<< Пред.           стр. 6 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  вузовская
  выжидания
  геноцида
  городская
  государственная
  градостроительная
  девизная
  демографическая
  денежная
  денежно-кредитная
  дефляционная
  "дешевых денег"
  дивидендная
  диктата
  династическая
  дисконтная
  "доброго соседа"
  доброй воли
  доходов
  дружбы и согласия
  женская
  жесткой экономии
  жилищная
  законодательная
  "замораживания" доходов, цен
  запугивания
  избирательная
  издательская
  изоляционистская
  имперская
  инвестиционная
  индустриальная
  институциональная
  информационная
  исполнительной власти
  исправительная
  кадровая
  карательная
  книгоиздательская
  книжная
  "кнута и пряника"
  колониальная
  компромиссов
  конверсионная
  конкурентная
  контроля над вооружениями
  конфронтации
  космическая
  кредитная
  кредитно-денежная
  кредитно-инвестиционная
  культурная
  литературная
  макроэкономическая
  международная
  местная
  миграционная
  минерально-сырьевая
  министерская
  мира
  молодежная
  монетарная
  монопольная
  музыкальная
  муниципальная
  "наведения мостов"
  налоговая
  научная
  научно-техническая
  национальная
  невмешательства
  нейтралитета
  ненасилия
  неприсоединения
  оборонная
  оппозиции
  "открытых дверей"
  парламентская
  партийная
  партнерства
  пенсионная
  переселенческая
  перестройки
  "плаща и кинжала"
  пограничная
  полицейская
  попечительская
  правительственная
  правовая
  правоприменительная
  президентская
  приграничная
  примирения
  природоохранная
 
 
  продовольственная
  промышленная
  протекционистская
  "равных возможностей"
  разрядки напряженности
  распределительная
  реванша
  региональная
  редакционная
  рекламная
  религиозная
  репрессий
  реставрации
  реформ
  рыночная
  с позиции силы
  сбытовая
  свободной торговли
  селективная
  семейная
  сотрудничества
  социальная
  ссудная
  стабилизации доходов
  строительная
  структурная
  судебная
  таможенная
  тарифная
  техническая
  товарная
  торговая
  торгово-экономическая
  уголовная
  умиротворения
  устрашения
  уступок
  учетного процента
  федеральная
  финансовая
  финансово-бюджетная
  финансово-кредитная
  финансово-экономическая
  фискальная
  фритредерская
  хозяйственная
  "холодной войны
  " ценовая
  ценообразования
  школьная
  экологическая
  экономическая
  экспансии
  экспортная
  электоральная
  эмбарго
  эмиграционная
  эмиссионная
  энергетическая
  этнографическая
  ядерного сдерживания
  ядерного устрашения
  языковая
  Кроме того, обширный объем понятий (около сотни) активно используется при оценках и содержательной характеристике конкретных областей и отраслей политики. В их числе:
 
  дальновидная
  двойственная
  декларативная
  деловая
  динамичная
  дипломатичная
  добрососедская
  долгосрочная
  захватническая
  здравая
  инициативная
  капитулянтская
  консервативная
  либеральная
  милитаристская
  мирная
  авантюристичная
  автономная
  авторитарная
  авторитетная '
  агрессивная
  активная
  актуальная
  альтернативная
  антинародная
  безрезультатная
  влиятельная
  военно-силовая
  воинственная
  временная
  выжидательная
  гибкая
 
  миролюбивая
  народная
  наступательная
  научно обоснованная
  независимая
  нереальная
  новаторская
  обструкционистская
  ответственная официальная ошибочная
  пассивная
  последовательная
  преступная
  примиренческая
  принципиальная
  прогрессивная
  протекцией истекая
  реальная
  ревизионистская
  сепаратистская
  силовая
  скоординированная
  смелая
  согласованная
  стабильная
  твердая
  текущая
  традиционная
  трезвая
  уравновешенная
  цивилизованная
  эгоистичная
  экспансионистская
  эффективная
  ясная
 
  Если же учитывать существовавшие в прошлом и существующие в настоящем названия видов политики в зависимости от наименований государств (американская, британская, российская, украинская и т. д.), имен тех или иных правителей (Цезаря, Нерона, Наполеона и т. д.), то это еще многие десятки и сотни названий. Нельзя, однако, не видеть, что и такие названия часто бывают информативными, ибо отражают суть дела, а не просто одну внешнюю видимость и форму. Стоит, например, лишь упомянуть политику США или советскую политику, как сразу становится ясно, что здесь подразумеваются и сущностные элементы политики.
  Такова политика в жизни. С такой политикой имеют дело власть и властители. Они же сплошь и рядом и формируют политику, задают ей тон, намечают ее линию, настойчиво проводят ее в жизнь. И всей проблематикой такого рода в первую очередь занимается политология.
  Заслуживает вычленения и власть в экономической сфере. Это власть в сфере экономики, хозяйствования, рынка, состоящая в создании благоприятных условий для их существования и развития, а не командования ими, как это нередко имело место в прошлом в СССР и других странах социализма. Эта власть многогранна. Она включает различные субъекты и объекты, во многом структурируется административно-территориальным делением и зависит от информационного обеспечения.
  В принципиальных определяющих вопросах экономической властью располагают глава государства, парламент, вообще высшие органы государственной власти. Конкретно на различных направлениях и участках это прежде всего власть, находящаяся в руках руководства министерств, ведомств, концернов, компаний, фирм, предприятий, деловых людей. Можно различать и сравнивать власть на производстве, власть на транспорте, власть в торговле, в сфере бизнеса и т. д. Нередко используется и понятие "хозяйственная власть". Это власть, относящаяся к ведению хозяйства на его различных уровнях, к экономической, производственной стороне дела.
  Что такое власть в социальной сфере? Вследствие своего общественного характера всякая власть в конечном счете является социальной. В узком, строгом смысле социальная власть - это власть|в социальной сфере как одной из основных общественных сфер. Ее целями и направлениями являются забота о наиболее гармоничном развитии социальной структуры, системы общества, его социальных институтов, взаимодействие социальных групп, учет и удовлетворение социальных потребностей и запросов людей и их различных слоев, групп и сословий, социальная защита различных демографических групп (детей, людей зрелого возраста, пожилых, женщин и т. д.).
  Для властей важно учитывать социальную структуру общества, в котором выделяют большие группы людей, объединенных по объективным, присущим им признакам. Эта структура предопределяется наличием, распространением и соотношением форм собственности и, в свою очередь, обусловливает систему, характер и содержание общественных отношений. От нее зависит расстановка общественно-политических сил, устройство государственного строя. В свою очередь, органы власти должны считаться со всеми чертами и особенностями данной социальной структуры.
  Одна из забот властей состоит в том, чтобы упреждать и снимать возможную социальную напряженность как одно из наиболее нежелательных для властей общественных состояний, заключающееся в повышении неспокойствия среди населения или какой-то его части, в возможности неблагоприятных по своим последствиям социальных акций (митинги протеста, забастовки и т. п.). Упреждение, снятие такой напряженности, быстрейшая ликвидация социальных конфликтов - важнейшая задача властей всех уровней.
  Заслуживает внимания и своего рода духовная власть, власть в сфере духа, культуры, духовных отношений. Ее не надо путать с властью собственно духовенства. Речь здесь идет о многообразных участках, где возможно проявление существенного влияния на умы, сознание и поведение людей.
  Таков этот сложный, противоречивый мир, связанный с объективно необходимым, общественно полезным, разумным распределением власти по сферам жизни.
  Именно так в общих чертах можно обрисовать совокупность основных представлений о власти, формируемых теоретической кратологией.
  Теперь мы обратимся к тесно связанной с теоретической кратологией области знания, полностью устремленной в мир практики.
  3. Практическая кратология
  В тесной органической связи с теоретической кратологией в блок базисных отраслей входит и практическая кратология, которая в своем главном содержании и предназначении нацелена, ориентирована в первую очередь не на сугубо теоретическое осмысление феномена власти в жизни общества и государства, а на собственно деловую, практическую реализацию огромной силы, больших возможностей, ресурсов, потенциала, могущества власти.
  Практическая кратология (англ. practical cratology) - важнейшая фундаментальная отрасль кратологии, непосредственно изучающая: а) реальную практику властвования с учетом как объективных потребностей и процессов эволюции власти и ее влияния, так и проявлений субъективного фактора, возможностей конкретной личности, наделенной властью, с учетом достоинств и недостатков этой властной фигуры, налагающих неизгладимый отпечаток на судьбы и самой данной власти, и подвластных; б) фактическое взаимодействие и границы влияния властей (властвующих фигур и органов власти) не только различных уровней, но и различных государств, их систем, объединений, блоков; в) суммарные, комплексные итоги властвования, предопределяющие тенденции эволюции и будущность данной власти (лиц, органов, властей).
  При всем разнообразии властной сферы, властного комплекса как порождения и создания человеческого ума и рук человека, при всем обилии в этой сфере самых различных явлений рациональное отношение к ним, их анализ с позиций науки и особенно практической кратологии предполагает упорядочение соответствующих представлений, их систематизацию. Это и обязывает не только видеть мир власти как объективную реальность, но и формировать научную картину этого мира, разумно пользоваться ею, практически созидать, корректировать, совершенствовать власть, ее устройство, ее эффективность. Вот почему здесь нужно обладать хорошо отработанной методологией как плодотворным инструментом познания, исследования и регулирования власти.
  Получив общее впечатление о власти, приступим теперь к ее характеристике и классификации, имеющим особое значение для практики, к выяснению ее функций, методов и к оценке фактически существующих ее систем, структур, способов распределения властей, форм осуществления самой власти, а затем перейдем к выяснению процессов реальной эволюции и различных стадий власти. Будем при этом помнить, что существует множество властей и их характеристики порой очень серьезно отличаются друг от друга, а поэтому в центре нашего внимания и далее будет прежде всего "власть властей" - власть государственная в ее вертикали от верховной, высшей до региональной, субъектно-федеральной (местной).
  Как же можно классифицировать власти в практической кратологии? Как осуществить их типологию, т. е. расчленение систем (совокупностей) объектов и их группировку, с помощью обобщенных моделей или типов? С чем надо считаться в реальной жизни?
  Покажем в качестве примера основания систематизации типов, видов и форм власти по:
  источникам,
  субъектам,
  объектам и месту в жизни общества,
  истории возникновения и существования,
  областям и сферам жизни,
  целям, задачам и назначению,
  разделению функций,
  формам осуществления и проявления,
  характеру,
  объему и степени влияния,
  длительности существования,
  этапам и динамике существования (эволюции),
  реальному потенциалу,
  социальным последствиям и т. д.
  В кратологии выделяют различные типы власти, государства точно так же, как в гуманитарных науках принято различать типы обществ, организаций, социальных институтов, культур, личности и т. п., с чем, кстати говоря, считается и сама кратология, согласовывая свою классификацию с подходами и выводами других наук: философии, социологии, права, экономики и т.д.
  Типология власти - это осуществляемая в кратологии классификация власти, властей по их основным типам, классам, видам, формам, разновидностям (и иным основаниям) для удобства анализа, научного и практического использования полученных знаний, представлений (например, демократия и автократия, диктатура, монархия, республика и т. д.).
  Типы власти - основные практические формы устройства правления, власти и властных отношений, прежде всего рассматриваемые по крупным историческим этапам в развитии жизни общества - рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая власть.
  Возможны и иные основания классификации: по субъектам, носителям, источникам, объектам власти и даже по конкретным персонам истории (цезаризм, бонапартизм, сталинизм), а также по регионам, названиям государств. Например, диктатура и демократия; власть народа и власть лиц, группировок; автократия, дуумвират, триумвират. В основу такой классификации нередко кладется и сопоставление (противопоставление) демократии и каждого из иных, специфических типов (видов) власти ("кратий"): партократия; бюрократия; охлократия; геронтократия; теократия и др.
  Проблема типов власти в связи с обретением нового социального опыта и переосмыслением прошлого нуждается в наше время в дальнейшей разработке как в России, так и за рубежом.
  Род власти - в систематике власти это группа, которая объединяет несколько ее видов, обладающих общими признаками (например, социальная, экономическая власть).
  Уже само обращение к коренным категориям в сфере классификации власти говорит о разнообразии возможных подходов. Так, упомянутая экономическая власть в тех или иных аспектах анализа может быть отнесена даже к типу власти наряду с властью государственной или духовной, но при определенных условиях может быть названа и видом власти. Надо считаться с тем, что факты такого рода имели и будут иметь место и в настоящем, и в будущем, в Европе и Азии, в Африке и Америке. Обусловлены они тем, что ученые никогда не отказывают себе в возможности выступить с собственных, оригинальных позиций и предложить свою усовершенствованную классификацию, настаивая, что она лучше других.
  Вид власти - подразделение в систематике власти, входящее в ее состав. Существуют различные основания, по которым принято классифицировать виды власти:
  1) по основным сферам жизни общества - экономическая, социальная, политическая, духовная, государственная, общественная, церковная;
  2) по основному предназначению властей - законодательная, исполнительная, судебная;
  3) по месту в структуре власти - центральная, региональная, местная; республиканская, областная, окружная и т. д.;
  4) по носителю - монархическая, президентская, личная, семейная и т.д.
  5) по источнику власти (монархическая, народная, национальная и
 
  6) по продолжительности, сроку, периоду пребывания у власти конкретного субъекта;
  7) по охвату влиянием категории, группы, контингента людей (государственная, военная, мафиозная и т. д.);
  по силе воздействия на подвластных и т. д.
  Очертив эту систему представлений, надо искать место и власти семейной, родительской, личной, религиозной, светской и советской, законной и незаконной, тайной и явной и т. д. Мы попытались с позиций практической кратологии составить перечень наименований реальных властей еще до распределения их по типам, видам, родам, формам, разновидностям, разрядам и получили список, насчитывающий 154 названия. Российская практика оказалась почти полностью охваченной, но ведь еще существует масса наименований из ближнего и дальнего зарубежья, не говоря уже об обилии исторически употреблявшихся названий.
  Поневоле еще и еще раз убеждаешься в том, как многогранна кратология и как давно пора внимательно и всерьез заниматься этой областью знания.
  Теперь в рамках практической кратологии перейдем к характеристике реальной власти в ее вертикали*, в соответствии с ее иерархией.
 
  Центральная власть - 1) власть, осуществляемая из центра;
  2) главный руководящий властный узел государства. Нередко центральной властью именуют и собственно центральное правительство - правительство, действующее в центре, во главе данного государства.
  Затем идут регионы (места). Это и области, и провинции, и губернии, и штаты, и округа, и автономии, и их совокупности. Регион - это обширный территориальный массив, большой район, охватывающий, например, в России несколько областей, в других странах - соответствующие единицы. Регион может включать и группу стран. Регионы выделяют по сходным особенностям экономического, географического, социально-политического характера и т. д.
  Очень непростой проблемой для властей нередко является выработка и проведение правильной региональной политики, учет расстановки сил в регионах, их специфики, достоинств и недостатков.
  Региональная власть - власть в каком-либо регионе данного государства. Кроме того, это может быть и власть, устанавливаемая по тем или иным вопросам в каком-либо регионе, охватывающем территориально целую группу государств.
  В качестве самостоятельного подвида власти или даже разновидности региональной власти можно рассматривать муниципальную власть**, местное самоуправление. Это и уровень, и своеобразие власти на местном этаже иерархии влияния, воздействий на население. Природа этой власти связана со спецификой такой структурной единицы, как муниципалитет (нем. Munizipalitat, от лат. municipium - самоуправляющая община), иначе говоря - выборный орган в системе городского или сельского самоуправления в некоторых странах или же низшая административно-территориальная единица в ряде государств (Австралия, Венесуэла и др.).
 
  * Вертикаль власти. Документы. Комментарии. Разъяснения. М., 1996.
  ** См.: Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997.
 
 
  Иногда в ряде государств выделяют еще и такую ступень, как местная власть - власть, относящаяся к местному уровню, на ступень ниже центральной, со своим кругом обязанностей и полномочий.
  Широко применяется понятие "местные власти". При этом имеются в виду лица, органы, учреждения, осуществляющие местную власть. В России сейчас в ходу понятие "местное самоуправление"*. Фактически именно с местными властями сталкивается повседневно подавляющее большинство граждан, а опыт своего общения с ними (нередко не самого приятного свойства) люди переносят на отношение к власти вообще и особенно к центральным властям. Вот почему крайне важно уже на местном уровне формировать положительное и уважительное отношение к власти.
  Городская власть (власти) - власть (назначаемая или избираемая), действующая в пределах конкретного города с учетом государственных законов и местных актов управления.
  Российский опыт говорит о широком круге представлений, связанных с властью в городе. Упомянем хотя бы разнообразные органы и лица из нашей былой и нынешней практики: городская дума, городское собрание, городская управа. Существовали в прошлом и городской голова, и городничий. Наша дореволюционная литература, театр, живопись ярко, образно и многопланово отразили жизнь городских властей. Сегодня в Москве, например, стоят во главе города и мэр, и правительство, а в районах - районные управы.
  С учетом административно-территориальной практики заслуживают выделения и районные власти.
  Районная власть - власть на местах по территориально-административному признаку с соответствующим правовым статусом, кругом функций и полномочий, своей организационной структурой и штатами, правами и обязанностями, связями с населением и т. д.
  В этом практически важном систематизированном перечне властей разного рода (разных этажей) заслуживают упоминания и такие массовидные проявления власти, как власть (во многом говоря условно) на уровне первичной ячейки общества - семьи, родителей и детей, поколений.

<< Пред.           стр. 6 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу