<< Пред. стр. 44 (из 124) След. >>
Если вдруг собака попытается встать без разрешения, то мытут же дадим команду "Сидеть", а если она не сядет сама,
усадим ее с помощью поводка насильно. Как только собака
примет прежнее положение, вновь последует условное
подкрепление - "Хорошо" (делаешь правильно), но реального
подкрепления (кусочка пищи) сразу после этого не последует.
Реальное подкрепление собака получит лишь после некоторой
выдержки в положении "сидеть". Так постепенно, но достаточно
быстро мы сможем объяснить собаке, что она должна садиться
по команде "Сидеть", так как за это получает кусочек пищи
(положительное подкрепляющее воздействие), и находиться
некоторое время в этом положении (за что она тоже получает
подкрепление - пищу), и что вставать ей без разрешающей
команды нельзя, так как за это ее ругают (условное
отрицательное подкрепляющее воздействие) и, воздействуют
поводком, опять сажают на место (отрицательное подкрепляющее
воздействие), да при этом пищу не дают.
Вот таким или примерно таким образом происходит
формирование навыка, в процессе которого создаются новые
элементы "языка" общения между дрессировщиком и собакой,
определяются границы навыка, вводятся команды,
санкционирующие выполнение и отмену приема, используются
элементы контрастного метода дрессировки. При этом следует
напомнить, что вся проделанная работа, которую мы здесь
описали, проводится исключительно на поводке (то есть под
постоянным контролем технических средств).
Итак, мы завершили этап взаимных объяснений, на котором
у собаки был сформирован и в достаточной степени закреплен
навык посадки после команды "Сидеть". Однако если мы
посчитаем, что навык уже отработан и подготовленную таким
образом собаку поместим в незнакомую обстановку, насыщенную
отвлекающими факторами, и попытаемся посадить ее по команде,
по-видимому, это у нас не получится. Собака вместо посадке
после команды "Сидеть", скорее всего, будет демонстрировать
ярко выраженную ориентировочно-исследовательскую активность,
которая затем может перейти либо в игровое, либо в
оборонительное поведение.
Чтобы избежать подобных сбоев, на следующие этапе -
"автоматизация навыка", - продолжая работу в условиях
обедненной обстановки, постепенно с помощью воздействий
поводка мы вводим более жесткий контроль за соблюдением
собакой грани сформированного навыка. Например, если на
этапе "взаимных объяснений" собака соблюдала все наши
требования лишь тогда, когда она находилась вблизи от нас,
то на этом этапе мы добиваемся от нее устойчивой посадки
независимо от нашего месторасположения. При этом значительно
возрастает темп работы (команду "Сидеть" подаем
своевременно, а следующие за ней направляющие и
подкрепляющие воздействия производим очень быстро) и, кроме
того, максимально стереотипизируются производимые нами
действия. То есть, быстро перемещаясь по дрессировочной
площадке, мы сразу же подбегаем к собаке в том случае, если
она изменяет положение тела (например, встает, заваливает
набок передние ноги и т.д.), и незамедлительно поправляем
ее, воздействуя поводком. В том же случае, если собака сразу
выполняет команду, практически мгновенно подкрепляем ее
правильные действия, применяя условное подкрепляющее
воздействие "Хорошо", кусочки пищи и ласку, после чего сразу
же отходим от собаки. Все наши действия должны быть
максимально однообразны.
Следующей нашей задачей является постепенный перевод
собаки со стопроцентного режима положительных подкрепляющих
воздействий на вероятностный. Для этого мы будем подкреплять
пищей не каждую правильную посадку собаки, а в случайном
порядке. При этом собака не должна знать, когда она получит
пищу, выполнив требуемую работу (навык), а когда - нет. Это
побуждает ее вновь и вновь повторять выполнение навыка
посадки. Так же постепенно мы уменьшаем количество
отрицательных воздействий на собаку (с помощью поводка) в
случае нарушений ею границ выполнения навыка (изменение
позы, уход с места и т.д.) или явного нежелания его
выполнять, но степень этих воздействий плавно увеличиваем.
После того как мы добились от собаки четкого (сразу
после команды) выполнения навыка в условиях обедненной
дрессировочной обстановки, можно переходить к работе с ней в
усложненных условиях: в присутствии других собак,
посторонних людей, шумов и т.д. Делать это следует
постепенно, по элементам. Так, например, сначала мы
попробуем воспроизвести навык посадки собаки где-нибудь в
углу тихого сквера (на тихой улице), затем в более людном
месте, потом в месте для выгула собак (в их отсутствие), в
присутствии одной посторонней собаки, относящейся к нашей
собаке индифферентно, и т.д. Вне зависимости от сложности
условий обстановки, в которой проходит дрессировка, мы
должны всегда добиваться от собаки быстрого и четкого
выполнения навыка посадки сразу после первой команды. Однако
в зависимости от характера этих условий степень усложнения
границ выполняемого навыка (длительность выдержки в
положении сидя, дальность ухода от собаки и т.д.), а также
суммарное время работы с собакой, затрачиваемое на отработку
навыка посадки, необходимо строго регламентировать. Так как
в зависимости от характера условий, в которых проходит
дрессировка, собака получает большую или меньшую
нервно-психическую нагрузку, а работоспособность нервной
системы не беспредельна, то нагрузку необходимо
ограничивать. Собака всегда, вне зависимости от внешних
условий, четко и быстро должна выполнять навык посадки сразу
после первой поданной нами команды, без применения как
положительных (пищевых), так и отрицательных подкрепляющих
воздействий. Только после этого снимается поводок и с
собакой продолжают работать без поводка. Постепенно условное
положительное подкрепляющее воздействие "Хорошо" применяется
все реже и реже, а затем заменяется просто молчание
дрессировщика.
3.6. Стадии дрессировочного процесса.
Подобно тому как процесс формирования любого навыка
имеет свои этапы, так и весь дрессировочный процесс в целом
можно разбить на определенные стадии и этапы.
Каждая стадия выражает некие объективные
характеристики, отражающие некоторые "социальные" отношения
между дрессировщиком и собакой. Естественно, что они как
внутри каждой стадии, так и в течение всего дрессировочного
процесса претерпевают некоторую эволюцию, и теоретически
окончание дрессировочного процесса подразумевает
стабилизацию этих отношений. На практике получается не
совсем так. Таким образом, основным объектом нашего внимания
будут стадии дрессировочного процесса, рассматриваемые под
углом зрения взаимоотношений дрессировщика и собаки.
Следует помнить, что на любой стадии дрессировки
процесс обучения обязательно включает в себя три главных
этапа:
1. Начальное обучение.
2. Обучение с использованием вероятностного режима в
условиях различных дрессировочных ситуаций.
3. Автоматизация навыка.
Итак, рассмотрим стадии дрессировочного процесса.
Стадия 1. Адаптация
Фаза 1. Установление контакта.
Дрессировки животного следует начинать с установления
контакта между дрессировщиком и собакой, то есть тех
взаимоотношений, когда владелец и собака могут с той или
иной вероятностью прогнозировать действия друг друга. На
практике этот период дрессировки может занимать различные по
длительности отрезки времени и практически совпадать с
собственно адаптацией - второй фазой стадии дрессировочного
процесса.
Для того чтобы добиться с собакой "взаимопонимания",
дрессировщик должен использовать определенные приемы,
воздействующие на потребностно-эмоциональную сферу
животного. На этом этапе владелец должен много играть с
собакой, положительно подкрепляя желательные ему формы
поведения и отрицательно - нежелательные (скажем, попытки
агрессии). Этот метод довольно ярко описан известной
дрессировщицей и ученым К.Прайор в книге "Не рычите на
собаку". В целях возможно более сильной ориентации собаки на
владельца следует использовать пищевую мотивацию, то есть
работать с сильно голодной собакой, подкрепляя желательные
для дрессировщика действия кусочками пищи. Наиболее
эффективно занятия на этой стадии проходят в процессе
прогулок владельца с собакой, когда игра, отдых и работа
представляют собой единый процесс.
Таким образом, при использовании дрессировщиком такого
подхода, при котором он является "распределителем благ",
животное постоянно держит дрессировщика в центре своего
внимания, быстро различает действия, вызывающие ваше
одобрение и неодобрение. Если вы будете последовательны, а
ваши действия адекватны, то собака будет демонстрировать
нежелательные формы поведения все реже и реже. Попросту
говоря, используя в дрессировке на стадии налаживания
"контакта" с животным политику "кнута и пряника"
(контрастного метода дрессировки), вы помогаете собаке
научиться прогнозировать (до определенной степени) ваше
поведение и соответственно строить свое.
Фаза 2. Собственно адаптация.
Как уже говорилось выше, на практике, особенно в
процессе работы с крупными и агрессивными собаками, первая
и вторая фазы адаптации практически совпадают. Однако если
рассматривать эту стадию в "чистом" виде, то главной задачей
второй фазы и всей стадии адаптации в целом следует
рассматривать стабилизацию ролевых взаимоотношений
владельца, членов его семьи и собаки, то есть формирование
социальной ниши собаки в семье владельцев.
По существу, эта стадия обеспечивает создание
нормальных предпосылок для взаимовыгодного и стабильного
сосуществования владельца и собаки.
Основным средством установления "рамок" поведения
собаки является также контрастный метод дрессировки, но с
преобладанием "пряника", а не "кнута" (то есть когда
основная дрессировочная работа выполняется с использованием
сильной пищевой мотивации). Задача дрессировщика на этом
этапе состоит в том, чтобы с помощью формирования у собаки
нескольких основных навыков общего послушания полностью
перестроить свои взаимоотношения с собакой, определив ей
соответствующее место в социальном пространстве семьи. В
круге обязательных (для этой стадии дрессировки) следует
отметить следующие приемы (навыки): подход к дрессировщику
по команде "Ко мне", нахождение у ноги дрессировщика по
команде "Рядом", четкое выполнение команд "Сидеть", "Лежать"
с достаточной выдержкой собаки в этом положении, уход и
нахождение собаки на обозначенном дрессировщиком месте по
команде "Место" в обедненных средовых условиях (дома у
владельца). Естественно, что полностью сформированным любой
из этих навыков может считаться лишь при полной
автоматизации его реализации.
На этой стадии дрессировщиком вводятся условные
отрицательные подкрепляющие воздействия ("Фу", "Нельзя" и
т.п.) - сигналы, прекращающие любую нежелательную
деятельность собаки. На этом этапе обучение и дрессировки у
владельца и собаки должен окончательно сформироваться "язык"
(зачатки которого появляются еще на стадии "контакта"). В
дальнейшем "язык" будет лишь развиваться и обогащаться при
обучении собаки новым навыкам.
Со стороны владельца "язык" характеризуется рядом
приказов, которые санкционируют запуск тех или иных языков
и их отмену по акустическому (с помощью голоса) и
зрительному (с помощью жестов) каналам, а также набором
различных слов, жестов и интонаций, демонстрируемых
владельцем в процессе общения с собакой, которые отражают
прежде всего его эмоциональное состояние (в том числе
условные подкрепляющие воздействия). Со стороны собаки это
"язык" в идеальном случае (когда дрессировщик обращает
внимание на весь поведенческий репертуар собаки,
демонстрируемых ею в самых различных ситуациях, - общение с
владельцем, собаками на улице, членами семьи владельца и
т.д.) - совокупность всех форм и элементов поведения, а
также акустических сигналов, производимых собакой в процессе
ее жизнедеятельности. В худшем случае "язык" собаки (с точки
зрения дрессировщика) включает в себя лишь те элементы и
формы поведения, а также акустические сигналы, которые
демонстрируются животным в процессе общения с
дрессировщиком.
На этой стадии дрессировочного процесса, кроме
установления четких границ выполнения навыка и его авто-
матизации, дрессировщик должен стремиться максимально
расширить сферу ситуаций, в которых собака должна
ориентировать свое поведение на него. То есть необходимо
заранее продумать и спрогнозировать ситуации, в которых
выполнение навыка (или навыков) для собаки затруднено и в
которых животное может выйти из-под контроля. После
определенного набора и "обкатки" взаимодействий
дрессировщика и собаки в условиях различной дрессировочной
обстановки животное начинает "согласовывать" свое поведение
с поведением дрессировщика на необходимом уровне. То есть
собака начинает признавать дрессировщика "лидером",
поведение которого определяет поведение "ведомого" (собаки).
Это не означает автоматизацию поведения собаки до уровня
"живого робота", а лишь знаменует собой окончательный
"раздел" социального пространства в группе "человек-собака"
на социальные ниши.
Разумеется, что расширение сферы ситуаций, в которых
выполняются базовые навыки, правомочно лишь после четкого их
обучения в условиях обедненной среды. Кроме того, на этой
стадии у ряда собак отмечается такой любопытный феномен, как
увеличение "социализации" поведения. Она характеризуется
стремлением собаки активно "согласовать" свое поведение с
дрессировщиком, что выражается в таком всем знакомом
поведении собаки, как ориентация на владельца в момент
изменения направления движения при нахождении на незнакомой
территории и т.д. Некоторые собаки в такие моменты буквально
"заглядывают в глаза" своему владельцу. Другие, стараясь
"угодить" дрессировщику, могут спонтанно (без команды)
демонстрировать отработанные навыки, например по преодолению
препятствий (барьеров, бумов, лестниц). Такое поведение,
безусловно, означает признание собакой за владельцем
лидерских позиций. В его основе лежит, по-видимому,
потребность собаки в социальной поддержке и соответствующая
ей специфическая мотивация, которая стимулирует и направляет
"социальное" поведение в рамках диады "человек-собака".
Конечным результатом поведения собаки является "одобрение"
лидером соответствующего задачам формируемых навыков
поведения. "Одобрение" может, вероятно, демонстрироваться
лидером, по крайней мере, в двух видах: в виде "активного"
одобрения и в нейтральном виде (то есть при сильной
"социальной" мотивации отсутствие отрицательных
подкрепляющих воздействий само по себе является
подкреплением).
Стадия 2. Формирование сложных навыков
После того как взаимоотношения в диаде "человек-собака"
установились, выработан "язык" общения между владельцем и
животным, можно приступить к формированию сложных навыков
(сказанное, однако, не запрещает попыток постепенного
формирования сложных навыков и на стадии адаптации). К ним
можно отнести различные "цепи" поведенческих актов, то есть
навыки, включающие в себя несколько более простых элементов
- навыков. К таким сложным навыкам относятся апортировка,
различные нормативные упражнения по преодолению препятствий
(взятию барьера с последующим возращением в положение
"рядом" у ноги владельца), различные управления в рамках
специальных служб (охрана вещи, выборка вещи, задержание
"нарушителя" и т.д.).
С позиции "социальных" отношений эта стадия
характеризуется стабилизацией, но не окончательной, ролевых
функций собаки и окончательным установлением границ
социальной ниши. Выработку навыка здесь существенно
облегчает усилившаяся "социализация" собаки, которую можно
трактовать и как желание животного угодить владельцу-лидеру.
При обучении собак специальным навыкам особое внимание
требуется уделять контролю за выполнением навыков.