<< Пред. стр. 73 (из 124) След. >>
поддразнивает собаку. Если собака, энергично облаиваяфигуранта, не делает попыток наброситься на него, то выждав
30 секунд, дрессировщик подзывает ее, хвалит, забрав миску,
быстро уводит на исходную позицию. И только там поощряет
собаку лакомством.
При обучении очень агрессивной и малочувствительной к
воздействию собаки, бросающейся на решетку укрытия, не
обращая внимания на рывки, на нее, помимо обычного ошейника,
надевают парфорс, прицепленный к длинному шнуру, свободно
волочащемуся за собакой. Дрессировщик своевременно
воздействует на собаку болевым рывком парфорса, но опять же
без всякого предупреждения или команды, в момент ее
наскакивания на укрытие.
Выполняя это упражнение, добиваются, чтобы собака не
пыталась атаковать фигуранта, спокойно стоящего в укрытии,
а лишь облаивала бы его.
КОМПЛЕКС 2. Условия выполнения: как для комплекса 1.
Упражнение 4.
Повторив заключительное упражнение комплекса 1 и
убедившись, что собаки правильно его выполняют, можно
усложнить прием. Теперь дрессировщик, выждав пока фигурант
забежит в укрытие, отпускает собаку вместе с волочащимся за
ней длинным поводком, а сам следует за ней, с каждым разом
все более задерживаясь с подходом. Подойдя к собаке,
облаивающей фигуранта, хвалит и укладывает ее командой.
Забирает миску, еще раз хвалит собаку за выдержку и быстро
возвращается вместе с ней на исходную точку. Лишь после
этого поощряет собаку лакомством.
До перерыва прием повторяют 3 раза.
Упражнение 5.
Выполняют как предыдущие упражнение, но теперь уже
миски не используют. Фигурант, отойдя от укрытия на 5-10м,
раздразнивает собак (с расстояния 30-40м) и прячется назад
в укрытие, оставив дверь полуоткрытой. Собаку отпускают
вместе с длинным поводком. Дрессировщик задерживается
полминуты на исходной точке. Далее делают все как и раньше.
Если злобная собака пытается ворваться в укрытие,
фигурант захлопывает дверь, а дрессировщик, подбежав,
отбрасывает собаку рывком поводка. В таком случае в
следующий раз собаку пускают, прицепив к парфорсу длинную
(20-30м) веревку и действуют как в предыдущих упражнениях.
Очень злобную собаку можно приучить к облаиванию из
укладки. Соразмерив длину веревки, дрессировщик подает
команду "Лежать", когда собака подбежит близко к двери
укрытия, и при необходимости дергает за веревку. Если
собака легла, но не облаивает фигуранта, тот ее осторожно
поддразнивает. Вскочившую собаку дрессировщик
останавливает рывком и командой "Лежать".
Если собака облаивает фигуранта, не делая попыток
напасть на него, то в следующий раз решетчатую дверь
оставляют открытой настежь, а затем вместо учебного укрытия
используют обычное - открытый с одной стороны шалаш.
Упражнение 6.
Фигурант раздразнивает собак, как в предыдущем
упражнении, и прячется в шалаш. После этого дрессировщики
уводят собак, чтобы они не видели шалаша. Через
минуту-другую один из них возвращается и посылает собаку
командой "Ищи" или "Ревир" на поиск фигуранта. Если собака
чисто выполняла предыдущее упражнение, то поводок уже можно
не использовать. По возвращении дрессировщика с собакой
назад, все обучающиеся вновь занимают исходные позиции.
Выполняют 2-3 раза. При повторе по возможности
увеличивают временной интервал между раздразниванием и
пуском собаки.
КОМПЛЕКС 3. Условия выполнения как для предыдущих
комплексов, но вместо учебного укрытия (ящика)
на площадке ставят 3-4 шалаша на расстоянии
20-30м друг от друга, в шахматном порядке.
Упражнение 7.
Фигурант, на виду у собак, забегает в первое укрытие.
Один из дрессировщиков пускает собаку на поиск (не
отцепляя длинного поводка), и когда она обнаружит и облет
фигуранта, подходит и берет ее к ноге, удерживая за ошейник.
Фигурант быстро перебегает во второе укрытие. Дрессировщик
снова пускает собаку и т.д. Повторяя этот прием, приучают
собаку обыскивать последовательно все укрытия (шалаши),
сколько их имеется на площадке. Чтобы приучить собаку к
обеганию укрытий кругом, ее обводят вокруг них с ближней
стороны, управляя с помощью быстрого натяжения длинного
поводка, а фигурант, убегая в укрытие на виду у собаки,
тоже должен всегда огибать шалаш с ближней стороны.
Выполняют 1-2 раза.
Упражнение 8.
Подразнив собак, фигурант заходит в первое укрытие.
После того как дрессировщики уведут собак, он
перепрятывается во второе. Вернувшийся на исходную позицию
дрессировщик посылает свою собаку в поиск и бегом следует
за ней. Собака подбегает к первому шалашу и убеждается, что
фигуранта там нет. В этот момент нужно, воздействуя на нее
командами, а при необходимости и натяжением быстро поднятого
поводка, заставить собаку бежать к следующему по порядку
укрытию.
В следующий раз фигурант перепрятывается из первого в
третье, а затем - в четвертое укрытие. Как только собака
направляется к укрытию, в котором стоит фигурант,
дрессировщик останавливается и ждет облаивания. Для
обучения правильному последовательному поиску можно
использовать и такой простой, но эффективный прием.
Дрессировщик, ведя поиск перепрятавшегося фигуранта,
распускает длинный поводок, но не бросает его и бежит за
собакой, управляя ее движением с помощью поводка. В каждом
укрытии фигурант предварительно оставляет какую-либо
большую по размерам свою вещь (ботинок, куртку и т.п.).
Подбежав к укрытию, дрессировщик энергично привлекает
внимание собаки к этой вещи, поднимает ее, дает нюхать,
после чего бежит к следующему шалашу.
Некоторые дрессировщики рекомендуют для того, чтобы
собака тщательнее обнюхивала укрытия, оставлять там
кусочки лакомства. Для обучения чисто спортивной собаки этот
способ, конечно, может быть употребим. Но если имеются
виды на практическое использование обучающейся собаки, вряд
ли его применение оправдано.
Обнаруженный собакой фигурант должен держаться
спокойно, не провоцируя собаку на излишнюю агрессию. Но
поскольку нужно добиваться продолжительного (около 30 сек.)
облаивания, то если собака быстро теряет охоту лаять,
фигурант может время от времени делать более или менее резкие
движения, покрикивая на нее и т.п., а дрессировщик энергично
подбадривает собаку, своевременно приближаясь к ней, либо к
укрытию фигуранта.
Упражнение 9.
После перерыва приступают к выработке нового навыка -
хватки на привязи. Исходная позиция - как в упр. 1. Снова
используют миски, в которых оставляют кусочки мяса, а лучше
большие кости.
Фигурант, имитируя поведение и движения пьяного, выходит
из укрытия и приближается к линии собак, сильно их
возбуждая. Рукав он пока не использует. В руках у
фигуранта длинные (1,5-2 м) тонкие ветки с листьями,
которыми нельзя нанести сильного удара. Размахивая ими, он
попеременно приближается к каждой собаке и быстро отступает
назад, соблюдая все правила, указанные в описании
упражнения 1. Затем, выбрав наиболее смелую и агрессивную
собаку, фигурант наносит ей несколько ударов сбоку по ногам
и быстро отбегает. Повторяет этот прием поочередно со всеми
собаками, добиваясь, чтобы они схватывали и вырывали из
его рук ветки. Через каждые 5 минут работы небольшой
перерыв, во избежание эмоциональной перегрузки (нервного
истощения) у обучающихся собак.
Когда все собаки будут проявлять активное стремление к
нападению на фигуранта, тот берет в одну руку ветку, а в
другую жгут и повторяет атаки на собак, нанося удары сбоку
жгутом. Не следует подолгу задерживаться возле каждой
собаки, наоборот: быстрое удаление фигуранта стимулирует у
собаки желание сразу схватить и удержать его. Поэтому
фигурант должен работать на бегу, нанося собаке максимум
2-3 удара жгутом и, невзирая на результат, сразу переходить
к нападению на другую собаку. Как только собака схватила
жгут, фигурант начинает не очень сильно тащить его на себя,
размахивая другой рукой и крича при этом. Если собака
быстро выпускает жгут, следует отбежать от нее и напасть на
другую собаку. Если же она держит жгут крепко, фигурант
ослабляет сопротивление, приседает, продолжая тянуть жгут
на себя, а через несколько секунд бросает жгут, отбегает на
3-4 метра и оглядывается на собаку.
Часто бывает, что собака чересчур много внимания
уделяет жгуту, а не фигуранту. Поэтому если она не выпускает
жгут из пасти, либо треплет его, не глядя на фигуранта, тот
должен сразу вернуться и вновь атаковать ее с криком,
замахом, а то и с ударом веткой. Но как только собака,
бросив жгут, кидается на фигуранта, тому нужно немедленно
ретироваться. В случае, когда собака, не реагируя на удар,
продолжает носить или трепать жгут, дрессировщику надо
наступить на жгут ногой и, взяв собаку за ошейник, силой
оторвать ее, поднимая вверх и вперед. Сразу же развернуть
мордой к нападающему фигуранту. Оставленный собакой жгут
дрессировщик сразу же, не давая собаке снова его
схватить, "отфутболивает" фигуранту.
Это очень важный момент в обучение собаки, способной к
практической работе, иначе из нее может получиться
"тряпичница", работающая только на рукав или дрессировочный
халат, а не по человеку. (Далее см. дополнительные
упражнения в конце главы).
При хорошей хватке прием выполняют не боле 3 раз,
причем фигурант теперь удерживает жгут за оба конца.
После перерыва выполняют точно такой же прием, но
вместо жгута фигурант использует мягкий рукав. При этом
рукав не надевают на руку, а фигурант размахивает им как
жгутом.
Лакомство из миски собаке дают только в перерывах.
Упражнение 10.
Исходная позиция прежняя. Фигурант надевает мягкий
рукав, раздразнивает собак, после чего с криком бежит по
дуге к крайней (самой смелой и агрессивной) собаке. Нельзя
бежать прямо на собаку, либо смотреть ей прямо в глаза!
Фигурант показывает, будто целью своего нападения он избрал
миску с костью. Пробегая мимо собаки, фигурант на мгновение
подставляет ей для хватки рукав (не останавливаясь и
находясь к собаке боком!). Защищенная рука в этот момент
согнута в локте, локоть отведен назад, кисть прижата к
поясу. Когда собака схватит рукав, фигурант не должен
слишком стараться вырваться из ее зубов. Сопротивление
оказывать обязательно нужно, но хорошая имитация важнее
реально прикладываемых усилий! Через несколько секунд
фигурант ослабляет сопротивление и опускается на землю.
Дрессировщик, продолжая натягивать поводок (а поводок ни на
секунду не должен быть ослаблен!), хвалит и оглаживает
собаку. Затем, через несколько секунд после полного
прекращения фигурантом сопротивления, командует "Дай" и
силой снимает собаку с рукава.
Чтобы снять с рукава почти любую собаку, надо лишь чтобы
на ней был плотно надет широкий и достаточно жесткий
ошейник. Ладонями вверх дрессировщик просовывает обе
кисти рук под ошейник сзади и сильно подает собаку вперед и
вверх. И в момент открывания ею пасти оттаскивает назад.
Упражнение выполняют 3-4 раза, делая небольшие перерывы.
КОМПЛЕКС 4. Условия выполнение как для предыдущего
комплекса, но меняют последовательность
расстановки укрытий.
Упражнение 11.
Исходная позиция прежняя. Сильно раздразнив собак
(повторив первый прием упражнения 9), фигурант имитирует
атаку, пробегая перед собакой по крутой дуге. Дрессировщик
удерживает собаку на поводке, согнув руку в локте. В
момент пробегания фигуранта мимо собаки распрямляет руку на
полную длину, так чтобы собака могла вцепиться в локоть
защищенной руки фигуранта. Поводок все время туго натянут!
Фигурант действует как в предыдущем упражнении. Если
хватка недостаточно крепка, ему все равно не следует
задерживаться возле собаки с тем, чтобы она могла тут же
повторить хватку. Пусть в собаке проснется азарт при виде
ускользнувшей "добычи", которая теперь достается ее
соседке. Тогда в следующий раз она постарается сильнее
сработать и удерживать фигуранта.
Прием выполняют 2-3 раза и делают небольшой перерыв, во
время которого фигурант отсиживается в укрытии.
При недостатке решительности у обучающейся собаки очень
хороший эффект может дать использование подражательного
метода. Рядом с этой собакой располагают другую - смелого и
опытного бойца. Фигурант надевает защитные рукава на обе
руки, либо дрессировочный костюм. Сильно раздразнив собак,
он пробегает по широкой дуге мимо обучающейся собаки, которую
дрессировщик держит короче обычного. Опытную собаку
приспускают на поводке с большим упреждением, так что она
атакует фигуранта почти в лоб. В схватке с ней фигурант
поворачивается спиной к обучающейся собаке, отводит в
сторону другую защищенную руку, размахивая ей, кричит и
приседает. В этот момент дрессировщик обучающейся собаки
должен своевременно и точно подвести ее к фигуранту так,
чтоб она, все время ощущая сильное натяжение повода, могла
бы достать только до свободной руки фигуранта. Как только
она хватает за рукав, дрессировщик понемногу, без рывков,
подтягивает собаку к себе (фигурант перемещается следом,
так чтобы у собаки сложилось впечатление, будто она своей
силой тащит фигуранта). Фигурант полностью прекращает
сопротивление, а по возможности вообще ложиться на спину.
Опытную собаку сразу снимают, а обучающуюся хвалят,
успокаивают, дают несколько секунд потрепать рукав, если у не
возникло такое желание, и снимают несколько погодя. Фигурант
убегает не сразу, а также выжидает несколько секунд,
медленно встает, качаясь, направляется к шалашу и не
выходит оттуда несколько минут - в общем, ведет себя как
жертва опасного нападения, чем еще больше укрепляют в собаке
ощущение ее превосходства. После этого обучающуюся собаку
уводят с площадки минут на 15-20, а затем еще раз повторяют
такой "спектакль".
Упражнение 14.
После перерыва совершенствуют навык обнаружения и
облаивания фигуранта в укрытии. Лучше, если теперь
поработает другой, свежий фигурант.
Повторяют в 2-3 вариантах упражнение 8, причем фигурант
не раздразнивает предварительно собак, а дрессировщик уже
не использует длинный поводок (веревку), обходясь только
командами и жестами. Пробегая в нужном направлении
несколько шагов, дрессировщик посылает собаку вперед
командами "Ревир" или "Ищи". При верной работе собаки
дрессировщик все более отстает от нее, стараясь