<< Пред. стр. 72 (из 124) След. >>
по линии следа корм с той же частотой, что имелась послепервой прокладки.
После возвращения и короткого отдыха собаки пускаются на
проработку соседнего следа (перемещаясь последовательно
слева направо или наоборот), а последняя собака в ряду
становится на первую линию следа. Таким образом, в течение
первых занятий прорабатывается по 6-8 следов в день, а
затем число проработок доводиться до 10-20.
В ходе дальнейшего обучение угол поворота увеличивается
до 90', а затем вводится второй угол. Постепенно количество
и величина углов, а также протяженность и давность следа
доводятся до нормативных требований.
Следующим усложнение следовой работы является приучение
собаки к обозначению обнаруженной на следу вещи. Хотя способ
обозначения выбирают дрессировщики, ориентируясь природными
наклонностями собаки, все же при обозначении укладкой
бывает наименьшее количество ошибок, к тому же этот способ
наиболее желателен для практически работающих собак. К
выработке этого навыка приступают после того, как собака
научится четко ложиться по команде на занятиях по курсу
послушания.
Прокладчик должен оставлять вещи на линии следа в
заранее оговоренных местах (но не в точках поворотов). Вещи
(вымпелы) должны быть размером с бумажник. Металлические
предметы поначалу не используются. Под каждой вещью
прокладчик оставляет кусочек корма.
При подходе собаки к вещи, дрессировщик командой
укладывает, а затем поощряет ее. После нескольких повторов,
используя запаздывание команды собаки вырабатывают навык
обозначения найденной вещи укладкой. Подойдя к
обозначенной вещи, дрессировщик поднимает ее над головой,
прячет в карман, после чего возвращается назад и продолжает
проработку следа. Идя следом за собакой, незаметно
оставляет предмет на оговоренном месте.
Характерной ошибкой дрессировщика (а сходно и при
проработке углов) бывает попытка сдерживания собаки перед
вещью натяжением поводка. Нежелательная связь между таким
воздействием и обнаружением вещи (или наличием поворота)
очень легко образуется. Эта ошибка почти исключается, если
с первого занятия дрессировщик будет держать поводок только
в одной руке, поднятой высоко над головой.
При успешной проработке следа протяженностью порядка
600м и давностью до 30 минут, условия работы можно
усложнить введением перенесения с дополнительным
(посторонним) следом. Для этого еще один помощник (или сам
инструктор) пересекает в перпендикулярном направлении
участок, по которому будут пролагаться прямые отрезки
следов, не позднее чем за полчаса до прокладки основных
маршрутов.
Кратковременная заминка собаки в месте пересечения
следов вполне допустима и, как правило, повторение команды
"След" с жесткой интонацией приносит должный результат.
Если же собака уходит по дополнительному следу более чем на
пять шагов, дрессировщик, чуть ускорив движение,
укорачивает поводок и резким рывком останавливает ее,
одновременно подавая команду "След" в угрожающей интонации.
Возвращать собаку нужно не на место скола (точку
пересечения), а за несколько шагов до него. Правильная
работа при повторном пуске поощряется голосом "Хорошо.
След".
На последующих занятиях временной интервал между
прокладкой дополнительного и основного следов постепенно
сокращается, а позднее дополнительный след прокладывается
после основного.
На завершающем этапе периодически (1-2 раза в ходе
занятий) собака пускается на проработку следа, не имеющего
на всем своем протяжении оставленного прокладчиком корма.
Взамен этого результативная проработка и обозначение
найденных вещей поощряются большой порцией лакомства из рук
дрессировщика. Иногда хороший эффект достигается
чередованием участков следа с разложенным кормом и участков
без корма. Каждый раз эти участки чередуются в различной,
непредсказуемой для собаки, последовательности.
Примерно 200 проработок с начала интенсивных занятий в
любом случае дадут необходимый результат для успешного
выполнения нормативов низших ступеней дрессировки. Не
следует форсировать подготовку собаки увеличением частоты
занятий (что легко приходит к снижению ее заинтересованности
в работе), а тем более ранним отказом от использования
фактора пищевого подкрепления и быстрым усложнением
маршрутов. Это может обернуться утратой правильной манеры
работы, проявления симуляции, а при практическом применении
- ненадежностью и срывами даже в простых ситуациях.
Перед испытаниями один-два последних занятий проводятся
индивидуально, в условиях, приближенных к нормативам, а
количество проработок сокращается до 2-3. После нормативного
слепого следа обязательно прорабатывают обозначенный след с
использованием пищевого подкрепления.
ЗАЩИТА
Факторы, в наибольшей степени влияющие на формирование
защитных качеств собаки, это:
- унаследованные ею качества поведения;
- подчиненность собаки дрессировщику;
- мастерство инструктора и фигурантов.
Недостаточность одной из этих составляющих в какой-т
остепени может быть возмещена остальными, но лишь в какой-то
степени. "Сырая" собака - та же глина: чтобы из нее
получилось произведение достойное внимания, мало иметь
хороший по природе своей материал, надо как следует его
замесить, вылепить рукой мастера и закалить.
Дрессировка приемам защиты строится на несколько иных
принципах, нежели обучение послушанию и следовой работе.
Здесь инструктору и его помощникам-фигурантам важно в первую
очередь раскрыть и развить природные способности собаки,
дать ей ощутить свои преимущества в схватке с человеком и
вкус победы, пробудить азарт и жажду боя. И лишь когда
собака полностью уверится в своих силах, дрессировщик должен
обуздать ее темперамент и направить ее энергию в русло
нужных действий. Вновь заставить ее (но уже в новом качестве
- осознавшего свою силу и значимость бойца) подчинить свои
бурные животные инстинкты воле "вожака".
Нам мало того, что собака правильно выполняет требуемые
прием защиты. Нам нужно, чтобы она работала пылко и
страстно. Лишь такая работа доставляет подлинное
эстетическое удовольствие и оценивается высшим баллом на
испытаниях. Добиться этого простым повышением интенсивности
занятий нельзя, поскольку даже у собаки с самой сильной и
выносливой нервной системой есть пределы и ее силы, и ее
выносливости. Слишком продолжительная нагрузка, слишком
большое число повторений приема - и собака устает, теряет
вкус к работе. Здесь лучше недогрузить, чем перегрузить,
иначе результат будет обратным тому, какой мы хотели бы
иметь.
Опять же, каким бы тщательным и ровным ни был подбор
собак в группу, одинаковых по силе и устойчивости психики
среди них не будет. И та нагрузка, которую одна из
дрессируемых собак вынесет свободно, для другой может
оказаться непосильной.
Исходя из всего этого, инструктор и строит занятие,
внимательно наблюдая за состоянием собак. Собака не должна
длительно находиться в постоянном напряжении. Негоже, чтоб
она работала в течение всего занятия, либо даже просто
находилась на площадке. Это для нее не отдых, если глядя на
фигуранта и работающих собак, она находится в боевой
готовности, нервничает и утомляется. Когда придет ее черед
работать, она окажется эмоционально истощенной и не
способной показать хороший результат. Стало быть, и очень
хорошим по характеру собакам нужно по ходжу занятия время
от времени отправляться за пределы площадки, где
дрессировщики могли бы отвлечь их от работы, поиграть с
ними, а по вызову быстро вернуть назад. Разумеется, одним
собакам надо отдыхать чаще и больше, чем другим. Не
исключено, что для некоторых экземпляров время пребывания
на площадке придется сократить весьма существенно. Фигурант
ведь работает с собакой, образно говоря, как с
конденсатором: накопил "конденсатор" достаточный заряд
энергии - фигурант разряжает его на себя. Во избежание обид
и непонимания, нужно загодя объяснять дрессировщикам, что
на занятиях по защите важно не столько количество
"сработок", сколько из качество. Один хороший "разряд" дает
для формирования характера и защитных навыков собаки
результат несравненно лучший, чем сотня слабых. Даже более
того, многое число плохих "сработок" отрицательно
сказывается на психике собаки и безусловно ухудшает
качества ее поведения.
Но пока собаки находятся на площадке, их нужно держать в
непрерывном напряжении. Каждая из них должна быть уверена,
что фигурант готовится сразиться именно с ней. Умелый
фигурант "включает" в собаке готовность к бою одним
движением, одним звуком, одним взглядом.
Если хотят, чтобы обучаемые собаки были пригодны для
реальной защиты, то с первого же занятия по выработке хватки
следует ввести дополнительные упражнения чтобы приучить
собаку сразу же бросать отобранный жгут или рукав и вновь
атаковать фигуранта, а также нападать на фигуранта, не
имеющего видимых средств защиты. Эти дополнительные
упражнения приведены в конце главы.
Рекомендуемая последовательность обучения:
1. Облаивание фигуранта, находящегося в укрытии
2. Поиск фигуранта.
3. Задержание убегающего.
4. Конвоирование.
5. Отражение нападения (собака на поводке).
6. Встречная атака.
7. Обход местности.
КОМПЛЕКС 1. Условия выполнения: огороженная дрессировочная
площадка; забор, удобный для того, чтобы
дрессировщики могли держаться за него свободной
рукой; а также для привязывания собак; учебное
укрытие для фигуранта (в виде ящика,
закрывающегося дверцей из толстой проволоки).
Упражнение 1.
Дрессировщики выстраиваются вдоль забора, интервалом
3-4 метра, в последовательности, указанной инструктором. По
краям ставят наиболее смелых и агрессивных собак.
Желательно, особенно если обучаются собаки очень молодые,
чтобы на занятиях в качестве примера для подражания
использовалась взрослая смелая и хорошо обученная собака, к
тому же и не драчливая. Ее пускают первой на каждом
упражнении, а в случае необходимости молодую собаку можно
пустить и вместе с ней.
Дрессировщик одно рукой удерживает длинный поводок,
распустив его на 1-1,5м, а другой прочно берется за забор.
Последнее нужно затем, чтобы фигурант мог без риска
приблизиться к любой из собак, не опасаясь неожиданного укуса
сзади, и затем, чтобы он мог, подойдя вплотную, раздразнить
собаку, не давая ей укусить себя. Впереди собаки (примерно в
метре от нее) дрессировщик ставит миску, ту самую, из
которой кормит ее дома. В миске оставляет кусок мяса.
Примерно в 15м спереди от линии собак стоит учебное укрытие,
в котором прячется фигурант. Укрытие повернуто боком к линии
собак.
По сигналу инструктора фигуранта выходит из укрытия,
имитируя движения сильно пьяного человека. Качаясь и падая,
крича неестественным голосом, он зигзагом приближается к
линии собак. Нельзя идти прямо на собаку! Нельзя смотреть
прямо в глаза собаке! Приблизившись к миске крайней собаки,
фигурант осторожно протягивает к ней руку и сразу же, будто
испугавшись, отбегает на несколько метров назад. Таким
же образом он поочередно приближается к миске каждой собаки,
после чего быстро убегает и прячется в укрытие.
Дрессировщик возбуждает собаку возгласами "Чужой",
"Голос", поощряя словесно все проявления агрессивности к
фигуранту. Поводок все время должен быть натянут! После
того как фигурант снова спрячется, по сигналу инструктора
дрессировщики подпускают собак к мискам и дают им съесть
оставленное мясо.
Если какие-то собаки вели себя недостаточно агрессивно,
то на второй раз их привязывают к забору. Теперь
дрессировщики поочередно имитируют схватку с фигурантом,
приблизившимся к миске. Недопустимо на самом деле схватывать
фигуранта, мешая его свободному движению! Вообще на
занятиях по защите недопустимы любая самодеятельность или
недисциплинированность дрессировщика. В противном случае, и
это следует объяснить всем занимающимся, при возникновении
по вине кого-либо из них (а равно из-за неисправного или
неподходящего снаряжения собаки) угрозы здоровью фигуранта,
тот имеет право на применение любого способа защиты от укуса
собаки и не несет ответственности за последствия этого.
Если же собаки злобно бросаются на фигуранта при его
приближении, то для повторного захода миски оставляются
уже на расстоянии 3-4, а затем 5-6 метров от линии собак.
Теперь после растравливания собак, по сигналу инструктора,
фигурант убегает в укрытие, а все дрессировщики с собаками
одновременно бегом преследуют его до линии мисок.
Цель упражнения достигнута, если собака злобно облаивает
фигуранта при его приближении и энергично преследует его до
линии мисок, сильно натягивая поводок.
Упражнение 2.
После небольшого перерыва, во время которого собакам не
дают приближаться к укрытию и находящемуся в нем фигуранту,
усложняют выполнение приема. Теперь фигурант, раздразнив
собак, "похищает" миску с кусочком мяса у самой агрессивной
из них. Убежав в укрытие, он оставляет миску снаружи, в
метре от двери, закрывается на запор и наблюдает изнутри
за происходящим. Все дрессировщики, кроме того, чья миска
"похищена", останавливаются рядом со своими мисками, а
"потерпевший", понемногу распуская поводок (не менее чем на
5м), приближается к укрытию, следя за тем, чтобы поводок все
время был натянут и стараясь забежать так, чтобы видеть и
собаку, и фигуранта. Не следует сразу подпускать собаку к
"похищенной" миске, а надо удерживать ее примерно в 2м от
укрытия. Если собака облаивает фигуранта, дрессировщик хвалит
ее, а фигурант, как только собака замолкает, делает резкие
движения, побуждая ее возобновить облаивание. Добиваются
продолжительности лая 20-30 секунд. После этого фигурант
стоит совершенно спокойно, а дрессировщик подпускает собаку
к миске и дает съесть ей мясо. Затем забирает миску и
возвращается на исходную позицию.
Если собака, не обращая внимания на фигуранта, стремится
лишь съесть мясо, фигурант просовывает палку сквозь сетку и
пытается ею подвинуть миску к себе, а также дразнит собаку
голосом, пытается выйти из укрытия и т.п., пока не добьется
желательной реакции. При недостатке решительности у собаки,
можно использовать помощь старшей, боле опытной, которую
подпускают к укрытию одновременно с этой.
То же делают последовательно с другими собаками.
Упражнение повторяют 2-3 раза, делая небольшие перерывы.
Если собака продолжительно облаивает фигуранта,
находящегося в укрытии, то можно переходить к изучению
следующего приема.
Упражнение 3.
После перерыва дрессировщики с собаками занимают
исходное положении, но теперь миски (уже пустые)
оставляются в 8-10м впереди собак, а укрытие фигуранта
находится в 25-30м. Фигурант выполняет все как в упр.2, но
дрессировщик теперь в процессе преследования распускает
поводок на полную длину и останавливается перед укрытием в
10м, так чтобы собака только-только могла достать до него
лапами. При попытках собаки наскакивать на укрытие,
дрессировщик, не говоря ни слова, рывком поводка отбрасывает
ее назад. При недостаточно активном облаивании фигурант