняет нужное
 положение, то мы подкрепляем ее действия - в данном случае
 выдержку - кусочком пищи и условным подкреплением "Хорошо".

<< Пред.           стр. 43 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу