<< Пред.           стр. 72 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу

 по линии следа корм с той же частотой, что имелась после
 первой прокладки.
  После возвращения и короткого отдыха собаки пускаются на
 проработку соседнего следа (перемещаясь последовательно
 слева направо или наоборот), а последняя собака в ряду
 становится на первую линию следа. Таким образом, в течение
 первых занятий прорабатывается по 6-8 следов в день, а
 затем число проработок доводиться до 10-20.
  В ходе дальнейшего обучение угол поворота увеличивается
 до 90', а затем вводится второй угол. Постепенно количество
 и величина углов, а также протяженность и давность следа
 доводятся до нормативных требований.
  Следующим усложнение следовой работы является приучение
 собаки к обозначению обнаруженной на следу вещи. Хотя способ
 обозначения выбирают дрессировщики, ориентируясь природными
 наклонностями собаки, все же при обозначении укладкой
 бывает наименьшее количество ошибок, к тому же этот способ
 наиболее желателен для практически работающих собак. К
 выработке этого навыка приступают после того, как собака
 научится четко ложиться по команде на занятиях по курсу
 послушания.
  Прокладчик должен оставлять вещи на линии следа в
 заранее оговоренных местах (но не в точках поворотов). Вещи
 (вымпелы) должны быть размером с бумажник. Металлические
 предметы поначалу не используются. Под каждой вещью
 прокладчик оставляет кусочек корма.
  При подходе собаки к вещи, дрессировщик командой
 укладывает, а затем поощряет ее. После нескольких повторов,
 используя запаздывание команды собаки вырабатывают навык
 обозначения найденной вещи укладкой. Подойдя к
 обозначенной вещи, дрессировщик поднимает ее над головой,
 прячет в карман, после чего возвращается назад и продолжает
 проработку следа. Идя следом за собакой, незаметно
 оставляет предмет на оговоренном месте.
  Характерной ошибкой дрессировщика (а сходно и при
 проработке углов) бывает попытка сдерживания собаки перед
 вещью натяжением поводка. Нежелательная связь между таким
 воздействием и обнаружением вещи (или наличием поворота)
 очень легко образуется. Эта ошибка почти исключается, если
 с первого занятия дрессировщик будет держать поводок только
 в одной руке, поднятой высоко над головой.
  При успешной проработке следа протяженностью порядка
 600м и давностью до 30 минут, условия работы можно
 усложнить введением перенесения с дополнительным
 (посторонним) следом. Для этого еще один помощник (или сам
 инструктор) пересекает в перпендикулярном направлении
 участок, по которому будут пролагаться прямые отрезки
 следов, не позднее чем за полчаса до прокладки основных
 маршрутов.
  Кратковременная заминка собаки в месте пересечения
 следов вполне допустима и, как правило, повторение команды
 "След" с жесткой интонацией приносит должный результат.
 Если же собака уходит по дополнительному следу более чем на
 пять шагов, дрессировщик, чуть ускорив движение,
 укорачивает поводок и резким рывком останавливает ее,
 одновременно подавая команду "След" в угрожающей интонации.
 Возвращать собаку нужно не на место скола (точку
 пересечения), а за несколько шагов до него. Правильная
 работа при повторном пуске поощряется голосом "Хорошо.
 След".
  На последующих занятиях временной интервал между
 прокладкой дополнительного и основного следов постепенно
 сокращается, а позднее дополнительный след прокладывается
 после основного.
  На завершающем этапе периодически (1-2 раза в ходе
 занятий) собака пускается на проработку следа, не имеющего
 на всем своем протяжении оставленного прокладчиком корма.
 Взамен этого результативная проработка и обозначение
 найденных вещей поощряются большой порцией лакомства из рук
 дрессировщика. Иногда хороший эффект достигается
 чередованием участков следа с разложенным кормом и участков
 без корма. Каждый раз эти участки чередуются в различной,
 непредсказуемой для собаки, последовательности.
  Примерно 200 проработок с начала интенсивных занятий в
 любом случае дадут необходимый результат для успешного
 выполнения нормативов низших ступеней дрессировки. Не
 следует форсировать подготовку собаки увеличением частоты
 занятий (что легко приходит к снижению ее заинтересованности
 в работе), а тем более ранним отказом от использования
 фактора пищевого подкрепления и быстрым усложнением
 маршрутов. Это может обернуться утратой правильной манеры
 работы, проявления симуляции, а при практическом применении
 - ненадежностью и срывами даже в простых ситуациях.
  Перед испытаниями один-два последних занятий проводятся
 индивидуально, в условиях, приближенных к нормативам, а
 количество проработок сокращается до 2-3. После нормативного
 слепого следа обязательно прорабатывают обозначенный след с
 использованием пищевого подкрепления.
 
 
  ЗАЩИТА
 
 
  Факторы, в наибольшей степени влияющие на формирование
 защитных качеств собаки, это:
 
  - унаследованные ею качества поведения;
  - подчиненность собаки дрессировщику;
  - мастерство инструктора и фигурантов.
 
  Недостаточность одной из этих составляющих в какой-т
 остепени может быть возмещена остальными, но лишь в какой-то
 степени. "Сырая" собака - та же глина: чтобы из нее
 получилось произведение достойное внимания, мало иметь
 хороший по природе своей материал, надо как следует его
 замесить, вылепить рукой мастера и закалить.
  Дрессировка приемам защиты строится на несколько иных
 принципах, нежели обучение послушанию и следовой работе.
 Здесь инструктору и его помощникам-фигурантам важно в первую
 очередь раскрыть и развить природные способности собаки,
 дать ей ощутить свои преимущества в схватке с человеком и
 вкус победы, пробудить азарт и жажду боя. И лишь когда
 собака полностью уверится в своих силах, дрессировщик должен
 обуздать ее темперамент и направить ее энергию в русло
 нужных действий. Вновь заставить ее (но уже в новом качестве
 - осознавшего свою силу и значимость бойца) подчинить свои
 бурные животные инстинкты воле "вожака".
  Нам мало того, что собака правильно выполняет требуемые
 прием защиты. Нам нужно, чтобы она работала пылко и
 страстно. Лишь такая работа доставляет подлинное
 эстетическое удовольствие и оценивается высшим баллом на
 испытаниях. Добиться этого простым повышением интенсивности
 занятий нельзя, поскольку даже у собаки с самой сильной и
 выносливой нервной системой есть пределы и ее силы, и ее
 выносливости. Слишком продолжительная нагрузка, слишком
 большое число повторений приема - и собака устает, теряет
 вкус к работе. Здесь лучше недогрузить, чем перегрузить,
 иначе результат будет обратным тому, какой мы хотели бы
 иметь.
  Опять же, каким бы тщательным и ровным ни был подбор
 собак в группу, одинаковых по силе и устойчивости психики
 среди них не будет. И та нагрузка, которую одна из
 дрессируемых собак вынесет свободно, для другой может
 оказаться непосильной.
  Исходя из всего этого, инструктор и строит занятие,
 внимательно наблюдая за состоянием собак. Собака не должна
 длительно находиться в постоянном напряжении. Негоже, чтоб
 она работала в течение всего занятия, либо даже просто
 находилась на площадке. Это для нее не отдых, если глядя на
 фигуранта и работающих собак, она находится в боевой
 готовности, нервничает и утомляется. Когда придет ее черед
 работать, она окажется эмоционально истощенной и не
 способной показать хороший результат. Стало быть, и очень
 хорошим по характеру собакам нужно по ходжу занятия время
 от времени отправляться за пределы площадки, где
 дрессировщики могли бы отвлечь их от работы, поиграть с
 ними, а по вызову быстро вернуть назад. Разумеется, одним
 собакам надо отдыхать чаще и больше, чем другим. Не
 исключено, что для некоторых экземпляров время пребывания
 на площадке придется сократить весьма существенно. Фигурант
 ведь работает с собакой, образно говоря, как с
 конденсатором: накопил "конденсатор" достаточный заряд
 энергии - фигурант разряжает его на себя. Во избежание обид
 и непонимания, нужно загодя объяснять дрессировщикам, что
 на занятиях по защите важно не столько количество
 "сработок", сколько из качество. Один хороший "разряд" дает
 для формирования характера и защитных навыков собаки
 результат несравненно лучший, чем сотня слабых. Даже более
 того, многое число плохих "сработок" отрицательно
 сказывается на психике собаки и безусловно ухудшает
 качества ее поведения.
  Но пока собаки находятся на площадке, их нужно держать в
 непрерывном напряжении. Каждая из них должна быть уверена,
 что фигурант готовится сразиться именно с ней. Умелый
 фигурант "включает" в собаке готовность к бою одним
 движением, одним звуком, одним взглядом.
  Если хотят, чтобы обучаемые собаки были пригодны для
 реальной защиты, то с первого же занятия по выработке хватки
 следует ввести дополнительные упражнения чтобы приучить
 собаку сразу же бросать отобранный жгут или рукав и вновь
 атаковать фигуранта, а также нападать на фигуранта, не
 имеющего видимых средств защиты. Эти дополнительные
 упражнения приведены в конце главы.
 
  Рекомендуемая последовательность обучения:
  1. Облаивание фигуранта, находящегося в укрытии
  2. Поиск фигуранта.
  3. Задержание убегающего.
  4. Конвоирование.
  5. Отражение нападения (собака на поводке).
  6. Встречная атака.
  7. Обход местности.
 
 
 КОМПЛЕКС 1. Условия выполнения: огороженная дрессировочная
  площадка; забор, удобный для того, чтобы
  дрессировщики могли держаться за него свободной
  рукой; а также для привязывания собак; учебное
  укрытие для фигуранта (в виде ящика,
  закрывающегося дверцей из толстой проволоки).
 
 
  Упражнение 1.
 
  Дрессировщики выстраиваются вдоль забора, интервалом
 3-4 метра, в последовательности, указанной инструктором. По
 краям ставят наиболее смелых и агрессивных собак.
 Желательно, особенно если обучаются собаки очень молодые,
 чтобы на занятиях в качестве примера для подражания
 использовалась взрослая смелая и хорошо обученная собака, к
 тому же и не драчливая. Ее пускают первой на каждом
 упражнении, а в случае необходимости молодую собаку можно
 пустить и вместе с ней.
  Дрессировщик одно рукой удерживает длинный поводок,
 распустив его на 1-1,5м, а другой прочно берется за забор.
 Последнее нужно затем, чтобы фигурант мог без риска
 приблизиться к любой из собак, не опасаясь неожиданного укуса
 сзади, и затем, чтобы он мог, подойдя вплотную, раздразнить
 собаку, не давая ей укусить себя. Впереди собаки (примерно в
 метре от нее) дрессировщик ставит миску, ту самую, из
 которой кормит ее дома. В миске оставляет кусок мяса.
 Примерно в 15м спереди от линии собак стоит учебное укрытие,
 в котором прячется фигурант. Укрытие повернуто боком к линии
 собак.
  По сигналу инструктора фигуранта выходит из укрытия,
 имитируя движения сильно пьяного человека. Качаясь и падая,
 крича неестественным голосом, он зигзагом приближается к
 линии собак. Нельзя идти прямо на собаку! Нельзя смотреть
 прямо в глаза собаке! Приблизившись к миске крайней собаки,
 фигурант осторожно протягивает к ней руку и сразу же, будто
 испугавшись, отбегает на несколько метров назад. Таким
 же образом он поочередно приближается к миске каждой собаки,
 после чего быстро убегает и прячется в укрытие.
  Дрессировщик возбуждает собаку возгласами "Чужой",
 "Голос", поощряя словесно все проявления агрессивности к
 фигуранту. Поводок все время должен быть натянут! После
 того как фигурант снова спрячется, по сигналу инструктора
 дрессировщики подпускают собак к мискам и дают им съесть
 оставленное мясо.
  Если какие-то собаки вели себя недостаточно агрессивно,
 то на второй раз их привязывают к забору. Теперь
 дрессировщики поочередно имитируют схватку с фигурантом,
 приблизившимся к миске. Недопустимо на самом деле схватывать
 фигуранта, мешая его свободному движению! Вообще на
 занятиях по защите недопустимы любая самодеятельность или
 недисциплинированность дрессировщика. В противном случае, и
 это следует объяснить всем занимающимся, при возникновении
 по вине кого-либо из них (а равно из-за неисправного или
 неподходящего снаряжения собаки) угрозы здоровью фигуранта,
 тот имеет право на применение любого способа защиты от укуса
 собаки и не несет ответственности за последствия этого.
  Если же собаки злобно бросаются на фигуранта при его
 приближении, то для повторного захода миски оставляются
 уже на расстоянии 3-4, а затем 5-6 метров от линии собак.
 Теперь после растравливания собак, по сигналу инструктора,
 фигурант убегает в укрытие, а все дрессировщики с собаками
 одновременно бегом преследуют его до линии мисок.
  Цель упражнения достигнута, если собака злобно облаивает
 фигуранта при его приближении и энергично преследует его до
 линии мисок, сильно натягивая поводок.
 
 
  Упражнение 2.
 
  После небольшого перерыва, во время которого собакам не
 дают приближаться к укрытию и находящемуся в нем фигуранту,
 усложняют выполнение приема. Теперь фигурант, раздразнив
 собак, "похищает" миску с кусочком мяса у самой агрессивной
 из них. Убежав в укрытие, он оставляет миску снаружи, в
 метре от двери, закрывается на запор и наблюдает изнутри
 за происходящим. Все дрессировщики, кроме того, чья миска
 "похищена", останавливаются рядом со своими мисками, а
 "потерпевший", понемногу распуская поводок (не менее чем на
 5м), приближается к укрытию, следя за тем, чтобы поводок все
 время был натянут и стараясь забежать так, чтобы видеть и
 собаку, и фигуранта. Не следует сразу подпускать собаку к
 "похищенной" миске, а надо удерживать ее примерно в 2м от
 укрытия. Если собака облаивает фигуранта, дрессировщик хвалит
 ее, а фигурант, как только собака замолкает, делает резкие
 движения, побуждая ее возобновить облаивание. Добиваются
 продолжительности лая 20-30 секунд. После этого фигурант
 стоит совершенно спокойно, а дрессировщик подпускает собаку
 к миске и дает съесть ей мясо. Затем забирает миску и
 возвращается на исходную позицию.
  Если собака, не обращая внимания на фигуранта, стремится
 лишь съесть мясо, фигурант просовывает палку сквозь сетку и
 пытается ею подвинуть миску к себе, а также дразнит собаку
 голосом, пытается выйти из укрытия и т.п., пока не добьется
 желательной реакции. При недостатке решительности у собаки,
 можно использовать помощь старшей, боле опытной, которую
 подпускают к укрытию одновременно с этой.
  То же делают последовательно с другими собаками.
 Упражнение повторяют 2-3 раза, делая небольшие перерывы.
  Если собака продолжительно облаивает фигуранта,
 находящегося в укрытии, то можно переходить к изучению
 следующего приема.
 
 
  Упражнение 3.
 
  После перерыва дрессировщики с собаками занимают
 исходное положении, но теперь миски (уже пустые)
 оставляются в 8-10м впереди собак, а укрытие фигуранта
 находится в 25-30м. Фигурант выполняет все как в упр.2, но
 дрессировщик теперь в процессе преследования распускает
 поводок на полную длину и останавливается перед укрытием в
 10м, так чтобы собака только-только могла достать до него
 лапами. При попытках собаки наскакивать на укрытие,
 дрессировщик, не говоря ни слова, рывком поводка отбрасывает
 ее назад. При недостаточно активном облаивании фигурант

<< Пред.           стр. 72 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу