<< Пред.           стр. 94 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу

 2-3 раза.
  Часто щенки царапают и грызут штукатурку, обои и мебель
 от безделья, когда их на длительное время оставляют в
 квартире одних. Поэтому старайтесь по возможности не
 оставлять щенков одних, особенно молодых, на длительное
 время. Если все же вы вынуждены это сделать, не забывайте
 оставить им игрушки. При попытке щенка совершить в вашем
 присутствии указанные нежелательные действия, а также
 забраться на диван, кровать и др. немедленно произнесите
 запрещающую команду "фу" и постарайтесь отвлечь щенка
 игрой, а если щенок не выполнит команды, нанесите ему
 легкий удар по спинке прутиком.
  Многие щенки любят прыгать на хозяина, опираясь на него
 передними лапами. Столь дурная привычка особенно неприятна
 в плохую погоду, когда лапы сильно загрязнены. Для
 предупреждения ее прежде всего при даче щенку лакомства не
 поднимайте его высоко, чтобы щенок не подпрыгивал за
 лакомством и не опирался на вас лапами. Если же привычка
 уже начала проявляться, то пресекайте ее немедленно
 запрещающей командой "Фу", а при неоднократном проявлении
 и легким ударом по спинке. Мы также не рекомендуем позволять
 щенку лизать ваше лицо. Такое проявление любви, безусловно,
 очень приятно, но негигиенично. В то же время не следует
 запрещать периодически лизать ваши руки. Каждый раз после
 занятий со щенком мойте руки с мылом.
  Чтобы щенок не попрошайничал во время приема пищи
 людьми, нужно его до этого накормить, а каждую попытку
 приблизиться к столу для попрошайничества немедленно
 пресекайте командой "Место", добиваясь, чтобы он отошел на
 место своего отдыха. Если щенок не выполнит команду, нужно
 ее повторить и отвести щенка на место отдыха.
  Уделите особое внимание правильному реагированию щенка
 на встречи с незнакомыми людьми. Не допускайте, чтобы
 собака каждого входящего в ваш дом или двор постороннего
 человека, а также встреченного на улице воспринимала как
 друга или, еще хуже, - как врага и боялась его. Такую
 привычку следует изживать в щенячьем возрасте.
  Молодые щенки (до 3-4-месячного возраста) обычно
 проявляют заинтересованность, доброжелательность к
 подходящему к дому или ко двору постороннему человеку.
 Мешать щенку знакомиться с новым человеком не следует:
 щенок приобретает жизненный опыт. В то же время не
 позволяйте постороннему играть со щенком, ласкать его.
 Хорошо, если щенок, подбежав к незнакомому человеку и не
 встретив с его стороны попыток к более тесному общению,
 вскоре отойдет в сторону. Это будет вырабатывать у него
 спокойное, незаинтересованное отношение к посторонним людям.
  Щенки, достигшие 3-месячного возраста и старше, уже
 приобретают черты индивидуального поведения. Значительная
 их часть не проявляет к посторонним людям особой
 заинтересованности и тем более радости и становится
 настороженной. Некоторые щенки даже облаивают входящих,
 что следует поощрять поглаживание щенков, восклицанием
 "Хорошо", но не допуская длительного облаивания.
  Некоторые щенки проявляют к входящим посторонним людям
 элементы трусости, особенно если они допускают резкие
 движения, шумят и т.п. В таких случаях нужно попросить
 вошедшего прекратить пугающие щенка действия, успокоить
 животное поглаживанием, а затем подозвать щенка поближе к
 вошедшему, чтобы тот убедился, что посторонний человек
 никакой угрозы для него не представляет.
  Из щенка любой породы нужно вырастить собаку - хорошего
 сторожа квартиры и дома. Поэтому, если щенок 3-4-месячного
 возраста и старше к вошедшему в квартиру или во двор
 постороннему человеку остается совершенно безразличным, не
 настораживается и, хуже того, встречается его с радостью,
 нужно провести несколько занятий по выработке у него
 правильного поведения.
  Попросите вашего знакомого перед входом в квартиру не
 сильно, но достаточно энергично поскрести по двери. Если
 щенок насторожится, начнет ворчать или лаять, поощрите его
 восклицанием "Хорошо" и поглаживанием. Такое поведение
 щенка в более выраженной степени должно проявиться, когда
 посторонний человек войдет в квартиру. Если же все эти
 действия не вызовут желательной реакции, нужно, чтобы он
 попытался возбудить щенка нерезкими угрожающими действиями
 (взмах руки, наклон корпуса вперед). После того как щенок
 насторожится и начнет лаять, посторонний человек должен
 отступить и, показав, что он "испугался", выйти из квартиры.
 Хозяину нужно успокоить и поощрить щенка поглаживанием,
 восклицанием "Хорошо".
  Все действия постороннего человека по отношению к щенку
 должны быть не очень резкими, умеренными, не пугающими
 щенка. Достаточно проявления щенком умеренной
 защитно-оборонительной реакции, но ни в коем случае не
 трусости. Не нужно, чтобы щенок хватал человека зубами и
 проявлял сильную возбужденность, это будет способствовать
 нежелательной выработке в щенячьем возрасте злобности.
  Ни в коем случае не пытайтесь вызвать у щенка
 настороженность и активно-оборонительную реакцию с помощью
 переодевания в одежду соседей и воздействия на щенка
 угрожающими действиями: по вашему запаху и другим
 индивидуальным особенностям щенок быстро вас "разоблачит",
 и вы поставите своего воспитанника перед трудной, вредной
 для его правильного воспитания задачей.
  Щенки вследствие свойственного своему возрасту
 недостаточного физического развития и неполной
 сформированности поведенческих реакций зачастую, особенно в
 возрасте 3-5 месяцев, проявляют на резкие внешние
 раздражители (посторонних людей, животных, транспортные
 средства) оборонительную реакцию в пассивной форме.
 Особенно если с ними редко гуляют, мало их знакомят с
 окружающей внешней средой. В таком случае они отступают от
 раздражителя или пугаются, стараясь спрятаться. Такая
 реакция безусловно нежелательна и нужно успокоить щенка,
 отвлечь его игрой, лакомством. Но такое поведение еще не
 означает, что щенок останется навсегда трусливым, и не
 должно вас пугать. Как правило, это не проявление
 врожденной, не поддающейся исправлению
 пассивно-оборонительной реакции, обусловленной слабым типом
 высшей нервной деятельности (ВНД), а естественная реакция
 на незнакомый внешний резкий раздражитель, и на последующих
 занятиях она заменится оборонительной реакцией в активной
 форме. Если же, несмотря на неоднократные настойчивые ваши
 попытки, пассивно-оборонительная реакция на резкие внешние
 раздражители у щенка будет сохраняться, то в ее проявлении
 нужно искать не только недостаточность предыдущего
 воспитания, но и вполне вероятную нежелательную врожденную
 наследственность.
  Необходима продуманная ежедневная работа по воспитанию
 щенка, работа терпеливая, настойчивая, целеустремленная. В
 результате щенок должен усвоить, за какие действия его
 поощрят, а за какие накажут. В первом случае он может
 ожидать от хозяина лакомство и восклицание "Хорошо", а во
 втором 2 наказание, вплоть до легких, но чувствительных
 ударов прутиком. Напомним, что удары, пусть даже и легкие,
 должны применяться к щенкам как крайняя мера, когда другие
 меры не достигают цели, и к тому же, как правило, только к
 взрослым щенкам. Неотвратимость воздействия на щенка для
 прекращения нежелательных действий - главный методический
 воспитательный стержень. К тому же воздействие должно
 применяться в период, когда щенок пытается совершить
 нежелательное действие или немедленно после него с
 предварительной подачей запрещающей команды "Фу".
  Для воспитания и начальной дрессировки щенка необходим
 следующий инвентарь: шлейка, ошейник, поводок короткий,
 поводок длинный, апортировочные предметы, прутик, сумка для
 лакомства, сумка для инвентаря.
 
 
  Воспитание и начальная дрессировка щенка
  в возрасте 1-3 месяцев
 
 
  В этот период щенка приучаются к хозяину и членам его
 семьи, кормлению, своему месту, чистке и мытью,
 чистоплотности, кличке, щлейке и поводку, подходу к хозяину
 (команда "Ко мне"), отходу от хозяина (команда "Гуляй"),
 прекращению нежелательных действий (команда "Фу"), играм с
 хозяином и сверстниками, раздражителями внешней среды
 (прогулки).
  У щенков этого возраста легко вырабатываются
 положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью,
 и трудно вырабатываются навыки на основе тормозных реакций.
 Для выработки необходимых навыков широко используют корм
 (лакомство).
  К хозяину и членам его семьи щенок привыкает в процессе
 постоянного общения с ними. Если к щенку относятся
 заботливо, доброжелательно, не допускают каких-либо
 действий, вызывающих боль или пугливость, то между ним и
 окружающими людьми устанавливаются и укрепляются хорошие
 взаимоотношения, которые среди собаководов принято называть
 хорошим контактом. Важно, чтобы наиболее прочно контакт
 устанавливался между щенком и его хозяином. Это залог
 успешного воспитания щенка и эффективной начальной его
 дрессировки. Поэтому основную работу по содержанию щенка
 должен выполнять его хозяин, а остальные члены семьи могут
 привлекаться к уходу за щенком лишь в случаях крайней
 необходимости (болезнь хозяина и др.).
  Если маленькие питомец при вашем появлении подбегает и
 ласкается к вам, нередко подпрыгивает и беззлобно лает,
 сопровождает вас по квартире или во дворе, стремится
 затеять игру, а в случае вашего ухода проявляет
 беспокойство, нередко ищет вас, иногда скулит, ожидает
 возле дверей, значит, контакт установлен.
  Регулярный прием корма и воды - жизненно важная
 потребность - не требует специального приучения. К тому
 же ко дню отъема щенка от матери и передачи другому
 владельцу он бывает хорошо приучен к разнообразному корму.
 Важно щенка поить и кормить регулярно, в одно и то же время
 и соблюдать полноценность суточного рациона, следуя научно
 обоснованным рекомендациям.
  Как недокорм, так и перекорм щенка недопустимы. В
 первом случае он приведет к отставанию в росте и развитии,
 а во втором - нарушит нормальный процесс пищеварения,
 ухудшит аппетит, спровоцирует ожирение.
  К своему месту щенка начинают приучать с первых дней
 появления его в доме. Это место, на котором должен иметься
 коврик (половичок), предназначено для отдыха щенка, а
 также для временного его размещения в случаях, когда щенок
 мешает людям (уборка помещения, прием пищи и др.).
  Каждый раз, когда щенок, насытившись или наигравшись,
 начнет укладываться где-либо на отдых, возьмите его на
 руки, отнесите к месту отдыха и после команды "Место"
 положите на коврик, повторите команду "Место" и погладьте.
 В первое время щенок, как правило, попытается подняться и
 убежать. В таком случае, удерживая щенка на подстилке,
 повторите команду "Место", погладьте его и, как только он
 успокоится, поощрите его восклицанием "Хорошо",
 поглаживанием и лакомством, затем отойдите. Если щенок
 уснет, на этом упражнение закончите, если же он вскоре
 покинет свое место и попытается улечься где-либо в другом
 месте, упреждение следует повторить. В течение дня
 упражнение повторяйте 3-4 раза.
  По такой методике приучайте щенка уходить по команде
 "Место" в случаях, если он во время приема людьми пищи
 будет попрошайничать или во время уборки квартиры станет
 гоняться за веником, пылесосом и др.
  Учтите, щенка сравнительно легки приучить к выполнению
 команды "Место", когда он сыт или устал, и значительно
 труднее, когда он возбужден запахом пищи у стола или
 движущимся по полу веником или пылесосом. В первом случае
 навыки легко вырабатываются уже у молодых, 1-2-месячных
 щенков, а во втором - у щенков, достигших 3-4-месячного
 возраста и старше.
  К чистке и мытью щенка приучают с раннего возраста,
 когда он отнят от матери и содержится в доме или во дворе.
 Какой-либо сложности в выработке навыков спокойного
 отношения к чистке не возникает, если к ней приучают
 осторожно, не причиняя щенку боли и не пугая его. В таком
 случае чистка станет для щенка источником приятных ощущений
 и он будет каждый раз с радостью подбегать к хозяину, как
 только увидит в его руке щетку и гребень.
  Это в равной степени относится и к приучению щенка к
 мытью. Нудно лишь внимательно следить за температурой
 воды, особенно если она берется непосредственно из шланга
 со смесителем. Бывают случаи, когда теплая вода внезапно
 заменяется горячей и щенок получает ожог. После этого в
 течение многих дней один шум вытекающей из шланга воды
 будет вызывать у щенка испуг и активное сопротивление
 мытью. Использовать для мытья щенков воду непосредственно
 из шлангов с такими смесителями нельзя.
  К чистоплотности щенка приучают с первого дня его
 появления в доме. При этом необходимо строго
 руководствоваться рекомендациями, изложенными на с.35-36.
 При выполнении этих рекомендаций щенок постепенно привыкает
 сдерживать себя и проситься на выгул.
  К кличке щенок привыкает быстро, в течение трех-четырех
 дней. Кличку произносят, когда обращаются к щенку во время
 ухода, кормления, воспитания, начальной дрессировки, словом,
 повседневно и ежечасно. Поэтому отнеситесь к выбору клички
 с полным вниманием и серьезностью.
  Кличка должна соответствовать полу щенка и быть
 короткой, простой, легко произносимой и благозвучной.
 Нельзя присваивать клички с использованием человеческих
 имен, воинских званий, наименований государств,
 национальностей, названий городов и тем более святынь.
 Хорошо, если кличка вызывает в собаке симпатию, и
 недопустимы клички, порочащие животное. По нашему мнению,
 ничем не оправдано распространившееся в последние годы
 увлечение кличками иностранного происхождения, особенно
 сложными, труднопроизносимыми.
  Во многих клубах служебного собаководства первые буквы
 кличек собак устанавливаются по алфавиту в зависимости от
 года их рождения. Поэтому поинтересуйтесь в клубе, какая
 первая буква соответствует году рождения вашего щенка и с
 учетом этого подбирайте кличку.
  Для приучения щенка к кличке периодически в течение дня
 четко и достаточно громко произносите ее и, как только щенок
 обратит на это внимание, немедленно поощрите его
 поглаживанием и лакомством, повторяя кличку. Кроме того,
 используйте каждой кормление. Перед кормлением возьмите
 кормушку с кормом, произнесите кличку и после реакции щенка
 немедленно поставьте кормушку на место и покормите его. Во
 время кормления повторите кличку 1-2 раза.
  Особенно важно выработать у щенка способность
 немедленно реагировать на кличку, когда он чем-либо
 отвлекся, например игрушками, глоданием кости, наблюдением
 за птицей и др. Для этого перед каждым кормлением щенка
 дождитесь и, когда он обратит на это внимание, поставьте
 кормушку с кормом и накормите его. Не забудьте повторить
 кличку во время кормления 1-2 раза.
  После того как щенок станет реагировать на свою
 кличку, для закрепления выработанного навыка ежедневно
 поощряйте щенка поглаживанием и лакомством всякий раз, когда
 он будет обращать внимание на произнесенную вами кличку, но
 постепенно сокращайте число поощрений. В дальнейшем к
 поощрению, особенно лакомством, прибегайте изредка, как
 правило, в том случае, если щенок перестанет четко и
 безотказно реагировать на свою кличку.
  К шлейке и поводку приучайте щенка с 2-2,5-месячного
 возраста. Подберите соответствующую шлейку и подгоните ее
 к щенку так, чтобы она на нем не болталась и в то же время
 не затрудняла его движений. После этого осторожно, но
 достаточно быстро наденьте на щенка шлейку. Если щенок
 беспокоится и пытается освободиться от нее, успокойте
 малыша поглаживанием, отвлеките его игрой, короткой
 пробежкой. Если это не поможет и щенок по-прежнему будет
 сильно беспокоиться, снимите шлейку и предоставьте ему
 возможность побыть в свободном состоянии, побегать, а затем
 снова наденьте шлейку. В течение дня упражнение повторите
 3-4 раза.
  Когда щенок станет спокойно вести себя с надетой на
 него щлейкой, во время прогулки быстро и по возможности
 незаметно для щенка пристегните к шлейке короткий легкий
 поводок (из тесьмы, тонкой веревки) и опустите его на
 землю. После 3-5-минутной прогулки возьмите поводок в
 левую руку и, слегка натянув его, продолжите прогулку.
 Каждый раз, когда щенок будет сильно тянуть поводок,
 ослабляйте его натяжение и продолжайте прогулку. В течение

<< Пред.           стр. 94 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу