<< Пред.           стр. 7 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  Обрисовав общую картину во властной вертикали, отметим, что в практической кратологии в центре внимания, естественно, находится собственно государственная власть. Дело в том, что в реальной жизни фактически главным орудием власти выступает государство. Оно как носитель, обладатель, распорядитель власти, служащий монарху или народу, и дает само наименование власти - государственная.
  Основные признаки государства: а) наличие особой системы органов и учреждений (механизм государства), осуществляющих властные функции; б) право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; в) определенная территория с населением, на которую распространяется юрисдикция данного государства.
  Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 конкретизирует: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья 14 характеризует Российскую Федерацию как светское государство.
 
  * Барабашев Г. В. Местное самоуправление. М.; Изд-во МГУ, 1996. 118
 
  Государственная власть - понятие многозначное. Во-первых, это право и возможность государства и его органов распоряжаться жизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять ее и контролировать, подчинять своей воле.
  Во-вторых, это сами действующие органы государства.
  В-третьих, это обобщающее название лиц, облеченных высшими полномочиями.
  Согласно Конституции, в России носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ.
  Государственная власть в Российской Федерации, как и в большинстве современных государств, осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны*.
  Государственную власть в России осуществляют Президент Российской Федерации (РФ), Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ; в субъектах Федерации - образуемые ими органы. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о таком разграничении.
  В мировой практике важнейшую роль играет, если это реально осуществляется на деле, а не обставляется словами, конституционализация власти, позволяющая прямо говорить о конституционной власти, даже заменяя этим понятием понятие государственной власти.
  Конституционализация власти (от лат. constituo - учреждать, устанавливать, формировать, устраивать) - установление и закрепление положений, относящихся к устройству власти (государственной, административной, местной и т. п.), определению ее роли, характеристик, черт, регулированию ее полномочий, прав, обязанностей, ответственности, формулируемым в текстах конкретных конституций, придание им законной, конституционной силы.
  Государственная власть влечет за собой установление соответствующего порядка, правил, органов и сопровождается большим массивом явлений, факторов и понятий. Некоторые из них мы назовем, поскольку они важны для практической кратологии.
  Государственная Дума - выборное представительное учреждение в дореволюционной России, которому формально принадлежали законодательные функции (1906-1917). В РФ начала действовать с декабря 1993 года.
  Государственное управление - одна из форм деятельности государства, выражающаяся в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.
  Государственная политика - линия, курс, определение целей и задач и сама деятельность, направленная на их достижение и проводимая государством и его органами в центре и на местах, в стране и за рубежом.
  Государственное право** - отрасль права; совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного и общественного
 
  * Ефимов В. И. Власть в России. М.: РАГС, 1996. 288 с.; Ефимов В. И. Система государственной власти. М.: Универсум, 1994. 153 с.
  ** См.; Государственное право Российской Федерации. М., 1996.
 
 
  устройства страны, систему и принципы формирования и деятельности органов власти и управления, избирательную систему, права и обязанности граждан и т. д. Ныне в России все чаще речь идет о конституционном (государственном) праве.
  Государственный аппарат - совокупность государственных органов, осуществляющих функции государства.
  Государственная служба - работа в пользу государства в системе его органов. Согласно Конституции РФ и закону об основах государственной службы РФ, граждане России имеют к ней равный доступ*.
  Государственная собственность - одна из важнейших форм присвоения и использования материальных благ, прежде всего средств производства. В РФ она выступает в виде федеральной собственности и собственности входящих в нее субъектов Федерации. Распоряжение и управление госимуществом осуществляют соответствующие органы власти.
  Государственный бюджет - ежегодная смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства; главное звено финансовой системы страны.
  Государственная безопасность - положение, которого добиваются органы власти, чтобы государству не угрожала опасность; действующие в этих целях специальные органы. Принято выделять внешнюю, внутреннюю, конституционную, государственную, федеральную, национальную, оборонную, ядерную, социальную, экономическую, финансовую, банковскую, экологическую, продовольственную, таможенную, медицинскую, информационную безопасность, безопасность международную и т. д. Всего в мировой практике известно более 90 типов и видов безопасности. .
  Государственная тайна - нечто известное далеко не всем, тщательно скрываемое, составляющее предмет особых забот тех или иных органов государственной власти, а порой и высшего руководства, ибо приобретение известности таким секретом (секретами) способно нанести большой, иногда непоправимый ущерб коренным интересам страны. Обеспечение государственной тайны достигается организацией деятельности специальных органов, лиц; использованием соответствующих средств и методов; введением правил; инструкций и т. д. Ныне в этих целях требуется специальная наука - конспирология.
  Государственная символика - совокупность символов государства (герб, флаг, гимн, столица и т. д.).
  Государственная награда - особая благодарность, почетный знак, орден и т. д., которыми отмечаются чьи-либо заслуги.
  Государственная измена - предательство интересов Родины, переход на сторону противника данного государства. Это нередко и выпад против действующих властей, подрыв их авторитета, дискредитация и власти, и государства.
  А теперь напомним еще раз о многоликости властей - важном явлении практической кратологии. Какими же реальными гранями поворачиваются власти, когда они погружаются в многокрасочную сферу жизни? Покажем это на небольшом числе примеров.
 
  * См.: Об основах государственной службы Российской Федерации (Федеральный закон)//Российская газета. 1996. 23 янв. С. 3; Стирилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации. Теоретико-правовое исследование. Воронеж, 1996. 456с.
 
 
  Официальные власти - это власти, наделенные государственными полномочиями, а также любые существующие власти.
  Параллельные власти - одновременно рядом существующие власти, сопоставимые по характеру и содержанию деятельности, ведущие параллельную работу и тем иногда ослабляющие друг друга-двоевластие, многовластие.
  К Фактическая власть - власть, существующая реально, на деле, оказывающая подлинное влияние в противовес пустым разговорам о власти, формальной власти.
 
  Формальная власть - законная власть, признаваемая и существующая со всеми ее внешними символами и атрибутами. Однако она может ; пользоваться должным авторитетом, весом, влиянием, может находиться на стадии ослабления, упадка и вовсе не быть гарантирована от возможной замены ее новой, более сильной властью.
  Номинальная власть - власть, только называющаяся, именуемая властью, но на деле не выполняющая своих обязанностей, фиктивная, чаще всего ненужная людям, хотя избавиться от нее бывает далеко не просто.
  Выборная власть - лица и органы власти, прошедшие процедуру отбора и последующего избрания:
  Первичная власть - первая ступень власти, начальное звено системы власти, с которым гражданин имеет дело в повседневной жизни.
  Теперь перейдем к вопросу о целях, функциях и методах власти (властей).
  Цели (задачи), функции, методы власти - одна из наиболее сложных и многоплановых групп характеристики власти. Это связано с разнообразием властей в различных исторических эпохах, в тех или иных странах, в конкретных областях жизни и т. д.
  Цели власти (властей) - это то, к чему стремятся власти, чего они добиваются.
  Функции власти - круг деятельности власти и ее направления; основные обязанности, роли власти: организация, управление, контроль, прогнозирование, воспитание и т. д. Если вдуматься в понимание функций власти, то правомерно воспользоваться близким (но не тождественным) понятием '"властные функции". Это выработанные теорией и практикой и возложенные на определенных лиц и органы (организации) обязанности, связанные с их принадлежностью к сфере власти, обслуживанием и развитием этой сферы, ее гуманизацией.
  Методы власти - это приемы, способы, образ действий тех или иных властей, добивающихся достижения своих целей, решения стоящих перед ними задач.
  В практике используются и другие понятия.
  Методы властвования - способы, приемы вместе с соответствующими средствами, которые широко используются в процессе властвования лиц, организаций.
  Методы борьбы за власть - совокупность приемов и средств для прихода к власти и ее удержания, а также оттеснения и устранения от власти конкурентов, соперников, противников, да и партнеров. Далее идет детализация: методы поддержания, сохранения, упрочения, укрепления, защиты, обеспечения безопасности, отстаивания, расшатывания, раскачивания, устранения, слома власти, методы борьбы с властью и против власти.
 
  Остановимся еще на одном ключевом элементе в логически необходимой и содержательной характеристике властей.
  В практической кратологии речь должна идти и о формах реализации (проявления) власти. В любом обществе такими наиболее общими формами осуществления власти разного рода могут быть господство, руководство, управление, организация и контроль. Мы их также различаем:
  - господство проявляется в подчинении (полном или относительном) одних людей другим;
  - руководство основано на осуществлении воли субъекта путем воздействия (прямого или косвенного) на людей в определенной сфере;
  - управление использует предоставленные полномочия для поддержания задуманного (заданного) режима в конкретной сфере деятельности (по горизонтали или вертикали);
  - организация обеспечивает регулирование, функционирование, поведение, субординацию и координацию элементов (компонентов) системы;
  - контроль позволяет в соответствии с определенными установками, принципами, нормами проверять и корректировать деятельность людей и областей, объектов жизни общества.
  Власть при подобном рассмотрении может классифицироваться и по таким формам своего проявления, как:
  - законная (основанная на положениях норм законов);
  - принуждающая (насилием, наказанием и их угрозой);
  - вознаграждающая (стимулирующая системой поощрений, поддержки, одобрения, покровительства и ненаказуемости);
  - коммуникационная (опирающаяся на информирование, средства информации для регулирования отношений между людьми и их поведения);
  - компетентная (влияющая самим своим профессионализмом, авторитетом).
  В реальной жизни указанные формы, как правило, не выступают в чистом виде, а проявляются через их комплексы, сочетания, взаимодействие.
  В практической кратологии важно широко смотреть на властную практику. Это значит, что следует учитывать не только цели, задачи, функции, формы власти, но и ее курс, ее ориентиры, компетенцию, качества и т. д.
  Курс власти - в переносном смысле направление движения, тот путь, по которому идет или намерена идти данная власть или же о котором она лишь говорит, скрывая свои истинные побуждения, мотивы и цели.
  Кругозор власти - в переносном смысле объем интересов, знаний лиц, стоящих у власти; пространство, окидываемое взором властителей. Чем дальше, глубже, объемнее, точнее видятся просторы, пространства власти, тем более целеустремленно строится, ведется властная деятельность.
  Ориентиры власти - цели, направления деятельности руководителей и органов власти, как правило, объявляемые заранее и широко популяризируемые. Но бывают (и нередко) и такие ориентиры, которые до поры до времени не предаются огласке и хранятся в секрете, будучи известны лишь очень узкому кругу лиц, порой всего лишь нескольким властным фигурам.
 
  Компетенция власти - ясно очерченный круг полномочий какого-либо органа, учреждения или лица, в пределах которого они вправе принимать решения и действовать.
  Ослабляет власть ее неопытность - отсутствие необходимой практики, знаний как вследствие начальной стадии деятельности, так и вследствие безразличия к их обретению, неумения и нежелания анализировать ход событий, отслеживать их и прогнозировать. Все это грозит серьезными осложнениями, а то и возможными просчетами, неудачами, даже крахом.
  Вот почему в поле зрения практической кратологии попадают качества власти - наличие существенных признаков, особенностей, свойств, отличающих данную действующую власть от других. Набор и перечень такого рода качеств весьма широк, многообразен и своеобразен для различных властей и уровней власти.
  По мере развития властной практики возрастают и критерии власти как мерило оценки ее эффективности и жизнеспособности. К их числу относятся результаты действий власти, ее активность, инициативность, настойчивость, авторитет, степень вызываемого доверия, связь с людьми и т. д.
  Таким образом, весь очерченный до сих пор круг представлений о власти подводит нас к проблеме организации, строения, системы, структуры, инфраструктуры власти (властей). Естественно, возникает и вопрос об изучении в рамках кратологии соотношения, разграничения, разъединения, разделения, перераспределения и взаимодействия властей.
  Скажем прежде всего о системе и структуре власти. Эти понятия нередко употребляются как близкие, чуть ли не равнозначные, взаимозаменяемые. К сожалению, в научном плане о системах и структурах власти пишется еще очень мало*.
  В широком смысле система власти - это единый комплекс представлений о власти, существующих властных отношениях и целостная совокупность организаций, учреждений и властных лиц сверху донизу, которые избираются или назначаются и через которых в данной стране осуществляется власть во всех ее основных видах, на всех уровнях, во всех эшелонах. Рядом с этим понятием, а порой и как заменяющее его используется понятие "властная система" - 1) форма организации власти; 2) определенный порядок расположения органов власти, их взаимосвязи в действиях; 3) совокупность органов власти, однородных по своим управленческим принципам и законам и образующих единое целое.
  Этажом ниже как составной структурный элемент иногда выделяют ту или иную подсистему власти - часть данной системы власти. В подсистемах такого рода могут оказаться конкретные взаимосвязанные органы исполнительной власти или местных, региональных властей, властей в какой-то сфере жизни (военных властей и т. д.).
  Нередко практически полезным оказывается и термин "комплекс власти", означающий совокупность лиц, органов, учреждений, обладающих
 
  * Из публикаций последнего времени упомянем: Ефимов В. И. Система государственной власти. М.: Универсум, 1994; Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира: Справочник. М.: Юрид. лит., 1993. Разумеется, это не единственные публикации в России. См., напр.: Сорокин П. А. Система социологии. •v.: Колос, 1920. Т. 1 и 2; Хвостов В. М. Система римского права. М., 1996 (по изданию 1908).
  соответствующими полномочиями и компетенцией и объединенных общим предназначением.
  Одной из ключевых категорий кратологии является близкая к понятию системы, но самостоятельная и существенная категория структура власти - организационное строение, внутреннее устройство системы власти во всем многообразии ее органов (элементов, звеньев, эшелонов), в их тесной связи, подчинении, соподчинении (координации, субординации), взаимодействии вплоть до взаимных помех в практике.
  В этом же ряду, но рангом ниже находится категория инфраструктура власти - комплекс социально-политических и иных подструктур, на которых базируется власть и которые содействуют ее функционированию и развитию. В их числе - общественные движения, политические партии, объединения, системы отбора и подготовки лидеров, средства массовой информации, органы политического маркетинга - разумеется, из числа тех, что данной властью созданы, ей служат и не выходят из-под ее контроля. Оппозиционные организации в эту подструктуру не входят.
  Наконец, правомерно считать, что по мере развития науки о власти - кратологии в ее лексиконе, словаре произойдут определенные уточнения. Так, на первый план будут выходить понятия "властная система", "организация власти", "институт власти", "институты власти" и др.
  Институт власти - власть как социальное, общественно-политическое явление, как важное, неотъемлемое звено, определяющий структурный элемент в жизни общества со всеми своими достоинствами, возможностями и недостатками, как нуждающаяся в постоянном анализе, развитии и усовершенствованиях система в общественном организме.
  Институты власти - важнейшие структурные образования, составляющие систему власти (властей) как целое (высшие, исполнительные, законодательные, судебные, контрольные органы и т. д.).
  Властная инстанция - ступень (уровень) в системе власти; орган власти, в котором решается тот или иной вопрос.
  Эффективное и рациональное устройство и функционирование общества, государства и власти (властей) предполагает гармонию властей и ее системных элементов, распределение власти, разделение власти. Скажем и об этих моментах в строении и использовании власти.
  Гармония власти (властей) - соответствие, соразмерность, равновесие, согласие частей и целого в структуре, строении, системе власти, разумное и эффективное соотношение задач, прав и обязанностей, ответственности, полномочий властей. В конечном счете гармония - это желанное состояние власти, к которому надлежит стремиться в подлинно цивилизованном демократическом обществе.
  Другим аспектом, связанным с гармонией власти, ее обеспечением, является баланс властей, т. е. их равновесие, уравновешивание. Это и количественное выражение отношений между сторонами властной и какой-либо иной деятельности, которые должны уравновешивать друг друга.
  При реформировании российского общества, переходе к рынку и развитии предпринимательской деятельности все более важное место занимают различные виды хозяйственных (экономических) балансов, а также поддержание баланса властей, политической стабильности, разумного взаимоотношения политических сил и движений, их интересов. Может ставиться вопрос и о равновесии общественном, равновесии общественных сил, властей различных уровней и видов. Нарушение спокойствия, гармонии, баланса, равновесия грозит большим числом трудностей, противоречий, конфликтов вплоть до войны властей.
  В связи с этим практически выдвигается в центр внимания представление о разумном обладании властью, а также о разумном распределе-1ии власти.
  Обладание властью - это деятельное состояние субъекта, надежного властными полномочиями, функциями, правами; это и управление государством; наконец, это и собственно властвование, владычествование (царствование, княжение и т. п.).
  Распределение власти означает обдуманное, рассчитанное на эффективное правление, на положительные результаты властвования и управления, наделение властью (полномочиями, правами, ответственностью, обязанностями) действующих субъектов в сфере власти, или, говоря иначе, властей разного рода, масштаба, объема, уровня и т. д.
  В Согласованность, синхронность действий различных властей, влажных инстанций обеспечивается их разумным балансом. Это отмечает, к примеру, Г. Г. Филиппов, говоря о балансе "между властью... полномочиями (правами применения власти в оговоренных пределах) и ответственностью (обязанностью отвечать перед организацией за правильность применения власти)"*. Именно такого рода баланс законодатели и стремятся закрепить в современных конституционных нормах.
  В этом случае на первый план выходят предметы ведения, т. е. вопросы, определяющие круг прав, полномочий данного государства. Так, предметы ведения Российской Федерации охватывают отношения, складывающиеся между Федерацией и ее субъектами в различных сферах общественной жизни, а также отношения с гражданами и мировым сообществом. Правовой основой разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами являются Конституция России и Федеративный договор от 31 марта 1992 года.
  Важное значение имеет ответственность, или обеспеченность правами и обязанностями, необходимыми для осуществления властной деятельности. В свою очередь, это определяет обязанность на основе зафиксированных в законах и актах санкций отвечать за свои решения, неправильные действия, поступки в тех или иных сферах. Различают ответственность государственную, административную, гражданскую, дисциплинарную, материальную, моральную, политическую, уголовную, экономическую и т. д.
  В деле распределения власти среди ее субъектов ключевым вопросом являются полномочия и права.
  Властные полномочия - права, предоставленные тем или иным органам и субъектам в системе власти на соответствующие решения, действия, поведение. Объем таких полномочий в разных странах, в разные времена и на разных уровнях, конечно, не одинаков, но от них зависят результаты властвования, эффективность власти. Не случайно диктаторы наделяют себя полномочиями и правами без каких-либо ограничений.
  Властные права - в демократических государствах совокупность устанавливаемых конституцией и другими законами и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей, организаций
 
 
  Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. М., 1985.
 
  в сфере власти. Это также и возможность, свобода властных субъектов, структур что-либо решать, делать, осуществлять, -вести себя определенным образом и требовать выполнения своих распоряжений, постановлений, указаний как гражданами, так и нижестоящими властями, юридическими лицами
  Важным вопросом теории и практики власти является разграничение прав, т. е. разделение, точное определение прав властных субъектов по всей вертикали. Это относится и к разграничению ответственности, функций действующих субъектов власти.
  Кругу прав соответствует и определенный объем обязанностей - установленный перечень действий, возложенных на кого-либо и требующих исполнения. Основные обязанности граждан и органов власти определяются конституцией или вытекают из ее установлений.
  Практика распределения власти имеет дело и с принятием обязательств. Это официально данные на том или ином уровне обещания, обычно в письменной форме, требующие их безусловного исполнения. Различают обязательства конкретных властей, организаций, лиц, договорные, международные, юридические и т. д.
  Субъектов власти всех ступеней во властных структурах характеризует мера участия во власти, т. е. деятельность по выполнению обязанностей во властных структурах, сотрудничество с несением своей доли ответственности. Система и структура власти, очерчивая круг полномочий, прав, обязанностей субъектов, включают тех или иных лиц, органы, учреждения в обширный круг взаимодействия - подчинения, исполнения, соподчинения, равноправия, партнерства и т. д.
  Именно властные структуры отличаются продуманной, а порой и внезапно созданной жесткой субординацией, или системой строгого служебного подчинения младших старшим, как во всей властной вертикали, так и в конкретных звеньях, органах, учреждениях власти.
  Другим существенным аспектом властных отношений является соподчинение - одновременное, на равных основаниях подчинение разных субъектов власти одному и тому же вышестоящему субъекту.
  Часто используется сегментация власти - распределение всего круга дел, массива власти по конкретным участкам, долям ее.
  Разумеется, практика и терминология такого рода может меняться, варьироваться, корректироваться, нередко даже в зависимости от того или иного понимания вопросов властвования и настроений властителей.
  Если же сугубо демократические принципы нарушаются, то речь может пойти о дележе (дележке) власти, или, говоря проще, о разделе, распределении власти между лицами, учреждениями, как правило, помимо всяких существующих норм, установлений, что явно или молча осуждается общественностью.
  Весь этот перечень полномочий, прав, ответственности субъектов прямо выходит в сферу конституционного (государственного) права и практической кратологии, реальной полноты прав, их объема, масштабов, возможностей. В свою очередь, здесь появляется и соответствующий лексикон. Например, полная власть - конечно, это не просто важная характеристика состояния власти, наличия и исчерпанности ее прав и полномочий, но и существенная констатация исчерпывающей широты и пределов, объемов и влияния власти в сфере ее распределения.
  Отношение людей, законопослушных и даже непослушных граждан или подданных, задействованных во властных структурах, к носителям и обладателям власти чрезвычайно многопланово, но основные проявления этого отношения по-своему устоялись и получили определенную квалификацию. Конечно, они учитывают и феномен разделения властей, и наделенность властью соответствующих уровней, эшелонов во властной структуре. К числу проявлений такого рода относятся следующие явления и понятия.
  Почитание властей - глубокое уважение к властям, находящее проявление в особых знаках внимания, послушания, исполнительности.
  Зависимость - подчиненность другим, чужой воле, чужой власти при отсутствии или резком ограничении своей самостоятельности, свободы.
  Лояльность к властям - поведение в рамках законности, формально-благожелательного отношения к власти и ее представителям. Спектр такого рода лояльности исторически необычайно широк, ибо включает отношение и к национальным и иностранным властям, и к властям республиканским, демократическим и монархическим, и к властям различных эшелонов правящих структур.
  В общем блоке отношений к властям и рядом с ними соседствуют и объективно установленные законом определенные условия восприятия той или иной власти, реагирования на нее. В этой области имеет место и такое явление, как неподвластность - независимость от данной власти, неподведомственность, выпадение из поля ее влияния (юрисдикции). Среди проявлений иных отношений - неподчинение (бунтарство), игнорирование властей, противодействие властям и т. д. В них могут отражаться варианты поведения граждан, физических и юридических лиц.
  Как видим, проблематика практической кратологии чрезвычайно широка и находится в тесной связи с теорией власти. Главное состоит в том, чтобы власть правила разумно, успешно, твердо и по закону.
  Как отмечает профессор Калифорнийского университета, вице-президент Международной социологической ассоциации Н. Смелзер, для понимания политического устройства необходимо знать, что означают понятия "власть", "сила" и "господство". Он характеризует их, опираясь, в частности, на суждения М. Вебера и Т. Парсонса: "Можно утверждать, что власть - основа политики. Социологи, исследующие политическую жизнь общества, должны серьезно разбираться в существе природы власти. Макс Вебер, разработавший многие социологические понятия, ввел некоторые основные положения политической социологии. Он предложил одно из наиболее известных определений власти: это "возможность для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению". Такое определение применимо к отношениям между двумя партиями. Подразумевается, что одна из них осуществляет власть над другой. Власть может быть основана на применении силы, связана с занимаемой политической должностью, унаследованным авторитетом или авторитетом статуса, как, скажем, власть родителей над несовершеннолетними детьми, и с многими другими факторами. Что представляет собой власть, когда речь идет о более крупных группах, например общностях и обществах? Талкотт Парсонс характеризует ее как "способность общества мобилизовать свои ресурсы ради достижения поставленных целей". Еще власть можно определить как "способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения". Парсонс сравнивает власть с деньгами, поскольку она также "один из видов ресурсов. Кроме того, власть - это действенность системы, способность принимать законы, поддерживать порядок, защищать общество от врагов*
 
  Смелзер далее пишет: "Независимо от определения власти необходимо проводить различие между властью и силой. Сила - применение физического воздействия, чтобы навязать свою волю другим. Это более узкое понятие, чем власть, поскольку власть может осуществляться без применения силы. Тем не менее люди часто склонны уравнивать силу и власть"**.
  В заключение, анализируя мир власти в рамках практической кратологии и делая упор на оценку многочисленных ее аспектов, проявлений, характеристик, следует указать, что у понятия власти имеется немало синонимов, аналогов. Что представляют собой некоторые из них?
  Властительство - господство, повелевание в формах, свойственных абсолютной власти.
  Владычество - господство, полная власть, обладание и управление (в отношении власти, сана, звания, территории).
  Властвование - владение, управление в значении действия; господствование.
  Господство - подавляющее, преобладающее влияние, обладание всей полнотой власти над кем-либо.
  Влияние - суть действия власти, ее авторитета; действие, воздействие, оказываемое кем-либо, чем-либо на кого-либо, что-либо, например историческим лицом на других людей и общественные процессы. Мощь - могущество, сила, властное воздействие. Покровительство - 1) защита, заступничество, оказываемое кому-нибудь; 2) поощрение какой-нибудь деятельности, благоприятное отношение со стороны властей.
  В этой связи обратим внимание и на подчинение - 1) нахождение в зависимости от кого-либо; повиновение кому-нибудь; 2) обращение кого-либо в зависимость от кого-нибудь; понуждение действовать сообразно чему-нибудь.
  Отметим и поклонение - восторженное почитание, отношение с почтением к кому-либо, чему-либо.
  Приведенный перечень, разумеется, неполон, и мы не стремимся исчерпать его. Здесь, как и в других местах книги, нам хочется еще раз привлечь внимание к тому, что в сфере власти мы имеем дело с поистине необозримым поприщем человеческой деятельности, требующей гораздо более глубокой специальной научной разработки, чем это было до сих пор в отечественной и мировой практике.
  Что же касается собственно практической кратологии, то в ней всегда в центре внимания будет стоять искусство власти, т. е. высокая степень мастерства властителей и властных органов.
  Необходимость проявления искусства во властной деятельности обусловлена своеобразием этой сферы, требующей от лиц, организаций (органов и т. д.) умения продумывать, вырабатывать, проводить в жизнь определенную линию поведения, курс, политику, предполагающие высокую степень совершенства влияния на людей, народы, государства с целью достижения нужных результатов.
  Искусство власти включает многообразие форм, приемов, способов, средств властной деятельности, способность в рамках закона к маневрированию
 
  * Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. С. 524-525.
  ** Там же. С. 525-526.
 
 
  соглашениям, компромиссам, а также к уступкам, давлению, расчету, проявлению хитрости, уклончивости, соблюдению своей выгоды и т. д.
  В процессе становления многопартийности, большого разброса интересов и установок различных сил, в ходе политической борьбы, овладения навыками парламентской деятельности особое значение приобретает овладение политической культурой и искусством властвования. Поэтому всегда будет ценимо мастерство власти - высокая степень искусства в выполнении властных функций и обязанностей.
  Однако у искусства и мастерства власти всегда будут и нежелательные спутники. Их сопровождают:
  - властомания, или, говоря иначе, кратомания - разновидность мании: сильное влечение, пристрастие к власти; болезненное психологическое состояние с сосредоточением сознания и чувств на идее властеобладания и властвования;
  - властолюбие - страсть к властному господству и безграничная любовь к распоряжению властью, любовь к самому себе в мундирах власти и с обладанием широким кругом прав, полномочий, а в связи с этим и благ, и льгот, и привилегий.
  Практика свидетельствует, что навсегда сохранится пирамида власти, а на ее вершине, на острие - первое лицо (властитель, монарх, президент, глава государства). А лица рядом с ним или даже он сам будут являть собой такую неискоренимую историческую фигуру, как властолюбец- человек, безмерно любящий властвовать, начальствовать, никому не желающий подчиняться и не думающий ни к кому прислушиваться.
  Очень важное значение в теоретической и практической кратологии имеет проблема разделения властей*.
  Это властно-правовая теория и практика, согласно которой власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимыми друг от друга органами. Идея разделения властей высказывалась еще античными учеными (Платон, Аристотель и др.), затем Дж. Локком, развита Ш. Монтескье и другими мыслителями.
  Монтескье писал в своем труде "О духе законов" (1748): "Политическая свобода имеет место лишь при умеренных правлениях. Однако... она бывает в них лишь тогда, когда там не злоупотребляют властью. Это известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела...
  Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга... Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет... Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной... Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти..."**
 
  *См.: Барабашев А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988; Разделение властей: история и современность. М.:
  Юрид. колледж МГУ, 1996.
  ** Монтескье. Избр. произв. М., 1955. С. 289-290.
 
 
  Идеи разделения власти в той или иной мере нашли впервые распространение и воплощение при создании буржуазно-демократических политических режимов как в Европе, так и в США*.
  Принцип разделения властей, являющийся важным принципом демократии, отражен в конституционных актах Великой французской революции**. Он был использован и во многих других конституциях***.
  В России этот принцип был положен в основу преобразований, осуществлявшихся в ходе реформ 1864 года. Судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной****. Ныне этот принцип отражен и закреплен в Конституции Российской Федерации. Статья 10 гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны"*****.
  С учетом этой сложившейся и оправдавшей себя практики укоренился удачный образ треугольника власти - название общей системы, совокупности властей (законодательной, исполнительной и судебной). В тесной связи с этим образом приобрело широкое распространение и понятие "ветвь власти" (в США branch of power) - отдельная отрасль, линия, боковой отросток власти в ее общей системе. В мировой науке и практике различают три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
  Прежде чем перейти к их характеристике, отметим, что существует и широко употребимое понятие "представительная власть", к которой можно отнести органы законодательной и исполнительной властей. Представительная власть - 1) власть выборная, основанная на представительстве, выражающем чьи-либо интересы, прежде всего народные; 2) власть, внушающая почтение своим обликом и манерой общения.
  В рамках кратологии, дающей упорядоченные представления о власти, излагающей ее целостную теоретическую систему, мы остановимся на общей оценке трех властей.
  О законодательной власти нам уже приходилось говорить. Поэтому лишь отметим, что она представляет собой важнейшую систему, звено, ветвь власти. Она охватывает систему тех органов государства, которые принимают законы. Сама же законодательная власть имеет исключительное право издавать нормативные акты, которые после конституции обладают высшей силой, т. е. законы. Этой власти дано решать ключевые государственные дела- принимать бюджет, финансовые законы и контролировать действия исполнительной власти - правительства. В тех странах, где существует парламентарная система, установлен
 
  * В Конституции США, принятой в 1787 году и состоящей из семи статей, ст. I посвящена законодательной власти, ст. II - исполнительной, ст. Ill - судебной (см.: Конституция Соединенных Штатов Америки. М.: ТОО "Иван", 1993. С. 3, 11, 14).
  ** См.: Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира: Справочник. М.:
  Юрид. лит., 1993. С. 198-219.
  *** См.: Современные зарубежные конституции. М., 1992; Конституции государств Европейского Союза. М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
  **** См.: Исаев И. А. История государства и права России. М.: Изд-во БЕК, 1993. С. 180.
  ***** Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. С. 7.
 
 
  порядок, согласно которому исполнительная власть несет ответственность перед властью законодательной. Высшим законодательным органом является парламент со всем широким кругом его прав и обязанностей, со своими структурами, штатами, задачами и целями.
  Исполнительная власть* - важнейший вид (ветвь) власти. Задача этой власти - проводить в жизнь волю избранных или стоящих во главе государства лиц и органов, представляющих жизненные интересы тех или иных слоев общества, сословий, наций. Исполнительная власть _ это власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения законов, принимаемых парламентом, т. е. законодательной властью.
  Исполнительная власть принадлежит либо президенту** - главе государства - и правительству (в президентских республиках), либо главе государства (в парламентарных республиках). Однако в парламентарных странах роль главы государства фактически номинальна. Вопросы здесь решаются на правительственном уровне при определяющем влиянии парламента.
  В реальной практике роль исполнительной власти выходит за рамки теории и нередко за пределы, установленные конституцией. Органы этой власти в центре и на местах представляют собой гибкий, оперативный инструмент власти. Обособление и чрезмерное усиление исполнительной власти, как говорит опыт, способны вести к свертыванию демократии и бюрократизации общественно-политической жизни. С другой стороны, ослабление этой власти может повлечь за собой дискредитацию и даже распад данного устройства власти.
  Судебная власть*'** - в государстве, придерживающемся принципа разделения властей, одна из трех важнейших независимых ветвей власти, которой вменяется в обязанность слежение за строгим соблюдением конституции и других законов.
  Организация судебной власти и характер ее деятельности весьма различны в различных государствах. Ключевая роль здесь принадлежит юстиции, т. е. собственно правосудию, а также системе судебных учреждений и их деятельности по осуществлению правосудия. Центральным звеном в этой системе является суд - а) государственный орган, ведающий разрешением гражданских (между отдельными лицами, учреждениями) споров и рассмотрением уголовных дел; б) само разбирательство дел в суде; в) сами судьи - те лица, кто судит; г) мнение, заключение. Нередко говорится и о суде истории, суде потомков. Судебная власть опирается на судебную систему - совокупность всех судов, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия.
  " Третья власть" - таково современное распространенное название судебной власти.
  Этими цифрами не ограничивается содержательное применение порядковых числительных в сфере власти.
 
  * См.: Исполнительная власть в Российской Федерации. М.: Изд-во БЕК, 1996.
  ** См.: Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М.:
  Юрид. лит., 1994.
  *** См.: Савицкий В. М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М.: Изд-во БЕК, 1996.
 
 
  " Четвертая власть" (англ. fourth power, от англ. "Fourth Estate" - "четвертое сословие", пресса) - образное осмысление и оценка в современной жизни средств массовой информации, которые по силе влияния на людей практически выдвинулись в один ряд с тремя властями - законодательной, исполнительной, судебной.
  Имеются и сходные, близкие понятия - микрофонная власть, весьма влиятельная информационная власть. Не исчезла пока власть литературы (поэзии), музыки, шоу-бизнеса, телевидения и т. д.
  Информационная власть - возрастающее в наше время значение информации и силы ее влияния на политические процессы, на процедуры выработки и принятия важных решений, их пропаганды и реализации. Ныне лидирует тот, кто владеет полной и своевременной информацией. Целенаправленная информация важна для создания имиджа власти, политики и политиков. Возрастание роли такой информации привело к появлению политического маркетинга и информационного права*. Информация создает имидж, содействует паблисити, т. е. публичности, известности, популярности (качества очень необходимые и ценимые во властной практике), рекламе, деловым связям**.
  "Четвертая власть" предопределяет презентации - представление, предъявление публике, общественности той или иной новой фирмы, компании, книги, журнала, товара и т. д.; рекламу, в том числе политическую, нередко с участием самих представителей властей.
  Сегодня в широком ходу и понятие "пятая власть" - образное осмысление возможностей и влияния, приобретаемых в тех или иных странах то ли мафией, то ли общественным мнением. Этот термин пока еще не устоялся. Термином "пятая власть" иногда характеризуют и власть рынка, и даже власть секса. На "пятую власть", пожалуй, все больше претендует мафия. В прошлом - это тайная террористическая организация, возникшая на острове Сицилия в начале XIX века. Ныне это символ и все чаще аналог власти, с которой связаны активная террористическая деятельность в различных странах и организованная преступность. В наше время она составляет предмет особых беспокойств для российских властей.
  Не составляет большого труда повести речь и о "шестой", "седьмой", "восьмой" власти и т. д. Все это будут раздумья и обсуждения практического свойства, фактически обосновывающие их принадлежность к практической кратологии.
  Рассмотрев типологию, систему, структуру, характеристику реальной власти, логично будет оценить динамику, эволюцию власти, ее кратогенез, сопоставить в рамках сравнительной кратологии ее ступени, стадии, фазы, их суть и особенности, с тем чтобы привлечь внимание к необходимости сопоставления, сравнения властной практики различных лиц, эпох, режимов, государств.
  * См.: Копылов В. А. Информационное право: Учебное пособие. М.:
  Юристь,1997.
  ** См.: Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М., 1997;
  Связь с общественностью - "Паблик риленшнз" - государственной власти и управления. 2-е изд. Алматы: Гылым, 1997.
 
 
 
  4. Сравнительная кратология
  При всей важности сравнений, сопоставлений в теоретической и актической кратологии в числе базовых, фундаментальных отраслей кратологии свое самостоятельное и значительное место занимает сравнительная кратология. Здесь она следует примеру других наук*.
  Сравнительная кратология - это одна из ведущих областей науки о власти. Именно ей надлежит вести исследования, сопоставления различных систем власти и особенностей их устройства:
  - в прошлом и настоящем;
  - в различных современных государствах и иных властных структурах;
  -в разнообразных теориях, концепциях, доктринах, учениях о власти;
  - в многочисленных типах, видах и формах власти На этой основе важно сопоставлять достоинства и недостатки властей, вырабатывать пути их совершенствования, выявлять тенденции развития и содействовать их прогнозированию.
  У сравнительной кратологии как области знания есть две существенные особенности.
  Первая состоит в том, что сравнительная кратология тесно связана с теоретической и практической кратологиями. Она заимствует у них исследовательский и фактологический материал, на базе которого часто строит свой анализ и вместе с тем обогащает эти области знания. Это - явление, во многом свойственное нынешним развитым системам наук. Оно нередко размывает четкие грани между науками, что, кстати говоря, помогает именно в этих пограничных районах, на стыках наук чаще достигать прорывов в теории, а затем и на практике.
  Вторая особенность сравнительной кратологии связана с богатством содержания изучаемого ею реального объекта. В самом деле, когда речь заходит о сравнении, сопоставлении властных систем, структур, их элементов, дело не исчерпывается лишь самими типами, видами государств или учений. Разве можно обойти вниманием разнообразие правящих режимов, властвующих персон, национально-государственных систем, наличие многих видов и типов властей, их особенностей, традиций, этапов, стадий, динамики эволюционирующих властей и т. д.?
  В необычайно пестром мире многообразия форм власти, систем государственного устройства, правящих режимов - особое раздолье для сравнительной кратологии. Вот где обилие фактов, явлений, примеров, традиций, уроков, загадок - в поучение и настоящему, и грядущему и в интересах все более глубокого проникновения в мудрость, своеобразие, противоречия и проблемы минувших времен. Как справедливо отмечает А. П. Бутенко, "...в каждом обществе, в каждой стране своя расстановка общественно-политических сил, свои нравы, свои традиции и учреждения. Поэтому и государственная, политическая власть реализуется, осуществляется в каждой стране по-своему, через только ей "рисущий государственный строй и политический режим"**.
  * См., напр.: Сравнительная социология. Избранные переводы. М., 1995;
  Голосов Г. В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995; Доган М., ПелассиД. Сравнительная политическая социология / Пер. с англ. М., 1994.
 
  ** Политология в вопросах и ответах / Под ред. Е. А. Ануфриева. М.: На-.1994. С. 33.
 
  У каждой власти ее последователи или преемники часто могут что-то и даже многое позаимствовать. А еще чаще каждая очередная власть, очередной режим или властитель предпочитают творить "с чистого листа" - были бы мысли, средства, ресурсы, накопления, капиталы, власть. Тем не менее в фокусе внимания сравнительной кратологии прежде всего находятся уже состоявшиеся акции, опыт, история, явления, формы власти, а также труды мыслителей, мысли правителей, факты правления монархов и президентов.
  Вместе с теоретической и практической кратологией сравнительная кратология интересуется в первую очередь системой и институтами власти, властными структурами, формами правления, т. е. принципами организации, нормами, особенностями, приемами устройства и функционирования государственной власти. Различают и сравнивают монархические формы (монархии) и республиканские формы (республики) в прошлом и настоящем. Выделяют и сопоставляют парламентскую и президентскую формы правления, которые предопределяют особенности систем и структур власти.
  Таков подход к сравнительной кратологии в главном, причем, как правило, с позиций нынешнего дня. Как отправного пункта этих рассуждений для данной книги может быть достаточно. Но история и реальная действительность - это, разумеется, неисчерпаемая сокровищница для отбора фактов, примеров, данных, их анализа, сравнения и сопоставления. Поэтому мы продолжим осмысление круга представлений в этой области знания.
  В сравнительной кратологии очень часто различия и отличия, показатели и критерии властей (их типов, систем, видов) связаны с постановкой ряда ключевых вопросов и поиском ответа на них. Среди этих вопросов: чья именно власть, какая власть (каковы ее период, сила и уровень, а также ее ведущие характеристики), в какой области, сфере; власть каких размеров, масштабов, объемов и т. д. Выстроенные по таким признакам и основаниям власти, в свою очередь, требуют характеристики производных от них явлений и фактов.
  Остановимся на особенностях общей сравнительной характеристики властей. При этом важно заняться не самими деталями сравнительной характеристики, а с позиций методологии показать, на что целесообразно обращать внимание прежде всего.
  В поле зрения сравнительной кратологии в первую очередь попадают:
  - исторические типы власти: власть древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени или же власть патриархальная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая;
  - субъекты власти: государство, общество, церковь, семья и другие субъекты; власть правителей (монархическая) и власть демократическая (народная) в огромном их разнообразии;
  -разграничение и характеристика власти по ее объектам, сферам, регионам, уровням и объемам, ее проявлениям и последствиям;
  - сопоставление властей по отношению к ним населения, подвластных.
  Преимущественное внимание следует обращать на определяющую сегодня власть - власть государственную в ее динамике, действенности и результатах.
  Применительно к сфере власти в определенных условиях возникают ситуации, которые правомерно сопоставлять и квалифицировать как монополию на власть (например, для самодержца, коллегиального органа, партии в однопартийной системе) или монопольную власть, т. е. ни с кем не делимую, не разделяемую, например, в случае утверждения чьей-либо диктатуры. Отсюда проистекает разграничение на личную или публичную власть.
  Личная власть - это фактическая власть, ее объем, права, полномочия, которыми располагают и пользуются те или иные ее субъекты, носители: властители, монархи или даже избранные лица - монопольные обладатели власти на ее разных этажах.
  Публичная власть - власть, открытая народу и его суждениям, общественная по характеру (не частная), вовлекающая в управление широкие круги населения.
  Вся история прошлого отмечена господством власти личной, власти самодержца, монарха (в различных его наименованиях). Примеров такой власти множество: императорская власть - неограниченная власть, принадлежащая императору; королевская власть - неограниченная власть, принадлежащая королю, и т. д.
  Можно упомянуть и более понятную гражданам России царскую власть. Царь - в России в 1547-1721 годы официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I был заменен титулом "император", но существовал неофициально наряду с ним до 1917 года. Как свидетельствует история, цари обладали огромной, порой необъятной властью. В качестве аналогичной, сопоставимой, сравнимой можно назвать власть княжескую, графскую, герцогскую, власть шахов, султанов, беков и т. д.
  Будучи сходными в главном, правящие режимы разнились в те или иные эпохи в зависимости от стран, периодов времени, масштабов государств, населения, многих личных особенностей правителей (возраста, пола, опыта, характера, индивидуальных особенностей вплоть до здоровья и т. д.).
  Субъектом власти может стать и народ. В этом случае речь должна идти о демократии, или народной власти, т. е. власти, избранной народом и служащей его интересам. Сущность, содержание, особенности демократической власти должны в наибольшей мере интересовать сравнительную кратологию именно сейчас, с началом III тысячелетия.
  Западная практика XX века дает массу примеров сравнительного использования кратологической проблематики и терминологии. Тем более что западные исследователи имели несравнимо более широкие возможности для оригинального, нестандартизированного изложения своих позиций.
  Интересным примером сравнительного кратологического исследования являются многочисленные факты рассмотрения того, как осуществляется власть в условиях тоталитаризма. Так, С. Серебряный свидетельствует: "тоталитарный" - слово, возникшее в XX веке и применяемое для характеристики таких политических (государственных) систем, которые стремятся - ради тех или иных целей - к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. Слово totalitario впервые было употреблено итальянскими критиками Муссолини в начале 20-х годов, когда в Италии начала складываться однопартийная фашистская система. Но Муссолини сам подхватил это слово и провозгласил своей целью Издание "тоталитарного государства" ("stato totalitario"). Позже в Германии нацистские правоведы также использовали выражение "тоталитарное государство" в положительном смысле. Но за пределами идеологий итальянского фашизма и немецкого национал-социализма слова "тоталитарный" и "тоталитаризм" имели в основном смысл негативный, осудительный. Во время второй мировой войны эти слова были взяты на вооружение антифашистской союзнической пропагандой. Вместе с тем "тоталитарный" и "тоталитаризм" стали и терминами науки. Уже в 20-е годы выявились определенные черты сходства между политическими системами, складывавшимися в Италии и СССР, а в 30-е годы - черты сходства между идеологией и практикой сталинизма и нацизма. Когда во второй половине 40-х годов началась "холодная война", "тоталитаризм" снова стал словом-лозунгом, словом-оружием - на этот раз в идеологической борьбе между Западом и СССР. В послевоенные годы в Западной Европе и США продолжалась и научная разработка понятия "тоталитаризм", хотя наука не могла не испытать на себе влияния "холодной войны". Исследования по "тоталитаризму" представляли собой, как правило, сопоставительный анализ политических систем Германии эпохи нацизма, СССР эпохи сталинизма и в меньшей степени - фашистской Италии. Позже к этому списку стали присоединять Китай эпохи Мао, а иногда и некоторые другие "тоталитарные режимы"*,
  Назовем в связи с этим получившее широкую известность в мире сравнительное жизнеописание Гитлера и Сталина - труд знаменитого английского историка Аллана Буллока**. История и современность полны подобных исследований. Само развитие мировой властной практики является своего рода гарантом грядущего потока трудов в этой сфере и рождения новых идей и опыта на поприще власти.
  Сегодня, например, стало модным увлечение федеративным устройством государственной власти. Как отмечает В. И. Ефимов, реальных систем государственной власти в условиях федеративного государства ровно столько, сколько субъектов федерации, плюс еще одна власть - федеральная. В Соединенных Штатах кроме федеральной государственной власти существует 50 систем государственной власти штатов, в Мексике - 31 система, в Индии - 25, в Швейцарии - 23, в Бразилии - 21 система государственной власти субъектов федерации и т. д. Пальма первенства, однако, принадлежит, по-видимому, России, которая как федерация объединяет сегодня 89 субъектов***.
  Согласно Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Каждая республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Другие субъекты имеют свои уставы и законодательство. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве
 
  * См.: 50/50: Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. С. 368-369.
  ** См.: Буллок А. Гитлер и Сталин: Жизнь и власть: Сравнительное жизнеописание: В 2 т. / Пер. с англ. Смоленск: Русич, 1994.
  *** См.: Ефимов В. И. Система государственной власти. М.: Универсум, 1994. С. 141
 
  системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между субъектами федерации.
  В рамках сравнительной кратологии отметим, что президентство в структуре власти впервые введено в России в июне 1990 года.
  Следует, однако, иметь в виду, что это лишь на первый взгляд глубочайшая и радикальнейшая новация во властной практике в нашей стране. Например, созданное еще в марте 1917 года, вскоре после краха царизма, Юридическое совещание разработало в сентябре - начале октября ряд важных проектов конституционных законов. По одному из них - "Об организации Исполнительной власти при Учредительном собрании" - предполагалось, что это собрание должно избрать в России временного президента республики, который стал бы главой государства и главой правительства. Однако эти и другие проекты создания сильной исполнительной власти оказались не реализованы*.
  Президентство в целом как явление мировой практики** влечет за собой во властной сфере обширную совокупность многих властных институтов и большой круг понятий. Назовем некоторые из них.
  Президентская республика - одна из форм государственного устройства в мировой практике с сильной президентской властью и правом президента формировать правительство.
  Президентский совет - рабочий орган при президенте, решающий применительно к условиям той или иной страны вопросы выработки рекомендаций и мер по реализации внутренней и внешней политики, обеспечению национальной безопасности и т. д.
  Президентское правление - временно вводимое президентом правление в интересах соблюдения прав граждан в тех или иных местностях при объявлении чрезвычайного положения или в других случаях, предусмотренных конституцией, законом. При этом полномочия соответствующих органов государственной власти и управления приостанавливаются.
  Следующее часто рассматриваемое в сравнительной кратологии ключевое звено власти - парламент (англ. parliament, нем. Parlament, фр. parlement, от parler - говорить) - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции. Это выборный высший законодательный орган. В большинстве стран он состоит из двух палат. В Великобритании он называется парламентом, в США - конгрессом, в Швеции - риксдагом и т. д. В Англии в средние века парламент представлял собой сословно-предста-вительное учреждение, возникшее в XIII веке; во Франции до революции XVIII века - высшее судебное учреждение.
  Парламентаризм - это система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующейся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента. Парламентаризмом именуют также теорию и практику деятельности парламента. В мировой практике встречается и парламентарная монархия - тип государственного устройства, при котором в стране наряду с монархом (с его формальными функциями главы государства) существует и действует парламент.
 
  * См.: Исаев И. А. История государства и права России. Курс лекций. М.:
  Изд-во БЕК, 1993. С. 245.
  ** Из 183 стран, входивших в ООН в 1993 году, 130 имели пост президента.
 
 
  Для России важнейшее значение имеет ее парламент - Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы - и являющийся постоянно действующим органом.
  Следует еще раз отметить, что в мировой практике (и исторической, и современной) названий (и функций) парламентов и их палат обширное множество.
  Конвент (от лат. conventus - собрание, сходка) - 1) высший законодательный и исполнительный орган Первой французской республики (1792-1795); 2) в некоторых странах часть названия политических партий, организаций.
  Кортесы (исп. cortes) - 1) сословно-представительные собрания в Испании и Португалии (в XII-XIV веках); 2) в Испании (до 1977) - парламент.
  Лагтинг (норв. lagting) - верхняя палата норвежского парламента - стортинга (нижняя - одельстинг).
  Ландрат (нем. Landrat) - 1) в ФРГ глава местного управления; 2) в некоторых кантонах Швейцарии название законодательного органа; 3) в прошлом в России советник от дворян того или иного уезда при губернаторе.
  Меджлис - название парламента или одной из его палат в Иране и Турции.
  Сейм (польск. Sejm; англ. seim) - название парламента в некоторых государствах (например, в Польше).
  Сенат (англ. senate; от лат. senatu.s; от senex - старший, старец) - 1) в Древнем Риме республиканского периода - верховный орган власти; 2) в России в 1711-1917 годах - правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С первой половины XIX века - высший судебный орган, который осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. Согласно судебным уставам 1864 года - высшая кассационная инстанция; 3) название верхней палаты парламента в ряде государств (США, Италия и др.); иногда - наименование органа городского управления.
  А дальше - рейхстаг и бундестаг, кнессет, коккай (в Японии), палата общин, скупщина, хурал и т. д.
  Теперь мы подошли к правительству (англ. Government). Это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти в стране. Правительства (совет министров, кабинет министров и т. д.) также весьма многообразны в разных странах.
  Конституция Российской Федерации (статьи 110-117) характеризует место, роль, порядок назначения Правительства РФ, его полномочия и деятельность.
  К властной сфере часто относят и партии (от лат. pars, partis - часть, группа). Партия - это политическая организация той или иной части населения, сословия, класса, выражающая и защищающая его интересы и стремящаяся направлять его действия. Партии создаются, как правило, с целью прихода к государственной власти или участия во власти. В связи с этим выделяют партии правящие и оппозиционные. Распространено и наименование "правительственная партия" - партия, члены которой возглавляют правительство или входят в него.
 
  По целям, профаммам, содержанию деятельности, социальной базе различают множество партий. Общее число партий в отдельно взятых странах может составлять десятки. Таким образом, сфера власти, ее структура находятся в числе первопричин многопартийности.
  Многопартийность - одновременное существование и деятельность двух или нескольких политических партий в одной стране. На крутых поворотах истории в России существовали многие десятки партий: в 1917 году- более 70, в 1994 году - 56, а ныне - более 100. Как правило, спектр видов их взаимодействия весьма широк - от противоборства или игнорирования друг друга до различных совместных акций.
  В этом круге рассуждений нельзя обойти еще одну тему, которая не только в кратологии заслуживает специальных (теоретических, практических, сравнительных, прикладных, функциональных и даже планетарных) исследований. Речь идет о крепнущих, обретающих новые масштабы теневых структурах. Это те самые организации, партии, лица, вновь созданные структуры, которые до поры до времени остаются в тени, предпочитают держаться за кулисами и воплощать в жизнь свои замыслы, не привлекая особого внимания, ожидая своего часа. О широком распространении такой практики говорит и растущее число все более внушительных явлений и обусловленных ими понятий: теневая власть, теневая политика, теневое правительство, теневой кабинет, теневой премьер, теневой министр и т. д. Впору уже и сравнительно-теневую кратологию создавать.
  Если рассматривать властную структуру, вертикаль власти в полном объеме, в общем разрезе государства, то, конечно, нельзя ограничиваться вершиной пирамиды власти, которую обычно показывают энциклопедические справочники, посвященные отдельным странам и современному миру в целом*. Только к Олимпу вся власть в конечном счете не сводится. Поэтому в столь многоэтажной постройке нельзя обходить вниманием ни один уровень, ни один этаж и даже, так сказать, ни одно межэтажное перекрытие. Здесь раздолье для сравнений и сопоставлений.
  В завершение экскурса в этот раздел сравнительной кратологии отметим особое значение ряда ключевых исследовательских моментов.
  Прежде всего, это уроки власти как нечто весьма поучительное в деятельности власти, из чего можно и нужно делать беспристрастные, объективные полезные выводы (как позитивного, так и негативного характера) на будущее и для данной, и для других властей.
  Далее, это традиции власти. Их составляют подлежащие особому вниманию и сравнению обычаи, установившиеся порядки, унаследованные от прошлого, оберегаемые и хранимые данной властью, изучаемые ею и используемые для поддержания преемственности и стабильности власти.
  Нередко обоснованно говорят о самых разнообразных традициях:
  государственных, общественных, монархических, демократических, политических, национальных, военных, производственных, правовых, культурных, педагогических, вузовских, школьных, семейных, религиозных и даже революционных и т. д. Но если в каждом такого рода случае внимательно подумать, то очень часто за этими традициями вполне
 
  * См., напр.: Весь мир (Энциклопедический справочник). Минск: Литератрау-139
  отчетливо можно увидеть, уловить и воздействие, и влияние, и интересы конкретных властей того или иного рода.
  Обратим внимание и на обычаи власти как общепринятые порядки, традиционно установившиеся правила общественного поведения властей, реализации проводимого ими курса, общения представителей власти с населением и между собой. Конечно же их надо и изучать, и сравнивать, и отшлифовывать, а кое-что и отбраковывать.
  Пожалуй, наиболее интересны в сравнительной кратологии, как, впрочем, и в теоретической и практической кратологии, тайны власти, многочисленные, разнообразные и нередко уникальные, неповторимые и особенно впечатляющие в их сопоставлении, сравнении. Ими полна история любых государств, и, видимо, особенно выделяется своими тайнами наша отечественная власть разных веков и эпох.
  Не случайно именно повествованиями о власти и ее тайнах выделяются труды российских историков Н. М. Карамзина (1766-1826), В. О. Ключевского (1841-1911), С. М. Соловьева (1820-1879). Вот почему составители сборника "Тайна власти", представляющего впечатляющие отрывки из трудов этих историков и других авторов, обращаются к читателю со следующими словами:
  "В чем тайна власти? В чем ее притягательность? Почему ради власти люди жертвуют всем - честью, свободой, добрым именем, детьми, жизнью?
  История свидетельствует: каждый, кто рвался к трону, искал своего:
  один - богатства, другой - почестей, третий - права вершить судьбы людей, четвертый стремился изменить мир... И почти все они вели борьбу за власть - борьбу не на жизнь, а на смерть"*. В этой борьбе множество тайных, малопонятных, труднообъяснимых страниц. Сказанное относится ко всем видам власти, особенно к власти противозаконной.
  Наконец, интересны и многочисленны загадки власти.

<< Пред.           стр. 7 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу