<< Пред. стр. 92 (из 124) След. >>
жить в постоянно усложняющихся условиях внешней среды,щенок должен приобрести множество других, нередко очень
сложных для него навыков, что достигается систематическим
его воспитанием.
В основе вырабатываемых в процессе воспитания и обучения
навыков лежат так называемые условные рефлексы, то есть
рефлексы, возникающие и совершенствующиеся в определенных
условиях. Именно с их помощью человек способен успешно
воспитывать щенка, а после того как он превратится во
взрослую собаку - дрессировать ее и использовать на
различной службе.
Условные рефлексы по своему проявлению временные, они
возникают в результате соответствующих упражнений
(дрессировки), поддерживаются систематической тренировкой и
исчезают после прекращения тренировки, когда необходимость в
них отпадает. Поэтому для поддержания условных рефлексов
необходима систематическая соответствующая тренировка.
Условные рефлексы образуются на основе безусловных
(врожденных) рефлексов или на базе ранее выработанных
условных рефлексов. Чтобы это было более понятно, приведем
пример выработки у собаки условного рефлекса на команду
"Стоять".
Подойдем к лежащей собаке, подадим команду "Стоять",
являющуюся условным раздражителем, и вслед за ней, подводя
руку под живот и нажимая на него снизу вверх, поднимем
собаку; применим механическое воздействие - безусловный
раздражитель. Команда "Стоять" будет воспринята рецепторами
уха, и возникающий импульс возбуждения передастся по нервам
(нейронам) в слуховой центр, расположенный в коре больших
полушарий головного мозга, где возникнет первый очаг
возбуждения.
Команда "Стоять" для собаки безразлична, ее значение
для нее недоступно, и если команду не подкреплять
безусловным раздражителем (нажимом рукой в области живота
снизу вверх), то она затормозится и угаснет. Ответных
действий со стороны собаки не последует, и животное будет
лежать. Но, надавливая рукой вслед за командой "Стоять"
(безусловный раздражитель), мы воздействуем на рецепторы,
расположенные в области живота, вследствие чего возникший
импульс возбуждения по нервам (нейронам) достигнет
двигательного центра коры больших полушарий головного
мозга, где возникнет второй очаг возбуждения. После этого
собака встанет.
При неоднократном повторении таких упражнений между
первым - слуховым и вторым - двигательными очагами
возбуждения в коре больших полушарий головного мозга
образуется и укрепится связь. После этого каждый раз по
команде "Стоять" возбуждение, возникшее в слуховом центре,
будет переходить в двигательный центр, а затем к
соответствующим мышцам, и собака будет подниматься без
нажатия на живот.
Это упрощенное, схематичное изложение процесса
образования и проявления условного рефлекса. В
действительности каждый рефлекс связан с другими и его
проявление значительно сложнее, чем мы об этом написали. В
обычных жизненных, а не лабораторных условиях на собаку
воздействуют в тот или иной момент не единичный
раздражитель, например команда "Стоять", подкрепляемый
нажимом на живот снизу вверх, а комплекс раздражителей, в
том числе и сам дрессировщик (хозяин) - его поза, жесты,
мимика лица, громкость и тембр его голоса и др., а также вся
окружающая собаку обстановка. Рефлекс в обычных условиях
всегда вырабатывается на комплекс раздражителей, среди
которых обязательно должен быть условный раздражитель
(команда, жест и др.) и безусловный (механическое
воздействие в виде нажима рукой, рывка поводком и др.). Но
сущность этого процесса состоит в том, что в результате
упражнений в коре больших полушарий головного мозга между
двумя очагами возбуждения возникает временная связь,
сохраняющаяся до тех пор, пока не прекратится
соответствующая периодическая тренировка.
Когда условный рефлекс выработан и закреплен, он
приобретает значение навыка, который позволяет животному
выполнять те или иные действия, а человеку управлять ими
без применения безусловных подкреплений (раздражителей).
По мере усложнения упражнений и их разнообразия у собаки
вырабатываются различные, состоящие из комплекса рефлексов
сложные навыки, благодаря которым она по команде
дрессировщика способна выполнять сложную работу, например по
командам "След", "Ищи" обнаруживать и прорабатывать
запаховый след человека, задерживать его и др.
Таким образом, в основе поведения собак, их
психофизической деятельности лежат рефлексы. Однако
объяснить все сложное многообразие поведения собак одними
рефлексами нельзя. В результате многовекового
приспособления к жизни в сложных условиях окружающей среды
рядом с человеком у собак выработалась способность не
только четко, безотказно, биологически оправдано реагировать
на все раздражители внешней среды, но и анализировать,
сопоставлять с накопленным опытом, быстро перестраивать и
приспосабливать свое поведение к новым, изменившимся
условиям внешней среды. Собаки способны элементарно
мыслить, но эта их способность неизмеримо ниже мысленной
способности человека, и глубоко ошибаются те, кто считает,
что собака все понимает, и на этой основе строит свои
взаимоотношения с ней. Так, собака не понимает смыслового
значения слов, а запоминает лишь их звукосочетание. Поэтому
нельзя команду "Сидеть" заменять командой "Садись", команду
"Лежать" командой "Ложись": их смысловое совпадение
недоступно для собаки. Поэтому же после курса дрессировки
собака будет садится по команде "Сидеть", на которую у нее
выработан условный рефлекс, но, как правило, останется
безучастной к команде "Садись".
В то же время собаки отлично разбираются в громкости,
интонации команд и соответствующим образом на это реагируют.
Нельзя очеловечивать собаку, принимать ее постоянное
внимание к вам за понимание ваших слов. В то же время
знайте, что по тону вашего обращения собака способна всегда
понять - одобряете или осуждаете вы ее.
Однако строить взаимоотношения с собакой, в том числе и
со щенком, следует продуманно, уравновешенно и разумно.
Одинаково вредны как холодное и, тем более, грубое
обращение с собакой, так и излишне ласковое. В первом
случае вы настроите вашего воспитанника против себя, не
добьетесь заинтересованности в работе по воспитанию и
начальной дрессировке, а во втором - воспитаете
недисциплинированное, непослушное животное, не способное к
последующей успешной дрессировке.
Чтобы развить у щенка заинтересованность, активность,
смелость, периодически уступайте ему во время игры,
имитируйте его победу. Например, позволяйте ему время от
времени вытягивать из ваших рук веревку или палочку. В то
же время не злоупотребляйте этим. Не позволяйте щенку
уверовать, что вы в самом деле боитесь его, что вы слабее
его, и тем более не позволяйте ему в пылу борьбы наносить
вам покусы, пусть даже в первое время и малоболезненные.
Уступая щенку во время игры, поощряя его на активные
наступательные действия, в то же время стройте свои
взаимоотношения так, чтобы он четко представлял, что вы его
хозяин и он должен вас защищать и вам подчиняться. Щенок
должен относиться к вам как к "вожаку".
Если щенок во время игры переступит границу
дозволенности, например, попытается вас укусить,
постарайтесь его отвлечь от таких нежелательных поступков,
переключив на другое занятие. Если это не удается, примите
запретительные меры, вплоть до легкого шлепка ладонью по
спинке или легкого удара прутиком. В противном случае
некоторые щенки и выросшие из них собаки, особенно
агрессивных пород (кавказские овчарки и др.), постараются и
в самом деле взять над вами верх и начнут пускать в ход
против вас и членов семьи зубы. Нам известны не единичные
случаи, когда владельцы щенков и взрослых собак,
своевременно не принявшие достаточно активных воспитательных
мер, вынуждены были расстаться с собаками, ставшими
неуправляемыми ("диктаторами"), опасными в семье и на улице.
Продолжим знакомство с проявлениями условных
рефлексов. Если во время подачи команды или жеста
(условного раздражителя) на собаку подействует другой,
более сильный раздражитель, то условный рефлекс может не
проявиться: новый, более сильный очаг возбуждения
распространится на центр условного рефлекса и затормозит
его. Это следует учитывать при воспитании и начальной
дрессировке щенков. Первые прогулки и занятия следует
проводить в спокойных местах, удаленных от людей, животных
и транспортных средств. Сильные раздражители будут
вызывать у щенков сильные очаги возбуждения в коре больших
полушарий головного мозга и препятствовать образованию
условных рефлексов. Если же условия окружающей среды
усложнять постепенно, то сильные посторонние раздражители
не станут непреодолимыми препятствиями для выработки у
щенков необходимых рефлексов и навыков: щенки к ним
постепенно привыкнут.
Сущность воспитания щенка и его начальной дрессировки
заключается не в том, чтобы научить его садиться ложиться,
стоять и т.п.; они способны это делать по своим природным
задаткам, - а в том, чтобы они выполняли подобные действия
правильно и по командам (сигналам) хозяина.
От взрослых собак после дрессировки требуется выполнение
довольно сложных и продолжительных действий, к тому же
четкое (правильное) и безотказное в любых условиях
окружающей среды. А от щенков достаточно того, если они
после воспитания и начальной дрессировки станут более
дисциплинированными, послушными, выполнять, пусть даже и не
совсем четко и безотказно, команды хозяина и как можно
меньше допускать нежелательных поступков.
Как уже говорилось, первые уроки дает щенкам мать.
Поэтому необходимо создавать суке-матери необходимые
условия для их воспитания. Как только щенки встанут на ноги
и окрепнут, нужно по возможности выводить суку со щенками
на прогулки для ознакомления их со средой обитания. Суку,
удаляющуюся со щенками, нужно периодически подзывать к себе
командой "Ко мне". Команду следует повторять, чтобы щенки ее
запоминали. Вместе с подходящей к хозяину сукой будут
подбегать щенки. В этом простом уроке основную роль будет
играть подражание матери. Через несколько дней после
повторения занятий, щенки по команде "Ко мне" будут с
матерью подбегать к хозяину. Команда "Ко мне", играющая
важную роль в общении хозяина с собакой, станет для щенков
первой усвоенной ими командой.
Во время прогулки щенки получат от матери наглядные
уроки правильного поведения во дворе при встрече с
незнакомыми предметами и людьми. Важно только, чтобы
прогулки не были очень продолжительными, не переутомляли
щенков и окружающая обстановка была спокойной. Внезапная
встреча щенков с резкими раздражителями (злобным собаками,
проезжающими автомашинами и др.) могут сильно испугать
щенков.
Главная задача владельца щенка - продолжить материнское
воспитание, с тем чтобы максимально подготовить его по
достижении 8-10-месячного возраста к успешному усвоению
общего курса дрессировки (ОКД), а в дальнейшем того или
иного курса специальной дрессировки (защитно-караульная,
розыскная и др.).
Выдающийся отечественный кинолог В.В.Языков,
разработавший в середине 20-х годов основы научной
дрессировки служебных собак, писал: "...Я считаю, что
способности собаки к служебной работе состоят из 60
процентов правильного воспитания и 40 процентов правильной
последующей дрессировки..."
Если даже допустить, что автор преувеличил процентное
соотношение в пользу воспитания, то все же нельзя не
согласится с его утверждением о большом значении воспитания
в период выращивания щенка. Поэтому глубоко неправы те
собаководы, которые недооценивают или, больше того,
игнорируют значение воспитания, полагая, что упущенное в
щенячьем возрасте можно компенсировать, наверстать, когда он
вырастет и поступит в дрессировку.
Многолетней практикой доказано, что если не заниматься
правильным воспитанием щенка, то у него неизбежно будут
вырабатываться вредные навыки, привычки, многие из которых
станут навязчивыми, трудноисправимыми, а то и вовсе не
исправимыми. Так, например, некоторые щенки и выросшие из
них взрослые собаки при малейшем возбуждении начинают лаять
и делают это продолжительное время, несмотря на запрещающие
команды и другие действия хозяев. Так же себя ведут многие
собаки в случае, если владелец привязывают их и уходят в
магазин, мастерскую и т.п. Довольно распространенной
привычкой собак является навязчивое стремление играть с
поводком и грызть его и прыгать на хозяина, опираясь на него
передними лапами, часто грязными. Если на это не обращать
внимания в щенячьем возрасте, то такие привычки закрепляются
и приобретают характер порока поведения, от которого
страдает не только хозяин, но и окружающие люди.
Следует также учитывать, что в щенячьем возрасте,
особенно по достижении 3-4-месячного возраста, организм
щенков, в том числе и их центральная нервная система, очень
восприимчива к воспитывающим воздействиям со стороны
хозяина и упускать это благоприятное время неразумно. Так,
например, подавляющее большинство щенков с первых же дней
занятий с ними с большой охотой бегают за бросаемыми
палочками, мячами и другими игрушками, хватают их в пасть и
тянут к себе. Все эти простейшие начальные навыки
понадобятся в период общего курса дрессировки (ОКД) по
апортировке (подноске к хозяину бросаемых им палочек и
других апортировочных предметов). В то же время многие
собаки, не прошедшие в щенячьем возрасте такую
предварительную подготовку, в период последующего ОКД не
проявляют заинтересованности к апортировочным предметам и
упорно не желают заниматься апортировой. То, чего легко
можно было бы добиться от щенков, позже потребует от
дрессировщика больших усилий, а то и вовсе станет
недостижимым.
Особенно трудно отучить взрослую собаку не поднимать с
земли, не грызть и не заглатывать кости и другие пищевые
отбросы. В основе таких поступков лежит заложенный в собаках
за предшествующую длительную историю их предков инстинкт
поиска корма, заготовки его впрок. Поэтому даже если собака
и сыта, она с удовольствием схватит и погрызет выброшенную
кем-то кость и попытается зарыть ее в землю. Сделает она
так, если ее от этого естественного для нее поступка
своевременно не отучили. Такая собака не может "понять",
почему раньше попытки хватать и грызть пищевые отбросы
сходили ей с рук, а теперь хозяин запрещает воспользоваться
найденной добычей. Естественно, она будет сопротивляться, а
то и пустит в ход зубы. В щенячьем же возрасте выработка
навыка не поднимать и не грызть пищевые отбросы достигается
значительно легче и быстрее.
Провести четкую грань между воспитанием щенка и
начальной его дрессировки практически невозможно. Однако
они весьма разняться по своим задачам и методике
осуществления. Особенно резко отличается воспитание щенка
от дрессировки взрослой собаки (ОКД).
Общим для воспитания и дрессировки является то, что они
основаны на психофизиологических закономерностях поведения
собак и направлены на выработку у животных полезных для
человека навыков, привычек и недопущение ненужных, вредных
действий. Существенное же различие между ними заключается в
следующем.
При воспитании щенка ставится задача выработать у него
общие начальные полезные для человека навыки, делающие его
послушным в повседневном обращении и являющиеся основой
последующей начальной дрессировки, а затем, когда щенок
станет взрослой собакой, - основной успешной общей (ОКД) и
специальной (защитно-караульная, розыскная и др.)
дрессировок. Таким образом, воспитание направлено на
выработку начального общего послушания, основных элементов
дисциплинированности, отнюдь не доведенных до полного
совершенства. Дрессировка же собак позволяет вырабатывать у
них четкие, безотказные навыки не только общего послушания,
а и общего (ОКД) и специального курса дрессировок,
позволяющие использовать их на той или иной службе (работе).
Необходимо учитывать, что щенок по своему развитию и
поведению резко отличается от взрослой собаки. Он еще
недостаточно сформировался и окреп, его жизненный опыт
невелик. Во время прогулок и занятий щенок быстро устает,
резко реагирует на сильные внешние раздражители (посторонних
людей, животных, транспортные средства). К тому же щенки
существенно отличаются друг от друга в зависимости от
возраста. Поэтому воспитание и начальную дрессировку каждого
щенка следует осуществлять строго индивидуально, с учетом