<< Пред.           стр. 93 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу

 возрастных особенностей. Так, например, до 3-месячного
 возраста щенков выводят на поводке со шлейкой, а с 3-4-
 месячного возраста их можно выводить и на поводке с
 ошейником, так как дергание поводком с ошейников щенками
 переносится очень болезненно.
  Все воздействия на щенков, особенно до 3-4-месячного
 возраста, должны быть щадящими. Механические воздействия на
 щенков (нажимы ладонью на участки тела, воздействие поводком
 и др.) можно применять, но редко, когда без них обойтись
 нельзя, и, кроме того, осторожно. Так, например, если щенок
 совершает нежелательное действие (побежит за птицей и др.),
 нужно отвлечь его от этого, переключая его внимание на
 другое занятие, например игру. Чаще применять для выработки
 нужных навыков не механические воздействия, а лакомство,
 игры, подражание действиям других, обученных собак. Если
 щенок попытается вцепиться зубами в гардину или штору или
 уже сделал это, нужно его немедленно отвлечь игрой и лишь в
 случае неоднократных безуспешных попыток прибегнуть к
 легкому удару по спине прутиком с одновременной запрещающей
 командой "Фу".
  Значительные по силе болезненные удары и даже излишне
 громкие запрещающие команды могут испугать вашего маленького
 питомца, а при неоднократном повторении нарушить контакт
 между вами и им и превратить его в трусливое животное.
  С 3-4-месячного возраста в качестве безусловных
 раздражителей при выработке тех или иных рефлексов, навыков
 чаще прибегают к умеренным механическим воздействиям на
 щенка (нажимы ладонью на участки тела, легкие натяжение и
 рывки поводка с ошейником и др.). По выполнении команд
 периодически, вначале чаще, а затем реже, но во всех случаях
 немедленно произнеся поощряющее восклицание "Хорошо", дают
 лакомство.
  Постепенно увеличивайте продолжительность упражнений и
 повышайте требования к щенку, но ни в коем случае не
 пытайтесь достигнуть безотказных и четких действий, как со
 взрослой собакой.
  Не злоупотребляйте занятиями со щенком: это приведет к
 переутомлению щенка, потере возможности вырабатывать и
 совершенствовать нужные навыки, а при чрезмерной перегрузке
 щенок может заболеть (срыв высшей нервной деятельности). При
 выраженной общей усталости прекратите занятия до следующего
 дня.
  Для предупреждения переутомления и повышения
 эффективности упражнений прибегайте к регулярным,
 5-7-минутным перерывам, во время которых предоставьте щенку
 возможность побегать, порезвиться. Перерывы нужно делать,
 если щенок начинает зевать, теряя интерес к занятиям.
 Старайтесь всячески поддерживать заинтересованность щенка в
 упражнениях с помощью игр.
  Воспитание и начальная дрессировка щенков, выработка у
 них необходимых навыков достигаются четырьмя основными
 методами: механическим, вкусопоощрительным, контрастным и
 подражательным.
  При механическом методе для выработки условного рефлекса
 условный раздражитель, например команда "Стоять",
 сопровождается и подкрепляется безусловным механическим
 раздражителей, например нажимом ладонью под живот собаке
 снизу вверх, а выполненное действие поощряется поглаживанием
 собаки. Этот метод довольно эффективен. С его помощью
 рефлексы вырабатываются быстро, они устойчивы. Но есть
 навыки, к которым данный метод неприменим, например навык
 выборки собакой вещи или человека по его запаху.
  Пользоваться этим методом следует осторожно, не допуская
 сильных болевых воздействий, так как они могут вызвать у
 собаки боязнь дрессировки и нарушить установленный между
 ними контакт.
  При вкусопоощрительном методе после условного
 раздражителя, например команды "Ко мне", дрессировщик в
 качестве безусловного раздражителя применяет лакомство,
 показывая его в своей руке, а после того как собака
 подбежит, отдает ей лакомство. В данном случае условные
 рефлексы вырабатываются быстро и на продолжительный срок,
 но они менее устойчивы, чем при механическом методе. Кроме
 того, указанным методом нельзя выработать все необходимые
 навыки. Вкусопоощрительный метод особенно эффективен при
 воспитании и начальной дрессировке щенков.
  При контрастном методе после условного раздражителя,
 например команды "Стоять", применяется безусловный
 механический раздражитель: нажим ладонью под живот снизу
 вверх, а после того как собака выполнит команду, ее
 правильные действия подкрепляются дачей лакомства. Этот
 метод наиболее эффективен и применяется чаще других, так как
 позволяет довольно быстро вырабатывать устойчивые условные
 рефлексы (навыки), поддерживать постоянный интерес собаки к
 работе и способствует укреплению контакта с дрессировщиком.
  При подражательном метоле необходимые навыки
 вырабатываются на основе врожденной способности собак
 подражать действиям сородичей, а в отдельных случаях и
 человеку. Так, например, для выработки навыка преодоления
 по команде препятствий щенок или необученная взрослая
 собака пускается по команде на препятствие вслед за
 обученной собакой. Этот метод особенно часто применяется при
 воспитании и начальной дрессировке щенков.
  Познакомив вас с основами психофизиологии поведения
 собак, переходим к более конкретному и полному изложению
 методов и приемов воспитания и начальной дрессировки щенков.
  Воспитанием щенка и последующей его начальной
 дрессировкой необходимо заниматься с первого дня отъема его
 от матери и до 8-10-месячного возраста, когда приступают к
 систематическому общему курсу дрессировки (ОКД).
  После отъема от матери и разлучения со сверстниками
 щенок нуждается в постоянном общении с людьми. Ведь он
 принадлежит к числу стайных животных, которые в природных
 условиях живут, добывают пищу и защищаются от врагов в
 коллективе (стае). К тому же - в первые дни щенок очень
 болезненно переносит разлуку со своими родичами. Поэтому
 забота о щенке, ласковое с ним обращение должны проявляться
 с первого дня его появления в вашем доме.
  Сначала щенок будет скучать, пытаться забраться к вам
 на колени, на диван или кровать. Он будет настойчиво
 игнорировать, избегать отведенного для его отдыха места и
 даже скулить. Несмотря на это, не позволяйте себе
 расслабится, а ласково, но достаточно твердо продолжайте
 воспитывать щенка. Не берите его на руки, не укладывайте на
 диван или кровать. В то же время при сильном беспокойстве
 щенка погладьте его на полу, успокойте и немного поиграйте
 с ним. Разрешайте щенку полежать у ваших ног, когда вы
 работаете или отдыхаете, сидя в кресле или на стуле.
  Как говорилось ранее, успешное воспитание щенка
 возможно лишь в том случае, если у него будет один хозяин.
 Он должен ухаживать за щенком, чистить и кормить его,
 выгуливать для отправления естественных надобностей,
 систематически гулять с ним и заниматься воспитанием и
 начальной дрессировкой. Остальные члены семьи могут для
 этого привлекаться лишь в случаях, когда хозяин щенка болен
 или в отъезде.
  Попытки заниматься воспитанием щенка в семье по
 очереди или даже лишь двумя людьми обречены на провал: у
 каждого человека свой характер и опыт, свои представления о
 методах и приемах воспитания, и щенок не сможет
 приспособиться к такому разнообразию. Оправданным
 исключением из этого правила может быть лишь умелое
 пресечение членом семьи в отсутствие хозяина явно
 недозволенных поступков щенка, например если он грызет или
 рвет домашние вещи и др. Допустимы также при необходимости
 кормление щенка, выгуливание, прогулки щенка с членами
 семьи, однако не часто.
  Необходимо придавать должное значение выбору площадки
 для занятий со щенком. На ней не должно быть режущих и
 колющих предметов, бытовых отходов. Нельзя без особой
 надобности заставлять щенка садиться и тем более ложиться
 на загрязненную землю.
  Большую ошибку допускают собаководы, полагающие, что
 воспитание щенка заключается лишь в выработке у него
 навыков на команды "Ко мне", "Сидеть", "Лежать" и др.
 Основную массу полезных навыков щенок вырабатывает в период
 его чистки, кормления, выгуливания и особенно во время
 прогулок.
  Во время прогулок, постепенно увеличивающихся по
 времени и различающихся по маршрутам, щенок имеет
 возможность встречаться с различными предметами, животными,
 людьми и транспортными средствами. Он непрерывно
 принюхивается к встречаемым на его пути запахам,
 ориентируется на местности, привыкает спокойно реагировать
 на различные раздражители, избегать опасностей.
  Первые прогулки совершаются в спокойных, малолюдных
 местах, затем в более оживленных и лишь по мере накопления
 щенком опыта выходят с ним на многолюдные улицы. Очень
 полезны прогулки в поле и лесу.
  Если подъезд вашего дома выходит на улицу, загруженную
 людьми и транспортными средствами, то первые прогулки
 проводите ранним утром. В противном случае щенок может
 сильно испугаться. Испуганного щенка нужно погладить и
 успокоить, постараться отвлечь игрой и, изменив маршрут,
 незаметно подвести щенка к испугавшему предмету, дать ему
 возможность его понюхать, убедиться, что он не представляет
 опасности. Если и после этого щенок не успокоится, можно
 попытаться отвлечь его внимание и успокоить дачей лакомства.
  Хотя все щенки должны получить обязательный для них
 воспитательный минимум, необходимо варьировать приемами
 воспитания в зависимости от того, для какой цели он
 выращивается. Так, например, у щенков, предназначенных
 впоследствии для розыскной, караульной, защитно-караульной
 службы, следует воспитывать выраженную
 активно-оборонительную ко всем посторонним людям реакцию.
 Нельзя допускать, чтобы посторонние люди, в том числе и
 ваши близкие знакомые, таких щенков ласкали: с ними играли
 и их кормили. Ко всем посторонним людям такие щенки должны
 после 3-4-месячного возраста относится незаинтересованно,
 спокойно, а в дальнейшем, по мере увеличения их возраста, и
 настороженно. Щенки не должны проявлять как страха, так и
 злобы. Поэтому не мешайте таким щенкам настораживаться и
 даже кратковременно облаивать входящих в квартиру или во
 двор посторонних людей. В то же время не разрешайте
 посторонним людям проявлять к щенкам выраженных угрожающих
 действий: при неоднократном повторении таких действий у
 собак вырабатывается повышенная злобность или, хуже того,
 выраженная трусливость. У сильно злобных собак трудно
 вырабатывается выдержка, их трудно готовить для выборки
 вещей и людей по запаху, они, сильно перевозбуждаясь, чаще
 других собак не в состоянии быстро отдифференцировать
 запаховый след искомого человека от других встречаемых на
 маршруте запаховых следов и зачастую теряют след. Трусливые
 же собаки к дрессировке вовсе не пригодны.
  Если выращиваемым щенкам в дальнейшем предстоит
 дрессировка и служба, не требующие проявления
 активно-оборонительной реакции, они ко всем людям должны
 относиться ласково (поисково-спасательная, рудорозыскная
 службы и др.), и необходимость в запрете посторонним людям
 ласкать таких щенков отпадает. Как говорилось ранее, на
 организм животного постоянно воздействуют различные
 раздражители как из окружающей внешней среды, так и из
 внутренней, то есть из самого организма, например боль от
 переполнения кишечника газами, сигналы о недостатке в
 организме питательных веществ и воды, сопровождаемые
 ощущениями голода и жажды, и др. Такие внутренние
 раздражители оказывают большое влияние на поведение собаки.
 Они могут ухудшать работу собак, а сильные проявления
 побуждают ее отказаться от работы. Поэтому каждый раз перед
 началом воспитательной дрессировки нужно выгуливать щенков
 для освобождения от мочи и кала убедиться, что щенок
 здоров, его ничто не беспокоит. В противном случае
 внутренние раздражители и позывы, а также боль будут
 отвлекать щенка, мешать выработке условных рефлексов.
  Нельзя заниматься дрессировкой вскоре после кормления
 щенка, так как он достаточно сыт и не заинтересован в
 лакомстве. Кроме того, переполнение желудка будет мешать
 работе. Вместе с тем нельзя работать со щенком, если он
 сильно проголодался. Чувство голода будет направлять все
 его устремления на поиск пищи и отвлекать от нормальной
 работы.
  Поведение животных, их активность зависят также от их
 физического развития и натренированности. Собаки
 недостаточно развитые, нетренированные плохо поддаются
 воспитанию и начальной дрессировке. О таких щенках
 создается впечатление, что они непонятливые, тупые. К тому
 же они быстро устают и могут вовсе отказаться от работы.
  Большое влияние на поведение и работоспособность собак
 оказывают половые инстинкты. Кобели в присутствии пустующих
 сук (в период их течки), а также при встрече с запаховыми
 следами таких сук сильно отвлекаются и до тех пор, пока их
 не отведут на другой участок, они не способны нормально
 работать. Перестают работать также и многие пустующие суки,
 особенно при появлении вблизи кобелей. Поэтому пустующих
 сук нельзя допускать на дрессировочные площадки,
 соревнования и выставки на участках, где в течение
 ближайших суток побывала хотя бы одна пустующая сука.
 Кобели, в том числе и половозрелые взрослые щенки,
 безошибочно определяют по запаху наличие у сук течки и
 после этого сильно возбуждаются и отвлекаются.
  Факторы внешней среды постоянно изменяются и отражаются
 на поведении собак. Они могут быть благоприятными и
 неблагоприятными для воспитания и начальной дрессировки
 щенков.
  Достаточно сильно влияет на собак температура воздуха.
 Сильная жара вызывает перегревание организма: собаки не
 имеют на коже потовых желез и не могут осуществлять
 терморегулирование температуры тела с помощью
 потоотделения. В жару собаки вынуждены усиленно дышать, с
 раскрытым ртом и вывалившимся языком, используя влажную
 поверхность рта и языка для охлаждения и снижения
 температуры тела. Особенно тяжело переносят собаки высокую
 температуру воздуха, сопровождаемую повышенной влажностью.
 Если этого не учитывать и не принимать профилактических
 мер, то у собаки может наступить перегревание организма и
 тепловой удар. Наружной оптимальной температурой воздуха,
 при которой не возникает затруднений для проведения
 дрессировки собак, является +15-25С. Для щенков, в
 зависимости от их возраста, этот благоприятный
 температурный предел соответственно меньший, чем у взрослых
 собак.
  Нередко от собаководов, особенно недостаточно опытных,
 можно услышать жалобы, что им достался трудный щенок с
 дурными наклонностями. В подтверждение этому приводятся
 такие факты, как слизывание и поедание щенками штукатурки,
 встречаемых на прогулке пищевых отбросов и даже кала,
 царапание и грызение обоев, мебели, обуви, попрошайничество
 возле стола во время приема людьми пищи, упорное стремление
 забираться на диван, кровать и кресло, нападать на птицу и
 др.
  Конечно, отрицать того, что по своим наследственным
 задаткам собаки, так же как и люди, рождаются со своими
 индивидуальными особенностями, нельзя. Вследствие этого
 одни щенки поддаются воспитанию и начальной дрессировки
 легче, другие труднее. Взрослые собаки также отличаются по
 своим способностям к дрессировке и несению службе (работы).
  Однако, несмотря на эту закономерность, все же винить в
 дурных поступках следует не щенка, а его хозяина. Щенки с
 дурными наклонностями и тем более поступками не рождаются, а
 вырастают от недостаточного за ними наблюдения,
 неполноценного кормления и плохого воспитания.
  При поедании щенком штукатурки, пищевых отбросов и
 нечистот необходимо прежде всего выяснить, достаточно ли он
 получает с кормом необходимых минеральных веществ, и если
 нет, увеличить минеральную подкормку, обратив внимание не
 только на количество даваемых минеральных веществ, но и на
 их ассортимент. Организм ежедневно должен получать в
 достаточном количестве кальций, фосфор, микроэлементы и
 другие минеральные вещества. Если несмотря на принятые
 меры, в том числе и выполненные советы ветеринарного врача,
 щенок продолжает поедать штукатурку, пищевые отбросы и
 нечистоты, слизывать и поедать землю и др., нужно принять
 предупредительные воспитательные меры. Заранее разложите по
 маршруту прогулку кости, кусочки мяса и т.п., обозначив эти
 места незаметными для щенка ориентирами (ветками, палочками
 и др.). Ведя щенка на прогулке на поводке, внимательно
 наблюдайте за ним и, как только он попытается схватить
 кость и т.п., немедленно произнесите запрещающую команду
 "Фу" и произведите не резкий, но достаточно чувствительный
 рывок поводком. В течение прогулки повторите эти действия

<< Пред.           стр. 93 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу