<< Пред.           стр. 95 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу

 дня упражнение повторите 4-5 раз. Поводок предназначен для
 удержания щенка и управления им во время выгула и прогулок.
 В дальнейшем он применяется также при выработке навыков на
 различные команды ("Сидеть", "Лежать" и др.). Нужно, чтобы
 он вызывал у щенка только благожелательное отношение.
  Обычно так и бывает. Стоит вам только взять поводок,
 как щенок начнет вокруг вас бегать, подпрыгивать и
 проявлять другие признаки радости. Поэтому не правы те, кто
 использует поводок для наказания щенка, благо он всегда под
 рукой. Для наказания щенка надо пользоваться прутиком и
 прибегать к нему в случаях крайней необходимости, когда
 другие меры воспитания не достигают поставленной вами цели.
 Если же вы начнете стегать щенка поводком, пусть даже
 слегка, он станет его бояться. При систематическом
 злоупотреблении поводком щенки начинают убегать и прятаться
 от хозяев каждый раз, как только они берут поводок в руки.
  В то же время нельзя превращать поводок в игрушку, как
 это нередко делают многие собаководы. Недопустимо, чтобы
 щенок во время прогулки, играя с поводком, грыз его и тянул
 к себе. В таком случае поводок теряет свое предназначение
 как инструмент, дисциплинирующий щенка, особенно на
 прогулках.
  При соблюдении правильной методики щенок быстро
 привыкает к шлейке и поводку.
  Подходить к хозяину по команде "Ко мне" щенка приучают
 возможно раньше, сразу же после установления с ним
 хорошего контакта и приучения его к месту и кличке.
  Этот навык имеет для владельца щенка и взрослой собаки
 огромное значение, и к его выработке следует отнестись с
 особым вниманием. Поясним на примере.
  Во время прогулки со щенком без поводка, как бы вы
 внимательно не следили за ним, он будет периодически
 теряться из вашего поля зрения. Особенно часто это
 происходит в местах, покрытых густым кустарником, или при
 наличии разрушенных строений. Обычно щенок следит за вами и
 далеко не удаляется. Но вот он нашел выброшенную кость,
 рыбью голову, жука и др. и так ими увлекся, что весь
 окружающий мир, в том числе и вы, перестал для него
 существовать. Проходит некоторое время, начинает темнеть, а
 ваш четвероногий любимец как сквозь землю провалился. Вы
 настойчиво ищете щенка, неоднократно повторяете его клику,
 но все безрезультатно. Тревога и досада одолевают вас, вы
 расширяете круг поиска, но все напрасно. А ваш щенок в это
 время лежит недалеко от вас, где-либо под густым кустом или
 поваленным забором, и не в силах оторваться от поглотившего
 все его внимание предмета. Наконец щенок найден или сам
 выйдет из своего укрытия, и словесный укор, а то и удар со
 стороны вконец разозлившегося владельца обрушивается на
 него.
  Вот почему нужно добиваться, чтобы щенок, куда бы он от
 вас не запропастился, чем бы он не отвлекся, по команде
 "Ко мне" немедленно подбегал к вам. Именно подбегал,
 выполнял команду в темпе, энергично. Конечно, сразу этого
 достигнуть нельзя, особенно от молодого животного. Ведь
 щенку, которого командой "Ко мне" заставляют отказаться от
 кости или ползущего жука и идти к хозяину, приходится
 преодолевать могучие инстинкты. Поэтому на первых порах
 достаточно, если щенок по команде "Ко мне", нередко
 повторной, оставит свое увлечение и пусть медленно, но
 направится к хозяину. Часто он это будет делать медленно,
 явно неохотно, но постепенно, после многократных упражнений
 и увеличения возраста, станет подходить к хозяину быстрее.
  Не стремитесь форсировать выполнение команды "Ко мне" и
 предъявлять к щенку непосильные требования. Ведь вам уже
 известно, что сильный раздражитель, например появившаяся
 возле собаки кошка или выстрел, способен вызвать в коре
 больших полушарий головного мозга обширный очаг возбуждения,
 который может распространяться на другие участки мозга и
 затормозить проявление условных рефлексов. Таким сильным
 раздражителем является для щенка и найденная кость или
 ползущий жук.
  Для выработки четко выраженного, устойчивого навыка на
 команду "Ко мне" от вас потребуются терпение, настойчивость
 и упорство. Щенок, а впоследствии и выросшая из него
 взрослая собака, не овладевшие данным навыком, принесут вам
 много хлопот, неприятностей, а порой и отчаяние.
 Недостаточно выученные собаки будут часто во время прогулок
 теряться, а могут потеряться и навсегда. Особенно велика
 такая угроза в сезон течки у сук, так как сдерживание
 проявлений половых инстинктов у собак со стороны человека, в
 том числе и хозяина, весьма затруднительно.
  Добиться от собаки безотказности и четкости выполнения
 команды "Ко мне" можно в том случае, если эта команда будет
 восприниматься как сигнал последующего поощрения,
 сопровождаемого приятными ощущениями (игра, восклицание
 "Хорошо", лакомство). Поэтому вначале приучайте щенка
 выполнять команду "Ко мне", с помощью корма (лакомства).
  Приступая к кормлению, возьмите кормушку с кормом,
 произнесите кличку и, как только щенок обратит внимание,
 подайте команду "Ко мне", и когда он подбежит, поощрите его
 восклицанием "Хорошо", поглаживанием и дачей корма. Так
 поступайте перед началом каждого кормления. При первых
 упражнениях подзывайте к себе щенка, находящегося с вами в
 одной комнате и наблюдающего за вами, а в дальнейшем делайте
 это, когда он будет находиться в другой комнате, в коридоре
 или будет чем-либо занят (игрушкой и др.). Тем самым вы
 последуете принципу от простого - к сложному.
  После 4-5 дней занятий приступайте к отработке команды
 "Ко мне" с выходом со щенком из дома. Когда щенок во время
 прогулки удалится от вас на 7-8 шагов, произнесите кличку
 щенка и, лишь он обратит на это внимание, подайте команду
 "Ко мне". Как только щенок к вам подбежит или подойдет,
 поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и
 лакомством. В течение одной прогулки упражнение повторите
 4-5 раз.
  Нередко, особенно в первые дни занятий, щенок на свою
 кличку и команду "Ко мне" может не реагировать. В таком
 случае повторите кличку более громко и, когда щенок обратит
 внимание, - более громко и в более повелительном тоне
 подайте команду "Ко мне", но ни в коем случае не
 выкрикивайте. Затем покажите щенку в своей руке лакомство, и
 если это на щенка не подействует, то, назвав кличку, немного
 отбегите в сторону или низко присядьте. Как правило, такое
 действие вызовет у щенка повышенный интерес и он к вам
 подбежит. Немедленно поощрите его восклицанием "Хорошо",
 оглаживанием и лакомством. Используйте отбегание в сторону и
 приседание также в том случае, если щенок по команде "Ко
 мне" будет к вам подходить, но в замедленном темпе.
  Встречаются щенки, которые, несмотря на все ваши
 старания, будут плохо выполнять команду "Ко мне" или вовсе
 отказываться от ее выполнения. В таком случае прибегать к
 методу принуждения, хотя этот метод для щенков нежелателен.
 Использовать его следует весьма осторожно и лишь для более
 взрослых щенков. Возьмите щенка на длинный поводок и, когда
 он от вас удалится, произнесите кличку и подайте команду "Ко
 мне", вслед за чем осторожным периодическим натяжением
 поводка медленно подтягивайте щенка к себе, повторяя команду
 2-3 раза. Стремитесь не причинять щенку какой-либо боли. Как
 только щенок к вам приблизится, поощрите его восклицанием
 "Хорошо", поглаживанием и лакомством.
  Повторяя упражнения, как в квартире, так и вне ее,
 постепенно усложняйте дрессировку. Периодически подавайте
 команду "Ко мне" без предварительного привлечения к себе
 внимания щенка произнесением клички. Подавайте эту команду,
 когда щенок чем-либо увлекся и скрылся от вас. Постепенно
 увеличивайте расстояние между вами и щенком в момент подачи
 команды "Ко мне". Но не злоупотребляйте усложнениями,
 непосильными для щенка. Помните, что подхода должны
 повышаться постепенно, по мере выработки первоначальных
 навыков и увеличения возраста щенка.
  К отходу от хозяина по команде "Гуляй" щенка приучают
 после того, как он приучен выполнять команду "Ко мне".
  Во время прогулки отстегните поводок, подайте команду
 "Гуляй" и небольшой пробежкой увлеките за собой щенка так,
 чтобы он выбежал вперед. После того как щенок немного
 погуляет, подвозите его к себе и поощрите поглаживанием и
 лакомством. В дальнейшем, подав команду "Гуляй", сокращайте
 пробежку, а в последующем посылайте щенка вперед дня
 упражнение повторяй те 4-5 раз.
  По мере выработки первоначальных навыков упражнение
 усложняйте. Посылайте щенка гулять все дальше от себя,
 увеличивайте пребывание щенка в свободном состоянии, но не
 злоупотребляйте усложнениями.
  К прекращению нежелательных действий по команде "Фу"
 щенка приучают осторожно, чтобы не затормаживать его
 активность, естественное стремление побегать, порезвиться и
 поиграть. Помните, что до 2,5-3-месячного возраста у щенка
 легко вырабатываются положительные навыки, связанные с
 какой-либо деятельностью, например на команду "Ко мне",
 "Гуляй", но еще трудно вырабатываются тормозные реакции.
 Поэтому в возрасте 1-3 месяца прибегать для прекращения
 нежелательных действий к механическим воздействиям (удары
 прутиком и др.) недопустимо. Основным методом отучения
 щенка от дурных поступков должен стать метод отвлечения
 щенка от нежелательных действий, переключения его внимания
 и деятельность на другое занятие. Например, если щенок,
 увлекшись игрой, схватит зубами тапочку или штору, нужно
 немедленно отвлечь его от этого, назвав его кличку и бросив
 на пол любимую игрушку. Как правило, щенок оставит тапочку
 или штору и бросится за движущейся игрушкой. Для отвлечения
 щенка от нежелательных действий можно также произнести его
 кличку, подать команду "Ко мне" и для повышения
 заинтересованность показать в руке лакомство. Как только
 щенок к вам подбежит, поиграйте с ним 15-20 секунд, затем
 поощрите лакомством. Делать это следует не ранее, чем ваш
 питомец бросит тапочку или штору и подбежит к вам. В
 противном случае щенок "подумает", что поощрен за игру
 шторой или тапочкой.
  Такими методами следует отучать щенка и от других
 нежелательных действий. Прибегать к наказанию щенков в
 возрасте 1-3 месяцев нельзя. Исключением из этого правила
 могут стать лишь случаи, когда неоднократные попытки
 отвлечения щенка от нежелательных действий остаются
 безрезультатными. Тогда в порядке исключения следует нанести
 щенку по спине легкий удар прутиком и одновременно подать
 запрещающую команду "Фу". Такие действия нужно производить
 сразу же, как только щенок попытается совершить
 нежелательный поступок, или в начале его и только со щенками
 2,5-3-месячного возраста.
  К играм с хозяином щенка приучают через несколько дней
 после того, как он привыкнет к окружающей обстановке и к
 своему хозяину. Для игры используются игрушки, периодически
 бросаемые на пол или на землю, короткие пробежки, игра в
 прятки и др. Игры с хозяином должны в возможно большей
 степени компенсировать игры с однопометниками, с которыми он
 разлучен. По возможности старайтесь имитировать действия
 других щенков во время игры. Опрокидывание щенка на спину,
 кувыркание и др. Но все это надо делать осторожно, не
 причиняя щенку боли, и непродолжительное время. Очень
 полезно периодически имитировать во время борьбы победу
 щенка над хозяином. Это будет способствовать выработке
 смелости, настойчивости, инициативы.
  Могут играть со щенком и другие члены семьи, в том
 числе и дети, но тоже осторожно и непродолжительное время,
 чтобы не переутомлять щенка. Нельзя превращать щенка в
 живую игрушку, что особенно часто наблюдается, когда к
 играм допускаются дети. В таком случае неизбежны сильное
 переутомление щенка и ухудшение аппетита.
  Основным партнером в играх со щенком должен быть его
 хозяин, что способствует выработке между ними хорошего
 контакта.
  К играм щенка со сверстниками прибегают при наличии
 такой возможности. Это очень полезное многоплановое
 упражнение как для физического развития, так и для
 воспитания щенка. Никакие другие игры не могут в полной
 мере заменить игры со сверстниками. Непременными условиями
 здесь должны быть здоровье щенков, приблизительно
 одинаковый их возраст и физическое развитие, проведение
 таких игр под вашим наблюдением.
  Регулируйте продолжительность игр, увеличивая ее
 постепенно. Следите за тем, чтобы на участках, где играют
 щенки, не было режущих и колющих предметов. После каждой
 игры отводите щенка в будку при содержании во дворе или к
 месту отдыха при содержании в квартире и по команде "Место"
 укладывайте его на отдых.
  К ознакомлению с раздражителями внешней среды
 (прогулкам) щенка приучают после того, как он привык к
 хозяину и между ним и владельцем установился хороший
 контакт.
  Гулять с 1-3-месячными щенками нужно очень осторожно:
 по физическому развитию и состоянию высшей нервной
 деятельности (ВНД) они еще недостаточно сформировались и
 окрепли и повышенные нагрузки для них непосильны.
  Не забывайте, что прогулки предназначены не только для
 физического развития и укрепления здоровья щенка, что,
 конечно, очень важно, но и для приобретения жизненного
 опыта, приспособления к постоянно изменяющимся условиям
 внешней среды, выработки нормальной реакции на различные, в
 том числе и сильные, внешние раздражители (посторонние
 люди, животные, транспортные средства и др.). Поэтому во
 время прогулки со щенком на шлейке и поводке периодически
 останавливайтесь, предоставляйте ему возможность
 ознакомится с встречаемыми на маршруте предметами, обнюхать
 их и др.
  Каждый раз, когда щенок чего-либо испугается, успокойте
 его поглаживанием, отвлеките от этого объекта, прогуляйте и
 снова подведите, чтобы он убедился в отсутствие какой-либо
 опасности. Для отвлечения и успокоения периодически
 используйте лакомство.
  В спокойных местах, где щенку ничто не угрожает,
 отстегивайте поводок и предоставляйте ему возможность
 походить и побегать на свободе. Свобода, пусть даже
 кратковременная, способствует выработке у щенка инициативы
 в ознакомлении с окружающими предметами и их запахами, их
 дифференцировании (распознавании, различения), способности
 спокойного правильного реагирования на различные
 раздражители, уклоняться от опасности и др. В то же время
 не ослабляйте своего внимания к щенку и окружающей
 обстановке, своевременно берите щенка на поводок, если
 появится автомашина и другая опасность.
  Не переутомляйте щенка длительными, непосильными для
 него прогулок, не доводите до такого состояния, когда
 щенок станет безучастным, незаинтересованным в
 ознакомлении с окружающими предметами. Особенно следите,
 чтобы щенок не выходил из вашего поля зрения, так как в
 любой момент может потребоваться ваша помощь.
 
 
  Воспитание и начальная дрессировка щенка
  в возрасте 3-6 месяцев
 
 
  В этот период продолжается приучение к чистоплотности,
 кличке, выполнению команд "Место", "Ко мне", "Гуляй", "Фу",
 играм с хозяином и сверстниками и к раздражителям внешней
 среды (прогулки). Щенка приучают к ошейнику и поводку,
 наморднику. Приступают к отработке команд "Рядом",
 "Сидеть", "Лежать", "Стоять", "Покажи зубы", "Апорт". Ваш
 питомец учится движению по лестнице, преодолению невысоких
 препятствий, движению в населенных пунктах, перевозке в
 транспортных средствах и выдержке.
  В отличие от 1-3-месячных животных, выработка
 необходимых навыков у щенков 3-6 месяцев достигается в
 процессе той или иной деятельности не только при помощи
 корма (лакомства), но и механических воздействий (нажим
 ладонью, легкие натяжения и рывки поводок м и др.). Корм
 (лакомство), как правило, используется для поощрения за
 выполнение команды.
  К соблюдению чистоплотности щенками данного возраста
 предъявляются повышенные требования. Обычно к 3-месячному
 возрасту щенок привыкает своевременно проситься на выгул,
 но случаи "невыдержки" проявляются еще довольно часто.
 Увлекшись игрой или каким-либо другим занятием, он еще не
 может своевременно среагировать на сигналы, получаемые из
 организма о переполнении мочевого пузыря и прямой кишки.
 Поэтому необходимо регулярно и своевременно выгуливать
 щенка. Учтите, что собаки, в том числе и щенки, не могут
 освободиться от мочи в один прием и делают это при каждом
 выгуле несколько раз.
  Лучше всего выводить щенка, не дожидаясь, когда он сам

<< Пред.           стр. 95 (из 124)           След. >>

Список литературы по разделу